Обувь чипируют. После обязательной спецмаркировки что останется на прилавках и сколько будет стоить?

Гости
Наталья Демидова
генеральный директор «Национального обувного союза»
Вера Волкова
директор департамента общего бизнес-анализа Центра развития перспективных технологий

Иван Князев: Туфли и ботинки с чипом. В России ввели обязательную маркировку обуви. На подготовку предприятий было полтора года.

На Ярославской фабрике валяной обуви, где уже более 100 лет производят валенки, к работе по новым правилам готовы. Там заранее приобрели специальный штрих-код, благодаря которому покупатель сможет узнать все о продукции. И это должно значительно снизить объем контрафакта, который на российском рынке обуви достигает 40%.

Семен Шмыков, директор Ярославской фабрики валяной обуви: «Каждой паре обуви будет присвоен уникальный код, в котором будет содержаться размер, изготовитель, дата выпуска, материалы, из которых изготовлена данная продукция, и так далее. Мы считаем, что процентов на пять наша продукция подорожает в связи с введением маркировки».

Тамара Шорникова: Вот видите – на пять. А на сколько подорожает остальная обувь? И сколько ее останется на наших прилавках, если их очистить от подделок? Будем разбираться с нашими экспертами.

А у вас спросим: как вы выбираете туфли и ботинки? И довольны ли качеством товара?

Иван Князев: А мне вот интересно! Все валенки одинаковые, а код разный.

Тамара Шорникова: У каждой пары.

Иван Князев: А вообще кто-то валенки подделывает у нас в стране?

Тамара Шорникова: Ты знаешь, наверняка. Ну, гжель же наша традиционная… Море китайской продукции на прилавках!

Иван Князев: Ну ладно, убедила.

Наталья Демидова у нас на связи, генеральный директор Национального обувного союза.

Тамара Шорникова: Здравствуйте. Алло. Наталья, слышите нас? Пока не слышит.

А вот что пишут наши телезрители…

Иван Князев: Пишут, что трусы с носками потом чипировать будут.

Тамара Шорникова: Ну, не исключено. Если уже нет этого. Валенки с чипом развеселили Сахалинскую область. А вот не смешно абсолютно, продиктовано все рыночными условиями. Уточнит, наверное, нам Наталья Игоревна Демидова. Да?

Наталья Демидова: Я, к сожалению, не слышала вашу подводку, потому что не была подключена. Я просто могу сказать, чем вызвана маркировка.

Маркировка вызвана тем, что, в общем-то, как известно всему населению нашей страны, на рынке очень много нелегальной, поддельной продукции. Это и контрабанда, и контрафакт. С этим постоянно борются. Но, как нам заявляют структуры, с этим связанные (и таможня, и Роспотребнадзор, и другие), в общем-то, те методы, которые до настоящего момента существуют, они недостаточны. И тоже невозможно к каждому магазину приставить, так сказать, охранника и контролера. Поэтому, в принципе, это практически грандиозный национальный проект. Будет чипирована, маркирована вся продукция, ну, вообще, не только обувной рынок, но и другая. Это очень сложная работа. Естественно, она постепенно вводится. И в настоящее время обувь подошла к этому.

Тамара Шорникова: Наталья Игоревна, только что смотрели небольшой видеоматериал с завода по изготовлению валенок. Там уже объявили, что на 5% подорожают. А что касается остальной обуви – какой прирост будет?

Наталья Демидова: Ну, это хитрый ход. Захотели – подорожали. Если у них, конечно, такая крутая зима… Вы же сами понимаете, что никто просто так не увеличивает цену. Если товар не разбирается, как в этом году, к примеру, зима теплая по стране, то с какой стати кто-то будет увеличивать цену? Цену в основном все-таки диктует рынок. Поэтому это просто по ситуации действует, так сказать, предприниматель в надежде на то, что это у него пройдет. Ну, будет лежать товар.

Вы знаете, остатки очень большие. Вот сейчас в момент маркировки мы как раз столкнулись с тем, что большие остатки у предпринимателей. Значит, это не совсем правильное и разумное ведение бизнеса. В принципе, конечно, я не могу сказать совершенно никакую пропорцию, насколько что изменится. Но у нас, извините, 5% – это обычное ежегодное подорожание, в пределах этой суммы. Поэтому…

Тамара Шорникова: Спасибо.

Наталья Демидова: Для начального этапа какие-то изменения, конечно, будут. Потом все опять урегулируется и стабилизируется. Вы знаете, меня спрашивали, будет ли удешевление товара. Нет, не будет, конечно. Почему? Потому что сейчас, к примеру, на полках тот же дешевый Adidas, дешевый Nike, по 500 рублей, в торговых сетях поддельных смешные цены. И мы надеемся, что это будет ликвидировано. Значит, соответственно, не будет этой дешевой поддельной контрафактной вредной обуви.

