Петр Кузнецов: Проверять наши автомобили пока будут по-старому, правительство отложило введение новых правил техосмотра, они должны были заработать с 1 марта... Марина Калинина: ...но теперь заработают с 1 октября. Как пояснил премьер Михаил Мишустин, к техническим переменам не все станции успели подготовиться и на старте возможны проблемы, главная из которых – очереди на прохождение осмотра. А очередей, по словам Мишустина, с учетом эпидобстановки быть просто не должно. Петр Кузнецов: Технические перемены действительно существенные. В новом техосмотре, например, будут электронные диагностические карты, фотофиксация процесса, еще ряд процедур, влияющих на работу станций техосмотра. Что изменится, спросим у Антона Шапарина, это вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте, Антон Владимирович. Марина Калинина: Здравствуйте, Антон. Антон Шапарин: Приветствую. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, коротко, чтобы мы поняли, что не так сейчас с техосмотром? Потому что то его хотели полностью когда-то отменить, теперь его полностью переводят в «цифру», как будто бы, ну не как будто бы, а возвращая ему статус техосмотра. Антон Шапарин: Ну, для начала его никто никогда не хотел отменить. Его лет 10 назад передали страховым компаниям под контроль, и они полностью развалили всю систему. Собственно, что произошло? Они решили продавать... без какого-либо осмотра. Собственно, вся страна в курсе, что у нас техосмотр покупается, покупается в интернете легко и принужденно, не в курсе только, собственно, органы власти, они сейчас попытались вдруг в чистом поле создать систему техосмотра. Внезапно выяснилось, что пунктов техосмотра в стране нет и взяться им неоткуда, потому что за 800 рублей, собственно, 10 миллионов рублей инвестировать, создавать, ремонтировать здания, линию целую и так далее, и тому подобное... Марина Калинина: Нет, ну там же еще оборудование какое-то нужно поставить для всей этой диагностики. Петр Кузнецов: Да-да, это одна беда, ладно бы они существовали, за полгода, например, можно переоборудовать, а если их нет, то есть с нуля... Марина Калинина: Нет, ну если они есть даже, мне кажется, они вот стол, стул и один человек. Петр Кузнецов: Ну, в таком количестве нет. Антон Шапарин: Бинго, вы правы, а вот премьер-министр у нас не знает о том, что там стол, стул и один человек, собственно, поэтому он решил, что... Коронавирус же все списывает у нас... Марина Калинина: Ну да. Антон Шапарин: Собственно, на мистические очереди в каких-то диагностических центрах, которых нет, значит, списали то, что органы государственной власти не смогли нормально провести эту реформу просто потому, что они действовали по принципу лебедя, рака и щуки, каждый отвечал за свой типа фронт работ. Соответственно, МВД говорило: «Мы только за безопасность дорожного движения, ваша задача – создать пункты техосмотра, для них какие-то дополнительные условия». Минэкономразвития говорило: «Мы ничего не понимаем в этом, давайте что-нибудь примем, будет хорошо». Минтранс говорил внезапно: «Нам нужно проходить техосмотр автобусам». А где? Выяснилось, что вы их, оказывается, покупали, в том числе на автобусы, годами, вот. Дернулись, а ехать некуда. Соответственно, начали думать, как выкрутиться из ситуации, как всегда, верховные наши руководители выступили в роли громоотводов. Петр Кузнецов: Подождите, ну а что за полгода-то изменится? За полгода... Марина Калинина: А есть такая вероятность, что вот перенесут еще на полгода, потом еще на полгода, так раза 3–4 или вообще отменят эту идею, откажутся от нее? Антон Шапарин: Отменить, отказаться нельзя, потому что у нас... Марина Калинина: Ну в таком виде, как он предлагается сейчас. Может быть, тогда его ГИБДД вернуть, а не страховым компаниям оставлять? Антон Шапарин: Его перенесут абсолютно точно. До октября, даже если чудесным образом вдруг сейчас повысят тариф, создадут стимулы для пунктов техосмотра, чтобы они появлялись и так далее, это все процесс длительный. Оборудование нужно где-то заказать из-за рубежа, потому что у нас такого количества тормозных стендов, например, в стране на складах нигде не лежит, это не картошка, ее не засолишь, не сложишь в подвал. Соответственно, это длинный технологический процесс, стоящий денег; здесь это бизнес, тут должна быть окупаемость, а ее не будет. Единственный вариант в этой конфигурации, если мы хотим сохранить техосмотр... А зачем он нам нужен? По нынешнему законодательству, помимо безопасности дорожного движения, без диагностической карты нельзя купить ОСАГО. Если мы, собственно, не дадим людям возможность оформлять ОСАГО, мы, во-первых, положим систему этого страхования, во-вторых, собственно, люди не будут ездить искать, как там что вдруг где можно найти, они просто бросят и все. Поэтому все рассказы про то, что бизнес сам все отрегулирует, – это невозможно. Марина Калинина: А если вернуть эти функции от страховых компаний обратно к ГИБДД? Пусть они этим занимаются. Антон Шапарин: Во-первых, мы здесь увидим сразу тринадцать панфиловцев из Минфина, которые встанут, поднимут бриллиантами выложенные золотые таблички с надписью «Денег нет» и, собственно, не дадут Министерству внутренних дел проинвестировать на самом деле огромные средства в это, потому что здесь то же самое оборудование нужно будет, только государству закупить где-то откуда-то, это первый шаг. Второй шаг: все автовладельцы прекрасно помнят, во что превратилась система техосмотра в ГИБДД, – кто-то расплачивался жидкой валютой, а кто-то и твердой, тут по-разному бывало. Но все прекрасно помнят, что эта сфера была полностью пронизана коррупцией и была самым сочным кусочком во всем царстве ГИБДД. Никто не хочет возвращения в эти «чудесные» времена. И нужно еще учитывать, что у нас выборы, а реформу мы наметили типа на октябрь. Интересно, каким образом, на каком информационном фоне все это будет происходить. Петр Кузнецов: Вот, мы узнаем в октябре, давайте встретимся в октябре, Антон. Спасибо вам огромное. Марина Калинина: Да, спасибо. Антон Шапарин. Петр Кузнецов: Антон Шапарин. Мы переходим к еще одной теме. Мы нашли большущую машину, которой точно нужен техосмотр.