Олег Мосеев: Средний возраст автопарка в России – 12 лет

Гости
Олег Мосеев
автоэксперт

Антон Алфимов: И далее поговорим о подержанных автомобилях. Кризис обострил интерес россиян к автомобилям с пробегом – об этом сообщили исследователи автомобильного рынка в нашей стране. По их данным, в 2016 году на машины с историей пришлось свыше 80% всех сделок. Одновременно выросло и число мошеннических схем, которые используются на рынке.

Ольга Арсланова: Что, в общем-то, неудивительно, как часто бывает по законам экономики. Давайте поподробнее.

Один житель Мурома купил вот такой автомобиль, причем не через сайт или газету, а в приличном с виду салоне. Заплатил, как мы видим, 500 тысяч рублей, чуть больше. Буквально через километр микроавтобус заглох и больше не завелся. Оказалось, уже в сервисе, что для использования он непригоден, а ремонт стоит космических денег. При этом суд истца не поддержал, потому что салон – это всего лишь посредник, а доказать, что автомобиль был сломан изначально, почти невозможно. И это только одна из тысяч историй. Покупая подержанный автомобиль, вы, естественно, покупаете и его историю. И не всегда она, увы, хорошая.

Вот данные агентства "Автостат". 3 800 000 – столько подержанных машин купили россияне за последние полгода. Рынок новых машин при этом, как мы понимаем, продолжает падать. Это понятно. Падает и покупательная способность россиян. Цены при этом растут. Как часто бывает – чем больше спрос, тем ниже качество. Покупая автомобиль с пробегом, вы можете купить себе серьезные проблемы.

Хотим вас спросить: покупаете ли вы подержанные автомобили или доверяете только новым? Прямо сейчас запускаем наше онлайн-голосование в прямом эфире. Принимайте, пожалуйста, в нем участие.

А в ближайшие полчаса будем разбираться, как не стать участником мошеннических схем и не потерять и деньги, и нервы. И нас в гостях Олег Мосеев, президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры". Здравствуйте.

Олег Мосеев: Добрый день.

Ольга Арсланова: Давайте поговорим об этих данных экспертов. Вы и ваши коллеги подтверждаете такой рост стремительный сделок с подержанными машинами?

Олег Мосеев: Смотрите, тут стремительного роста как такового нет. Просто рынок новых падает, а рынок автомобилей с пробегом немного вырос, поэтому соотношение действительно сильно изменилось. Тем не менее тенденция есть – переориентация с покупки нового автомобиля на автомобиль с пробегом налицо. Это для кризиса в любой стране является…

Ольга Арсланова: Мы не уникальные здесь.

Олег Мосеев: Мы не уникальные здесь, потому что потребитель хочет сэкономить. Автомобиль все равно является для некоторых необходимым предметом. Соответственно, он смотрит в сторону автомобиля с пробегом. Тем более что еще налицо ситуация, когда по новым автомобилям за два с половиной года цены выросли в среднем на 40–45%, а по автомобилям с пробегом такого роста цен нет. Поэтому покупательная способность населения за эти два с половиной года, собственно говоря, только ухудшилась.

Ольга Арсланова: Мы вернемся еще к мошенническим схемам. Давайте сейчас поговорим в принципе о разумности или неразумности такой стратегии. В общем-то, сами производители современных автомобилей признают, что у нынешних машин, в отличие от машин прошлого, есть какой-то запас прочности. Он небольшой – три года, 100 тысяч, я не знаю. И, покупая подержанные новые машины, по большому счету вы деньги-то выбрасываете.

Олег Мосеев: Ну нет, я бы так не говорил. Потому что если говорить про гарантийный период, то он от двух до пяти лет – в зависимости от производителя. Можно говорить про среднюю температуру по больнице в три года, а срок эксплуатации автомобиля, гарантированный производителей, – это минимум десять лет. В принципе, мы все понимаем, что срок эксплуатации автомобиля уходит далеко за десять лет.

Антон Алфимов: Подождите, а что это означает: гарантийный срок – три, а срок эксплуатации – десять?

Ольга Арсланова: Это значит, что через десять лет, скорее всего, все "полетит" так сильно, что придется покупать новую машину.

Олег Мосеев: Нет, это значит, что десять лет производитель гарантирует производство оригинальных запасных частей и поддержание этой модели через свою дилерскую сеть.

Ольга Арсланова: Мы понимаем, что делать прочные автомобили сейчас невыгодно, потому что надо стимулировать постоянный спрос.

