Нужно ли вводить акцизы на «вредные» продукты?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/nuzhno-li-vvodit-akcizy-na-vrednye-produkty-47213.html Ольга Арсланова: Ну а сейчас впору создавать ассоциацию в защиту любителей вредной еды...
Денис Чижов: Ты в ней состоишь?
Ольга Арсланова: Ну, в общем, это дело каждого, есть или не есть. Пока нет такой ассоциации, я в ней не состою.
Денис Чижов: Ага.
Ольга Арсланова: Тем не менее есть люди, которые хотят нашего с вами здоровья за наш же с вами счет. Вот в России могут ввести акцизы на продукты с повышенным содержанием сахара и соли. Это предложение Общественной палаты, Российского союза налогоплательщиков и Института развития правового общества. Именно они, вот эти организации, направили письмо с такой инициативой в российское правительство.
Денис Чижов: Поступающие в бюджет средства можно использовать для профилактики диабета II типа, так считают авторы. При этом, по словам экспертов, цены на некоторые продукты могут вырасти, что закономерно. В новый акцизный список предлагается включить соусы, консервы, готовую мясную продукцию, продукты быстрого приготовления (пиццу, пельмени, фастфуд) и сладкие газированные напитки.
Ольга Арсланова: И даже русские пельмени, да, туда попадут, судя по всему.
Денис Чижов: Ага, пострадают.
Ольга Арсланова: Давайте поговорим прямо сейчас об этой инициативе с одним из ее авторов – это первый зампредседателя Комиссии по общественному контролю Общественной палаты России Артем Кирьянов. Артем Юрьевич, здравствуйте.
Денис Чижов: Здравствуйте.
Артем Кирьянов: Здравствуйте, добрый день.
Ольга Арсланова: Поясните, пожалуйста, что за акцизы, на что они будут распространяться и насколько в итоге подорожают наши любимые продукты.
Артем Кирьянов: Вы знаете, тематика акцизов на вредные продукты, на продукты с повышенным содержанием сахара и соли, ведь возникает не в первый раз и не первый год обсуждается на самых различных площадках. Но на сегодняшний день мы видим одну такую подробность, которая действительно позволяет объединить в содержательную дискуссию представителей и Министерства здравоохранения и вообще, так сказать, здравоохранение в целом, и представителей бизнеса, товаропроизводителей, и, конечно, людей. Сегодня мы видим, какие усилия тратятся на то, чтобы люди были здоровы, и понятно, что это вот пандемия такую задачу поставила. Но это не значит, что по всем остальным направлениям можно, что называется, жить по-прежнему. Необходимость сегодняшнего оздоровления нации, не побоюсь этих, может быть, громких слов, она есть.
Более того, на сегодняшний день мы видим, что есть уже пример, хороший, отличный пример окрашенного налога, который будет взиматься, чуть больше будет взиматься с доходов физических лиц, которые превышают 5 миллионов в год. Соответственно, вот эта окраска налога на лечение детей с орфанными заболеваниями – это отличная история...
Ольга Арсланова: Артем Юрьевич, я прошу прощения, что перебиваю, но вот эти продукты, как вы их называете, с повышенным содержанием сахара и соли, ну просто это же все относительно, их-то покупают как раз в основном люди победнее.
Артем Кирьянов: Их покупают абсолютно...
Ольга Арсланова: Они еще больше, что ли, будут за это платить?
Артем Кирьянов: Нет-нет, их покупают абсолютно все. Вы понимаете, о чем идет речь? Вот если мы даже не видим четкой информации на продукте для детского питания, где есть абсолютно точно скрытый сахар, и при этом нас информируют какими-то мелкими буквами... То есть одна из историй – это все-таки еще и нормальная информация, хотя бы 20% объема пачки должно быть, и должно быть все подробно написано, не только сахар, который сахар, но и скрытые сахара, которые есть в этом продукте. И это совершенно не продукт для бедных или богатых.
Вот, к сожалению, у нас и проблема с маркировкой, и проблема с раскрытием информации совершенно точно есть. И вот главное возражение какое? – вот это будет дороже сильно стоить. Нет, вопрос же не в том, что это подорожает в разы или как-то. То есть 10 копеек с банки лимонада или с бутылки лимонада, это, в общем, никто не заметит, но при этом...
Ольга Арсланова: Подождите...
Денис Чижов: Артем Юрьевич...
Ольга Арсланова: Для того чтобы производитель, поставщик, я не знаю, кто там, заплатил эти акцизы, он должен все переоборудовать. Ну нет сейчас такой истории.
Артем Кирьянов: Нет, это на самом деле легко решаемый технический вопрос...
