Константин Чуриков: Как всегда по пятницам, рубрика «Автомобили». Все самые важные новости с вами обсуждает Олег Осипов – автоэксперт, редактор портала osipov.pro. Олег, здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Марина Калинина: Добрый вечер. Олег Осипов: Добрый вечер, дорогие друзья. Константин Чуриков: Что у нас сегодня? Олег Осипов: Ну, ровно год назад в этой студии мы с вами обсуждали утвержденную Правительством Стратегию безопасности дорожного движения. И вот теперь стало известно, во что обойдется ее реализация на ближайшие пять лет – в 4 триллиона 700 миллиардов рублей. Константин Чуриков: Подождите. Но задача-то очень важная – нулевая смертность к какому-то году. Олег Осипов: Нет, это через 10 лет, это к 2030 году. Константин Чуриков: Но все равно мы к этому идем. Марина Калинина: Это пока не сейчас, Костя. Константин Чуриков: Человеческая жизнь бесценна, так что… Олег Осипов: Человеческая жизнь, совершенно точно, бесценна. Ну, во всяком случае именно такую сумму называет «Коммерсантъ» (я должен сослаться), ссылаясь на паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Главная цель – добиться, чтобы за эти пять лет число погибших в ДТП сократилось с 13 до 4 человек на 100 тысяч населения – что сопоставимо со смертностью на дорогах в ряде европейских стран, как говорится в документе. Константин Чуриков: Тогда нам нужно стать европейцами срочно. Олег Осипов: Абсолютно по всем параметрам, это правда. Ну а поскольку эта печальная статистика напрямую связана с качеством магистралей, то львиная доля средств – 4,4 триллиона – будет потрачена на проект «Дорожная сеть», который предусматривает ремонт дорог в стране. При этом для получения денег субъекты федерации должны будут разработать собственные программы ремонта. А для каждого региона установлены свои целевые показатели – по доле дорог, соответствующих нормативам. Отдельный проект с финансированием в 5,6 миллиарда носит название «Автомобильные дороги Минобороны России». 55 миллиардов выделят на проект «Безопасность дорожного движения». На эти деньги, к примеру, ГИБДД приобретет почти 40 тысяч новых патрульных машин, 12,5 тысячи приборов для контроля состояния дорог и больше 9 тысяч (я считаю, что это маловато) экспресс-тестов для определения состояния опьянения водителя. Константин Чуриков: Маленький вопрос… Олег Осипов: Конечно. Константин Чуриков: Количество патрульных машин как влияет на безопасность дорожного движения? Олег Осипов: Чем больше патрульных машин, тем осторожнее водители, я так думаю. Марина Калинина: Ну, наверное, еще они смогут быстрее приезжать на место ДТП, чтобы… Олег Осипов: По логике, конечно. Марина Калинина: Да, чтобы как-то… Константин Чуриков: Ну подожди, к этому времени ДТП уже случилось, Марина. Мы же говорим… Марина Калинина: Ну, чем быстрее они приедут, тем быстрее они могут разбросать эту пробку, которая будет создаваться из-за ДТП, насколько я понимаю. Олег Осипов: Все хорошо. Чем больше у них патрульных машин, тем замечательнее. Это понятно. В документе… Я просто хочу еще несколько слов сказать об этом, это действительно важный документ. Предписано также создание системы направлений электронных жалоб на штрафы через портал госуслуг – чего сейчас нет, кстати, их очень сложно обжаловать. Наконец, проект предписывает организовать обмен данными между МВД и Минздравом о водителях, имеющих медицинские противопоказания. Ну а кроме того, до 2020 года должна быть усилена ответственность зачем-то за различные нарушения. Какие конкретно, правда, не уточняется. Да и кажется – куда еще действительно усиливать? До 2021 года планируется принять нормативные акты, нацеленные на повышение уровня подготовки водителей. Вот с этим совсем беда, с моей точки зрения Константин Чуриков: Слушайте, ну, если акты примут – не факт, что подготовка рванет вверх. Олег Осипов: Конечно, это правда. Но мы об этом достаточно часто говорим, поэтому сейчас что тут добавить? Марина Калинина: А вообще, Олег, вот что произошло на самом деле? Буквально пару слов. Раньше готовили нормально, а теперь совсем прямо плохо? Олег Осипов: Нет, всегда готовили… Марина Калинина: У нас ученики отупели или инструкторы стали плохими? Олег Осипов: Дело в том, что систему подготовки передали из ГИБДД в Минобрнауки, в Министерство образования, поэтому… Там свои специалисты. Больше теории… Константин Чуриков: Минпросвещения сейчас? Или где? Олег Осипов: