Опасные банкоматы

Опасные банкоматы | Программы | ОТР

Как избежать кражи денег с карты

2020-01-20T14:41:00+03:00
Опасные банкоматы
Снова самоизоляция? В Арктике тает лёд. Здоровая и счастливая жизнь. Многодетная парковка. Соцсети: от 14 и старше. Как призвать к ответу бизнес, который травит подростков. Можно ли научить искусственный разум справедливости?
По приговору искусственного интеллекта
Индустрия анти-детства
Сергей Лесков: Человек без маски в нынешних условиях - это элементарный уголовник, который нарушает общественный договор и ставит себя выше общества
Дети в соцсети: вред или норма?
Домашний режим для пенсионеров
Большой семье - бесплатная парковка. Это правильно?
Кинополководец Сергей Бондарчук: какой вклад в мировое искусство он внёс?
Здоровая и счастливая жизнь – какая она в нашей стране?
Лёд Арктики потерял две трети своей толщины
Гости
Игорь Костиков
председатель «Финпотребсоюза»
Антон Куканов
руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества

Александр Денисов: Пораньше – это во сколько?

Тамара Шорникова: Давай какая-то интрига в эфире останется.

Александр Денисов: Да, оставим.

«Банкоматы-шулеры»: Роскачество предупредило об опасности банковских терминалов, которые ведут против нас нечестную игру, подглядывают в наши карты, разумеется, кредитные или дебетовые, с помощью пристроенных терминалов-скиммеров. Это такие устройства к банкоматам, можно обратить внимание, их заметить, а потом грабят нас, когда скиммеры считают номера наших карт, PIN-коды.

Тамара Шорникова: Ты знаешь, я вот читала накануне, снова оживились Роспотребнадзор, Роскачество, начали говорить, как можно отличить подозрительный банкомат от какого-либо другого, от нормального, скажем так. Ты вот, когда подходишь к банкомату, как-то осматриваешь его визуально?

Александр Денисов: Конечно.

Тамара Шорникова: Все ли в порядке с клавиатурой, что на экране, нет ли камер маленьких?

Александр Денисов: Тамара, безусловно, к каким попало банкоматам я не подхожу. Желательно, чтобы они находились внутри, в офисе, потому что снаружи, ну если ты снимаешь сумму какую-то, что нужно постоянно оглядываться, ну если небольшие деньги, то нестрашно. Ну и потом, незнакомыми банками где-то там в темных местах тем более не пользуемся.

Тамара Шорникова: Ну нет, конечно, разумеется, речь идет об известных банках и банкоматах, терминалах соответственно. Но я вот, честно, до сегодняшнего дня как минимум не рассматривала вот так прямо подробно эти устройства. Возможно, начну. Узнаем сейчас о масштабе мошенничества у наших экспертов.

С нами на связь выходит Антон Куканов, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества. Здравствуйте.

Антон Куканов: Здравствуйте.

Александр Денисов: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте, Антон.

Жесткие достаточно ограничения: рекомендуется в принципе не пользоваться уличными банкоматами. Такая волна мошенничества? Такой объем украденных денег?

Антон Куканов: Здесь, смотрите, по сути нет рекомендации не пользоваться, прямо вообще полностью отказаться от банкоматов, которые установлены на улице. Здесь речь идет о том, что нужно это делать осознанно и внимательно. То есть, знаете, как в метро говорят «не подходите к краю платформы, будьте внимательны», точно так же, когда дело касается ваших денег, вам важно быть внимательными и проверять, собственно, следовать тем советам, о которых, я так понимаю, мы сейчас с вами и поговорим.

Тамара Шорникова: Ну а все-таки есть статистика, сколько случаев мошенничества с картами было условно за прошлый год?

Антон Куканов: Сейчас на самом деле, что касается статистики, то мошенники переходят непосредственно от банкоматов, они начинают «разводить» по телефону, например, или фишинг, это такая самая новомодная тема, когда вам приходят письма, например, на почту или SMS-сообщения, вы переходите по ссылке, и мошенники таким образом как бы распоряжаются вашими деньгами, получают к ним доступ. Поэтому большинство банкоматов, в банках же тоже умные люди работают, поэтому они усовершенствуют защиту банкоматов, появляется оплата, допустим, с помощью NFC-чипов, что сложнее подделать, но все равно остаются старые банкоматы, с которыми нужно быть внимательным, проверять их на наличие подозрительных устройств.

Тамара Шорникова: Как?

Антон Куканов: Да, смотрите, здесь есть несколько моментов. Во-первых, нужно посмотреть на то устройство, куда вы будете вставлять свою карту, потому что существуют скиммеры, которые крепятся прямо поверх этого отверстия, и мошенники получают доступ как раз к вашей карте, к данным этой карты, когда вы проводите сквозь это отверстие карту.

