ОСАГО без техосмотра
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/osago-bez-tehosmotra-51489.html Иван Князев: Автовладельцам будет больше не нужен документ о прохождении техосмотра при оформлении ОСАГО. Соответствующий законопроект будет принят Госдумой в третьем чтении уже 15 июня, а заработает с конца августа. Авторы инициативы объясняют – на рынке наблюдается дефицит станций ТО, автовладельцам просто негде пройти проверку. Российский союз автостраховщиков поддержал идею, напомню, что в марте следующего года за отсутствие ТО начнут действовать штрафы в 2000 рублей. Обсудим все это с нашими экспертами. Хотим поинтересоваться у вас, где и как вы проходите техосмотр, расскажите, сколько стоит, хватает ли станций.
Марина Калинина: У нас на связи эксперт по этой теме, Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Максим, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте.
Максим Кадаков: Марина, Иван, добрый день.
Иван Князев: Максим, что же, услышали все-таки автовладельцев? Не раз мы обсуждали эту тему, говорили о том, что станций ТО не хватает, что, если оставить все, как есть, будут очереди и так далее. Или не в полной мере?
Максим Кадаков: Услышали, безусловно, об этом говорили и журналисты, и правозащитники, и юристы, и, конечно, автовладельцы. Но в той новости, которую вы сообщили в самом начале, собственно, и заключается вся новость, простите за вот эту тавтологию. Чтобы автовладельцы понимали, что диагностическую карту все равно нужно иметь. Просто теперь диагностическая карта отвязана от полиса. То есть, условно говоря, раньше, когда вы приходили за полисом, у вас должна быть на руках диагностическая карта, вы должны были пройти техосмотр, а теперь вы можете сначала купить полис, допустим, вам удобнее сегодня, а завтра поехать с машиной, пройти техосмотр получить диагностическую карту.
Потому что, если вы вдруг оформили полис и успокоились и попали, не дай бог, через месяц, через два или через какое-то время в аварию, у страховой компании по-прежнему остается право согласно законодательству применить к вам регрессный иск. То есть все, что она заплатит пострадавшему по ОСАГО, потребует с вас, если у вас не будет диагностической карты.
Марина Калинина: Максим, смотрите, ТО никто не отменял, тем не менее, станций техобслуживания в любом случае не становится больше. Как-то мера такая половинчатая получается.
Максим Кадаков: Мера половинчатая, и мы не знаем, как мы будем реально жить даже после 1 октября, когда должны вступить в силу новые правила прохождения техосмотра.
Марина Калинина: Там и фотографирование машин должно быть, и какая-то электронная подпись, и еще что-то, и еще куча всего. То есть это не просто стул, стол и человек, который печать ставить.
Максим Кадаков: Да, совершенно верно, куча всего, конечно. Смотрите, более того: машины у нас должны проверяться по огромному количеству параметров, там больше 80 пунктов. Проверить автомобиль по такому количеству параметров за полчаса невозможно. Поэтому реальная пропускная способность таких пунктов невысокая, и фактически у нас большая часть техосмотров либо вообще выписывалась «по воздуху», просто так, либо люди просто приезжали на пункт техосмотра и уезжали.
То есть если сейчас все начнут проходить техосмотр в полном соответствии с требованиями, то это будет страшное дело. И если мы говорим о крупных городах, о мегаполисах, где относительно много станций (можно поехать на эту или на эту), то в каких-то небольших городках это вообще проблема. На Севере, в небольших городах, где транспорта относительно немного, организовать вот такую станцию техосмотра очень дорого. Клиентов мало, оборудование стоит дорого, и поэтому никто за это не берется.
Более того, у нас есть регионы, где автомобили в принципе не могут пройти техосмотр по-честному. Возьмите Якутию. Там очень многие автомобили переделаны, потому что суровые условия эксплуатаций, просто не выживешь там 10 месяцев в году. А как? То есть фактически люди либо вынуждены покупать этот техосмотр, либо я не знаю, что делать. Дальний Восток с правым рулем и неправильным светом, там в принципе не могут пройти техосмотр по нынешним требованиям.
Иван Князев: Там все покупают его, наверное.
Максим Кадаков: Да, и либо еще как-то обходят, не знаю как. И мы на одной из последних встреч (я вхожу в рабочую группу защиты прав автомобилистов при общероссийском народном фронте), она была полтора месяца назад, встречались с юристами, страховщиками и, в том числе, с представителями ГИБДД. И я спрашивал: «А как Дальний Восток? Вы все принимаете эти новые условия, требования прохождения техосмотра, мы Дальний Восток вообще отрезаем?» Знаете, какой ответ? «Давайте хотя бы начнем, а там посмотрим».
Марина Калинина: Как всегда.
Максим Кадаков: То есть даже нет толкового ответа, как всегда. То есть давайте начнем здесь, в центральной части России, а потом как-нибудь докрутим. Как?
Иван Князев: Максим, а все-таки какое решение может быть? Следующим этапом что? Либо оптимизировать требования к ТО, количеству пунктов и так далее, либо каким-то образом увеличивать количество пунктов техосмотра.
