Ольга Санько и Владимир Берлизев: как заработать на фотографии

Гости
Владимир Берлизев
фотограф, основатель фотошколы «WOOD»
Ольга Санько
Владелец фотостудии «Студио-М»

Анна Тарубарова: Как всегда по понедельникам, у меня к вам дело на миллион. Здравствуйте! Меня зовут Анна Тарубарова.

Каждую минуту в мире делается больше фотографий, чем за весь XX век. Если у вас есть фотоаппарат и вы в числе любителей оставаться за кадром, то почему бы не монетизировать ваше увлечение? О том, как заработать на фотоэпидемии XXI века и нужно ли при этом быть фотографом – поговорим с экспертами. Сегодня с нами – Ольга Санько, директор фотостудии Studio-M. Здравствуйте.

Ольга Санько: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: И основатель фотошколы, школа называется WOOD, и также фотограф – у нас в гостях Владимир Берлизев. Мы съездили… Здравствуйте.

Владимир Берлизев: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: Мы съездили в Подмосковье и посмотрели, как работает фотошкола… фотостудия в Мытищах, и готовы рассказать вам, как устроен бизнес Ольги.

СЮЖЕТ

Анна Тарубарова: Уважаемые зрители, активно подключайтесь к беседе. К Новому году вряд ли успеете, но к 8 марта вполне можно продумать и воплотить бизнес-план. А наши эксперты сегодня вам помогут и ответят на все вопросы в прямом эфире. Кроме того, давайте все вместе выясним, насколько востребованы услуги фотостудий в нашей стране. Тема экспресс-опроса сегодня: вы устраиваете профессиональные фотосессии? Отвечайте «да» или «нет». Для ваших сообщений мы на связи по номеру 5445.

Итак, давайте разбираться. Вот сегодня время ли для фотостудий, когда у каждого есть фотоаппарат? И если да, то для каких?

Владимир Берлизев: Ну, например, я бы разделил фотостудии по такой градации. Например, это фотостудия на документы, где клиент приходит именно за услугой, ему нужно здесь и сейчас получить фотографию. Фотостудия для фотографа – это когда фотограф обладает уже достаточным количеством клиентов, и, чтобы не тратить какие-то свои средства на аренду других студий, он организовывает свою студию, где уже приглашает и снимает клиентов. И фотостудия – это сдача в аренду интерьеров различных для фотографов, то есть туда уже приходят фотографы с клиентами. То есть такие интерьерные фотостудии продвигают фотографы другие, фрилансеры. Если мы рассматриваем Москву, то это очень популярный вид бизнеса, и конкуренция здесь достаточно высокая.

Анна Тарубарова: А если не Москву рассматривать?

Владимир Берлизев: Если не Москву, то это, например, районные центры. Например, я знаю, в Волгограде есть несколько студий, и этот бизнес тоже активно развивается.

Анна Тарубарова: Под сдачу?

Владимир Берлизев: Под сдачу, да.

Анна Тарубарова: Вот фото на документы – это то, с чего вы начинали, Ольга, да? Почему вы ушли от этого формата? Ведь там особо, как говорится, заморачиваться не надо, все просто.

Ольга Санько: Почему? Мы от него совсем даже и не ушли, у нас везде присутствует фото на документы. Это, конечно, отвлекает, но это первая услуга, на которую стоит уже с утра очередь, потому что это необходимо. В офисе, который у нас неподалеку находится, услуги интернет, там тоже есть фото на документы. Поэтому это тот формат, который всегда присутствует, всегда есть необходимость. Люди ищут, они не знают, где это сделать. Хотя кажется, что на каждом шагу есть.

Анна Тарубарова: Вот мы обозначили, сколько стоило вам. Стартовый капитал у вас был 600 тысяч рублей для открытия фотостудии. Ну, это с учетом того, что у вас было свое помещение. А если говорить по регионам, минимальный бюджет какой должен быть?

Владимир Берлизев: Минимальный бюджет по регионам не слишком будет отличаться от бюджета, который нужен будет в Москве. Здесь нужно учитывать в первую очередь стоимость аренды помещения и также закладывать в свой бизнес-план первый и последний месяцы и месяц на раскрутку, то есть на старт бизнеса, на привлечение клиентов и успешный старт, также на стоимость оборудования.

