Петр Кузнецов: Итак, мы продолжаем, продолжается программа «ОТРажение». Ксения Сакурова и Петр Кузнецов. Еще одна тема впереди у нас. Ксения Сакурова: Почти половина россиян готовы вкладываться в собственное развитие и благосостояние. Согласно опросам Superjob, 47% респондентов собираются в течение года получить дополнительное образование, пройти курсы или тренинги, причем все это за свой счет. Петр Кузнецов: Ого! Досиделись! Большинство таким образом рассчитывает улучшить свои профессиональные навыки. Около 20% говорят, что их цель – расширение знаний или личностный рост. Почти столько же надеются, что дополнительное образование поможет сменить работу. Но есть и те, кто верят в то, что обучение поможет продвижению по карьерной лестнице или росту заработной платы, то есть на том месте, на котором они сейчас продолжают трудиться. Ксения Сакурова: При этом 28% россиян в ближайшее время учиться не планируют. Из них почти половина ссылается на высокую стоимость дополнительного образования. 13% признаются в отсутствии желания. Каждый десятый жалуется на нехватку времени. А вот 8% убеждены, что все необходимые знания у них уже есть. 6% не видят в обучении никакого смысла. Будем говорить о том, где и чему можно поучиться для того, чтобы улучшить свою жизнь. Давайте сначала узнаем, что думают россияне. Рассматривают ли они курсы для карьеры или смены работы? Об этом спрашивали корреспонденты на улицах российских городов. ОПРОС Петр Кузнецов: О курсах как о возможности поправить свое благосостояние давайте поговорим. Пишите, звоните нам. Мы ждем ваши истории. Вот Михаил уже пишет: «Я шофер-профессионал, ни одной аварии. Чему меня учить?» Кто недавно переквалифицировался, кто пользуется таким инструментом, как курсы, в каком направлении вы изменили свой трудовой курс? Очень ждем ваших историй. А пока побеседуем с Викторией Пятницей – она управляющий партнер профессионального сообщества «HR-Эксперты». Виктория, добрый день. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Виктория Пятница: Здравствуйте, коллеги. Петр Кузнецов: У нас трудоспособное население вообще привыкло к тому, что необходимо переквалифицироваться? В каком состоянии у нас институт переквалификации, по-вашему, находится на сегодняшний день? Виктория Пятница: Ну знаете, я могу однозначно сказать, что это такая стадия очень динамичного роста, опять же с учетом того, что у нас очень быстро растет сейчас направление дистанционного обучения. И это немножко на руку играет, потому что больше возможностей, не надо куда-то ходить. Мы уже даже за эти два года пандемийные привыкли к тому, что дистант не намного хуже, скажем, очного обучения. И люди уже привыкают к этой внутренней дисциплине, к самоорганизации внутри. Я бы не сказала, что очень много переквалификаций идет, хотя это тоже есть. В большей степени, наверное, для работающих людей это постоянное повышение квалификации, потому что, наверное, нет такого направления, которое не менялось бы в бизнесе, не менялось бы очень быстро. И люди понимают, что пока они в рынке, пока они понимают, каковы тренды, каковы тенденции в том или ином направлении, они на коне, они у дел, они имеют работу и благополучно развиваются. Другое дело, что очень много сейчас людей осталось в связи с сокращением штата и вообще в принципе целых направлений бизнеса, к сожалению, осталось без работы. И вот здесь напрямую речь идет о профессиональной переквалификации, так как много людей ушли в собственный бизнес, статус самозанятых, статус ИП. И для этого им пришлось приобретать новые профессии. Здесь как такие профессии стандартные достаточно (открыл человек парикмахерское дело или прошел, например, курсы косметологии, визажа либо еще чего-то), так и диджитал-профессии (SMM-маркетинг, цифровизация всевозможная), где можно себя попробовать применить в качестве подрядчика. Петр Кузнецов: Простите, а возможно это сделать в ускоренном формате? Виктория Пятница: Ну конечно. Петр Кузнецов: Вот те, кто сейчас остался без работы… Ну, часики-то тикают. Потому что так долго не просидишь. Возможно ли так быстро переквалифицироваться, причем чтобы оказывать действительно