Виталий Млечин: Начинающих водителей снова ограничили в правах. Сегодня глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление об ограничениях, которые будут действовать для автомобилистов со стажем менее двух лет. Согласно документу, они не смогут буксировать другие транспортные средства, перевозить пассажиров на мотоциклах, мопедах и мотороллерах, а также управлять автомобилями с крупногабаритными, тяжеловесными и опасными грузами. Ольга Арсланова: При этом, если водители-новички не наклеят на свой автомобиль знак "Начинающий водитель", то ему могут запретить ездить, собственно, на этой машине. Новые правила якобы призваны снизить уровень аварийности водителей с небольшим стажем. Мы эти нововведения хотим обсудить, конечно же, с нашими зрителями – что вы об этом думаете? – и с нашим гостем: в гостях у нас Сергей Афанасьев, адвокат. Сергей, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Сергей Афанасьев: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Буквально недавно Ассоциация автошкол России просила ограничить несколько в правах начинающих водителей. Звучало это довольно любопытно. То есть заявлялось примерно следующее: "Мы не можем отвечать за качество выпускаемых нами учеников, поэтому давайте 2 года они будут ездить на маленькой скорости, в какой-то определенной полосе, без пассажиров и так далее". Мы видим, что вот эти вот поправки, которые сейчас подписаны, все-таки немножко менее жесткие, но тренд очевиден. О чем это говорит? Сергей Афанасьев: Действительно, впервые с этим вопросом столкнулись в марте 2015 года, то есть 2 года назад. Тогда были предложены поправки более широкого масштаба, чем были приняты в настоящее время, в том числе и ограничения по скорости до 70 километров в час для начинающих водителей, у которых стаж вождения меньше двух лет. Но в связи с тем, что это очень тяжело отслеживать и в принципе это практически нереально контролировать, эти поправки не были приняты. Самая главная тенденция, к чему и для чего это делается – с целью обезопасить дорожное движение, с целью сократить аварийность на наших дорогах. При этом, на мой взгляд как человека, как специалиста в этой области, статистических данных для этого не использовалось. То есть приняты вот эти поправки, но у нас нет статистики, что действительно начинающий водитель, который меньше двух лет ездит на автотранспорте, совершает ДТП больше других. Ольга Арсланова: Но была какая-то статистика – я, правда не буду врать, не сошлюсь на источник – который утверждает, что первые 3 года человек как раз водит очень аккуратно, потому что знает о своей неопытности, а спустя 3 года начинаются самые ключевые аварии… Виталий Млечин: Человек расслабляется и считает себя умелым. Ольга Арсланова: Да и вообще большинство аварий происходит из-за плохих дорог в нашей стране. Сергей Афанасьев: В основном да. Поэтому, конечно, первоочередная цель – это снизить травматизм, снизить гибель, повысить безопасность дорожного движения. Для этого вводятся эти поправки. Что касается реалий наших, то мы с вами, действительно, понимаем, что, конечно же, они не отвечают тем требованиям, которые необходимы. То есть нет никакой статистики, что человек, который везет пассажира, попадает в ДТП чаще, чем тот, который не везет пассажира. Поэтому я не понимаю, чем они руководствовались. Но в принципе эти поправки делались для того, чтобы снизить травматизм, чтобы снизить аварийность на дорогах. Виталий Млечин: А много вообще новичков после автошколы сразу буксируют транспортные средства или возят какие-то опасные грузы? Есть ли какая-то такая статистика? Сергей Афанасьев: Я думаю, что такой статистики тоже нет, потому что ее собрать практически невозможно. Поэтому я думаю, что немного людей это делают. Единственное, что было принято – да, действительно, восклицательный знак теперь обязателен черный на желтом фоне, который свидетельствует, что это начинающий водитель. При этом интересный момент, что одно дело, если начинающий водитель приобретает в собственность