То есть, если мы берем, например, два зала лофтового типа с большими окнами, с естественным освещением и хорошее оборудование, то это порядка от 3 миллионов, где в каждый зал нужно будет оборудование порядка от 400 тысяч, если мы говорим о профессиональном, хорошем и качественном оборудовании, удобном для использования, для фотографа.

Анна Тарубарова: Ну, до такого бизнеса надо дорасти, тем более суммы немаленькие.

Вот я посмотрела по регионам, сколько стоит купить готовый бизнес, готовую фотостудию. У нас есть графика, давайте обратим на нее внимание. В Москве – от 1 миллиона 100 тысяч рублей стоит готовая фотостудия. В Краснодаре – от 800 тысяч рублей. Владивосток – от 500 тысяч рублей. Челябинск – от 950 тысяч рублей. Новосибирск – от 600 тысяч рублей. Уфа – от 600 тысяч рублей также. За эти деньги обещают мебель, декорации, свет, раскрученные аккаунты в интернете и базу клиентов. Оптика не входит в стоимость.

Вот как вы считаете, в каком случае лучше идти по такому пути, а не набивать собственные шишки?

Владимир Берлизев: Ну, в первую очередь, конечно же, нужно обратить внимание, почему такой бизнес продают. То есть либо это связано с тем, что люди переезжают – тогда можно его рассматривать. А если он убыточен заведомо, то, конечно, здесь нужно быть очень внимательным. Стоит ли такое приобретать или открывать лучше свой с нуля?

Анна Тарубарова: А как вы рекомендуете своим ученикам? И они как поступают?

Владимир Берлизев: С нуля, потому что нужно пройти все этапы и делать именно уже под себя, для того чтобы уже уделить внимание всем нюансам при создании. Это выбор и удобство помещения. Это доступность транспортная, потому что есть те фотографы, которые не мобильные, то есть у них нет автомобиля. Также интерьеры востребованные.

Провести можно анализ своей целевой аудитории, то есть сделать анкетирование, допустим, в соцсетях, предложить какие-то ваши варианты, которые вы планировали бы по интерьерам – и они бы вы брали. И вы бы уже знали, в каком направлении двигаться, в каком стиле создавать свою студию.

Анна Тарубарова: Хотелось бы подробнее про анкетирование услышать.

Владимир Берлизев: Ну, это самый такой простой и очевидный способ спросить у вашей аудитории, которая будет к вам приходить и вам платить деньги, что они хотят и где они хотят фотографироваться, в каких интерьерах. Уже есть достаточно различных интерьеров. Вы можете посоветоваться с дизайнерами, то есть сделать несколько вариантов и, допустим, в соцсетях сделать опрос.

Анна Тарубарова: Голосование, да?

Владимир Берлизев: Да, например, голосование.

Анна Тарубарова: Ольга, а как вы делаете, вот когда оформляете студию? Советуетесь с клиентами, или вы для них законодатель моды, так скажем, в этом смысле?

Ольга Санько: Так как у нас фотографы работают с нами постоянно, у них есть уже свои клиенты, с которыми они тоже общаются. И они узнают, что бы хотелось, как бы хотелось. То есть у нас создается коллективная идея, что бы хотелось в этом году, то есть мы в этом году хотели бы вот такое или вот такое. Мы прислушиваемся и к фотографам, и к клиентам, которые приходят. Соответственно, также делаем опросы, отвечаем на вопросы, отвечаем на пожелания клиентов, потому что это мы делаем для них, не только для себя.

Анна Тарубарова: То есть бывает, что приходят и говорят: «Вот хочу на фоне березы, например, фотосессию сделать»?

Ольга Санько: Да. У нас есть большой арсенал бутафории. Будет береза, будет колодец, все что хочешь будет. То есть очень много различных декораций, поэтому, когда люди приходят и говорят: «Я хочу что-нибудь», – мы начинаем смотреть и искать, что бы мы хотели.

Потому что неподготовленный клиент, который пришел и не знает, что он хочет… То есть мы получим, не зная, что мы хотим. Но если он знает, что он хочет, то мы получим такой результат, что просто будет бомба.

Анна Тарубарова: А как выстраивается работа с клиентом вот по поводу того, чего он хочет? Он видит, допустим, на сайте цену – от 1,5 тысячи рублей. Приходит, а ему после того, как он высказывает все свои пожелания, выкатывают ценник, допустим, в три раза больше. И они не понимает. А почему? За что?

