Олег Осипов: Надо сделать бизнес такси выгодным. Для этого нужно просто принять закон о такси

Гости
Андрей Попков
председатель координационного совета Межрегионального профсоюза «Таксист»

Тамара Шорникова: Ну а сейчас наша постоянная рубрика – обсуждаем самые свежие автомобильные новости и даем советы по выбору транспортного средства. Олег Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro – уже у нас в студии. Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Олег Осипов: Добрый вечер. Добрый вечер, дорогие друзья. Ну, поговорим сегодня о такси, если не возражаете. Едва ли не каждый день в лентах новостей появляются сообщения о ДТП с участием современных извозчиков. Одно из недавних нашумевших – с пострадавшим мексиканским болельщиком. И привело оно, в частности, к депутатскому запросу в МВД и в Генпрокуратуру – призыв проверить сервис "Яндекс.Такси". Хотя этот сервис, как мы понимаем, далеко не единственный агрегатор услуги, а компаний-перевозчиков и вовсе не счесть.

Случай, тем не менее, вполне показательный и далеко не единичный. Водитель, как выяснилось, находился за рулем около 20 часов и элементарно устал. А я добавлю, что не мог не устать, если хотел хоть что-то заработать, потому что ему от заработанных за смену денег остается что-то около третьей части, а все остальное уходит тем же агрегаторам и компаниям-перевозчикам. Поэтому водители вынуждены соглашаться с заказами не от одного, а от нескольких сервисов, вроде "Яндекса". Ну, допустим, все они договорятся и станут строго следить за тем, чтобы человек за рулем не перерабатывал. Но найдут ли в таком случае тех, кто согласится работать за копейки, или допустят, чтобы заметно подорожали поездки? Ведь иного пути при сегодняшней системе организации таксомоторных перевозок попросту не дано.

А давайте откровенно, по существу. Нас вполне устраивают и нынешние цены, которые диктуют агрегаторы, и тот факт, что услуга доступна, причем моментально, в любое время и в любую погоду. Теперь трудно поверить, что лет 30 назад можно было долго "голосовать" на обочине, а мимо могло проехать такси с зеленым огоньком и табличкой "Еду в парк". А ведь было такое на самом деле. В общем-то, я предлагаю поговорить о том, как же нащупать выход, как сделать, чтобы услуга оставалась более или менее доступной и удобной, но мы при этом не рисковали жизнью и здоровьем.

У нас на связи, насколько я понимаю, Андрей Валерьевич Попков, член Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации. Попробуем узнать его мнение.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Андрей Попков: Добрый день, добрый вечер.

Олег Осипов: Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, в Минтрансе наверняка обсуждалась эта проблема, эта тема с такси? Есть ли какие-то предложения?

Андрей Попков: Ну, я являюсь еще председателем координационного совета Профсоюза таксистов России.

Олег Осипов: Вам и карты в руки, да.

Андрей Попков: Да, соответственно, в курсе всей этой темы. Все это обсуждалось. Минтранс уворачивался от этой темы и все перекладывал на субъекты федерации, ссылаясь на закон № 69 о такси. Мы еще год назад предупреждали всех, еще больше года назад мы в Госдуму выходили с инициативой вместе с автошколами России, чтобы запретить всем иностранцам работать в такси. Но нас не услышали, оставили киргизов, ну, всех, кто входит в ЕврАзЭС. Соответственно, на сегодняшний день мы видим, что мы были правы, и не просто правы.

На сегодняшний день три проблемы в такси. Это отсутствие трудовых отношений напрочь. Такси на сегодняшний день – это каршеринг автомобилей такси, так назовем. Отсутствие соблюдения норм безопасности труда. Ну, во-первых, никто не делает ни замеров, ничего по безопасности труда. Это раз.