автомобиль и вешает этот знак на свой автомобиль, но в этих поправках указано, что используемый начинающим водителем автомобиль. То есть даже если он возьмет какой-то автомобиль по доверенности (в настоящий момент доверенности нет), то есть если он возьмет какой-то автомобиль напрокат либо у друга попросит поездить, то по идее он, согласно новым требованиям, обязан на него наклеить этот знак, потому что он его в настоящее время использует, даже если он на нем незначительное время передвигается. Ольга Арсланова: Смотрите. По букве закона, как специалист объясните нам, пожалуйста: человек, который закончил автошколу, то есть отучился, прошел необходимый курс, поездил по городу, получил права, ему исполнилось положенное количество лет – как он может быть водителем второго сорта? Это вообще законно? Я понимаю, если он получает ученические права, как, по-моему, было в советское время, чуть раньше положенного срока. С какой стати для него какие-то особенные условия создаются? Сергей Афанасьев: Если рассуждать так, то действительно можно говорить, что его ограничивают в своих правах. Но все-таки это создается для того, чтобы обезопасить других участников дорожного движения, в первую очередь начинающих водителей. Те же самые знаки, которые они обязаны приклеить на свои автомобили, используемые ими, будут свидетельством для других участников дорожного движения, что за рулем едет начинающий водитель. Это просто как предупреждающая информация. Ольга Арсланова: Тогда понятно, да. Виталий Млечин: А что касается этих знаков. Вот если, например, обратная ситуация. У меня, скажем, есть автомобиль, я уже давно езжу за рулем, мне никакой знак не нужен. Скажем, моя жена получает права и хочет тоже ездить на этом автомобиле. Что нам делать тогда? Нам надо наклеивать эту наклеечку, когда она за рулем, а потом ее снимать, когда я за рулем нахожусь, или что? Сергей Афанасьев: Получается, так. Виталий Млечин: Получается, что я не могу ездить за рулем автомобиля, на котором вот этот знак? Сергей Афанасьев: Нет, вы можете ездить за рулем. Ольга Арсланова: Только без пассажиров, на всякий случай. Ну мало ли. Сергей Афанасьев: Если ваш стаж вождения более двух лет, вы в принципе вправе ездить на автомобиле, на котором имеется этот знак. Это не свидетельствует о том, что если вы уже более двух лет ездите, вы его обязаны снять. Ранее вообще этот знак носил рекомендательный характер, то есть рекомендовалось начинающим водителям вешать предупреждающий знак восклицательный на свой автомобиль. В настоящее время это сделали обязательным. Но если у вас стаж вождения свыше, вы можете снять этот знак или оставить, это уже на ваше усмотрение. Виталий Млечин: А если остановят начинающего водителя без этого знака, что сделают? Там формулировка такая – "запрет эксплуатации". Что это? Сергей Афанасьев: Да, запрет эксплуатации – это, соответственно, ограничение дальнейшего передвижения на этом транспортном средстве. То есть, соответственно, либо нужно будет устранить эти недостатки, то есть наклеить этот знак и продолжить движение, либо в случае, если это невозможно, тогда будут приняты меры вплоть до эвакуации этого транспортного средства на штрафстоянку до устранения этих недостатков. Виталий Млечин: То есть надо будет приехать на штрафстоянку, наклеить этот знак, и тогда можно будет уехать? Сергей Афанасьев: Ну практически да. Будем смотреть, как это будет на практике работать, потому что это только принято. Но в принципе, если трактовать, что дальнейший запрет эксплуатации, то далее на этом автомобиле передвигаться нельзя. Ольга Арсланова: Давайте обратимся к нашим зрителям – как они к этому относятся. Нужно ли ограничивать в правах начинающих водителей? Очень хотелось бы услышать действительно начинающих водителей – тех, кто, может быть, сейчас заканчивает автошколу или только закончил. Сами вы себя как ощущаете на дорогах? Что вы думаете об этих ограничениях? – нужны ли они лично вам? Позвоните, пожалуйста, расскажите. Вот смотрите, что нам пишут. Если