Ольга Арсланова: Но нам говорили, что маркировка тоже не повлияет на рынок лекарств, а вот, пожалуйста, результат.
Артем Кирьянов: Вот я, кстати, не понимаю, о каком результате вы говорите, маркировка...
Ольга Арсланова: Отсутствие лекарств в аптеках российских.
Артем Кирьянов: ...просто начинает работать тяжело, но это не значит, что, когда она заработает в полном объеме, то это вызовет рост стоимости. То есть это вообще не надо путать формат. Сегодня у маркировки, по лекарствам даны определенные послабления именно потому, что система должна работать не в... режиме, когда бывают некие сбои, а в полном объеме. Вот когда она заработает в полном объеме, все будет нормально. Поэтому вопрос опять же не в том, чтобы с тортика ценой 100 рублей, такого концентрированного сахара, заплатить лишние 50 копеек, это совершенно нормальный подход, просто...
Денис Чижов: Артем Юрьевич, ну вот здесь еще один момент есть. Вот вы сказали, там 10, 50 копеек особой разницы не играют. Но любитель пельменей или фастфуда скажет вам: хорошо, я готов заплатить эти 50 копеек, но где гарантия, что эти 50 копеек действительно в итоге дойдут, вот как предлагается у вас, на профилактику диабета? Потому что...
Артем Кирьянов: Это вообще не проблема. Вот сегодня мы, кстати, по орфанным заболеваниям у детей по новым средствам в Общественной палате неоднократно обсуждали, каким должен быть механизм. То есть это специальный механизм, который будет четко понимать, сколько денег вошло в федеральный бюджет, где они находятся, как распределяются, Экспертный совет из совершенно таких людей, которых нельзя упрекнуть ни в коррупции, ну то есть с идеальной, кристально чистой репутацией, – это все те механизмы, которые сегодня готовы внедрять и правительство, и общество.
И люди могут действительно понимать: вот этот налог, конкретный акциз на сахар, на соль, действительно пойдет на то, чтобы у миллионов наших детей, которые все в зоне риска по диабету, было нормальное диагностирование, нормальное обследование. Чтобы мы не потом начинали бороться, когда уже все зашло в тупик и мы видим нетрудоспособного человека в 30 лет или человека, который в 25 умирает, понимаете, вот это вот важно.
Денис Чижов: Артем Юрьевич, нам дозвонилась наша телезрительница Наталья, давайте примем звонок, вы послушаете тоже. Наталья, вы в эфире.
Зритель: Да-да, добрый день. Алло, вы меня слышите?
Денис Чижов: Да-да, мы вас слушаем.
Зритель: Да. Я живу в Иваново. Я вот хочу высказаться по поводу вот этих высказываний этого господина. Все эти инициативы в конечном счете лягут на наши нищие кошельки. Почему это такая инициатива, которая совершенно сейчас несвоевременна? Люди настолько потеряли в зарплатах, люди сидят, последние свои сбережения проедают...
Денис Чижов: Наталья, но там же 10 копеек буквально, это же все равно не сыграет роли.
Зритель: Да при чем тут 10 копеек? Абсолютно несвоевременна эта инициатива. При чем тут орфанные заболевания? Не надо спекулировать на этом!
Ольга Арсланова: Ага.
Зритель: Лучше пусть налоги сделают...
Ольга Арсланова: Да и 10 копеек пока очень условны, да, Наталья.
Артем Юрьевич, а вот правда, пандемия, у людей проблема, как скорую вызвать, как лекарства купить, как ноги не протянуть, все дорожает, ну вы же ходите в магазин, вы же тоже видите, как растет чек. Почему именно сейчас акцизы на вот эту вот всю красоту, которая у нас сейчас на экране? Это что, так важно сейчас?
Артем Кирьянов: Вы понимаете, в чем дело? Казалось бы, есть и в этом логика. Но мы видим, что как раз по статистике сегодняшнего дня тот провал, который был у нас (может, его и не было, но по октябрь включительно), по налогу на доходы физических лиц у нас даже есть некий плюс. То есть это о чем говорит? – о том, что те люди, которые потеряли, может быть, что-то с работой, они восстановились, и огромные деньги, которые были потрачены на социальную помощь, тоже уже в экономику зашли.
У нас есть проблемы действительно с функционированием бизнеса, то есть наполнением бюджета мы, конечно, вернемся к, скажем так, хорошей экономике года через 2. И вот как раз сейчас надо такие вещи продумывать, чтобы не остаться в ситуации, когда у нас совсем ничего не будет даже на то, что надо делать прямо сейчас. Вот это... Не надо думать, что инициатива должна проявляться только в то время, когда у нас очень высокие нефтегазовые доходы, когда у всех всего хватает и все хорошо. Всегда есть время подумать о здоровье и о будущем.
