Тамара Шорникова: Продолжаем. Ни к селу, ни к поселку: губернатор Магаданской области Сергей Носов на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока констатировал, что система ОМС вошла в противоречие с сельским здравоохранением, с больницами, с ФАПами, расположенными в поселках и деревнях. Сергей Носов, губернатор Магаданской области: Практика показывает, что финансирование по системе обязательного медицинского страхования за выполненные объемы медицинской помощи не работает в населенных пунктах с численностью до 10 тысяч человек. Таких населенных пунктов на Дальнем Востоке 94%, в них проживает 20% от общей численности населения. Например, Камчатский край, Алеутский район, Командорские острова, население 700 человек, расстояние до Петропавловска-Камчатского 775 километров по воздуху, транспортная доступность морем, грузопассажирское судно один раз в месяц. Для такого количества населения по федеральным нормативам полагается фельдшерско-акушерский пункт с объемом финансирования из ОМС 3 миллиона рублей. Фактически регион содержит районную больницу с основными медицинскими отделениями: терапия, хирургия, гинекология. Десять коек круглосуточного и пять коек дневного стационара с общим финансированием на содержание 39 миллионов рублей. Таким образом, дефицит, а это 92% расходов, покрывается за счет перераспределения общего объема финансирования между медицинскими организациями, которые работают в системе ОМС. Александр Денисов: Губернаторы, присутствовавшие на совещании, поддержали Сергея Константиновича: мол, у каждого из нас есть свои Командорские острова в системе здравоохранения. Примечательно, что систему ОМС защищать никто не взялся, даже министр здравоохранения Михаил Мурашко рассказал, сколько денег будет перечислено регионам, что возникло ощущение: это уже не страховая система, а подстраховываемая. Михаил Мурашко, министр здравоохранения РФ: С учетом климато-географических особенностей расселения населения сами по себе только платежи в систему ОМС вот ту инфраструктуру, которую мы должны содержать в силу особенностей региона, они не покрывают, поэтому просто перераспределение не решает. Мы на следующий год запланировали, да, изменение коэффициента дифференциации, закладываем 6,2 миллиарда, и в этом году по поручению председателя правительства выделены дополнительные деньги на финансирование системы здравоохранения. Вот сейчас распределено 85 миллиардов рублей. Но, конечно же, только за счет средств ОМС покрыть вот ту инфраструктуру, которую мы должны содержать в этих регионах, нам сложно. Тамара Шорникова: Губернатор Магаданской области попросил президента погасить коммерческую задолженность региона. Занимали, чтобы покрыть дефицит в системе здравоохранения. Президент в свою очередь попросил губернатора возглавить подгруппу в президиума Госсовета, которая и займется решением проблем в системе ОМС. Собственно, будем разбираться... Владимир Путин, президент РФ: Значит, что касается ОМС, ну что? Мы же понимаем, здесь объективно было сказано по поводу малочисленных населенных пунктов. Формулу надо менять тогда, надо подумать над этим, как это сделать так, чтобы это соответствовало реалиям, ну жизни соответствовало, не нашим каким-то представлениям о том, как хорошо было бы, если бы достаточно было этих ресурсов. Но их явно недостаточно в небольших населенных пунктах. Надо об этом подумать, посмотреть и эти формулы поменять. Александр Денисов: Ну и вот теперь разбираться, менять или отказаться от системы ОМС, обсудим. Тамара Шорникова: Обсудим с нашими экспертами. Но сначала посмотрим видеоматериал, как обстоят дела с медпомощью в чувашском поселке Долгая Поляна и в уральском Пролетарка. После вернемся в студию и уже предметно поговорим. СЮЖЕТ Александр Денисов: Прекрасный репортаж Елены Тимоновой. Лена сегодня и сюжет сделала, и на акциях «Газпрома» заработала: последнюю трубу сварили «Северного потока», акции подскочили. Вот Лена может вложить в здравоохранение и Пролетарки, и Долгой Поляны, поддержать сельское здравоохранение... Тамара Шорникова: Надо уже режиссерам фотографию Лены показывать, чтобы знали, о ком говорим. Николай Прохоренко, кандидат экономических наук, первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, эксперт сейчас будет отвечать на наши и на ваши вопросы. Позвоните и расскажите, как у вас дела с медициной обстоят в вашем городе, в вашем поселке. Здравствуйте. Николай Прохоренко: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да. Николай Федорович, вот сразу прилетела SMS, Ленинградская область: «А сколько система ОМС тратит на саму себя?» Может быть, действительно пора отказаться от нее или как минимум от промежуточных дельцов в виде страховщиков? Николай Прохоренко: Ну, вопросы об этом задаются и звучат последние, наверное, лет 15, если не больше, а воз и ныне там, как говорится. Дело в том, что система здравоохранения, знаете, вот если говорить о том, сколько она на себя тратит, это покажется не очень большими деньгами. Всего в системе ОМС в настоящее время 2 с лишним триллиона денег каждый год, система на себя тратит около, ну впрямую около 35–40 миллиардов рублей. На самом деле, если посчитать деньги, которые идут на содержание договорной работы административных всех вещей у медицинских организаций, эту сумму можно умножить, может быть, на полтора, может быть, на два. Александр Денисов: Николай Федорович, долго говорили, я не вас имею в виду, а вот долго обсуждали, вы говорите, 15 лет. Как менять формулу? На этом совещании зашла речь, министр говорит: «Да, конечно, средств ОМС не хватает». Означает ли это отказ от системы ОМС? Раз уж мы все равно даем деньги напрямую из бюджета, так давайте продолжим давать деньги и действительно закроем эту систему. Либо, как сказал президент, мы не будем отказываться от этой системы, поменяем формулу. Что в этой формуле можно изменить? Николай Прохоренко: Вот, вы знаете, в риторике президента лет, наверное, 5–6 назад звучали вот эти вопросы, что, может, вообще отказаться, что страховые компании, фонды являются просто передатчиками средств. Но последние года 3 эта риторика исчезла и о демонтаже системы ОМС практически никто на самом верху не говорит. Единственное, я хочу обратить внимание, что система ОМС постепенно упрощалась-упрощалась-упрощалась, уменьшала относительный свой объем по деньгам по сравнению с тем, что нужно, и в настоящее время является, не побоюсь этого сказать, антиподом того, что хотелось бы врачам и пациентам. Александр Денисов: Да, у них забрали часть средств, им уже меньше коэффициент выделяют из собираемых денег, вывели из-под ОМС федеральные медучреждения, их уже больше, которые не входят в эту систему, там государство разбирается. Николай Федорович, единственный плюс, но, безусловно, он жирный, этот плюс, у системы ОМС – пациент может позвонить. Если его ставят на УЗИ через месяц-два, он снимает трубку, нажимает кнопки на своем смартфоне, и о чудо, его ставят уже в ближайшее время, медучреждение боится штрафов. Пожалуй, это эффект от этой системы. Николай Прохоренко: В любой стране, есть ОМС или нет ОМС, есть институты определенные, я имею в виду гражданские не гражданские и государственные, которые отвечают за прием обратной связи. Поэтому пациенту всегда есть куда позвонить во всех странах и это не заслуга системы ОМС как таковой. А ОМС система призвана выяснить недостаток объемов, посмотреть, эффективное расходование средств или не эффективное и, соответственно, формировать следующую программу на следующий год с учетом этого. Она же в настоящее время служит некой защитой от недовольства пациентов и медиков из-за того, что денег выделяется ровно в 2 раза меньше, чем надо. И получается таким образом, что у нас не требуемые объемы диктуют объем терпрограмм, а деньги, выделяемые на терпрограмму, диктуют тот самый объем медицинской помощи, который можно оказать в системе обязательного медицинского страхования. Она перевернулась, понимаете, и деньги стали править бал, не потребности в медицинской помощи, не клинические протоколы, не их реальная стоимость, а именно сколько денег, столько и песен, это классический совершенно вариант в настоящее время. И экономические взаимоотношения, несмотря на то что деньгам в системе ОМС и их предсказуемым тратам уделяется самая большое значение, система как раз экономически несостоятельна из-за того, что тарифы, применяемые при оплате медицинской помощи, совершенно не соответствуют реальной себестоимости. Причем себестоимости не завышенной, не какой-то там желаемой с, извините, золотыми унитазами и т. д. Речь идет о том, что просто требования клинических рекомендаций по текущим ценам не выполняются где-то на 40–50% точно, не говоря уже об объемах, которых тоже не хватает. И система не может реагировать гибко на вот подобные вещи, которые рассматривались на этом совещании. О сельском здравоохранении говорят очень давно, мы об этом говорим точно 15 лет; мы говорим о том, что неприменимы к медицинским организациям, находящимся в трудноудаленных местах, классические подходы и нормативы, которые существуют в федеральном фонде. Но вот нужно, видно, чтобы президент об этом... Александр Денисов: Николай Федорович, чтобы понять нашу цель, в соцстрах взимается примерно 30%, налоговая ставка, то есть наши работодатели сверху еще платят 30% во все эти фонды, включая фонд ОМС. Сколько там, 5% уходит туда от 30%? Николай Прохоренко: Да, 5,1%. Александр Денисов: Да, 5%. Что нам нужно, в рамках этих 30% поднять долю взносов на медицину или еще больше, не 30% сверху к зарплате на соцстрах взимать, а 40% уже, например, или 50%, и тогда мы заживем? Вот ваше конкретное предложение, чтобы на Командорских островах люди тоже жили и лечились? Николай Прохоренко: Мое конкретное предложение многократно озвучивалось. Дело в том, что есть определенная доля средств, которые каждое государство выделяет на медицину по сравнению со своим валовым национальным продуктом, с ВВП. Вот у нас эта доля около 3–3,2%, и в перспективе она даже немного уменьшается. ВОЗ и Евросоюз же говорят о том, что выделяемые средства меньше 6–7% ВВП не способны финансировать самодостаточную систему здравоохранения национальную любую, любой страны. И поэтому нам просто нужно в 2 раза увеличить государственные траты на здравоохранение, и есть куда эти деньги направить, чтобы они сработали очень эффективно. Это в первую очередь, безусловно, лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях для всех пациентов, не только для... Александр Денисов: Николай Федорович, это налоги? Вот мы с Тамарой сейчас начнем больше налогов отчислять? Ну, точнее не мы, как государство примет, работодатель ответит. Вот этот путь? Николай Прохоренко: Вы спрашиваете о механизме. Александр Денисов: Да-да. Николай Прохоренко: Не надо смешивать механизм и объем. Александр Денисов: Да. Николай Прохоренко: То есть было бы желание, механизм можно придумать любой, который не тронет вас, который... У нас почему-то, когда речь идет о других государственных ценностях, которые считаются приоритетами, речь не идет о механизме, просто выделяются деньги по федеральной программе какой-то и все. И поэтому здесь довести до медицинских организаций деньги можно очень разными путями, совершенно необязательно увеличивая ту самую долю ОМС, которую вы обозначили. Можно лекарства вывести в совершенно отдельную программу. Можно доплаты медикам выделить в отдельную программу и повысить таким образом заработную плату. Можно ВМП сделать отдельной федеральной программой, тоже вывести часть ее из ОМС. Поэтому речь не идет о повышении налогов, к которым вы постоянно сводите разговор, речь идет о большей трате государства на здравоохранение. Александр Денисов: Ну где же ему взять-то, как не у граждан? Ну это так, ремарка. Николай Прохоренко: Вы знаете, нет, нет. Вы посмотрите, есть предложения академиков наших, экономистов, которые говорят о том, что перераспределение от супербогатых средств к именно, с увеличением их налогообложения, оно решает все эти вопросы. Вы посмотрите, доля миллиардеров у нас увеличилась, они заработали какие-то жуткие совершенно миллиарды в течение последних... Александр Денисов: Николай Федорович, в Думу идете в этом году или нет? Николай Прохоренко: Так что деньги есть откуда взять. Александр Денисов: Да. В Думу идете с такими лозунгами? Вы бы прошли. Николай Прохоренко: Я думаю, что меня в Думу не выберут, вот, потому что там нужны другие люди. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Николай Прохоренко, кандидат экономических наук, первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением. Вот какие SMS присылали наши телезрители. Нижегородская область: «Убрать ОМС», – врач пишет нам из Нижнего Новгорода. Было бы здорово, конечно, если бы вы развернутый ответ прислали, что конкретно не устраивает в этой системе. «У нас даже зубы вырвать нельзя, 2 тысячи рублей за один зуб. Зачем нужна такая медицина?» – это уже SMS из Калининградской области. Ну и, конечно, огромное количество, просто ворох сообщений о том, сколько стоят медицинские услуги в разных городах и в разных регионах, по тому самому полису получить адекватную помощь люди часто не могут. Александр Денисов: Да. Обсуждали ОМС, был у нас Николай Прохоренко на связи. Переходим к следующей теме.