Александр Денисов: А он большой, этот скиммер? Он визуально бросается в глаза? Ну вдруг какая-то нашлепка. Большой, да?

Антон Куканов: Да, он бросается в глаза, то есть вы увидите, что он... Как правило, они крепятся на что? – на скотч или на клей. Поэтому если вы видите какие-то подтеки клея, он в принципе неплотно будет прилегать к самому корпусу банкомата, он будет шататься, он будет выглядеть ненадежно, если вы видите, если вас что-то смущает, то в этом случае сразу отказывайтесь от проведения этой трансакции, на всякий случай позвоните в банк, который является владельцем этого банкомата, и скажите: «Вот я подозреваю, что на этот банкомат установлено устройство скиммер или какое-то другое мошенническое устройство».

Александр Денисов: Либо другой вариант, Антон, просто выламываем это устройство, выкидываем и пользуемся спокойно банкоматом – подходит такой вариант?

Антон Куканов: Лучше вообще не притрагиваться к таким устройствам, лучше уйти в безопасное место и сообщить об этом банку, потому что как бы зачем вам лишние проблемы? Лучше пускай банк разбирается с данной проблемой.

Потом еще злоумышленники могут использовать такие клавиатуры-накладки, то есть она так же будет выпирать относительно корпуса банкомата, то есть есть клавиатура, а поверх нее крепится специальное тоже мошенническое устройство, на котором фиксируются все ваши PIN-коды, которые вы вводите. Или они еще могут использовать такие маленькие незаметные камеры, которые направлены также на клавиатуру, и когда вы вводите свой PIN-код, злоумышленник также получает, его видит.

Поэтому такой универсальный совет: даже если клавиатура утоплена внутрь банкомата и ее не видно со стороны, лучше все равно рукой прикрыть клавиатуру и вводить таким образом, чтобы застраховаться от мошенников, которые могут подсматривать с миниатюрных камер ваш PIN-код.

Тамара Шорникова: А кто сегодня следит за банкоматами, проверяет их на исправность, на отсутствие скиммеров и других устройств? Как часто и кто это делает?

Антон Куканов: Этим занимаются сами банки, собственно, банкоматы принадлежат банкам, поэтому они следят за тем, чтобы с ними все было хорошо. Но здесь нужно понимать, что, когда злоумышленники ставят вот эти устройства, они ставят их не на вечность, не на год, не на месяц, не на неделю, а это очень маленькое по времени, по протяженности мошенничество. То есть установили скиммер, получили какую-то жертву, которая не заметила этих устройств и приняла трансакцию, затем уже эти устройства быстро снимаются, чтобы злоумышленников не заметили. Ну то есть это не на долгий срок устанавливается, поэтому...

Александр Денисов: Антон, а вот ключевой вопрос. Все плохое случилось, произошло, сунули в этот скиммер, считали все наши PIN-коды, украли деньги. Мы приходим в банк и говорим: «Ребята, вы там что-то недоглядели за своими банкоматами, черт-те у вас там поустановлено...»

Тамара Шорникова: «Имущество-то ваше».

Александр Денисов: «Давайте деньги возвращайте». Что мне говорят?

Антон Куканов: Здесь уже все зависит от лояльности того банка, в который вы придете, здесь сложно утверждать, говорить за какой-то банк. Может быть, вы, я не знаю, сами поставили этот скиммер, банк же не знает, кто виновник...

Александр Денисов: Так там же камеры стоят, там видно, ставил я его или не ставил.

Антон Куканов: Будут смотреть по камерам, то есть будут каким-то образом анализировать. Но здесь все опять же зависит от банка, тут за него сложно сказать. В любом случае то, что зависит от человека, ему лучше не надеяться на банк, на еще кого-то, а лучше просто понадеяться на себя и посмотреть, что, собственно, из себя представляет банкомат: если он не вызывает доверия, если есть какие-то сомнения, кажется, что что-то шатается, клавиатура может быть другого цвета, что тоже является таким тревожным звоночком, то в этом случае лучше не снимать там деньги.

И вообще такой универсальный совет делать это не на улице, не там, где к банкомату любой желающий может получить доступ в темное время суток, а делать это в банках, где, собственно, следят за банкоматами гораздо лучше и злоумышленникам сложнее что-либо установить.

Тамара Шорникова: Банки, понятно, самое безопасное. Метрополитен, в этом смысле безопасно там снимать деньги? Многие наверняка перехватывают какую-то наличность, переезжая с работы домой и так далее.