Да, Минобразования, насколько я помню. Константин Чуриков: Или в Миннауки, в Министерстве высшего образования. Интересно. Олег Осипов: Нет, просто Минобр. То есть больше теории, меньше практики. Например, почему-то не предусмотрена езда, обучение езде в темное время суток на автомагистралях со скоростью свыше 60 километров в час. Ну и так далее. То есть сделано ровно то, что делать не надо было, с моей точки зрения. Константин Чуриков: Вы знаете, вчера у моего ребенка-третьеклассника на уроке русского языка за один урок прошли все три склонения. Так что, в общем, быстро. «Все выучили? Все свободны». Олег Осипов: Ну, может быть, молодой человек, конечно, готов все это усвоить мгновенно. Константин Чуриков: Нет. Марина Калинина: Вряд ли. Константин Чуриков: Продолжаем. Олег Осипов: В чем я сомневаюсь. Ну и наконец, четвертый проект под названием «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» – на него будет выделено 279 миллиардов. Среди прочего средства выделят на создание пунктов высокогабаритного контроля грузовиков на федеральных трассах, пунктов на региональных трассах. В общем, все это будет усиливаться. Скажем, вот эти кордоны – их будет становиться все больше и больше. В проекте также прописана разработка технологий и законов для безопасного движения беспилотных автомобилей, внедрение новых интеллектуальных транспортных систем в городах с населением более 300 тысяч человек, а также организация системы оплаты проезда без остановки перед шлагбаумами на платных трассах. Ну и помимо этого, проект предусматривает, к сожалению, увеличение числа стационарных дорожных камер с 9 до 19 тысяч и разработку методики перераспределения приборов по трассам. Константин Чуриков: Мы сейчас прямо через секунду к этому вернемся. Так? Олег Осипов: Хорошо. Список общесистемных мер включает и постепенный рост до 100% доли акциза на топливо, перечисляемого в региональные бюджеты. Эти средства власти субъектов Российской Федерации смогут тратить исключительно на реализацию нацпроекта. Марина Калинина: Круг замкнулся, в общем-то. Олег Осипов: Круг замкнулся. Платить мы будем больше, короче говоря. Константин Чуриков: Вот сейчас я попрошу всех и, конечно же, вас посмотреть на экран. Вы говорите – камеры, да? Их количество увеличится с 9 тысяч… Олег Осипов: …до 19. Константин Чуриков: …до 19 тысяч. Давайте посмотрим, каков будет рост прироста к 2024 году. Это по данным Минтранса и Автодора. Ну смотрите – плюс 111%. То есть это получается – больше чем в два раза к 2024 году. Мне хочется понять, цель какая? Цель – содрать? Или цель – безопасность движения? Олег Осипов: Послушайте, сборы от штрафов сопоставимы со сборами от налогов вообще, с поступлениями от налогов. Кроме всего прочего, эти сборы заложены в ряд региональных бюджетов. Об этом, по-моему, в прошлом выпуске «Автомобилей» мы говорили. Андрей рассказывал, что было соответствующее письмо Минфина о том, что вот эти штрафы надо включать в бюджеты – что, с моей точки зрения, абсолютный нонсенс. То есть, конечно, это способ зарабатывания денег, пополнения бюджета. К безопасности… Безопасность – это как бы попутное решение, да? То есть главное – не безопасность, а главное – это, конечно, собрать денег. Константин Чуриков: Татарстан пишет: «Дорог меньше, камер больше». И вопрос: «Куда идут штрафы за нарушения?» Вы говорите, они идут в бюджет. Олег Осипов: В региональный бюджет. Константин Чуриков: Но там же не вся сумма идет в региональный бюджет. Олег Осипов: Ну, практически вся. Константин Чуриков: Там же тот, кто привинтил эту камеру… Олег Осипов: Да. Ну, как раз замминистра (и в прошлый раз мы об этом говорили) или вице-премьер даже выступил с тем, чтобы камеры теперь стали все государственными. Ну, надеюсь, что так и будет. Потому что частные камеры – это уж совсем никуда, как мы с вами понимаем. Константин Чуриков: То есть бизнес хотел обмануть нас, а в итоге, в общем, теперь обманут бизнес. Олег Осипов: Да бизнес ничего не хотел. Их привлекли просто, и все, дали возможность зарабатывать. Константин Чуриков: Хорошо. Олег Осипов: Переходим к следующему этапу. Константин Чуриков: «Спросите у Осипова». СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Марина Калинина: Ну что? Писать начали задолго до начала нашей рубрики. Олег Осипов: Что приятно. Марина Калинина: «Lexus RX или Volkswagen Touareg – что лучше купить?» Олег Осипов: Ну, я бы предпочел Touareg