Ольга Савинская: Когда мы делим профессии на мужские и женские, мы приводим общество к тому, что статусы мужчин и женщин разделяются
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/olga-savinskaya-kogda-my-delim-professii-na-muzhskie-i-zhenskie-my-privodim-obshchestvo-k-tomu-chto-statusy-muzhchin-i-zhenshchin-razdelyayutsya-57676.html Петр Кузнецов: Ольга Савинская, кандидат социологических наук, доцент Высшей школы экономики, с нами сейчас на связи. Это наш эксперт. Здравствуйте, Ольга!
Мария Карпова: Ольга, здравствуйте!
Ольга Савинская: Здравствуйте!
Петр Кузнецов: А... можно
Мария Карпова: Пожалуйста.
Петр Кузнецов: Я, да.
Мария Карпова: Пожалуйста.
Петр Кузнецов: Кто здесь, кто главный?
Мария Карпова: Пожалуйста! Нет, вот это начинается, кто тут главный.
Петр Кузнецов: Можно нарисовать с вашей помощью как социолога общий портрет женщины, которая выберет профессию дальнобойщика, шахтера?
Возраст, место проживания, какой-то социальный статус, семейное положение – среди какой категории востребованы вот такие исключительно мужские, на первый взгляд, профессии?
Ольга Савинская: Я думаю, что мы скорее обратимся к региональной принадлежности. Если в регионе, как уже сейчас говорили из своего опыта ваши собеседницы, если в регионе ограниченное количество предположений по работе, то женщины идут работать.
Мы уже с этим сталкивались в поствоенное время, вот и сейчас все равно мы знаем, что в некоторых регионах женщины пойдут и выберут ту работу, потому что надо зарабатывать. И они идут работать и делают дело с не меньшим уровнем ответственности, что и мужчины.
Хотя вот предыдущая выступающая сказала, что ей представляется, что мужчины более ответственные. Но исследования показывают не только в России, но и во всем мире, что женщины, не менее ответственные. А под час бывают и более ответственны в выполнении каких-то обязанностей своих профессиональных.
Мария Карпова: А какой критерий сейчас разделяет профессии на женские и не женские? Только ли такое оберегание женщин? Только ли забота об их здоровье? Что еще?
Ольга Савинская: Исходили мы как раз, мы в данном случае не я конкретно, а те, кто заботился (я бы даже сказала в кавычках) о женщинах, они, наверное, исходили из тех соображений, что вот как раз женщинам тяжело поднимать тяжелые вещи, управляться с какими-то железными конструкциями и т.д.
Но у этого оказалось очень много обратных вот этих сторон. Мы видим, что как раз есть серьезная сегрегация в тех профессиях, в тех сферах экономики, которые как бы считаются мужские.
Например, вот нефтяная промышленность, в ней как раз очень небольшой процент женщин. Но мы при этом понимаем, что это очень хорошие зарплаты, высокий статус и т.д. И в итоге мы видим, что там, где высокая оплата труда, там действительно не много женщин.
И в итоге как раз вот основная, скажем, связка между количеством мужчин в профессии или в отрасли и уровнем оплаты труда, ну вот, это вот более заметная, чем связка между тем, сколько в профессии женщин и насколько тяжелый груз приходится таскать. То есть мы видим, что совершенно другая в итоге зависимость.
И мы видим, что как раз на более оплачиваемых местах оказываются мужчины. Как это происходит? Тут много разных механизмов, но тем не менее, вот именно эта зависимость оказывается более заметной. И не только в России и в других странах мы это видим. Ну вот такая глобальная история.
Мария Карпова: Есть мнение, и оно довольно-таки такое, часто встречаемое, что вот этот список неженских профессий – это что-то устаревшее, это дискриминация и вообще этот список нужно отменить. Наше общество к этому готово?
Ольга Савинская: Ну, вот, видимо, по тому вот как проголосовала ваша аудитория, наверняка еще не совсем готово. Но мне кажется, об этом все равно надо говорить, что изначальные-то идеи были одни, а в итоге мы видим, что мы сталкиваемся совершенно с другими формами дискриминации, которые вовсе не связаны с тем, что женщины слабее мужчин, а связаны с тем, что у женщин более низкий статус.
Петр Кузнецов: Да, вот.
Ольга Савинская: И в связи с тем, что мы делим профессии на мужские и женские, мы как раз и приводим общество к тому, что вот эти статусы разделяются. Что очень грустно. Я хочу сказать, что профессия – это исторично. Вот, например, Дмитрий Лихачев в своих воспоминаниях он говорит, что там филолог – это неженская профессия. Но сейчас мы, наоборот, во всем мире опять-таки видим, что филологию связывают с девочками, да.
А 100 лет назад этого не было. Мне бы очень хотелось, чтобы мы как можно быстрее как бы стремились к тому, чтобы избавляться от каких-то исторически даже укорененных стереотипов по поводу того, где место женщины, в каких профессиях.
Петр Кузнецов: Ольга, то есть мы можем предположить, что сами женщины в массе своей не говорят о том, что им непременно нужны какие-то конкретные мужские профессии, им скорее не по нраву само количество ограничений?
Ольга Савинская: Конечно. Потому что мы видим, да и психологи скажут, что разброс внутри, вот, скажем, взять всех женщин и разброс, насколько различны женщины, это, конечно, более заметные различия, чем различия между среднестатистическим мужчиной и среднестатистической женщиной.
Ну, то же самое и вот разброс различий внутри всех мужчин. То есть мы видим, что есть более сильные женщины, чем отдельно взятые мужчины. ...
Петр Кузнецов: Да и еще один вопрос
Ольга Савинская: ...как они могут поднимать тяжести. ... таком участвуют
Петр Кузнецов: Можем ли мы предположить, что чем быстрее женщин возьмут вот в эти самые тяжелые опасные профессии, тем быстрее эти профессии станут менее опасными и тяжелыми? И хорошо ли это?
Ольга Савинская: Да, абсолютно. И здесь, наверное, мы вспомним Светлану Капанину, которая говорит, что в авиации-то мы, женщины, присутствуем; мы давно, но все рукоятки сделаны под мужскую руку. И поэтому в ... если женщины будут приходить, то мы увидим более удобные экскаваторы.
Ну, они уже и сейчас, мы там привозим их из Юго-Восточной Азии, аккуратненькие замечательные экскаваторы. Но позиция СТО: женщинам запрещено садиться на экскаватор. Если это небольшой экскаватор, для того чтобы обработать свой участок, то получается, я не могу сесть на экскаватор – мне запрещает наше министерство труда. Ну, это просто комично.
Петр Кузнецов: Опять же надвигающаяся роботизация здесь в помощь. Здесь как плюс.
Ольга Савинская: Абсолютно.
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Спасибо.
Петр Кузнецов: Ольга Савинская, кандидат социологических наук, доцент Высшей школы экономики.
Продолжаем голосовать: «Нужно ли делить профессию на мужские и женские?» Да, нет: 5445.
Ольга Савинская: Когда мы делим профессии на мужские и женские, мы приводим общество к тому, что статусы мужчин и женщин разделяются