Олег Мосеев: Ну, это не только автомобили, а это вообще в принципе к любым товарам относится. К сожалению, если мы возьмем и автомобили, и обувь, произведенную 30 лет назад, то мы легко обнаружим у себя где-нибудь на даче ботинки, которые до сих пор можно с физической точки зрения носить. Ну, может быть, они устарели…

Ольга Арсланова: Так вот, может быть, тогда есть смысл покупать совсем старые машины? Давайте так. С какого года машины уже одноразовые? Вот с какого года машина одноразовая, и лучше ее не покупать?

Олег Мосеев: Здесь же сильно зависит от эксплуатации, насколько предыдущий владелец соблюдал рекомендации по техническому обслуживанию автомобиля, использовался ли автомобиль в условиях Крайнего Севера, в такси или в каких-то других экстремальных условиях. Поэтому здесь нельзя говорить о том, что 15 лет – и все. Есть автомобили, которые и 20 лет ходят, и с миллионными пробегами совершенно спокойно существуют.

Антон Алфимов: Это легковые машины?

Олег Мосеев: Легковые машины, да.

Антон Алфимов: С миллионным пробегом?

Олег Мосеев: С миллионным пробегом. Ну, это, конечно, больше относится к более или менее простым автомобилям, потому что чем сложнее автомобиль, тем печальнее история. Но тем не менее 10–15 лет для автомобиля – это при правильной эксплуатации нормальный возраст.

В принципе мы делим, сегментируем рынок на несколько частей. Первый сегмент – это тот, который в гарантийный период. Второй сегмент – это два года после гарантии. Третий сегмент – это еще три года после гарантии. И все остальное – это уже…

Вот второй и третий сегмент наиболее популярны с точки зрения как раз пересаживания с нового автомобиля на автомобиль с пробегом. Два года после гарантии автомобиль, если у него понятная история, он отходит еще совершенно без проблем… Ну, понятно, что техническое изделие требует замены чего-то, но если у него понятная техническая история, то, в принципе, ничего страшного в этом нет. Здесь вопрос в ментальности – готов человек садиться на автомобиль, который уже кем-то эксплуатировался, или не готов. Потому что есть часть клиентов, которые категорически… Вот они покупают только новую машину, и все.

Антон Алфимов: Ну, сейчас разнообразные программы же, типа trade-in, существуют, когда человек сдает свою и берет точно такую же, только новую. Если он меняет ее каждые два года, это сколько ему доплачивать приходится?

Олег Мосеев: Сейчас просто разрыв между машиной с пробегом и машиной новой увеличился. Раньше за три года в среднем автомобиль терял 50% стоимости.

Антон Алфимов: 50%?

Олег Мосеев: Да. Поэтому многие и говорят: "Я лучше куплю трехлетку за половину стоимости, чем буду покупать новый автомобиль". Ну, кто-то готов… Но опять же это средняя температура по больнице, потому что есть машины, которые теряют меньше. Просто не хочется сейчас рекламировать конкретных производителей. Или можем привести примеры?

Ольга Арсланова: Но теряют в любом случае значительно.

Олег Мосеев: Например, Toyota Land Cruiser теряет меньше за три года, он теряет 30% всего.

Антон Алфимов: Меньше, да. Это сколько? Потому что мне казалось, что с миллиона, я не знаю, за два года… ну, 200 тысяч машина потеряет. Больше?

Олег Мосеев: За три года…

Антон Алфимов: За два.

Олег Мосеев: Ну, за два…

Антон Алфимов: Когда она еще на гарантии.

Олег Мосеев: Смотрите, машина выехала за порог дилерского центра – минус 20%, потому что она уже в употреблении. На второй год она теряет еще 10–15%. И на третий год – еще 10–15%.

Ольга Арсланова: То есть получается, что в чем-то оправданно покупать автомобиль с пробегом, но с небольшим.

Олег Мосеев: С понятной историей, я бы сказал так.

Ольга Арсланова: С понятной историей. Вот тут мы подходим к этой понятной истории, которую неизвестно как проверить – раз. И не очень понятно, где лучше покупать – два. Потому что люди, которые сейчас судятся, очень многие покупали в салоне, а салон говорит: "Мы просто агенты. Продавец – неизвестно где, неизвестно кто. Вот ищите его".

Антон Алфимов: Ну, агент не агент, но там есть небольшой гарантийный срок, когда вы можете вернуть эту машину.

Олег Мосеев: Смотрите, здесь нужно опять же рынок четко сегментировать. Есть рынок официальных дилеров, где достаточно надежная сделка, потому что юридическое лицо никуда не исчезнет. Это в том числе гарантирует и производитель, потому что официальному дилеру сменить свое юридическое лицо даже при множестве факторов, говорящих, что его надо поменять по какой-то причине, какая-то корпоративная реорганизация идет, – это 9–12 месяцев переговоров с производителем и убеждение его, что надо поменять юридическое лицо. По закону "О защите прав потребителей", если вы купили у юридического лица, то неважно, выступал ли он агентом или он продавал от своего имени, – он отвечает за тот товар, который вам предоставил.

Антон Алфимов: Насколько он за него отвечает? Когда я из салона увозил подержанную машину, мне сказали: "Ну, покатайтесь две недели. Если что-то найдете – привозите".

Олег Мосеев: Вас обманули.

Антон Алфимов: Да?

Олег Мосеев: Да. Потому что если вы… В России один из самых жестких законов "О защите прав потребителей" в мире. К сожалению, этим пользуются мошенники с другой стороны, которые эксплуатируют автомобиль достаточно длительное время, а потом с помощью мошеннических схем возвращают его назад – и получают 100% денег, еще штрафы, пени и так далее. Но это отдельная тема.

То есть, если юридическое лицо вам продало автомобиль, а вы потом выяснили, что этот автомобиль не соответствует тому, что вам заявили… Ну, например, вам не рассказали об аварии, которая была с этим автомобилем, а потом вы выяснили, что автомобиль был в аварии. То есть вы можете вернуть…

Антон Алфимов: А там все довольно хитро. Никто же вам не скажет. Они говорят: "Мы не знаем, был ли он в аварии или нет. Мы знаем то, что на этом автомобиле шесть замененных деталей. А почему их меняли – кто его знает?"

Олег Мосеев: Нет, если вам сообщили, что на этом автомобиле шесть замененных деталей, то вы уже делаете вывод, был автомобиль в аварии или нет. Ну, если шесть замененных деталей, то понятно, что их не просто так меняли.

Ольга Арсланова: Ну, может быть, для красоты. Кто знает?

Олег Мосеев: Ну, по крайней мере, вам сообщили. А если вам не сообщили, что там замененные детали, что кузов весь покрашен, а вы потом выясняете это и доказываете, что в момент вашей эксплуатации аварии не было (а это, в принципе, не самое сложное), то вы приходите назад, предъявляете этот автомобиль и говорите: "Верните мне деньги. Спасибо большое".

Ольга Арсланова: И это касается любого салона, любой организации?

Олег Мосеев: Это касается любой организации, да. Просто на рынке есть официальные дилеры, которые продают не только новые, но и автомобили с пробегом. Есть специализированные компании, которые занимаются только автомобилями с пробегом, которые тоже можно отнести к надежным продавцам. Есть совершенно непонятные юридические лица, которые исчезают, а на их месте появляется тут же другое. И есть частные перекупы. Ну и есть сделки, когда частник продает частнику.

Вот когда частник продает частнику, закон "О защите прав потребителей" не работает, поэтому вы то, что купили – тут уже сами виноваты, если вдруг что-то обнаружили. Если вы купили у ненадежного продавца – соответственно, тоже. Вы придете, и, скорее всего, там уже будет другое юридическое лицо. Те же лица, те же люди работают, но юридическое лицо другое, и вам претензии предъявить некому. Первым двум категориям вы можете предъявлять претензии. Ну, эти сделки более надежные, чем с другими участниками рынка.

Поэтому, собственно говоря, доля, например, официальных дилеров, которых я представляю, за последние три года выросла в два раза на рынке. Да, она еще не такая большая, как на развитых рынках, где 30–35% автомобилей продается официальными дилерами от всего объема рынка, она пока 11%, но еще три года назад она была меньше 6%.

Потому что люди хотят получить уверенность в том, что они покупают товар, который определенной характеристике соответствует. Да, я понимаю, что там где-то скол, но мне об этом рассказали. Тут заменено крыло, и мне об этом рассказали. И я сам выбрал этот автомобиль. Ну, дешевый сыр бывает только в мышеловке. Если хотите дешево, то можно рискнуть. Можно, в принципе, и купить хороший автомобиль, но можно…

Антон Алфимов: Но можно и не купить.

Олег Мосеев: Вот как с Hyundai, который показывали. Выехать, отъехать 500 метров – и все, и пользоваться, как кладовкой.

Ольга Арсланова: Дорогая кладовка.

Антон Алфимов: Но, в принципе, его можно было вернуть в салон?

