Ольга Санаева: Можно вообще запретить перевозку детей, потому что это опасно. И к чему мы тогда придем?

Гости
Ольга Санаева
вице-президент Российского Союза туриндустрии

Ольга Арсланова: Мы продолжаем, Ханты-Мансийском округе сегодня траур по погибшим в автокатастрофе Ханты-Мансийск – Тюмень. Жертвами аварии, как вы уже знаете из новостей, по последним данным стали 10 детей и двое взрослых. 22 человека по-прежнему в больнице, у них очень серьёзные травмы. Ну а водители грузовика и автобуса, а также организаторы перевозки уже задержаны. И российские депутаты, как это часто бывает в подобных случаях, предлагают что-то менять в законодательстве и ужесточить ответственность. Чью, и за что, и нужно ли это делать – это вот то, в чем мы будем сейчас разбираться.


Антон Алфимов:
Ну, для начала стоить напомнить, что вчера на трассе Р-404 столкнулись грузовик и автобус, сейчас, я надеюсь, мы увидим кадры с места происшествия. Автобус вез детей, который возвращались с соревнований по спортивной акробатике. Следователи считают, что оба водителя прямо перед столкновением нарушили правила дорожного движения. Что их вынудило, машина на встречной или непогода – пока непонятно. Медики не исключают, что число жертв трагедии может вырасти, некоторые пострадавшие находятся в критическом состоянии. Особое беспокойство вызывает состояние тренера. ПО словам Министра здравоохранения, травма 35-летней девушки несовместима с жизнью, и, тем не менее, врачи борются за её жизнь. К расследованию подключились федеральные чиновники – глава ГИБДД Виктор Нилов, глава СКР Александр Бастрыкин. Уголовное дело возбуждено сразу по двум статьям, отвечать за гибель детей придется, видимо, не только водителям, но и организатору этой поездки. Дорожные службы в свою очередь сняли с себя я какую-либо ответственность, они утверждают, что чистили снег на этом участке трассы всего за двадцать минут до ДТП. Местные чиновники сегодня утром, в экстренном порядке, как будто это поможет пострадавшим, утвердили комплекс неких мер, который должен поспособствовать безопасности детских перевозок. Что это за меры: дополнительный инструктаж педагогов, техническое состояние и возраст автобусов, профессиональные характеристики водителей. Т.е. все те меры, которые и так принимают после любого крупного ДТП. На сопровождение детских автобус машинами ГИБДД чиновники так и не решились. Сделают ли власти какие-то выводы из этой аварии, будут ли приняты хоть какие-либо действенные меры,  эти вопросы мы зададим Ольге Санаевой, руководителю регионального совета Российского союза Туриндустрии. Сегодня у нас в студии. Здравствуйте. Прошу вас, проходите, занимайте свое место.

Ольга Санаева:
Здравствуйте.

Антон Алфимов: Итак, как вам кажется, в нашей стране, в российском законодательстве не достаточно ли мер, которые призваны обеспечить безопасность перевозок? Не только детских, но и в принципе. Мне кажется, за последние годы столько всего напринимали, что, казалось бы, куда дальше. И всё равно такие аварии происходят.

Ольга Санаева: Ну, во-первых, прежде всего соболезнования Ханты-Мансийску, да, чудовищная авария. А вот то, что касается избыточности или недостаточности, скажу, что всё это и избыточно и недостаточно, жаль, если опять в спешном режиме будут приниматься какие-то ещё большие ужесточения там, где, может быть, их и не надо принимать. И опять будет некий недогляд за тем, в чем надо изменить.

Ольга Арсланова:
Ну, вот про недогляд важнее, наверное, проговорить. Как вам кажется, чего-то не хватало для того, чтобы этой аварии не произошло.

Ольга Санаева: Ну, во-первых, вы знаете, от узких дорог, неосвещённых, от плохой погоды, неочищенных трасс, вы знаете, здесь ничто не спасет. Да, может быть, водительских каких-то качеств. Всё, что угодно мы напишем в законодательстве, но на дороге водитель уже один на один с ситуацией. Другое дело, что если мы, например, возьмем норму о возрасте автобуса, никак она не добавляет безопасности. Автобус должен быть технически исправен. Он может быть технически неисправен, если ему и пять лет. И может быть технически исправен, если ему и 12 лет. Это то, нас чем мы настаиваем. То, о чем мы говорим, вот эту норму, хотелось бы, чтобы она не ужесточалась, иначе просто не хватит автобусов, на которых перевозить детей. Потом вот вы сейчас сказали, что организаторы… Но, насколько я знаю, я связывалась уже с Ханты-Мансийском, автобус был рейсовый. В том случае, если автобус рейсовый, никаких уведомлений в ГИБДД подавать не надо, и в этом случае организаторы, они покупают билеты того рейсового автобуса, который функционирует на этом маршруте, и следовательно все вопросы безопасности по организации этого маршрута несет на себе транспортная фирма.

Антон Алфимов: За что ж тогда организатора арестовали?

Ольга Арсланова: Рейсовый или не рейсовый – в этом автобусе ехали дети. Насколько я понимаю, что с детскими перевозками, особенно если там два или три автобуса, уведомление ГИБДД обязательно.

Ольга Санаева: Нет.