Денис Чижов: Ага. Спасибо, что думаете о нашем здоровье. Артем Кирьянов был с нами на связи.
Ну вот из Ростовской области пишут нам: «Верните ГОСТы, уберите технические условия».
Но про любые продукты, конечно же, нужно говорить со специалистом. Елена Соломатина к нам присоединяется, врач-диетолог. Елена Павловна, здравствуйте. Ну вот, на ваш взгляд, насколько вообще соответствует действительности вот это вот обоснование, что деньги с акцизов с вредных продуктов пойдут на профилактику диабета? Вот эти продукты действительно вызывают диабет? Насколько страшны?
Елена Соломатина: Здравствуйте.
Нет, то, что действительно нужно уделять внимание своему здоровью и профилактике диабета, если мы уж говорим здесь о диабете, никто с этим не спорит.
Денис Чижов: Бесспорно.
Елена Соломатина: У меня тоже сразу возникли вопросы даже как у того же потребителя, почему именно на эти продукты. Давайте тогда сразу акцизы на сахар, соль, консерванты, трансжиры и так далее, поскольку сейчас практически вся линейка продуктов, которая представлена, она содержит вот эти ингредиенты.
Далее. Сразу еще встает вопрос профилактики – а что за меры профилактики будут? Что это, будут выпускаться брошюры на эти деньги либо создаваться телевизионные передачи? Либо что, либо будут какие-то курсы добровольно-принудительные? Объем талии вырос у человека, знаете, как в Японии, сразу же его отправляют на эти курсы, и там ему составляют меню, не просто там говорят, как питаться, а как он конкретно должен питаться, а потом подвергается обструкции...
Ольга Арсланова: Ну Елена, тут совершенно понятно, что задача простая, чтобы люди меньше покупали такие продукты, потому что они станут дороже.
Денис Чижов: Вредные.
Ольга Арсланова: Другой вопрос, что, если у человека и так денег немного и он себе купит, я не знаю, один вот этот несчастный гамбургер и его съест один за день, вряд ли он заболеет диабетом II типа, у него недоедание скорее.
Елена Соломатина: Нет, это другое, тут культура питания должна быть. Вот профилактика, опять же я говорю, почему этот вопрос главный, в чем профилактика? Далее научить человека... Далее: а что, тогда подешевеют полезные продукты? Тогда встает вопрос...
Ольга Арсланова: О том и речь.
Елена Соломатина: Хорошо, если перенаправить эти деньги на те продукты, наоборот, где содержатся полезные ингредиенты, ну я не знаю, как пример, есть пастила, на первом месте сахар стоит, а есть пастила, на первом месте стоит, скажем, яблоко, и так далее. Вот какие-то вот такие сделать корреляции, ну тогда это понятно. А так, если просто взять опять же ряд продуктов, которые сейчас пользуются наибольшим спросом, я не говорю о фастфуде, я говорю о соусах, есть вполне приличные соусы и так далее, те же полуфабрикаты, есть вполне приличные полуфабрикаты. Селедку? – а тогда что с семгой делать? Почему только на селедку ополчились? Есть соленая рыба, которая в принципе считается тоже полезной в ограниченном количестве, конечно.
Поэтому совершенно непонятно... То есть сама идея, ну да, хорошая, только она очень сырая, она совершенно не понятна. Куда потом эти деньги пойдут, действительно, как они будут возвращаться и помогать здоровью населения. Ну давайте будем так, жирные, скажем, продукты... Вот сейчас обезжиренные продукты, если мы берем, я не знаю, творог, он стоит дороже, чем более жирный, казалось бы. Но может быть, тогда играть ценой с этим, более сладкие – более дорогие, менее сладкие – менее и так далее? Но тогда это должны быть конкретные дотации от одних производителей другим производителям.
Либо это идет в какую-то социальную сферу, я не знаю, хочешь получить, так сказать, путевку в санаторий или еще какой-то расширенный страховой пакет, значит, ты должен сделать что-то, либо похудеть, либо пройти эти курсы, либо... Ну какая-то поощрительная должна быть... Но это должны люди видеть, а не так, что они сейчас придут в магазин, они заплатят дороже, действительно, сейчас денег у многих меньше, они вообще уже не разбираются, а что тогда брать-то, что покупать, как вообще с этим? Их никто особо не научил. И что? Просто действительно кошелек будет быстрее уменьшаться, но от этого они не станут здоровее.
Денис Чижов: Да, понятно. В общем, резюмируем: профилактику диабета проводить нужно, но не за счет акцизов. Спасибо большое. Елена Соломатина была с нами на связи.
А мы меняем тему.