Реформу ОСАГО раскритиковали. Какова методика расчетов размера выплат по ОСАГО? И надо ли узаконить восстановительный ремонт по ОСАГО, вместо возмещения вреда в денежной форме? Ольга Арсланова: Итак, Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства готов дать отрицательный отзыв на законопроект о приоритете ремонта над денежной выплатой в ОСАГО. По мнению юристов, потерпевшим автовладельцам нужно оставить свободу выбора формы возмещения – либо ремонт, либо денежная компенсация. Петр Кузнецов: Понятно, что это затянет, скорее всего, реформу ОСАГО, которая из-за разногласия депутатов и Центробанка и так не будет запущена в ранее намеченный срок – 1 марта 2017 года. Ну а пока Конституционный Суд рассматривает дело о методике расчетов размера выплат по ОСАГО. Ольга Арсланова: Да, там много непонятного. И буквально через несколько минут мы участника этого процесса – собственно самого истца – подключим к нашему эфиру. Ну а комментировать всю эту историю будет наш сегодняшний гость – к нам пришел Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. Здравствуйте, Сергей. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Сергей. Сергей Канаев: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, реформу, по сути, завернули? Я так понимаю, что основное замечание всех этих юристов, несмотря на то что мы обозначили семь каких-то проблем, которые они увидели в законопроекте, – это то, что свобода выбора автовладельцев не должна нарушаться. Сергей Канаев: Вы знаете, мы так скромно обсуждаем – ничего более, только свобода выбора. А ради чего вообще все это? Ради чего вообще вся эта реформа была задумана, когда вводили ОСАГО в 2002 году? Конечно, для того, чтобы потребители перестали выяснять отношения на дорогах. И все-таки государство выступило здесь неким гарантом, когда они говорят, что, с одной стороны – страховщики, а с другой стороны – государство. Но нам гарантировали, что в данном случае в обмен на нашу страховку мы будем все-таки получать возмещение. Здесь же нарушается Гражданский кодекс (209-я, 210-я, 211-я статьи), Конституция (статья 35.2). То есть представляете – в угоду страховому бизнесу и страховому лобби хотят переделать вообще собственно суть всего ОСАГО. Представьте… Ольга Арсланова: Так а страховщикам это зачем нужно? Сергей Канаев: Страховщики жалуются, что их мучают так называемые автоюристы, и называют их еще "мошенниками". Вы знаете, следующими они должны называть тогда, наверное, суды, потому что ведь у нас юристы-то, вообще-то, работают легально, и отстаивают они мнение потребителя в судах, и суды выносят решения. Как до этого не дошло еще – я не знаю. Наверное, пока они еще боятся. Но то, что они "съехали с берегов" – это точно. Потому что уже на сегодняшний момент, несмотря на то что они даже еще не ввели натуральное возмещение, они говорят: "Если мы введем натуральное возмещение, то теперь нам нужно будет повысить тарифы ОСАГО". Ольга Арсланова: Конечно! Сергей Канаев: То есть понимаете, да? Бесконечная цепочка. Можно говорить об этом сколько угодно и жаловаться. Так вы знаете, что самое интересное? Когда они говорили об убыточности от юристов, они сказали: "За 2015 год мы потеряли 18 миллиардов", – тогда как в данном случае у нас получается 11 миллиардов. Это они просто недоплатили потерпевшим. То есть представляете, можно вообще не платить ничего и сказать: "Наша убыточность – 100% практически из-за того, что мы никому не платим, а суды выносят решения. Вот какие суды нехорошие! А юристы – вообще мошенники". Ольга Арсланова: А они как-то доказывают эту свою убыточность? Сергей Канаев: Нет, они не доказывают, в том-то и дело. У нас сейчас… Ольга Арсланова: Потому что же сторонние наблюдатели, эксперты подсчитали и