Ольга Арсланова: И водитель. ПО крайней мере, вот то, что он уже успел сообщить нашим коллегам журналистам, он говорил о том, что организаторам-то намекал, что неплохо бы позвонить, потому что страшно: погода плохая, дети, большая ответственность, и якобы ему ответили, что "у нас нет на это денег". Решили сэкономить.

Ольга Санаева: Нет, а при чем здесь деньги. Там деньги никакие не нужны, для того чтобы подать правильно письмо уведомительное в ГИБДД. Здесь никаких денег не надо.

Антон Алфимов: А что оно дает?

Ольга Арсланова: Чтобы обеспечить конвой…  какое-то сопровождение?

Антон Алфимов: Нет, а у нас дают ли какое-то сопровождение при перевозках?

Ольга Санаева: Вот смотрите, по сегодняшним правилам. Ещё раз подчеркиваю, если мы покупаем рейсовые билеты, то мы покупаем эти билеты у перевозчика. И он уже должен озаботиться: погода или непогода, можно ли ехать/нельзя ехать, с какой скоростью необходимо ехать, если выпускается…

Ольга Арсланова: Почему тогда получается, что для детской команды покупаются рейсовые билеты и организуется такая перевозка, которая вероятно менее безопасна, чем…

Ольга Санаева: Совершенно верно. Что, скорее всего, для данной, вот такого типа перевозки, лучше было бы, если бы был нанят отдельный автобус, это называется… Но здесь не всегда знаете, что лучше, что хуже, это надо по месту смотреть. Но вот в том случае, если нанимается автобус специально для этой перевозки, т.е. осуществляется некая перевозка по заказу, вот в этом случае мы уведомляем ГИБДД, а уже ГИБДД, в свою очередь, на основании этого уведомления решает: сопровождать группы или нет. Сейчас вот  только что закончился проект "Моя Россия". Так вот Московская область у нас сопровождала абсолютно все группы тех восьми тысяч детей, которые перемещались.

Антон Алфимов: Ну, Московская область может себе позволять, наверное.

Ольга Санаева: Нет, подождите. А здесь шел рейсовый автобус. Я думаю, что местные ГИБДД и не получали такого уведомления. И не должны были получать, потому что по ныне действующему законодательству, если это рейсовый автобус, то он должен быть технически исправен и выходить на маршрут в случае, если этот маршрут безопасен для перевозки, неважно кого - детей или взрослых.

Антон Алфимов: Ну, понятно. Хорошо, уведомление ГИББД. Что оно дает? Вы сказали, что это на усмотрение автоинспекторов. Т.е. могут дать сопровождение, могут не дать. Это как-то регулируется?

Ольга Санаева: Конечно, они здесь более квалифицированные люди, им виднее, какая это дорога, какая погода может быть в это время. Это уже их вотчина: давать сопровождение – не давать сопровождение.

Антон Алфимов: Т.е. они берут ответственность на себя?

Ольга Санаева: В этом случае, получая уведомление, они берут ответственность на себя. Иногда не выпускают автобусы, с чем мы иногда бываем несогласны по ряду причин, да, может быть, машин не хватает сопровождения или ещё что-то.  Но это уже как бы другая ипостась.

Ольга Арсланова: Но, Ольга, вам не кажется странным, что на такой сложной трассе (- все же понимали, да, по какой дороге поедут), в такую непредсказуемую погоду выбирается именно такой тип перевозок?

Ольга Санаева: Конечно. Я ж вам поэтому и говорю, что здесь нас никто не убережет. Никакое законодательство. Один на один с дорогой водитель. Вот законодательство сегодня такое, что если это организованная группа детей, нанимается автобус, это одно законодательство. А если покупаются билеты на рейсовый автобус, то это другое законодательство.

Ольга Арсланова: Так может запретить тогда использовать в некоторых случаях рейсовые автобусы?

Ольга Санаева: Вы знаете, сейчас придем к тому, что лучше бы вообще запретить перевозку детей, потому что это опасно. Ну и к чему мы придем?

Антон Алфимов: Будут сами ездить, да.

Ольга Санаева: Понимаете, здесь же всегда весы. В детском туризме, вообще в туризме, безопасность превыше всего. В детском туризме, это не знаю, в какой-то степени должно быть в первую очередь безопасность. Если что-то небезопасно, действительно лучше не проводить.

Ольга Арсланова: Нет, ну я просто пытаюсь понять, почему был выбран именно этот способ.

Антон Алфимов: Наверное, вопрос к организаторам.

Ольга Санаева: А вот смотрите опять к тому, что если это организованная перевозка…

Ольга Арсланова: Т.е. это дешевле, это легче, что?

Ольга Санаева: Это не дешевле. Но сегодня нужно столько документов подложить под это. И мы здесь тоже говорим о том, что давайте разграничим, например, внутригородскую перевозку детскую, когда детей нужно просто от школы до музея внутри города – это одна степень опасности, правда? А когда дети на автобусе выводят в межгородское сообщение, в межрегиональное сообщение, это уже другая степень опасности. Но сегодня у нас и для такой перевозки, и для такой перевозки мы должны одинаково объемный пакет документов подготовить. Его нужно подготовить и не всегда, может быть, я… я не знаю, чем это было обусловлено, я не хочу сейчас говорить за них. Но законодательство позволяет организаторам перевозки садиться в рейсовый автобус. Это правда.

