Олег Столяров: У нас налоги работают в лучшем случае на наполнение бюджета, но никак не на развитие

Гости
Олег Столяров
заместитель генерального директора Международного центра развития регионов

Тамара Шорникова: Итак, мы начинаем наш информационный марафон в прямом эфире. И вот какая первая тема. Нужно ремонтировать дороги, школы. На улице ночью хоть глаз коли – фонари не работают. Я думаю, что в каждом селе и городе любой сейчас так сходу с десяток проблем накидает. Какие решать в первую очередь? Денег в муниципалитетах не хватает. И то, что есть, тратят не на то. Так часто кажется.

Константин Чуриков: Ну да. Где-то не хватает фонарей, где-то слишком много хватает бордюров. Но, возможно, теперь у нас появится шанс управлять местным бюджетом. «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект, по которому люди на местах будут сами решать, на какие проекты, на что направить деньги бюджетные. Кто сможет принять участие в народном бюджетировании? Как все это будет работать? Вот сейчас выясним с нашим гостем. У нас в студии – Олег Столяров, заместитель генерального директора Международного центра развития регионов. Олег Иванович, здравствуйте.

Олег Столяров: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Я сразу зрителей озадачу. Вот вам в вашем городе/поселке/деревне на что лучше вообще властям тратить деньги? И давайте запустим сразу опрос: «Готовы ли вы участвовать в народном бюджетировании?» Пожалуйста, отвечайте «да» или «нет» – 5445. Через несколько секунд это появится на экране.

Олег Иванович, а как это будет работать? И заработает ли это?

Олег Столяров: Ну понимаете, какая штука? Вот эти два сенатора, которые, в общем-то, выдвинули этот проект (а это именно Турчак – и кто там у нас? – и Мельниченко), они участвовали в заседании по сбалансированности региональных бюджетов. Как вы думаете, какой вопрос они задали первым на этом совещании в Совете Федерации? «А что такое сбалансированность?» Пришлось им объяснять, что сбалансированность – это совмещение бюджета, обычной сметы по срокам поступления доходов и, соответственно, по срокам и объемам производства расходов. Если такого баланса нет, если сроки не совпадают или объемы не совпадают, то бюджет не сбалансирован.

На сегодняшний день у нас примерно из 24 тысяч муниципальных образований бюджеты не сбалансированы у 23 тысяч примерно. Причем не сбалансированы…

Константин Чуриков: То есть почти у всех.

Олег Столяров: Примерно у 50%, дай бог, денег хватает только на зарплату своего аппарата.

Дальше. На что будет направлено собственно это инициативное бюджетирование? Вот Турчак и Мельниченко почему-то считают, что надо выяснять проблемы. Ну давайте я вам просто перечислю. Пять проблем, которые имеются у муниципальных образований. И давайте попробуем просто оценить, чтобы телезрители сами смогли понять, а могут ли они инициативно профинансировать эти проблемы.

Убитые муниципальные дороги. Подчеркиваю слово «убитые». Мы с дорожным фондом доигрались до того, что сначала подняли его на федеральный уровень, потом опустили на региональный. И до сих пор у нас имеется такая ситуация, что в большинстве муниципальных районов и регионов в лучшем случае дорога идет до центров муниципальных районов, а дальше только на танке можно доехать, и то в сухую погоду.

Константин Чуриков: Олег Иванович, ну подождите. Может быть, мы не знаем всех параметров этих преобразований?

Олег Столяров: Минуточку!

Константин Чуриков: Может, за законом придут и деньги?

Олег Столяров: Понимаете, какая штука? Вопрос второй… Я дальше поясню этот вопрос.

