Ольга Сунчалина: Одно из главных правил родительского общения с ребенком – безоценочный контакт
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/olgoi-sunchalinoi-23477.html Константин
Чуриков: Ну, а сейчас, как мы уже говорили и обещали, у нас
будет серьезная, очень сложная, тяжелая тема. Поговорим о детских суицидах. Вот
буквально новость, которую мы узнали накануне. Администратор так называемой
"группы смерти" в сетях, которая склоняла подростков к суициду, задержан в
Подмосковье, об этом сообщил представитель Следственного комитета России
Светлана Петренко. Вот, по версии следствия, с декабря 15-го по май 16-го года
этот злоумышленник, задержанный создал восемь виртуальных сообществ в сети "ВКонтакте",
где открыто пропагандировал суицид среди детей. Собственно, те, кому
предоставлялось членство в этих закрытых группах, должны были пройти различные
тесты, задания, по мере выполнения которых рос рейтинг, открывающий доступ к
новому контенту, связанному, собственно, с этой ужасной тематикой. И, к
сожалению, так получается, что буквально… Ну, не каждый день, но мы все чаще и
чаще слышим как раз таки о самоубийствах среди детей. Буквально сегодняшняя
новость: в Каменск-Уральске Свердловской области 14-летняя школьница покончила
с собой, прыгнув с крыши жилого дома. Ну, и уже есть данные о том, что как раз
таки она была подписана на такие тематические группы смерти. Будем разбираться
в том, как уберечь наших детей от всей этой ереси и всего этого ужаса. У нас в
студии Ольга Сунчалина, психолог-психотерапевт Центра психотерапии и
психологического сопровождения доктора Бабина. Ольга Юрьевна, здравствуйте.
Ольга
Сунчалина: Здравствуйте.
Оксана
Галькевич: Здравствуйте, Ольга Юрьевна. Ну, хочется еще добавить,
что мы все родители, но мы все когда-то были детьми. Мы, конечно… Друзья, мы с
вами не следователи, мы не можем искать, ловить преступников, но понять в
какой-то момент, что и почему с нашим ребенком не так… Вот, хотелось бы в этом
разобраться. Вы понимаете, получается, что вот эти люди в преступных
сообществам, в этих группах социальной сети, они каким-то образом к нашим детям
находят подход. Почему они, а не родители?
Ольга
Сунчалина: Ну, прежде всего, я хотела бы отметить и сказать,
что сейчас мы будем говорить о подростках. Не вообще о детях, а о подростках.
Оксана
Галькевич: Да, но они же тоже дети, еще незрелая психика.
Ольга
Сунчалина: Безусловно, да. Но что очень важно. В этот момент
эти дети проходят через подростковый кризис. Это достаточно большой, серьезный
психологический кризис, который должен, по большому счету, пройти правильно. В
этот момент в целом психика ребенка очень неустойчива вообще в принципе. Резко
падает самооценка, поскольку меняется тело ребенка, он сам себя не узнает. Например,
у мальчиков меняется голос, они себя перестают узнавать. Одна из основных задач
ребенка в этот момент – отойти из семьи, выйти в общество. Соответственно, в
этот момент они могут начинать терять контакт со своими родителями, поскольку
они переориентируются на общество. И то, что, может быть, происходит очень
часто в силу того, что все дети проходят через подростковый кризис и это очень
важный момент – ребенок должен пройти через подростковый кризис – достаточно
часто родители не замечают того, что действительно их ребенок находится в
депрессии. Они путают депрессию и нормальный подростковый кризис. И в этом
смысле, наверное, если думать про то, как уберечь детей, то было бы, наверное,
очень важно, на мой взгляд, рассказать об основных признаках подростковой
депрессии, чтобы люди знали, ориентировались и могли как-то более тонко
отслеживать состояние своих детей.
Оксана
Галькевич: Вы сказали "подростковой депрессии", значит, это
именно важно, что именно в таком словосочетании вы употребляете?
Ольга
Сунчалина: Да, да. Взрослые депрессии они имеют свои
особенности, вот. В целом, что характерно для депрессии? Для депрессии
характерны, для классического течения депрессии характерно три основных
составляющих. Первое – изменение настроения. Подросток может стать угнетенным,
у него может появляться чувство тоски, безнадежности. Вот такой депрессивный
план может появиться.
Константин
Чуриков: Но это же, на самом деле, классика подросткового
характера, судя по всем книгам. Вот эти перепады настроения – они же у всех?