Антон Алфимов: Ну, и сейчас наверняка никто и не докажет, что были организаторы. Просто какая-то группа детей с билетами села на рейсовый автобус и всё.

Ольга Санаева: Ну, так если это рейсовый автобус, то, конечно, они получили билеты и сели на рейсовый автобус.

Антон Алфимов: Но, тем не менее, кто-то из этой команды, которая организовала изначально все эти переезды, кто-то из них задержан.

Ольга Санаева:
Так я вам и говорю, что всегда, конечно, со здравым смыслом надо, и главное, что нужно то, кто является организатором детской перевозки, или детского туризма вообще, или просто перевозки, вы знаете, это где-то внутри должна быть безопасность понимание безопасности и степени ответственности за то, что ты берешься делать.

Ольга Арсланова: Нам пишут зрители:

- В Нижнем Новгороде разбился микроавтобус с детьми каратистами, которые ехали из Казани в Москву, водитель за рулем уснул, водитель жив, есть погибшие, нарушений было много, воз и ныне там.

Хотя да, действительно говорили много. И вот смотрите:

- Правила перевозки жесткие, очень дорогие, мой сын занимается карате, и группой мы выезжать не можем, очень дорого, проще ездить на своих машинах.

Вы тоже упомянули этот момент бюрократический. Сложно организовать. Что требуется в таком случае, сейчас уже с тем законами, которые сейчас действуют, для организации такой перевозки?

Ольга Санаева: Ну, вот смотрите, мы должны подать ряд документов. В принципе они все выполнимы, единственное если с первого января выйдет эта норма о десятилетних автобусах, то они просто в разы - в разы увеличится стоимость.  И тогда ещё тем более дети никуда не поедут. Набор документов он в принципе возможен, да, но нужно заранее знать марку автомобиля, номер автобуса, кто водитель, его права, кто организатор, прописать всю программу, проложить маршрут движения и так далее, и так далее. Тот, кто постоянно это делает, как бы мы всё понимаем, как это делать. Там определённые есть какие-то нюансы, за которые мы боремся, чтобы были послабления. Потому что, например, вот смотрите:  штраф. Если я списки в уведомлении подам… Вот, например, у меня завтра едет автобус, а список будет датирован сегодняшним числом, ну, вот я ошиблась в дате. Штраф будет 1340 тысяч рублей. Когда у меня сотрудник ГИБДД, например, возьмет эти документы. 

Антон Алфимов: Класс.

Ольга Санаева:
И мы говорим, что это избыточная мера, не надо так. А вот, например, много лет мы говорим о том, что надо обязательно сделать инструктаж при выходе автобуса, всё равно с детьми или взрослыми, в межрегиональном направлении. Что у нас любой турист или пассажир должен знать, где находится аптечка, где находится огнетушитель, лишний раз надо проверить  пристегнуты ли – всё, что в самолете мы привыкли. Я не знаю, кого спасло это в самолете, но убеждена что в автобусе, когда он уходит в какие-то загородные маршруты, обязательно надо делать. Казалось бы, такая вот ерунда, но из нашего профессионального опыта, у нас были случаи, когда это спасало. Спасало жизнь, спасало здоровье. Потому что очень часто знает первыми из строя-то выходит экипаж, тот, кто впереди сидит. И знание пассажиров как быстро эвакуироваться из автобуса, потому что бывает так, что автобус перевернулся, и нужно это быстро сделать. Где эти молоточки, какое окно нужно разбить.

Антон Алфимов: Молоточки-то спрятаны, чтобы стёкла не побили, как правило.

Ольга Санаева: Ну, нет, ну, нет. 

Антон Алфимов: А вот смотрите, ещё предлагается такая норма: водитель не должен иметь каких-либо административных взысканий за последний год. Вот в данном случае, как раз у водителя был стаж 22 года, но при этом у него было семь штрафов. По мне, это не очень много.

Ольга Арсланова: Ну, там небольшое превышение скорости за последний год и непристёгнутый ремень. Два нарушения за год.

Ольга Санаева: Знаете, я боюсь, что если пойдем в эту сторону. В мире-то всё давно придумано.

Антон Алфимов: У нас останутся водители, которые смогут возить? Нет?

Ольга Санаева:  Боюсь, что… в мире всё давно придумано, и мне думается, это правильно, что превыше всего, когда мы говорим о водителе, помимо вот этих каких-то данных, всё-таки нормы режима труда и отдыха. Выполненная водителем норма режима труда и отдыха. Вот как только мы пересекаем границу российской федерация, мы… Вот это правило, у нас любой сопровождающий, который возит туристов за границей, знает чуть ли не наизусть, да. Сколько должен работать, когда мы должны встать, сколько должен быть перерыв между тем и тем. Вот соблюдение норм вот этих.

Антон Алфимов: Ну, слушайте, турецкие водители тоже сколько раз со своих гор срывались вместе с туристами по той же самой причине.

Ольга Санаева: Ну, да, но всё-таки, если это соблюдается. А потом понимаете, если мы это отдельно прописываем только для водителей детского автобуса, и не прописываем это для встречных водителей и фур, ну это тоже другая история. Жесткими правила должны быть всеобщие. У нас на дороге должны работать всё-таки законы, и прежде всего, законы безопасности. Это правда. Но они не должны быть избыточными, иначе мы либо вообще уйдем из этой перевозки, либо уйдем к тем перевозчикам… Понимаете, как получится, добросовестные уйдут с этого рынка, потому что понимают, что это нереально, а кто останется?