Значит, второй вопрос – изношенная коммуналка. Причем самое страшное, что, допустим, во многих регионах уже региональные правительства работают от отопительного сезона до отопительного сезона. Это Мурманская область. Там сама губернатор признавала, что пройти бы отопительный сезон, а все остальное…

Третье обязанность муниципального образования – это переселение малоимущих в доступное жилье. Но это же обстоит гораздо жестче – у нас нет денег на аварийное жилье в муниципальных образованиях. И к этой проблеме очень интересно подходят сейчас. У нас больше всего на экранах видно скандалов по нормальным домам, которые зачисляются в аварийное жилье, а само аварийное жилье как-то уходит в сторону. Если дом стоит на хорошем участке, то он тут же попадает почему-то в аварийные.

Дальше. Сам Владимир Владимирович признался, что у нас катастрофа в первичном звене здравоохранения. Мы очень долго уничтожили фельдшерско-акушерские пункты. И что, вы считаете, что методом народного финансирования, народного бюджетирования вы восстановите первичное звено?

Константин Чуриков: Минуточку! Народное финансирование и народное бюджетирование – это разные вещи.

Олег Столяров: Народное бюджетирование.

Константин Чуриков: Не пугайте!

Олег Столяров: Вот тут не разные вещи. Я сейчас поясню. Дальше еще будет интереснее. Близко к этому находится проблема среднего образования. Мы, к сожалению, до сих пор не поняли, что эта проблема является киллером для населенных пунктов, для муниципальных образований. Достаточно ликвидировать малочисленную школу, как лет через пять, через десять практически можно ставить крест на малочисленном населенном пункте. Родители ложатся костями, чтобы оставить детей в райцентре, а сами потихоньку вымирают там.

Итак, народное ли финансирование? Самая интересная мысль в том, что граждан призывают еще к инициативному финансированию.

Константин Чуриков: Подождите! Я, кстати, не понял этот пункт.

Олег Столяров: Вот!

Константин Чуриков: Это мы скидываемся сами?

Олег Столяров: Вот о чем речь.

Константин Чуриков: На больницу, на дорогу…

Олег Столяров: Вот смотрите внимательно. Вы человек молодой, вы не помните. Когда наполеона погнали в двенадцатом году (я-то помню), он вызывает маршалов и говорит: «Ребята, почему мы проиграли сражение?» Ну, выходит главный фельдмаршал и говорит: «Господин император, мы проиграли сражение, потому что… Вот у нас имеется пять причин. Первая причина – у нас на пятой минуте сражения кончились патроны». Тот говорит: «Все! Остальные четыре меня не интересуют».

Итак, почему же можно отказать местной администрации в поддержке проекта? «Несоответствие инициативного проекта требованиям законодательства РФ». Правильно. Потому что если, не дай бог, они начнут делать наркопритон или повесят на публичный дом вывеску «Общежитие педучилища», то, конечно, это безобразие.

Константин Чуриков: Я надеюсь, что с такими инициативами люди сразу не выйдут.

Олег Столяров: Не знаю. «Невозможность реализации у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав». Меня самого тянет объявить войну Турции, но не буду, нет полномочий.

Константин Чуриков: Не надо, Олег Иванович. Держитесь!

Олег Столяров: А вот дальше интересная вещь: «Отсутствие средств у местного бюджета в необходимом объеме и возможности их изыскать».

Тамара Шорникова: И вот тут глава государства поручил сразу же вслед за этим в пять раз увеличить финансирование проектов, предложенных жителями.

Олег Столяров: Вот!

Тамара Шорникова: Может быть, все-таки деньги появятся?

Олег Столяров: И вот тут появляется одна простая вещь. Каким боком эти деньги будут распределяться? Если деньги пойдут в виде грантов, которые будет высчитывать центр, как обычно… Вы помните, почему у нас Чиркунов эмигрировал в Швейцарию. Вы не помните историю? Ну, у нас, когда распределяли гранты по эффективности исполнительной власти регионов…

Константин Чуриков: Нам бы еще вспомнить, кто такой Чиркунов.

Олег Столяров: Губернатор Пермской области. Он пришел на Гайдаровский форум и говорят: «Я посчитал, что я должен войти в десятку. Предлагаю академикам…»

Константин Чуриков: Эффективных губернаторов или Forbes?