мы говорим об автошколах, учат они по-разному. Ульяновская область жалуется: "Моя знакомая училась в автошколе. Рассказывала, что в город они выезжали всего 2 раза по 15 минут за 3 месяца обучения. Так автошкола экономила на топливе, а инструкторы разъезжали по своим делам вместо того, чтобы учить вождению по городу". Вообще вот эти все нововведения заставляют задуматься о качестве образования в автошколах. И создается такое ощущение, что автошколы полностью открещиваются от того результата, который по сути они должны за деньги человеку дать. Или это такое своеобразное признание в том, что многие права покупаются. По-моему, это довольно тревожный симптом. Сергей Афанасьев: Тревожный. И, кроме того, если рассуждать, что действительно может обезопасить дальнейшее движение наше глобально, то я считаю, что это как раз повышать качество образовательного процесса в этих автошколах. Почему? Потому что у нас всего 15 часов выделяется на то, чтобы абитуриенты, студенты, кто учатся, проводили практическое занятие в городе – всего лишь 15 часов. При этом Россия является единственной страной в мире, которая не производит обучение своих студентов на автомагистралях. То есть передвижение на автомагистрали учащемуся запрещено. Такого нет ни в одной стране мира. Поэтому, конечно, нужно здесь модернизировать изначально систему обучения, на мой взгляд. И это в дальнейшем приведет к безопасности дорожного движения более эффективно, чем те ограничения, которые сейчас принимаются. Виталий Млечин: Нам позвонила Анна из Московской области. Анна, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, меня зовут Анна Игоревна Макеева. Я живу в Коломне, работала одно время инструктором в автошколе. Полностью согласна с вашим гостем: необходимо изменить подход в обучении начинающих водителей в автошколах. Дело в том, что большинство инструкторов… Такие правила существуют: они учат своих учеников, скажем так, в щадящем режиме. Ездят медленно, создают пробки. Из-за этого человек, который заканчивает автошколу, не уверен в себе. Лишний раз не позволяют ему ездить даже 60 – то есть 30-40. И еще по поводу принятых сегодня ограничений. Вы меня извините, я употреблю слово – бред очередной. Почему? Уже опускаем то, что действительно нарушаются права человека. Дело в том, что я с 2001 года за рулем, у меня 2 категории – "Б" и "Д". И находясь в окружении наших российских водителей, я вам могу с уверенностью сказать, что восклицательный знак на машине провоцирует на грубости, на неуважение к человеку, который едет за рулем такой машины. Виталий Млечин: А если еще и девушка за рулем. Зритель: Если еще и девушка за рулем… Я полностью согласна. Девушек как бы и без знаков игнорируют полностью, унижают. Но знак – это добавочная такая красная тряпка для водителей: можно обижать, можно подрезать, можно делать всякие гадости. Поэтому я считаю, что это не то что нецелесообразно, а вообще глупость. Спасибо вам большое за внимание. Ольга Арсланова: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо, что позвонили. Ольга Арсланова: Вы с Анной согласны? Просто я, честно говоря, такого на дороге не замечала: наоборот, ну видят этот знак, объезжают, не связываются. Ждут, наверное, каких-то неожиданных просто телодвижений от этого человека, поэтому держатся подальше. Сергей Афанасьев: Ну да. По большей части это зависит от сознательности водителей, которые едут рядом. Но в целом я на личном примере могу сказать: у меня когда супруга училась ездить, она ездила со знаком и жаловалась постоянно, что ее вечно подрезают или еще что-то, ущемляют как-то на дороге. И когда я ей сказал снять знак, она сняла знак и стал намного лучше ездить, это действительно с ее слов. Я просто сам не помню, когда я ездил, но когда она начинала ездить, такое было. Виталий Млечин: Давайте послушаем Николая. Николай, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Ограничение начинающих водителей в перевозке пассажиров. Есть я купил себе транспорт, для того чтобы самому ездить на нем и