Ольга Арсланова: "В России нужно вернуть уроки географии во все классы средней и старшей школы", – считает президент Владимир Путин. Глава государства пояснил, что на изучение географии в старших классах должно отводиться не менее двух академических часов в неделю, так как именно география служит основой формирования патриотических ценностей. Это я сейчас процитировала президента. Петр Кузнецов: Сегодня доказывать свои познания в географии не нужно даже при поступлении на международные отношения или туризм. География преподается в школах с пятого класса, однако в девятом классе школьный курс заканчивается, и в старших классах географию изучают далеко не везде, особенно когда речь идет о профессиональных учебных заведениях. Ольга Арсланова: География входит в число предметов сдачи ЕГЭ, по которым возможно, но по выбору ученика, однако остается мало востребованной выпускниками, судя по официальным отчетам. Например, в 2016 году ЕГЭ по географии сдавали только 17 тыс. учащихся, и минимальный порог в 37 баллов не смогли преодолеть при этом 13% из них. Педагоги считают важным, чтобы на стадии восстановления географии, если это произойдёт в 11-х классах, не было сделано это все механическим образом. Однако главное – понять, с какого предмета можно срезать эти часы. Я так предполагаю, что ни один педагог свой предмет просто так не отдаст. Петр Кузнецов: Или этот предмет тут же превратится в то, что сейчас происходит с географией, то есть уже тому предмету будет не хватать. Владимиру Владимировичу Путину придется говорить уже за тот предмет. Ольга Арсланова: Мы хотим разобраться, помогла ли география лично вам. Я предлагаю запустить такое голосование для наших зрителей. Пожалуйста, отвечайте "да" или "нет", поймем, насколько это необходимый предмет, по крайней мере как к нему относятся к массовом сознании. И будем выяснять, насколько наши знания по географии сейчас хороши. Зевните нам, пожалуйста, в прямой эфир, задавайте вопросы нашему гостю, принимайте участие в дискуссии. Петр Кузнецов: Леонид Перлов, учитель высшей категории, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель". Здравствуйте, Леонид Евгеньевич. Леонид Перлов: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Расскажите, когда сложилась такая странная ситуация с географией, когда вдруг ее стало катастрофически мало? Действительно, в старшей школе без географии именно в том возрасте, когда лучше всего усваивается эта информация, и человек лучше всего понимает, зачем ему эта информация нужна, его географии лишили? Леонид Перлов: Как раз в этом возрасте он и понимаете, что она ему не нужна, и поэтому его и лишили. Ольга Арсланова: Он понимает, или у него создается иллюзия? Леонид Перлов: Нет, он понимает. Между пониманием и иллюзией понимания в этом возрасте разница очень невелика, но ребенок знает, что ему сдавать ЕГЭ, например, при поступлении в институт. При этом сдавать ЕГЭ по географии ему не надо, не только по тем направлениям, которые были времени объявлены, но и на географический факультет. Да, я не преувеличиваю. Ольга Арсланова: Подождите. Это такая пауза, потому что мы подумали, что мы ослышались. Леонид Перлов: Вы не ослышались. На географический факультет Московского педагогического государственного университета географию надо сдавать далеко не на все направления. В частности по направлению педагогическому, профильному – не надо. Ольга Арсланова: То есть для того, чтобы стать учителем географии, не надо сдавать географию? Леонид Перлов: Не надо сдавать вступительный экзамен по географии. Ольга Арсланова: То есть научат уже там, считается, да? Леонид Перлов: Честно говоря, не знаю, что считается. Знаю, что мои коллеги, там работающие, испытывают большие проблемы с тех пор, как такая ситуация сложилась. Ольга Арсланова: Давайте тогда методом исключения расскажем, куда же все-таки ее нужно сдавать. Видимо, таких мест немного. Леонид Перлов: Очень немного. Таких мест единицы. Я знаю, что география сдается на одну из