Олег Столяров: Нет, в десятку по самым эффективным регионам. И предлагает академии поделить грант напополам, если мы посчитаем и докажем, что вошли в десятку. Нарышкин весь покраснел, побелел. Через некоторое время Чиркунов уехал в Швейцарию, чтобы не видеть русских вообще.

Поэтому на сегодняшний день либо мы закрепляем налоговые полномочия за регионами, налоговую базу за регионами, за муниципалами, устойчивую базу, а уже инициативное финансирование будет вспомогательным для этой базы; либо, извините, мы занимаемся распределением грантов.

Константин Чуриков: Секундочку, Олег Иванович! Может быть, мы действительно (я еще раз повторюсь) чего-то не знаем. Президент сегодня снова заговорил о том, что нужно встраивать муниципалитеты в государственную власть, нужно давать им деньги.

Олег Столяров: Правильно, правильно, правильно. Не давать им деньги, а надо давать им зарабатывать. Вы знаете, был такой министр экономики Орешкин. Сколько же его били!

Константин Чуриков: Я хоть молодой, но помню, застал.

Олег Столяров: А ведь его же можно и похвалить за один раз хотя бы. Ну, человек работал все-таки, старался. Выходит он в Совет Федерации и говорит: «Ну не подниму я социалку в муниципалитетах, если я не оставлю там НДФЛ, по месту жительства». У нас сейчас глава Правительства, который одним мизинцем может эту историю устроить. Ну оставьте вы! Если у вас социальные обязательства закреплены за муниципальным образованием, оставьте там НДФЛ! Нет. Госпожа Матвиенко говорит: «Нет, нельзя».

Константин Чуриков: Нет, подождите, Олег Иванович, давайте по гамбургскому счету. Если не обсуждать сейчас финансирование… Действительно, возможно, мы немножко не в теме. Может, там что-то задумали. Сама инициатива – благо?

Олег Столяров: Нет, абсолютно не благо. Если вы не придумали экономического механизма финансирования убитой дороги, а уже как вспомогательное инициативное финансирование и вот это бюджетирование народное, то, извините, пожалуйста, народ вы обдерете. Я только сейчас вам пример привел. Когда мы начали считать, сколько нужно денег, чтобы отремонтировать 380 тысяч километров теплотрасс убитых, полностью находящихся в муниципальных образованиях, мы дошли до триллиона и бросили. Вы можете это найти?

Константин Чуриков: А почему? Потому что считать не умеем?

Олег Столяров: Да нет.

Константин Чуриков: Или потому что денег нет?

Олег Столяров: Потому что мы не понимаем, откуда брать источники финансирования этого проекта. Из кармана народа? Как тут предлагал, помните, эксперт Финансового университета, когда мы обсуждали новое Правительство. Не получится.

Константин Чуриков: «Кубышка».

Олег Столяров: Так вот, я про то и говорю. На сегодняшний день либо мы даем механизм этого финансирования… Эта «кубышка» – у нас вещь единовременная, она у нас сделана на период кризиса. Вот наступил кризис… Ну вы помните такую историю, когда мы взяли из «кубышки» деньги на нацпроект «Здравоохранение», который был с 2006-го по 2012 год, и мы профинансировали приобретение машин «скорой помощи». Мы их добили за пять лет. Губернаторы говорят: «А мы все добили. Больше денег нет. Надо опять их обновлять».

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телезрителей, уже звонят нам с предложениями. Александр, Крым. Слушаем.

Зритель: Дорогие мои и любимые ведущие, здравствуйте! И Олег Иванович, приветствую вас.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Зритель: Замечательная тема передачи. Ну, мы не то что готовы участвовать в народном бюджетировании, а мы давным-давно уже об этом мечтаем. Возможно, скоро наконец-то наша мечта сбудется. Если говорить конкретно о моем городе-герое Керчи, то как раз я хотел бы начать с того, с чего начал Олег Иванович. Прежде всего, первое – это убитые муниципальные дороги.

