Омбудсмен Амет Володарский: Рособрнадзор начинает делить людей на класс, которым дозволено получать высшее образование, и класс, которым не дозволено

Омбудсмен Амет Володарский: Рособрнадзор начинает делить людей на класс, которым дозволено получать высшее образование, и класс, которым не дозволено
Надбавки к пенсиям. Россия и Белоруссия: объединение экономик? Рост цен на жильё. Школьное питание. Капризы погоды
Пенсии будут расти? Когда и на сколько поднимутся социальные выплаты?
Сергей Лесков: Хватит кормиться за счёт нефти и газа - переработанных останков всяких мамонтов и диплодоков. Это оскорбительно для страны!
Татьяна Кулакова: Хотя на городском транспорте и низкие тарифы, мы всё равно много платим за проезд – своими налогами
Владимир Жарихин: Лукашенко понимает, что Беларусь, может, и нужна Западу, но Лукашенко ему не нужен
Чем более запутана система для потребителя услуги, тем легче управленцу проводить решения, которые ему выгодны
Прежде всего должен быть утвержден сбалансированный рацион питания школьников. В этом вопросе нельзя ставить во главу угла деньги
Сергей Хестанов: Если не собирать усиленно налоги, а оставить деньги людям или бизнесу, они распорядятся ими с большей пользой для экономики
Личное мнение: Владимир Малахов
Цены на недвижимость в России растут вдвое быстрее, чем по всему миру
Гости
Амет Володарский
руководитель проекта Росвуз.рф, омбудсмен в сфере образования
Андрей Милехин
президент исследовательского холдинга «Ромир»

Тамара Шорникова: Следующие 15 минут будем говорить о платном образовании. Все меньше людей готовы отдавать деньги за учебу. Вот данные нового социологического опроса на эту тему, давай расскажем о них.

Иван Князев: Ну да, все больше граждан как раз таки не готовы платить за учебу. Сейчас мы посмотрим небольшие цифры. Вот смотрите. 71% граждан не готов платить за собственное образование – это если в общем. Безоговорочно готовы отдать ребенка на платное отделение 31% опрошенных. А вот когда речь заходит о себе, то эта цифра еще ниже – всего лишь 9%. Сейчас вы увидите все цифры.

Многие сверяют эти возможности со своими доходами: «Сколько примерно придется платить мне в год, если я получаю примерно столько-то? В общем, будет у меня возможность платить за образование?» А платить-то придется как раз таки. 56 тысяч рублей – это если в среднем посчитать. Траты на образовательные услуги, в общем, у нас растут, а количество тех, кто готов платить, так или иначе сокращается.

Тамара Шорникова: Будем выяснять, кто из наших телезрителей готов платить такие деньги. В среднем 56 тысяч рублей в этом году нужно заплатить.

Иван Князев: Достаточно серьезные деньги, если посчитать, учитывая, сколько в среднем люди у нас получают по стране.

Тамара Шорникова: Это были данные исследовательского центра «Ромир». Мы можем с первоисточником сейчас поговорить. У нас на связи Андрей Милехин, президент исследовательского холдинга «Ромир». Прямо у него узнаем, как проводилось исследование, кого в каких регионах спрашивали. Ну и другие цифры, конечно же, тоже выясним. Здравствуйте, Андрей.

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей.

Андрей Милехин: Да, добрый день.

Тамара Шорникова: Если говорить об этом исследовании, то где проводилось, какое количество людей в нем участвовало?

Андрей Милехин: Это был всероссийский опрос. Соответственно, данные можно перенести на все взрослое население России. И вопрос касался отношения к образованию как твоих детей, так и себя лично.

Иван Князев: Андрей, а можно уточнить: как все-таки точно звучал вопрос? «Вы готовы платить за образование?» или «Вы не готовы платить вот столько-то за образование?» Потому что мы сейчас привели цифры – 56 тысяч рублей нужно платить.

Андрей Милехин: Ну, я не знаю, откуда эти цифры взялись. У нас этот вопрос стоит регулярно, мы на протяжении уже десятилетий смотрим отношение россиян к своему развитию, саморазвитию, к образованию. Поэтому вопрос стоял: «За что вы готовы платить в отношении себя и своих детей?»

И то, что мы фиксируем – да, отношение к этой теме, как и многое, стало более рациональным. Те, кто могут платить, они просто начинают более внимательно относиться к целесообразности и к эффективности своих расходов. Ну, к сожалению, да, есть те, кто до сих пор находятся в серьезном ограничении и скорее в режиме выживания, и для них такой вопрос просто неактуален.

Иван Князев: Я как раз таки на этом моменте хотел бы немножко заострить ваше внимание. Все-таки рациональный отход и отсутствие возможностей – это немножко разные вещи. А все-таки рациональный подход – это что значит? «Я не хочу, чтобы мой ребенок получал такую-то профессию, потому что он в будущем не сможет ею воспользоваться, она ему не пригодится? И смысла нет платить за него»?