специальностей, например, в МГИМО. География сдается на университетские географические факультеты, насколько знаю, как правило, на региональные университеты, на географические специальности ее нужно сдавать. Собственно, все. Больше никуда не надо. Петр Кузнецов: Леонид Евгеньевич, прозвучало заявление президента. Как вам кажется, что теперь изменится со школьной программой? Может быть, у географии теперь больше шансов попасть в обязательные при сдаче ЕГЭ? Леонид Перлов: Заявление президента на эту тему, видимо, готовили люди, не имеющие представления о реальностях преподавания географии в школе. Петр Кузнецов: Все еще хуже? Леонид Перлов: Да. Во-первых, все еще хуже. Во-вторых, два часа в неделю в параллели с 6 по 10 класс всегда было, и ничего нового в этом предложении нет. Другое дело, что примерно 10 лет назад один час, причем в шестом классе, просто элементарно срезали, отобрали, оставив один. Подо что-то, видимо, потребовался этот час, потому что добавить нельзя, а третий час физкультуры, основы православной культуры и еще что-нибудь в этом роде надо было вводить. Ольга Арсланова: Значительно нужнее, да. Леонид Перлов: Отрезали час. Ольга Арсланова: То есть это было сделано механически, а не идеологически? То есть не потому что подумали, что "Ну, зачем нам это?" Леонид Перлов: Потому что статус географии как школьного предмета предельно низок, и выше он не становится. И одна из причин как раз это. Потребовался час – отрезали из от географии час. После того, как взвыли учителя по всей стране – через пару лет вернули, но не в шестой класс, а в пятый. Получился один час, один в шестом. Один час – это касается любого школьного предмета, – это методический нонсенс, это хуже, чем ничего. За один час можно стойко отбить ребенку желание этим заниматься, внушить ему мысль, что это не серьезно, и в дальнейшем он до конца школы этим заниматься не будет. Некоторое время спустя аналогичная ситуация сложилась в старшей школе, о которой и шла речь. Курс географии мира – экономическая, социальная география зарубежных стран, – это курс 10-го класса два часа в неделю. Несколько лет назад начальство настоятельно рекомендовало разделить его на 10 и 11 класс по одному часу в неделю. В результате в 11-м классе, естественно, никто географией не занимается. Людям готовиться к ЕГЭ, и географию им сдавать не надо. Поэтому этот час выброшен, и эта часть курса тоже. В 10-м классе курс, занимающий один час, интереса не представляет, поэтому тоже всерьёз никто этим не занимается. Петр Кузнецов: Хотелось поговорить о квалификации преподавателей. Кто сейчас идет в учителя и географии? Вы упомянули, что учителя взвыли, и после этого хоть где-то вернули часы. Леонид Перлов: Взвыли в основном учителя старшей, моей возрастной группы. Кто идет в учителя географии – это часть вопроса, кто вообще идет в учителя. В школьной педагогике работает жуткий принцип, на мой взгляд, губительный для системы – принцип двойного негативного отбора. Далеко не лучшие выпускники идут в пединституты, и далеко не лучшие выпускники пединститутов оказываются в институтах. Петр Кузнецов: Соответственно, сформированное сейчас в современных школьников отношение к самой географии, даже если он идет в пединститут и будет преподавать эту географию, он уже понимает, как к этому предмету относятся по другую сторону парты? Леонид Перлов: Да, он понимает, что ему в этом смысле предстоит. Даже если не говорить о прочих аспектах моей профессии, зарплатном. В частности два месяца назад здесь об этом был разговор. Да, он понимает, что ему придется работать в очень тяжелых условиях. Бывают исключения, но они крайне редки. В той школе, где я работаю, иное отношение к предмету. Просто это не очень обычная школа. Петр Кузнецов: У нас звонок из Томска. Джана на связи. Здравствуйте. - Здравствуйте. Петр Кузнецов: Давайте начнем с вопроса, который поставлен на голосование. Пригодились ли вам знания по географии в жизни? - Я вам точно не могу сказать, пригодились или не