Ольга Санько: Нет, опять же – что входит в стоимость? За 1,5 тысячи рублей у вас будет минимальная фотосессия, то есть у вас будет кадров 10, 15, 20 в декорациях, которые вы выбрали. Если клиент уже хочет что-то другое, то есть он хочет индивидуально: «Хочу синий фон, хочу рога, хочу цветочки, хочу макияж такой, хочу вот так», – все его пожелания мы можем предоставить. Можем гардероб предоставить, можем визажиста предоставить, можем сделать выездную фотосъемку, можем организовать на лодке, в парке, можем организовать в зоопарке. То есть что клиент хочет – от этого и получается цена.

Если он говорит: «У меня есть только 3 тысячи рублей, но мне нужны хорошие фотографии», – пожалуйста. То есть у него будут хорошие фотографии, но тогда очень сильно здесь влияет желание клиента, потому что он хочет, но у него нет возможности. Он приходит – и мы ему делаем шикарные фотографии. То есть он остается благодарен и, как говорится, приводит нам еще клиентов, ну, своих друзей и подруг.

Анна Тарубарова: Уважаемые зрители, присоединяйтесь к беседе, рассказывайте, какие фотосессии устраиваете вы. Может быть, вы не ходите к профессиональным фотографам, а у вас есть какие-то интересные идеи, и вы хотели их воплотить. Часто ли вы выходите, так скажем, на пленэр и устраиваете фотосессию с друзьями, со знакомыми, с детьми в том числе? Пишите нам на наш портал. 5445 – номер.

Спрашивают: «Почему такие разные цены на услуги? Фотографии ведь одинаковые». Если получаешь полный комплект, да? Вот интересуются, почему такие разные цены. Из чего они складываются?

Ольга Санько: Фотографии разные…

Анна Тарубарова: Оценка фотографа, да. Один фотограф Иванов ставит ценник – 5 тысяч, а фотограф Петров ставит ценник – 10 тысяч. От чего зависит?

Ольга Санько: От уровня фотографа.

Анна Тарубарова: А как его измерить? Наверное, нам Владимир может рассказать. Как можно измерить уровень фотографа?

Владимир Берлизев: Ну, так как я сам фотограф, я измерял так – по количеству своих клиентов. Если у меня возникает такая загруженность, что я уже не могу вовремя отдавать заказы, ну, сделанные фотосессии, то я начинаю поднимать стоимость своих услуг. И это очевидный такой показатель – поток клиентов, ваша популярность в соцсетях тех же, ваше «сарафанное радио», то есть ваши рекомендации. Из этого также складывается популярность фотографа, и он может себе повысить свой средний чек на услуги.

Анна Тарубарова: А с чего лично вы начинали для того, чтобы добиться популярности и признания?

Владимир Берлизев: Изначально это было еще в студенческое время. Я пошел в магазин, купил фотоаппарат по принципу «самый дорогой – значит, самый лучший». Но потом начал изучать и понял, что «попал». Купил хорошую камеру и начал снимать друзей-велосипедистов, активные трюки. Это мне позволило это увлечение свое развить.

Ну и дальше по стечению обстоятельств начал снимать свадьбы. Через свадебную фотосъемку… Наверное, все наши телезрители знают, что это отдельный такой класс для фотографа по заработку. Это позволило мне вложить капитал в более лучшую технику и в свое обучение, в развитие.

Анна Тарубарова: А где вы обучались?

Владимир Берлизев: Обучался самостоятельно. Это форумы, это видеопорталы, это бесплатные уроки. Но на это потратил очень много времени, и из-за этого… возможно, не так быстро позволило мне это развиваться.

Но сейчас, общаясь в среде фотографов, посещая мастер-классы и организовывая уже даже свои мастер-классы у нас в фотошколе WOOD… По своему опыту, так скажем, я смог создать эффективную программу, чтобы люди не тратили свое время на бесполезные и ненужные знания.

Анна Тарубарова: Ресурсы.

Владимир Берлизев: Ресурсы, да.

Анна Тарубарова: На своих ошибках, в общем, учились?

Владимир Берлизев: Да.

Анна Тарубарова: У нас есть звонок от Анатолия из Алтайского края, давайте послушаем. Анатолий?

Зритель: Да-да, вот он я.

Анна Тарубарова: Здравствуйте! Какой у вас вопрос?

Зритель: Здравствуйте. У меня не вопрос, а предложение.

Анна Тарубарова: Пожалуйста.

Зритель: Вот мы сейчас смотрим профессиональные фотосессии, столько красивых видов. Я не из Алтайского края, а это Республика Алтай.