качественные услуги? Виктория Пятница: Вы знаете, такие возможности сейчас есть, самые разные: есть и более длительные, есть и совсем краткосрочные. И потом, когда мы работаем с людьми в отношении управления карьерой, всегда говорим: «Ребята, вы идете куда-то учиться? Ищите сразу себе возможности подработки». С точки зрения позиционирования себя на рынке, как себя правильно продвинуть, так и с точки зрения приобретения хоть какого-то небольшого портфеля проектов, который поможет потом сделать какой-то лишний плюсик в резюме для этих людей. То есть здесь нужно не ждать: «Вот отучусь, пока поищу…» Так и деньги закончатся. Поэтому, конечно, лучше всего эти вещи делать параллельно. Ксения Сакурова: Все-таки удивительная история! Я бы хотела поговорить именно про повышение квалификации. Когда работодатели ищут сотрудники, они говорят: «Все эти ваши бумажки – они мне не нужны. Мне важен опыт». Когда человек оказывается уже на рабочем месте, то вроде как считается, что он устаревает, его нужно чему-то учить. Не кажется ли вам, что здесь вот что-то не так, какой-то есть подвох? Виктория Пятница: Вы знаете, я могу сказать, что, наверное, здесь подвоха нет, потому что очень часто мы эти вещи слышим в отношении молодых людей, которые приходят из вузов, если у них нет особо какого-то опыта работы. То есть: «Чему вас там пять лет учили – забывайте. Вот вам наставник. Вот вам система адаптация. Вперед, ура! Обучайтесь заново». Но на самом деле в этом есть определенная неправда такая, потому что мы же говорим еще о людях, которые постоянно на работе, которые постоянно должны повышать свой уровень знаний, постоянно следить за тенденциями на рынке в абсолютно любом направлении. И здесь, конечно, когда у вас в резюме написано, что вы регулярно проходите то или обучение, те или иные тренинги, пусть это даже не обучение за деньги… Потому что сейчас Google нам в помощь. Мы открываем любые ресурсы – тот же «Яндекс», тот же Google – и мы можем найти кучу информации бесплатной. Огромное количество компаний проводят бесплатные мастер-классы, интенсивы. Даже если у меня денег нет, я без проблем могу пойти и какие-то базовые вещи уже выучить и начать их применять на практике. Поэтому здесь я не вижу лукавства. Все-таки нужно, чтобы мы постоянно развивались на нашем рабочем месте. Ксения Сакурова: А насколько все это реально сказывается, простите, на зарплате? Вот прошел человек одни, другие, третьи курсы (за свой счет, кстати говоря, люди согласны это делать) в расчете на то, что их повысят, в расчете на то, что поднимется их зарплата. Вот эти вложения – они, вообще-то, оправдываются? Виктория Пятница: Вы знаете, я бы не сказала, что это такая повсеместная история. Здесь, наверное, в большей степени я соглашусь с одним из слушателей, который выступал, о том, что: «Я больше развиваюсь для того, чтобы быть в рынке, чтобы быть в тренде». Конечно, вероятность того, что вам повысят заработную плату, она есть, она остается. И, наверное, было бы неправильно это отрицать в полном объеме. Но сказать, что прямо со знаком равенства у вас «я прошла обучение» и «я сразу получила повышение по деньгам либо по карьерной линейке» – ну, наверное, это было бы лукавством. Тем более, видите, сейчас такой рынок труда, что, в принципе, да, квалифицированные специалисты нужны всегда, но все равно с учетом, как я уже говорила, сокращений во многих направлениях на рынке труда много специалистов. Поэтому в большей степени все-таки, мне кажется, мы это делаем для того, чтобы удерживать свои позиции на рынке труда. Ксения Сакурова: А не превращается ли это, простите, в бесконечный такой бег в попытке чего-то добрать? «Даже не знаю, чего и зачем, но вроде как я становлюсь более компетентным специалистом». То есть когда нет конкретной цели: «Хочу повышения зарплаты», «Хочу конкретную должность», – а просто: «Ну, я как-то развиваюсь». Насколько это эффективно? Петр Кузнецов: Хуже не будет. Виктория Пятница: Вы знаете, мы всегда говорим о том, что, конечно, цель – прежде всего. Не надо учиться всему, что ты увидел интересного, потому что интересного очень много. Опять же, а хватает ли у тебя на это времени? Вы