Александр Денисов: Следующая тема нашего обсуждения – образование за рубежом. Совет Федерации не поддержал запрет на образование за рубежом для детей российских чиновников. Такой запрет предложил законодательно закрепить сенат, а Игорь Чернышев сказал, что ограничение отрицательно скажется на развитии нашей экономики. Действительно ли зарубежное образование лучше российского? Или это так просто амбиции родителей? Хотят они отправить ребенка в английскую школу. Поможет ли зарубежная школа сделать успешную карьеру, или просто пустая трата денег и времени, обсудим с Игорем Мишуровым. Ольга Арсланова: Заместителем директора компании "Students International". Игорь, здравствуйте. Мы, конечно, сегодня будем говорить не только о школьном образовании зарубежном, но и о высшем тоже. Посмотрим, есть ли в этом какой-то смысл. Игорь Мишуров: Спасибо большое за приглашение. Я хотел бы чуть-чуть в историю сразу уйти. Мы считаем, что официально почти что первым начинателем этого процесса образования за рубежом, наверное, можно считать Петра I, потому что он первый в истории существующей России начал отправлять наших отроков за знаниями в ту же Германию, Голландию и так далее, и тому подобное. Александр Денисов: Но сначала он сам съездил. Ольга Арсланова: Тогда он столкнулся все-таки с определенным сопротивлением. Игорь Мишуров: Лобби всегда было. Ольга Арсланова: А сейчас это многим кажется отличной альтернативой нашему отечественному образованию. Игорь Мишуров: В современном мире – да, образование за рубежом существует, и от этого никуда не уйдешь. Это не только в России. Это в Бразилии, это в Китае, это в Корее, это в США. Американские студенты едут учиться в Ирландию, китайцы едут учиться в Америку, в Канаду. Почему россияне должны жить по-другому? Это нормальная ситуация, когда родители отправляют своих детей за новыми знаниями, за, может быть, новой карьерой, за новыми возможностями Ольга Арсланова: Это они делают, потому что здесь чего-то не хватает в первую очередь, или для того, чтобы у детей был более широкий выбор? Игорь Мишуров: Естественно. Вы можете представить, что вы всю жизнь живете в одном доме, никуда из него не выходите? Что вы знаете об окружающем мире? А если вы хотите дать ребенку более широкое мировоззрение, восприятие мира, дайте возможность ему попутешествовать. Но не только лежать на пляже, загорать с мамой и с папой. Пусть он хотя бы поучит язык. Выучить язык – это уже хорошо. В современном мире один русский язык, если вы хотите чего-то добиться… Прекрасный пример – наш президент. На скольких языках он говорит? Сейчас у родителей есть такая возможность учить детей и в России, и за рубежом. Поэтому я бы не стал разделять, что здесь учат очень хорошо, там учат очень плохо. Везде есть свои плюсы и минусы. Но в последнее время тенденция такая, что зарубежное образование популярно, она существует. Александр Денисов: Карьеру помогает делать? Если вы планируете карьеру в какой-то международной отрасли, конечно, есть смысл получать образование на языке и за рубежом Игорь Мишуров: Карьеру – да. Тут, смотрите, надо просто четко разделять. Если вы планируете карьеру в какой-то международной отрасли, конечно, есть смысл получать образование на языке и за рубежом. Если вы себе не ставите таких целей, может быть, не стоит тратить таких больших средств. Ольга Арсланова: Кстати, о средствах. Бытует мнение, наверное, обоснованное, что это очень дорого – как школьное, так и высшее образование. Мы знаем, что существует множество программ, которые позволяют учиться если не бесплатно (за что-то все-таки придется заплатить, хотя бы за проживание какое-то), но позволяет учиться бесплатно. Например, в свое время мое высшее учебное заведение отправляло нас учиться во Францию. И это было абсолютно бесплатно для студентов. Мы проходили полный образовательный цикл, сдавали там экзамены, и нам даже прощали этот пропущенный год. Игорь Мишуров: Вы, наверное, попали на программу академического обмена. Ольга Арсланова: Это программа "Erasmus", насколько я знаю, она называется. По-французски на последний слог, поэтому я запомнила именно так. Насколько я понимаю, это все до