Опять на удалёнку

Гости
Юрий Савелов
член Президиума объединения предпринимателей «Опора России»

Иван Князев: Российские компании снова готовятся к переходу на удаленку. Сбербанк объявил, что со следующей недели отправляет на дистанционную работу половину своих сотрудников. Из-за стремительного распространения нового штамма заболеваемость растет. Накануне президент заявил, что у России есть около двух недель для подготовки к новому удару пандемии из-за «омикрона».

Как это используют работодатели? На какие меры готовы? Что показал прошлый опыт переезда в домашние офисы? Будем обсуждать прямо сейчас с нашими экспертами. Вы тоже присоединяйтесь.

Тамара Шорникова: Да, ждем ваших звонков. Расскажите, как у вас дела обстоят в компании, что-то говорит начальство или нет, как-то будет меняться формат работы ваш в ближайшее время. Если вы сам начальник, расскажите о том, какие меры намерены или не намерены принимать.

Сейчас у нас Юрий Савелов на связи, член президиума объединения предпринимателей «ОПОРА РОССИИ». Здравствуйте.

Юрий Савелов: Добрый день.

Тамара Шорникова: Да. Итак, вот две недели на то, чтобы мобилизоваться, подготовиться. Как их используете?

Юрий Савелов: Ну, вы знаете, дело в том, что мы же уже работаем, 30%, предприниматели, вот офис у меня же в Москве, 30% сотрудников у нас уже на удаленке, уже было это, до Нового года распоряжение мэра. И мы как-то очень хорошо здесь сработали, потому что есть большой опыт. Вы знаете, мы сначала думали, что сотрудники не будут работать или будут работать очень плохо, но, знаете, оказалось совершенно наоборот: сотрудники стали, что интересно, работать больше даже, они об этом говорят, и мы как руководители это понимаем. Человеку можно позвонить и до 9 утра, и после 18 вечера что-то спросить, вот. И такие вот возмущения уже появляются, что я работаю не с 9 до 18, а с 8 до 20.

Тамара Шорникова: Да, вам-то здорово, конечно, а я вот только сейчас подумала о том, каково сотрудникам.

Юрий Савелов: Ну как...

Тамара Шорникова: Получается, работать стали круглосуточно?

Юрий Савелов: Ну, не круглосуточно, но стали работать больше, да, они стали жаловаться. Но так происходит, потому что человек сидит вроде дома, да, постоянно у компьютера, у него рабочее место с собой. Это, как бы вам сказать, ну вот объективно так произошло, ну вот незаметно, понимаете.

Тамара Шорникова: Юрий Михайлович...

Юрий Савелов: Человек стал больше работать, ха-ха, вот что интересно.

Но вы знаете, я вам хочу сказать, вот сейчас, конечно, пошла вторая волна и у нас на работе очень много людей, которые заразились, не «омикроном», а COVID, вот после праздников уже. Но так как у меня все сотрудники были привиты, а кто-то даже ревакцинировался, у них болезнь протекает практически незаметно. И они говорят: «Нас на две недели посадили домой, подключите нам удаленку, мы хотим работать, мы не знаем, что делать. Из дома выйти нельзя, постоянно контроль, я должен отчитываться, где я нахожусь в этот момент», – как мы можем ему не подключить? Человек себя вполне здорово чувствует, вот он в четырех стенах, его посадили на две недели на карантин, а он говорит: «Дайте хоть я поработаю». И он готов работать, и хорошо работать.

Тамара Шорникова: Да. Юрий Михайлович, а вот с тем самым рабочим местом, которое сейчас дома, вы помогали как-то с обустройством? Это же компьютеры, ну не у всех они есть...

Юрий Савелов: Вы знаете, да, больших вопросов не возникало. По-моему, пару компьютеров нам пришлось купить людям, не более. Вот никаких таких... Потому что, ну вы знаете, компьютеры есть у всех, ноутбуки, стационарные компьютеры, поэтому больших проблем не было.

Тамара Шорникова: Да, но выясняется, что и жена на удаленке, и детям нужно домашку делать, и на всех не хватает одного.

Юрий Савелов: Нет, я вам говорю, что вот за последнее время, по-моему, два компьютера мы всего купили, других проблем не возникало. Не знаю, как будет дальше. Если потребуется, конечно, мы, наверное, будем покупать компьютеры и еще какие-то вещи, необходимые для работы дома. Но я не думаю, что это будет очень дорого для предпринимателей. Ведь понимаете, хуже, когда совсем сотрудника нет на работе, вот просто человек не может работать, это гораздо хуже. Рабочее место он занимает, я не говорю сейчас даже про заработную плату или еще про что-то, а работу его никто не выполняет ни в каком виде, ни в удаленке, ну вообще никак, вот это плохо. А так на удаленке человек, я говорю, даже стал больше работать, почему бы не купить ему компьютер, если ему это необходимо, чтобы он выполнял свою работу.

