Иван Князев: Еще одна тема. Сегодня в Нижнем Новгороде спустили на воду круизный теплоход «Мустай Карим». Это второй построенный за постсоветское время лайнер. Он спроектирован по типу плавучей гостиницы и соответствует уровню пятизвездочного отеля. Длина судна – 141 метр. Назвали теплоход в честь знаменитого башкирского поэта. Тамара Шорникова: Сразу хочется спросить: сколько нулей будет в цене на билет? Тоже пять или все-таки меньше? Иван Князев: А вот сейчас будем узнавать, сейчас и будем узнавать. Тамара Шорникова: С нами на связи Константин Анисимов, вице-президент Российской палаты судоходства. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Константин. Константин Анисимов: Здравствуйте. Иван Князев: Константин, вы были, когда спускали теплоход на воду? Константин Анисимов: Вы знаете, сейчас как раз начинается церемония спуска на воду. Пока он еще за моей спиной стоит на земле. Буквально через 5–10 минут начинается церемония. Подъехал губернатор, подъехало руководство города, заказчики, соответственно. Начинается большой митинг тут, тысячи рабочих и служащих завода. Тамара Шорникова: Константин, как раз за вашей спиной лайнер? Если можно, на пять секунд буквально разверните телефон. Иван Князев: Да, можно телефончик немножко развернуть и показать нам, как это все выглядит, как все происходит там? Тамара Шорникова: Хочется посмотреть. Отлично! Буквально на пять секунд, чтобы рассмотреть. Иван Князев: Мы видим, что много людей. Константин, скажите, бутылку шампанского уже приготовили для того, чтобы разбить ее о борт? Константин Анисимов: Да-да-да, все приготовлено, как это принято традиционно. Тамара Шорникова: Давайте от приятного к полезному. Расскажите о характеристиках лайнера. Что мы сейчас о нем знаем? Что внутри этой гостиницы? Константин Анисимов: Это современное судное проекта PV300 Морского инженерного бюро, построено заводом «Красное Сормово». Заложено оно было буквально полтора года назад. Длина – 140 метров, ширина – 16,7 метра. Рассчитано на 340 пассажиров. Это современный лайнер, действительно пять звезд и уровня «река – море», который может работать на всей водной системе европейской части страны и выходить в ближайшие районы морские – Балтийское море, Каспийское море, немного Черное, Азовское море. Тамара Шорникова: Читали, что круизы до 6 тысяч километров может он осуществлять. Константин Анисимов: Ну, насколько я знаю, компания «Водоходъ», которая является заказчиком этого лайнера, планирует его в основном эксплуатировать между Москвой и Санкт-Петербургом и на круизах с российскими иностранными туристами. Все-таки самая любимая линия – именно от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно с заходом на такие острова, как Кижи, Валаам и другие Ладожские и Онежские озера, с посещением Ярославля, Углича и других волжских городов. Поэтому думаю, что он работать будет в первую очередь здесь и отрабатывать те деньги, которые вложены в него заказчиками. Тамара Шорникова: А если говорить о запланированных круизах каких-то, то уже понятно, куда он отправится в первый рейс? Константин Анисимов: Насколько я знаю, навигация у него начнется в мае следующего года, как я уже сказал, на линии Москва – Санкт-Петербург. Тамара Шорникова: И самое важное – сколько билет-то будет стоить? Константин Анисимов: Вы знаете, пока не опубликовано расписание и точные цены на этот теплоход. Но стоимость, конечно, будет немаленькая, потому что судно новое, насыщенное и рассчитано на пятизвездочную публику. Ну, ориентировочно – это, наверное, 10–15 тысяч рублей на человека в день. Хотя, может быть, на самые бюджетные каюты цена будет начинаться от 6–7 тысяч рублей в день на человека. Круизы обычно бывают 10, 12, 15 дней. Поэтому вот пересчитайте сами. Тамара Шорникова: 10–15 тысяч за 10–15 дней примерно, да? Иван Князев: Ну, это, прямо скажем, небольшие деньги, Константин. Константин Анисимов: Нет-нет, за