Ольга Арсланова: Давайте посмотрим на реакцию наших зрителей, пишет Валерий из Амурской области.

- Главное - это состояние наших дорог. Называемые трассы не соответствуют требованиям, вот с этого нужно в первую очередь начинать. И соответственно строго спрашивать собственника за качество дорог. В авиации при плохой погоде…

Ольга Санаева: Стоп. Вот давайте не путать. Собственник транспортного средства или собственник дороги?

Ольга Арсланова: Я так понимаю, что Валерий имеет в виду тех, кто эти дороги делал. Собственниками назвал некорректно.

Антон Алфимов: Компания, которая отвечает за участки дорог. Вот видите, в данном случае, по крайней мере, Росавтодор об этом говорит, что по данным системы ГЛОНАСС, некая машина на этом участке за 20 минут до аварии была и что-то там даже почистила.

Ольга Арсланова: Да, это вот, кстати, как ответ на реплику нашего зрителя, в авиации при плохой погоде все полеты отменяются, здесь должна срабатывать ГИБДД и закрывать движение автобусов на трассе. Ну, собственно, как мы понимаем, трасса без разметки, в сложных северных условиях.

Антон Алфимов: По одной полосе в каждую сторону.

Ольга Арсланова: И такой серьезный автомобиль, серьезный грузовик, который шел на встречу. Понятно, что сейчас эксперты будут разбираться. Но правомерны ли претензии, которые пока предъявляют водителю, что он не справился с ситуацией? Человеческий фактор сработал?

Ольга Санаева: Конечно, если мы с вами возьмем статистику, освещенные трассы, многополосные, с разделительной полосой, это одни аварии. А всего лишь двухполосные, где встречная на встречу друг другу и всё, без  разметки и так далее. Это, конечно, другая степень безопасности.

Антон Алфимов: Люди ещё умудряются друг друга обгонять.

Ольга Санаева: Да, но я знаю точно, что есть… И мы сами попадали в такие истории, когда мы с туристами стояли и по 10 часов, и по 8 часов, потому что сотрудники ГИБДД перекрывали трассы. Всегда пытались объяснить это туристам, потому что лучше так. Но доехать. И это нормально, и это существует, это бывает. Раз в данный момент не было условий для перекрытия трассы, ну, наверное, здесь какие-то иные причины, хотя ещё раз подчеркиваю, это неблагодарное дело, знаете, заранее говорить, что это, наверное, было так или так.

Антон Алфимов: У нас на связи город Сургут, Константин, слушаем вас.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Константин, г. Сургут: Здравствуйте.

Антон Алфимов:  Да, вы в эфире.

Константин, г. Сургут: Знаете, я хочу сказать, что по поводу сопровождения, я занимался, ездил в Ханты. По поводу сопровождения никаких проблем нет, у нас был один автобус, и была дана заявка, и нас сопровождал сначала до Нефтеюганского района, потом Нефтеюганск принимал, сопровождал до, скажем так, границ с Хантами. Принимали Ханты. И вот так вот в три этапа нас сопровождали летом даже. Это было летом, на сборы мы ездили. Никаких проблем не было. Мне кажется, что всё-таки организаторы не хотели заморачиваться, тратить время, вот. И пошли более легким путем. Я думаю, что и туда они уехали на рейсовом автобусе, раз они возвращались на рейсовом автобусе. Заказать автобус - тоже никаких проблем нет. Я думаю, что вот как родители у нас допустим в школах там. Деньги бы на автобус бы собрали на заказной, на нормальный.

Антон Алфимов:   Скажите, какие документы нужно подготовить, как долго их нужно собирать?

Константин, г. Сургут: Вы знаете, этим занималась у нас школа, Кедр (- у нас такая школа есть по сноуборду). Вот. И я думаю, что там кроме количества детей, ну списка детей, больше ничего не нужно, максимум следование. А там уже решает по связи ГИБДД передает нас просто по рациям, где мы идем, потому что дорога, я скажу вам, ну не то, что усилена, но патрулей стоит очень много. И в Нефтеюганске, и на Хантыйской дороге. Т.е. порядочно патрулей бывает. Проблем с сопровождением, я думаю, никаких нет, там порядка тысячи полторы километров, принять автобус и довести его до Хантов или обратно. Тем более что весь путь вот этот, сами Ханты не проделывают, они постоянно меняются с тем местом, куда они… Ну т.е. принимает Нефтеюганск, и обратно в Сургут и Сургут принимает обратно. Т.е. прямо до города в город, прям завозят, прям до места, где мы их садим и где их забираем. И ещё скажу: отвратительные дороги настолько, что, допустим, едет автобус широкий, ну автобус классический, и едет там большая машина ( - фура, грузовая машина),  то при разъезде ну порядка полутора метров всего остается между машинами, а  т.е. при таком раскладе в такую погоду, даже если будет небольшой снос или ещё что, среагировать – проблема. Водитель же не компьютер и не робот. Т.е. абсолютно очень узкие дороги, просто узкие. Летом ещё туда-сюда, а вот зимой - вообще никакие. Жмутся друг к другу все.