Иван Князев: Ну, тут немного цифр. Опрос «Работа.ру» показал, что 72% жителей России хотели бы вообще работать удаленно, при этом 12% работают. По вашим наблюдениям, все-таки отношение, да, поменялось? Привыкли к удаленному формату?

Юрий Савелов: Да, да. Вы знаете, у нас... Вообще, у меня лично, допустим, у моих знакомых, что люди не будут работать на удаленке. Мы очень жарко и сильно на это спорили. А оказалось совершенно другое, люди работают, люди работают. Знаете, мы с большим удовольствием подключаем их. Если человек хочет работать на удаленке и его можно проконтролировать, почему бы нет.

Иван Князев: Ну а бизнес-процессы как поменялись? К чему пришлось подстроиться? Такие, может быть, конкретные примеры, если есть.

Юрий Савелов: Ну, конкретно, к чему подстроиться, ха-ха...

Иван Князев: Ну, элементарно там подписать какую-нибудь бумажку.

Юрий Савелов: А все электронно, все электронно делается сейчас, понимаете. У нас, допустим, внутренний электронный оборот. Был бумажный носитель, а сейчас он электронный, все подписи ставятся электронно. Если начальника какого-то нет, он на удаленке, он просмотрел документ, ставит свою подпись электронно, и бухгалтерия, чтобы оплатить этот счет...

Иван Князев: Планерки как проводятся?

Юрий Савелов: ...она видит, что подпись есть электронная, она его оплачивает, руководителя. Ну, таких вещей очень много. Знаете, по большому счету изменилось только общение, наверное, что вот когда совещания проводят, хотя на удаленке тоже проводят совещания, но, может быть, не совсем так, ну как бы вам сказать, в контакте, что ли, таком, пока еще не совсем в контакте. Когда люди сидят за столом десять человек и проводят совещание, смотря друг на друга, немножко другое. Ну и к этому тоже привыкаем.

Вы знаете, я думаю, что будущее все-таки за удаленкой. Я очень сильно поменял свое мнение за последние 2 года. Я думал, что будущее только в офисе, на самом деле вот я думаю, что нет, скорее всего, на удаленке многие смогут работать.

Тамара Шорникова: Зрителям расскажите, чем ваши сотрудники занимаются, чтобы понимать, для какой сферы, для какой отрасли удаленка – это хорошо.

Юрий Савелов: Бухгалтерия, бухгалтерия, IT, продажи многие, закупки – вот эти вот подразделения могут легко работать на удаленке. Юристы, ну им надо по судам ходить, как-то это тоже, частично могут работать на удаленке. Ну, грузчики, водители, понятно, эти люди, конечно же, не могут, завскладами не могут работать на удаленке никак. Ну, руководители высшего звена, потому что все равно им надо находиться в офисе. А вот я назвал, бухгалтерия, закупщики, продажники могут легко работать, у нас их много, у нас их порядка 70 человек, половина легко может работать на удаленке, потому что у них разные сферы по продажам, разные рынки, поэтому половина – легко. Так же закупки, которые закупают, или производство, которое на удаленке, у нас же мы размещаем заказы, тоже могут работать.

Тамара Шорникова: Юрий Михайлович, вот нам пишут телезрители, мол, могли бы поднять зарплату, потому что люди на удаленке, не надо столько, как раньше, платить за аренду офисов и т. д. Вы сами говорите, что работать стали больше, и до 9 можно позвонить, и после вечером.

Юрий Савелов: Да. Вы знаете, вопрос зарплаты – мы ее и так поднимаем как работодатели. Вот уже даже до Нового года поднимали, сейчас после Нового года поднимаем зарплату в связи с инфляцией. Ну люди просто говорят «Вы знаете, не хватает денег» или что-то, и по мере возможности, мы же не государство, мы же сколько заработали, столько и получили, и по мере возможности и сил... Даже не из-за того, что люди стали больше работать, из-за того, что инфляция и людям просто не хватает денег, и по возможности мы поднимаем. Я уже говорил там, премии вот мы дали до Нового года, вот сколько смогли людям, столько и выдали премию за год, ну как фирма отработала. Здесь много показателей, не только от того, что человек на удаленке стал больше работать, просто надо поднимать зарплату по возможности.