обратите внимания, сколько процентов показали, что времени не хватает учиться. И это правда так. Поэтому, конечно, мы выбираем, для чего нам это нужно. И это недалеко от практической ориентации. Если я, например, хочу стать более сильным экспертом в направлении дополнительных каких-то языков программирования, я сажусь и просто начинаю их учить, начинаю это развивать. Для чего? Чтобы потом в этом направлении иметь возможность дополнительного заработка или через какой-то период времени возможность все-таки повышения – может быть, не здесь и не сейчас, но, конечно, с целью, конечно, с целью. Петр Кузнецов: Знаете, мне сейчас вспоминается герой фильма «Всегда говори «да», Джим Керри его играл. Когда он прошел какие-то курсы мотивации, в общем, его там научили на все говорить «да». И он идет по улице, а ему листовки: «Хотите научиться играть на гитаре?» – «Да». – «А хотите…» – «Да, да, да». Он все нахватал, всему обучился. Кстати, потом эта история показала, что в каких-то необычных ситуациях все это ему пригодилось. А вот еще одна мотивирующая история пришла из Якутии, нам пишут: «Я в 56 лет переучилась за свой счет на логопеда-дефектолога, регулярно прохожу курсы повышения квалификации, очень востребованная. Не жалею». Еще больше историй в нашем эфире. Дарья (Ярославль) на связи. Здравствуйте. Зритель: Алло. Ксения Сакурова: Да, здравствуйте, Дарья. Зритель: Алло. Добрый день. Петр Кузнецов: Говорите, пожалуйста. Зритель: Я по профессии была экономист, по специализации «страхование». И совсем недавно я переучилась на социального педагога-психолога, с сентября буду уже работать на новом месте. На переквалификацию меня сподвигло, наверное, то, что у меня ребенок маленький, в начальной школе, а также то, что была эта пандемия. Теперь я иду на новое место работы. И деньги тут не главное, потому что деньги у меня будут меньшие. Но мне это интересно тем, что я иду в ту сферу, где у меня учится ребенок, я буду в одной сфере. Это у меня в приоритете. Ксения Сакурова: Дарья, а проблем с поиском работы не было? Вот вы прошли переквалификацию и сразу же нашли работодателя? Зритель: Я прошла переквалификацию сама, у меня диплом о высшем образовании. А с поиском работы, наоборот, предложений несколько, я бы сказал, что их много. Поэтому я, скорее всего, сейчас пока жду одного предложения, и если оно не сыграет, то у меня еще несколько других. Вот так. Ксения Сакурова: Ну что же, удачи! Петр Кузнецов: Подождите. Вот мне хочется узнать, а с поиском курсов не было проблем? Как вы выбирали? Сколько в итоге проучились? Поподробнее. Зритель: Училась я фактически целый учебный год – с сентября по июнь. Обучение заканчивалось дипломом, написанием диплома, защитой. И теперь, как говорится, я дипломированный специалист. Я ни о чем не жалею, очень рада. Ксения Сакурова: А это на базе педагогического вуза? Или как? Петр Кузнецов: Это платно было? Может быть, я упустил. Зритель: Это институт переподготовки на базе высшего образования, да. Петр Кузнецов: Платно это было? Зритель: Да, конечно, это было платно. Петр Кузнецов: А сколько, если не секрет, вы за полный учебный год заплатили? Зритель: Ну, это было 30 тысяч. Петр Кузнецов: 30 тысяч? Зритель: Я подумала, что это мне нужно. Петр Кузнецов: Ну слушайте, 30 тысяч за смену вообще полностью даже образа жизни, можно так сказать. Ксения Сакурова: При том, что есть работа. Петр Кузнецов: Не в месяц, а вообще за весь курс. Спасибо большое. Ксения Сакурова: Спасибо. Виктория Григорьевна, вот как вы можете прокомментировать? Мы говорили, что, в принципе, не так и просто найти работу тем, кто так переквалифицируется. А тут, пожалуйста, даже в очередь стоят работодатели. Это такая востребованная профессия? Виктория Пятница: Ну, мне кажется, это хорошие примеры нам попались. Конечно, нельзя сказать: «Я пошел, переучился на любую профессию – и сразу у меня очередь работодателей выстроилась». Это было бы неправдой. Скорее всего, наверное, локально, действительно, есть потребность именно в такого рода специализации. И опять же надо понимать, куда мне с моей новой квалификацией обращаться. Как я уже говорила, пополнять себе