пригодились, но я считаю, что для человека образованного географию знать нужно. Это у меня в школе был любимый предмет. Помню свою любимую учительницу Манефу Петровну, хотя мне самой 75 лет. Я настолько любила географию. Мне стоило посмотреть на физическую карту нашей страны – вы понимаете, что я в советское время училась, – где полезные ископаемые – все, мы уже знали, где какая экономика, где какая промышленность развивается, и так далее. Поэтому я всегда жалела о том, что сейчас внимание не уделяется географии, которое уделяли мы. Нужно обязательно вводить географию в школу. Ольга Арсланова: Поддерживают зрители. "Мне в школе очень нравилась география, моя профессия с ней связана". "Я Гватемалу найду на карте, а современная молодежь и Москву не найдет". "Учился в школе в Баку в 1980-х годах – пригодилась. Я пилот", – пишет нам зритель из Челябинской области. "География нужна современным детям, потому что с масштабам современных перемещений в отпуске мир кажется людям крошечным", и так далее. На самом деле, это и то, с чем столкнулся и наш телеканал. Я помню, когда мы сюда устраивались… Петр Кузнецов: Пожалуйста, только про меня не рассказывай… Ольга Арсланова: Не буду. (Смех.) Петр Кузнецов: …как я сдавал вступительные экзамены. Ольга Арсланова: Да. Нам задавали вопросы, в том числе и по географии, и очень многие люди и молодые, и средних лет не могли, например, ответить на вопрос, куда впадает Волга. И чем моложе поколение, я думаю, тем меньше правильных ответов бы мы услышали, в том числе на такой, казалось бы, простой вопрос. С чем это связано? Я слышала часто мнение, популярное среди молодежи, даже нынешних выпускников, о том, что "А зачем? Есть интернет, а какой-то сиюминутной практической пользы от этих знаний вроде бы мы и не получаем". Петр Кузнецов: Нам пишут про путешествия. Сколько сейчас карт, приложений. Ольга Арсланова: Как вы можете объяснить в том числе этим людям, зачем им эти знания? На простом, понятном для них языке. Леонид Перлов: Не возьмусь на простом понятном языке, но, располагая некоторым временем, например, в объеме школьного курса, возьмусь. И если у меня будет желательно Хотя бы 68 часов в неделю при работе с 12-13-летними детьми, уверяю вас, они будут изучать географию и будут ею интересоваться. Ольга Арсланова: А если они уже выросли с ощущением, что это не нужно, им уже не объяснишь? Леонид Перлов: А если они уже выросли с ощущением, что без этого можно обойтись, объяснить им крайне сложно до тех пор, пока… Есть такая очень интересная книга, не так давно она прошла, автор Каплан, она называется "Месть географии", вот такой толщины [7-8 см в толщину]. Неучет, недооценка географических аспектов влияет на судьбу стран, уже не говоря о том, что она влияет на судьбу каких-то этнических общностей, насколько это серьезно. География – особая штука, в отличие физики, например. Это наука, которая представляет из себя синтез, комплекс практически всех областей знания, известных человеку, от ботаники до астрономии. Все, что угодно. Потому-то и сложно за очень ограниченное время привить человеку интерес к этому предмету. Он должен очень много представлять себе того, что находится вокруг в смежных областях. Вот отдали один час в пятый класс, восстановили вроде бы час, но пятиклассники просто еще не готовы к тому, что такое география, просто в силу возраста и объема знаний, которым они располагают. Ольга Арсланова: Хотя, может быть, если подобрать правильные слова… Я знаю, что еще дошкольники интересуются. Помните, в наше время был простейший атлас "Мир и человек", с каким интересом они его рассматривают. И базовые знания они усваивают. Петр Кузнецов: Или же все-таки сделать все это более мультимедийным, чтобы вызвать интерес? Леонид Перлов: Мультимедийность можно сделать, но это инструмент, а контент, который в этот инструмент заряжать, вот с ним-то и возникают проблемы. Замечательный английский писатель Терри Пратчетт блестяще сформулировал, что такое география. Вообще, география, с