Мария Карпова: Ты знаешь, где живет больше всего образованных людей? Петр Кузнецов: Еще один вопрос? Я думаю, что в Москве концентрация умов. Нет? Мария Карпова: В Канаде, Петя! Там высшее образование есть у 58% населения. Петр Кузнецов: А-а-а! Так там же одни хоккеисты вроде, нет? Мария Карпова: Может быть, они образованные хоккеисты. Петр Кузнецов: Да, Канада, вижу, вижу, верю. Мария Карпова: США 46%, у нас в России 31%, в Чехии 24%, ну а среди граждан Румынии только у 18% есть высшее образование. Петр Кузнецов: Вот смотришь на этот рейтинг и хочешь процитировать. Телезритель написал: «Такими темпами скоро американцы про нас будут говорить: «Ну, тупые!». Задорнов. Мария Карпова: Интересно, насколько качество образования в этих странах отличается от нашего? И вообще, образование. Насколько оно сейчас отличается? Все же говорят: «Раньше было лучше. Раньше все были умные. Сейчас молодежь у нас глупая». Давайте поговорим об этом с Михаилом Осадчим, проректором по науке Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. Петр Кузнецов: С удовольствием! Михаил Андреевич, здравствуйте! Михаил Осадчий: Привет! Петр Кузнецов: У нас много сообщений. Мне очень понравилось: «А образование – это, вообще, что? Чем оно меряется?». Еще одно сообщение: «Образование есть ум». Вот скажите, пожалуйста, образованность, она в чем измеряется? В количестве прочитанных книг, приведенных цитат, в отсутствии орфографических и грамматических ошибок? Давайте вот с этим сначала разберемся. Михаил Осадчий: Довольно противоречивая ситуация. Мне встречались люди, которые были образованны в высшей степени формально. Имели всякие дипломы, звания, не знаю, мантии. При этом не знали того, что «Собачье сердце» написано Булгаковым. И обратные ситуации были. Когда люди были крайне образованны, эрудированы, интеллигентны, но вот как-то в жизни не сложились защиты диссертаций, знаете, докторские степени и так далее. Когда мы говорим об образовании, надо, конечно, различать, собственно, уровень интеллекта и интеллигентности, с одной стороны, и, с другой стороны, владение всеми этими формальными штуками. Ну вот, я сразу хочу прокомментировать те данные, которые выведены на экран. Вроде как вот, действительно, США опережает нас по доле населения с высшим образованием. …, что мы совсем недавно, ну, как совсем, господи, это я уже рассуждаю, знаете, как уже пожилой человек. «Совсем недавно» – это 15 лет назад перешли мы на Болонскую систему. А по этой Болонской системе мы изнасиловали свое высшее образование, которое было пятилетним, и сделали два образования: четырехлетнее и двухлетнее. Но за рубежом бакалавриат трехлетний, а магистратура годичная всего. Это означает, что за рубежом высшее образование получают гораздо быстрее, в среднем на 25%, чем в Российской Федерации. А это довольно большое подспорье вот для таких цифр. Мария Карпова: Да, конечно. Ну, то есть бакалавр отучился три года, и у тебя уже высшее образование. Михаил Осадчий: Абсолютно. Мария Карпова: Хотя знания у тебя в принципе, в принципе очень такие общие. Просто я сама так училась, да. Михаил Осадчий: Бакалавриат в целом это общее образование. Замысел бакалавриата в том и заключается, что сначала человек получает как бы общие знания по профессии, например, вот по медицине, да? Потом собирается с мозгами, выходит в больницу, работает практикантом каким-то. Определяется со своим будущим, что хочет заниматься, например, только кардиологией. Идет в магистратуру и там завершает свое уже узкоспециализированное такое образование. Ну, медицина – это плохой пример. Там по-другому все устроено. А вот, допустим, в филологии это так. Например, он в целом занимается русским языком, а потом, в магистратуре, занимается только его историей, или только стилистикой, или еще чем-то. Но в жизни, в практике, к сожалению, эта схема, в общем, хорошая по замыслу, не заработала. Потому что, ну, потому что преподают одни и те же. И в бакалавриате, и в магистратуре. Понимаете, в вузах люди-то, вот они, одни и те же кафедры, одни и те же профессора. Им нужно обеспечивать нагрузку. А по нашим нормативам, которые действуют, профессорам нужно обеспечить 200% по региону уровень заработной платы. Это большая зарплата. И чтобы такую зарплату набрать профессора нужно нагружать и в бакалавриате, и в магистратуре. В итоге, человек отучился в бакалавриате, приходит в магистратуру, а его встречает – та-дам! – тот же прекрасный любимый профессор. Ну, естественно, с теми же курсами. Петр Кузнецов: Михаил, обратимся к новому поколению. В их силах здесь что-то поменять. «Что должен знать образованный человек?», – мы спросили у детей. ОПРОС Петр Кузнецов: Михаил, не все потеряно? Михаил Осадчий: Слушайте, очень хорошие высказывания. И знаете, мне нравится, что