на самом деле, в особенности новый, который, конечно, технологически превосходит Lexus, вне всякого сомнения, по многим параметрам. Кроме того, это европейская машина, она и настроена по-европейски в большей степени. Хотя Lexus говорит, что тоже, так сказать, вполне готов, но мне кажется, что Volkswagen к тому же будет, наверное, поэкономичнее в содержании, то есть на него потребуется меньше денег. Марина Калинина: Звонок у нас из Архангельской области, Геннадий. Геннадий, здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: У меня вот такой вопрос. При замене прав сейчас мне надо бы пояснить категории – категории B, BE. Но у меня автомобиль с прицепом. Какую категорию мне надо открывать? Олег Осипов: Прицеп никак не влияет на категорию. Как у вас была B, так и оставляйте ее. Они автоматически вам при замене водительского удостоверения поставят те категории, которые позволят вам управлять автомобилем, в том числе с прицепом. Прицеп в данном случае роли не играет. Вы же не перевозите в нем людей, это же для грузов. Константин Чуриков: Ну, надеемся, что нет. Зритель: Людей? Ну да. Константин Чуриков: Что-что? Да? Перевозите людей? Олег Осипов: В прицепе? Зритель: Нет-нет-нет! Константин Чуриков: Ну все, слава богу! Олег Осипов: Никаких проблем с этим нет. Все это автоматически делается. Константин Чуриков: Смотрите, Олег, дилемма какая у нашего зрителя в Ростовской области: «Что купить? – вот тут внимание! – Новую LADA Granta или 12-летний Mercedes С-класса?» Олег Осипов: Ну, LADA Granta, я могу сказать честно совершенно, потому что это новый автомобиль. Константин Чуриков: Я просто к тому, что никогда эти два понятия не были так близки друг к другу – Mercedes и LADA. Олег Осипов: Ну, как сказать? Потому что, ну действительно, выбор вот такой сейчас, то есть либо старую иномарку, либо новую Granta, условно говоря. Марина Калинина: Спрашивает нас Юрий из Москвы: «Кроссовер Peugeot 3008 – плюсы и минусы?» Олег Осипов: 3008 – очень интересная машина, технологичная машина. Там есть все, включая массаж на передних сиденьях, на водительском и пассажирском. Константин Чуриков: Подождите, а разве можно делать водителю массаж во время дороги? Олег Осипов: Да полно! Во многих моделях уже стоит. Константин Чуриков: Да? Олег Осипов: Конечно. И это, кстати говоря, иногда помогает не уснуть, например. Константин Чуриков: А если там что-то в позвоночник тебе, так сказать? Олег Осипов: Нет, он там… Марина Калинина: Нет, он так мягонько… Константин Чуриков: Да? Олег Осипов: Да. Марина Калинина: Шевелится внутри. Олег Осипов: В хороших продвинутых автомобилях шесть режимов массажа: есть волнообразный, есть точечный, какой угодно. Константин Чуриков: Олег, не спорю! Я помню, вы даже Bentley в нашем эфире тестировали. Марина Калинина: Геннадий из Тамбовской области, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Можно вопрос задать? Олег Осипов: Да. Добрый вечер. Пожалуйста. Зритель: Автомобиль KIA Rio, 2014 год. В паспорте написано, что на катализатор гарантия 1 000 километров. Появилась информация, что этот катализатор раньше срока выходит из строя и попадает в двигатель, от которого он теряет мощность. Стоит ли, как вы посоветуете, удалить его и поставить обманку? Олег Осипов: Ну, это было бы нечестно с моей стороны. Катализатор – необходимая вещь, он охраняет наш с вами воздух, уменьшает загрязнения. И мне кажется, что 1 000 километров – это что-то такое… слишком мало. Все зависит… Зритель: Мне тоже кажется. Олег Осипов: Да, и мне тоже так кажется. Зритель: Но написано – 1 000 километров. Олег Осипов: Вы почувствуете, когда катализатор забит станет. Зритель: Так уже будет поздно тогда. Олег Осипов: Да нет, почему? Не поздно. Просто выкинуть его, тут проблем никаких нет. Сейчас умельцы это делают и на Rio, и на других… Зритель: Я смотрел, что их много, умельцев. Просто до конца гарантийного срока стоит его выкидывать? Олег Осипов: Я думаю, что нет, не стоит. Зритель: Спасибо вам. Олег Осипов: Пожалуйста. Марина Калинина: И еще одно сообщение, из Красноярского края: «Когда в России начнутся продажи Suzuki Grand Vitara 2019 года?» Олег Осипов: По-моему, в этом году. Константин Чуриков: 2019 года! Марина Калинина: Нет, имеется в виду – как скоро, видимо. Естественно, в 2019-м. Олег Осипов: Сложно сказать, потому что Suzuki то появляется на нашем рынке, то исчезает. Константин Чуриков: То мы с японцами дружим… Марина