ОСАГО: нарушители заплатят больше

Гости
Петр Шкуматов
координатор движения «Общество Синих Ведерок»
Максим Едрышов
руководитель Федерации автовладельцев России

Тамара Шорникова: Так же быстро, как у нас законы принимают, так же сегодня работают наши режиссеры. Простите.

Иван Князев: Сразу всех сдала.

Тамара Шорникова: Сразу, да. Мы вас любим, коллеги.

ОСАГО вновь меняет свою стоимость. Здесь уже мы медлим, видишь? Для кого-то автогражданка подорожает – в частности, для тех, кто чаще попадает в аварии, нарывается на штрафы. А тот, кто водит аккуратно, будет платить меньше. Посмотрим – на сколько.

Иван Князев: Вот что изменится, к примеру, для физических лиц. Минимальная ставка по ОСАГО уменьшится на 10% – теперь это будет 2 471 рублей; а максимальная, наоборот, на 10% вырастет – до 5 436 рублей. Для легковых автомобилей юридических лиц тариф расширяется в обе стороны на 20%. Ну, это опять же будет высокая ставка одна, а низкая – на 20% дешевле. По такси – на 30%. По грузовым автомобилям – на 20%. Трамваи, троллейбусы, автобусы пока трогать не будут.

Тамара Шорникова: По каким критериям будут определять, хороший водитель или нет, рискованно он водит или нет, нет ли за ним никаких грехов?

Иван Князев: Кому повезет дешевое ОСАГО купить?

Тамара Шорникова: Да. В общем, кому подфартит? Сейчас выясним.

Петр Шкуматов расскажет подробности, координатор движения «Общество синих ведерок». Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Петр.

Петр Шкуматов: Добрый день.

Тамара Шорникова: Петр, расскажите, какие критерии для формирования этого индивидуального тарифа будут применяться?

Иван Князев: Вы уже разобрались в них?

Петр Шкуматов: Слушайте, если посмотреть закон об ОСАГО… Вчера всех переполошила пресс-конференция Владимира Чистюхина. Это заместитель председателя Центрального банка, который отвечает за рынок страхования. Так вот, почему-то для всех это стало новостью, но в действительности закон уже принят давно, он просто вступает в силу. Центробанк просто, скажем так, добавляет свои нормативно-правовые акты к этому закону, точнее – к изменениям в закон об ОСАГО.

Изменения были давно известны. И расширение тарифного коридора – это, в общем-то, наверное, угадывающийся шаг, потому что коэффициент мощности и коэффициент территории так и не отменили депутаты. В результате что у нас получается? По данным самих страховщиков, 85% водителей – это водители аккуратные, и они будут платить меньше. 15% водителей будут платить больше. Эта цифра ориентировочная, из предыдущих интервью.

Иван Князев: Я так думаю, что она даже близко ориентировочная, потому что страховщики сейчас будут как раз говорить: «Ну, друзья, вы на самом деле водите хорошо, мы будем вам продавать ОСАГО по низкой цене». А потом ты приходишь в страховую компанию – и выясняется, что ты очень и очень плохой водитель, поэтому плати 5 тысяч. Или все-таки не так?

Петр Шкуматов: Вы знаете, вот этот год – впервые за все время моего водительского стажа и существования ОСАГО, когда ОСАГО мне дали просто в подарок за то, что я купил КАСКО. Ну, я, естественно, не буду называть страховую компанию.

Я просто говорю о том, что, конечно, если страховые компании договорятся между собой и «попилят» рынок, что называется, то, конечно, всем будет плохо. Но я сильно сомневаюсь, что у них то получится. И сейчас, наверное, многие видят, что идет конкуренция за автомобилиста, за клиента.

Например, я купил заранее полис ОСАГО, и у меня около 30… я точно не считал, но, наверное, около 30 предложений, звонков от разных страховых компаний, эсэмэски приходят. Я, в общем-то, вот тот самый водитель, который считается нормальным. И там были очень хорошие предложения, в том числе и с большими скидками. Поэтому если человек водит машину аккуратно, безаварийно и иногда получает какие-то штрафы, то, скорее всего, за ОСАГО он будет платить меньше.

Кстати, тут тоже очень интересная информация. Дело в том, что водители, которые вообще не получают штрафов, они более аварийные, нежели чем те водители, которые получают некое среднее количество штрафов.

Тамара Шорникова: Поясните.

Иван Князев: Это почему так?