дети подчеркивают, заметьте, лейтмотив, это речь. Хорошая речь. И это правда, это понятно, потому что, вы знаете, ну, каким бы ни был уровень образования, уровень знаний, если я не могу эти знания правильно выразить, донести до своего собеседника, до своего работодателя или бизнес-партнера, преподавателя, не важно. Этих знаний, считайте, что нет. Потому что у меня в мозгах они пользы не приносят. Они приносят пользу только тогда, когда я смогу ими пользоваться. То есть, в том числе, выражать. Мария Карпова: Михаил, а вот мне интересно ваше личное мнение: образованный человек, он будет настаивать на том, что он образованный? Или он как раз лучше остальных понимает, что он знает очень мало? Михаил Осадчий: Мы здесь путаем понятия «образованность» и «интеллигентность». Интеллигентный человек, конечно, не будет никогда кичиться своим образованием, степенями или чем-то еще. А вот не интеллигентный человек, хотя и высокообразованный, будет, как говорится, … Вот эта вот Паниковского фраза: «А ты кто такой? А ты кто такой?». Это про интеллигентность, это не про образованность. Мария Карпова: Давайте выслушаем нашего телезрителя из… Петр Кузнецов: Орел. Мария Карпова: Орла. Сергей. Петр Кузнецов: Сергей, слушаем вас! Добро пожаловать в эфир. Да, мы к вам обращаемся. Здравствуйте! Зритель: Я считаю себя… Алло! Петр Кузнецов: Да, здравствуйте! Зритель: Я считаю себя необразованным человеком. Мария Карпова: Так. Зритель: Это связано со слабым знанием цифровых технологий, компьютера, различных гаджетов, использования их. Петр Кузнецов: Ну и хорошо. Считается-то, что гаджеты нас портят. Зритель: Не владею языками тех республик, которые находятся в Российской Федерации. Хотя бы одним языком, например, татарским или украинским, которые проживают украинцы на территории России. Кстати, у меня фамилия Кондратенко, украинская фамилия. А язык я не знаю. Мария Карпова: А что мешает выучить? Узнать что-то новое? Стать чуть более образованным? Зритель: Это смешно. Ну, в вашей программе было о головной боли. Я думаю, это мигрень. Петр Кузнецов: Понятно. Слушайте, еще один вопрос. Сергей, вам как это мешает жить? Ваша необразованность? Зритель: Я общаюсь с людьми, которые работают со мной на производстве или работали когда-то. Это и украинцы, это и татары, это и башкиры. Они разговаривают на своем языке, а я не понимаю. Петр Кузнецов: А вдруг про вас. А вы не знаете. Да. Понятно. Зритель: Есть люди, которые русскоязычные, русский он по национальности или не русский, но русскоязычный. Петр Кузнецов: Да, тут в языках дело. Спасибо! Еще одного телезрителя успеем выслушать, здравствуйте! Галина, Галина! Зритель: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Здравствуйте! Зритель: Я на телефоне. Петр Кузнецов: Рады слышать. Да. Зритель: Значит, я хочу просто задать такой вопрос. Сейчас моему внуку 25 лет. Школу он закончил очень уже давно, закончил аэрокосмическую академию. Я считаю, что он образованный. Но, когда я ему после школы показала портрет Ленина и спросила: «Это кто?», он сказал: «Какой-то дедушка». Ну в школе, что, никого не учат? Мария Карпова: Может быть, вы плохой портрет показали, Галина? Ну, не узнал. Зритель: Ну да, конечно. Я ему показала звездочку октябрятскую, показала значок комсомольский. А он даже не знает, что это. Петр Кузнецов: И все равно, да. Спасибо! Михаил, у нас многие на смс-портале, очень много сообщений, винят во всем образование, как будто бы вот с нас конкретно складывают всю вину. Вот от нас тоже что-то ведь зависит. Если мы сейчас про будущее говорим. Мария Карпова: От самих. Петр Кузнецов: Да, от самих, да. Михаил Осадчий: Конечно, образование – это дело каждого. Но естественно, особенно когда мы работаем с образованием взрослых, с университетами, я вообще не считаю себя вправе как-либо понукать, знаете, шпынять моих студентов. Они взрослые люди, совершеннолетние, полностью отвечают за свою судьбу. И, вы знаете, как-то вот воздействовать на них в стиле злой школьной учительницы с указкой, там как-то звонить по вечерам: «А вот где твоя контрольная работа?». Я не считаю это нужным. Это личное дело каждого – заниматься своим образованием или нет. Государство мне деньги выделяет не для того, чтобы я эмоционально реагировал на другого человека, а чтобы я действительно расходовал свое время на тех, кто хочет учиться. Петр Кузнецов: Золотые слова! Мария Карпова: Спасибо большое, Михаил! Петр Кузнецов: Спасибо! Остается подвести итоги нашего голосования. Мария Карпова: 69% считают себя образованными, 31% нет, к сожалению. Просто я говорю еще раз, это скромные люди. Петр Кузнецов: Ну мы и не сомневались, что большинство. Мария Карпова: Увидимся завтра! Петр Кузнецов: До завтра! Мария Карпова, Петр Кузнецов. Оставайтесь на ОТР!