Ольга
Сунчалина: Да, но когда вы видите, что это происходит на уже
достаточно протяженном отрезке времени, вы видите, что ребенок, например, не
выходит из этого состояния, что он стабилизировался в этом состоянии, то,
конечно же, это уже такой сигнал, который заставляет думать о том, что пора
бить тревогу. Никоим образом не стоит заниматься самолечением. К сожалению, в
нашем обществе есть такое отношение, что психиатры и психотерапевты они не
нужны, только совсем больные люди обращаются за профессиональной помощью, мы
все решим сами – к сожалению, нет. Само это не проходит. Таким образом, первый
признак, на который вам надо опираться, и смотреть, и очень быть внимательным к
настроению своего ребенка, подростка. Либо у него ухудшается настроение, он становится,
скажем так, депрессивным, угнетенным, на этом фоне у него резко падает
самооценка. Либо, наоборот, он становится раздражительным, у него резко
ухудшаются отношения с родителями, у него ухудшаются отношения с учителями, это
тоже может быть плохим симптомом.
Константин
Чуриков: И толчком к этому может быть все что угодно.
Ольга
Сунчалина: Да, да. Мы должны помнить о том, что в целом
подросток он находится в очень эмоционально неустойчивом состоянии, и выбить
его, вывести его из этого состояния очень легко.
Оксана
Галькевич: Вы знаете, у нас просто настолько требовательная
жизнь, я вот думаю: школа у нас очень требовательная, родители этими
требованиями школы. И ты думаешь, вот ребенок, вы говорите, в очень таком
состоянии хрупком, психическом, психологическом, его очень легко выбить из
равновесия. А как тогда требовать от него учись, читай книги, выполняй какой-то
минимум, может быть, даже не максимум, если это может выбить. Очень, знаете,
такая грань для родителей тоже не совсем понятная.
Ольга
Сунчалина: Согласна. Это очень сложная задача,
психологическая, прежде всего, задача для родителей – как найти вот эту тонкую
грань между тем, чтобы ребенок продолжал учиться, и подростковый возраст – это
тот возраст, когда дети начинают выходить из рамки, из рамок определенных. И
родителям очень важно удерживать их в рамках, с одной стороны. А с другой
стороны, в этот же самый момент они должны не передавить. И вот, по большому
счету, это искусство для родителей.
На что еще следует
обратить внимание. На изменение мышления.
Оксана
Галькевич: Мышления?
Ольга
Сунчалина: Мышления по депрессивному типу. Что имеется в виду?
Имеется в виду следующее, что у ребенка возникают проблемы с тем, чтобы что-то
запоминать, ему сложно становится запоминать, ему сложно становится
концентрировать внимание на чем-либо. Соответственно, на фоне этого у него
резко падает успеваемость в школе, он начинает плохо учиться. И представьте
себе: у вас был ребенок, который до какого-нибудь 5-6-7 класса вполне себе
хорошо учился, и вдруг он перестал учиться.
Оксана
Галькевич: Скатывается, что называется.
Константин
Чуриков: Опять-таки обычная ситуация.
Ольга
Сунчалина: Обычная ситуация. Чаще всего как реагируют на это
родители? Они читают ему нотации, они говорят ему, что ты ленивый. Чаще всего,
наши стандартные реакции.
Константин
Чуриков: Ты хочешь только развлекаться, тебе ничего не надо,
ну, и живи, как хочешь.
Ольга
Сунчалина: Да, или ты глупый. На него начинают давить…
Оксана
Галькевич: И вот почему Петенька нормально учится и успевает,
а ты…
Ольга
Сунчалина: Сравнение, да. На него начинают давить в школе: как
же так, ты хорошо учился, что с тобой стало, ты должен хорошо учиться. Вот все
это приводит к тому, что депрессия ребенка еще больше усиливается. И тем самым
мы, стараясь, вроде бы, изо всех сил помочь ему, но на самом деле, мы еще
больше вводим его в депрессивное состояние. Ну, и еще один такой признак не,
может быть, самый частый, но тем не менее, может быть, имеет смысл обращать тоже
на него внимание. У ребенка может появиться двигательная заторможенность. В том
смысле, что он как-то… Раньше он был активный, бегал, прыгал, а тут он не
вылезает из дома, ему не хочется гулять, он в основном проводит время в кровати
и так далее.
Оксана
Галькевич: А не просто сидит за компьютером?
Ольга
Сунчалина: Например.
Оксана
Галькевич: А, в том числе и это?
