Петр Кузнецов: У нас впереди целый автомобильный блок, здесь тоже много инициатив. Например, уже как факт запчасти официально у нас подорожали. В России с 20 сентября, со вчерашнего дня обновлены справочники средней стоимости восстановительного ремонта. Ольга Арсланова: Что это такое? Петр Кузнецов: Есть такие справочники, их открывают и смотрят: ага, теперь эта деталька в 2 раза больше. Ольга Арсланова: Слушай, ну в стране все дорожает, удивительно, должно дорожать и это, видимо, тоже. Петр Кузнецов: И в общем, все эти детальки в справочнике изучили и выяснилось, что, согласно вот этому пересмотру, в среднем цена выросла, стоимость на 23%. Ольга Арсланова: Слушай, а это все из-за рубежа привозят или у нас делают? Петр Кузнецов: Будем выяснять. То есть вырастет ли цена ОСАГО, например, после этого, первый вопрос. Ольга Арсланова: Потому что именно страховщики же, да, направляют вас на ремонт и этими деталями будут вам вашу машину ремонтировать, вместо того чтобы просто денег вам дать. Петр Кузнецов: Да, справочники им уже новые отвезли... Ольга Арсланова: Еще один вопрос на самом деле, кто будет больше платить, человек какого возраста, с какой манерой вождения, наконец, мужчина или женщина. Сообщается, что страховые компании стали применять дополнительные коэффициенты для оценки водителей, в том числе и по половому признаку. Петр Кузнецов: Дмитрий Золотов, автоэксперт, с нами сейчас на связи, первый блок этих инициатив обсудим. Дмитрий Юрьевич, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Дмитрий Золотов: Добрый день. Петр Кузнецов: У вас есть представление, откуда все-таки взялись эти 23%, которые мы уже упомянули? Потому что, честно говоря, пугающий такой рост... Ольга Арсланова: То есть детали подорожали на четверть ни с того ни с сего. Петр Кузнецов: Как высчитывается эта средняя стоимость запчастей? Что на нее влияет? И почему такой скачок? Они, наверное, и раньше дорожали, но, получается, не на четверть же. Дмитрий Золотов: Нет, смотрите, у нас справочник очень долгое время не обновлялся и ОСАГО начисляло вот эти повреждения по старому справочнику. Получается, водители недополучали той суммы, они не могли полностью отремонтировать свой автомобиль, у них не хватало денежных средств. После пересмотра, потому что здесь очень много факторов влияет, и скачок доллара, и экономические какие-то составляющие, плюс инфляция, плюс дорогая доставка, рост топлива, потому что запчасти нужно перевезти с одной точки в другую точку, – очень много факторов, которые влияют именно на стоимость той или иной запчасти. И поэтому вот то, что сейчас они подорожали, подросли, для водителей это только плюс. Петр Кузнецов: Потому что выплаты подрастут, да? Дмитрий Золотов: Да, давно нужно было это сделать. Мы уже более 3 лет об этом говорим, наверное, уже лет 5 говорим, что справочники нужно менять, пересматривать и стоимость деталей нужно все-таки подводить к рыночной стоимости. Ольга Арсланова: А рыночная стоимость сейчас какая? То есть там нет никакой почвы для накруток и махинаций? То есть действительно они столько стоят сейчас? Дмитрий Золотов: Ну смотрите, для накрутки и махинаций всегда есть способы... Ольга Арсланова: На этом нашу беседу можно было бы закончить. Так. Дмитрий Золотов: Ну да. Мы говорим сейчас о том, сколько детали, запчасти стоят у официального дилера. Мы когда идем ремонтировать автомобиль, мы же не идем к какому-то там дяде Васе, который сделает на коленке запчасть, купленную где-нибудь на рынке непонятного производства. Ольга Арсланова: Дмитрий Юрьевич, так, может быть, нам есть смысл так сделать по большому счету? Дмитрий Золотов: А кто будет нести ответственность, если эта запчасть потом будет ломаться? Кто будет нести гарантию? Ольга Арсланова: А так кто несет ответственность? Дмитрий Золотов: А так несет сервис. Если он плохо отремонтировал, значит, со страховой компанией они будут разбираться, и та запчасть, которая ставится новая, она, значит, должна иметь какую-то гарантию, она должна отходить свой ресурс, который дает