выяснили, что там неплохо зарабатывают страховщики. Сергей Канаев: Мы это считали, да, действительно. И более того, Ольга, мы подали заявление в Генпрокуратуру, где просим вообще проверить эти данные, на каком основании они… Это же, понимаете, дезинформация депутатов Государственной Думы с целью наживы. Это уголовная статья. И поэтому мы считаем, что Генпрокуратура должна проверить эти факты и вынести свое решение. Поэтому сейчас обратились к председателю Государственной Думы проверить эти данные, к Володину Вячеславу Викторовичу. Обратились к Чайке, генеральному прокурору. Говорим, что вот здесь есть несовпадения, их нужно все-таки просчитать и только после этого нужно как-то формировать мнение. Потому что говорить об убыточности ОСАГО можно бесконечно, но при этом никто не видел никаких данных. Говорят, что считают специальные актуарии, что данные засекречены. Причем что самое интересное? Вы знаете, я с одним из заместителей председателя ОНФ был на совещании в Центробанке, где напрямую страховщики говорили: "Мы даже не предоставим данные ОНФ". Он говорит: "Как? У нас вообще… Вы знаете, что президент…" Ольга Арсланова: Бухгалтерская отчетность как минимум. Сергей Канаев: Да нет! "У нас вообще президент – наш руководитель ОНФ. Как вы на это будете реагировать?" И только после этого они там замолчали. А так они улыбаются. Ольга Арсланова: Но цифры не показали. Сергей Канаев: Да, цифры они так и не показывают. Поэтому здесь вопросов очень много. И самое интересное, что страховщики, называя автоюристов "мошенниками", не говорят о том, что это в принципе следствие того, что они творили на рынке. То есть они не платили какое-то время – люди разуверились. И когда сейчас людям на дороге предлагают заплатить реальную сумму, которая гарантирует ему восстановление автомобиля, они, конечно, соглашаются. Это нормально. Я думаю, если бы это было в любой другой стране, было бы то же самое. Не допускайте вот таких попущений. И что самое еще интересное? 30% вообще на этом рынке – это бывшие сотрудники страховых компаний. То есть даже они, видимо, понимают, что здесь и выгоднее, и правильнее работать. Поэтому будем надеяться, что все-таки закон, который на сегодняшний момент в Госдуме находится, он будет приниматься не в интересах как бы страхового бизнеса, а в интересах автовладельцев, и вот эта поправка, которая лоббируется страховщиками, о том, что будет натуральное возмещение, она все-таки не будет принята. И вы знаете, мы еще (хотел просто для наших зрителей просто объяснить) направили обращение в Федеральную антимонопольную службу, потому что здесь очень серьезный вопрос с тем, кто будет ремонтировать автомобиль. То есть представьте… Ольга Арсланова: Что за центры. Петр Кузнецов: Конечно. Сергей Канаев: Да. Это же аффилировано, мы с вами понимаем, сто процентов. Потому что представьте себе неугодный центр. Он там не будет работать. А как будет работать центр? Центр будет работать на страховую компанию, а не на потребителя. А как быть тогда со скрытыми дефектами? То есть у человека нашли скрытые дефекты – и кто будет за это доплачивать? Сам потребитель? Кто? Страховые компании? Страховая компания скажет: "Нам это неинтересно. Мы же вам сказали, сколько это стоит. Всё. Вот в эту сумму уложитесь". И поэтому здесь будет, во-первых, монополизация рынка. Во-вторых, я думаю, качество услуг, конечно, заметно снизится. Я уж не говорю о тех очередях, которые могут быть, потому что страховщикам всегда выгодно создавать очереди. Ведь мы же видели, как они продавали полисы ОСАГО. Здесь то же самое, они могут ремонтировать автомобили. И в конечном итоге людей просто заставят, действительно принудят к тому, чтобы они получали половину суммы и не ремонтировали свои