Ольга
Сунчалина: Да, но вы увидите явно, что у него уменьшился
уровень физической активности.
Константин
Чуриков: Вы знаете, дети сейчас пошли такие, если в целом
говорить, они все тоже интернет-зависимы, планшетозависимы. Смотрите, вот этот
список, факторы, которые должны настораживать: изменение настроения, плохая
память, двигательная заторможенность… А такой фактор, как окружение ребенка –
его друзья, которых, например, я, как родитель, вообще отдаленное представление
имею о том, с кем он общается в школе. Этот фактор как влияет? Потому что если
вернуться к тому, с чего мы начали. Ведь не сами по себе дети совершают это?
Если говорить именно об этом факторе, кто-то подсказывает что-то.
Оксана
Галькевич: Это ведь манипуляция, Костя. Это люди, которые
понимают, что они делают, и пользуются этим хрупким состоянием.
Ольга
Сунчалина: Ну, вот смотрите: мне хотелось бы обратить ваше
внимание вот на что. Все наши дети, допустим, они сталкиваются с давлением
социума, например. Все наши дети-подростки они в общем-то находятся в зоне
риска того, что к ним кто-то подойдет на улице и предложит им наркотики и так
далее. Одни дети на это соглашаются, другие дети на это не соглашаются.
Возникает вопрос причины: почему ребенок скорее поведется на это. И вот то, как
все-таки как это видят, отвечают на этот вопрос себе психотерапевты: ребенок
скорее на это поведется, потому что он депрессивен. И почему я заговорила про
депрессию? Именно поэтому, чтобы родители, прежде всего, отслеживали
эмоциональное состояние ребенка. Когда ребенок находится в депрессии, также у
него может резко уменьшиться круг его общения: раньше он был, допустим, очень
компанейским ребенком, у него было много друзей, знакомых, приятелей – вдруг он
свое общение свел буквально к двум-трем знакомым. Это тоже может быть
настораживающим признаком.
Оксана
Галькевич: А с другой стороны, но смотрите, дети растут, те, с
кем он дружил в первом классе, зачастую не всегда остаются друзьями в 14 лет.
Они меняются, делятся по интересам: уже все, с этим мальчиком мне не интересно,
с этой девочкой я больше в куклы не играю.
Константин
Чуриков: Извините, одни как раз могут интересоваться
наркотиками, не дай бог, о которых вы говорили, а он один, одиночка говорит:
"Не, ребят, мне с вами не по пути, у меня там секция".
Ольга
Сунчалина: Ок, хорошо, но у него секция, он не замкнулся. В
данном случае нам прежде всего важно смотреть на то, чтобы ваш ребенок не
замкнулся. А чтобы не оказалось так, что он в одиночестве сидит дома, он ушел в
компьютерные игры, например. И компьютер для него является единственным
способом как-то подпитать и восстановить свою самооценку, например.
Оксана
Галькевич: Скажите, ну вот дети, они ведь начинают свою жизнь
с такого здорового, всепоглощающего интереса к жизни. Интересно все вокруг. В
итоге, вот в этот момент кризиса подросткового они приходят даже, может быть, к
отрицанию этой жизни, это в каком-то смысле естественно. Надо это увидеть, надо
это понять. Какие дети, из каких семей вот этот кризис проще проходят?
Ольга
Сунчалина: Ну, скажем так, я думаю, что дети пройдут проще в
тех семьях, в которых…
Оксана
Галькевич: Какие вот до такого окончательного… Какие дети,
какие характеры не доходят до этого окончательного отрицания жизни, до этой
черты. Что помогает им удержаться на краю, каким детям?
Ольга
Сунчалина: Когда родители были признаны, опознаны ребенком как
относительно хороший, помогающий человек. Человек, на которого можно
положиться, человек, к которому можно прийти и обратиться в случае чего. И,
может быть, который даже не столько осудит, сколько будет вместе с ребенком
пытаться искать выходы из сложившейся ситуации.
Константин
Чуриков: Поделитесь, пожалуйста, профессиональным секретом,
потому что все равно не все ходят к психологам, кто-то вообще в вас не верит.
Как надо разговаривать с ребенком, чтобы он поверил тебе, что ты можешь помочь,
чтобы он в общем-то не замыкался, что-то рассказывал, чтобы ты имел
представление, а что у него там в голове на самом деле.
Ольга
Сунчалина: Первое правило – это безоценочный контакт с
ребенком. Вы не оцениваете, вы никоим образом его не сравниваете с друзьями,
приятелями, одноклассниками.