Вот приведу вам пример. От моего дома до центра города 4 километра. Нет ни одного тротуара ни влево, ни вправо, чтобы я мог пройти четко от своего дома до центра города. Я иду 200 метров по правой стороне – перехожу на левую сторону. Прохожу 200 метров по левой стороне – перехожу на правую сторону. В общем, вы представляете, вот такие движения. Это первая проблема.

Вторая проблема именно конкретно города-героя Керчи – напрочь изношена система водоканала. Напрочь! Вы, наверное, знаете, что Керчь является самым древним городом в Российской Федерации. И он не только самый древний по природе своей, но именно по тому водоотведению, которое было когда-то в нем сделано, извините, как ни смешно и ни обидно будет об этом говорить. Вот это две основные и главные проблемы. Ну а там, естественно, конечно, их большое количество. Поэтому на этом я хотел бы заострить свое внимание.

Константин Чуриков: Александр, мы недавно узнали в лицо и по фамилиям. У вас такие чиновники и чиновницы в Керчи (правда, уже были), такие интересные. Вы как-то с властью взаимодействовали? Вы им рассказывали о том, что вы сейчас в эфире ОТР рассказываете?

Зритель: ОБ этом регулярно говорится. У нас была, в принципе, и при Украине, и при России прямая речь с мэром города. Мы вопросы эти все, конечно, поднимали, но решить их не так-то просто было, потому что, как уже правильно сказал Олег Иванович, да и вы знаете, что финансирование очень ограниченное. Поэтому чтобы говорить о замере труб центрального водоснабжения в Керчи, то это нужны деньги федеральные.

Олег Столяров: Не-не-не!

Зритель: Я даже не уверен, что крымский кабинет министров мог бы справиться с этой проблемой.

Константин Чуриков: Да, спасибо, Александр, спасибо.

Олег Столяров: Больше того скажу по водоканалу. Южные города… У меня было в практике, когда само муниципальное образование выступило против ремонта водопровода. Поясню – почему.

Значит, что такое вообще убитый водопровод? Опасность свищей. Сама труба заложена чаще всего в грунте, который, в общем-то, ее удерживает, она долго удерживается. Вот игольчатый свищ – самая опасная штука. В городе Новороссийске мы вытащили специально финскую фирму, которая загоняет в эту трубу типа латексной оболочечки – и труба становится как новая. Свищ там не образуется. Естественно, водопотери сокращаются примерно на 50%. И финны – они же простые люди были. Они обратились к заксобранию города. Говорят: «Давайте только тариф не снижать по ходу реализации проекта, чтобы мы проект отбили». Ой, что тут началось! «Для нас было впервые понимать, что тарифы по ЖКХ в России могут только расти».

Тамара Шорникова: У нас много SMS. Давайте почитаем, что пишут жители, что о своих проблемах рассказывают вот уже сейчас здесь как минимум в эфире, пока еще не правительству, но с нашей помощью тоже, в том числе.

Константин Чуриков: Да.

Тамара Шорникова: «Тротуаров с советских времен нет, остатки разбиты. Ходим по проезжей части, даже дети», – Ставропольский край пишет. Нижегородская область: «Отменяют маршрутки, а новые не дают. Народ плачет». Волгоградская область пишет: «Это имитация участия народа в жизни страны», – скепсис есть.

Константин Чуриков: Еще, подождите. Ростов: «Зубы народу нужны, мясо, рыба, а не дороги». Кстати, а если такие проекты? Магазин построить, стоматологическую клинику.

Олег Столяров: Вы понимаете, какая штука? Я могу назвать еще один проект, который мы сами успешно тормозили. Да, на самом деле… А из пяти проблем, значит, там же у нас, кроме среднего, еще и дошкольное образование висит на муниципалах. Там многие бабушки начали делать, пытались сделать домашние детсады. Как вы думаете, почему их тормознули?

Константин Чуриков: Не соответствуют СанПиНам?

