Нужен ли россиянам «пасхальный понедельник»?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/nuzhen-li-rossiyanam-pashalnyy-ponedelnik-38431.html Тамара Шорникова: И тут тоже может заиграть музыка, потому что для кого-то эта новость станет, ну прямо скажем, подарком.
Иван Князев: Ну, наверное, да.
Тамара Шорникова: Россиянам могут дать еще один выходной день. Накануне в Госдуме рассматривали законопроект о Светлом (пасхальном) понедельнике. По мнению его авторов, «россияне во время Великого поста переживают эмоциональное напряжение духовных сил», потом у них случается «сильный эмоциональный положительный всплеск», это все цитаты.
Иван Князев: Да, это цитаты наших депутатов. По логике парламентариев, после всего этого необходимо отдохнуть. Законопроект о Пасхальном понедельнике внесли в Думу еще в 2017 году, но его обсуждение постоянно переносили. Нужен ли нашей стране дополнительный нерабочий день? Как это отразится на нашей экономике?
Тамара Шорникова: Ждем звонков и SMS. Как вы относитесь к такому предложению? Сколько можно отдыхать, или лишний выходной вовсе не лишний? Ждем вашего мнения.
Сейчас подключим к нашему разговору эксперта.
Иван Князев: Да, Владимир Карачаровский, доцент Высшей школы экономики, с нами на связи. Владимир, вы нас слышите?
Владимир Карачаровский: Да, здравствуйте.
Тамара Шорникова: Отлично.
Иван Князев: Владимир, так нужен ли нашей стране еще один выходной? Почему депутаты так долго откладывали этот вопрос? Что решили сейчас, вчера что они обсуждали? К чему пришли?
Владимир Карачаровский: Окончательного решения депутатов я пока не знаю. А предмет обсуждения на самом деле очень важный, и здесь с разных сторон можно к этому вопросу подойти. Конечно, еще один праздничный день, почему бы его не сделать? В России праздников не так много по сравнению, например, с Европой, Европа в среднем на несколько дней, на неделю точно отдыхает больше. Поэтому в принципе я за то, чтобы праздничных дней было больше, это первое.
Второе. В принципе я не сторонник роста количества религиозных праздников в светском государстве современном. Однако здесь есть вопрос, который вот как раз, как я понимаю, депутатов и смущал: если мы делаем какие-то шаги в сторону отдания дани традициям того или иного народа, той или иной конфессии, то мы должны соблюдать некий баланс, мы должны таким образом на основе паритетных каких-то начал отдать дань, отдать должное и другим конфессиям.
Вот здесь как раз если с этой точки зрения подходить, то как раз логичен этот выходной день в России, потому что, как известно, и мусульманские регионы, где доминирует мусульманское население в России, даже, насколько я знаю, регионы, где буддийское население доминирует, отмечаются соответственно религиозные правды (Курбан-байрам, Буддийский Новый год). И это, кстати, в пояснительной записке к документу так и прописано. Вот с точки зрения поддержания этого баланса как раз стоит православным, а точнее производной от православной религиозной культуре, то есть русской культуре, отдать соответствующее должное и сделать еще один выходной.
Тамара Шорникова: А мы не дойдем так до Светлого вторника после Восточного Нового года, например? Или Чистой среды после…
Иван Князев: Да, просто у нас страна многоконфессиональная, как учитывать, кому нужен выходной? Православным нужен, католикам нужен, буддистам, мусульманам тоже нужен, а там еще целый ряд у нас выстроится тех, кто нужен. Не получится ли так? Как выбирать-то?
Владимир Карачаровский: Смотрите, давайте… Поэтому я и сказал, оговорился, что я в принципе против роста количества религиозно окрашенных нерабочих праздничных дней. Я считаю, что нам нужно увеличивать количество праздников, которые, знаете, не подчеркивают различия национальные в России, а подчеркивают национальное единство в России. Но для этого нужна какая-то соответствующая идеология. Вот, например, коммунистическая идеология удовлетворяла этому принципу. У нас есть прекрасные праздники, на сегодня это День народного единства, в прошлом годовщина Великой Октябрьской революции, которая людей объединяла, которая заставляла их чувствовать себя единым народом.
Поэтому я и говорю, я не сторонник роста религиозных праздников, но понимаете, мы же не обсуждали этот вопрос, когда регионы с мусульманским населением, где значительный процент мусульманского населения, принимали свои законы о выходном дне для мусульманских праздников или для буддистов. Я и говорю, здесь возникает много нюансов, которые могут действительно смущать. Но действовать надо всегда единообразно: либо мы ни для какой конфессии не делаем исключений, нигде не празднуем, не делаем нерабочими праздничными днями…
Иван Князев: …либо для всех сразу, да.
