Общепит под угрозой: как он будет выживать?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/obshchepit-pod-ugrozoy-kak-on-budet-vyzhivat-41902.html Тамара Шорникова: Сидите дома, друзья: Минпромторг рекомендовал людям старше 60 лет не ходить по магазинам, пожилые люди в зоне риска.
Иван Князев: Эта же рекомендация касается и посещения ресторанов, кафе, баров и вообще общепита. Руководство последних обязали также обеспечить там специальную расстановку столов, стульев, чтобы между ними было не меньше одного метра, соответственно все мыть, протирать и так далее.
Тамара Шорникова: Да. Но если походы в бары и рестораны нашим пенсионерам сейчас вряд ли актуальны...
Иван Князев: Ну уж точно, вряд ли актуально.
Тамара Шорникова: ...особенно судя по последним звонкам, как быть с магазинами? Спросим у вас: есть возможность заказывать продукты из дома? «Да» или «нет» отвечайте на наш короткий номер 5445, в конце этой темы подведем итоги.
Иван Князев: Ну а пока мы поговорим с нашими экспертами. У нас на связи Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. Игорь Олегович, здравствуйте.
Игорь Бухаров: Добрый день.
Иван Князев: Игорь Олегович, скажите, я так понимаю, у вас сейчас спрос-то понизился, да?
Игорь Бухаров: Да, очень серьезно.
Тамара Шорникова: Насколько, хотим узнать?
Игорь Бухаров: Ну смотрите, успешные рестораны, которые пользовались популярностью, у них спрос примерно уже 25%.
Иван Князев: Ага.
Игорь Бухаров: Рестораны, которые, скажем, не вызывают желания к массовому посещению, у них уже 50%. Значит, рестораны, которые находятся в аэропортах, там падение уже 90%. При этом в аэропортах аренда в евро, и это, конечно, очень серьезно, то есть это...
Иван Князев: Вы сейчас, наверное, будете поддержку какую-то запрашивать от государства?
Игорь Олегович, а можно я вам какую-нибудь бизнес-стратегию предложу? Вот смотрите, сейчас пенсионерам ходить в магазин нельзя, в рестораны они в принципе и так не ходят, потому что у них денег нет. А может, вы просто будете готовить какую-то такую приемлемую по ценам еду и доставочку домой вот так вот? Ну дешевую, борщ какой-нибудь рублей за 100, не больше, макарошки.
Игорь Бухаров: Ну смотрите, мы ведем переговоры с нашими коллегами из «Яндекс.Еды», сегодня мы уже отправили письмо на главу правительства с некоторыми нашими предложениями помощи. Дело в том, что мы с вами четко понимаем, что люди, скажем, за едой в магазин пойдут, ресторан – это уже вопрос времяпрепровождения. В этом случае, значит, в рестораны сразу идти уже не хочется, потому что вот эта ситуация с самоизоляцией, с паникой...
Тамара Шорникова: Ну тревожно, да.
Игорь Бухаров: ...конечно, присутствует, да. Поэтому мы запрашиваем какие-то вещи, которые дадут возможность, общаемся с нашими коллегами в Нью-Йорке, в Сингапуре, в Европе, какие принимают там правительства меры по поддержке бизнеса. Наша самая главная задача на сегодняшний день, конечно, это проблема с арендой, с заработной платой, с недостатком оборотных средств, с выплатой налогов, с выплатой коммунальных платежей. Естественно, например, если бы сегодня рестораны закрыли, то это наступила бы ситуация непреодолимой силы, тут как бы уже дальше мы бы разбирались. Пока рестораны не закрывают.
Поэтому, общаясь со своими коллегами-арендодателями, которые говорят: «Ну нас не волнует это, ребят, у нас свои проблемы, давайте там решайте»… Если мы сегодня ни с кем не договоримся самостоятельно, чтобы мы могли выйти из этой ситуации, это как принцип домино. Когда была у нас конференция по коронавирусу, я сказал, что вот эта паника сейчас как спусковой крючок приведет к тому, что количество обанкротившихся будет больше, чем...
Тамара Шорникова: Да, дальше, видимо, непечатная лексика.
Иван Князев: Да, дальше непечатная лексика. Нет, ну точно профиль менять надо, я говорю, ну невыгодно сейчас в ресторан ходить, невыгодно его держать.
Тамара Шорникова: Так, понимаешь, сколько это будет стоить с доставкой? Не факт, что наши пенсионеры это потянут, понимаешь.
Иван Князев: Поменьше наценку делать.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем Людмилу, это наша телезрительница. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Людмила.
Зритель: Значит так. Я хочу сказать, что в Туле за последние 2–3 года закрылись хорошие заведения, не то что там средней руки или какая-нибудь…, а вообще даже хорошие домашние рестораны и то закрылись. Так что у нас не так много по Туле заведений.
Иван Князев: А чего позакрывались-то?