Константин
Чуриков: Ни в худшую, ни в лучшую сторону.
Ольга
Сунчалина: Ни в худшую, ни в лучшую, да. Если вы его
критикуете, вы его критикуете не вообще ты плохой, ты глупый и так далее, а вы
говорите, что конкретно он сделал не так. То есть не личность критикуется, а
конкретные действия. После того как вы говорите, что конкретно он сделал не
так, вы предлагаете разные способы, как это можно было бы сделать лучше. Еще
лучше, на самом деле, пообщаться и поговорить с ребенком и вместе ним найти
этот выход: как можно было бы поступить лучше. Таким образом, это решение
возникает, скорее, у него, это его решение, и в этом смысле он не чувствует на
себя давления, он не будет тогда сопротивляться.
Константин
Чуриков: Да, но ведь в какой-то момент мамы и папы перестают
быть авторитетами, а авторитеты – это главарь шайки какой-нибудь, не знаю…
Оксана
Галькевич: Ну, просто человек, психологически более сильный,
такое бывает очень часто.
Ольга
Сунчалина: Согласна, и в этом смысле, конечно же, отношения с
ребенком… Их, по большому счету, надо формировать ну, можно сказать, с того
момента, как этот ребенок родился.
Константин
Чуриков: Вы знаете, у нас очень много сообщений, вот, Оксан,
даже последнее.
Оксана
Галькевич: Вопросы по поводу симптомов, на что следует
обратить внимание, нас спрашивают из Приморья: "А есть ли отклонения сна и
аппетита при депрессии?".
Ольга
Сунчалина: Вот, да. Будьте внимательны, помимо эмоционального
состояния ребенка точно так же надо быть очень внимательным к тому, как спит
ребенок. У него ухудшился сон, наоборот, он стал спать много, слишком много. И
что происходит с его аппетитом. Это симптоматические признаки депрессии. Любое
изменение в ту или иную сторону может говорить о депрессии. Еще один важный
симптом, который, может быть, тоже имеет смысл сказать. Иногда дети даже не
понимают, что у них депрессия, они, например, начинают жаловаться на плохое
состояние здоровья: у меня болит живот, у меня болит голова, они начинают
активно ходить к врачам, и таким образом они как бы соматизируют свою
депрессию. Врачи, скорее всего, ничего не обнаружат у них.
Оксана
Галькевич: Это такая психосоматика у них? Может быть, это
желание привлечь внимание? Может, сигнал родителям?
Ольга
Сунчалина: Это неосознанно: не то, что они это понимают,
специально делают – это неосознанный сигнал. Но если ребенок предъявляет такого
рода жалобы, врачи ничего не обнаруживают, то будьте внимательны к своему
ребенку: возможно, это признак депрессии.
Константин
Чуриков: Еще очень такое эмоциональное сообщение, длинное,
все целиком не успею процитировать. "Мы все столкнулись с величайшей бедой, -
пишут нам зрители, - причины этих явлений – дефицит времени у родителей,
которых система толкнула, вообще их жизнь на добывание денег. Школа практически
не занимается реальным воспитанием учащихся, невежества и формализма уйма,
учителя советских школ уходят на пенсию…" И так далее. Фактор школы в этом –
вот его можно выделить как отдельное явление?
Ольга
Сунчалина: Это достаточно большой и серьезный фактор. Помимо
семейного фактора – то, что происходит в семье, - школа также очень сильно
влияет на ребенка. И если вы посмотрите: то, что происходит в последних классах
школы, 10-11 классы перед подготовкой к ЕГЭ, то очень часто дети
невротизируются в этот момент. Идет очень сильное давление и со стороны
учителей, и со стороны родителей, которые говорят: "Если ты провалишь ЕГЭ, ты
не поступишь, считай, чо твоя жизнь закончилась".
Оксана
Галькевич: Психологическая нагрузка, конечно,
катастрофическая. Вы знаете, у меня был такой в жизни опыт, когда мне уже в
зрелом возрасте пришлось готовиться к серьезному экзамену и сдавать его. И я
вот подумала: "Слава богу, что от него ничего не зависит, как когда-то", потому
что я бы уже, я бы не выдержала. Вот эти перегрузки, как дети это все
выдерживают – это нереально.
Константин
Чуриков: А какие, по-вашему… Вот сейчас мы говорили в целом
о каких-то общих, общем фоне, на котором надо проявить внимание, к ребенку тем
более. А какие самые тревожные звоночки могут быть?