один день. Иван Князев: А, за один день?! Тамара Шорникова: А, за один?! Константин Анисимов: Да, за один. Иван Князев: Так это же совсем другая история. Тамара Шорникова: Это, прямо скажем, уже большие деньги. Иван Князев: Существенная стоимость у нас получается, да. Константин, я хотел спросить. Вы сказали, что полтора года назад вроде как бы начали закладывать. И уже спустили на воду. Но ведь это достаточно хороший темп. С другой стороны, это всего лишь второй у нас лайнер. Перспективы на будущее у нас какие? Сколько у нас таких лайнеров появится? Восстановим мы эти советские темпы, которые у нас были в Советском Союзе, когда мы много строили? Константин Анисимов: Вы знаете, мы на это очень надеемся. И Российская палата судоходства прилагает большие усилия к тому, чтобы судоходные компании получили деньги по этой льготной программе. Здесь было выделено Министерством промышленности и торговли 6 миллиардов по льготной программе. Были заложены и сейчас строятся четыре судна – два таких больших PV300 и еще два небольших судна… Иван Князев: К сожалению, немножко… Тамара Шорникова: К счастью, все вопросы успели задать. Иван Князев: Да, все вопросы успели задать Тамара Шорникова: Сейчас примем звонок от телезрителя, Людмила у нас на связи. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Людмила. Зритель: Здравствуйте. Я из Новосибирска. Тамара Шорникова: Отлично! Иван Князев: Людмила, вы когда-нибудь на теплоходах катались? Зритель: Вы знаете, давным-давно каталась по Оби, вниз по течению у нас тоже были круизы. А сейчас я хочу просто порадоваться за людей, которые будут путешествовать на таком красивом теплоходе. У нас, конечно, таких не было. У нас «Мария Ульянова» была и «Патрис Лумумба», но все равно это замечательные пароходы. Их провожала и встречала «Славянка». Это так было красиво, приятно и здорово! У нас такой большой город, а почему-то пароходство наше перенесли в Томскую область, и у нас сейчас нет таких пароходов. Поэтому хотелось бы, чтобы и у нас такое было. Иван Князев: Ну, вполне возможно, скоро появятся. Тамара Шорникова: Людмила, смотрите, а если бы был? Вот 10–15 тысяч ориентировочно за один день. Вы бы смогли себе позволить такой круиз? Зритель: Ну, вы знаете, за один день это, конечно, многовато. Хотя бы дня на три вот эти 10–15 тысяч, то было бы замечательно. Тамара Шорникова: Разбить бы. Зритель: Я бы попутешествовала. Я люблю путешествовать. Тамара Шорникова: Да, отлично! Спасибо большое, Людмила, вам за звонок. Иван Князев: Спасибо вам, Людмила. Попробуем подключить еще одного эксперта к нашему эфиру. Надежда Малышева, главный редактор медиагруппы PortNews. Надежда, здравствуйте. Вы нас слышите? Надежда Малышева: Здравствуйте. Я вас слышу. Иван Князев: Надежда, хотелось бы спросить, билеты-то раскупили уже все? Есть такая информация или еще нет пока? Или хотя бы предварительные заказы какие-то? Тамара Шорникова: Много ли желающих заплатить по 10–15 тысяч – не дает мне покоя эта сумма! – за один день круиза? Надежда Малышева: Я хочу обратить внимание, что пассажиры, которые пойдут в первый рейс на этом теплоходе, – это будут иностранцы преимущественно. И, насколько мне известно, компания «Водоходъ» уже продала бо́льшую часть билетов на первый рейс на этот теплоход. И, наверное, в ближайший год и, может быть, даже несколько лет пассажирами станут именно иностранные туристы, которые приезжают посмотреть нашу страну. Иван Князев: Даже так? Тамара Шорникова: Потому что могут себе позволить. Рады, конечно, за них. Иван Князев: Надежда, дайте немного помечтать. Скажите, пожалуйста, а что там смогут увидеть туристы, когда взойдут на борт? Что там есть, что может порадовать, удивить? Надежда Малышева: На этом теплоходе есть все, к чему привыкли иностранные туристы, включая комфортабельные каюты, включая индивидуальные балконы, у каждого свои. Возможность будет искупаться в бассейне и так