Константин Чуриков: Наша следующая тема любопытная. В недрах Совета Федерации возникла идея ограничить время работы крупных магазинов, так называемых гипермаркетов, сделать так, чтобы они больше не работали по воскресеньям, по субботам работали ограниченно – до 4 вечера. А в будни зачем им после 9 вечера работать? Это предложение вынес, во всяком случае о нем говорил первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Он ссылался на то, что его поддерживают коллеги. Позже коллеги из нижней палаты парламента опровергли то, что они горячо поддерживают это предложение. В частности, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, на которую он ссылался, сказала, что она не считает нужным это предложение выносить на обсуждение. Оксана Галькевич: Как всегда под это подводится определенная идеологическая база, говорится о том, кому от этого станет лучше. Лучше от этого якобы должно стать малому бизнесу, магазинам шаговой доступности, и, видимо, лучше должно стать нам с вами, уважаемые друзья, потребителям. Вот, кстати говоря, очень интересно, что вы по этому поводу думаете. Звоните нам и пишите. 3443 – это телефон нашего СМС-портала. Первые буквы "ОТР". Или звоните, высказывайтесь в прямом эфире – 88002220014. Это тоже бесплатно. Константин Чуриков: Я думаю, даже запустим СМС-опрос. Надо ли ограничить время работы гипермаркетов. Вот как раз таким образом, как это сформулировало господин Лисовский. Да или нет, ждем ваших ответов. 3443, вначале буквы "ОТР". И представим нашего гостя. В студии у нас Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли "Аккорд". Илья Вадимович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Илья Ломакин-Румянцев: Добрый день, Константин. Добрый вечер, Ольга. Оксана Галькевич: Вы как считаете, поможет это кому-то – малому бизнесу, большому бизнесу, потребителю? Илья Ломакин-Румянцев: Мы пока не провели тщательного анализа. Мы знаем, что такого рода ограничения существуют в ряде стран. И знаем, когда это возникло, какие были побудительные мотивы. Но точно они не имели отношения к малому бизнесу. Чаще всего это были требования профсоюзов, это были требования, связанные с тем, чтобы в воскресенье не работали продавцы, и люди бы думали скорее о мессе, чем о покупках. Оксана Галькевич: В Европе часто звучат такие оправдания этим историям. Говорится о том, что все-таки воскресенье должен быть семейный день, если не касаться какого-то религиозного момента. Но есть ведь и другие страны. И, кстати говоря, ситуация в городах разная. Касается ли это таких мегаполисов, как Москва, Петербург, города-миллионники? Илья Ломакин-Румянцев: И города разные, и страны разные, и времена очень разные. И некоторые страны, в которых это ограничение существует давно, думают о том, нужно ли его сохранять. Потому что сегодня начинают становиться абсолютно ясными негативные последствия как раз для бизнеса, в том числе для малого. И покупатели говорят, что они с большим удовольствием сделали бы большие закупки на неделю. Оксана Галькевич: Вот мы с вами покупатели. И дело даже не в том, что кто-то делает закупки на неделю, а кто-то ходит несколько раз в неделю. Но многие просто работают не 8-часовой рабочий день, не с 10 утра до 18:00. Все как-то по-разному. Илья Ломакин-Румянцев: Да. Ровно под это и подстроен сегодняшний график, когда покупатель сам выбирает, как ему удобно. Константин Чуриков: Крупный магазин сам решает, как ему рентабельнее работать на рынке. Ему удобно, что к нему приходят, и много ли к нему приходит ночью покупателей, или нет? Оксана Галькевич: Ночная смена, кстати – это отдельный тариф в оплате, правильно? Это какая-то другая история в трудовом законодательстве. Илья Ломакин-Румянцев: А приходит, может быть, не так много, как мы думаем, но, тем не менее, есть. И одновременно нет издержек, связанных с консервацией магазина. Это когда вы прекращаете магазина, вы тратите деньги. Оксана Галькевич: То есть закрытие смены, снятие кассы, и открытие смены, открытие