автомобили. Потому что, зная, какое качество может быть, люди, конечно же, будут соглашаться получить все-таки деньги и отремонтировать сами свои автомобили, чтобы они знали, какие запчасти туда ставятся. Петр Кузнецов: Сергей, давайте еще об одном судебном разбирательстве отдельно. Вы можете подключаться к разговору с одним из участников этого процесса. Сейчас все собственно и узнаем. У нас Олег Середа – он житель Краснодарского края, который недоволен правилами выплаты возмещения по ОСАГО. Сергей, здравствуйте. Олег Середа: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Скажите, вы были участником ДТП, и вы получили выплаты с учетом износа деталей. Правильно понимаю? Что это за история? Олег Середа: Да, совершенно верно. Петр Кузнецов: И на сколько денег вы "попали"? Давайте так. Потому что крупная сумма, я так понимаю – да? – то есть превышает те самые 400 тысяч рублей. Олег Середа: Да. Ольга Арсланова: Расскажите. Олег Середа: Получается, что разница в выплате составила… ну, разница в затратах на ремонт составила порядка 50 тысяч рублей. Ольга Арсланова: И вы пошли в суд. Олег Середа: Что? Еще раз. Ольга Арсланова: Я говорю: вы пошли в суд в итоге, я так понимаю. Расскажите поподробнее, что вы там сказали. И на что вы рассчитываете? Олег Середа: Значит, смотрите. Выплаты страховой компании составили порядка 140 тысяч рублей, а ремонт автомобиля мне обошелся – порядка 200 тысяч рублей. Ольга Арсланова: А как объяснила страховая компания такую разницу? Износ? Олег Середа: Ну, так и объяснили, что детали были посчитаны с учетом износа автомобиля. Но я не могу приобрести детали с износом. Мне пришлось покупать новые абсолютно детали, поэтому разница и составила денежку. Ольга Арсланова: Олег, а вы чего сейчас хотите? Чтобы страховщиков обязали вам эту разницу компенсировать? Или как? Или чтобы виновник вам это компенсировал? Каким образом? Олег Середа: Конечно. Да, пускай виновник компенсирует, если страховая компания не может мне это компенсировать. Как они объяснили мне, все было выплачено согласно законодательства и согласно их норм и расчетов. Вот так вот. Петр Кузнецов: То есть вот эти, получается, 60 тысяч рублей – разница? Олег Середа: Ну да, примерно так. Петр Кузнецов: И вас несколько человек, да? То есть вы объединили иск? Олег Середа: Да. Петр Кузнецов: Еще трое жителей также Краснодарского края, да? Олег Середа: Да, города Краснодара. Ольга Арсланова: Скажите, сейчас, я так понимаю, что просто вашу жалобу приняли, и пока еще никаких промежуточных результатов нет, надо ждать, правильно? Еще пока… Олег Середа: Да. Ольга Арсланова: А когда будет какой-то ответ? Когда вы нам расскажете, как продвигается ваше дело? Олег Середа: Ну, заседание Конституционного Суда было во вторник. Пока никаких результатов мы не получили. Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо. Олег Середа, житель… Хотя, возможно, у вас вопрос какой-то есть к Олегу? Сергей Канаев: Да нет. Ольга Арсланова: Нет, все понятно, да? Спасибо Олегу Середе. Петр Кузнецов: Спасибо, Олег. Сергей Канаев: Я просто хотел бы прокомментировать эту ситуацию, которая на сегодняшний момент с этой единой методикой расчета. Здесь практически волкам доверили пасти овец. То есть в данном случае страховщики сами себе делают тарифы, по которым они считают, сами считают износ и плюс сами себя контролируют. Очень хорошая ситуация! Петр Кузнецов: Нас уверяют, что учет износа – это общемировой подход. Сергей Канаев: Учет износа? Ну, почему же тогда страховщики говорят: "Если мы будем ремонтировать автомобили, тогда мы готовы ставить только новые запчасти", – если это мировой подход? Мировой подход как раз в праве выбора. Это тоже мировой подход – альтернатива. Ольга Арсланова: Смотрите, как