возить, допустим, свою семью. Я сел, два года я катаюсь один, а семья катается либо с соседом, либо на общественном транспорте. Я считаю, что неправильно такое ограничение в правах. Виталий Млечин: Спасибо. Несправедливо немножко, действительно. Ольга Арсланова: Спасибо. А вот смотрите. Очень многие зрители подразумевают, что есть цель отжать денег у начинающих водителей, заработать на штрафах или на взятках. Насколько это действительно создает поле дополнительное для коррупции? Сергей Афанасьев: Я не думаю, что это создает какое-то поле дополнительное для коррупции, но, конечно, теперь в потоке будет легко увидеть начинающего водителя любому инспектору в том числе. Но я не думаю, что это какие-то предпосылки создает, нет. Виталий Млечин: Очень важная СМС пришла из Нижегородской области: "Стаж – это время владения водительскими правами, а не опыт". То есть можно получить права, положить их в стол, два года ездить на метро, на общественном транспорте и вообще не садиться за руль, но через два года вы уже опытный водитель, хотя ни дня не сидели за рулем – это же тоже возможно, это очень важно понимать. Сергей Афанасьев: Да, действительно, это так. То есть у нас стаж исчисляется с того дня, с которого выдано водительское удостоверение. Виталий Млечин: Вот с этим ничего не делается? Сергей Афанасьев: Да, с этим ничего не делается. Ольга Арсланова: Давайте посмотрим небольшой материал: наши корреспонденты спрашивали россиян, что они думают о таких ограничениях в правах начинающих водителей. Вот что получилось. ОПРОС Ольга Арсланова: Вообще меня поражает. С одной стороны, столько желающих ограничивать, а с другой стороны, как начинающий водитель научится ездить в темное время суток, по зимней дороге, если ему это в течение двух лет запрещать? Просто не очень понятно. Давайте послушаем Олега из Новгородской области – он с нами на связи, я так понимаю. Олег, вы есть у нас? Зритель: Да. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, добрый день. Я вот хотел по поводу ограничения вашего сказать, что мы ущемляем как будто бы права. А я вот думаю о другом. А если придет, например, человек из мединститута, с 5 курса. Человек ложится на операцию – сразу ему дадут операцию, или будет операцию делать хирург, который уже со стажем? Это во-первых. А во-вторых… У меня стаж очень большой, я дальнобойщик, я их и так объезжаю, людей с такими знаками. Я никогда им не мешаю, ничего им не делаю. И третье, для справки. У меня товарищ в Финляндии, так там только задним ходом учат 60 часов езды. Спасибо. Ольга Арсланова: То есть Олег, видимо, считает, что права – это как диплом: вроде ты что-то там окончил, но прав как раз тебе это никаких не дает. Честно говоря, да, действительно о западном опыте хотелось поговорить. По-моему, в Великобритании начинающим водителям даже нельзя возить пассажира не на мопеде, не на мотоцикле, а в автомобиле противоположного пола первые два года, если я ничего не путаю. Где есть уже такие ограничения? Или это наше ноу-хау? Сергей Афанасьев: Нет, в любом варианте в развитых странах Запада также есть какие-то ограничения для начинающих водителей. И, скорее всего, если это проследить, то мы наверняка идем по их пути, просто постепенно, какими-то маленькими шажочками. Но я просто сейчас не готов сказать, в каких странах конкретно какие ограничения, поэтому… Ольга Арсланова: А вот нам пишут еще: "Сколько можно сеять абсурд? Неужели непонятно, что причинами аварий на дорогах являются плохие дороги, некачественные машины, неверная разметка, нечитаемые знаки, а также мажоры (многие о них вспоминают)? Вот с чем надо бороться, а не обкладывать водителей красными флажками", – пишет нам Тюменская область. Сергей Афанасьев: Да, все верно. Потому что и начинающий водитель… Есть категория такая, когда водитель сам отучился, действительно, сам получил эти права, сознательно управляет своим автомобилем, а есть, к сожалению, такие граждане, которым эти права, можно сказать, дарятся, им сразу же вместе с правами дарятся машины