Иван Князев: Уважаемые друзья, мы хотим задать вам вопрос: мы с вами жадные? Ольга Арсланова: Мы уже выяснили, что мы – как там? – непросвещенные и несытые. Иван Князев: И несытые. Ольга Арсланова: Еще и жадные! Иван Князев: Еще и жадные. Ольга Арсланова: И неспортивные. Кошмар какой-то! Иван Князев: Это мы не утверждаем, это мы спрашиваем – и вот почему. Как часто мы с вами оставляем чаевые и благодарим людей, которые нас обслуживают? «Сбербанк» посчитал: средний размер чаевых россиян в ресторанах и кафе за семь месяцев этого года составил 7,5% от чека. Ольга Арсланова: Это, в общем, неплохо и довольно традиционно. В России так принято – процентов десять от счета оставлять, не больше. Давайте посмотрим, как же принято благодарить за сервис в мире. Например, service compris во французском счете освобождает от уплаты чаевых, но французы при этом вежливо оставляют в ресторанах те же 10% от суммы. В Австрии чаевые включены в счет, но хороший тон – просто округлить. Пусть это совсем чуть-чуть, но оставить. От 3 до 6% – немного – принято оставлять в Скандинавии. А вот в Азии можно существенно сэкономить на хороших манерах. В Корее официанты получают зарплату и процент от выручки, а чаевые могут даже задеть их самолюбие. Грубостью их сочтут и в Японии. А вот американцы и канадцы известны тем, что очень щепетильные в вопросах чаевых и оставляют до 20% от стоимости заказа. И стали притчей во языцех эти истории о том, как официант бежал за туристом и говорил: «А где же мои чаевые? Вернитесь!» Иван Князев: Да-да-да. Ольга Арсланова: По данным «Сбербанка», у нас, в нашей стране оставляли на чаевые 40% клиентов. В среднем получилось 88 рублей от чека. Считали, кстати, с помощью статистики сервиса «СберФуд»: там выбираешь ресторан из подборки и оплачиваешь счет без участия официанта. Так что речь идет о жителях больших городов, скорее о среднем классе. А вот как вообще в стране обстоят дела – это большой вопрос. Иван Князев: Да, будем сейчас выяснять. Сразу спросим вас, уважаемые друзья: вы оставляете чаевые – да или нет? Пишите нам. Ольга Арсланова: А мы приветствуем Игоря Бухарова, президента Федерации рестораторов и отельеров России, он сейчас выходит с нами в эфир. Игорь Олегович, здравствуйте. Игорь Бухаров: Да, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Игорь Олегович. Расскажите нам, как ведут себя посетители ресторанов и кафе? Насколько они щедрые? Ольга Арсланова: Причем по всей стране, не только в Москве и в Петербурге. Игорь Бухаров: Хорошо, давайте я скажу. Вот смотрите. С точки зрения цифр, которые предоставил «Сбербанк», он предоставил их с помощью приложения. Подавляющее большинство тех, кто платит, они все-таки платят наличными. Поэтому я думаю, что цифра не совсем корректная. Второе – традиционно в России оставляют от 5 до 10%. Следующий вопрос. Действительно, в Соединенных Штатах это традиция, которая сложилась. И уже вам показывают даже в чеке, какой процент чаевых вы можете оставить. Не надо на два счета делить ничего. Это все заходит по безналу спокойно, потом отдается официанту. Но дело в том, что официанты, например, в Голландии и Соединенных Штатах платят налоги с тех чаевых, которые они получают. Иван Князев: А, даже так? Игорь Бухаров: Да. Если мы говорим о чаевых, которые были в Советском Союзе, то понятно, что это был дефицит, мест не было, было сложно, и поэтому чаевые были больше, но опять же это примерно 10–15%. При этом еще вам необходимо было заплатить, грубо говоря, вперед, кроме чаевых, для того чтобы, например, попасть в ресторан, швейцару. Потом договориться, может быть, с бригадиром, если мест нет, договориться, чтобы вам нашли место. То же самое. Поэтому если говорить, сколько вы платили, то, вообще-то, могло быть и в два раза больше. Но дело в том, что стоимость блюд контролировалась государством. Это, в принципе, было не очень дорого. Иван Князев: Понятно. Игорь Олегович, скажите, пожалуйста, а официанты обижаются, когда им не оставляют чаевые? Проклятий в спину нет? Ольга Арсланова: В нашей-то стране зарплаты небольшие, в общем. Иван Князев: Или они привыкли? Игорь Бухаров: Смотрите, тут очень сложно. Каждый для себя выстраивает, потому что за свою карьеру… На сегодняшний день профессия официанта перестала быть профессией всей жизни. В основном это молодежь, которой нужно где-то, если они учатся в институте и нет возможности… Ольга Арсланова: …перекантоваться. Игорь Бухаров: Да. Иван Князев: Нет, ну они же были бы рады, если бы им оставили чаевые. Игорь Бухаров: Ну послушайте, рады, но вопрос… Я всегда говорю: «Если вы так обслуживаете, так вам и оставляют чаевые». Иван Князев: Понятно. Ольга Арсланова: Ответ «на себя обижайся». Иван Князев: Да, «пеняйте на себя» это называется. Ольга Арсланова: Спасибо. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров был у нас в эфире. Иван Князев: И опрос. Спрашивали у вас: вы оставляете чаевые? «Да» – 35% всего лишь, «нет» – 65%. Вот такие у нас… Ольга Арсланова: …результаты. Ну что же, мы сейчас прощаемся с вами, но после новостей вернемся и будем выяснять, умеете ли вы жаловаться так, чтобы действительно вас услышали. Присоединяйтесь, это наша большая тема.