Антон Алфимов:  Константин, скажите, как вам кажется в российском законодательстве, достаточно ли правил прописано для этой сферы, и можем ли мы говорить о том, что вот эти меры, эти правила достаточны для безопасности этих перевозок?

Константин, г. Сургут: Я вам говорю, что мы ехали на одном автобусе ле-том! И нас сопровождали.

Ольга Арсланова: Да, а здесь зима, здесь погода плохая. Вот нам пишут: нужно отменять все поездки, по радио передают "воздержитесь, тем более с детьми". Спасибо, да, за звонок. Спасибо за вашу точку зрения. Правильно ли я понимаю, что при организации рейсовой поездки, а мы говорим, что это был рейсовый автобус, правила менее гибкие.

Ольга Санаева: Нет, не то, что менее гибкие. Если вы покупаете просто билет, ничего больше не надо. Не надо уведомлять, что это организовано. Я здесь согласна абсолютно со зрителем, что нужно было немножко заморочиться, и всё-таки отравить отдельным автобусом. Но пять же, я не берусь утверждать, почему так сделано. Но смотрите, если с первого января войдет норма "10 лет автобусу", то у нас очень многие школы вынуждены будут уйти в рейсовую перевозку. Потому что в рейсовой перевозке всё равно, сколько лет автобусу будет. Купили билет, и поехали. Ничего не нарушили. Никаких штрафов потом не заплатили.

Антон Алфимов:   А если этот автобус, не дай бог, опять попадет в ДТП, школа какую ответственность понесет?

Ольга Санаева: Если на рейсовом автобусе? Никакую.

Ольга Арсланова: Никакую. Несет организатор рейсовых перевозок. Давайте ещё раз проговорим, потому что зрители интересуются, откуда у нас информация. Нигде нет: в интернете, в СМИ информации о том, что это был рейсовый автобус, "не вводите людей в заблуждение". Я так понимаю, что это информация, которую вы получили из достоверных источников.

Ольга Санаева: Я являюсь руководителем рабочей группы по транспортному обеспечению коррекционного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ. Я сегодня утром с Ханты-Мансийском созванивалась, с органами Управления туризма в Ханты-Мансийске, задавала этот вопрос. Т.е. для там было важно три вопроса, и ответы на них. Вот первый вопрос у меня был – это был рейсовый автобус или это был автобус  по заказу, который был нанят специально для перевозки этой вот группы детей. Ответ был однозначный – это был рейсовый автобус.

Антон Алфимов:   А второй и третий вопросы?

Ольга Санаева: Ну, второй у меня был по возрасту. Тогда меня уже это не интересовало, потому что рейсовый,  всё равно, какой это автобус. И подавали ли уведомление. Но если это был рейсовый автобус, то второй и третий вопрос здесь уже неуместен.

Антон Алфимов:   Понятно. Ещё звонок, город Москва, Сергей, здравствуйте. Слушаем вас.

Сергей, г. Москва: Да, здравствуйте. Я вот не согласен с вашей гостьей, которая говорит, что если предвзято относиться к транспорту, то у нас не хватит на перевозку детей этого транспорта, который убивает наших детей. Я не цитирую, но, по крайней мере, вот эта последовательно мысль была ею высказана. Понимаете, все погодные условия, ну мы живем в такой стране, прописаны в правилах дорожного движения. Я сейчас объясню, к чему я клоню. Потому что я вот ездил и в Ярославль, там есть очень участки, от Москвы до Ярославля, протяженные с двухполосным движением вне погодных условий. Есть такая трасса убийственная Челябинск-Екатеринбург, где с наступлением зимы просто кладбище, несмотря на разделительный газон. Даже и не то, что автобусы и большегрузы встречаются, когда водитель засыпает за рулем, но и несутся неизвестно куда. Я вот ездил летом, когда случился пожар. И на расстоянии вытянутой руки, вы, наверное, помните, лет пять назад была там авария. Почему-то сообщили, что 16 автомобилей столкнулись друг с другом. Там и был пожар. На расстоянии вытянутой руки из-за тумана и пожара не было видно, но водители продолжали ехать, я насчитал ( - 20 минут шел) около сорока машин, которые были перевернуты, в лепешку разбивались, и раненые были, и тем более не было сотрудников полиции, которые, видимо, сейчас в Сургуте будут открещиваться, что заявка не была дана вовремя, и тем более у нас не хватает экипажей. Извините меня, это разовые поездки. Я сам водитель автобуса, и хочу сказать, что в советское время и на том же Урале остались ещё  правила, когда междугородние перевозки, особенно с детьми, как в Москве от МКАДа и дальше, осуществлялись только водителями первого класса. И это связано не с навыками, которые они там получают, к сожалению, сейчас это попустительство в пассажироперевозках. При перевозе в категории D кого попало. Это, прежде всего, дисциплинирует самого водителя. Я думаю, что детей, которых вел водитель, он и ночью был привлечен к работе, когда их доставлял в то место. Поэтому как… у меня тоже стаж больше 20 лет, но это совсем не говорит о том, что я эти 22 года ( - или 20 сколько там лет этот водитель) провел за баранкой автобуса. Тем более на междугородних перевозках. Я хочу вам сказать по собственному опыту, управляя другими машинами, что после четырёх часов монотонного труда между городом, когда особенно попадается редкий транспорт, водитель засыпает. Тем более после продолжительного, так сказать, коэффициента полезного участия, когда его напрягает начальство. И когда водитель с первым классом может отказаться, это в любом случае говорит, что как  и заказчик, не заказав сопровождения, они поступились своими принципами, поэтому полностью виноваты они, а не погодные условия.