портфель. Если я планирую, например, в психологии развиваться, то какие-то консультации, может быть, для начала оказывать бесплатно, для того чтобы просто хотя бы немножко наработать навык себе. Ну, я думаю, что эта история, вполне вероятно, была во время обучения в течение года. И, конечно, это круто, когда ты в себя инвестируешь, и у тебя есть возможность, я думаю, в течение пары месяцев уже вернуть эти инвестиции в виде заработной платы у конкретного работодателя. Петр Кузнецов: Пусть даже ниже, чем на предыдущей должности, в предыдущей профессии. Все только начинается. И это тоже хорошо. Спасибо. Виктория Пятница, управляющий партнер профсообщества «HR-Эксперты». И у нас впереди несколько историй из жизни. Кому-то курсы нужны для профессионального роста, а кому-то – найти даже свое призвание. Давайте посмотрим на этих людей. СЮЖЕТ Петр Кузнецов: Вот такие совершенно разные истории, разные причины. Обсудим. Ксения Сакурова: Мы тут даже разговорились с Петром, куда бы мы пошли. Петр Кузнецов: Друг друга не поняли. Я говорю: «Я даже не знаю, куда переквалифицироваться. В айтишника? Так я на корню себе обрубаю все эти возможности». А Ксюша говорит: «Так ты о переквалификации? Я думала – о повышении квалификации нынешней». Ксения Сакурова: Нам есть куда расти, я считаю. Петр Кузнецов: В общем, все равно ответа не нашли за это время, но сюжеты вместе с вами и с нашим экспертом тоже внимательно изучили. Все эти истории сейчас обсудим по свежим следам. Светлана Симоненко, кандидат психологических наук, разработчик профориентационной методики LifeWriter. Здравствуйте, Светлана. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Светлана Симоненко: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Вот скажите… Разные причины, разные мотивации. Можно ли сейчас про нашего человека сказать, что, увы, мотивирует пока только безвыходное положение? Когда в нем оказываешься, оно вынуждает тебя идти на курсы, на любые авантюры. Светлана Симоненко: Вы знаете, как всегда, работает статистика. Есть примерно 30% людей, которые любят учиться, стараются это делать, получать квалификацию в рамках своей профессии или куда-то двигаться, приобретая новые профессии, либо расширяя свою сферу, вот как врач в вашем примере. Но большинство людей, конечно, достаточно настороженно относятся к переменам, потому что любые перемены для человека – это достаточно большой стресс, не каждый человек к этому готов. Поэтому есть, условно, 30–40% людей, которые под влиянием каких-то обстоятельств будут учиться. И есть примерно 30% людей, для которых любое такое изменение – это очень большое напряжение, это очень большая сложность. И вот для них, конечно, только серьезное давление обстоятельств может сработать как стимул к тому, чтобы двигаться куда-то, начать учиться, начать вообще смотреть по сторонам. Ну, у вас часто такие темы возникали, как раз вы их обсуждали, я помню. В общем-то, это все продолжение одной и той же истории. Ксения Сакурова: Вот меня заинтересовало что? Что был опрос, тоже Superjob проводил – о том, что в 2021 году уже 44% россиян прошли те или иные курсы. Так вот, оказалось, что 42% респондентов не заметили никаких изменений в своей работе после прохождения подобных программ. Вопрос: как выстроить свою какую-то образовательную стратегию, образовательную карьерную стратегию, чтобы эти деньги и это время не уходило впустую? Светлана Симоненко: Ну почему происходит такое разочарование в образовании? Во-первых, из-за того, что люди, когда начинают учиться, не до конца понимают, зачем они туда идут и что они хотят от этого обучения получить. Некоторые, например, учатся, потому что это модно, за компанию, если у них есть деньги и есть возможности. Тем более что 2020 год, пандемийный, нам подарил огромное количество возможностей расширять свои знания забесплатно, сидя дома. Было огромное количество вебинаров, дистанционных курсов. То есть люди для себя открыли вот этот новый канал получения информации, расширения своих профессиональных знаний. Он и раньше существовал, но просто условия подтолкнули к этому. И сфера образования как одна из наиболее динамично развивающихся