далее. Я хочу сказать, что очень важно, что именно иностранные туристы приходят на наш рынок. Я специально, готовясь к эфиру, посчитала, что у нас мировой круизный рынок всех перевозок по всему миру оценивается в 30 миллионов в год пассажиров, в этом году ожидается. При этом российский рынок – где-то полмиллиона круизных пассажиров. Это 1,5% от мирового рынка. И это достаточно неплохо, как бы ни казалось нам, что у нас совсем малюсенький рынок. Поэтому когда строятся такие красивые суда, и они строятся действительно достаточно быстро, как Константин Олегович только что сказал, – это большой плюс для нашей страны. Если еще будут синхронно развиваться и водные пути, потому что у нас, как мы знаем, не всегда достаточно глубин, чтобы проходили пассажирские пароходы, и если будет инфраструктура на берегах, в местах схода и стоянки… На маршруте между Петербургом и Москвой развиваются новые возможности туристические, именно береговой туризм. Я думаю, что этот теплоход будет загружен на много-много лет вперед. Тамара Шорникова: Надежда, у меня вопрос такой. Безусловно, здорово, что иностранные туристы приезжают в наши города, знакомятся со страной. Улучшается наш имидж на международной арене (ну, надеемся), если хорошо принимают. Оставляют деньги в наших городах. Но все-таки, возвращаясь к суммам и к прекрасному оснащению теплохода, создается впечатление, что и строили его исключительно для иностранных туристов, которые смогут себе позволить потом дорогие билеты. Вот о нашем вкладе российском в этот туризм создатели думают? Возможно, можно было бы сделать теплоход попроще, а цены подешевле – и больше людей бы смогли посмотреть свою страну, например? Надежда Малышева: Вы знаете, пассажирский теплоход – это очень-очень дорогое удовольствие. Кроме того, он работает у нас только полгода, потому что у нас полгода навигация по рекам происходит. Даже меньше, чем полгода. У нас полгода – это грузовая навигация по рекам, когда они открыты ото льда. А для пассажирских перевозок это навигация где-то с мая по сентябрь, еще меньший период. Иван Князев: Ну да. И нужно окупить все. Надежда Малышева: Это очень дорого. И это судно очень дорогое. Для Российской Федерации очень важно, что мы впервые за много десятков лет вообще построили пассажирский теплоход. И вот для того, чтобы экономика окупалась, конечно, необходимо строить, чтобы была загрузка на более длительный период, продолжительная. А это возможно с иностранным рынком. Я уверена, что если это судно запустится в серийную эксплуатацию, в серийное строительство и будут другие построены, то, может быть, это будет дешевле. И для российского рынка тоже, конечно же, будет обновленные, красивые, новые и современные суда. Иван Князев: Надежда, скажите, пожалуйста… Может быть, когда иностранцы накатаются, может, и нам немножко, нашему человеку останется немножко времени? Может быть, хотя бы полмесяца, и цену снизить. Или нет такой практики в продаже билетов? Надежда Малышева: Нет, конечно же, есть. Иван Князев: Дисконт какой-нибудь. Надежда Малышева: Я знаю, что компания «Водоходъ» предлагает и российским туристам тоже свои туры. Нет такой практики, что полностью весь теплоход выкуплен только иностранцами. Другой вопрос, что иностранцы глубже прогнозируют свои поездки, свои пожелания по тому, кому они поедут, и покупают заранее билеты. Но я думаю, что когда появится такое предложение, то и наши пассажиры тоже заранее будут выкупать каюты, и тоже смогут пососедствовать с ними, путешествовать вместе по нашим рекам. Тамара Шорникова: И чем больше теплоходов – тем больше конкуренция, тем, надеемся, все-таки ниже цены. Спасибо. Иван Князев: Спасибо, Надежда. Тамара Шорникова: С нами на связи была Надежда Малышева, главный редактор медиагруппы PortNews. Теплоход вот-вот, второй после советской истории, скоро уже отправится в рейс. Иван Князев: На котором скоро музыка заиграет, да-да-да.