Во-вторых, режим труда и отдыха, как мы видим, нарушается постоянно. Предрейсовые осмотры фальсифицированные в 90% случаев, потому что это не выгодно бизнесу. И на "работу" машины отдаются людям в 30–40% случаев, которые вообще не имеют права сидеть даже за рулем автомобиля такси на сегодняшний момент. Ну, это так. Мы проводим "санитарные дни" каждый месяц, все об этом знают. Мы это все снимаем и выкладываем где только можно. Органы власти знают. Но почему-то это все, как говорится, умалчивается и, как говорится, покрывается, так скажем.

Дальше, третий вопрос – это оплата труда водителей. На сегодняшний день серые схемы, демпинг на рынке, мнимые доплаты, временные. Допустим, тарифы 30–40 рублей, а до 100 рублей ему доплачивает вот этот агрегатор. И получается так, что в какой-то момент этот агрегатор уже не доплачивает. И получается, что люди остаются, как говорится, как 90-е года, "кинутые на деньги". Никто никому ничего не возвращает. И получается конфликт интересов.

И, соответственно, сами агрегаторы – это такие компании, в основном сетевые уже. Они все не российские. Я честно скажу, что они не российские. Они клялись и божились: "У нас, в России". Нет! Ребята, Голландия, США, Израиль. И получается так, что если взять отрасль такси, то на сегодняшний день на 90% криминальная. Потому что если нет трудовых отношений, то ни один приказ Минтранса по определению выполнить невозможно: ни 287-й, ни 7-й, ни 59-й. Ни один приказ Минтранса, который касается такси, ни Устав автомобильного транспорта невозможно выполнить.

Олег Осипов: Андрей Валерьевич, я просто хотел бы уточнить. Так в чем вы видите выход? В том, чтобы запретить сегодняшних агрегаторов, запретить частных извозчиков? Или все-таки сделать так, чтобы заниматься извозом, в том числе частным, было выгодно всем, в том числе россиянам?

Андрей Попков: Вы знаете, частный извоз… Вообще не должно быть такого слова "частный извоз". Что такое частный извоз? Это мы с вами взяли зубной аппарат без лицензии, пошли и просверлили дырку человеку, а вместо наркоза дали ему битой по голове. Понимаете? Нужно лицензировать. Не разрешения выдавать, а лицензировать всех под одну гребенку. Ты агрегатор? Ты несешь одинаковую ответственность с владельцем автотранспортного средства, с поставщиком, и несешь одинаковую ответственность с водителем, чтобы не уклона на водителя.

Олег Осипов: Понятно.

Андрей Попков: Какое-то происшествие – и виноват водитель.

Олег Осипов: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Спасибо большое. По вашему мнению, насколько такие перспективы реальные? Насколько в законодательном плане это осуществимо?

Олег Осипов: Нет, во всяком случае, я не услышал конкретных каких-то предложений. Я боюсь, что их сегодня очень сложно за три минуты выработать. Я знаю, что этим занимается плотно Государственная Дума, в частности Комитет по госстроительству и законодательству. Я думаю, что в один из ближайших эфиров мы пригласим людей, которые на законодательном уровне прорабатывают эту тему. Но, конечно, выход должен быть. И я так думаю, что дело не в том, чтобы запрещать или нанимать только местных жителей, не давая возможности работать иностранцам. Этого нигде нет.

Дело в том, чтобы сделать бизнес выгодным. И необязательно, чтобы это был именно частник или кто-то. Просто любая компания небольшая, чтобы она могла зарабатывать. Для этого нужны четкие и ясные правила. Нужен закон о такси, который, кстати сказать, подготовлен давно и лежит в Госдуме. Вот очень бы хотелось узнать его судьбу. Я думаю, что мы к этой теме еще вернемся, потому что, с моей точки зрения, она весьма актуальная. Речь идет, в конце концов, о безопасности на дорогах.

Тамара Шорникова: Ну, это доказывают и звонки в наш прямой эфир. К нам дозвонились из Санкт-Петербурга. Сергей, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Олег Осипов: Добрый вечер, Сергей.