кассы. Это издержки. Илья Ломакин-Румянцев: Это издержки, которые никому ничего не дают. А покупателям по понятным причинам приносит проблемы. Разговор о том, что это поможет малому бизнесу – это большой вопрос. Трудно представить, что малые форматы в будни в рабочее время мечтают не работать, а их страсть – работать по ночам и работать в воскресенье. Это не так. Это, конечно, не так. Они предпочитают работать в разумное время. И, конечно, они мечтают о другой помощи. Помогать им надо… тоже тут не бином Ньютона. Помогать им нужно с арендой, с разрешениями, с затратами на электричество, на коммунальные расходы. Константин Чуриков: Чтобы не было больших торговых сборов. Илья Ломакин-Румянцев: Чтобы не было больших торговых сборов и чтобы не было больших проблем с покупкой в оптовом звене. Им нужны оптово-распределительные центры (ОРЦ), распределенные по территории страны. Оксана Галькевич: Логистика, которая у нас очень проблемная. Илья Ломакин-Румянцев: Логистика. Им нужна недорогая и эффективная логистика. Собственно, эта логистика и является основным преимуществом крупных сетей. Малые формы, малые торговые компании лишены этого. К сожалению, из-за этого проигрывают. Константин Чуриков: Вот буквально несколько отзывов на предложения господина Лисовского со стороны ведомств. Федеральная антимонопольная служба не поддержала инициативу. Минсельхоз сообщил, что в министерство не поступало это предложение. Сначала нужно создать альтернативные форматы торговли, чтобы не пострадал потребитель. Минпромторг тоже воздержался, очень осторожно к этой идее отнесся. А мне интересно вот что. Вообще как по логике вещей в тех странах, где приняты такие решения, как это все осуществлялось? Это где-то по указке сверху пришло, что нельзя большим магазинам работать вечером и в выходные дни? Или это сами магазины решили? Это же частные предприятия. Они вольны сами решать, когда им работать, когда закрываться. Илья Ломакин-Румянцев: Это, конечно, решения не магазинов. И это давняя история. Это пришло не вчера. Такое решение было принято не вчера. Иногда это под давлением профсоюзов. Иногда это для того, чтобы действительно почти навстречу тогдашним малым или относительно небольшим форматам торговли или каким-то ярмаркам, чтобы ярмарки выходного дня не чувствовали конкуренцию со стороны больших магазинов. Но сегодня этого нет у нас. И, более того, крупные торговые сети, те, которые входят в состав "Аккорд", и те, кто входят в Союз независимых сетей, а вместе мы примерно половина рынка, не больше, они заинтересованы сотрудничать с малыми форматами. От магазина в магазине, от фермерской лавки в прикассовом пространстве, до организации ярмарки выходного дня рядом с магазинов. Знаете, почему? Оксана Галькевич: Почему? Илья Ломакин-Румянцев: Небольшие форматы – не конкуренты крупным сетям и гипермаркетам. Они скорее дополнительный аргумент для человека прийти в это время в это месте и что-то для себя найти особенное. А заодно зайти в привычный гипермаркет. Или наоборот: прийти в гипермаркет, а заодно пройтись по рядам фермерской ярмарки и вдруг что посвежее есть, поинтереснее, и поговорить с продавцом. Константин Чуриков: Тамара из Оренбургской области. Тамара, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Я хотела бы высказаться против ограничения часов работы гипермаркетов, потому что у нас сначала как бы приучат нас к одному графику, а потом начинают все переделывать. Допустим, небольшие города у нас. Очень многие люди имеют дачные участки. С работы сразу на автобус, в сад. После сада приезжаем, последний автобус в 10 часов. Как правило, эти гипермаркеты расположены в центре города. И мы по привычке, после сада забежал, что-то купил. А теперь у нас, получается, нету. Константин Чуриков: Ну, конечно. Не в рабочее же время вам по магазинам ходить. Правильно. Для этого есть вечернее время. Оксана Галькевич: Некоторые телезрители у нас пишут, что выходные – это единственное время, когда можно шоппингом заняться, продуктовым