Петр Кузнецов: С нами сейчас на связи Ольга Рыкалина, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г.В. Плеханова. Здравствуйте. Ольга Рыкалина: Здравствуйте. Мария Карпова: Ольга Владимировна, скажите, ну уловки маркетологов явно становятся хитрее , но ведь и потребитель тоже не отстает. Или нам так только кажется, и маркетологи продолжают нас дурить в любом случае, и мы об этом даже не подозреваем? Ольга Рыкалина: Можно я начну с того, что я все-таки заступлюсь за маркетологов? Мария Карпова: Хорошо. Петр Кузнецов: Да, конечно! Мы так и думали. Ольга Рыкалина: Ну это логично, да? Я маркетолог, я заступаюсь за маркетологов. Нужно понимать, что все-таки для маркетинга главное – это клиент, и основная задача – это удовлетворять потребность этого потребителя. И я думаю, вряд ли девушка, которой подарили луковицы голубых тюльпанов, которые не существуют в природе, хотела обмануться. Давайте мы не будем путать две вещи – обман и маркетологов. Вот правда, вот честное слово, маркетинг – это не про обман. Нужно понимать, что у каждого человека существуют какие-то ценности, потребительские ценности. У каждого эти ценности свои. И вот эта ценность – это очень штука сложная. Мы создаем ценности в определенном продукте, в определенном товаре, в определенной услуге, и, по сути, эти ценности – их три. То есть ценность функциональная, вот для чего нужен этот предмет, эмоциональная ценность и социальная ценность. И когда, например, говорят (вот у вас были предварительные такие рассказы про рекламу, люди смотрят и прочее), вот есть очень известная история, этой истории уже больше двухсот лет. Когда производитель какао, совершенно непопулярного продукта в тот момент, Ван-Гутен, договорился о том, что казнь, которая была как развлечение людей, собственно говоря, тот человек, которого казнили, крикнет в последнюю секунду, и он обеспечит его семью: «Пейте какао Карла Ван-Гутена!» Вы знаете, продажи очень увеличились. На самом деле очень много различного рода продуктов, где умное молоко, про которое вы сказали. Послушайте, но ведь это же тоже некая эмоциональная ценность, нам же хочется быть умнее, правда? Нам хочется казаться лучше. Слушайте, нам просто хочется. Вот эта эмоциональная составляющая – аргумент «хочется». Купил продукт, он тебе не подошел, в следующий раз не купишь. Петр Кузнецов: То есть все-таки хочется? Или здесь про… если мы говорим об аудитории, на которую рассчитан вот этот умный сок там, кубинский уголь для шашлыка еще, вот мы с него начали, за 2000 рублей – 4 килограмма. Или все-таки из любопытства? Ну куплю один раз… Ольга Рыкалина: Вы знаете, здесь очень зависит от суммы, от типов покупок, от доходов людей. Петр Кузнецов: Тоже верно. Ольга Рыкалина: Экологический супер-пупер-уголь, там я не знаю, какие-то дрова за баснословные деньги, которые со 100% КПД. И деревья эти – ни одно дерево при производстве не пострадало. Да, здесь такая, во-первых, серьезная эмоциональная ценность. Во-вторых, есть еще один момент, он называется эффект Веблена. Это вот зрители могут посмотреть, что это такое, это вот та история, в которой я достоин самого лучшего, в том числе самых лучших дров, самого лучшего угля. А самое лучшее оно всегда бывает самым дорогим. Темы, которые, например, модные, вот умное молоко – в том числе. Есть еще истории – безлактозное, безглютеновое и прочее. Например, процент людей, которые страдают непереносимостью глютена и лактозы – процент очень невелик, но люди склонны придумывать себе какие-то болезни. Это вот та самая эмоциональная составляющая, эмоциональная ценность. Послушайте, вот мне кажется, что, если все-таки пусть в каких-то мелочах, пусть в каких-то более крупных вещах никогда не руководствоваться эмоциональной составляющей «мне хочется», жизнь будет очень скучной. Мария Карпова: Вы сейчас подумаете, что я что-то имею против маркетологов. Поверьте, Ольга Владимировна, это не так. Но вот такой пример. Когда звезды рекламируют какой-то товар и рассказывают при этом, что они им пользуются, он им так помогает, они его так любят. Но ведь мы все понимаем, что это… ну это неправда. Они им не пользуются. Просто им заплатили деньги, и они об этом рассказывают. Разве это не обман? Ольга Рыкалина: Теперь я задумалась над этим вопросом, который вы задали. Вы знаете, здесь, конечно, нет, это не обман, здесь история немножечко другая. Это история… все-таки, если вы посмотрите внимательно рекламу, прямо слова, что лично я вот мою вот это, показывают там красивые волосы, красивую даму, достаточно медийную, все-таки, наверное, это такие законы рекламы, где существует то самое лицо, лицо какого-то бренда, лицо какого-то продукта. И вот это вот лицо оно должно соответствовать покупателям, то есть целевой аудитории, существующей или потенциальной, этого продукта, то есть где будет разделение ценностей вот этого медийного лица самого бренда. Вы знаете, на самом деле проводились исследования не так давно. Вы знаете, мы, между прочим, брендам предъявляем очень серьезные требования. Мы действительно, 83% людей считают, что бренды должны всегда обязательно прислушиваться к тому, что говорят им люди. Они должны вести так, как ведут себя люди. Мария Карпова: Хороший совет. Ольга Рыкалина: Поэтому сказать, что злые рекламисты вот это вот навязывают, мне кажется, знаете, это во многом в сегодняшнем сюжете это очень обоюдная история. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Мария Карпова: Спасибо большое, Ольга Владимировна. Ольга Рыкалина была с нами на связи, доцент кафедры маркетинга Университета им. Г.В. Плеханова. Петр Кузнецов: Давайте выясним, ведутся ли на уловки маркетологов наши телезрители. 9% – да, нет – 91. Мария Карпова: Всего?! Петр Кузнецов: Бдительные. Мария Карпова: Молодцы, бдительные. Петр Кузнецов: Изучают, просто так «умное» ничего не купят, потому что они умнее молока. Мария Карпова: Это не реклама, но завтра мы снова в эфире. Петр Кузнецов, Маша Карпова, «Отражение». Петр Кузнецов: Это тот случай, когда можно вестись на уловку, да. Оставайтесь с нами.