Онлайн-кредиты ограничат?

Гости
Павел Медведев
экономист, финансист
Леонид Чуриков
ведущий аналитик «СёрчИнформ»

Ксения Сакурова: В России хотят ограничить дистанционные способы выдачи займов. Такое предложение на имя вице-премьера России Андрея Белоусова отправил депутат Госдумы Иван Сухарев. По его словам. Граждане стали все чаще сталкиваться с действиями мошенников, которые получают доступ к персональным данным человека и используют их для оформления кредита. При этом сам заемщик узнает о возникшем долге только от приставов, когда они начинают блокировать банковские счета или уже просто списывать деньги с карточки.

Иван Князев: Да, такие неприятные сюрпризы возникают. Нередко аферисты взламывают даже Госуслуги. По данным компании DeviceLock, количество подобных жалоб растет, равно как и предложений о продаже учетных записей в Даркнете (это определенный сегмент Интернета). С ворованных аккаунтов берут онлайн-кредиты. А еще мошенники от имени владельца аккаунта просят субсидии даже и подают заявления на налоговые вычеты.

Ксения Сакурова: Вот так вот. Вы платили налоги, а за вас вычет получает кто-то другой. Тоже неприятно.

Иван Князев: Придешь получать налоговый вычет, а тебе говорят: «У нас уже оформили, вы уже даже получили».

В общем, как защитить себя и свои странички от всего этого? Узнаем у специалистов, будем разбираться.

Ксения Сакурова: С нами на связи Павел Медведев, экономист, финансист. Павел Алексеевич, здравствуйте.

Павел Медведев: Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Как вы считаете, вот эта мера, которую сейчас предлагают наши депутаты, насколько она может стать эффективной? И вообще избавит ли это людей от этих мошенников, которые теперь уже даже не звонят, не пишут, даже в глаза тебя не видят и не слышат, а все равно залезают в твой карман.

Павел Медведев: Вы знаете, эта мера очень рассейская (пишется через «е»). У нас есть такое развлечение – мы ищем за углом то, что потеряли под фонарем. Разумеется, нужно защищать персональные данные. Кстати говоря, когда вы сегодня мне позвонили и объявили тему нашей дискуссии, я не поленился, зашел в свой личный кабинет на Госуслугах и сделал SMS-оповещение о своем вхождении в свой личный кабинет. Советую всем это сделать. Это дополнительная защита моего личного кабинета. Значит, я больше защищен от тех мошенников, которых вы сейчас описывали.

Правда, к сожалению, сайт Госуслуги не очень дружелюбный. Найти ту кнопочку, которую надо было нажать, чтобы обеспечить себе SMS-информацию о вхождении в мой личный кабинет, – это надо было искать днем с огнем. У меня просьба к программистам сайта Госуслуги: вы вынесите эту кнопочку на первую страницу, чтобы было очевидно, как ее найти и как ее нажать. Тем самым вы будете способствовать защите граждан по многим параметрам. К сожалению, через Госуслуги можно гражданина обидеть очень много разными способами, не только украв его деньги со счетов в банке.

Еще раз: мы все время хотим искать под фонарем то, что потеряли за углом. А что мы потеряли за углом? Ну, во-первых, более надежная защита всяких удаленных сервисов. Над этим программисты работают, должны работать более интенсивно. Мы все время забываем, что в государствах существует наказание за преступление. Почему этот депутат не попросил министра внутренних дел обратиться к своим подчиненным, с тем чтобы они более активно возбуждали уголовные дела после того, как деньги украдены?

Крадется же безумное количество денег! В прошлом году зафиксирована пропажа 150 миллиардов рублей, руками мошенников украденных. И это ничтожная часть того, что украдено на самом деле, потому что если банк не признает, что деньги украдены со счета гражданина, то в статистику соответствующая сумма не попадает.