Ольга
Сунчалина: Самые тревожные звоночки могут быть, ну смотрите…
Иногда депрессия может проявляться в делинквентном поведении. Что имеется в
виду? Что ребенок стал вести какой-то асоциальный образ жизни, у него появились
асоциальные компании, он уходит из дома, возвращается поздно ночью. Он стал
пить, не дай бог, он стал принимать наркотики. Опять-таки, очень часто родители
на это реагируют таким образом, что он испортился. Не всегда это говорит о
социальном расстройстве ребенка – это может быть скрытая депрессия. И основное
отличие будет в том, что, даже когда ребенок употребляет алкоголь, он не
получает удовлетворения. И действует логика: пускай мне будет хуже. Это
депрессивная логика. Но это такой самый яркий, самый тревожный пример, чтобы
родители понимали, что за таким поведением ребенка стоит его испорченность,
скажем так. Второй пример – это, допустим, когда у него резко упало обучение, успеваемость
в школе. Ему тяжело стало выходить из дома, он зависает дома, он зависает в
компьютере, он становится крайне апатичным – это тоже яркое и тяжелое
проявление депрессии.
Оксана
Галькевич: Скажите, а есть разница в том, как протекает
депрессия у мальчиков и у девочек?
Константин
Чуриков: Опять с языка сняла, Оксана. Вот прямо точно такой
же вопрос хотел задать.
Оксана
Галькевич: У мальчиков и у девочек… Потому что, когда
разбирают мужскую, женскую депрессию, отмечают разные признаки характерные, как
себя ведут в зависимости от половой принадлежности. А у мальчиков и у девочек,
вот у подростков 13-14-15-летних.
Ольга
Сунчалина: Ну, безусловно, такая разница может быть. Но,
скорее всего, на мой взгляд, девочки будут реагировать по меланхолическому типу.
Что я имею в виду?
Оксана
Галькевич: Но не обязательно?
Ольга
Сунчалина: Не обязательно.
Оксана
Галькевич: Как всегда все в нашей жизни бывает.
Ольга
Сунчалина: Все очень относительно. У них будет подниматься
чувство вины, чувство стыда, ощущение себя плохой, виноватой перед родителями,
перед родственниками. Она может начать тревожиться, что что-то не так с ее
телом, и это как раз тот возраст, когда у девочек развивается анорексия. То
есть они начинают худеть, часто за анорексией стоит тяжелая депрессия у
девочки-подростка. Мальчики, скорее, могут стать более агрессивны.
Оксана
Галькевич: Насколько быстро вообще ребенок, если мы говорим о
том, что ребенок принял для себя решение, вот это крайнее решение, насколько
быстро оно у ребенка вызревает? Это может пройти год, полгода или это
стремительно?
Ольга
Сунчалина: По-разному.
Оксана
Галькевич: Насколько быстро родителям надо реагировать,
понимаете? Ведь тоже…
Ольга
Сунчалина: Я считаю, что родителям надо реагировать сразу, не
дожидаясь того, что они явно начнут замечать суицидальное поведение своего
ребенка. То есть в принципе диагноз "депрессия" ставится тогда, когда те
признаки, которые я перечислила, длятся в течение нескольких недель. Если они
стали устойчивыми, эти признаки, и длятся в течение нескольких недель, уже пора
обращаться за помощью.
Константин
Чуриков: Ну, наверное, все-таки вы хотите сказать, что
обращать внимание на ребенка надо всегда и в любом случае, даже при отсутствии
каких-то, может быть, тревожных звонков. Но у меня из этого вытекает вопрос,
как здесь не перегнуть палку, не заняться вот этой гиперопекой, потому что им
тоже это очень не нравится. Вот как здесь не стать, с одной стороны, нянькой, а
с другой стороны, быть в курсе.
Оксана
Галькевич: С другой стороны, ты его еще не всегда к психологу
приведешь, это же не маленький ребенок – взял и принес. Попробуйте подростка:
"Дорогой (или дорогая), давай сходим к психологу на прием". Это как-то вот еще…
Затянуть-то в кабинет.
Ольга
Сунчалина: Я согласна. Порой, для родителя это целая задача –
затянуть ребенка в кабинет к психотерапевту, тем более что в обществе устоялось
такое мнение, что к психотерапевту ходят только совсем больные, нарушенные
люди. Но тем не менее, сделать это необходимо и важно, вы всегда можете найти
тот способ, которым вы сможете замотивировать своего ребенка. Вы можете ему
сказать: "Смотри, ты плохо к себе относишься, у тебя низкая самооценка, давай
мы тебе попробуем помочь с этим".