Иван Князев: Спасибо вам.

Наталья Демидова: Соответственно, такого типа продукция, мы надеемся, исчезнет.

Иван Князев: Спасибо.

Тамара Шорникова: Это было мнение Натальи Демидовой, генерального директора Национального обувного союза.

Послушаем телезрителей. Здравствуйте. Игорь, Тула.

Зритель: Здравствуйте. Вот дозвонился до вас. Интересная передача.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Зритель: Вам большое спасибо, что вы затрагиваете такие вопросы интересные. Особенно коронавирус. Это же такая проблема!

Иван Князев: Мы сейчас про обувь говорим.

Тамара Шорникова: Игорь, у нас четыре минуты на все про все. И еще на связи ждет эксперт. Вас вперед пропустили. Как покупаете обувь? Где выбираете?

Зритель: Вот про валенки показали. У нас в России делают только валенки, по идее. У нас разве делают обувь нормальную? У нас тульская фабрика – это ужас! Цены дикие! Как будто мы их привозим… У нас из Китая лучше купить китайскую обувь, ее выкинуть не страшно. У нас она стоит 5 тысяч, а она вонючая! Я купил ботинки зимние, проносил полгода. Из них какая-то вонь прет! А китайские за тысячу рублей я бы выкинули не жалел. Показывают валенки. Это же смешно! Такие проблемы в России, а нам валенки показывают. Чем вы гордитесь? Уже не космос, а валенки. Кто их носит сейчас?

Тамара Шорникова: Ну подождите, подождите! Тула-то в центре страны находится, а она у нас огромная. И такие морозы, что валенки в самый раз.

Зритель: Морозы? Вы не видите, какая погода у нас?

Иван Князев: Зима теплая, отопление пересчитают.

Тамара Шорникова: Купите билет до Владивостока – посмотрите страну, увидите, какой перепад температур.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Вера Волкова, директор Департамента общего бизнес-анализа Центра развития перспективных технологий. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Вера.

Вера Волкова: Добрый день.

Иван Князев: Вера, смотрите, наш предыдущий эксперт сказал, что у нас исчезнут эти поддельные Adidas, поддельные Nike. Сказал, что это хорошо. Я думаю, сейчас полстраны скажут обратное – что это нехорошо. Даже наш телезритель сказал: «Купил китайскую обувь за тысячу рублей, через месяц выбросил. И хорошо». Ну правда ведь, у нас полстраны одевается контрафактом.

Вера Волкова: Ну, на самом деле это не так, потому что у нас самая правильная и самая хорошая обувь все-таки произведена на территории Российской Федерации. И даже китайская обувь, из Юго-Восточной Азии, есть прекрасная обувь, произведенная на фабриках, она не является контрафактной.

Иван Князев: Прекрасная, но не дешевая.

Вера Волкова: Ну, это хорошая обувь. Она занимает свой сегмент рынка.

Тамара Шорникова: Хорошо. По информации, 40% обуви на наших прилавках – это подделка. Если сейчас новая система маркировки поможет очистить прилавки, то что останется?

Иван Князев: Да мы босыми ходить будем!

Тамара Шорникова: Что останется покупателю?

Вера Волкова: Покупателю останутся товары, ввезенные легальным образом на территорию Российской Федерации и оборачиваемые здесь легальным образом.

Иван Князев: Кроссовки Nike по 7 тысяч рублей молодежи придется покупать, да? Не ездить больше на рынок, где смешные цены?

Вера Волкова: Нет, ну подождите. Система мониторинга товаров в первую очередь предназначена для борьбы с контрабандной и фальсифицированной продукцией. Есть масса продукции, которая завозится в Россию легальным образом. И ее доля должна вырасти по факту внедрения системы маркировки.

Иван Князев: Просто, понимаете, мне кажется одно. Вот когда сейчас это все заработает, контрафакта у нас меньше не станет, а просто больше взяток будут давать магазины тем, кто проверяет, контрафакт или нет. Или не так?

Вера Волкова: Нет конечно, это не так, потому что система мониторинга – это единая общая система с контрольно-надзорными органами, которая борется в первую очередь с контрабандой и, конечно же, дает создание единой прозрачной платформы для всех. Поэтому здесь нельзя просто взять, дать взятку какому-то проверяющему и попробовать это все провезти.

Иван Князев: Ну понятно, так просто не получится.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Проверим. Будем следить за ситуацией.

Это были темы первого блока. А сразу после новостей будем говорить о чем?

Иван Князев: Будем говорить о том, в каком состоянии у нас находится наши поликлиники. Некоторые без канализации и воды вообще. Это заявила Счетная палата.

По оценке специалистов, 40% продаваемой в России обуви - подделка