Ксения Сакурова: Павел Алексеевич, простите, но мне кажется, что здесь речь идет не только о защите от мошенников, но и, скажем так, о защите от не совсем обдуманных решений. Вот нередко эти решения о взятии кредита принимаются некоторыми людьми не совсем обдуманно, да? Тем более когда тебе приходит SMS-сообщение: «Кредит вам уже одобрен».

Иван Князев: «Одобрен – на миллион. Нажмите кнопку».

Ксения Сакурова: Да, на миллион. «Нажмите кнопку». И все! И человек думает: «Ну да, я хотел, – не знаю, – в отпуск, – мало ли какие обстоятельства у людей, – возьму кредит». Ведь здесь, мне кажется, очень правильно, чтобы у человека была возможность, ну простите, хотя бы подумать, прежде чем ему сделали такое предложение, все-таки дойти до банка и, подписывая документы вручную, еще раз прочитать условия договора. Мне кажется, это неплохо.

Павел Медведев: Вы знаете, это ваша ответственность. Вы многое делаете… Вам я очень благодарен! Вы многое делаете для того, чтобы граждане вели себя на финансовом рынке более осмотрительно. Но этим должны заниматься абсолютно все журналисты на абсолютно всех каналах. Каждое утро три минуты надо посвящать тому, чтобы гражданам просто…

Иван Князев: Проводить ликбез, да? Какие кредиты брать, а какие не брать.

Павел Медведев: «Дорогие граждане, будьте осторожны с финансами! Помните, что когда вы взяли кредит, то вы не увеличили свои потребительские возможности, а уменьшили резко». И тут же объяснить, почему им придется заплатить не только те деньги, которые они потратят на покупку какого-то гаджета или на поездку в отпуск, но еще должны будут оплатить проценты. А если, не дай бог, опоздают с очередным платежом, то…

Иван Князев: Павел Алексеевич, у нас-то народ, понимаете, бедный в основном. А тут, когда приходит вот такое сообщение, казалось бы, такое счастье привалило! Вот и покупается народ на такие уловки. Здесь вообще в целом можно говорить о закредитованности населения.

Павел Медведев: Народ бедный, но умный и образованный народ. И если ему чуть-чуть помочь, то он станет еще умнее.

Иван Князев: Образованный, без сомнения, но иногда просто бедный.

Павел Медведев: Надо двадцать раз повторять одно и то же.

Иван Князев: Хорошо, спасибо вам большое.

Павел Медведев: Спасибо.

Иван Князев: Павел Медведев, экономист, финансист, был с нами на связи.

Давайте послушаем наших телезрителей.

Ксения Сакурова: Сергей из Москвы с нами на связи. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Ну, мое мнение такое: кредиты должны выдаваться только при личном присутствии и под запись видеокамеры. Никаких кредитов онлайн, еще как-то не выдавать! И 99,9% мошенников сами по себе отпадут. Тогда будут мошенники только сидеть в банке, потому что… И видеозапись хранить до конца погашения кредита. И все! И ничего не надо выдумывать. Запретить – и не только в банках, но и в микроорганизациях, то же самое. И все нормально будет.

Иван Князев: Сергей, а вы сами кредиты брали?

Зритель: Я не брал, но у меня на друга оформили кредит. Ну, к счастью, мы быстро с этим разобрались.

Иван Князев: Ну-ка расскажите, как так получилось.

Павел Медведев: Ну, скажу прямо. Приехали и поговорили, не обращаясь никуда в правоохранительные органы.

Иван Князев: Нет, как оформили? Как разрешилось – ладно.

Зритель: Ну как? Все разрешилось, все закрыли. И потом уже сам банк пошел подавать заявление в полицию…

Иван Князев: Как оформили на вашего друга вот так вот, без ведома?

Ксения Сакурова: Как друг узнал, что у него кредит?

Зритель: Очень просто. Мы копии паспортов оставляем в непонятно каких организациях – и в коммерческих, и в государственных. И вот по копии паспорта оформили.