Петр Шкуматов: Дело в том, что водители, которые вообще не получают штрафов, скорее всего, не ездят за рулем и не имеют соответствующего опыта. Если же водитель ездит за рулем, то он обязательно попадает в дорожные ловушки, которые заботливо расставлены по дорогам. По сути, эти небольшие штрафы являются доказательством наличия водительского опыта.

Иван Князев: То есть такой тертый калач получается, чем тот человек, который раз в год сел за руль. И неизвестно, чего от него ожидать.

Тамара Шорникова: Кстати, те самые коэффициенты – коэффициент региональный и коэффициент мощности автомобиля – как раз с 24 августа предлагается снять, отменить.

Петр Шкуматов: Нет, никто их снимать не будет. Во всяком случае, вчера я этого не слышал. Я просто был одним из тех, кого пригласили на эту онлайн-пресс-конференцию. Коэффициент территории и коэффициент мощности остаются. И Центробанк не может отменить эти коэффициенты, они в законе об ОСАГО записаны, но он может их скорректировать.

Иван Князев: Спасибо, спасибо, Петр. Это был Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок», по Skype.

И еще один эксперт, давай сразу подключим его к обсуждению этой темы. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России, с нами на связи.

Тамара Шорникова: Ну и телезрителей тоже ждем в нашем эфире.

Иван Князев: Да, присоединяйтесь.

Тамара Шорникова: Расскажите, сколько у вас сейчас стоит полис ОСАГО. Он за последнее время для вас подешевел или подорожал? Поделитесь с нами своей информацией.

Иван Князев: Здравствуйте, Максим Иванович.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.

Максим Едрышов: Добрый день.

Иван Князев: Максим Иванович, тут нам телезритель пишет из Воронежской области: «Цена полиса вообще должна зависеть от цены автомобиля». Вот так человек считает. Как вы считаете, прав он или нет?

Максим Едрышов: Вообще, по-хорошему, цена полиса должна не зависеть от цены автомобиля, а тариф должен быть индивидуальным. Вот к этому, на мой взгляд, надо стремиться. Ну, пока мы делаем такие робкие шаги к этому.

А индивидуализация в чем может заключаться? Самое главное – в том, что водитель страхует свою ответственность и ездит на абсолютно любых автомобилях. За рулем конкретной машины ездит конкретный водитель. И здесь автомобиль является такой характеристикой не самой показательной для формирования тарифа. Именно к водителю должно быть все привязано: как он нарушает, как часто он попадает в ДТП и так далее.

Такой проект рассматривался в 2004 году, когда принимался закон об ОСАГО, но был отклонен как раз депутатами из-за того, что сложно за каждым водителем следить. Сейчас прошло 16 лет, сформировались разные базы данных, и следить за каждым водителем, формировать личную водительскую историю абсолютно каждого гражданина можно без всяких проблем, на мой взгляд.

Иван Князев: Я так понимаю, мы фактически к этому и идем. Правильно ведь?

Максим Едрышов: Мы к этому идем, но мы к этому очень медленно идем. Сейчас вот те поправки в закон об ОСАГО, которые были приняты, они говорят лишь о том, что специальные дополнительные коэффициенты вводятся для водителей, которые нарушают правила дорожного движения. При этом для тех водителей, кто соблюдает ПДД, постоянно соблюдает, ездит аккуратно, не попадает в ДТП, фактически скидок никаких не предусмотрено.

Тамара Шорникова: Кстати, пара SMS от наших телезрителей. Достаточно многие пишут о том, что… «Все это ерунда, что ты без штрафов не можешь кататься». Вот Пензенская область: «Стаж – 52 года. Знак за работу без аварий. ОСАГО…» – видимо, какой-то коэффициент высокий написал, означающий как раз его безаварийное вождение. Коми: «42 года безаварийного вождения, без серьезных нарушений. Страховка – 4 200».

Вы знаете, что меня заинтересовало?..

Максим Едрышов: Ну смотрите. Петр, видимо, говорил все-таки чуть-чуть о другом. Он говорил о том, что сейчас водители не могут, как правило, ездить без штрафов. Но это касается регионов, где камеры фото- и видеофиксации распространены. Это у нас Татарстан, Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Если мы возьмем другие регионы, то в некоторых регионах и камер-то фактически нет. Люди ездят – и они, естественно, никаких штрафов получать не будут.

Тамара Шорникова: Кстати, штрафы с камер учитываются? Они же вроде бы приходят на собственника автомобиля, который не всегда одновременно является и водителем.

