Оптимизировать работу госаппарата надо, сокращая не чиновников, а их функции!

Гости
Татьяна Иларионова
доктор философских наук, профессор Института госслужбы и управления РАНХиГС
Павел Салин
политолог

Александр Денисов: «Пусть по мне прощально прозвенят Все мои пятнадцать телефонов», – как пел герой Гафта, бюрократ из «Забытой мелодии для флейты». Вот в Минфине подсчитали, что освободить кабинеты федеральных ведомств дешевле, чем кормить дальше их обитателей.

Анастасия Сорокина: В России анонсировано масштабное сокращение госслужащих. Оно будет проходить в несколько этапов. Уже в следующем году численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти сократится на 10%, территориальных на 5%, и в 2021 году сокращение будет на 15%. На увольнение федеральных чиновников в ближайшие 3 года планируется потратить 4,8, почти 5 миллиардов рублей. Экономия от этих увольнений составит 100 миллиардов рублей в год, так нас в этом заверяют.

Александр Денисов: Да.

Тему мы обсудим с нашим первым экспертом, на связи со студией Павел Борисович Салин, директор Центра политических исследований Финансового университета. Павел, добрый день.

Павел Салин: Добрый день.

Александр Денисов: Павел, вот скажите, вот эта информация от Минфина… Кстати, они пока не подтверждают цифры, говорят, что это предварительно, то есть пока бабушка надвое сказала. Вы оцениваете это как действительно реформу, или это косметический ремонт?

Павел Салин: Это не реформа и не косметический ремонт, это, скажем, какие-то планы по технической оптимизации бюрократического аппарата, которые очень-очень широко пиарятся, несоразмерно их значению. И здесь нужно разделять те цифры, которые приводил Минфин в отношении сокращения чиновников, и те цифры экономии, которые проводили СМИ и которые вы сейчас продублировали, около 5 миллиардов рублей. Это немножко два разных, параллельных процесса, 5 миллиардов рублей – это не оттуда, это было бы столько и без реформы, здесь речь идет о долгосрочном выходе на пенсию или об увольнении пенсионеров-чиновников, это немножко другое.

А вот что касается непосредственно анонсированных Минфином сокращений, то здесь да, если посмотреть на цифры, то вроде бы… Ну не то чтобы эпохальное решение, но серьезное. Но нужно посмотреть на практику: это не первая, не вторая, а скорее за последние 15–20 лет двадцать вторая инициатива, двадцать второе предупреждение бюрократии, и обычно после начала реализации таких мер чиновников меньше не становилось, а иногда становилось больше. В самом-самом худшем случае для чиновников, если будут эти меры реализовываться, то будут «резать» не людей, а ставки, потому что в любой структуре есть незанятые ставки, на которые никто не идет, вот их и будут «срезать» и рапортовать о том, что на целевые показатели вышли.

Анастасия Сорокина: Павел, а как вы относитесь вообще к такой претензии, что слишком много чиновников? За 20 лет увеличение произошло, на 1,5 миллиона их стало больше. Может быть, просто действительно у них больше обязанностей появилось, может быть, в общем-то, и не надо никого сокращать, и это сейчас, скажем, такая просто оптимизация?

Павел Салин: Вот вы в своем вопросе фактически дали очень верный ответ. Если мы хотим оптимизировать государственный аппарат, если мы хотим сделать так, чтобы госаппарат работал лучше, то нужно заходить не со стороны чиновников, не со стороны людей, а со стороны полномочий. То есть, действительно, за последние годы, за последние 15–20 лет полномочия государственных органов, явно избыточных, стало гораздо больше, и под эти полномочия уже раздуваются штаты, набирают людей, потому что есть полномочия, естественно, под эти полномочия нужны чиновники.

Поэтому, если мы хотим оптимизировать работу госаппарата, нужно сокращать не чиновников, а сокращать функции, и тогда все само собой будет утрясаться: чиновники либо будут за ненадобностью вместе со ставками, подчеркиваю, сокращаться, либо переводиться на другие фронты работы, их тоже очень много, много очень чего не охвачено. От государства в данном случае нужно не требовать, чтобы оно помогало населению, бизнесу и всему прочему, а просто чтобы не мешало. А чтобы не мешало, нужно сокращать функции, и тогда численность чиновников сама по себе оптимизируется явочным порядком и без всяких реформ.

Александр Денисов: Спасибо, Павел! На связи был Павел Борисович Салин, директор Центра политических исследований Финансового университета.

Анастасия Сорокина: А прямо сейчас с нами на связи Татьяна Семеновна Иларионова, профессор Института госслужбы и управления РАНХиГС. Здравствуйте, Татьяна Семеновна.

Татьяна Иларионова: Добрый день.

Анастасия Сорокина: Как вы оцениваете вот это решение о сокращении чиновников вот в таком количестве, 13 тысяч человек?