Иван Князев: Вот!

Ксения Сакурова: Так, а потом что? Ему пришли какие-то сообщения о том, что он должен? Или что?

Зритель: Ну, ему банк позвонил. Поехали в банк, и в банке мы поговорили, быстренько вопрос порешали. И не мы уже бегали по инстанциям, а банк сам подавал заявление. Ну, вычислили. Я уже не буду подробности рассказывать.

Ксения Сакурова: Понятно. Ну а случаев с онлайн-кредитами вы не боитесь? Вот за свои данные где-нибудь на Госуслугах, например, не боитесь? Вы зарегистрированы на сайте Госуслуги?

Зритель: Нет.

Ксения Сакурова: А, вы не зарегистрированы.

Зритель: Нет.

Ксения Сакурова: Понятно.

Иван Князев: Вам проще.

Ксения Сакурова: Вам проще, да.

Зритель: Да. Поэтому я не боюсь, не боюсь. Надо только личное присутствие. И все! Никаких проблем больше не будет.

Иван Князев: Понятно.

Зритель: Если человек хочет взять кредит…

Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам, Сергей.

Ксения Сакурова: Спасибо.

Иван Князев: И еще одного эксперта попросим прокомментировать вот такие случаи. Леонид Чуриков, ведущий аналитик компании SearchInform. Здравствуйте, Леонид Юрьевич.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Леонид Чуриков: Добрый день.

Ксения Сакурова: Сразу спрошу: что, кроме Госуслуг? Чего еще опасаться?

Леонид Чуриков: В принципе, любых данных, которых у нас сейчас становится все больше и которые собираются в самых разных базах. Это может база портала Госуслуги, база какой-то любой государственной или коммерческой организации. То есть ценность данных понимают все. В Китае, например, уже дошло до того, что данные стали фактически национальным достоянием, как у нас нефть. И киберпреступники точно так же понимают, насколько велика значимость этих данных, которые дают доступ и к деньгам, и к ресурсам, и к управлению и людьми, и государствами, и компаниями.

Меры, которые нам предлагаются для борьбы с этими проблемами? Самая популярная мера сейчас, как выясняется, – это ограничение. Вот ваши зрители подтверждают, что мы верим в действенность таких мер так же, как верили в технологии. А в чем здесь подвох на самом деле? В том, что ограничение – это всегда подталкивание к нахождению другого способа получения результата. Вспомним эти злополучные МФО, которые сейчас все так недолюбливают. Они стали как раз итогом ограничений. Когда в банке нельзя получить кредит, человек обращается в МФО и берет его там уже за более высокие проценты.

Соответственно, если нам запретить сейчас брать кредиты и в МФО, то мы подтолкнем к какому-то другому способу нахождения кредита, когда к нам придет уже чистый криминал или полулегальная структура. Соответственно, если у нас будет кнопка дистанционного отрубания кредита, то мошенники могут ее выключить нам и попросить деньги за включение, скажем так. «А это мы вам выключили возможность получения кредита. Хотите включить ее? Заплатите нам небольшую сумму». Чем вам не способ извлечения прибыли?

Ксения Сакурова: Леонид, но это же вечная история. То есть все совершенствуют свои технологии. С одной стороны, мошенники всегда будут совершенствовать свои технологии. С другой стороны, будут совершенствоваться законодательство, способы защититься от мошенников и так далее.

Леонид Чуриков: Один момент мы не учитываем, очень и очень важно. И этот момент как раз связан со словом, которое произнес ваш предыдущий эксперт: ответственность. К сожалению, технологически у нас действительно действия совершает государство и бизнес. То есть 99% технологий, которые защищают наши данные, идут со стороны государства и бизнеса. Но вот тот 1%, который лежит на плечах пользователя – это 100% ответственности за поступки. И вот эту ответственность никто разделять не хочет. Ни бизнес, ни государство не хотят ее разделять. Почему? Потому что ответственность подразумевает то, что мы что-то всегда не учли.