Олег Столяров: Нет. Из-за высоты ступеньки. Дети должны ходить по ступенькам высотой 10 сантиметров, а там 15.

Константин Чуриков: Кстати, если маленький ребенок, то все правильно.

Олег Столяров: Да. Но только бабушка смогла бы его сама и свести, и довести. Но, к сожалению, вот такая ситуация. У нас высота ступенечек в жилых домах 15, а для домашних детсадов нужно 10. И хоть ты тресни!

Константин Чуриков: Еще эсэмэски. Рязань: «Нет, не буду, не готов. Показуха». «Народ, значит, будет бюджетировать. А чиновники куда? На Майами?» – Пенза. Москва: «Готов бюджетировать только проекты моей семьи». Вот так.

Тамара Шорникова: А еще пишут: «Подождите, а налоги наши – это уже и есть народное бюджетирование. Мы и так уже складываемся на проекты».

Олег Столяров: Вот! Я недавно объяснял Институту Гайдара, что такое демократия, в конце концов. Мы же упираемся в то, что демократия, народное бюджетирование… Ну, «демос» – это «народ», а «кратос» – это «власть». А где объект власти-то? Так вот, в США очень четко сказано: демос (народ) платит налоги и имеет власть над бюджетом, куда они тратятся. Три статьи: учить, лечить, защищать. Точка. Если государство не хочет заниматься этими статьями, то хоть народное бюджетирование, хоть антинародное…

Константин Чуриков: Подождите. Государство вроде бы демонстрирует, что оно хочет.

Олег Столяров: Правильно!

Константин Чуриков: Вот то, что вы говорите… Одним кликом кто-то в Правительстве даст налоги муниципалитетам, да?

Олег Столяров: Он не даст налоги муниципалитетам. Почему? Я простой пример приведу. Ну, вы помните историю… Почему, в принципе, Совет Федерации был против уплаты налогов НДФЛ по месту жительства? Вы помните, когда был небезызвестный губернатор в Санкт-Петербурге, и в Санкт-Петербург пытались перебросить под контроль налоговой инспекции шест корпораций, в том числе «АвтоВАЗ», «Газпром» и несколько других. Я задал простой вопрос Правительству: «Ребята, а налоговая база уйдет из Москвы и уйдет из Тольятти?» – «Ну, мы там все компенсируем». И понятно, кто был губернатором. Вот так.

На сегодняшний день, к сожалению, мы налогами манипулируем. У нас налоги работают в лучшем случае на наполнение бюджета, но ни в коем разе не на развитие.

Константин Чуриков: Мы сейчас видим по голосованию, что, в общем-то, меньшинство готово участвовать в народном бюджетировании. А судя по эсэмэскам, мы догадываемся, что люди, наверное, подумали, что речь идет о том, что скидываются граждане.

Олег Столяров: А это совершенно верно. Там они так и говорят, да.

Константин Чуриков: Да?

Олег Столяров: Минуточку!

Константин Чуриков: Сейчас. Секундочку!

Олег Столяров: Вот народное бюджетирование…

Константин Чуриков: Сейчас приведу вам цитату.

Олег Столяров: Товарищ Турчак и товарищ Мельниченко предлагают: «В Бюджетный кодекс РФ предполагается внести соответствующие изменения о необходимости присвоения каждому инициативному проекту уникального кода классификации. Отражение в местных бюджетах добровольных платежей юрлиц и физлиц в целях инициатив местного значения».

Константин Чуриков: Подождите! А почему нам агентство ТАСС об этом ничего не сообщило?

Олег Столяров: Я вам передам эту бумажку.

Константин Чуриков: Давайте.

Олег Столяров: Я же привык читать финансовые документы.

Константин Чуриков: Это правильно. Вы всегда с бумажками приходите. Спасибо.

Олег Столяров: Конечно, прихожу. Вот самая фишка была… Что зарыто? Имелась в 131-м законе 56-я статья «Самообложение». «Хотите что-то делать? Сходитесь, устраивайте народный сход и самооблагайтесь». Не получается. Тогда решили сделать «морковку», дескать: «Мы вам каким-то боком увеличим финансирование, но вы только дайте инициативное финансирование».