свыше 300-500 лошадиных сил, а они точно такие же начинающие водители. Они будут по-разному себя вести на дороге, это понятное дело. Поэтому тут больше вот такой вопрос. Виталий Млечин: Хотелось все-таки поговорить еще о качестве обучения. Работа в направлении улучшения этого самого качества образования в автошколах идет, но она заключается, на мой взгляд (со стороны немножко непросвещенной), в том, что усложняется процедура сдачи экзамена. То есть раньше можно было 2 ошибки сделать в теоретической части, теперь на каждую ошибку 5 дополнительных вопросов; усложняется площадка, усложняются городские маршруты, камеры появляются в машинах, чтобы не платили инспектору, чтобы он за тебя проехал. Эта система ужесточения работает? Сергей Афанасьев: Да, конечно, работает. Действительно система ужесточения имеется в сдаче экзаменов. Но при этом есть некоторые, наоборот, послабления: раньше можно было пересдавать один раз в месяц только экзамен, теперь в неделю можно пересдавать неограниченное количество раз. Соответственно, есть и ужесточения, так и какие-то поправки в сторону улучшения условий обучающихся, так скажем. Виталий Млечин: Об улучшении условий через минутку, а сейчас Владимир нам дозвонился. Владимир, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Это Владимир из Чебоксар вас беспокоит. Я вот по такому вопросу. У меня с 1980 года водительский стаж, и первые, конечно, ограничения – обязательно надо, чтобы в первом году движения не имели права на джипах ездить. Почему? Потому что я такое ДТП видел, когда человек на джипе, девушка не только себя покалечила, вернее, себя-то она не покалечила, а вот людей, конечно, она на тот свет отправила. Виталий Млечин: Так а из-за чего это произошло? Из-за превышения скорости, наверное? Зритель: Это произошло при гололеде в Нижегородской области, это лет 7 назад было. В Нижегородской области был дождь, а на улице температура -10 – вот такая аномалия была. Все по 20-30 километров, не более этого ехали, а она где-то около… двориков ехала со скоростью километров 80-90, наверное. Ольга Арсланова: Ну вот, так она просто нарушила правила движения. Виталий Млечин: Превысить скорость-то на любой машине можно, не только на джипе. Зритель: Нет, там ситуация в чем? Она недостаточный опыт имела и, не имея навыков вождения при гололеде сильном, ее развернуло и вынесло на встречную сторону задом… Виталий Млечин: Ясно, Владимир, спасибо вам большое. Давайте еще затронем быстренько тему того, что не только ограничили сегодня, но еще и немножко облегчили жизнь автолюбителям. Это связано с тем, что получить новое водительское удостоверение можно не только в ГАИ. Сергей Афанасьев: Да, действительно. Сейчас возможно уже заменить водительское удостоверение через многофункциональные центры. Не обязательно теперь стоять в этих бешеных очередях Госавтоинспекции перегруженной, где не так много окон, как в многофункциональных центрах. Возможно обращение в многофункциональные центры для замены водительского удостоверения и для получения водительского удостоверения международного образца. Виталий Млечин: Это стало немножко проще. Сергей Афанасьев: Да. Также теперь это возможно через МФЦ. Кроме того, для замены водительского удостоверения, срок действия которого не окончен еще, то есть в случае утраты водительского удостоверения, в случае того, если оно испорчено либо сменились анкетные данные (фамилия, к примеру, поменялась), не требуется предоставление медицинской справки. Виталий Млечин: Это серьезное послабление, мне кажется. Сергей Афанасьев: Да. Раньше для этих всех случаев она требовалась. Теперь этого не требуется. Требуется медицинская справка в том случае, если вы получаете удостоверение сроком на 10 лет. Ольга Арсланова: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Сергей Афанасьев, адвокат был у нас в гостях. Мы беседовали про автомобили, про молодых новичков-водителей. Ольга Арсланова: И про права автомобилистов. Виталий Млечин: Про водительские удостоверения и водительские права.