Олег Мосеев: Да, абсолютно точно. Если это была сделка с юридическим лицом, то объяснение: "Это не наш автомобиль, а мы вам просто тут чего-то как-то…"

Антон Алфимов: Понятно. Звонок у нас есть. Город Москва, на линии Денис. Слушаем вас. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Хочу вам рассказать историю вкратце. Семь лет назад я купил автомобиль… Можно марки называть?

Ольга Арсланова: Да, конечно.

Антон Алфимов: Можно.

Зритель: Автомобиль BMW в кузове Е39. Год выпуска – 1999-й. Лично я на этом автомобиле проездил 380 тысяч километров – при условии, что покупал его при пробеге уже 214 тысяч. То есть через семь лет после того, как я на нем отъездил, ни с коробкой, ни с мотором… Расходники, что-то по подвеске менял, кузов. Ну, почти 20 лет машине, сами понимаете. Кузов где-то подкрашивали, но ни сквозных коррозий, ничего не было абсолютно. Надежность автомобиля просто даже у меня сейчас вызывает…

Ольга Арсланова: Это повезло. Похвастались.

Антон Алфимов: А в чем здесь вопрос?

Зритель: Ну как повезло? Делали на самом деле раньше лучше, вот так. Знакомый у меня купил F10, тоже BMW, проездил 80 тысяч километров – сломался мотор. Дилер даже не отрицал, что это брак. Знакомый тоже недалеко (у меня просто много автомобилистов на работе) купил Volkswagen. До пробега 60 тысяч километров ему дважды уже меняли сцепление, и на пробеге 70 тысяч километров поменяли DSG. А DSG сейчас стоит, просто чтобы поменять, если машина не на гарантии, 100 тысяч рублей. И задаемся ли мы вопросом: как раньше делали и как делают сейчас? Сейчас делают, сами понимаете…

Антон Алфимов: Спасибо, Денис, город Москва.

Ольга Арсланова: Спасибо. Ну, это совершенно понятно, это такая маркетинговая модель – больше автомобилей с меньшим сроком годности. Назовем это так.

Олег Мосеев: К сожалению, это же у нас тенденция по всем опять же сегментам экономики, потому что в свое время глобальная экономическая модель превратилась в модель потребления. А потребление постоянно надо как-то стимулировать. Одними кредитами тут не простимулируешь, надо сменой модельных рядов, которые раньше менялись. Раньше модель менялась раз в семь лет, а сейчас в Китае, который бурно растет и который продает в месяц больше, чем мы в год, модели меняются раз в два года. Надо каким-то образом постоянно стимулировать людей покупать, покупать и покупать, потому что как только люди перестанут покупать, глобальная экономика просто схлопнется.

Антон Алфимов: Ну хорошо, а найти машину, которая прослужит вам лет пятнадцать, сейчас-то можно?

Олег Мосеев: Можно. Почему нет? Есть надежные машины, которые…

Антон Алфимов: С большими колесами, с большими рамами, укрепленные со всех сторон?

Ольга Арсланова: И с большими ценами.

Олег Мосеев: Да нет, совершенно необязательно это должен быть монстр на колесах. Чем проще автомобиль, тем он гарантированно дольше проездит. Почему такой успех, например, у Renault Duster? Потому что автомобиль достаточно простой с точки зрения конструктива. Ну, перед этим был Renault Logan. Вот Renault попала как раз в новую тенденцию потребительского спроса: купить недорогой автомобиль с хорошими эксплуатационными характеристиками, который можно просто ремонтировать, недорого. И посмотрите – там у них полумиллионные пробеги, а машина, в принципе, выглядит совершенно нормально и не требует какого-то глобального ремонта.

Ольга Арсланова: Мы продолжаем опрос наших зрителей: покупаете ли вы подержанные автомобили? Голосуйте. Можно выбрать либо "да", либо "нет". Присылайте SMS на короткий номер. Пишите "ОТР", пробел и дальше одно слово – "да" или "нет". И естественно, сообщения и звонки.

"Почему в России нет утиля автомобилей, как принято во всем мире?" – интересуется наш зритель. У нас была какая-то программа?

Олег Мосеев: Нет, она и сейчас есть, но она уже на исходе.

Ольга Арсланова: Продолжается, но скоро закончится.