Зритель: Вице-президент ассоциации "ГрузАвтоТранс", также член коллегии Минтранса. В общем-то, больше курирую грузовой автотранспорт, но я очень часто привожу пример именно организации, государственной организации работы, организации рынка на примере такси. В Европе, выходя из аэропорта, например, мы приходим на стоянку такси, где нам включают счетчик, и мы поехали. В тарифе заложена "белая" зарплата водителя, заложена амортизация автомобиля, заложена стоимость бензина. И мы едем по понятным средствам для нас. Что происходит в России? Захожу в Домодедово. У нас первый эшелон, до Красной площади – 10 тысяч. Следующий эшелон, на выходе из аэропорта – 5 тысяч. Следующий эшелон, официальный – 2 тысячи. Дальше, как идиот, бегаешь. Позвонил в "Яндекс.Такси" и ищешь машину. И где найти машину? В результате огромное количество такси, которые не нужны, в силу организации работы таксомоторного транспорта.

Если бы было со счетчиками, если бы мы выходили из аэропорта, шли на стоянку, то не нужно такого количества таксомоторов. Вы это прекрасно видите, когда уезжаете от любого аэропорта, какое количество автотранспорта стоит. Это система организации вообще работы. Тогда убирается большое количество транспорта лишнего. Тогда вы можете в том числе и с руки голосовать. А я очень часто сталкиваюсь в Москве, просто часто приходится бывать. И попытка с руки оставить в последнее время ни к чему не приводит, только через телефон. Хотя рядом стоят свободные такси, и все говорят: "Нет, мы не можем. Позвони в компанию, договорись". Все это в том числе и сервис.

Юрий Коваленко: Большое спасибо, Сергей.

Олег Осипов: Спасибо большое, спасибо за это мнение.

Юрий Коваленко: Ну, как вы считаете?

Олег Осипов: Нет, я считаю, что… Вообще говоря, в Европе (все же мы ссылаемся на европейский опыт) можно как угодно вызвать такси: можно через интернет, по телефону, можно просто подняв руку. Есть стоянки такси. Вот и все. И это, вообще-то говоря, не так сложно организовать. Нужно просто навести порядок.

Юрий Коваленко: Закон наведет порядок. Потому что вот SMS из Орла – человек пишет о том, что работает наркологом, регулярно участвует в экспертизах по наркотическим статьям. Так вот, примерно каждый третий наркоман, употребляющий синтетические современные наркотики, подрабатывает таксистом. "Недорабатывают в предрейсовых медосмотрах".

Олег Осипов: Это уже другая тема, так сказать. Я думаю, что мы сейчас не сможем ее обсудить.

Юрий Коваленко: Я думаю, это слишком обширно. И без принятия закона…

Олег Осипов: Слишком обширно, да.

Юрий Коваленко: Давайте перейдем к нашей рубрике "Вопросы и ответы".

Олег Осипов: Давайте, пока есть время.

СПРОСИТЕ У ОСИПОВА

Юрий Коваленко: Первым нам дозвонился Владимир из Карачаево-Черкесии. Давайте послушаем, что его волнует. Здравствуйте, Владимир.

Олег Осипов: Добрый вечер.

Зритель: Добрый день. Добрый вечер, наверное. Алло!

Олег Осипов: Да-да, слушаем вас.

Зритель: У меня вопрос такой. Мы, конечно, далеко находимся за МКАДом, поэтому здесь у нас пользуется популярностью продукция Волжского автозавода. Подскажите, пожалуйста, по машине "Нива 4×4". Например, у нас твердое убеждение ходит о том, что если берешь ее новую, то надо трансмиссию всю перетряхивать, потому что она собирается из всех бракованных деталей, а лучше взять автомобиль двух-трехлетний. Это имеется в виду "Нива 4×4". Взять автомобиль уже бэушный у человека, который его уже эксплуатировал и уже все переделал. Какое ваше мнение об этом автомобиле?