сих пор пока существует. Игорь Мишуров: Существует. Существует много вариантов. Конечно, в основном зарубежное образование платное. Потому что абсолютно бесплатное тяжело найти. Бесплатный сыр только в мышеловке бывает. Поэтому образование за рубежом надо рассматривать как определенные инвестиции. Хотя вы абсолютно правы. В том числе и во Франции до сих пор, если вы хотите учиться на французском, существует достаточно большое количество государственных вузов, где можно учиться за бесплатно. Там символическая цена. Конечно, за проживание в данном случае придется что-то платить, если это не обменная программа, как в вашем случае была. Но я хотел бы воспользоваться возможностью и эфиром, чтобы призвать наших студентов, которые только что закончили вуз или недавно закончили, сейчас у нас есть уникальная возможность воспользоваться стипендией правительства Российской Федерации на получение образования за рубежом для студентов на уровне магистратуры или аспирантуры за бесплатно. Глобальное образование в ноябре месяце. Еще открыт набор. Вы можете получить грант до 3 млн рублей, для того чтобы получить высшее образование за границей. Полностью покрываются расходы правительством Российской Федерации. Александр Денисов: А что нужно сделать, чтобы попасть в эту программу? Игорь Мишуров: Надо хорошо учиться. Во-первых, эта программа предназначена для того, чтобы получить грамотных специалистов в России, которые должны отучиться в топовых зарубежных вузах. В эту программу проходят только топовые мировые вузы. 280 образовательных учреждений со всего мира. Естественно, если вы поступаете в топовый вуз, у вас должны быть достойные оценки. Если вы глухой троечник, наверное, к сожалению, не получится. Плюс необходимо всего-навсего подтвердить уровень иностранного языка. Если мы говорим про английский, то это международный тест IELTS, к примеру, вы сдаете. Если мы говорим про французский, то это DALF. Международный экзамен сдаете, и с этими знаниями вы уже можете претендовать на поступление в зарубежный вуз. Александр Денисов: И куда подавать документы нужно студентам? Игорь Мишуров: Я как раз работаю в компании, которая называется "Students International". Мы как раз помогаем students стать international. И в данном случае мы оказываем полное содействие. Список всех вузов и как подавать – есть и на нашем сайте, и на сайте программы "Глобальное образование". То есть это достаточно кропотливая работа, но не такая невыполнимая. Все возможно. Ольга Арсланова: То есть мы видим, что пока в стране нашей власти заинтересованы в том, чтобы обучить чему-то, что пока еще, видимо, у нас недоступно. Игорь Мишуров: Мы кричали "ура", когда услышали про эту программу, потому что подобные программы давно работали у наших соседей в Казахстане. И когда мы увидели, что наконец в Российской Федерации запустили эту стипендиальную программу, это просто замечательно, потому что наши талантливые дети, у которых нет возможности заплатить за себя, за свое образование. Иногда бывает так, что ребенок очень талантливый, но нет возможности оплатить образование в топовом вузе. Конечно, можно попытаться подать самостоятельно и выпросить у зарубежного вуза стипендию на свое обучение и проживание. Но здесь в данном случае вам правительство предоставляет возможность. Александр Денисов: А вы не боитесь, что они там и останутся работать? Игорь Мишуров: Нет. По программе "Глобальное образование" они обязаны вернуться сразу после окончания учебы и как минимум три года в Российской Федерации отработать по специальности. Александр Денисов: А если не вернутся? Игорь Мишуров: Там достаточно жесткие требования. Там штрафы. Поэтому я не думаю, что кто-то будет играть в такие нехорошие игры. Ольга Арсланова: Давайте вернемся к другой возрастной категории. Поговорим немного о школьном образовании за рубежом. Есть ли в нем сейчас смысл? Понятно, что школьник, который планирует потом поступать, например, в российский вуз, это игрушка такая – поехал, поучился там, поучился сям, потом приехал, сдал ЕГЭ. Игорь Мишуров: Смотрите, в принципе, если мы говорим про школьников, я бы их разбил на две категории. Первая категория – школьники, которые выезжают в школу поучиться, для того чтобы подтянуть язык. Потому что год учебы в английской школе, французской школе, в канадской школе, в американской школе – и вы выходите на уровень иностранного языка такой, что, извините, вы за 11 лет в нашей школе никогда не получите. Ко второй категории можно отнести студентов, которые планируют учиться в топовых зарубежных вузах. Вот здесь, для того чтобы более плавно перейти в категорию студентов топового вуза, наверное, есть смысл выбирать зарубежное заведение школьного уровня за рубежом. Так что здесь студенты, которые учатся в школах, они, естественно, уже мечтают учиться в зарубежном вузе. Чаще всего на последние 2-3 года выезжают. Потому что совершенно маленькими (11-12 лет) мало кто отправляет детей. Чаще всего у нас по опыту дети активно выезжают на школьное образование где-то с возраста 14-16 лет. Ольга Арсланова: Конечно, его ж надо еще отпустить из семьи. Игорь Мишуров: Да, более самостоятельный ребенок, более независимый. И уже более воспитанный и образовательный. То есть это тоже немаловажно. Потому что как ребенок себя поведет за рубежом, это достаточно тяжело бывает спрогнозировать. Ольга Арсланова: У нас на связи как раз такой ребенок, точнее, уже не ребенок – Александра, которая начинала обучение в российской школе, а продолжила, завершила во французской. Что из этого вышло, мы сейчас у Александры узнаем. Здравствуйте. Александра: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Александра, в каком возрасте вы сменили страну обучения? Александра: Я переехала во Францию, когда мне было 13 лет. Я не знаю, если вы знакомы с французской системой образования, она сильно отличается от русской. И дело в том, что сначала у них идет так называемый колледж, а потом лицей. Лицей подразумевает три последних года российской школы, то есть 9-11 классы. Так вот, я приехала в 8-ом. И, конечно, было очень много отличий. И сначала было непросто. Но в итоге я считаю, что у меня была уникальная возможность учиться и в российской системе, и во французской, что в итоге дало мне широту взгляда, которую, может быть, я бы не получила, учась только в одной системе, какой бы она ни была. Ольга Арсланова: Вы сказали о том, что очень много различий. Можно о них поподробнее? Что принципиально отличается? Александра: Дело в том, что сам подход очень разный. То есть если в России люди больше сфокусированы на цели и успехе ученика, может быть, больше сфокусированы на результатах, то во Франции уклон больше идет на психологический комфорт ученика в школе. То есть как ему комфортно. Система больше пытается подстроиться под индивидуальности ребенка, что, может быть, лучше. Но, может быть, не всегда. То есть это спорный вопрос. Но это удивляет. Ольга Арсланова: Какую оценку получил ученик, не так важно. Важно, какое удовольствие он получил в процессе обучения? Александра: Да. Что ему нравится. И часто тебе дается возможность выбирать дисциплины. То есть уже с 9 класса ты просто должен и обязан выбрать секции. Какие секции предлагаются? То есть либо экономическое направление, либо математическое, то есть то, больше связано с науками. Либо литературное, гуманитарное, то есть то, что выбрала я. Александр Денисов: Саша, хотел у тебя спросить. Вот этот психологический комфорт как сказывается на успеваемости? То есть дети лучше учатся, или просто комфортно – и все, не буду учить? Александра: Есть все же желание учиться. Но в то же время есть очень сильное присутствие понимания своих прав. То есть, я помню, я была на классном часу, буквально второй месяц после моего прибытия. И на классном часу преподаватель спрашивает: "Что вам больше всего понравилось на этой неделе? Что вам не понравилось? Есть ли у вас какая-то критика?". Я была очень удивлена. Я сидела и смотрела, что же будет. И дети поднимали руки, вставали и говорили: "Вот сегодня мне абсолютно не понравилась еда в столовой. К этому было невозможно притронуться". Хотя, на мой взгляд, обед был практически гастрономический – с большим выбором сыров и так далее. То есть потом они уже ищут иногда то, что можно покритиковать. Или же другой пример. "Вот нам сегодня