раз Олегу, наверное, было бы выгоднее взять ремонтом, если у него не очень новый автомобиль. Ему что главное? Получить его в первозданном виде. И как раз эта разница, возможно, тогда была бы снивелирована, если бы ему поставили нормальные работающие детали, и ему не пришлось бы судиться. Я думаю, что очень многие… Сергей Канаев: А где уверенность у Олега, что ему бы поставили действительно новые запчасти? Ольга Арсланова: Ну, как? Едет автомобиль, работает. Проверить можно. Сергей Канаев: Да, "ездит и работает". Петр, "ездит и работает"? Женская логика. Петр Кузнецов: Нет, это смотря какая деталь на самом деле. Сергей Канаев: Что? Петр Кузнецов: Смотря какая деталь. Ольга Арсланова: Нет, подождите. То есть вы полагаете, что страховщики будут нарушать закон и ставить какие-то… Сергей Канаев: Не страховщики. Ольга Арсланова: Точнее – структуры, которые с ними аффилированы, механики и так далее будут ставить не те детали. Сергей Канаев: Ольга, я же объяснил. Представьте себе – станция технического обслуживания должна уложиться в определенную сумму. И вы думаете, что они не будут пытаться при этом еще на этом заработать? Они что – враги? То есть мы должны заставить пчел работать против меда. Ольга Арсланова: Хорошо, а кто их будет проверять? Сергей Канаев: Кого? Станции техобслуживания? Ольга Арсланова: Да. Сергей Канаев: Никто! Их будут… Они будут при страховых компаниях. И эти страховые компании будут решать – работать станциям техобслуживания или нет. И вы знаете, нет абсолютно никакой гарантии, что они руководствоваться будут интересами потребителя, а не интересами прибыли. История очень серьезная, я же говорю, от монополизации, качества ремонта и заканчивая тем, что сами страховщики не оставляют никакого выбора. То есть это диктат полный! Вот то, что сейчас происходит в Государственной Думе, некоторые депутаты называют это практически как "шантаж". То есть у нас, получается, нет возможности работать, мы готовы уйти с рынка. Причем ситуация повторяется, то же самое было в 2012 году. И ничего не меняется с того времени. Либо вы вводите подобные условия… Так вот, этих подобных условий нельзя вводить ни в коем случае. Мы со своей стороны направили обращение Вячеславу Викторовичу и попросили по своей базе сторонников (уж признаюсь честно, 220 тысяч сторонников Федерации автовладельцев России) направить точно такое же письмо, где каждый автовладелец может написать: "Я не против ремонта, но дайте мне право выбора, потому что так у меня хоть какая-то гарантия есть". Поэтому надеемся, что все-таки это вразумит таких, знаете, резвых депутатов, которые хотят заработать немного денег при лоббировании этого закона. Но при этом они забывают, что этими услугами нам придется пользоваться очень долгое время. И я думаю, что мы еще не раз вспомним о том, что страховщики хотели сделать. И я надеюсь, что, конечно, это не будет принято. Ольга Арсланова: Кстати говоря, даже сам президент Союза страховщиков Юргенс признался, что вот эта схема с приоритетным ремонтом будет действовать для больших городов, крупных, где есть дилерские центры. Вот мне очень интересно, а как подразумевается это реализовывать там, где их нет вообще? Куда ехать-то человеку? Сергей Канаев: Вы знаете, это надо спросить у господина Юргенса, который хочет это ввести. Но мне хотелось бы задать другой вопрос. Если вы считаете, что это все – благо (я в данном случае обращаюсь к господину Юргенсу), то тогда почему вы не введете подобные условия для юридических лиц, для крупных бизнесменов, компаний, которые обладают действительно? То есть юридические лица, в том числе… Вы знаете, мне было бы интересно, как бы они навязывали такие услуги Администрации президента, Правительству, компании "Газпром", не знаю, "Роснефть". То есть там было бы все… С ними они не хотят связываться. А тут как бы они говорят: "А тут юристы и какие-то людишки, 50 миллионов автовладельцев. И что с ними делать, мы не знаем, поэтому нужно как-то их отодвинуть от того, чтобы они заплатили, но при этом как можно меньше получали". Петр Кузнецов: Послушаем Станислава из Калуги сначала. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Станислав. Зритель: Добрый день. Петр Кузнецов: У вас, видимо, отношение к тому, что сейчас происходит во втором чтении по поводу этого законопроекта, или какой-то вопрос, или своя история? Зритель: У меня вопрос. Петр Кузнецов: Да, пожалуйста. Зритель: Хотел бы такой вопрос уважаемому гостю задать. У меня такая ситуация… Хочу с самого начала сказать, что поддерживаю его эту борьбу, конечно, все правильно он говорит. Но вот моя ситуация: у меня два автомобиля, по закону я должен получать страховку на оба. Было бы у меня три автомобиля – значит, на все три. Соответственно, где тут логика? Ведь страхую я не ответственность своего автомобиля, а свою собственную ответственность по ОСАГО. И собственно говоря, где тут логика? Я должен страховать три автомобиля, а одномоментно я могу находиться за рулем только одного автомобиля. В этом аспекте Сергей Канаев не видит ли… дополнительно заняться вот теми, кто пишет законы как-то, я не знаю? Вот такой мой вопрос. Сергей Канаев: Спасибо за вопрос. Занимаемся с 2012 года. Я только не расслышал, как вас зовут, прошу прощения. Ольга Арсланова: Это был Станислав. Петр Кузнецов: Станислав из Калуги. Сергей Канаев: Станислав, действительно занимаемся этим вопросом и говорим: как человек может ездить на трех автомобилях одновременно? Страхует он действительно ответственность. Нам говорят, что на сегодняшний момент такого в практике мировой нет. Ну, наши соседи, Украина, там такая практика есть – возможность страховать либо свою ответственность как гражданина… Допустим, Сергей Канаев может застраховать свою ответственность. И что удобно? Он может передвигаться на любых автомобилях. И согласно тому, сколько у него стаж вождения (справедливо), сколько он был в авариях или не был и так далее, то есть здесь это все привязано к человеку. Мы здесь тоже хотим право выбора. Ну, вы знаете, это, наверное, следующий этап. На самом деле, конечно, хотелось бы, чтобы именно вот так в нашей стране и было. Петр Кузнецов: Сергей, если так немножко в философскую плоскость разговор… Сергей Канаев: В философскую? Давайте. Петр Кузнецов: Вот по поводу человека с двумя автомобилями или даже с тремя. Но с другой стороны, никто его не заставляет покупать эти автомобили. Автомобиль – это всегда какие-то проблемы. В Москве ты платишь и за место для этого автомобиля. Поэтому эти жалобы по поводу… Сергей Канаев: Это не жалобы. Петр Кузнецов: "Страховку на каждый автомобиль меня заставляют". Если ты берешь автомобиль, тем более дополнительный, ты должен понимать, что ты должен за него платить. Сергей Канаев: Смотрите, Петр, если мы будем говорить в философской области… Вот Станислав сказал: "Я же не могу ездить на них, на трех одновременно. Давайте я застрахую свою ответственность и буду ездить на всех автомобилях, на которых я хочу. Я не буду покупать себе три автомобиля". Ведь это же мы обсуждаем, допустим, что у человека три автомобиля. А у человека, может быть, ни одного автомобиля вообще – и он может застраховать свою ответственность, имея стаж вождения и имея аварийную статистику, и при этом взять любой автомобиль. Это удобно, просто удобно для людей. Ольга Арсланова: Например, арендовать. Сергей Канаев: Понимаете, плоскость какая философская? Сразу говорят: три, пять, десять автомобилей. Кто три, пять, десять автомобилей имеет – они, знаете, очень редко задают такие вопросы на самом деле, понимаете. Здесь, если мы будем рассматривать философски, мы можем далеко уйти. Но с точки зрения разумности, если это гражданская ответственность страхуется, то почему не гражданин ее страхует на себя? Причем знаете здесь что самое выгодное? И почему, мне кажется, страховщики на это не идут? Такой эксперимент уже проводили. Количество ДТП при такой страховке очень сильно снижается. Для этого даже не нужно Бюро страховых историй, которое можно было бы создать для борьбы с мошенниками страховщикам, а не жаловаться каждый раз на убыточность. А здесь сам… Ольга Арсланова: Так это же страховщикам выгодно: чем меньше ДТП, тем меньше выплат. Ну, вроде как. Сергей Канаев: Страховщикам в данном случае выгодно получать прибыль как можно больше. А как они получают – это тема отдельной передачи, поверьте мне. Ольга Арсланова: Понятно. Сергей Канаев: Это не сегодня, что они меньше заплатили, и у них все хорошо. У них там есть и специальные перечисления, которые им позволяют присваивать деньги, которые были накоплены за год. Там очень серьезные вопросы. И этим, я думаю, должны заниматься как раз суды и прокуратура. В следующий раз обсудим. Ольга Арсланова: Успеем еще Сергея послушать. Петр Кузнецов: Почитаем, что нам пишут телезрители, и Сергея послушаем кратко. Амурская область: "Зачем нужна эта страховка? Куча народу ездит без страховки и не заморачивается. Для виновников ДТП страхование должно быть намного дороже, чтобы не лихачили. Износ деталей даже на новой машине. Страховые компании сами разворовывают страховые деньги". Сергей, Волгоградская область. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Если можно, коротко. Петр Кузнецов: Сергей, коротко, пожалуйста. 30 секунд у вас. Зритель: Ага, всё. Скажите, пожалуйста… У нас в Волгоградской области при страховке машин нам навязывают либо "дом", либо "жизнь", чтобы получить страховку. А если не страхуешь либо дом, либо жизнь, не получаешь страховки, и у нас ее просто нет. Скидки… Ольга Арсланова: Понятно. Зритель: Я с 2002 года страхую, и у меня скидок нет. Вот в этом году где-то нашли 10% скидки. И как это понять? Ольга Арсланова: Бонус-малус. Понятно. Спасибо, Сергей. Зритель: И еще самое главное… Ольга Арсланова: Я так понимаю, что можно купить эту страховку, а потом прийти через две минуты и сказать: "Период "охлаждения". Возвращайте деньги обратно". Нет? Сергей Канаев: Нет, на самом деле проблема такая существует в Волгоградской области. Ну, страховщики ее называют "токсичной". Петр Кузнецов: Именно в Волгоградской? Сергей Канаев: Да. Ситуация следующая. Они называют "токсичными регионами" те регионы, где они сначала навязывают дополнительные услуги, потом отказывают в выплатах, и губернаторы этих именно областей и краев говорят: "Нет, ребята, так не пойдет. Вы застраховали людей – вы им платите нормально. Не надо навязывать дополнительные услуги". И там начинается у них! "Юристы-мошенники" возникают. А почему? Потому что здесь как бы получается все по-честному – страховщики не могут пролоббировать свои интересы в судах или где-то на уровне государственной власти, потому что губернаторы не заинтересованы, они говорят: "Нам не нужна еще одна головная боль". Ольга Арсланова: Если коротко, то Сергею куда звонить? В Центробанк? Или куда жаловаться? Сергей Канаев: На КБМ в Центробанк можно жаловаться, есть там специальная строка в приемной Центрального банка. Можно жаловаться в РСА, это по КБМ. А что касается навязывания дополнительных услуг – сообщите нам на наш адрес: far495@mail.ru. Мы попробуем вам помочь. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо. Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. Сергей Канаев: Спасибо.