Олег Мосеев: Когда эта программа государством запускалась, то она распространялась и на утилизацию, и на trade-in. Из 100% сделок было 85%, связанных с утилизацией. А сейчас 15% только утилизация, а все остальное – trade-in. То есть основной парк машин, которые хотели утилизировать, уже выбрали. Нет, у нас есть утилизация. Тем более что у нас, если взять возраст парка, он выше, чем в Европе. У нас средний возраст парка на самом деле – 12 лет. Можете себе представить, если "средняя температура" – 12 лет, то сколько у нас 20-летних автомобилей ездит.

Поэтому эта проблема есть, государство ей озаботилось. Но та программа господдержки этой темы, которая была, она себя исчерпала, потому что дальше люди не готовы, точнее – не имеют возможности. То есть они продолжают эксплуатировать автомобиль, потому что не имеют возможности даже поменять с государственной поддержкой на новый. Здесь все-таки должны вырасти доходы населения для того, чтобы как-то сдвинуть эту историю.

Антон Алфимов: Еще один звонок. Московская область, Игорь. Слушаем вас.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Алло. Здравствуйте. Меня слышано, да?

Антон Алфимов: Прекрасно.

Зритель: У меня такой вопрос. Я, в принципе, не могу покупать машины подержанные. Ну, не знаю, у меня такая политика, что не могу на подержанных ездить. И ситуация уже несколько раз была, распространена – машины 2015 года распродают, потому что не продлен контракт с этой фирмой, машина которой мне нравится, и нет 2016 года.

Ольга Арсланова: Не являются ли он подержанными, боитесь вы? Нет?

Зритель: Нет. Ну, подержанные однозначно, потому что в автосалоне у меня друзья сейчас хотели купить такую же машину, как у меня. Им говорят, что машина новая. Приезжают, а машины везде подержанные. И они уехали, короче, не взяли. Но меня другой вопрос интересует. Мне в салоне сказали, что машина 2015 года. Цена сейчас – миллион, как в 2016 году. Почему она не теряет в цене, когда она стоит больше года у них в салоне? Вот какой вопрос меня не интересует. И это не первый раз. Я и три года назад с таким же сталкивался.

Ольга Арсланова: Понятно. То есть машина не подержанная, но такая, уже постоявшая слегка.

Олег Мосеев: Здесь надо, во-первых, производителям вопросы задавать, потому что цены диктуют производители. Но если взять в целом историю, то, конечно, есть истории, когда продаются машины предыдущих годов по разным причинам – то ли производитель ошибся с планом производства и в прошлом году произвел столько машин, что не смогли просто продать. Обычно все-таки на такие автомобили есть скидки от производителя, которые транслируют дилеры. Если скидок нет, то это может объясняться только одним: таких машин больше нет, и смысла производителю сбрасывать цену нет.

При этом надо понимать, что эти машины не год и не полтора стояли у дилера. Они могли приехать к дилеру неделю назад всего, а до этого находиться на центральном складе производителя. Если бы машина стояла у дилера, то дилер абсолютно точно уже, на нашем жаргоне, "слил" бы автомобиль, потому что замораживать деньги в складах на год при средней оборачиваемости автомобиля в месяц нет никакого смысла.

Антон Алфимов: Понятно. Еще звонок. Чувашия, Олег. Здравствуйте. Слушаем вас. Олег, вы с нами?

Зритель: У меня вопрос такой. Я купил "Газель-Бизнес" два года назад…

Антон Алфимов: Что купили?

Зритель: Разобрали двигатель. Оказывается, причина какая? Прямо с завода поршневые группы оказались разные.

Антон Алфимов: Вы поняли модель?

Ольга Арсланова: "Газель"? А "Газель" какая?

Антон Алфимов: Олег, еще раз скажите, какую машину вы купили.

Зритель: "Газель-Бизнес", а двигатель…

Антон Алфимов: И что у нее там не так?

Зритель: Поршневые группы разные.

Ольга Арсланова: Кто-кто разные?

Олег Мосеев: Поршневые группы разные. Ну, здесь надо обращаться к дилеру. Соответственно, дилер урегулирует этот вопрос с производителем. Соответственно, скорее всего, будет замена двигателя. Здесь просто надо знать свои права и не бояться идти. То есть производитель тоже не будет… Если это была какая-то реальная проблема на производстве, то производитель, скорее всего, пойдет навстречу и заменит.

Антон Алфимов: А как вы относитесь к онлайн-аукционам, которые сейчас набирают популярность? В общем, люди, которые продавали там свои автомобили, довольны ценами, которые предлагают за их машины.

Олег Мосеев: Как можно относиться к тому, что становится фактом в нашей жизни?

Ольга Арсланова: По-разному.