Зритель: И остались в принципе хорошие... Не знаю. Знаю один-единственный ресторан, я из дома не выхожу, я инвалид с ходунками, а у дочери корпоративы там, дни рождения отмечают. Приехали заказывать там что-то такое, а там то ли прокуратура, то ли еще чего-то типа этого в этом здании находится, место занято другими.
А потом, ну как сказать, спрос очень сильно упал. У нас ведь не Москва, у нас город и небольшой по количеству, и по работе малооплачиваемый. Нет, есть люди, кто хорошо получают, немало, но все-таки где-то 80% еле сводят концы с концами, им не до ресторанов. Но хороших ресторанов, я 100% знаю, у нас знакомые там работают, дезинфекция на уровне, очень хорошая дезинфекция, даже протирают медицинский спирт 95,5%.
Тамара Шорникова: Да, понятно. Скажите, а что с доставкой на дом продуктов? Вот вам по карману? Вы часто пользуетесь?
Зритель: Ой, вы знаете... Во-первых, я считаю, что это ерунда. У нас столько магазинов... Вот у нас дом Шухова, 28, в 50 метрах в такой же пятиэтажке магазин «Spar», в 150 метрах гипер «Магнит», через дорогу еще 3 продовольственных магазина в подвальчике...
Иван Князев: Ну вы сейчас нам прорекламируете тут всех ретейлеров.
Тамара Шорникова: И все эти магазины Минпромторг рекомендует не посещать.
Иван Князев: Не ходить, да. Вы понимаете, что это опасно?
Зритель: Глупости! Люди ходят и покупают. А доставка у нас просто не развита, во всяком случае наш кировский поселок, названный по патронному заводу имени Сергея Мироновича Кирова, 70 тысяч примерно, у нас ничего про эту доставку никто не слышал, это во-первых.
Тамара Шорникова: Не едут курьеры, понятно.
Зритель: Во-вторых, я хочу сказать, что вы сами... Ну не вы, не ваше телевидение, не ОТР, а вот по «Первому каналу», я называю его «брехаловка», когда там чуть ли не до драки доходит, вот эти всякие обсуждают идеи. В пятницу, по-моему, или в четверг один товарищ брякнул такой солидный, холеный, сытый, что, мол, не надо ходить в магазины, покупать макароны и все прочее.
Вы не представляете, дочь пошла в магазин, она закупается раз в неделю в субботу: гречка, рис, горох отсутствуют напрочь, народ копается в остатках ячки и перловки. Сахара ни одного пакета, он лежал от пола до потолка, 23 рубля пачка была. Сносят все и вся. Осталось немножко... Подсолнечного масла нет, ну сейчас завезли, муку, банки... Товарищи, будьте аккуратнее в словах! Не надо... Стоит только что-то сказать...
Иван Князев: ...сразу народ паникует.
Зритель: У нас мнение такое...
Иван Князев: Понятно. Людмила, но вы-то не паникуете, вот и скажите соседям, чтобы тоже так делали, не бежали скупать все подряд.
Зритель: Ну вы знаете, как? У нас соседи все, ну как, старые дома, 50–60 лет, кто жив остался и у кого вот выросли дети, в принципе мы по советскому времени, у нас всегда запасец небольшой, правда, килограмм 10 того-сего, ну кто побогаче, мешок муки, мешок сахару...
Тамара Шорникова: Понятно, да.
Иван Князев: Да, спасибо вам, Людмила, интересно было с вами пообщаться.
Тамара Шорникова: Превентивные меры, да. Спасибо.
Иван Князев: Спасибо вам большое. Чуть не забыли про эксперта.
Тамара Шорникова: Нет, ни в коем случае. Теперь пообщаемся с нашим экспертом – Алексей Петропольский, предприниматель, юрист, эксперт в сфере защиты интересов бизнеса. Здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Алексей Игоревич.
Алексей Петропольский: Добрый день.
Тамара Шорникова: Да, Алексей Игоревич, здорово, что снова с вами встречаемся. Вот свежие новости обсуждаем. Значит, рекомендуют тем, кто старше 60, не ходить по магазинам, не закупаться, естественно, не посещать рестораны. А это большая аудитория вообще у магазинов, ресторанов, в первую очередь, наверное, у ресторанов, в магазины ходят все?
Иван Князев: Ну в магазины понятно, да.
Алексей Петропольский: Нет, для ресторанов это порядка 5–10% от общей аудитории. А вот касательно магазинов, то пенсионеры, как правило, и являются хранителями быта и покупают больше всего. Хоть у них средний чек и меньше, но они стараются...
Тамара Шорникова: Вот так.
Алексей Петропольский: ...ради даже развлечения сходить в магазин что-нибудь да купить. И без такой аудитории ретейлерам будет тяжело.
Но могу сказать, что это повлияло ровно обратным эффектом. Я сам вчера вечером лицезрел несколько сетевых магазинов, и там просто сумасшедший был ажиотаж, мели все. Я попробовал заказать все через онлайн-доставку, которую вы сейчас обсуждаете, и, собственно, в Москве только через 3 недели ближайшая доставка возможная продуктов.
Тамара Шорникова: Три недели? Вот так.