Александр Денисов: Из клуба в клуб, например, ночью переезжая, деньги-то нужны, Антон, дело такое.

Антон Куканов: В любом случае все варианты... В метро, конечно, тоже можно снимать, но, опять же повторюсь, это должно быть, надо быть внимательными. То есть те места, если это не банк, то есть будь то метро, торговый центр или еще какое-то место, то в этом случае к банкомату имеет доступ большое количество людей априори и следят за ним менее серьезно, чем в банке. Поэтому нужно быть, да, осторожным, но я не могу сказать, что нет, не снимайте ни в коем случае в метро или в торговом центре, – можно снимать, но быть аккуратным.

Заодно можно проверить в самом приложении банка, например, является ли этот банкомат действительно банкоматом банка, потому что бывали даже такие случаи, что устанавливали банкоматы, которые, в общем, мошеннические устройства, не являются банкоматами банка.

Александр Денисов: Антон, спасибо большое.

Антон Куканов: Спасибо.

Тамара Шорникова: Антон Куканов, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества, был с нами на связи.

Узнаем мнение еще одного эксперта. С нами на связь выходит Игорь Костиков, председатель «ФинПотребСоюза». Здравствуйте.

Игорь Костиков: Добрый день.

Александр Денисов: Игорь Владимирович, вот ключевой вопрос. Мы сейчас обсуждали технические всякие нюансы, скиммеры и прочее...

Игорь Костиков: Да.

Александр Денисов: Скажите, может быть, дело не в технике, а в самих людях? Все-таки нужно повнимательнее быть, не таким доверчивым? Дело в голове, грубо говоря, а не в технологиях?

Игорь Костиков: Ну да, я могу сказать, конечно, достаточно профессионально вам технические детали, я слышал, объяснили. Но я бы тут отметил следующее: конечно, нам нужно быть внимательными и смотреть. При этом я бы сказал, что по большому счету такого вала сегодня мошенничества, связанного с банкоматами, уже нет, и это вызвано тем, что большинство, значительное большинство, я бы сказал, 90% банкоматов оборудованы видеокамерам, и установить, кто установил скиммер, в общем несложно. Это, конечно, сегодня ответственность самих банков, и тут надо понимать, что в том случае, когда банки потребителям отказывают разбираться в такого рода ситуациях, это неверно, нужно разбираться тогда с банком.

Что бы я посоветовал потребителям? Ну, во-первых, действительно внимательно относиться к техническим деталям, а во-вторых, все-таки брать слипы, чеки по снятию денег, чтобы они у вас были в подтверждение, что вы лично сняли, и с этим слипом тогда будет проще разбираться, если вы увидели несанкционированное списание средств с вашего счета. Понятно, что обязанность следить за банкоматом, чтобы он был в надлежащем состоянии и не был оборудован такого рода устройствами есть обязанность банка, кому принадлежит этот банкомат. Поэтому тут совершенно четко, так сказать, есть основания, для того чтобы банк разбирался и банк возмещал эти незаконные списания.

Тамара Шорникова: Игорь Владимирович, если банк не согласен с вами и считает, что это действительно, я не знаю, ваша оплошность, как дальше с ним разбираться? Что делать?

Игорь Костиков: Ну, надо, во-первых, сохранить слип, во-вторых, нужно получить из банка выписку, в-третьих, нужно подавать на банк, то есть, во-первых, претензию писать банку, во-вторых, обращаться в суд. Тут как раз «ФинПотребСоюз» вполне в состоянии оказать содействие в подобного рода вещах, мы бесплатно это делаем, пожалуйста, обращайтесь, мы поможем. Но вот наш опыт последних лет говорит о том, что такого рода обращений ну единицы, их не очень много.

Александр Денисов: Игорь Владимирович, ну вот вы говорите слип сохранить. Ну прихожу я с этим слипом, они скажут: «Дружище, ты выбросил свой другой слип, а принес нам какой-то маленький».

Игорь Костиков: Нет, не важно, он должен быть...

Тамара Шорникова: Либо «ты сам установил скиммер».

Игорь Костиков: И для того чтобы потом написать претензию, он у вас должен быть, потому что объяснять... В слипе есть время трансакции, которую вы сами сделали, и если вы спишете, попросите распечатку со своей карты, то вы можете потом в своей претензии написать, что вот это мое, слип есть, а вот это не мое. И, значит, собственно, потребовать от банка, чтобы он предоставил видеозапись с камер наблюдения в этом банкомате, кто снимал деньги по вашему счету.