Но там шестая проблема сразу вылезет. Почему народ ходит вокруг, но не видит шестой проблемы? Как только регион, муниципалитет пойдет на инициативное финансирование, ему тут же порежут региональный трансферт. Сто процентов! К гадалке не ходи.

Константин Чуриков: То есть это еще получается, что и губернатору не выгодно?

Олег Столяров: Это главе муниципалитета не выгодно.

Константин Чуриков: Так, Олег Иванович, подождите. Вы нам скажите, сколько сейчас в муниципалитете, на земле остается местных налогов?

Олег Столяров: Значит, на сегодняшний день в муниципалитете остается два налога – земельный налог и налог на имущество физлиц. Все остальное – это мелочи. Это налог на вмененный доход. НДФЛ немножко остается. Но главные два – земельный и налог на имущество физлиц. Но с налогом на имущество физлиц был полный анекдот. Как только объявили, что его с 1.01.10 вводят, как вы думаете, что начали делать муниципалитеты? Его пытались ввести по рыночной стоимости, вы помнит, от кадастра уйти к рыночной стоимости. Начали искать бедных пенсионеров, которые владеют хорошими квартирами.

Константин Чуриков: Олег Иванович, вы все время рубите, понимаете, нашу елочку под самый корешок.

Олег Столяров: Жизнь есть жизнь.

Константин Чуриков: Давайте Юрия послушаем.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телезрителей.

Константин Чуриков: Здравствуйте, Юрий.

Тамара Шорникова: Курская область.

Константин Чуриков: Юрий, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Ждем вас в эфире.

Зритель: Алло. Здравствуйте.

Константин Чуриков: Да-да, здравствуйте. Говорите.

Зритель: Вот вы задаете вопрос: «Готовы участвовать в народном бюджетировании?» Я из Курской области, Курский район. У нас решили построить дорогу, 800 метров. Собрались глава администрации, замглавы Курского района по строительству дорог и объявили, что если мы не внесем, не будем участвовать в народном бюджете, то никакого строительства дороги не будет.

Олег Столяров: Совершенно верно.

Зритель: А вы спрашиваете, готовы ли мы или нет.

Олег Столяров: Совершенно верно.

Константин Чуриков: Подождите…

Тамара Шорникова: То есть деньги попросили?

Олег Столяров: Самообложение.

Константин Чуриков: Пока не принят новый законопроект, мне кажется, то, о чем рассказывает Юрий, не вполне законно.

Олег Столяров: Не-не-не! Стоп, стоп! 56-я статья 131-го закона. Собрали сход, решили строить дорогу, скинулись – стройте.

Константин Чуриков: Прямо скинулись?

Олег Столяров: Скинулись.

Константин Чуриков: А я это куда должен перечислить?

Олег Столяров: Открываете счет в банке специальный, открывает муниципалитет, нанимаете подрядную организацию по конкурсу и финансируете. Пожалуйста.

Константин Чуриков: А, вот так?

Олег Столяров: Конечно.

Константин Чуриков: Все нормально?

Олег Столяров: Муниципальный заказ. Тут нет проблем абсолютно. Я почему и спрашивал у Турчака и Мельниченко: «Ребята, а вы статью 56-ю 131-го закона читали?» Либо тут что-то новое имеется в виду. Так что новое-то? Я пока не понял. Почему вы не самообложились? Либо вы нашли какие-то методы финансирования этих пяти проблем, а потом подключаете народ к этой пятерке. А проблемы-то же очень жесткие.

Константин Чуриков: Хорошо. Муниципальная реформа – что делать? Кроме того, чтобы налоги оставались там. И в каком количестве?