Алексей Петропольский: Один только магазин самый первый у нас, самый главный онлайн-магазин, который не так давно стал продовольственные товары продавать, мог доставить завтра, но там цена гречки 2 тысячи рублей, перловки 5 тысяч рублей...
Тамара Шорникова: Две тысячи за гречку?
Иван Князев: За гречку?
Тамара Шорникова: Это за тонну? За центнер?
Иван Князев: Не знаю, да, из чего ее делают, эту гречку?
Алексей Петропольский: Это «Ozon», можете зайти просто в приложение, выбрать гречку, она будет вся там от 1 800 за полкило.
Иван Князев: Ну ладно.
Алексей Игоревич, смотрите, а если серьезно, может, все-таки магазинам и тем же ресторанам, я вот уже говорил предыдущему эксперту, что им профиль менять надо, – может, магазинам все-таки как-то продумать варианты доставки домой? Ну желательно, конечно...
Тамара Шорникова: И не задирать цены при этом.
Иван Князев: Да, желательно, конечно, дешевой. Тогда, смотрите, не придется пенсионерам рекомендовать, чтобы они не ходили, а, наоборот, может, магазины обязать, чтобы они домой их доставляли?
Алексей Петропольский: Ну, я думаю, за этим будущее...
Иван Князев: Ну какой-то процент можно же будет так вот обезопасить людей.
Алексей Петропольский: Ну, во-первых, уже сервисов по доставке...
Иван Князев: Да, и бизнес спасет.
Алексей Петропольский: ...и они доставляют без проблем, идут в магазин, покупают, причем, как правило, даже без наценки, сам магазин им компенсирует издержки до 10% от суммы покупки, и, собственно, это проблемой не является. Вопрос лишь в том, чтобы государство, если оно будет рекомендовать, это будет одна история, а когда будет действительно введен некий режим ЧС, тогда просто рекомендация превратится в указ и, собственно, доставка будет сама собой существовать, потому что других вариантов и альтернатив не будет. Мне кажется, этот сценарий высоковероятен.
Тамара Шорникова: Ну и, Алексей, успокойте наших телезрителей, потому что действительно даже вот я вчера хвались перед коллегами, что рядом со мной живут разумные люди, на полках все есть, и гречка, и рис, и мука, – только это сказала, вечером захожу в магазин, уже шаром покати. При этом Минсельхоз и Минпромторг рекомендуют запасы делать у ретейлеров. Всего на всех хватит?
Алексей Петропольский: Конечно, хватит. У нас был последние 5 лет бум развития сетей, огромное количество баз складских, огромное количество магазинов. У нас реально если даже просто ничего не возобновлять, не производить, то можно, наверное, месяца 3 подъедать те остатки, которые лежат на складах. Но это, конечно, касается товаров, которые являются долгого потребления. Товары типа свежего парного мяса, овощей и фруктов – с ними, конечно, в случае режима ЧС и ограничений каких-то транспортных будет несколько тяжелее, но их и закупать бессмысленно, потому что срок хранения маленький.
Тамара Шорникова: И коротко еще, чего боятся наши телезрители, что завтра гречка по 2 тысячи рублей будет стоить в магазинах.
Алексей Петропольский: Да нет, конечно, этого не будет, потому что это товары первого потребления, государство контролирует на них цену.
Иван Князев: Ну конечно, иначе расстреливать придется ретейлеров.
Алексей Петропольский: Я не знаю, ФАС... онлайн-ретейлеров, но, на мой взгляд, нужно подавать в суд, собственно, чтобы эти издержки и эта паника компенсировалась теми самыми ретейлерами, кто в онлайне позволяет себе так делать.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Иван Князев: Алексей Игоревич, можно? Вот смотрите, я хочу вместе с вами просто прокомментировать данные нашего опроса: 95% людей говорят, что у них нет возможности заказывать товары из дома. Это вот к тому, что мы говорим, что в будущем это вроде как должно быть, но сейчас этого нет. Как прокомментируете?
Алексей Петропольский: Ну, увы, на сегодняшний момент в регионах доставка вообще не развита ввиду того, что нет такого спроса. Ведь курьер должен тоже сам себя окупать и свою зарплату отбивать, но в регионе магазины шаговой доступности так же доступны, и люди ходят меньше в них, в эти магазины, спрос меньше, средний чек, и выгоды от курьеров нет. Но поверьте, в случае, если будет нужно, просто сотрудников часть переведут в курьеры внутри магазина, и поверьте, для самих магазинов издержки в виде содержания курьеров будут гораздо ниже, чем содержание персонала, который обслуживает сам магазин внутри.
Иван Князев: Вот.
Алексей Петропольский: То есть вот эти подвальные магазины без обслуживания клиентов выгоднее в целом с доставкой, чем магазины классические, в которые приходит покупатель сам.
Иван Князев: Да, хорошо, спасибо, спасибо большое.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Иван Князев: Алексей Петропольский был с нами на связи, предприниматель, юрист, эксперт в сфере защиты интересов бизнеса.
Тамара Шорникова: И следующая тема.