или каким-либо еще. Константин Чуриков: Тоже, понимаете, защитить семью, ячейку общества. Илья Ломакин-Румянцев: И это правда. Я хотел бы успокоить Тамару. Решение это не принято. И многие представители правительства, руководства страны очень осторожно относятся к таким решениям. Ситуация довольно устойчивая, неплохая, люди привыкли к хорошим магазинам, к возможности выбирать. И вдруг по не очень понятным аргументам менять… Оксана Галькевич: Илья Владимирович, вы знаете, нам европейский опыт все-таки, мне кажется, тяжело как-то на себя примерить по одной простой причине: у нас создавались эти спальные районы, которые сейчас скопили большую массу людей, в несколько другое время по другим лекалам. Там таких торговых форматов для малых торговых точек, для малого бизнеса возможностей гораздо меньше. Правда? Поэтому у нас сейчас феномен, не феномен, не знаю, как это оценить, но в центре какого-нибудь спальника стоит большой гипермаркет. Туда все ходят и за продуктами, и за одеждой, и кино посмотреть. Да, так у нас сложилось. Потому что а где? Вот закроют какой-нибудь торговый центр по субботам, воскресеньям. А возможности где-то на первых этажах в малых форматах купить что-то и не будет. Потому что нет таких форматов, нет возможностей, площадей нет даже. Илья Ломакин-Румянцев: Оксана, вы совершенно правы. Я бы еще два обстоятельства предложил учесть. Первое – у нас сейчас не очень хорошо с темпами экономического роста. Вся торговля – это примерно 20% ВВП. Оксана Галькевич: Это много или мало? Илья Ломакин-Румянцев: Это пятая часть. Оксана Галькевич: Нам кажется, что это немало. Илья Ломакин-Румянцев: Это совсем немало. И это примерно 18% занятых. Уменьшили время работы – значит, какое-то количество людей оказалось на улице. И темпы экономического роста снизились. Ритейл падает последние 36 месяцев. Еще немножко снизится – и это снова скажется на темпах роста страны. И чем меньше продадут гипермаркеты или другие современные форматы, тем меньше наши производители, продукция которых сегодня достигает 95-100% на полках, тем меньше они поставят в эти же магазины. Константин Чуриков: То есть, получается, это господин сенатор замахнулся на наше импортозамещение? Илья Ломакин-Румянцев: Не то чтобы на импортозамещение. Скорее, есть мечта, что эта продукция уйдет в малые торговые форматы, и тогда будет всем замечательно. Во-первых, это не совсем так. Обычно поставщики малых форматов и поставщики крупных сетей совсем разные. Во-вторых, производительность малых форматов всегда ниже, чем у крупных. И, соответственно, за то же время малые продадут меньше. А это значит, что меньше будет произведено. Это значит, что меньше будет денег в бюджет. Вы знаете, у нас интересные цифры. "Аккорд" по доле на потребительском рынке – это 28%, а по налогам, которые собирают с продовольственного рынка государство – 55%. Константин Чуриков: Екатерина, Саратовская область. Здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Я слушаю вашу передачу и хочу сказать, что я за ограничение времени работы гипермаркетов. В хорошие добрые времена всегда в воскресенье люди отдыхали. И никто с голоду не умирал за 1 день. Все шли в театр, в кино, погулять. Оксана Галькевич: В принципе да. А если молока в пятницу не купил, то до понедельника без молока и без хлеба. Зритель: Ничего страшного. Можно и в пятницу купить. Надо подумать и купить. Даже сельские магазины в воскресенье не работали. Константин Чуриков: Екатерина, вы хотите сказать, что этот законопроект предполагает какую-то борьбу с обществом потребления, вообще с потреблением как таковым, во имя каких-то других ценностей? Зритель: Я думаю, что на потреблении это никак не скажется. Всегда в холодильнике что-то есть. Всегда. Поэтому очень будет хорошо, если это ограничит время, и тем более если запретят вообще продавать сутками – 24 часа. Константин Чуриков: Вот так вот. Видите? Жили же так раньше. Оксана Галькевич: Вы знаете, после того, как эта инициатива прозвучала и попала в