не понравилось, что нам дали только 30 мин паузы между уроками". Расписание очень отличается от русского. И иногда есть выбор, где сколько пауз дать. Александр Денисов: Но ты ни на что не жаловалась, да? Александра: Да нет. Мне как-то нравилось. Ольга Арсланова: Особенно после, мне кажется, российской школы, где твоего мнения вообще никто не спрашивает. Что там думает ученик какой-то. Александра: Здесь тебя спрашивают. И это тебя удивляет. Поэтому ты как-то сразу даже не говоришь, что нет, мне не нравится. Тебе очень нравится, ты удивляешься. Все легко. Я не говорю, что уроки легче и так далее. Может быть, до 9 класса программа гораздо более щадящая, чем в России. Это правда. Гораздо меньше домашних заданий. То есть они не знают, что такое иметь домашнее задание с пятницы на субботу и с субботы на понедельник. Потому что по субботам никто не учится. И также среда – это только половина рабочего дня. То есть ты учишься в среду с 8 до 12, и все. А полный день в среду у тебя наступает только с 9 класса. Ольга Арсланова: Александра, я думаю, многие российские школьники позавидовали такому графику. И, наверное, последний вопрос. Куда вам после этого удалось поступить? И сложно ли было поступать? Александра: Я поступила в Женевский университет, где я сейчас перехожу на второй курс, на факультет международных отношений. Поступать было нелегко. Но я получила золотую медаль в моем французском лицее. Уровень отличается от французского образования. То есть французское образование дает хороший уровень. Но швейцарский еще более требовательный. И сам подход очень отличается. Александр Денисов: Саш, и коротко: ты планируешь вернуться в Россию работать или все-таки остаться за границей? Александра: Я не знаю. Это открытый вопрос. Столько возможностей, что, я думаю, о многих из них я еще даже не знаю. Ольга Арсланова: Рано спрашивать. Спасибо, Александра была с нами на связи. Вот, пожалуйста, пример образования во Франции. Такое мягкое отношение к ученикам, которое должно по сути стимулировать интерес к учебе. Многие родители на Западе выбирают для своих детей школы, в которых жесткая дисциплина, наподобие наших суворовских училищ Игорь Мишуров: Наверное, да. Более демократичная обстановка в школах чаще всего бывает. Хотя я вам скажу по опыту. Многие родители наоборот предпочитают школы, в которых жесткая дисциплина, в которых жесткая униформа наподобие наших суворовских училищ. Ольга Арсланова: Какие-нибудь частные школы в Великобритании. Игорь Мишуров: Да, частные школы. Вы, кстати, задавали вопрос Александре по поводу захочет ли она учиться или остаться. На самом деле, обучаясь в той же Швейцарии, закончив образование в Швейцарии, она будет обязана покинуть территорию Швейцарии, будучи иностранным студентом. Если она с российским паспортом учится… Есть просто страны, в которых есть возможность после окончания учебы еще поработать. Мы не говорим, что остаться. Окончание зарубежного университета – это не значит, что вы закончили, вот вам сразу паспорт, "вы стали нашим гражданином". Такого нету. Но есть возможность, к примеру, в той же Австралии, в Канаде, в США, в Новой Зеландии, когда вы закончили образование, и вам дают возможность: пожалуйста, вы можете отработать свои расходы, потрудившись у нас. На легальном уровне, на официальном уровне вы получаете разрешение на работу. И в данном случае мы можем существенно на затратах на получение образования за рубежом. То есть право на работу после учебы существенно может сократить глобальные инвестиции, которые в вас делали родители. Александр Денисов: Кстати, есть обратная тенденция. Я недавно читал и удивился. Проводили экзамен среди сирийцев, чтобы они поступали в наши вузы. Выяснилось, что большое количество заявок из Канады, из той же Франции, из Европы. То есть люди тоже хотят ехать учиться к нам сюда. Мы едем за границу, а они к нам. В чем причина? Игорь Мишуров: Я в самом начале нашего разговора сказал, что это глобальная мировая тенденция. Идет обмен знаниями, обмен какими-то накопленными навыками. И в данном случае единственное можно сказать, что Россия пока не является ведущей страной по приему