Андрей Милехин: Ну, вы знаете, народ мудр. И если говорить, что лежит на поверхности, то мы все начинаем понимать, что нам нужны не «корочки», а конкурентоспособность себя на рынке труда. Поэтому значительно больше люди готовы рассматривать углубление своих знаний, специализацию, дополнительное образование, чем получение, скажем, второго высшего или продолжение своей научной карьеры.

Но за этим, повторюсь, стоят куда более глубокие процессы. Вы только вдумайтесь: сто лет назад семь классов церковно-приходской школы считались образованием. Сейчас, когда мы говорим об образовании, все подразумевают высшее образование. Но и его недостаточно. Наши родители могли один раз в жизни пройти переподготовку и, в общем-то, быть профессионалами. Сейчас учиться необходимо постоянно. И для этого та система образования – школьного, среднего, вузовского – просто недостаточна.

Вы знаете, что все большую и большую популярность набирают всевозможные бесплатные и платные ресурсы непрерывного совершенствования, образования и просто получения дополнительных знаний и навыков.

Иван Князев: Да, хорошо, спасибо. Уважаемые друзья, я хочу обратиться к вам…

Тамара Шорникова: Давай сначала поблагодарим Андрея Милехина…

Иван Князев: Да, поблагодарим, конечно. Простите.

Тамара Шорникова: …президента исследовательского холдинга «Ромир», что был с нами на связи.

Иван Князев: Уважаемые друзья, если вы сейчас или ваши дети собираются поступать в высшие учебные заведения или, может быть, вы хотите поучиться, расскажите нам, готовы ли вы платить за свое образование, если такая необходимость возникнет? Поэтому звоните нам в студию.

Тамара Шорникова: И если готовы, то сколько готовы отдавать?

Иван Князев: Да, если готовы, то сколько? Конечно же.

Тамара Шорникова: А прямо сейчас свяжемся с нашим телезрителем. У нас на связи Галина. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Галина.

Зритель: Здравствуйте. Я очень рада, что к вам дозвонилась. Я из Чувашии. Мое мнение такое. Мои родители, папа, мама, родственники воевали. А за что они воевали? Чтобы мы платили за знания? У нас была программа тогда «Учимся бесплатно», медицина бесплатная. А сейчас живу в этом мире, и мои дети… Я даже моим внукам, честно вам говорю, не могу объяснить, в какой мы стране живем.

Тамара Шорникова: Галина, подождите. Давайте справедливости ради мы расскажем о том, что и сейчас есть такие возможности получить образование бесплатно.

Иван Князев: Ну конечно, и достаточно много.

Тамара Шорникова: Можно хорошо учиться, закончить школу, сдать хорошо ЕГЭ, поступить в тот вуз, в который ты хочешь поступить, и получить профессию, которую хочешь получить. Речь идет о том, готовы ли вы вместо бесплатно вуза отдавать ребенка, например, в платный университет, готовы ли вы вкладываться в свое самосовершенствование или в новую профессию для того, чтобы чувствовать себя увереннее на рынке труда.

Зритель: Я хочу, чтобы мои дети и мои внуки учились, очень хочу! Но я на свою зарплату… А в Чувашии у нас средняя зарплата – 11, 12, 13 тысяч. Мы не можем платить! Я очень хочу, чтобы все учились, но не получается.

Тамара Шорникова: Галина, спасибо.

Иван Князев: Это, наверное, главный вопрос. Да, спасибо вам большое, Галина.

Тамара Шорникова: Здесь резон есть, конечно.

А прямо сейчас свяжемся с Аметом Володарским, руководителем проекта «Росвуз.рф», омбудсменом в сфере образования. Амет, здравствуйте.

Амет Володарский: Добрый день.

Тамара Шорникова: Слышно ли нас?

Амет Володарский: Да-да-да, все хорошо.

Тамара Шорникова: Отлично! Что вы можете сказать по поводу новых данных исследования? Они показывают, что количество тех, кто готов платит за платное образование, с годами снижается. С чем вы это связываете? При этом траты конкретной семьи на образование растут.

Амет Володарский: Вы знаете, я не очень уверен, что есть динамика. Нужно сравнивать динамику этих исследований. Я думаю, что если бы мы увидели динамику пять лет назад, десять лет назад, то мы увидели бы, что как раз тенденция идет на то, что люди готовы и понимают, зачем им платить за свое образование. Поэтому мне кажется, что сейчас эти цифры не показывают положения… они показывают положение вещей сейчас, но не сравнивают с предыдущими периодами.

Тамара Шорникова: Нет, уточню, уточню. Есть данные, например, по сравнению с пятилетним прошлым: буквально на 5% меньше в среднем уменьшилось количество людей, которые готовы платить за образование.

Амет Володарский: Объясню – почему.

Тамара Шорникова: Мы хотим понять, в том числе с вашей помощью, почему, и с помощью наших телезрителей.