Антон Алфимов: Насколько можно доверять? Может быть, чего-то мы еще недопоняли про них?

Олег Мосеев: Да нет, здесь же мы не придумываем никакой велосипед, онлайн-аукционы существуют во всем мире. И понятное дело, что это еще один канал по реализации автомобилей, когда человек сам не хочет продавать, не хочет идти к дилеру с trade-in или в специализированную компанию продавать свой автомобиль. Вот у него есть еще один канал продажи.

С развитием этого канала есть глобальная проблема, связанная с налогами, с НДС, потому что у нас в стране, к сожалению, государство почему-то с таких автомобилей хочет дважды НДС взять: первично, когда был продан новый автомобиль, а потом его обложить НДС второй раз еще, когда он продается как автомобиль с пробегом. Мы пытаемся доказать государству, что это неправильно. Пока нас не очень слышат, но надеюсь, что все-таки услышат, потому что, в принципе, есть страны, где до 30% автомобилей меняют своих владельцев как раз через аукционы. Но сейчас эта история тормозится именно этим двойным НДС.

Ну и плюс вообще цивилизованный рынок автомобилей с пробегом очень сильно тормозится отсутствием достоверной информации по истории автомобиля. Это самая большая проблема, которая есть в стране на этом рынке, потому что вы не можете на сегодняшний день быть уверенным на сто процентов, что по вашему автомобилю, который вы рассматриваете как предмет покупки, есть достоверная история. Существует огромное количество всевозможных баз, где можно проверить "юридическую чистоту" автомобиля, в залоге ли он или не в залоге. Но, к сожалению, на сегодняшний момент ни одна такая база не является полной и с федеральным охватом.

В настоящий момент два проекта на рынке существуют. Поскольку спасение утопающих – дело рук самих утопающих, один из этих проектов как раз мы организовали, сейчас он запущен. Понятно, что должно время пройти для наполнения информацией, но мы рассчитываем, что в течение трех лет мы дойдем до стадии, когда уже будет полное федеральное покрытие – что достаточно быстро, потому что американцы прошли этот путь за 15 лет в свое время.

Антон Алфимов: Ну, мы уже по готовому пойдем.

Олег Мосеев: Да, мы просто воспользовались опытом Америки, Англии, Германии. И тогда можно будет четко быть уверенным, что у автомобиля не скручен пробег, потому что будут фиксироваться пробеги при каждом контакте с любым профессиональным игроком на этом рынке, будь то сервисный центр, страховая компания, ГАИ. То есть в любом случае информация будет понятна.

Плюс там будет информация по залогам. Потому что сейчас даже базы, которые существуют… Можно для интереса ввести там, если у вас есть кредитный автомобиль. И я вас уверяю, что в 50% случаев вам выдаст, что у вас автомобиль не в залоге и не кредитный, потому что там есть проблема с консолидацией информации как раз по залогам. Существует множество кредитных бюро. Разные банки в разные кредитные бюро предоставляют информацию, но эта информация не консолидируется в одном месте. Плюс банки с задержкой предоставляют информацию.

В общем, там есть куча проблем. Но надеюсь, что все-таки мы эту проблему решим, потому что мы как продавцы, которые гарантированно отвечаем за товары, берем эти риски сейчас на себя. Понятно, что мы проверяем, мы вынуждены проверять во многих базах, то есть это дополнительные издержки. И все равно при этом не всегда можем быть уверенными, что автомобиль, например, не находится в залоге или он не арестован по семейному спору. Но у нас в этом смысле есть некий плюс, потому что если вдруг выяснится, что автомобиль был в залоге, то потребитель придет к нам… У него этот автомобиль, скорее всего, отнимут, но он придет к нам, и мы ему вернем деньги. А для нас это расходы.

Ольга Арсланова: По крайней мере, есть куда обратиться.

Олег Мосеев: Это еще один фактор, почему наша доля растет. Из года в год она по 2% на рынке прибавляется.

Ольга Арсланова: Спасибо. У нас время заканчивается.

Антон Алфимов: Жаль.

Ольга Арсланова: Пора подвести итог нашего голосования. "Покупаете ли вы подержанные автомобили?" – спрашивали мы у зрителей. "Да" – ответили 56% проголосовавших. "Нет"– то есть за новые автомобили выступили – 44%. Спасибо всем, кто принимал участие. А у нас в гостях был Олег Мосеев, президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры". Спасибо.

Антон Алфимов: Спасибо. До свидания.

Олег Мосеев: Спасибо и вам. Счастливо!