Иван Князев: Юрий Михайлович, а чисто теоретически, сейчас уже даже на всех уровнях говорят, что будет такая достаточно серьезная новая волна «омикрона», люди просто заболеют – процессы не встанут?

Юрий Савелов: Встают.

Иван Князев: Ну они вообще не смогут работать...

Юрий Савелов: Вот еще раз говорю, кто на удаленке может работать, хоть 50% на удаленке работать, здесь процессы не встанут. А кто не может... У меня случай, допустим, в области на складах заболело сразу 15 человек, весь процесс встал. Их нельзя заменить в течение двух часов или двух-трех дней. Нам пришлось остановить отгрузки, приемки товара, вот просто люди заболели, их проверили и всех изолировали. Допустим, 50 человек, 17 из них заболели, вот процессы остановились. Водители если заболели... Ну, водителей еще можно нанять на стороне, это будет дорого... Но есть такие вот направления, где быстро очень тяжело заменить людей.

Иван Князев: Ну вот к этому-то предприниматели подготовились? Потому что удаленка удаленкой, а теоретически, когда у тебя просто персонал будет пластом лежать, это уже сложнее.

Юрий Савелов: А к этому очень сложно подготовиться. Понимаете, во-первых, вы не знаете, кто у вас выйдет из строя, какое подразделение и сколько человек, а во-вторых, их же нельзя держать в резерве. Допустим, грузчики заболели, я сейчас позвоню на биржу труда, мне пришлют десять человек, – такого нет. Как к этому подготовиться? Есть такие вещи в бизнес-процессе, к которым просто невозможно подготовиться.

Иван Князев: Ну просто потери будут в том числе и финансовые, я больше об этом.

Юрий Савелов: Да, я и говорю...

Иван Князев: Морально и экономически подготовлены?

Юрий Савелов: Да, финансовые потери... О финансовых потерях, конечно, по возможности работаем так, чтобы не сработать в минус, вот на сегодняшний день как бы наша цель, чтобы у нас не было минуса. Мы сейчас не говорим о прибыли или суперприбыли, мы говорим о том, чтобы не сработать в минус, это уже хорошо на данный момент в связи с новой волной. А если получится небольшая прибыль, чтобы можно людям было зарплату побольше заплатить, будет уже хорошо.

Тамара Шорникова: Несколько SMS от телезрителей. Москва: «Знакомая жалуется, что рядовым сотрудникам известной нефтяной компании при переходе на удаленку стали сильно уменьшать зарплату, в 2020-м такого не было, поэтому ездят в офис с соплями».

Юрий Савелов: Ха-ха.

Тамара Шорникова: «Благодаря удаленке экономия на офисе и проезде сотрудников», – Оренбургская область, SMS оттуда. Мордовия: «Большинство работодателей не компенсируют расходы на удаленке и технику не предоставляет». Другая ситуация вот у телезрителя из Краснодарского края, наоборот пишет: «Привезли компьютер с работы и нет проблем».

Ну, Юрий Михайлович, наверное, финальное. Вот вы сказали, что в вашей компании такой переход произошел нормально, бизнес-процессы не нарушились, более того, это перспективное направление. Но вы наверняка общаетесь с коллегами, с представителями других отраслей бизнеса – что говорят?

Юрий Савелов: Да. Я вам хочу сказать, вот сейчас интересное высказывание, что вот в SMS написали. Опять же, все зависит от заинтересованности работодателя, насколько ему нужен этот сотрудник. Ведь у нас тоже есть сотрудники, он заболел или просто ушел на удаленку, мы даже компьютер ему не подключаем, ну он не нужен пока, допустим, не сезон, ха-ха, пусть поболеет, пусть выздоровеет нормально, ему компьютер не нужен, к примеру говорю.

Тамара Шорникова: Так это получается, что удаленка выявила лишних людей в компании?

Юрий Савелов: Ну, где-то даже да.

Тамара Шорникова: Потенциальных кандидатов на увольнение?

Юрий Савелов: Ха-ха, нет, на увольнение нет, потому что мы без них обойтись не можем. А вот то, что они должны работать в офисе и удаленка никак не связана, даже 50% не заменяет... Понимаете, его удаленка такая работа, ну как вам объяснить... Вот человек, который работает, допустим, смотрит качество товара, понимаете, он никак не может на удаленке быть, ему надо это пощупать, посмотреть...