Максим Кадаков: Зрите в корень, но количество пунктов техосмотра – это сугубо бизнесовая история, то есть просто так они не возникнут. Мы с вами можем организовать пункт техосмотра, если нам это выгодно, оборудование стоит дорого. Более того, даже если у нас с вами сейчас есть деньги на пункт ТО или на сеть пунктов ТО, мы не можем просто так пойти и завтра купить это оборудование. Его еще надо заказать, получить, доставить (что-то доставляется из-за границы) и так далее.
Вариант один, я думаю, что вот эти жесткие требования, скорее всего, вновь будут отодвинуты. То есть мы не сможем отменить техосмотр по международным нормам, поскольку подписаны конвенции, подписано много законов и подзаконных актов, техосмотр не отменят. Но ввести на него какой-то очередной мораторий, отодвинуть срок – можно. И за это время можно действительно сократить количество позиций, по которым проверяется автомобиль, оставить самые критичные. Например, шины, тормоза, рулевое управление, свет. Вот этого достаточно.
Я думаю, что автомобилисты даже охотнее пойдут на пункт ТО, если они будут знать, что их проверяют по основным параметрам, их не будут валить и отправлять на доработку автомобиля и приглашать на новый осмотр за те же деньги, и, я думаю, что наступит мир.
Марина Калинина: Максим, а если вообще сделать техосмотр добровольным? Не обязательным, а добровольным? В здравом уме и трезвой памяти человек не сядет в неисправный автомобиль, с неисправными тормозами, со спущенными шинами и так далее.
Иван Князев: Ох, как оптимистично-то, Марина.
Максим Кадаков: В идеальном мире так и должно быть, если мы обратимся к опыту, например, в США (я не говорю, что там идеальный мир, я просто про опыт говорю), есть штаты, где обязателен техосмотр, и есть штаты, где он необязателен. Обязательно по всем штатам только контроль CO2, выхлопа, а вот техническое состояние автомобиля необязательно. Так вот, там нет никакой корреляции между количеством аварий по причине технической неисправности транспортных средств и прохождением техосмотров в таких-то штатах. Все плюс-минус одинаково.
И вы правильно говорите, разумный водитель не сядет за руль неисправного автомобиля. Разумный. Мы все, разумные водители, поддерживаем машины в надлежащем состоянии. Но в идеальном мире тогда должно быть так: если ты прошел техосмотр, твоя машина в идеальном состоянии, не дай бог, ты попадаешь в аварию, все происходит так, как сейчас – у тебя есть полис и так далее. Если ты не проходил техосмотр и устроил аварию по причине неисправности транспортного средства, тогда ты должен быть готов оплатить все расходы пострадавшей стороне. И вот как этого добиться? Вот это проблема. А так вы правы.
Иван Князев: Послушаем наших телезрителей. Какой регион у нас сейчас на связи?
Марина Калинина: Сергей из Орла. Здравствуйте, Сергей.
Зритель: Да-да.
Иван Князев: Слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте.
Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста.
Зритель: Алло, с кем разговариваю-то?
Марина Калинина: С нами.
Иван Князев: Дозвонились в программу «ОТРажение» на канале ОТР.
Марина Калинина: Говорите уже.
Иван Князев: Сергей?
Марина Калинина: Сергей?
Зритель: Вопрос такой интересный, хотелось бы… Да, город Орел. Здравствуйте. Хотелось бы заводы немножко встряхнуть, так бы сказать, качество металла, подшипников, смазки. А уж про автозаправки и говорить нечего, вы сами все прекрасно понимаете.
Иван Князев: А что с ними не так?
Зритель: Сами ездите на автомобилях, чем заправляемся, вот так вот, какие ремонты. Про техобслуживание тоже очень-очень много всевозможных вопросов.
Иван Князев: Да, понятно, спасибо вам, Сергей
Марина Калинина: Понятно, в общем, много вопросов.
Иван Князев: Здесь целый спектр проблем.
У меня еще один вопрос к Максиму. Максим, некоторые эксперты говорят, автогражданка может подорожать после всех этих нововведений.
Максим Кадаков: Чисто теоретически может, это бизнес, и вполне возможно, что какие-то страховые компании будут потихонечку поднимать.
Иван Князев: Я имею в виду, что каких-то прямых причин отмены ТО…
Максим Кадаков: Прямых причин нет. И более того, нам РСА (Российский союз автостраховщиков) наглядно показал, что когда они контролировали техосмотр, все у них все это было необходимо: надо пройти ТО, потом покупаете полис и так далее. Как только их от этого дела отстранили, они тут же переобулись в прыжке и говорят: «Хорошо, вы не прошли техосмотр, и не надо, но за полисом приходите, мы с удовольствием вам его продадим».
И как показала пандемия, эта отсрочка прохождения техосмотра для тех, у кого диагностическая карта была оформлена до 1 февраля, в общем-то, ничего катастрофического не случилось, мы ездим и прекрасно себя чувствуем.
Марина Калинина: Ну и хорошо. Спасибо, Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем».
Иван Князев: Спасибо.
Максим Кадаков: Спасибо, берегите себя.
Марина Калинина: Спасибо большое. А мы переходим к следующей теме.