Иван Князев: В общем, возвращаемся к тому, с чего начали: смотреть самому, где что и как берешь, какие и где у тебя данные. Леонид Юрьевич, на обывательском уровне, например, мне на Госуслугах что сделать? Пароль свой почаще менять? Проверять почаще? Оповещения поставить, как говорил предыдущий эксперт?

Леонид Чуриков: Если вы заводите вот сейчас аккаунт на Госуслугах, то вас сама система будет подталкивать к тому, чтобы вы, во-первых, сделали себе сложный пароль – минимум 8 символом с большими и маленькими буквами, со спецсимволами и так далее. В Штатах, кстати, уже стандарт немножко другой – там рекомендуют 12 символов использовать.

Второе фактор – аутентификация, SMS или биологическая идентификация и так далее. Тоже обязательно его включите. Видите, эксперт только сегодня поставил уведомление о вхождении на сайт. В принципе, не лишним это было сделать с самого начала. Ну, нас всегда что-то пугает – и мы этим самым начинаем пользоваться уже после каких-то страхов.

Ксения Сакурова: С самого начала его не было просто, Леонид. Когда я регистрировалась на Госуслугах, такой опции вообще не было. Это было давно.

Леонид Чуриков: Да. Но когда ее ввели, вы же не автоматически в этот же день, сразу же зашли и подключили ее? То есть, в принципе, до этого надо было, во-первых, догадаться. Во-вторых, себя заставить. А в-третьих, сказать себе: «В принципе, и раньше все было нормально. Может быть, и не включать ее?» И вопрос как раз в этом. Технологически нам эти кнопочки, тумблеры предлагают, но ответственность всегда лежит на нас.

Вот если бы ее с нами разделяли регуляторы и коммерческие структуры, то технологии, я вас уверяю, действовали бы совершенно по-другому, потому что ответственность подталкивает самого регулятора, саму коммерческую структуру для того, чтобы эти технологии реально работали, а не работали, когда пользователь об этом озаботится.

Ксения Сакурова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Леонид Чуриков, ведущий аналитик SearchInform, был с нами на связи.

Ксения Сакурова: «Государство везде требует наши данные, но ответственность за них, за их сохранность не берет, – пишет нам зритель из Краснодарского края. – Берите на себя ответственность!»

И вот о чем поговорим дальше. Это был первый информационный час программы «ОТРажение». Вот что мы будем обсуждать.

Ситуация с коронавирусом в России стабилизировалась, – заявили в Роспотребнадзоре. Есть тенденция к снижению заболеваемости, во многом благодаря вакцинации. Пенсионерам теперь рекомендован еще один препарат – «Спутник Лайт». Новости коронавируса обсудим после новостей.

Иван Князев: Зарплаты разнорабочих выросли из-за дефицита мигрантов. Казалось бы, вот она – социальная справедливость, наконец-то! Освободились места для своих, да еще и за приличные деньги. Но кто на самом деле оплачивает дополнительные издержки бизнеса? И почему наши люди на стройки не спешат? В середине следующего часа поговорим.

Ксения Сакурова: Оставайтесь вместе с нами, звоните и пишите нам SMS-сообщения. Будем ждать ваших мнений по темам, которые мы будем обсуждать. Ну а впереди у нас еще большой выпуск новостей с Денисом Чижовым. А мы вернемся через 15 минут.

Иван Князев: Да. Оставайтесь с нами. Все средства связи, кстати, уважаемые друзья, у вас на экранах. Вот видите – телефон прямого эфира. И 5445 – это номер для ваших SMS. Так что с большим удовольствием будем ждать вас.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
Homo soveticus
Позвонивший в студию - молодец! Полностью разделяю его мнение: только очное оформление кредитов, никакой регистрации на порталах госуслуг, не оставлять данных паспорта.
Как не стать жертвой кибермошенников