студентов-иностранцев. Советский Союз был. У нас, помните, вся Африка практически училась. Ольга Арсланова: Четверть Китая. Глобальное перемещение студентов по миру – это необратимый процесс Игорь Мишуров: Да, очень много у нас училось. Сейчас мы чуть-чуть потеряли позиции. Но, надеюсь, рано или поздно восстановим их. Но в принципе на самом деле вот это глобальное перемещение студентов по миру – это необратимый процесс. Вы никак не скажете "все, завтра никто никуда не ездит на учебу". Ольга Арсланова: Но есть какие-то формализованные вещи, стандарты. Наши зрители интересуются, как потом с образованием таким быть в нашей стране. Или с образованием, полученным в нашей стране, ехать туда. Вопрос конкретный следующий: "Если российский ребенок окончил школу в США, хочет поступать потом в российский вуз на бюджет". Игорь Мишуров: ЕГЭ. Приезжайте, сдавайте ЕГЭ. Ольга Арсланова: И никто не имеет право ему отказать. Игорь Мишуров: Дети, которые выезжают учиться в школу за рубеж на последних годах, мы всегда рекомендуем родителям: переходите в экстернат, учитесь экстерном в российской школе, чтобы у вас оставался аттестат. Я не являюсь специалистом российской системы образования. Я вам скажу так, что с американским дипломом в российский университет сейчас не поступишь, если у вас нет ЕГЭ. С другой стороны, что наши аттестаты те же американские вузы в основной своей массе признают. То есть с нашим аттестатом вы можете поступить практически в любой американский вуз. Есть некоторые вузы, которые требуют специализированный экзамен SAT. Они есть, но их не большинство. То есть наш аттестат, наше школьное образование, наши университетские дипломы признаются один к одному. Могут попросить, правда, какой-либо дополнительный экзамен сдать. Но это уже специфика каждого вуза, каждого конкретного направления. В общем и целом с нашим дипломом, нашим аттестатом можно учиться за рубежом. Ольга Арсланова: Ученики и студенты, которые приезжают, немного увидев нашу систему, за рубеж, в Европу, в Соединенные Штаты Америки, с какими проблемами сталкиваются в первую очередь, на что жалуются? Какая-то адаптация же наверняка. Игорь Мишуров: Первое время, конечно, у всех идет так называемая ностальгия, привыкание. Первый месяц самый тяжелый бывает. Пока они не втянулись в процесс. И слезы бывают, и, конечно, "Мама, папа, заберите меня обратно. Тут все говорят на непонятном языке". Но чаще всего дети идут к этому целенаправленно. Мы говорим: идеальная модель – если вы планируете отправить ребенка на учебу за рубеж, начните хотя бы лет с 12. Пусть он съездит на 2-3 недели, языковую программу на каникулы. Та же Мальта, Англия, Ирландия, Австралия, Канада, Новая Зеландия. Пусть посмотрит, комфортно ему в этой стране, как эта страна его принимает. Пока учится в школе – ради бога. Вот эти краткосрочные языковые поездки помогают адаптироваться… Именно каникулярные программы. Я вам могу дать небольшой пример. У нас была студентка, наверное, с 14 лет она ездила по разным странам. 2-3 недели – это не миллионы долларов, для того чтобы ребенка отправить на такие поездки, это не очень большие деньги. Конечно, если сравнивать со средней зарплатой по Российской Федерации, наверное, дорого. Но в принципе родители, которые хотят вложить в своих детей что-то лучшее, они могут это осилить. Так вот, студент проездил: Мальта, Великобритания, Ирландия, Канада и Австралия. Девочка 5 лет каталась с 12 лет. На каждые каникулы родители отправляли. Помимо того, что она смогла познакомиться со страной, она выучила язык. Есть такой международный экзамен IELTS. Она в конце школы его сдала на 7,5. Это показатель примерно выпускника ин.яза. И она выбрала страну, в которой хотела учиться. Это была Канада. Она уехала в Торонто. И мало того, что с таким баллом. Она еще школу с российским аттестатом закончила на пятерочки. Получила стипендию на 18 тысяч долларов. И родители стали намного меньше платить за нее. Александр Денисов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо за эту историю. Удачи. Напомню, Игорь Мишуров, заместитель директора компании "Students International", был у нас в гостях. Говорили об образовании за рубежом.