его точки зрения – это физика, только помедленнее, и утыканная деревьями. Петр Кузнецов: Совершенно метко. Леонид Перлов: Ребенок в пятом классе совершенно не представляет себе, насколько это может быть интересно, потому что ему недостаточно для этого знаний в области математики, в области истории, а история – это география во времени, как сказал Элизе Реклю. Это как в шахматах. Петр Кузнецов: То есть по незнанию географии мы можем судить об общем уровне знаний, о падении, снижении? Леонид Перлов: Об общем уровне, да. Это коррелирует. Ольга Арсланова: И это правило? Леонид Перлов: Да. Петр Кузнецов: Послушаем Николая из Самары. Здравствуйте, Николай. Ольга Арсланова: А вы, Николай, знаете, куда Волга впадает? - Волга – я знаю. Я родился в Кировской области в Шабалинском районе, у нас был урок, мы ходили по реке Куке, ходили до самого истока, и мы знали, куда она впадает дальше – впадала в Волгу, а Волга впадала в море. Мы все это изучали, поэтому я хочу сейчас сказать всем за географию – только "за". Она необходима. Ольга Арсланова: Спасибо, Николай. Давайте сразу послушаем Светлану. Добрый вечер. - Меня зовут Светлана Петровна, я звоню вам из Оренбургской области. Я работала всю жизнь учителем начальных классов, а сестра моя Жидрова Людмила Алексеевна работала непосредственно учителем географии. Что характерно, что, действительно, настолько сейчас дети наши несведущи в знаниях географии. Если они не могут отличить, где находится Сахалин и Сахара – это позор нашему всему народному образованию, и не только географии. Поэтому я считаю, что знать географию в школе должны обязательно, и ввести дополнительные уроки, а не так, как нам все ограничивают и ограничивают – только математикой, предметами точными и всеми прочими. Поэтому географию нужно знать: знать географию своей страны, знать, какими морями и океанами омывается. Не только знать, где находится Турция и Египет. Петр Кузнецов: С другой стороны, Дональд Трамп не знает, где находится Иран, он путает его с Ираком. При этом он стал президентом. Леонид Перлов: Я в этом сомневаюсь. - Дональд Трамп – миллиардер, ему необязательно знать. (Смех.) Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Замечательно. Ольга Арсланова: Вы сомневаетесь? Леонид Перлов: Да, что он не знает. Ольга Арсланова: Вы думаете, это имитируется несколько для аудитории? Леонид Перлов: Думаю, что да. Ольга Арсланова: Нам пишут: "Пригодились. Могу ответить ребенку на его вопросы. В школе был любимый предмет". "Пригодились, я геолог". Петр Кузнецов: А Александр из Республики Башкортостан пишет, что "Знания по географии нужны, но за 15 лет знания уже подзабыл, так как на 4-5 закончил школу, любимый урок география". Леонид Перлов: Очень рад. Повезло с учителем, по всей вероятности. Ольга Арсланова: Вы сказали о том, что очень просто за один час отбить желание и интерес этому предмету. А как сделать наоборот – как его сохранить? Петр Кузнецов: Хотя бы на уровне факультатива, если мы говорим о возвращении дополнительных часов. Ольга Арсланова: Потому что мы уже выяснили, что базово у ребенка, даже маленького, этот интерес естественен, он есть, ему интересен мир вокруг себя. Почему же вдруг такая естественная потребность в познании этого предмета отбивается? Леонид Перлов: Вспомнил книжку, называется история география, и начинается фразой "Все началось с любопытства". Человеку стало интересно, что находится там вне его поля зрения. Он пошел туда посмотреть. Видимо, вся география началась с этого. За то время, которым мы располагаем, с тем инструментарием, который мы располагаем, решить эту проблему, на мой взгляд, просто нельзя, поскольку не в силах человеческих впихнуть два литра жидкости в литровый стакан. Невозможно. Одна из причины эта. А в силу возраста 12-13 лет, если между двумя последовательными разговорами на географическую тематику проходит неделя, то возрастные психологические особенности ребенка таковы, что к следующему уроку забывает начисто не то, о чем шла