Калинина: …то не дружим. Олег Осипов: Появится в этом году, насколько я знаю. Скоро будет тест-драйв, и я думаю, что мы расскажем об этом автомобиле в том числе. Константин Чуриков: Слушайте, давайте поможем зрителю, потому что он задумал путешествие. Ленинградская область: «ГАЗ-3110 2003 года выпуска, пробег – 180 тысяч. Из Петербурга на Байкал и в Петербург реально доехать?» Олег Осипов: Ну, в каком состоянии автомобиль, это вне зависимости от года выпуска, насколько он в сохранности. Константин Чуриков: Ну, вы бы сели на такой автомобиль, до Байкала бы поехали и обратно? Олег Осипов: Ну почему нет? Если в нормальном состоянии автомобиль – ну почему нет? Константин Чуриков: Ну хорошо. Марина Калинина: Смешное сообщение: «Моему знакомому, имеющему ВАЗ-2106, пришел штраф за превышение допустимой скорости на 120 километров в час. Он понять не может, каким образом его 25-летняя машина способна на такое». Олег Осипов: Вот в том-то вся и проблема. Поэтому вот эти все нормы новые, нормативы, которые предполагают в том числе обжалование штрафа, они совсем не лишние на самом деле. Попробуйте доказать теперь. Вообще я не понимаю только одно – почему должен водитель доказывать, что он не превышал? Марина Калинина: Ну, это к вопросу о фиксации, о камерах, которые на 111% будут увеличивать. Олег Осипов: Вопрос о камерах, это правда. Марина Калинина: Иван из Москвы нам дозвонился. Иван, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Nissan Teana, выпуск 2012 года, пробег 95 тысяч. Надо ли менять масло в коробке передач? Олег Осипов: Надо, безусловно. Зритель: А сколько? Олег Осипов: Желательно было бы поменять, когда автомобиль прошел 50–60 тысяч. Ну и сейчас не поздно, если коробка пока еще живая. Там же «автомат» у вас стоит? Зритель: Да-да-да. Олег Осипов: Поэтому, конечно, лучше поменять, что бы ни писал производитель. Необслуживаемая коробка – это все ерунда, это сказки для бедных и для того, чтобы поменять целиком агрегат. Константин Чуриков: У нас тут шутники нарисовались на портале: «Что купить – рябую кобылу или гнедого коня?» Ладно. Пенсионер пишет из Белгородчины: «Всем мужикам рекомендую Subaru. Обалдеете!» – написано. И вот Ольга еще… Олег Осипов: Странный совет. Константин Чуриков: Ну, не знаю. Вот люди советуют. Ольга: «Расскажите про авто Patriot 2015 года». Олег Осипов: Ну, буквально зайдите на сайт ОТР или на osipov.pro – там опубликован тест-драйв UAZ Patriot обновленного. Константин Чуриков: Нет, ну хорошо. А в общих словах? Вдруг человек… Олег Осипов: В общих словах? Это самый доступный, самый большой на российском рынке внедорожник из российских. Марина Калинина: Ну и наверное, заключительный на сегодняшний день вопрос: «Новый Touareg против Audi Q7 – что выбрать?» Олег Осипов: Ну, вообще-то говоря, это, скажем так, если не родные, то двоюродные братья. Audi Q7 – безусловно, более продвинутый автомобиль, безусловно, он лучше укомплектован, он комфортабельный, еще комфортнее, чем Touareg, который бы я тоже уж ни в коем случае не назвал некомфортабельным. Это вполне достойный автомобиль. Ну, просто Audi дороже будет, и там другие силовые агрегаты. Марина Калинина: Понятно. Еще в заключение просто прочту одно сообщение (это к вопросу о нарушении правил, о фиксации и так далее): «Хочу личную камеру на балкон. У меня напротив дома управление МВД, двойная сплошная на улице. Пересекают двойную от управления все – 10 из 10 увиденных случаев». Константин Чуриков: Так, ну что, давайте кататься? Поехали? Прокатимся? Олег Осипов: Да. Марина Калинина: Посмотрим. Константин Чуриков: Тест-драйв. Олег Осипов: Симпатичная машина. ТЕСТ-ДРАЙВ Константин Чуриков: Ну, такая для наших дорог машина. Олег Осипов: В общем – да. Марина Калинина: Но – цена вопроса, как всегда, всех интересует. Олег Осипов: Ну, цена вопроса – что-то около двух, чуть больше. Константин Чуриков: Около двух? То есть это как две наших «Лады» по деньгам, да? Олег Осипов: Ну, хоть три, но это совершенно другая машина. Марина Калинина: Ну что же, спасибо. Действительно, насладились, посмотрели. Главное, что всем понравилось. Константин Чуриков: Хоть и по телевизору на эти машины ваши посмотреть. Это была рубрика «Автомобили». Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Олег Осипов – автоэксперт, редактор портала osipov.pro. Мы уходим на новости, а через полчаса к вам вернемся. Это будет «Отражение», вечерняя часть вторая.