Анна Тарубарова: Знаем-знаем такое место.

Зритель: Вы знаете такое место?

Анна Тарубарова: Конечно.

Зритель: Ну вот. Мы как раз отсюда и есть.

Анна Тарубарова: Так, и какое у вас предложение?

Зритель: А предложение вот какое. Нужно как можно больше делать конкурсов.

Анна Тарубарова: Для фотографов?

Зритель: Конечно, конечно. И не только для фотографов, но от школьников до пенсионеров.

Анна Тарубарова: Вы имеете в виду конкурсы на природе, когда вы говорили про виды?

Зритель: Не только на природе, а о природе, о людях, о красоте.

Анна Тарубарова: Понятно, спасибо, спасибо, Анатолий.

Вот что касается конкурсов – как часто участвуете? И нужно ли при себе держать фотографа титулованного в студии? Или обычно это те, кому уже не надо пришвартовываться, и они отправляются в свободное плавание, и их очень трудно заполучить?

Владимир Берлизев: Что касается конкурсов. Ну, насколько мне известно, различные интернет-порталы проводят свои конкурсы со своими призами. Для того чтобы развить свой ресурс, они проводят свои конкурсы с призами в виде фототехники, каких-то денежных призов, в разных номинациях – например, по природе, по портретной съемке.

Что касаемо предложения нашего слушателя – я бы, наверное, это вынес на обсуждение, наверное, на более государственный уровень, если охватывать нашу всю страну, для того чтобы делать общероссийские конкурсы, посвященные именно Алтайскому краю, например. И здесь, наверное, нам нужен будет такой более обширный государственный ресурс для того, чтобы организовать такие обширные и большие российские конкурсы.

Анна Тарубарова: А их сейчас мало?

Владимир Берлизев: Они есть, но они плохо афишируются, то есть о них мало кто знает – я бы так сказал.

Анна Тарубарова: Кстати, про раскрутку дела. Какие надо платформы использовать сегодня?

Владимир Берлизев: Ну, в первую очередь – у фотостудии, у фотографа должен быть, конечно же, сайт, сайт-визитка, то есть это его портфолио, это его лицо в интернете. И, конечно же, это продвижение, это SEO-продвижение, контекстная реклама, обязательно соцсети, Instagram. Никакие каналы продвижения игнорировать нельзя, а нужно только тестировать. И только после тестирования и аналитики тот канал, который вам больше привел клиентов, на него и больше увеличить свой рекламный бюджет.

Анна Тарубарова: А какие суммы тратятся на рекламный бюджет?

Владимир Берлизев: Ограничений нет, есть только старт. Например, если брать платное продвижение в Instagram, в Facebook, то эффективно будет – примерно тысячу рублей в день. Разные стратегии по продвижению есть. Есть такие стратегии, которые вам позволяют платить только за тех людей, кто вам оставил свой номер телефона, то есть плата за заявки. Сейчас есть и такое.

Анна Тарубарова: Ольга, а вы какими ресурсами пользуетесь? Instagram ваш мы видели.

Ольга Санько: Instagram у нас – сейчас только начало его пути. Это действительно так, потому что на все не хватает рук, так как ты и фотограф, ты и организатор, ты и руководитель, ты все. Поэтому сейчас мы его активно развиваем, и это действительно приносит свои плоды. Видимо, мы его так не развивали, потому что у нас, наверное, хватало клиентов, и как бы не доходило до этого, рук не хватало. Теперь мы его активно развиваем, и это приносит свои активные плоды.

Анна Тарубарова: То есть интернет – это основная такая площадка на сегодняшний день, да?

Ольга Санько: Основная. И плюс еще также твои знакомые, друзья, «сарафанное радио», его никто не отменял, оно работает отлично.

Анна Тарубарова: Ну, замечательно! Желаем вам успехов. Надеюсь, мы вдохновили наших зрителей как минимум на новогоднюю фотосессию. О том, как заработать на фотографии, сегодня нам рассказали Ольга Санько, директор фотостудии Studio-M, и Владимир Берлизев, фотограф, основатель фотошколы WOOD. Спасибо вам большое!

Владимир Берлизев: Спасибо, Анна.

Анна Тарубарова: Да, и давайте подведем итоги. 21% говорит, что да, они устраивают фотосессии, а 79% – нет. Спасибо всем за внимание. Увидимся в следующий понедельник. До свидания!


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Рубрика «Дело на миллион»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты