Ольга Арсланова: Ну что же, мы продолжаем. Российский бизнес переходит на онлайн-кассы. Дело в том, что ввести аппараты с онлайн-расчетами должны по правилам все пункты торговли продуктами питания, общепит, турагентства, интернет-магазины и другие сферы предпринимательства. Это нужно сделать до 1 июля. Петр Кузнецов: А с 1 июля 2018 года онлайн-кассы должны появиться у бизнесменов, которые оказывают услуги либо работают по системе единого налога на вмененный доход или по патентной системе, а еще у торговых автоматов и платежных терминалов. Планируется перевести в режим онлайн-передачи фискальных данных 3,5 миллиона касс к середине 2018 года – при том, что пока в ФНС зарегистрировано только 230 тысяч таких касс. Ольга Арсланова: Но уже звучат предложения о том, что частично малый бизнес – как минимум частично – стоит освободить от этого обременения. Например, президент Татарстана Рустам Минниханов предложил отложить введение онлайн-касс на три года в маленьких населенных пунктах до 1000 человек, а до 500 человек – освободить полностью. Он указывает, что иначе нагрузка на владельцев торговых точек будет очень высокая, бизнес будет нерентабельным – и в итоге все закроется. Ну а Заксобрание Челябинской области внесло в Госдуму законопроект об отмене обязательной установки онлайн-касс на удаленных территориях. Плюс, помимо этого, Госдума будет рассматривать законопроект, который освобождает малый бизнес, работающий по патентам и единому налогу на вмененный доход, вообще от полной необходимости использовать онлайн-кассы. Много предложений, которые говорят о главном: с ними, с этими онлайн-кассами точно все непросто. Петр Кузнецов: У нас в гостях Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". Александр Сергеевич, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Александр Калинин: Добрый день. Петр Кузнецов: Мы знаем, что именно "Опора России" выступала с аналогичным предложением еще на этапе обсуждения необходимости онлайн-касс. Давайте начнем с того, что у нас уже простые граждане – не малый бизнес – спрашивают, что это за онлайн-кассы, плюсы и минусы онлайн-касс. То есть мы спрашиваем не только бизнес, который по-прежнему призываем позвонить нам и рассказать, как вы готовитесь к внедрению онлайн-касс, сколько, по вашим подсчетам, все это дело выйдет. В общем-то, давайте действительно начнем с технических вопросов. Ольга Арсланова: Зачем это все? Петр Кузнецов: Что такое онлайн-касса? Как будут выдаваться теперь? Будут ли электронные чеки вместо фискальных, бумажных? Александр Калинин: Онлайн-кассы – это действительно технология XXI века. Мы все привыкли к смартфонам, хотя ведь они появились буквально… Ну, меньше, наверное, десяти лет назад появились первые смартфоны, а сегодня все имеют смартфоны, кто-то имеет два смартфона. Мы уже настолько к этому привыкли, что забыли, что эта технология появилась недавно. То же самое – онлайн-касса отличается от обычной. Если в обычной вам должны пробить чек, выдать его на руки, выдать при необходимости накладную (и это является гарантией того, что вы в течение года или большего периода можете по гарантии что-то поменять), то при внедрении системы онлайн-касс эта информация о вашей покупке хранится в облаке. Во-первых, на кассовом аппарате самом плюс в облаке, то есть на серверах Федеральной налоговой службы. К примеру, крупнейший из них в городе Дубна был введен, центр обработки данных там находится. И помимо прочего, если вы захотите и дадите кассиру при расчете ваш e-mailили номер телефона, вам отправят тоже информационный такой модуль, где будет как раз информация о той покупке, которую вы произвели, у вас в смартфоне либо на электронной почте. Петр Кузнецов: Информация, которая будет содержаться в этой SMS, которая мне придет… Будет какая-то дополнительная информация, которой нет сейчас на обычном, бумажном чеке? Александр Калинин: Там она будет более развернутая, потому что на бумажном чеке – это одно, а в информационном сообщении можно больше сделать. Конкретно: фамилия кассира, кто провел операцию, ИНН и развернутые характеристики юридического лица, какой кассовый аппарат. То есть часть этой информации, может быть, вам и не нужна