Тамара Шорникова: Ну и недавно также начали эксперты писать об определенном виде мошенничества, такая уже социальная инженерия подключилась, когда звонят клиенту какого-то банка, оперируют определенными данными и просят подъехать к конкретному банкомату и с него снять деньги или что-то ввести, якобы чтобы устранить какую-то проблему. Вот такие случаи есть сейчас, много их?

Игорь Костиков: Вы знаете, что тоже у нас жалоб на эту тему нет, я думаю, что это единицы, и тут надо тоже понимать нашим потребителям, что банк такого рода вещей никогда не делает. То есть если банк просит подъехать за какими-то делами, если у вас есть, вдруг возникли у банка проблемы с вашей идентификацией или со снятием средств, то он просит вас подъехать в офис. И нужно понимать, что нужно подъезжать в офис, в любом случае, если вам звонят и говорят о том, что подъедьте к такому-то банкомату, вы говорите: «Ребят, хорошо, дайте мне адрес, я к банкомату не буду подъезжать, я хочу подъехать в офис и разобраться, в чем там дело».

Александр Денисов: С другой стороны, Игорь Владимирович, я припоминаю, сколько вот, пользуясь зарплатными картами, хоть раз мне кто-то звонил из банка? Ни разу такого не было лет за 20.

Игорь Костиков: В том-то и дело, что это единицы, то есть на сегодняшний день, в общем, достаточно высокий уровень безопасности, такой вот вид мошенничества уходит в прошлое, потому что все практически банкоматы, скажем, 90–95% банкоматов оборудованы видеокамерами, ведется видеонаблюдение, то есть установить, кто снимал деньги по этим видеокамерам, в общем, достаточно легко. Если банк отказывается, то это лень банка, то есть он не хочет просто, так сказать, просматривать эти записи, поднимать их, или у них сбой произошел, но это уже опять же вина банка.

Тамара Шорникова: Но с вашей помощью банк можно растормошить, это мы уже поняли.

Игорь Костиков: Да, да, да.

Александр Денисов: Додавить, так сказать, гада, да?

Игорь Костиков: Ну не гада, но все-таки они должны свои обязанности тоже выполнять.

Тамара Шорникова: Ох, тема такая прямо экстремистская какая-то в твоей версии получается, осторожнее.

Александр Денисов: Почему? Человеческая, деньги-то наши.

Игорь Костиков: Гада не надо давить, но надо, чтобы, так сказать, банк выполнял свои обязанности.

Тамара Шорникова: Вот на этой ноте закончим, я думаю, с экспертом разговор. Игорь Костиков был у нас на связи, председатель «ФинПотребСоюза».

И выслушаем телезрительницу, Вера к нам дозвонилась. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Вера, вы откуда?

Зритель: Я звоню из Пермского края. У нас до банкомата идти надо квартала 3–4, он у нас один. Вот мне восьмой десяток лет, представляете, пенсию заставляют сейчас на карту. Вот я с этим банкоматом, для меня разобраться с ним вообще проблема. Откуда я могу знать, что там сделано, что там не сделано? Вот и сидишь дома или стоишь просишь кого-то, чтобы помог.

Александр Денисов: Попросите внуков, пусть помогут, или детей, пусть они вам разъяснят.

Зритель: Вот у нас у многих чувство, что деньги исчезают.

Александр Денисов: Внуков попросите.

Зритель: А у меня нет, я одна живу, были бы внуки, так...

Тамара Шорникова: Вера, а разве сейчас для перевода на карту не добровольное согласие на это нужно пенсионера? Нельзя ли по старинке, чтобы соцслужбы приносили или кто-то там?

Александр Денисов: С почты.

Зритель: Ну потому что сейчас в Пенсионном фонде стараются, чтобы все карты заводили, разносить пенсии тоже некому. Просто кто работает, разносит пенсии, они боятся с большими суммами ездить по городу и разносить пенсии.

Александр Денисов: А с другой стороны, вы знаете, может быть, даже деньги и не снимать? Сейчас же все приходят в магазин, расплачиваются картой, поэтому и риска нет, деньги с собой не нужно таскать, картой расплатились и все.

Зритель: Вы знаете, у нас город, но в то же время как сельская местность, мы живем около города, у нас в магазине нет банкомата, там картами не расплачиваемся, на все надо наличку. Это во многих магазинах сейчас так, я маленькие имею в виду.

Александр Денисов: Спасибо.

Тамара Шорникова: Да, спасибо за звонок, уже отдельная тема проблема инфраструктуры в сельской местности, ее тоже обязательно в нашем эфире обсудим.

Александр Денисов: Проблему банкоматов, да, их наличия. Главное, были бы деньги, а уж банкомат найдется, как говорится.

Тамара Шорникова: Это точно.

Александр Денисов: Переходим к следующей теме.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)