завод-изготовитель. Если эта запчасть какая-нибудь китайская, собранная где-нибудь и выплавленная непонятно где, естественно, никто гарантий не даст, и в случае ДТП очень сложно провести техническую экспертизу и понять, что именно эта деталь стала причиной. И потом ресурс у таких деталей намного меньше. Петр Кузнецов: Скажите, возвращаясь к тем 23%, стоимость запасных частей в общем убытке – это же не 100%? Это не говорит о том, что уровень выплаты общий вырастет на те самые 23%, ну если мы предположим, что запчасти... ? Дмитрий Золотов: Нет-нет, тут же мы не считаем работу, работа тоже рано или поздно дорожает, и здесь выплаты в большей степени будут зависеть от жадности страховщиков. Потому что те люди, которые не попадают в ДТП, а это большинство, они оплачивают просто эту страховку не то чтобы авансом, они эти деньги просто выкидывают. Вот, например, у меня за последние лет 10–15 ни одного ДТП не было, я оплачивал, у меня там 3–4 машины в семье, и мы эти машины оплачиваем, хотя ездят на этих машинах 2 человека. Получается, одна машина стоит, на одной ездишь, потом меняешь, а оплачиваю я две машины. И получается, что здесь страховщики ненамного теряют, они просто больше лукавят. Ольга Арсланова: Вот-вот. Хочется понять, часто нам страховщики рассказывают в эфире о том, что это вообще немаржинальная история, ОСАГО продавать – это какая-то социальная нагрузка, которую им навесили. Но если мы посчитаем, что платят действительно все автомобилисты, за исключением маленького процента нарушителей, а выплаты получают абсолютное меньшинство, причем получают... Я не знаю ни одного автомобилиста, который был бы доволен тем, сколько ему заплатили или как оценили его ремонт. Вопрос: если вам так невыгодно этим заниматься, ну не занимайтесь. Но почему-то ни одна компания от ОСАГО не отказывается. Дмитрий Золотов: Вот именно. Если бы было невыгодно на рынке работать, они бы ушли с рынка и оставили место тем, кто хочет этим заниматься. У нас ведь как сделали? Они некоторые регионы делают... Ну вот, например, убыточные регионы есть, это такие, где высокая аварийность, потому что они нам статистику показывали, это отдаленные регионы где-то от столиц, от городов. И есть там, например, Татарстан, по-моему, повышенная аварийность и так далее, они стараются завысить либо коэффициент, либо просто уходить с рынка. Но это тоже считается неправильным, потому что людям ездить ремонтировать автомобиль либо страховать за 200 километров тоже ничего хорошего нет. Здесь надо понимать, что, если вы вышли на рынок всей России, вы должны всю Россию покрыть как раз своим продуктом. Ольга Арсланова: Ага. А как вам эта идея с коэффициентами по ОСАГО в зависимости от, не знаю, роста, цвета кожи, пола и прочих нюансов? Дмитрий Золотов: Да, я понял. Смотрите, вот эта гендерная принадлежность, цвет кожи и рост – это полный бред, потому что очень много человеческих факторов зависит от вождения автомобиля. Человек не выспался, неважно, мужчина ты или женщина, ты будешь невнимательный. Если ты низкого или высокого роста, это никак не сказывается на вождении. Это раньше было так, что мастерство вождения с опытом приобреталось, потому что автомобили были на ручной коробке, были без усилителя руля, без каких-то там тех нюансов, которые сейчас превращают вождение просто в управление автомобилем одним пальцем, и неважно, кто будет управлять, женщина или мужчина, здесь вопрос внимания. И потом сложные такие обстановки на дороге не дают гарантии того, что мужчина, например, справится в такой ситуации, объезжая какое-нибудь ДТП, – ну где гарантия, что ты не воткнешься куда-то там, будь ты мужчина или женщина? Поэтому... Ну это полный бред. Петр Кузнецов: Еще один технический момент напоследок, возвращаясь к этим справочникам. Если авария до 20 сентября произошла, до вступления в силу новых справочников, а экспертиза уже после проводилась, как это будет высчитываться, по какому справочнику? Дмитрий Золотов: Смотрите, если авария была до принятия, значит, будут по старому справочнику. Петр Кузнецов: Ага, понятно. Спасибо. Дмитрий Золотов, автоэксперт, был с нами на связи. Еще одного эксперта приветствуем – Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России. Здравствуйте, Дмитрий. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Дмитрий Клевцов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Скажите, а что происходит вообще с ОСАГО? Такое ощущение, что страховщикам мало денег стало и они решили придумать там какие-то дополнительные коэффициенты, дорожающие детали и так далее. У них проблемы какие-то? Дмитрий Клевцов: Ну, давайте вернемся все-таки к истории, как появилось ОСАГО. ОСАГО у нас пришло в 2003 году, оно регулируется федеральным законом №40, в котором черным по белому написано, что компенсационные выплаты должны быть не менее 80%. Если мы заглянем в официальные данные РСА и посмотрим, сколько денег они собирали и сколько выплачивали, цифры просто ужасают. Маленькая справка: в период с 2003-го по 2015-е гг. собрали 1 триллион 188 миллиардов рублей, на выплаты автовладельцам они выплатили 674 миллиарда, то есть выплата составила чуть больше 50%. После 2016 года у нас началась реформа, нас пугали мошенниками, какими-то регионами с повышенной аварийностью... Но давайте заглянем сейчас в последнюю статистику РСА, итог 2019 года: собрали 220 миллиардов рублей, выплатили 150 миллиардов, то есть выплатила составила 68%. Ольга Арсланова: А где же вот эти остальные? Дмитрий Клевцов: На протяжении 17 лет страховщики накопили огромную финансовую подушку безопасности. Предположим, что, если с завтрашнего дня все автовладельцы купят поддельные полисы и вообще не будут страховаться, денег, накопленных этими страховщиками, хватит на 2–3 года с учетом сложившейся выплаты. Теперь что касаемо вопроса актуализации справочников. Законом предусмотрено, что актуализация справочников должна проводиться не менее чем 2 раза в год. То, что сейчас все дорожает, это все понятно, то тех накопленных денег, которые есть, и, получается, на данный момент страховой рынок не выполняет требования законодательства. А хочется отметить, что это очень уникальный бизнес. Страховщики любят говорить, что на них возложили социальную ответственность, – это не так. Дело в том, что государство страховым компаниям гарантирует де-факто вот эту 20%-ю маржинальность, это суперский бизнес. То есть вне зависимости от того, что бы ни происходило, 20% свои они заработают. Я думаю, что многие бизнесмены хотели бы работать в такой схеме. И вся несправедливость заключается именно в том, что государство обязывает автовладельцев страховать автомобили в пользу коммерческих структур, это деньги... государства. Ольга Арсланова: То есть по сути нести им ежегодную дань просто так? Дмитрий Клевцов: Да. Ольга Арсланова: Особо даже не рассчитывая на серьезную помощь в случае аварии. Дмитрий Клевцов: Абсолютно точно. А вот эти все последние идеи страхового рынка о перенесении различных коэффициентов, которые они отработали на коммерческом продукте в виде КАСКО, перенести это на ОСАГО, там огромное количество коэффициентов, это абсолютно рыночная система. Ее нельзя переносить на ОСАГО, потому что государство обязывает нас платить коммерческим структурам, и у автовладельцев нет выхода. На самом деле это все достаточно прогнозируемо, это будет продолжаться. РСА не скрывает о том, что они идут на либерализацию рынка ОСАГО, то есть простым русским языком они хотят, чтобы все тарифы были рыночными, чтобы… Де-факто у нас государство обязывает автовладельцев третьей стороне в виде коммерческой структуры платить вот эту дань, как вы выразились. Ольга Арсланова: Спасибо за пояснения. Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России, был у нас в эфире. Впереди новости, а позже вот о чем поговорим. Алексея Навального то ли отравили, то ли нет, а вот санкции вполне реальные грозят России. Какими они могут быть со стороны Европы и со стороны Соединенных Штатов Америки? Как вообще работают международные санкции? Поговорим после новостей в большой теме. Петр Кузнецов: Оставайтесь с нами. Впереди новости.