информационное поле, ее стали активно обсуждать, я видела в социальных сетях отклик тех самых малых производителей, которые и за санкции как можно дольше, чтобы их не снимали. Некоторые очень радовались, говорили: "Да, действительно – закроют гипермаркеты, и у нас на рынках и в наших передвижных лавчонках наконец-то будет больше оборот". Илья Ломакин-Румянцев: Да. Наверное, в каких-то лавочках или в каких-то магазинах на сколько-то увеличится количество покупателей. Оксана Галькевич: Но, вы знаете, я, опять же, на свой хозяйский опыт перекладываю. Рыночки выходного дня, магазины шаговой доступности. Это ведь и цена всегда выше. Если вдруг человек так или иначе пытается экономить, сэкономить, где-то выгадать на какой-то цене, он все-таки пойдет к большому продавцу в большой магазин. Илья Ломакин-Румянцев: Вы правы. Но мне кажется, что не это даже важно. Важно другое. Удивительная позиция сформулирована была Екатериной. Ей не хочется быть свободной. Ведь свободный человек хочет – пойдет в магазин, хочет – пойдет в кино, в театр, гулять и так далее. Нет. Давайте мы всем закроем, чтобы все ходили в театр по воскресеньям. А кому-то удобнее в понедельник. А есть довольно много профессий, у которых смещены выходные дни. Константин Чуриков: Мы представители этой профессии. Илья Ломакин-Румянцев: Я догадываюсь. Я поэтому так на вас смотрю. А еще есть врачи скорой помощи, у которых скользящий график. И что же тогда делать? А есть люди, которые работают в скользящем сутки на трое, и тогда для них плохо объяснимо ночное ограничение. Мне кажется, что мы плохо понимаем, что главный судья в этом вопросе должен быть свободный покупатель, ради которого вся эта история и затеивается. Оксана Галькевич: Да уже, собственно, затеялась. Уже показала свою жизнеспособность и работоспособность. У нас есть еще один звонок. Действительно. Алло, здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте. Меня зовут Александр. Я с Подмосковья, со Звенигорода вам звоню. Хотел бы сказать вам, что несерьезны те, кто придумывают такие законы, закрывать на выходные. Люди работают и по выходным, и по будням в разное время. Сегодня мы все привыкли, что у нас есть эти магазины. По-разному распределяем свое время и на театры, и на кино. Для всех это сегодня уже привычное дело. Но если закрыть на выходной… Как предыдущий оратор сказал - "надо в театр ходить". На это все можно выбрать время. Но мы работаем сегодня полный рабочий график допоздна. Я жду выходных. Со всей семьей мы отправляемся или в гипермаркет, или в театр, или куда-то, но мы распределяем это время. Я думаю, что это будет очень плохо. Константин Чуриков: Скажите, по вашему опыту, где дешевле совершать покупки, если мы говорим о продуктах? В каком-то большом магазине? Мы примерно понимаем, как они могут называться. Или туда куда-то в малый сектор, в маленький магазинчик? Илья Ломакин-Румянцев: Нет, малый спектр рассматривать даже не стоит. Потому что в больших гипермаркетах можно прикинуть цены, тут же можно купить что-то дешевле, потому что продуктов очень много и всего остального очень много. Мы смотрим цены и покупаем то, что нам лучше, то, что нам выгодно. И хоть что это будет. Хоть это будет молоко, хоть это будет даже что-то из каких-то вещей. В общем, большие магазины – это гораздо лучше. Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок. Давайте обратимся к небольшому опросу, который устроили наши корреспонденты в разных городах страны. Спрашивали людей, готовы ли они отказаться от походов по крупным магазинам по ночам и в воскресенье. ОПРОС Константин Чуриков: Прямо во время этого опроса пришла СМС-ка, крик души из Архангельской области: "Мне запретили водку после 21 часа покупать. Я за то, чтобы вам запретили ваши излишества по ночам покупать. А хлеб и молоко купите в ближайшей лавочке". На самом деле шутки шутками… Оксана Галькевич: Мы в принципе так дойдем до того, что и корову сами подоите, и хлеб сами… Мы в принципе можем. Илья Ломакин-Румянцев: Хорошо