будет, но это просто такой файл, который позволяет затем вам… К примеру, вы потеряли чек как покупатель. Ольга Арсланова: Выбросили. Александр Калинин: Но он хранится в базе данных. И вы можете всегда его найти: либо через ФНС, либо через собственную базу данных – ну, к примеру, через ваш e-mail. И эта информация является достаточной для всех гарантий покупателю как потребителю. Поэтому для потребителя, конечно, это плюс, это новая технология. Для бизнеса это, конечно, затраты, и затраты приличные. То есть сам кассовый аппарат нового образца начинается от 13 тысяч рублей – это минимум, самая простая версия. Ольга Арсланова: Минимум 13 тысяч? Александр Калинин: Это минимум, да. А в среднем сегодня где-то 20 с чем-то тысяч, 22–24 тысячи аппараты стоят. Плюс так называемый финансовый накопитель от 6 до 11 тысяч сейчас стоит. Ольга Арсланова: И это плюс к этому? Александр Калинин: Это плюсом, да. Ну и то, о чем говорят предприниматели. Нужно еще заплатить оператору обработки данных порядка 3 тысяч в год. Нужно заплатить за интернет, наверное, порядка 2 тысяч в год. Петр Кузнецов: Ну, ежемесячно. Александр Калинин: Ну, где-то так, да. И все это набегает – порядка 40 тысяч. Ольга Арсланова: А давайте как раз бизнесменов послушаем. У нас есть на связи Татьяна из Новгородской области. Здравствуйте, Татьяна. Татьяна нам дозвонилась. Зритель: Здравствуйте. У нас семейный бизнес, мы с мужем открыли предпринимательство индивидуальное – маленький магазинчик стройматериалов. От районного центра 40 километров. Интернет не всегда есть. И что? Это очень… И также накладно. У нас в большинстве своем пенсионеры живут, выручка не очень большая. И вот как нам? Закрываться, наверное, придется. Ольга Арсланова: Спасибо. Зритель: Пожалуйста. Ольга Арсланова: Теперь мы переходим к тому, что потребителям, может быть, это выгодно… А может, и невыгодно, если цены начнут расти из-за того, что бизнесмен будет на это все тратиться. Александр Калинин: Все затраты, конечно, бизнес перекладывает в свои услуги. Это закон. Поэтому за все затраты, конечно, рано или поздно рассчитывается потребитель. Но здесь, во-первых, нужно… Вот женщина, которая звонила. Нужно узнать – она вообще сейчас имеет кассу или она работает на специальном налоговом режиме? Потому что по сегодняшнему законодательству (и "Опора России" боролась за это еще в конце 2000-х годов) все, кто работают на едином налоге на вмененный доход… А это очень много. 2,5 миллиона наших граждан работают на едином налоге на вмененный доход. И еще порядка 100 тысяч работают на патенте индивидуальных предпринимателей. Они сегодня освобождены вообще от установки касс. И если до 1 июля кассы должны поменять те, кто сейчас уже на кассах работает, а это 1 миллион 200 тысяч касс, то в следующем году (пока в текущей версии закона) нужно уже будет поменять еще 2,5 миллиона касс. И вот это большой вопрос. Потому что те, кто сейчас работают на кассах, они хотя бы понимают. У них есть подготовленный персонал, у них есть компьютерная техника, считыватели штрихкодов и так далее. И больше того, там есть опция: можно старый аппарат, если он не очень старый, 5–9 тысяч доплатить – и вам дадут блок, и он как бы будет модифицирован. Ольга Арсланова: Ну, смотрите, Татьяна говорит, что интернет даже нестабильно работает. Александр Калинин: Здесь закон предусматривает следующий момент. Каждый субъект Российской Федерации, в частности тот, где живет Татьяна (я прослушал просто), они обязаны в этом году принять список населенных пунктов, где установка этих касс не является обязательной. Уже порядка 50 регионов Российской Федерации такие нормативно-правовые акты ввели. Причем губернаторы многие… Мы общались. К примеру, я был в Пермском крае, там исполняющий обязанности губернатора Максим Решетников, мы с ним общались на эту тему. Они ввели как можно более широко по своему Пермскому краю, потому что действительно территория огромная, интернет неустойчивый. Причем даже там, где есть интернет, может быть, возможностей широкополосной связи недостаточно для передачи данных именно… то, что требуется по онлайн-кассам. Поэтому нужно ответственно подойти и законодателям, и администрациям регионов. С моей