речь – если напомнишь, то вспомнит, – а о том, что она вообще шла. Ольга Арсланова: Как называется предмет. Леонид Перлов: Да. И с этим, к сожалению, ничего не поделаешь. Факультативы не решат эти проблемы. Во-первых, факультатив – вещь добровольная. Во-вторых, факультатив не входит в сетку часов, и нужно какое-то время на то, чтобы его куда-то втиснуть. В-третьих, факультатив у тебя, у биолога, у химика, у физика, у математика, у литератора, у русиста, у англичанина, у француза и у преподавателя испанского языка. И из этого перечня ребенок, а точнее его родители, возможно, с учетом мнения ребенка что-то будут выбирать. Почти убежден, что аргументы для выбора у них будут "против" географии и "за", например, второй иностранный язык. И у них есть для этого основания, для такого выбора. Они могут объяснить ребенку, зачем ему это надо, и не могут ему объяснить, зачем ему надо заниматься географией. Петр Кузнецов: Перед тем, как мы послушаем мнение людей на улицах, уж коль мы о Трампе заговорили, сейчас геополитика из каждого экрана – новости Сирия, Ливия, Америка, заседание в Женеве. Ольга Арсланова: Казалось бы. Петр Кузнецов: Если мы говорим о старшеклассниках, текущая повестка как-то повышает интерес к географии? Полезет, посмотрит, хотя бы запомнит? Леонид Перлов: Неделю назад мой старый друг, он врач, попросил меня встретиться с его студентами (он преподает). Это будущие хирурги. К ним пришел в гости врач из "Красного Креста", который работал в Ираке, в Сирии сейчас (он недавно оттуда). Доктор попросил меня объяснить, рассказать его студентам – а это не первый курс уже, – что такое Ближний Восток, где это находится, и почему возникают эти самые проблемы, потому что выяснилось, что вообще не в курсе, что это такое. Вот уровень примерно такой. Что касается Трампа, в Аппарате Государственного департамента, Государственного секретариата Соединенных Штатов есть должность главный географ Соединенных Штатов. Пару лет назад он был в Москве, был у нас конгресс Географического союза, он приезжал, и, по счастью, удалось встретиться, он встречался с людьми. Без его подписи ничего не делается, связанное с федеральными проектами в пределах территории Соединенных Штатов. Это очень авторитетный и очень уважаемый пост. У нас нет такого поста. Ольга Арсланова: Понятно. Петр Кузнецов: Давайте теперь посмотрим тот самый опрос на улицах. "Пригодились ли времен знания по географии?" – спрашивали мы людей на улице. Давайте посмотрим. (ОПРОС.) Ольга Арсланова: Как вы можете прокомментировать? Мы специально не брали школьников и студентов. Напомню, мы задавали несложные вроде бы вопросы по географии. Почему не брали молодежь – там ожидаемо. Леонид Перлов: Чем старше, тем лучше отвечают. Правильнее, грамотнее. Да, в нашем деле, в принципе в школе, любое действие, которое производят со школой – новые методики, реформы, программы, миллион всяких вещей в школе происходит, – имеют определенный временной лаг проявления. Мы что-то сделали. Пройдет ряд лет, когда можно будет почувствовать результат, проанализировать, оценить и решить, это было правильно сделано 10 лет назад, или это была ошибка. Одна из наших глубочайших проблем, связанных с сегодняшней ситуацией в школе, как раз в том, что у нас делается что-то, и иной раз в тот же год к 31 декабря оценивается результат. Вот объединили школы в Москве. Вместо 2,5 школ у нас теперь 600 гигантских свинокомплексов. Ольга Арсланова: Об этом мы тоже будем обязательно говорить. Леонид Перлов: Но то, что это хорошо, было объявлено в тот же самый год, когда это начали делать. Петр Кузнецов: Что-то изменится с заявлением Путина? Леонид Перлов: Не думаю. Петр Кузнецов: Подведем итоги голосования. "Пригодились ли вам знания по географии?" – спрашивали мы у наших телезрителей. "Да" – 82%, "нет" – 18%. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо, Леонид Евгеньевич. Леонид Перлов, учитель высшей категории, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель", был у нас в гостях.