Татьяна Иларионова: Я во многом согласна с моим коллегой, который сейчас уже свою представил точку зрения. Конечно, у нас было принято в последние годы очень много законов, где был обрисован все новый и новый круг их полномочий и обязанностей, из-за этого раздувались штаты. Но оптимизировать даже уже существующие при нынешних полномочиях аппараты мне кажется очень целесообразным, потому что во многих аппаратах повторяющиеся функции, и там вполне вероятна и желанна оптимизация, тем более если мы переходим на Интернет-технологии, используем компьютерные связи и тем самым имеем все инструменты в руках, для того чтобы сокращать численность тех людей, которые сегодня пребывают в статусе государственных служащих.

Единственное, я вот на что хотела бы еще внимание обратить. На нашей государственной службе, как в целом в российском обществе, произошло очень серьезное расслоение, условно назовем его богатые и бедные. Есть те государственные служащие, которые находятся на вершине этой пирамиды, принимают ответственные решения, у них очень большие зарплаты, это, наверное, оправдано. Но есть огромный слой государственных служащих, которые выполняют важные функции, оказывают населению услуги, и их оплата крайне низкая, оставляет желать лучшего.

Александр Денисов: Так кого будут сокращать, Татьяна Семеновна? – рабочий класс чиновный или начальство?

Анастасия Сорокина: Потому что версия была про пенсионеров и молодежь, что вот с них начнут.

Татьяна Иларионова: Молодежь – это те, кто начинают свою карьеру на госслужбе, те, кто получают крайне малую, просто какую-то такую символическую оплату труда. Люди идут туда в молодом возрасте, для того чтобы хорошо начать свою трудовую…

Александр Денисов: Кого сокращать будут, Татьяна Семеновна? Извините, что перебиваю.

Татьяна Иларионова: Опять опыт показывает, что в первую очередь будут вымываться малооплачиваемые ставки, а это значит, что очереди за получением госуслуг вполне могут увеличиться. Значит, опять мы возвращаемся к тому, о чем говорил мой коллега: надо оптимизировать сейчас, очень серьезно вычистить российское законодательство, снять ненужные функции, которые сегодня выполняет госаппарат, и тогда задышит экономика, легче станет гражданину, а сам государственный служащий…

Александр Денисов: Татьяна Семеновна, оставайтесь, пожалуйста, на связи. Со зрителем пообщаемся.

Анастасия Сорокина: Оставайтесь на линии, да. Дозвонился Андрей из Ростовской области. Здравствуйте, Андрей.

Зритель: Здравствуйте.

Анастасия Сорокина: Мы вас слушаем, Андрей, вы в прямом эфире.

Зритель: У меня такой вопрос. На территориях работают специалисты, зарплата 8–9 тысяч рублей. Естественно, сокращение коснется конкретно вот этих людей. И специалисты в селах получают 15, 10 тысяч рублей. Как можно жить с такими зарплатами чиновникам?

Вот вы рассказываете всем, что чиновников будем сокращать, 13 тысяч человек сократим. Но это же люди все равно, без них куда деваться? Вот у нас сельское поселение, 8 тысяч человек живет, каждый идет с какими-то определенными проблемами к тому или иному специалисту. Если его не будет, к кому они пойдут? К главе администрации?

Анастасия Сорокина: Андрей, а вы работаете, тоже являетесь госслужащим?

Зритель: Ну как бы непосредственно нет, но сталкиваюсь с этим. Я вас не слышу.

Анастасия Сорокина: Спасибо.

Александр Денисов: Спасибо. Татьяна Семеновна, ну вот зритель тоже поддерживает ваши опасения, что некому будет работать с населением.

Татьяна Иларионова: Но опять же, если мы снимем те ненужные функции, которые сейчас в избытке у нас имеются, если не нужно будет запрашивать какие-то справки, какие-то производить действия ненужного характера, избыточные, тогда отпадет необходимость в тех или иных специалистах.

Александр Денисов: Татьяна Семеновна, совсем короткий вопрос: по вашему мнению, сама бюрократическая машина может себя сокращать, или все-таки…?

Татьяна Иларионова: Очистить.

Александр Денисов: Может или нет? Или это нонсенс?

Татьяна Иларионова: Нет, как правило, это должна быть какая-то воля извне.

Александр Денисов: Спасибо большое.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи была Татьяна Семеновна Иларионова, профессор Института госслужбы и управления РАНХиГС.

На этом практически завершен наш первый час прямого эфира.

Александр Денисов: Да. Дальше новости, и мы расскажем, поговорим, кто свободен от подоходного. Не платить налоги и спать спокойно теперь разрешено жителям районов, пострадавших от катастроф, а также тем, кто сдает в наем жилье потерпевшему от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, не будут взимать 13% выплат для учащихся ВУЗов. А когда освободят от подоходного малоимущих и какова будет так называемая граница отсечения, как раз и обсудим в 13:20 после новостей.

Мнение экспертов о предстоящих увольнениях госслужащих