в последнее время, конечно, не упустила возможности максимально… ну, которые предоставляют образовательные услуги, не упустили возможности максимально поднажать и развить свои компетенции, в том числе в сфере онлайн-образования. Поэтому, конечно, количество людей, которые стали чему-то учиться или считают, что они получили какое-то образование, чему-то поучились, сильно возросло количество таких людей. Если же люди хотят действительно что-то поменять, то в этом должна присутствовать осмысленность. То есть они для начала должны понимать, что они не знают. Это первое. Второе: если они покроют этот пробел в своих знаниях, то что изменится в их жизни? И вот это планирование должно произойти до того, как человек начал учиться. К сожалению, такой осмысленный подход к карьере можно встретить нечасто. Людям, которые, например, к нам приходят, мы им помогаем в этом, мы им помогаем взглянуть на себя, определить, почему они не удовлетворены своим положением сейчас. Например, как девушка, которая из юриста переквалифицировалась в кузнеца. Это же очень сильный человек для того, чтобы сделать такой крутой поворот, сильный во всех смыслах. Но еще и этот пример показывает, что ведь когда она работает, занята кузнечным делом, то это принципиально другая работа и в психологическом смысле. Это работа руками. Это работа на конкретный результат. Вот она делает вещь, она ее держит в руках. Более того, эта вещь красивая. То есть явно для этого человека восприятие эстетическое очень важно в жизни. И всего этого она была полностью лишена, когда обучалась на юриста. Это довольно распространенная ситуация, когда родители своих детей направляют куда-то, потому что они считают, что там хорошо. А ребенок так не считает. Ксения Сакурова: Светлана Игоревна, тут еще, мне кажется, вопрос: как выбрать правильную опять же стратегию, правильные курсы? Потому что предложений, вы правы, на рынке такое количество, что понять, что из этого реально пойдет на пользу, практически невозможно. Это и вузы, это и курсы – все что угодно. В Instagram нас тоже готовы научить. Как выбрать? Светлана Симоненко: Ну, есть несколько способов. Во-первых, есть отзывы коллег. То есть я предлагаю осмысленно всегда подходить. Вот когда мы покупаем чайник или пылесос, то, скажем так, грамотные пользователи даже бытовой техники никогда не сделают какую-то существенную для себя покупку, не собрав предварительно информацию. И здесь то же самое. Вы должны понимать, что деньги, которые вы тратите на курсы, – это не приобретение какой-то даже вещи, а это инвестиция, и надо к ней так и подходить. Например, люди, которые, допустим, покупают акции, они тоже не покупают их спонтанно, они сначала изучают какую-то информацию о той или иной компании. То есть это аналитическая работа, которая должна предшествовать любому такому выбору. И оплата каких-то курсов образовательных – это инвестиция в себя. И к ней надо относиться еще более серьезно, чем когда вы анализируете фондовый рынок. И здесь, конечно, надо собрать информацию о компании, которая предоставляет курсы, может быть, поговорить с людьми, которые их прошли. Изучить программу очень важно, сравнить программу с альтернативными программами, с похожими темами. То есть посмотреть, какой сертификат вам дают или диплом. Посмотреть, кто потом будет вашим работодателем, как они отнесутся к этому диплому, насколько этот диплом важен. Потому что есть профессии, где, например, обязателен диплом государственного образца, а есть, где работодатели на это не смотрят и обращают внимание в первую очередь на ваши практические навыки. Ксения Сакурова: Главное – осознанность. Петр Кузнецов: Светлана, спасибо. Светлана Симоненко, кандидат психологических наук. И дополняют (мне кажется, очень важное сообщение) из Тверской области: «Сейчас проблема в том, что во многих сферах востребованы неквалифицированные рабочие». Вот о таком тормозе говорит наш телезритель. Ксения Сакурова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Дневное «ОТРажение». Ксения Сакурова, Петр Кузнецов. Ксения Сакурова: До завтра. Петр Кузнецов: До лучших времен. То есть – до завтра. Оставайтесь на ОТР.