Антон Алфимов:   Кто-кто, кого вы имеете в виду?

Сергей, г. Москва: Я говорю о заказчике, который дал интервью, что он сделал… Не заказчике, а владельце транспортного средства, водителе, и что он пошел навстречу заказчику, не заказав сопровождение.

Ольга Арсланова: Подождите, давайте ещё раз повторим, речь не шла о заказе сопровождения, потому что это был рейсовый автобус, для которого, как правильно мы говорили, это необязательно.

Сергей, г. Москва: Я вам хочу сказать, когда нас привлекали для перевозки детей, всегда заказывали, тем более в каникулярное время, вне зависимости  - колонная это или отдельная автобусная экскурсия, всегда заказывается патруль. Тем более эти метеоусловия были обозначены в новостях, что в Сибири идут снегопады, идут морозы. А представляете, если минус сорок, автобус заглохнет? И какая-нибудь, тем более не будет связи, что будет с этими детьми? Или авария, или они останутся отмороженными.

Ольга Арсланова: Спасибо, что вы нам позвонили. На самом деле очень важный момент, который сейчас мы проговорили. Т.е. по закону вроде бы всё нормально: имели право этого не делать, имели право не уведомлять, имели право ехать в такую погоду, имели право сажать детей на рейсовый автобус. Но по совокупности, да, получается, что не имели права. Потому что всегда лучше перестраховаться, зная, что такие ситуации на этой трассе, сколько было аварий.

Ольга Санаева: Так я поэтому и говорю, что здесь есть и избыточность и недостаточность. Я поэтому говорю, что одни требования написаны к автобусу, который движется по заказу, и другие требования – к рейсовому автобусу. Абсолютно согласна. Я же тоже про это говорю, что режим труда и отдыха водителя важен, и важно, чтобы это были одинаковые требования к любому виду транспорта. Я вот именно об этом. Абсолютно солидарна как раз-таки с нашим зрителем.

Антон Алфимов:   Ну а рецепт-то какой?

Ольга Арсланова: Обязать рейсовиков соблюдать эти же правила?

Антон Алфимов:  Т.е. понимаете, вот Сергей сейчас сказал, через 4 часа водитель начинает засыпать. Сколько водителей нужно брать с собой в рейс?

Ольга Санаева: Любая рейсовая перевозка – она также должна учитывать режим труда и отдыха водителей, какая разница кого мы везем? Хорошо, а завтра у нас сели с билетами папы, мамы, и половина детей получилась, половина взрослых. И что? Это не то же самое разве? Понимаете, вообще перевозка – ж/д, авиационная, автомобильная, морская, речная - должна быть априори безопасна для пассажира и для туриста.

Антон Алфимов:   Ну, рентабельность там ещё как-то, наверно, имеет значение.

Ольга Санаева:  Ну, безопасность превыше рентабельности всё равно.

Антон Алфимов:   Ну всё равно бесплатно-то возить никто не будет.

Ольга Санаева: Значит, будет дороже. Иногда лучше чуть дороже, но всё-таки чтобы это было в рамках безопасности. Мы-то как раз-таки руками и ногами за безопасность. Мы за то, чтобы не было какой-то бездумной безопасности, в результате которой теряется сама перевозка и суть.

Ольга Арсланова: Нам пишет Забайкальский край, Балийский район:

- У нас детей возит пьяный водитель на большой скорости. Постоянно у водителя нет… - если вам несложно, поконкретнее, пожалуйста, напишите, что за рейс, куда водит. Посмотрим, может быть, какой-то сюжет снимем, попробуем разобраться.

- Всё упирается в финансирование детского спорта, если бы у спортшколы был свой автобус, не было бы этой волокиты с заказом и сроками ( Приморье).

Ну, я так понимаю, что редкие спортшколы могут себе позволить собственный автобус. Там по пальцам пересчитать.

Ольга Санаева: Вот смотрите, что такое будет "один автобус у спортшколы". Вот у нас водитель, выходя в рейс, должен пройти медосмотр, автобус должен проходить осмотры. Уж если, вот когда нам говорят, в каждой школе, в каждой школе должен быть автобус. Автобус должен быть в хорошем надлежащем парке. И там должны быть все условия и для предрейсового осмотра, и для осмотра водителя. И тогда безопасность повышается. Если мы на коленке где-то будем по одному автобусу при школе иметь, который не связан с транспортной хорошей организацией, тоже хорошего в этом мало.

Ольга Арсланова: Напоминают наши зрители о том, что в советское время было неважно, какой автобус, рейсовый или свой, детей всегда сопровождала милиция, сейчас всем  наплевать. Почему действительно это было отменено?

Ольга Санаева: Да ничего не отменено. Любые поездки, особенно, когда идут колонной автобусы, колонна детей…

Ольга Арсланова: Рейсовые?