Олег Осипов: Я думаю, что нет конечно. Конечно, "Нива" не собирается из бракованных деталей заведомо, то есть детали там проходят ту же самую систему проверку, которую проходят детали на любую другую вазовскую продукцию. Я не думаю, что это так. Другой вопрос – как собрана машина? Другой вопрос, что новый автомобиль… И это всегда было, кстати сказать. Вот сколько существует ВАЗ и ГАЗ, вот столько эта проблема и есть. То есть он нуждается, когда вы его покупаете, он нуждается в так называемой "протяжке". Ну, это понятно, да?

Юрий Коваленко: Доработка молотком и напильником?

Олег Осипов: Доработка ключом в основном, ключом и так далее. То есть, конечно, машину нужно "протянуть", ее нужно проверить, подготовить к эксплуатации. И я думаю, что дело не в бракованных деталях. Что касается в целом качества деталей, качества компонентов – да, они оставляют желать лучшего. Но должен заметить, что и в других моделях "АвтоВАЗа", и в "Ниве" достаточно велика доля импортных компонентов, поэтому я бы не говорил, что все-таки этот автомобиль вот уж прямо из каких-то бракованных материалов.

Юрий Коваленко: Ну, в продолжение отечественной темы. "Сняли с производства Priora, Granta, Kalina. Что есть взамен? Сейчас Vesta – вообще надежная машина? И что еще?"

Олег Осипов: Нет, ну есть Vesta, есть Datsun, который собирается. Та же самая Kalina, собственно говоря. Есть Largus. Ну, много автомобилей выпускают, ну, относительно. Конечно, это не обширный модельный ряд, но во всяком случае выбрать есть из чего, на любой вкус. И, кстати сказать, Vesta и XRAY – это же ведь достаточно симпатичные, можно сказать, современные автомобили. Поэтому я бы не сказал, что выбора нет, все-таки он существует.

Тамара Шорникова: Курганская область: "Хочу купить Subaru Impreza. Плюсы и минусы?"

Олег Осипов: Subaru Impreza – это, да, полный привод, симметричный оппозитный двигатель. Все это понятно. Достаточно неплохо ведет себя, ну, не то что на бездорожье, но в сложных условиях. Но тем не менее Impreza, которая славилась когда-то своим спортивным характером, с моей точки зрения, она его несколько утратила. Кроме того, меня поражает, почему нельзя уделить должного внимания все-таки убранству салона, качеству отделочных материалов и шумоизоляции. Вот это беда. В остальном – что касается ресурса силового агрегата и компонентов – там все нормально у Subaru.

Юрий Коваленко: Успеем взять еще один звонок – Аслан из Оренбурга. Здравствуйте, Аслан.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы узнать об автомобиле Zotye T600. Что вы о нем думаете?

Олег Осипов: Еще раз – какой?

Зритель: Zotye T600.

Олег Осипов: T600? Ну, ничего не могу сказать об этом автомобиле. Я считаю, что китайская продукция пока не готова к тому, чтобы выдерживать серьезную конкуренцию даже с российскими автомобилями, с моей точки зрения. Поэтому стоит подождать. Ну а теперь, наверное, покатаемся?

Тамара Шорникова: Не можем ждать, ждем тест-драйва!

Олег Осипов: Да.

ТЕСТ-ДРАЙВ

Тамара Шорникова: Конечно, в пейзажах, в Минводах любая машина смотрится идеально.

Олег Осипов: Хорошо. Нет, там достаточно интересная была трасса. И мы испытали его, что называется, по полной программе. Действительно, интересный автомобиль, пристойный вполне.

Юрий Коваленко: Ну что же, спасибо большое. У нас в гостях был Олег Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Большое спасибо.

Олег Осипов: Спасибо.

Советы автоэксперта и тест-драйв Ford Explorer