точки зрения, лучше сейчас сделать более широкий перечень, чтобы дать возможность людям более адаптироваться, скажем так, чем его заузить и получить вот такие, к примеру, проблемы: интернет вроде бы есть, а вроде бы и нет. Ольга Арсланова: А вот это, кстати, ключевая жалоба на нашем SMS-портале: "Не работает интернет. Что делать?" Давайте Якутию, кстати, еще послушаем. Петр Кузнецов: У нас Инесса. Инесса, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я бы хотела спросить. Подскажите, пожалуйста. Вот я живу в Республике Саха (Якутия), поселок Тикси. Меня зовут Инесса. И мне очень интересно, как мы будем переходить на онлайн-кассы, если у нас просто-напросто в нашем поселке Тикси находится всего два терминала: один терминал в "Сбербанке", и один терминал, который периодически работает, а периодически не работает. И вот кассы. Мы приходим – где-то работают магазины, которые принимают наши карточки кредитные, а где-то не принимают. Вот как мы будем переходить на такую систему? Объясните, пожалуйста. Петр Кузнецов: Спасибо, Инесса. Все та же проблема – чуть дальше от Москвы, и уже очень… Ольга Арсланова: А терминал – это важно, да? Петр Кузнецов: Простые проблемы. Александр Калинин: Во-первых, еще раз… Тем более в Якутии. А территория Якутия – она огромная. Всем населенным пунктам до 10 тысяч населения регионы могут сделать использование интернет-касс необязательным, но для этого нужно, чтобы был соответствующий нормативно-правовой акт региона. Мы уже об этом говорили. И рекомендация "Опоры России": чтобы это был максимально большой список, чтобы люди не пострадали, магазинчики конкретные не закрылись. Ведь бывает, что магазин-то на селе один. И если предприниматель, посчитав, скажет, что ему это невыгодно, он может и закрыться, потому что штрафы предусмотрены серьезные. Это вызовет и социальную напряженность. Поэтому максимально должен быть широкий перечень населенных пунктов, где это применение необязательное. Это наша рекомендация "Опоры России". И мы собираемся, больше того, разослать соответствующие воззвания, скажем так, к законодателям всех регионов и правительствам всех регионов, чтобы тот сегодня задел (один год), который есть до внедрения этих касс уже для микробизнеса, они использовали так, как это предусмотрено законом Российской Федерации. Петр Кузнецов: Вот здесь нас все-таки очень многие спрашивают (ну, я думаю, что рядовые покупатели, назовем так), все-таки для чего кассы. Мы правильно понимаем, что в отличие от касс предыдущего поколения теперь уже, ну, нынешних касс… Ольга Арсланова: Аналоговых. Петр Кузнецов: …онлайн-касса будет сразу же отправлять все данные в налоговую? Для этого прежде всего? Александр Калинин: Да. Петр Кузнецов: А сейчас все эти данные накапливаются за какой-то… чуть ли не за полгода, что ли, и потом целиком отправляются в налоговую? Или как это происходит? Чем отличаются вот эти поступления? Александр Калинин: Во-первых, предусмотрено, что она может не сразу отправлять, а раз в несколько дней. Поэтому даже там, где интернет неустойчивый бывает, то в течение, допустим, семи дней, которые предусмотрены, все равно когда-то интернет бывает, что и работает, поэтому вот это вопрос решается. То есть необязательно оно тут же придет, но через какое-то время вы это увидите – буквально семь дней. Ольга Арсланова: Но более прозрачно. Александр Калинин: Более прозрачно. Петр Кузнецов: А как это повысит прозрачность? Ведь все то, что делается незаконно, оно делается вне кассы. И не важно, какая это касса – современная или следующего поколения. Александр Калинин: Есть какое сейчас опасение? И почему внедряются кассы? Ну, есть такая информация, что очень многие кафе, рестораны действительно пробивают очень мало чеков, а прогоняют фактически без чеков. Петр Кузнецов: Спрашивают: "Фискальный чек нужен вам или нет?" Александр Калинин: Потом бывает, что предприниматель использует, скажем так, "левый" кассовый аппарат, то есть формально он чек бьет, но этот кассовый аппарат нигде не зарегистрирован. И это приводит к недобросовестной конкуренции, потому что все равно, если ты принимаешь наличные и вообще их никак не проводишь, то ты вообще ничего не платишь, никаких