вам. Только найти надо. Оксана Галькевич: С коровой сложнее, кстати, чем хлеб испечь. Константин Чуриков: Многие пишут, это видно как раз из семей, где мама или папа работает в магазине, что действительно плохо, когда эти ночные смены: родители, жены, мужья поздно домой приходят, уже под утро, как правило. И с этой точки зрения… Вообще среди работников, тех, кто трудится непосредственно в гипермаркетах, вообще какие мнения бытуют на этот счет? Илья Ломакин-Румянцев: Поскольку Оксана уже вспомнила, что за это доплачивают, сегодня люди готовы идти на дополнительную работу в ночной период, со сложным режимом. Тоже понятно. Экономическая ситуация не очень хорошая. И все готовы работать, получать больше, и одновременно это оказывается привлекательно для покупателя. Таких каких-то внутренних сильных конфликтов мы не видели. Константин Чуриков: И у нас еще есть звонок. Здравствуйте, Игорь. Вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Я хотел сказать, что обеими руками поддерживаю ограничение часов работы гипермаркетов и всяческие ограничения сетевых магазинов и прочее. Оксана Галькевич: А почему? Зритель: Потому что сетевые магазины противодействуют малому и среднему бизнесу в регионах вплоть до закрытия производителей. Приводят своих производителей, не пускают местных региональных производителей в свои сети. И большинство местных производителей, торговых точек вынуждены закрываться из-за конкурентов. Оксана Галькевич: Так, может быть, не ограничивать все-таки работу супермаркетов, а наладить это взаимодействие, чтобы местным производителям было проще попасть на полки этих самых продавцов? Может быть, здесь надо решать проблему, а не лишать людей возможности… Зритель: Это политика этих сетевых компаний такая. Я участвовал на республиканском собрании. Очень кощунственное отношение к местным производителям. Говорят, что местные производители не соответствуют нормам евростандартов, не могут стандартизировать свою продукцию. И на уровне министров республики просто отвергают и колбасные заводы, и производителей хлебобулочных изделий. Константин Чуриков: Правду вы говорите, Игорь. Мы неоднократно показывали сюжеты о том, как наши несчастные фермеры остаются тет-а-тет со своей гниющей картошкой, просто потому что некий большой супермаркет объясняет, какая картошка ему нужна, что эта фермерская картошка недостаточно красивая, гладкая и блестящая. Оксана Галькевич: Это проблемы кого? Фермеров или… Илья Ломакин-Румянцев: Вы знаете, это проблемы всей нашей экономики. С одной стороны, примерно 35% продуктов на наших полках крупных торговых сетей – это локальные производители. Вот один из самых крупных торговцев в России – у него такая структура: 5000 поставщиков всего, 1000 федеральных поставщиков и 4000 региональных. Из всех регионов присутствия. Это не какая-то благотворительность. Это простой прямой расчет, потому что торговые компании понимают: многие покупатели привыкли к местным продуктам. Они знают местных производителей, они их берут. А вот вопрос о соответствии стандартам сложный. Ведь, в конце концов, если люди покупают и если это соответствует закону, торговцы всегда с удовольствием продадут. Но эти два "если" должны выполняться. Покупатели должны покупать и продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов, технических условий ГОСТ. Если нет – вы же понимаете, что никакой серьезно относящийся к себе магазин не положит на полку то, за что его оштрафуют, оштрафуют его партнеров и так далее. Константин Чуриков: Уже готовы итоги нашего СМС-опроса. Мы вас спрашивали буквально несколько минут тому назад, надо ли ограничивать часы работы гипермаркетов. За эту идею высказались 14% наших зрителей, против – 86%. Я надеюсь, что сенаторы, парламентарии в целом это учтут. В студии у нас был Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли. Спасибо большое за то, что пришли. Через несколько минут программа "Отражение" продолжится. Оставайтесь с нами на "ОТР". Илья Ломакин-Румянцев: Спасибо.