Максим Едрышов: Штрафы с камер учитываются формально. Если я, например, дал свой автомобиль покататься, а тот, кому я дал, поездил больше 60 километров в час, если я это постановление не отменю, если я не обращусь в ГАИ, что не я был за рулем, то фактически меня ждет повышающий коэффициент по ОСАГО.

Иван Князев: Вот такая медвежья услуга от родственника.

Максим Едрышов: И сейчас штрафов еще нет у тех людей, которые управляют автомобилем, который им не принадлежит. У них по формальным причинам, по базе данных ГАИ, штрафов никаких нет.

Тамара Шорникова: Вы знаете, что меня удивило? Вот коротко прокомментируйте. Помимо факторов, напрямую сейчас установленных в законе для индивидуализации тарифа, пишут различные эксперты, что страховщики при установлении тарифов смогут учитывать и иные обстоятельства, чтобы как-то конкретизировать, привлечь клиентов. Например, в частности, это может быть семейное положение водителя и наличие у него детей.

Как вы считаете, насколько это актуальный критерий? У нас нет семейных алкоголиков, наркоманов, лихачей?

Максим Едрышов: Понимаете, это фантазии. Действительно, в законе, который вступит в силу в скором времени, указано, что страховщик имеет право учитывать иные причины. Но при этом иные причины совершенно не раскрывают. Ну, в принципе, автомобиль белого цвета или черного – даже такие причины могут формально учитываться.

Тамара Шорникова: Я имею в виду – фантазия страховщика чем-то ограничена или нет? Или он может любые критерии накидать, в зависимости от своей выгоды?

Максим Едрышов: Центробанк, только Центробанк у нас может ограничить фантазию страховщиков. И я надеюсь, что Центробанк все-таки выдаст какой-то конечный список, что такое иные причины. Сейчас мы с вами можем рассуждать абсолютно о чем угодно, потому что критериев каких-то нет. Иные причины – это все что угодно. Я не знаю… «Трава зеленая, сегодня солнце светит, поэтому у вас дороже полис ОСАГО», – и так далее.

Иван Князев: Максим, и если можно, совсем коротко: почему для таксистов такой большой коридор?

Максим Едрышов: Ну, видимо, учли аварийность таксистов, возможно. А возможно, тот факт, что многие таксисты у нас перестали страховать ОСАГО. Поэтому, может быть, решили, что с этой категории, раз кто-то еще страхуется, надо собрать денег побольше, чтобы деньги были.

Ну, это странная история, конечно. Хотя я понимаю, что такси попадают чаще в аварии, чем среднестатистический водитель, ввиду того, что таксист постоянно ездит, постоянно за рулем. Но так резко поднимать стоимость полиса, тем более в такой сложный для такси период, – мне кажется, это несколько неправильно.

Иван Князев: Они же потом просто в тариф за поездку заложат всю эту стоимость.

Максим Едрышов: Естественно.

Тамара Шорникова: Или оформляться везде перестанут.

Иван Князев: Да, вообще перестанут.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Максим Едрышов был у нас на связи, руководитель Федерации автовладельцев России.

Тамара Шорникова: Звонок слушаем. Владимир, Омск.

Иван Князев: Омск на связи. Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Слушаем, Владимир.

Зритель: Добрый день.

Тамара Шорникова: Вы водитель со стажем?

Зритель: Да, водитель. Стаж у меня – 40 лет. Аварий вообще не было за все время. Но при всем этом штрафы как приходили, так и приходят. Хотя я езжу, в общем-то, аккуратно, но получается так, что штрафы появляются там, где стоят засады в основном. В городе их очень много, в области тоже много, в Омской области.

Иван Князев: То есть ловят вас в кустах, я правильно понимаю?

Зритель: Что?

Иван Князев: В кустах вас ловят?

Зритель: В кустах. И не только в кустах. В кустах даже не надо и стоять. Хотя президент в свое время сказал, что должны устанавливаться указатели, но ничего этого не делается. Заинтересованы лишь в том, чтобы набить карманы. Главный показатель – это безаварийная езда. Это самый главный показатель.

Иван Князев: Владимир, а вы сейчас сколько платите за ОСАГО? Расскажите.

Зритель: У меня большая машина. Я плачу не так много – в районе 7 тысяч. Да дело даже не в деньгах…

Иван Князев: Ничего себе!

Тамара Шорникова: Дело не в деньгах, а дело в принципе. Мы поняли вас. Спасибо большое, Владимир, за ваш звонок.

Переходим к следующей теме.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Сколько можно будет сэкономить на соблюдении ПДД?