налогов. Те, которые все-таки работают "вбелую" на сегодняшний день, они хотя бы какие-то налоги платят. Поэтому, с одной стороны, плюс в чем? Будет более добросовестная конкуренция. А во многих отраслях и во многих регионах именно вопросы добросовестной конкуренции (те, кто работают легально, и те, кто работают нелегально), они стоят очень остро, особенно на юге нашей страны. Ольга Арсланова: Несколько сообщений. У нас тут зрители жалуются, что исчезла бегущая строка с SMS. Ну, у нас как с онлайн-кассами. Видите, работает с перебоями. Будем сейчас разбираться с технической нашей службой, ваши SMS прочитаем. "Я крупный производитель молока. Для меня это просто смерть. Что делать?" "Предоставляю услуги населению по ремонту ванн. Половина клиентов – бабушки-пенсионеры, у которых нет смартфона. Я предоставляю гарантийный талон. И что теперь – я должен увеличить цену на услуги?" Костромская область: "Меняем программное обеспечение, блоки касс. Сплошные сбои, невозможно работать. 30 тысяч рублей". Это, видимо, сколько стоит сейчас это все. В общем, очень много жалоб из разных регионов. И у нас есть небольшой сюжет из Екатеринбурга. Давайте посмотрим его и обсудим потом. СЮЖЕТ Петр Кузнецов: У нас на связи Орел сначала, Елена. Давайте ее послушаем. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Елена, приветствуем вас. Ваш вопрос. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Я хочу выразить свое мнение по поводу перехода на онлайн-кассы. Для нас это просто последняя, наверное, наша трудность, которую мы не переживем. Во-первых, мы с большим трудом перешли на систему ЕГАИС. Мы за каждую кассу заплатили по 30 тысяч рублей. И сейчас нам предлагают доплатить за апгрейд этих новых касс еще столько же. Это новые выдуманные трудности для нас. А все слова о том, что легальная выручка, нелегальная… О чем разговор, если мы находимся на системе ЕНВД? При чем здесь ЕГАИС и выручка? Какая разница? Ольга Арсланова: А какой бизнес у вас, Елена? Зритель: Продукты питания, маленький магазинчик. И не важно – село это, деревня это или это поселок. Мы в городе Орле, но у нас настолько нищий город! У нас у людей совершенно нет денег. Все разбито, все порушено. В долг берется это все – как в деревнях, так и у нас. У нас абсолютно нет никакой разницы – маленький это поселок или это наш Орел. Никто не работает, осталась одна торговля. И просто невозможно жить. Мы, наверное, тоже будем закрываться. И не знаем, что делать. Петр Кузнецов: Вот я собственно хотел об этом спросить. То есть все-таки есть опасения, что с внедрением новых технологий, апгрейдов вам придется закрыться? Зритель: Да с нас уже новыми технологиями сняли последнюю рубашку! Петр Кузнецов: И так уже. Зритель: Мы уже доедаем одну "просрочку". Теперь не знаем. Дальше – уже все. Что делать? Просто уже деваться некуда. Я боюсь, что мы не переживем онлайн, потому что… Не в том дело, что мы хотим что-то скрыть или укрыть, а в том дело, что нас просто выживают в пользу сетей. И это мы все знаем и понимаем это очень хорошо. И нас окружили уже эти магазины сетевые, а нам места нет в новой реальности. Нам места нет. Ольга Арсланова: Спасибо, Елена. Давайте еще и Тверскую область сразу послушаем. Петр Кузнецов: В Тверскую область отправляемся. Наталья, здравствуйте. Ольга Арсланова: Наталья, здравствуйте. Зритель: Алло. Здравствуйте. Петр Кузнецов: Слушаем вас. Зритель: Скажите, пожалуйста… Вот у нас есть летний магазинчик, который работает только на летний период. Интернет там отсутствует. То есть мы работаем – июнь, июль, август. Вот обязательно нужно ставить кассу на три месяца? Потому что затраты, конечно, очень большие. Ольга Арсланова: А скажите, пожалуйста, ваш населенный пункт. В Тверской области вы где работаете? Зритель: "Мошковский залив", СНТ, то есть это дачный поселок. Ольга Арсланова: Спасибо. Тут очень много вопросов от дачных поселков. Вот, например, спрашивают… Кто работает сезонно – во-первых. Во-вторых – кто работает в автолавках. Мы понимаем, что для нашей страны это тоже довольно актуально. Вот что делать им? Александр Калинин: Когда обсуждался этот закон, "Опора России" сразу… И это наша точка зрения, она не поменялась, а