Тамара Шорникова: Понятно, кто должен работать руками. Но если без человека пару месяцев можно обойтись, даже не стоит ему компьютер подключать, так, соответственно, вопрос возникает.

Юрий Савелов: Ха-ха. Два месяца никто, максимум без человека может компания обойтись две недели. Если компания может обойтись без человека больше двух недель, этот человек не нужен, я вот так вам отвечу на этот вопрос. Просто я не до конца понял вопрос. Но если компания может обойтись без человека больше двух недель, тогда он не нужен, ну максимум три.

Иван Князев: Юрий Михайлович, у вас сотрудники, которые на удаленке, они все в одном городе остались, в Москве у вас же офис?

Юрий Савелов: Да, у нас же фирма в Москве и офис в Москве, все здесь.

Иван Князев: Никто не разъехался на историческую родину, в другую сторону поработать? Проблем не возникало отпустить не отпустить?

Юрий Савелов: Нет, такого не было, вот я даже с этим не сталкивался, чтобы человек на удаленке...

Иван Князев: Нет, я к тому, что это сейчас вполне себе нормальное явление, просто кто-то вообще за границу уезжает...

Тамара Шорникова: В родном регионе снимать дешевле жилье, например.

Иван Князев: Конечно. На даче жить...

Юрий Савелов: Нет, я понимаю, о чем вы говорите, – о том, что если просто человека по распоряжению мэра отправляют на удаленку, он говорит: ребят, а что я буду сидеть? Я поеду в Курск, допустим, в свой город и буду там находиться.

Тамара Шорникова: Да.

Юрий Савелов: Ну а почему бы нет? Что мешает?

Иван Князев: Нет, ну некоторые работодатели не особо это приветствуют, все равно хотя бы раз в месяц ты должен приехать в отпуск... в офис.

Юрий Савелов: Ха-ха, в офис, да. Я понимаю, но как-то мы с этим не сталкивались. Даже, может быть, сотрудники некоторые не находятся дома, если они на удаленке...

Иван Князев: А может, просто вы не знаете?

Юрий Савелов: А мы можем и не узнать этого. А нам и не нужно, нам и не нужно это узнавать, потому что он может находиться, еще раз говорю, где-нибудь в Туле или в Пензе, да, мы этого даже знать не можем. Он на видеосвязи, он работает...

Иван Князев: Главное, что работает, остальное без разницы.

Юрий Савелов: Да, конечно.

Тамара Шорникова: И давайте вместе еще Татьяну из Перми послушаем, телефонный звонок от телезрителя.

Иван Князев: Здравствуйте, Татьяна.

Зритель: Здравствуйте.

Я вот очень против удаленки. У меня у моего сына рушится семья. У меня, значит, сноха, невестка, работает, это самое, в страховой компании. Вот уже как год, значит, на работу они не ходят. Она дома придет, значит, утром по компьютеру созвонится, так как у нее все руководители находятся Пермь, Москва, и ей как бы, знаете, ее никто не проверяет. Она, значит, попьет, по компьютеру все это посмотрит, потом, значит, рюмочку выпьет, поспит, снова по компьютеру посмотрит, поспит, снова выпьет, и так уже в течение года. Рушится семья, страдает ребенок, потому что, когда она выпьет, ее очень все раздражает...

Иван Князев: Ну да, Татьяна...

Тамара Шорникова: Это понятно, Татьяна, только здесь...

Иван Князев: Только, мне кажется, здесь...

Тамара Шорникова: ...вряд ли эти процессы уж очень связаны...

Иван Князев: ...с удаленкой-то.

Тамара Шорникова: Да, вернее вряд ли причина в удаленке конкретно, вряд ли это большая проблема... Но сочувствуем, да. Спасибо за звонок.

Иван Князев: Спасибо. Юрий Михайлович, у вас не было таких случаев?

Тамара Шорникова: Никто на удаленке не спился?

Юрий Савелов: Наоборот, случаи были, что люди друг друга не видят, потому что работают много, муж уходит в 6 утра, допустим, жена приходит в 10, наоборот, несовмещение по работе. А вот обратно, что люди дома сидят, такого, конечно, я с таким не сталкивался. На удаленке они же дома постоянно, вместе.

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Иван Князев: Спасибо вам! Юрий Савелов, член президиума объединения предпринимателей «ОПОРА РОССИИ», был с нами на связи. Идем дальше.

Тамара Шорникова: Да.

Российские компании готовятся к дистанционной работе. Что показал прошлый опыт переезда в домашние офисы?