Ольга Санаева: Это другое понимание – рейсовый автобус. Вот смотрите, это также как, вот рейсовый автобус, который курсирует по городу. Мы с вами что, заранее знаем, сколько там будет детей, сколько будет взрослых? Мы что для каждого автобуса должны заказать перевозку? Я о другом говорю, возвращаясь, да, просто не хочу комментировать, не знаю, как было с организаторами. Конечно, если это целиком группа – лучше, чтобы это была организованная детская перевозка со всеми документами. Но, переходя в какие-то избыточные нормативы, мы будем подвигать людей к тому, чтобы они уходили в рейсовые, где ничего этого не надо. Я вот о чем говорю.

Антон Алфимов:   Ну а как вам кажется, чего теперь ждать?

Ольга Санаева: Ждать теперь ужесточения, теперь надо отменить всё, и опять у нас детский туризм будет сто процентов безопасен, потому что сто процентов невозможен к исполнению.

Антон Алфимов:   До следующей аварии, да? Он будет на сто процентов безопасен?

Ольга Санаева: Ну, до следующей аварии будет целиком виной. Потому что ну просто вот такими шагами – всё запрещать, не разбираться, не действительно менять законодательство с точки зрения безопасности, а просто запрещать. Ну… к чему придем?

Антон Алфимов:  Ну а какие-то послабления стоить ожидать вот в плане машиносопровождения? Вот опять же в Ханты-Мансийске, если я не ошибаюсь, депутаты, ну звучали, такие предложения. Что если в машине едет три-четыре ребенка в группе, то сразу даем машину сопровождения. Другое дело, что не поддержали. Но…

Ольга Санаева: Ну, конечно у нас же не хватит столько машин, для того чтобы перевезти всех. И спортивные школы, танцевальные коллективы, просто на экскурсию, в музей и так далее, и так далее. Здесь же тоже надо разумно к этому подходить. Другое дело, наверное, если, может быть, было уведомление, возможно, что сотрудниками ГИБДД либо была запрещена или отсрочена эта перевозка, либо  выделена машина для сопровождения. Но вы знаете, это всё с приставкой бы, я бы сейчас не рассуждала в след такой аварии. А вот разбираться, ну только разбираться экспертно, профессионально разбираться, менять какие-то требования, где-то ужесточать, где-то наоборот облегчать, конечно, это необходимо делать.

Антон Алфимов:   Ещё один звонок, Санкт-Петербург на линии, слушаем вас, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Александр, г. Санкт-Петербург: Добрый день. Я работаю водителем туристического автобуса в одной из крупных компаний транспортных в Санкт-Петербурге. Значит, моё мнение такое, что все аварии, как правило, с туристическими автобусами происходят по некачественному дорожному полотну и не вовремя убранные дороги, если это тяжелые метеоусловия. Ну и, конечно, режим труда и отдыха. Но гость в студии очень правильно сказала о том, что надо разграничить перевозки внутригородские и междугородние. Потому что конкретно у меня не так давно был снят автобус с рейса за то, что в полнакала горел фонарь в салоне один. Один из многочисленных фонарей горел в полнакала. И таких ситуаций бывает очень часто, когда инспектор ДПС настолько серьезно, в конкретно данном случае, относится, но, тем не менее, никто не знает, какой автобус прислали вместо моего. Хотя я был в техническом состоянии своего автобуса уверен на сто процентов. Это мерседес, это машина с хорошим техсостоянием. Ну вот был там
фонарик, не совсем зажегся, люминесцентный.

Антон Алфимов:   Ну вы сами сказали, что вы работаете в крупной компании, крупный автопарк, возможно в этом ключ к успеху. Что вы скажете как профессиональный водитель вот по поводу семи штрафов за год? Это что-то говорит о водителе, или это тоже избыточная норма, если она будет принята?

Александр, г. Санкт-Петербург: Ну, я скажу, что в мегаполисе у водителей намного больше штрафов, потому что, например, Санкт-Петербург как туристическая, так сказать, туристическая столица России - она вообще не предназначен для проезда туристических автобусов. Отсутствуют парковки, т.е. если посмотреть мою историю по штрафам, то я вам скажу, что это наверняка больше штрафов. С другой стороны…

Антон Алфимов:   Т.е. вас бы уже не допустили, будь это норма закона?

Александр, г. Санкт-Петербург: Меня бы не допустили, да.

Ольга Арсланова: Я боюсь, что нужно было просто весь состав коллектива раза в два – в три уменьшать, потому что там просто объемы перемещения такие огромные, что не нарушить невозможно. Спасибо.

Антон Алфимов:   Спасибо, Александр, г. Санкт-Петербург.

Ольга Арсланова: Смотрите, о дороге нам пишут:

- Часто езжу из Ханты-Мансийска на автобусе до Тюмени. Всегда превышение скорости, опасные обгоны, дорога в тысячу километров , рейсы как всегда ночные, много промышленного транспорта, фур, автобус долетает на два-три часа раньше до конечной. Что произошло – это не случайно.

Ну, вот ваши источники, с которыми вы сегодня общались, что говорили о реальном состоянии дороги? Понятно, что дорожники отчитались, что всё было, как положено, никто не хочет лишаться своей работы. У вас есть какие-то данные о состоянии реальном?