Владимир Карачаровский: Да, либо… Почему «либо»? Пусть, давайте делать, у нас есть республики, где доминирует какая-то конфессия, но, по-моему, это все уже учтено.
Иван Князев: Это уже и так, по-моему, делается.
Владимир Карачаровский: Да. Единственные учтены мусульмане, давайте учтем и русских, и тогда будет все в порядке. Я не думаю, что здесь нужно уж так… Понимаете, да, есть такая проблема, поэтому не знаю. Мы уже момент этот как бы упустили, уже много регионов религиозные праздники отмечает. Тогда нужно идти в общей логике.
Иван Князев: Хорошо, Владимир…
Тамара Шорникова: Давайте отвлечемся от религиозной окраски сейчас и поговорим просто в целом о выходном.
Иван Князев: Да, не отключайтесь от нашего эфира.
Тамара Шорникова: А сейчас поговорим с телезрителем Михаилом. Здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Михаил.
Зритель: Да, добрый у вас, наверное, день, у меня вечер.
Тамара Шорникова: Да.
Зритель: Очень приятно попасть к вам в эфир. Ну смотрите, я вот как глубоко религиозный человек… Конечно же, празднование – это очень хорошо, дополнительные праздники, наверное, может быть, кому-то это хорошо.
Но я не считаю, что дополнительное внесение праздников будет совсем уж хорошо для народонаселения. Почему? Потому что, к сожалению, увы и ах, на сегодняшний день все равно какая-то часть населения связывает праздники с употреблением алкоголя. Наверное, все-таки глубоко верующий человек, ему без разницы, это будет рабочий день, это будет нерабочий день, то есть нерабочие дни, какие-то праздники – все равно кто-то чтит, а кто-то не чтит.
И именно дополнительный выходной, даже пускай религиозный, я думаю, это совершенно лишнее. То есть перенос праздника, перенос выходного дня можно делать, то есть какую-то субботу мы отработаем, а вторник мы отдохнем, вот так пожалуйста.
Иван Князев: Понятно. Хорошо, спасибо, Михаил.
Тамара Шорникова: Да.
Иван Князев: Есть у нас еще один телезритель.
Тамара Шорникова: Владимир из Новосибирска, давай узнаем мнение северного города. Здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Владимир.
Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.
Зритель: Да, здравствуйте.
Иван Князев: Владимир, как вы относитесь к лишнему выходному?
Зритель: Я думаю, что не стоит этого делать, потому что все-таки это преждевременно. Лучше, более конструктивно было бы работать на час меньше, и тогда будет меньше потерь рабочего времени, потому что человек в течение дня устает, соответственно отдача в конце дня меньше. А что касается религиозных праздников, конечно, они для разных конфессий в разное время, и подстраиваться под это категорически нельзя! Вот мое мнение, спасибо.
Иван Князев: Да, хорошо, спасибо, Владимир.
Тамара Шорникова: Пару SMS буквально перед комментарием. Алтайский край за дополнительный выходной, но не религиозный, не по религиозному признаку. Ростовская область: «Нужен понедельник, так как ночью люди стоят на службе». Ростовская область: «Не нужен такой понедельник, во вторник придут с похмелья люди». Сколько мнений!
Иван Князев: Владимир, вот действительно какие были мнения. А если в целом поговорить об экономике, экономика сильно потеряет от того, что в стране будет лишний выходной и люди не будут работать?
Владимир Карачаровский: Нет, несильно потеряет. Вот в отличие от, например, инициативы введения 4-дневной рабочей недели, увеличение количества праздничных нерабочих дней на 1–2 не является системным изменением в трудовых отношениях и в принципе на экономику никак не повлияет.
Смотрите, здесь ведь проблема в чем? Вот если бы экономика России динамично росла и постоянно требовалось бы вливание новой, так сказать, авангардной рабочей силы, передовые производства, то тогда да, большое количество праздников людей бы расхолаживало. Но в условиях, когда у нас рост экономики очень низок и когда очень низкие зарплаты, стоит беречь человеческий ресурс. Поэтому лишний день праздника, на мой взгляд, не только не навредит экономике, но не помешает, потому что, подчеркиваю, сейчас у нас не период интенсивного экономического роста и нам надо беречь силы населения.