Константин
Чуриков: А его это не отпугнет, кстати?
Ольга
Сунчалина: Что низкая самооценка?
Константин
Чуриков: Да.
Оксана
Галькевич: А пусть у меня будет низкая самооценка, ну и что,
мне пусть будет хуже, ну и что, не надо мне никакой помощи, не хочу.
Ольга
Сунчалина: Но вот в этом смысле, конечно же, для того чтобы
родитель смог уговорить своего ребенка пойти и обратиться за помощью, очень
важно ему установить контакт со своим собственным ребенком.
Оксана
Галькевич: А вот контакт, нам пишет Анна из Астрахани. Может быть,
хватились не в тот момент, но хватились. "Ребенок разговаривает только "да" или
"нет"". Малыш, как у тебя дела? Дорогой, как у тебя дела? Нормально. В
телефонах весь и в наушнике. Что делать? Он уже вырос, ну, какой-то был момент
упущен. Пытаются что-то сделать, а никак.
Ольга
Сунчалина: Ну, смотрите. Есть разные виды психотерапии: есть
индивидуальная терапия, когда работают с подростком. Есть семейная терапия,
когда на прием к врачу приходят и подросток, и, например, родители. Это очень
важная составляющая – почему? Потому что во время приема появляется возможность
наладить контакт между родителем и ребенком.
Константин
Чуриков: Еще несколько сообщений.
Оксана
Галькевич: Лечить надо все стороны, получается?
Константин
Чуриков: Мнение зрителей. "Убирайте компьютер и научите
детей читать книги, учите музыке, учите танцам – депрессия от безделья". Еще
пишет зрительница: "Отдала ребенка в кадетскую школу, он поменялся на глазах в
лучшую сторону". Смотрите, но ведь это, наверное, частая ситуация, когда родители
подростка (у меня дети младше, но все равно я слышу): да он ничем не
увлекается, ему ничего не нужно. А вот как на этом фоне, когда действительно
многим… Ребята не знают, что им интересно. Как и чем увлечь ребенка?
Ольга
Сунчалина: Ну, вот смотрите. Изначально мы с вами немножечко
говорили: ребенок рождается в этот мир, имея очень большой, огромный интерес.
Некоторые психологи даже говорят, что есть исследовательский инстинкт у
ребенка. Потом, в силу воспитания, этот инстинкт начинает потихонечку подавляться.
Как увлечь? Допустим, очень часто бывают такие ситуации, когда… Опять-таки,
вроде, желая как-то правильные мысли привить ребенку, что надо все доделать до
конца, ребенка заставляют, например, ходить в те кружки, которые ему явно уже
не нравятся.
Оксана
Галькевич: Но зато они нравятся родителям. Он считает, что он
должен вот этим заниматься, а не вот этим.
Ольга
Сунчалина: Да. Но тем самым мы отбиваем интерес у своего
ребенка. И в этом смысле, для того чтобы у ребенка сохранился интерес, очень важно
дать ему возможность, предоставить ему возможность. Раскинуть перед ним как
веер: смотри, ты можешь пойти на кружок рисования, на кружок пения, на кружок
самбо, на каратэ и еще куда угодно. Выбирай, что тебе больше понравится. Пускай
он везде походит, пускай он везде попробует – где-то он явно осядет, где-то
что-то ему понравится.
Оксана
Галькевич: И не говорить: что ты за все хватаешься, нигде
нормально ничего не можешь сделать. Это начал – бросил, это начал – бросил. Так
нельзя?
Ольга
Сунчалина: Я понимаю, что у родителей это может вызвать очень
большое раздражение.
Оксана
Галькевич: Раздражение, конечно.
Ольга
Сунчалина: Безусловно, но если мы помним о том, что прежде
всего нам важно сохранить контакт с ребенком и доверительные отношения, то все-таки
главное условие для сохранения контакта – это то, что ребенок нас опознает как
человека, который в целом "за" него, а не "против" него.
Оксана
Галькевич: Очень важные слова.
Константин
Чуриков: Спасибо. Мы говорили о том, как предотвратить
детский суицид, подростковый суицид. В студии у нас была Ольга Сунчалина,
психолог-психотерапевт Центра психотерапии и психологического сопровождения
доктора Бабина. Спасибо.
Оксана
Галькевич: Спасибо.