только, наоборот, укрепилась. Мы считаем, что онлайн-кассы не должны распространяться на тех, кто работает по патентной системе налогообложения. Это наша точка зрения, мы ее отстаивали и будем отстаивать. Патент должен быть простым. И система "одно окно". То есть человек купил патент, заплатил. К примеру, вот вопрос сезонной торговли. Ольга Арсланова: Это как раз про патент? Александр Калинин: Купил на три месяца патент – магазинчик совершенно небольшой, или на трассе он торгует. И именно люди, работающие на патенте (это наша точка зрения), они не должны подпадать под обязательные требования онлайн-кассы. Сегодняшний закон, который был принят, там есть приложение №1 – те, кто не применяют контрольно-кассовую технику. Тут есть, кстати, и разносная торговля, и ярмарки, и торговля вразвал, но список все равно очень маленький. Я бы посоветовал его посмотреть. По этим видам деятельности торговля освобождена от использования услуги, от контрольно-кассовой техники. Но, с нашей точки зрения, он очень маленький. Мы считаем, что вообще тем, кто работают на патентах, им не нужно ставить ККТ. Мы предлагаем и будем предлагать это законодателям. Больше того, с 1 июля в России появится новый вид предпринимательской деятельности – самозанятые. Сейчас вносятся депутатами соответствующие поправки в Гражданский кодекс. С нашей точки зрения, и самозанятые по своим услугам не должны подпадать под действие онлайн-кассовой техники. Ольга Арсланова: Ну а законодатели готовы к этому диалогу? Александр Калинин: Мы это постоянно обсуждаем и на площадке Государственной Думы, и Правительства. Сегодня было обсуждение на площадке Предпринимательской платформы "Единой России" в Государственной Думе, потому что вопрос очень острый. И реализация первого этапа показала, что вопросов-то много – и технических вопросов, и ценовых вопросов. К примеру, тем, кто работают на едином налоге на вмененный доход и на патенте, им обещали вычет на 18 тысяч рублей в следующем году – у кого нет сегодня онлайн-касс, но обязаны будут поставить. Еще постановление Государственной Думы соответствующее не принято. Пока там обещают это сделать для индивидуальных предпринимателей. Это, по-моему, 1 миллион 800 тысяч ИП. А 700 тысяч юрлиц? Почему они будут в ущербном положении? Мы считаем, что вычет должен быть и для юридических лиц тоже. Поэтому как раз вот такие передачи, которые вы проводите, – это обратная связь. И нужно уже на первом этапе, когда еще не коснулись миллионов тех, кто работает на патенте и на едином налоге на вмененный доход, мы сейчас должны все шероховатости убрать. Ольга Арсланова: Смотрите… Ну, у нас времени не так много в эфире, к сожалению, а жалоб очень много из разных регионов. Эти люди могут куда-то написать со всеми своими контактными данными, юридическими и прочими, чтобы их мнение учли? Александр Калинин: Да, можно. Ольга Арсланова: Что делать? Александр Калинин:opora@opora.ru. Мы готовы рассмотреть. И чем сможет, "Опора России" поможет. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Смотрите, по поводу патента еще один вопрос. Не получится ли так… Ну хорошо, освободят их от онлайн-касс – тех, у кого есть патенты. А не вырастет ли стоимость патентов в связи с введением онлайн-касс? Понимаете, у нас ничто не становится дешевле, когда речь заходит об урегулировании, об ужесточении регулирования. Александр Калинин: Ну, это правда. Весь микробизнес фиксирует очень серьезный рост затрат. К примеру, везде, во всех регионах очень выросли в этом году цены на электроэнергию, на тепло очень сильно поднялись, очень сильно на коммунальные услуги. И конечно, малый бизнес, микробизнес на это жалуется, потому что выручка не растет, а затраты растут. Многие работают в ноль, а некоторые и в долги залезают. И нашу организацию как объединение малого бизнеса это тревожит. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: К сожалению, время заканчивается. Все истории, которые сейчас на наш SMS-портал поступают, мы рекомендуем адресовать "Опоре России". Возможно, при обсуждении с законодателями тоже ваше мнение учтут. Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо. Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".