Другое дело, и я абсолютно согласен с обоими телезрителями, что все нерабочие праздничные дни не должны быть просто пустым свободным временем, все они – вот, например, непререкаемого авторитета праздник День Победы, или 1 мая, или День народного единства – должны носить воспитательное, иметь глубокое воспитательное содержание и давать человеку возможность подумать о своей судьбе, о судьбе своей страны, о связи этих двух судеб. Знаете, это нерабочее время должно быть фундировано содержанием значительным, которое заставляло бы человека рефлексировать, осмыслять свою жизнь, тогда проблем…
Соответственно, должны быть соответствующие государственные мероприятия, досуг организован, которым люди могли бы себя занять, как мы уже говорили в ряде передач, интеллектуальный, важный досуг. Поэтому вот если это будет не просто выделение свободного времени, а общероссийская политика по заполнению качественному этого нового свободного времени, тогда никаких сбоев в производительности труда или повышения потребления алкоголя не будет. Это вопрос общей социально-культурной политики.
Иван Князев: Хорошо, спасибо большое.
Тамара Шорникова: Да, спасибо большое вам за комментарий.
Иван Князев: Владимир Карачаровский был с нами на связи, доцент Высшей школы экономики. А вот знаешь, Тамара, я вот, честно говоря, не хотел бы в свой выходной думать о судьбах Родины, хотел бы просто отдохнуть, в тишине побыть. Но это только мое мнение.
Тамара Шорникова: Давай узнаем мнение Ксении Рясовой, президента «FINN FLARE».
Иван Князев: Здравствуйте, Ксения.
Ксения Рясова: Добрый день.
Иван Князев: Вам как для бизнесмена лишний выходной – это на пользу или нет?
Ксения Рясова Ну, к счастью, я руковожу ритейл-компанией, это розничная компания, которая основную выручку делает в праздничные и выходные дни, поэтому для нас дополнительный выходной – это всегда прекрасно, это дополнительные выручки в магазинах. А с точки зрения производительности труда самой компании, то есть офиса, мы, конечно, до сих пор не смогли догнать «Inditex», лидера рынка, и мы очень к этому стремимся. То есть пока что производительность труда в России отстает от среднемировой, от европейской и тем более американской.
Тамара Шорникова: Ксения, вот каждый раз говорим в этой студии в том числе о том, что реально располагаемые доходы населения падают, падают год за годом. К вам по-прежнему в магазины в выходные ходит все больше людей?
Иван Князев: Все равно идут в магазины?
Тамара Шорникова: Если появится еще один выходной, придет еще больше? Или все-таки это не зависит от количества выходных, а зависит от возможностей людей ходить к вам?
Ксения Рясова: Конечно, это зависит от возможности людей ходить к нам. К сожалению, трафики год к году постоянно падают, и для того чтобы не падать в продажах, приходится всячески заигрывать с покупателем, бесконечные скидки, акции, улучшать и улучшать качества товара, представляемого на полках. Нам приходится непросто, да, согласна. Но один выходной, первый понедельник после Пасхи, есть во всем мире, вся Европа отмечает этот день, и у них выходной день первый выходной после Пасхи. Поэтому вот данное конкретное предложение мне не кажется таким уж катастрофически, вопиюще абсурдным, оно вполне укладывается в современный мировой тренд.
Иван Князев: Ксения, еще один маленький вопрос. С точки зрения маркетинга Пасхальный понедельник какой можно тренд придумать? Может быть, платочек от «FINN FLARE»? Чем, если вас как маркетолога спросить, можете заманить покупателя?
Ксения Рясова: Ну вы знаете, платочек надо продавать до Пасхи, а не после Пасхи, поэтому после Пасхи уже вряд ли платочек будет актуален.
Иван Князев: Хорошо, спасибо большое.
Тамара Шорникова: Да, спасибо. Это была Ксения Рясова, президент «FINN FLARE».
А я, знаешь, все-таки буквально две секунды потрачу на то, чтобы дойти до этой плазмы и показать информацию, что называется, на подумать, что мы обсуждали сегодня: 365 дней в году, как известно, 118 выходных дней сейчас, в 2019-м, у нас есть, 17 из них приходится на праздники.
Иван Князев: Это треть получается.
Тамара Шорникова: Треть года мы с вами уже отдыхаем.
Иван Князев: Я вообще иногда удивляюсь, когда же мы работаем.
Тамара Шорникова: Просто для концовки.
Следующую тему обсуждаем.