Ольга Санаева: Нет, этот вопрос я не задавала. Но вот вы знаете, всё- таки возвращаясь к нашему зрителю, а в Москве мы тоже вот детей, например, мы не можем высадить у музея. Мы не можем идти по выделенным полосам для автобуса даже с детьми. Мы не можем высадить их даже на остановке автобусной – это штраф три тысячи рублей. Ну, вот этими бы проблемами позаниматься, понимаете?  А сейчас вот нам включать жестокости, которые…

Антон Алфимов:  А где же вы их высаживаете?

Ольга Санаева: С тремя тысячами штрафа высаживаем на автобусной остановке.

Ольга Арсланова: Как-то странно, да? Останавливать автобус на автобусной остановке.
Ограничивать предлагают зрители пассажирские перевозки при неблагоприятных погодных условиях опять же.

- У нас в Хабаровском крае часто закрывают движение, для большегрузов и автобусов.


Приморский край пишет:

- Не знаю, как сейчас, 15 лет назад, когда нас детьми везли во Владивосток на вручение медали, нас всегда сопровождала милиция.

В общем, очень много сообщений о том, что раньше якобы даже и рейсовые перевозки, если выяснялось, что там будут дети, регулировались вот таким вот образом.

- (Нефтеюганск) У нас дорожники дороги не чистят, пока идет снег. ГАИ стоит на Приразломном, Приопском месторождениях. Останавливают негабарит и тяжеловесы, состояние дорог их не волнует.

Ну, мы понимаем, что здесь какое-то действительно трагическое стечение обстоятельств, судя по всему. Но за которое кого-то придется наказывать. Кто в этой ситуации… Ну а как?

Ольга Санаева: Разбираться в любом случае необходимо. Но я говорю, здесь, может быть, если мы говорим, например, об организациях, но формально они не нарушили закон. Я вот об этом говорю: формально они  имеют право купить [билеты] на рейсовый автобус и не подавать сведения в ГИБДД. Сегодня наш российский норматив он действительно таков.

Ольга Арсланова: Вот интересный момент, обращает внимание наш зритель.

- Всё дело в деньгах. Вывезти детей на соревнования дешевле на рейсовом, нежели на заказанном, в разы, поэтому детей так везли. И самое страшное, что родители дали на это согласие. Всегда ответственность при этом лежит на водителе.

А всегда ли действительно лежит на водителе, и действительно ли в таких случаях обязательно требуется разрешение родителей?

Ольга Санаева: Разрешение родителей по ГОСТу о детском туризме, я не знаю, как обо всех ли перевозках, требуется, чтобы родитель у нас четко понимал. И мы просим дать согласие, в том числе письменное ( - хотя бы с росписью родителя), о том, что он понимает и дает согласие, когда и куда едет его ребенок, и по какой программе.

Антон Алфимов:  Ну, т.е. это больше бумага для автоинспектора о том, что ребенок не похищен, а едет с согласия родителей?

Ольга Санаева: Вы знаете, если честно, даже нет. Из практики, вот лично для нас, это бумага… Мы всегда просим родителя вместе с подписью ещё оставить родителя свой телефон своей рукой. Всё бывает, у нас бывают случаи, когда ребенку внезапно плохо, когда нужно срочно связаться с родителями. Т.е. это некое такое требование, которое уже из жизни вытекло, но вот в ГОСТ оно перетекло, и слава богу! Но вот ГОСТ у нас необязательный, кстати, для вот именно осуществления. Поэтому вот есть ряд необходимых каких-то действий, которые, конечно, необходимо делать. И которые продиктованы опытом, практикой.

Ольга Арсланова: Успеем быстро ещё принять звонок, давайте, последний.

Антон Алфимов:   Коротко, да. Тульская область, Любовь, слушаем вас.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Любовь, Тульская область: Здравствуйте. Мой муж работает дальнобойщиком. На данный момент он едет Питер-Мурманск. Выехал он в три часа ночи. Дорога от Питера до Мурманска совершенно не чищена. Вот он мне сейчас звонил, и говорил, что "я еду, впереди меня машина идущая", он её не видит, даже фар не видит. Видит только вот чуть-чуть тёмное пятно. Всё. Идет снег, ни в одном месте не чищена дорога.

Антон Алфимов:   Спасибо, Любовь, Тульская область. Ну, и несколько сообщений сразу пришло о том, что нужно ограничивать скорость движения для автобусов:

- Автобусы из Москвы в Углич, Рыбинск носятся с большой скоростью по трассе, несмотря на туман, гололед, снежную бурю, обгоняя легковые машины и фуры.

Но, кстати, не только у нас это.

Ольга Арсланова: Ну, не очень понятно, какая скорость была в этом случае, там ест какая-то информация?

Антон Алфимов:  Ну, вообще непонятно что произошло. Будем, я думаю, что ждать новостей. И, надеюсь, будут какие-то выводы сделаны.

Ольга Арсланова:   Спасибо большое за информацию,
я так понимаю, эксклюзивную в том числе. И спасибо, что пришли.

Ольга Санаева: Спасибо. И соболезнования в Ханты-Мансийск, конечно же.


Ольга Арсланова:   Наши соболезнования.

Антон Алфимов: Ольга Санаева, руководитель регионального совета Российского союза Туриндустрии, была в студии ОТР. Спасибо.

Ольга Арсланова:   Спасибо.