Иван Князев: Я вот не услышал, один родитель хоть бы сказал, своим примером показывая, что и как делать? Ну может быть не у всех это получается. Тамара Шорникова: Есть, есть, есть. Давай прямо одну фотографию… как раз сейчас была. Вот, Удмуртия: «Мы все с дочкой делаем вместе – готовим обед, фотографируемся». Ну тоже какой-никакой пример. Иван Князев: Вот, да, эта фотография. Ну а почему бы и нет? Я считаю, что это один из самых правильных способов. Ольга Аникеева у нас на связи, доцент факультета социальной работы РГСУ. Ольга Александровна, здравствуйте. Ольга Аникеева: Добрый день. Иван Князев: Ольга Александровна, вот понимаете, времена меняются, и подходы меняются. И сегодня вот (почему у нас уже и мнения разделяются), не очень понятно, вот кто в этом процессе какую роль должен играть. Как вы считаете, от чего это зависит и как это менялось на протяжении, вот не знаю, там разных периодов? Ольга Аникеева: Ну давайте с точки зрения теории: есть три разных процесса и три разных понятия – образование, воспитание и развитие. За образование безусловно отвечает школа, хотя родители тоже вносят свой вклад. А воспитание и развитие – это совместные усилия, только совместные усилиями. Естественно, то, что заложено в семье, если основы заложены негативные, то школа не всегда может переломить, поэтому начинается все с семьи. А дальше все должно быть в сотрудничестве. Я думаю, что с этим трудно поспорить, но тут вопрос даже не в этом, а в том, как именно должна школа взаимодействовать с семьей, как именно будут строиться эти связи. Понимаете, учитель должен пойти и прийти, и проверить. Понимаете, само вот понятие «прийти и проверить» сразу же напрягает. Учитель должен устанавливать связи с семьей. И, наверное, для этого должна быть профессиональная основа в каждой школе, должен быть психолог, который наблюдает за состоянием детей, социальный педагог, который организует работу по воспитанию, специалист по социальной работе, который отвечает за внешние связи с семьей, с общественными организациями, с какими-то другими институтами. Только на профессиональной основе. Забота очень сложная. Здесь нельзя как-то однозначно отвечать. Тамара Шорникова: Мне кажется, что сейчас все, что касается взаимодействия с семьей, это либо приходят, когда ну что называется там плохой пример и тревожный, когда там семья неблагополучная и так далее. Либо чтобы дать какую-то помощь в виде субсидий или еще чего-то. Вот тот самый интерес к самой семье, он сейчас как-то культивируется? Просто интересно, чем живет семья? Ольга Аникеева: Да, в негативной ситуации – негативный интерес. Это сразу как бы окрашивает отношения уже в какие-то другие тона. Сразу возникает контроль, проверка, значит, возможности наказаний или помощи, при чем помощи, в основном, материальной. Это совершенно не тот контекст. Контакт должен быть с каждой семьей, по каждому ребенку очень индивидуально. Когда у нас говорят про инклюзивное образование, имеют в виду в основном детей с ограничением возможностей здоровья, с инвалидностью. Инклюзивное образование – это индивидуализация образования, она касается абсолютно каждого ребенка. Вы знаете, мне недавно пришлось слушать разговоры мам, дети которых ходят в специализированную школу – высокоодаренные дети. И они говорят о том, что дети в 6 утра просыпаются, ложатся спать в 12, они целый день занимаются с репетитором, они постоянно работают значит там занимаются какими-то уроками, вообще больше ничего не видят. Это другая крайность, но это тоже очень тревожный знак. Кстати говоря, специалисты считают, что примерно 3% своего бюджета высоко зарабатывающие сотрудники тратят на медицину из-за того, что у них высочайшие стрессы. Вы понимаете, это тоже ненормальность нашего… нашей жизни. И она теперь затрагивает и школу тоже. Это другая крайность, но она тоже требует внимания. Иван Князев: Ольга Александровна, смотрите, какая интересная SMS из Мордовии: «Телевидение, кино и интернет играют огромную роль». Какие родители? Какая школа? У наших детей кумиры там Ольга Бузова, там Даня Милохин и другие все эти замечательные персонажи. И они для них – гораздо больший авторитет, чем все учителя и родители вместе взятые. И вот как в этот процесс вклиниться, очень непонятно. Ольга Аникеева: Это правда. Это правда, хотя вклиниться на самом деле не так уж и сложно. Потому что, когда показывают очень успешную Ольгу Бузову, ну очень хорошо, она успешна. Но вряд ли по этому поводу у кого-то какие-то негативные возникают сомнения. Почему нет картин успешных учителей, успешных, знаете ли, телеведущих, успешных инженеров? Почему нет ни фильмов, ни передач, ни рассказов, ничего? Единственный вариант успеха – это шоу-бизнес, все! На этом кончается пример. Конечно, хочется быть успешным, кто же будет винить наших детей за это? Ну дайте какие-то другие примеры. Иван Князев: И вот над этим нашему обществу нужно будет подумать. Спасибо. Ольга Аникеева, доцент факультета социальной работы РГСУ была с нами на связи. Тамара Шорникова: Дайте другие примеры! А дайте, пожалуйста, на экран прямо сейчас… просто подборка фотографий, что такое воспитание. Как раз, мне кажется, вот как раз то самое, что своим примером. Иван Князев: Да. Вот как надо любить животных, красить детскую площадку. Тамара Шорникова: Убираться дома! Иван Князев: Убираться дома, заниматься какими-то интересными хобби, готовить, ну и со своими бабушками и дедушками время проводить. Друзья, спасибо вам большое, что вы были с нами. Сейчас подведем итоги опроса «Кто должен воспитывать детей?». Семья – 85%, школа – 15%. Вот так вот разделились мнения. Тамара Шорникова: Да, спасибо, что высказывали свое мнение в эфире, были с нами. Иван Князев. Иван Князев: Тамара Шорникова. До встречи.