Олег Столяров: Минуточку! Вот что необходимо делать? Необходимо балансировать бюджет муниципального образования в части доходов. Первое – НДФЛ должен идти по месту жительства. Вторая проблема вот так за горло взяла! Налоги предприятий должны зачисляться по месту ведения их основной деятельности. Назначили Валерия Павлиновича Шанцева губернатором Нижегородской области. Сидим с ним вместе на стратегии, на защите его стратегии. Он говорит: «Слушай, что делать? Не понимаю. Нижегородцы просят, чтобы какую-то бюджетную обеспеченность сделать». Я говорю: «Слушай, возьми телефонный справочник, налоговую базу, пройдись по Нижнему Новгороду и проверь, совпадают ли адреса в телефонном справочнике. А потом примешь меры по теплу, по газу, по налогу на землю».

Значит, третья очень интересная вещь, которую муниципалы до сих пор не понимают и которая получилась в Краснодарском крае, но не получилась во многих областях. Для того чтобы муниципалитет раскрутил экономику, необходимо сделать инвестиционные площадки, подготовить их для прихода инвесторов. Сами муниципалы этого сделать не могут. В Краснодарском крае есть уникальный хороший опыт подготовки таких площадок и передачи в управление региону. К сожалению, в других регионах… Я знаком просто с Кировской областью еще. Прокуратура на дыбы встала!

И четвертая вещь, которую необходимо делать абсолютно, – необходимо вводить хотя бы минимальные соцстандарты по здравоохранению и по образованию.

Константин Чуриков: Олег Иванович, у нас с вами Забайкальский край, предположим. Вот какую мы там с вами инвестиционную площадку подготовим? Как она будет выглядеть?

Олег Столяров: Значит, в Забайкальском крае на двести процентов это инвестиционная площадка для леса, для переработки леса. И китайцы его с удовольствием доперерабатывают. Но только не идите до переработки в термохимическую…

Константин Чуриков: Так, рубим лес.

Олег Столяров: Раз. Второе – там целая куча полезных ископаемых. Но, к сожалению, у нас лицензии… Трутневу говорили: «Проведи инвентаризацию неиспользуемых лицензий». У нас очень часто… Допустим, как в Арктике произошло? «Роснефть» забрала лицензии и ждет, когда придут инвесторы, и в обмен на деньги и технологии доступ к ресурсам даст. Мы до сих пор не сделали инвентаризацию лицензий полезных ископаемых.

Константин Чуриков: Олег Иванович, кроме того, чтобы рубить лес и что-то из-под земли доставать, мы пока ничего не можем предложить?

Олег Столяров: Минуточку, минуточку! Дальше. Забайкальский край великолепен для экологического туризма, его просто надо легендировать. Я сам был на Байкале и готов сам сказки рассказывать про Байкал.

Константин Чуриков: Я тоже был. Хорошо.

Тамара Шорникова: Но для этого делать много нужно – инфраструктура и так далее – для того самого экологического туризма.

Олег Столяров: А, кстати, еще один момент, очень интересный. Если у вас в муниципальном образовании остается меньше 20 копеек с рубля дохода, генерируемого в бюджеты всех уровней, вы не можете сами развиваться. Интернируйтесь с предприятиями.

Тамара Шорникова: Прекрасный итог! И есть итоги нашего SMS-голосования. «Готовы ли вы участвовать в народном бюджетировании?» «Да» – 22%, «нет» – 78%.

Константин Чуриков: Вот такая вот история. И это все вы, Олег Иванович. Олег Столяров был у нас в студии, заместитель генерального директора Международного центра развития регионов. Мы через несколько секунд буквально продолжим. У нас дальше тоже такая грустная тема – убыль населения по регионам. Расскажем, насколько нас стало меньше.

Олег Столяров: А почему грустная? У финансистов нет грустных тем абсолютно.

Константин Чуриков: Да? Серьезно?

Олег Столяров: Четко, внятно, ясно.

Константин Чуриков: Понятно.

Олег Столяров: Обратите внимание. Это не просто так.

Константин Чуриков: Хорошо, хорошо.

Народное бюджетирование это изменит?