Амет Володарский: Потому что за пять лет… Есть такая организация Рособрнадзор, и она практически объявила войну высшим учебным заведениям. Сегодня тысячи высших учебных заведений закрыты. То есть под видом борьбы за эффективность и за повышение качества на самом деле Сергей Кравцов сегодня закрывает вузы. И уже сейчас мы видим такую проблему, что конкуренции совершенно нет, вузы закрываются, некоторые государственные вузы объединяются в огромные конгломераты. И людям просто некуда идти. Может быть, они и готовы были бы платить за образование.

А вторая вещь – это появление новых технологий. Появилась так называемая модульная система образования. Сегодня можно, сидя дома, получить определенный модуль в разных вузах, в том числе в нашей стране. Сегодня ведущие федеральные университеты имеют модули, которые могут преподавать с помощью онлайн.

Иван Князев: Амет, я хотел спросить: а может, мода прошла на это явление, когда люди получали по два высших образования, по три, абсолютно непонятно зачем? Просто сейчас начали деньги экономить и понимать, что два образования или три – это ну уж совсем не нужно.

Амет Володарский: Да, есть доля правды в том, что вы говорите. Но не совсем мода прошла. Мода немножко изменилась. Я бы не назвал это модой. Прогресс сегодня ставит задачи перед работниками таким образом, что люди понимают, что наступил процесс longlife learning, то есть обучение на протяжении всей жизни. Одного диплома недостаточно. Человек получил квалификацию, и он понимает, что если он хочет быть внутри профессии, то он должен постоянно делать апгрейд, обновление своей профессии. И для этого необязательно нужно второе высшее образование, для этого достаточно этих модульных «присадок».

Более того, коллеги, я вам хочу сказать, что еще 5–7 лет – и не будет четкой грани, границы между высшим, средним специальным образованием и так далее. Уже сегодня ведущие работодатели смотрят не на диплом, а на компетенции. А там могут быть компетенции, модули из высшего образования, из среднего специального образования, из гуманитарного… Сегодня век междисциплинарного образования, поэтому вот такой четкой грани между так называемым средним специальным и высшим образованием не будет.

Тамара Шорникова: И очень много SMS из разных регионов. «Платное обучение – полбеды. Даже готовы насобирать, взять кредит, занять. Но где потом работать?» Люди не видят четкой связи между твоим хорошим бэкграундом образовательным и твоими возможностями на рынке труда, именно в регионах.

Иван Князев: А так ли это на самом деле?

Амет Володарский: Это не так. То есть я думаю, что нельзя говорить, что это вообще не так. Проблема в том, что, вы понимаете… Как Андре Моруа писал в своей книге, он говорил: «Мы профессию выбираем вслепую – точно так же, как жену. Это только потом мы уже узнаем, что это за человек или что это за профессия».

Поэтому у тех людей, которые по какой-то причине выбрали неправильно профессию, как им кажется, опять-таки у них сегодня есть возможность благодаря большому количеству спецкурсов, в том числе онлайн, моделировать свою профессию. Ты можешь быть не просто, например, переводчиком, а переводчиком в сфере медицины. Ты можешь быть не просто экономистом, а экономистом в сфере ЖКХ и так далее. То есть ты можешь своей профессии делать постоянные «присадки». И фактически ты становишься архитектором собственной учебной программы.

Иван Князев: И собственного будущего, наверное, соответственно, да?

Амет Володарский: В общем, да, и собственного будущего.

Иван Князев: Амет, вот смотрите. Если отталкиваться от тех сообщений, которые к нам приходят, в целом можно подвести такой вывод, что люди не хотят платить за свое образование. И такая общая тенденция, общий настрой, что образование у нас становится более недоступным, что ли.

Амет Володарский: Да. К сожалению, вот то, что сегодня делает Рособрнадзор – он фактически начинает делить людей на классы: класс людей, которым дозволено учиться и получать высшее образование, и класс, которым не дозволено. Я думаю, что это нужно пересмотреть. Тем более что, еще раз говорю, понятия высшего образования уже скоро не будет, а будет понятие вообще компетенций. И надо дать возможность…

Причем я не знаю, откуда родилась эта мысль: «У нас такое большое количество высших учебных заведений! Может быть, их сократить?» Это неправда. У нас их мало. У нас, извините… Вообще возможность получать высшее образование и вообще образование – это не должно быть привилегией. Вы знаете, это как воздух, это как вода. Это должно быть дозволено всем людям.

Тамара Шорникова: Да, спасибо большое.

Иван Князев: Спасибо, спасибо, Амет.

Тамара Шорникова: С нами на связи был Амет Володарский, руководитель проекта «Росвуз.рф», омбудсмен в сфере образования. Мы обсуждали платное образование и то, готовы ли платить за него.

Иван Князев: Готовы ли мы платить за него – как за свое образование, так и за образование наших детей.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски