Ольга Арсланова: О новостях подробнее расскажем. Денис упомянул о новых правилах ОСАГО, и сейчас о них пойдет речь. Иван Гостев: В России вступили сегодня в силу новые правила расчета ОСАГО. Если раньше тарифы устанавливали для целого региона, то теперь они станут персональными. Стоимость полиса будет зависеть, как и раньше, от базовой ставки тарифа и дополнительных критериев. Интересно, что их страховщики будут выбирать сами. Ольга Арсланова: Давайте выясним, что же за дополнительные критерии. Например, цена будет выше, если за покупателем полиса водятся грубые нарушения ПДД или эксплуатации машины, уже какие-то зафиксированные, известные. Также на стоимость повлияют менее очевидные параметры, например: марка автомобиля, семейное положение, цвет кузова и даже наличие у владельца детей. И если с грубыми нарушениями ПДД, в общем-то, понятно, и мало кто будет спорить, то вот тут уже возникают вопросы: почему это влияет на цену? Иван Гостев: Действительно. Как раз эти вопросы мы и зададим нашим экспертам. Вот интересно, что Банк России объявил, что диапазон цен на полисы расширится. Для легковых автомобилей и физлиц его сдвинут еще на 10% вверх и вниз в дополнение к нынешним 20%. Для легковых автомашин юрлиц – на 20%. А для такси – уже на 30%. Авторы инициативы считают, что эта мера позволит сэкономить аккуратным водителям. В то же время некоторые эксперты новые правила раскритиковали. Они уверены, что платежи для простых граждан вырастут в разы. Ольга Арсланова: Прямо сейчас мы приветствуем в эфире руководителя Федерации автовладельцев России Максима Едрышова. У вас есть возможность ему задать вопрос. Позвоните нам, напишите SMS. Здравствуйте, Максим. Максим Едрышов: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Помните, очень долго автомобилисты (и в нашем эфире тоже постоянно мы это слышим) говорили: «Мы должны платить страховку ОСАГО не за машину, а за автомобилиста. Мы должны привязать страховку к автомобилисту». Вот пожалуйста – новые правила. Они про это? Максим Едрышов: Действительно, очень много об этом говорилось. И казалось, что это первый шаг сделан. Вроде как, если человек больше нарушает правила дорожного движения, то он будет больше платить за стоимость полиса. Но однако, к сожалению, к глубокому сожалению, на самом деле с сегодняшнего дня ничего не произошло, кроме того, что ценовой коридор действительно расширился, и сейчас при каких-то ситуациях автолюбитель может платить за страховку больше. Потому что все эти критерии, о которых мы говорим, нарушения правил дорожного движения, они четко указаны в законе, но в МВД так и не смогли договориться со страховщиками о передачи базы данных. В МВД полагают, что эта база данных может куда-нибудь уйти – ну, не туда, скажем так. Иван Гостев: Максим, подскажите, пожалуйста… Ну понятно, что все мы нарушаем правила движения. Я имею в виду автомобилистов. И при желании, конечно, и к эксплуатации транспортного средства тоже придраться можно. Получается, что у страховых компаний как бы теперь есть этот карт-бланш на назначение цены. Извините, пожалуйста, как же получается? То есть они задерут любую цену, а оправдают это тем, что скажут: «Ну, просто новые правила такие». Максим Едрышов: Ну нет, четкие коэффициенты должны быть все-таки введены. На сегодняшний день, по задумке Центрального банка, который регулирует рынок ОСАГО, каждая страховая компания должна была на своем сайте разместить эти дополнительные факторы, которые будут учитываться при стоимости полиса. Однако на сегодняшний день ни одна страховая компания эти факторы не разместила. То есть мы получили пока закон, который вроде бы и принят, и тарифный коридор расширен, но как это все будет применяться – совершенно непонятно. Если послушать автовладельцев обычных, то как-то все слышат, что действительно будет плюс 10%, а вот в минус 10% как-то никто не верит почему-то. Ольга Арсланова: Максим, а давайте об этом коридоре, точнее – о факторах, которые формируют этот самый коридор, поговорим. Вот как влияют на манеру вождения и на возможную аварийность (а значит – и на траты страховщиков) цвет автомобиля, марка автомобиля, кузов и семейное положение водителя? Максим Едрышов: Я думаю, что никак это не влияет. И это не должно в принципе влиять, потому что эти сведения, особенно семейное положение, уже какой-то дискриминационный характер носят, если так глобально посмотреть. Почему, если кто-то холостой, платит больше, например? Ольга Арсланова: То есть мы так понимаем, что холостой будет больше платить, да? Максим Едрышов: Я предполагаю так. Ольга Арсланова: Хотя, казалось бы, холостой, наверное, один будет там ездить, а семейный будет еще семью возить, износ больше. Максим Едрышов: Это должно зависеть от страховой компании. И с этими дополнительными факторами вообще ничего не понятно. Потому что если с увеличением стоимости… И все согласны с этим. Вот если человек совершает грубые нарушения правил дорожного движения, выезжает на встречку, значительно превышает скорость, то как бы очевидно, что такому человеку можно стоимость полиса повысить, даже как-то и не жалко. А вот дальше возникают вопросы, потому что в законе это просто указано: иные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. А что это такое – никто не знает. Иван Гостев: Максим, меня вот что интересует. Если нарушения фиксируются с помощью камер – это понятно. А как будут фиксировать, допустим, нарушения в правилах эксплуатации автомобиля? Максим Едрышов: Я думаю, что… Эта норма вызывала сомнения в том, что она будет работоспособной, когда сделали действительно большое исключение: если нарушение зафиксировано камерой, то тогда на стоимость полиса это никак не влияет. И фактически из всех тех нарушений, которые мы с вами называем (превышение скорости, выезд на встречку), остается только одно – управление автомобилем в состоянии опьянения, которое у нас выявляет исключительно инспектор ДПС, а с помощью камер выявить его невозможно. Ну, это было сделано, потому что часто у нас люди отдают свой автомобиль, и не сам человек нарушил. Ему пришел штраф в 5 тысяч за выезд на встречную полосу – он заплатит половину. И по закону будет считаться он нарушителем. И чтобы такие люди у нас не оказались в определенный момент под таким странным выбором, что полис взлетел до небес просто, и решили: «Ладно, пусть только инспектор будет оформлять конкретного человека»…Только тогда можно будет учитывать эти нарушения правил дорожного движения. Ольга Арсланова: Хорошо. Максим Едрышов: Но в этом тоже есть проблема, потому что… Ольга Арсланова: Меня вот что интересует. Понятно, если, например, действительно, как вы говорите, случилась авария и виновник – как раз этот человек нехороший, который будет потом за ОСАГО больше платить. И это кажется логичным очень многим нашим зрителям. Они говорят, что так безопасность на дорогах повысится, люди будут рублем простимулированы и соблюдать правила. Хорошо. Ну а если он нарушает правила дорожного движения, не связанные с безопасностью, например? Не знаю, нарушение правил парковки. Максим Едрышов: Нет, это не учитывается, к счастью. Ольга Арсланова: Ну, слава богу. Максим Едрышов: Не все нарушения учитываются, только грубые: превышение скорости свыше чем на 60 километров в час, это встречки как раз и все, что связано у нас с состоянием опьянения. Иван Гостев: Максим, разъясните. Я все-таки еще раз хочу вернуться к эксплуатации автомобиля, потому что там четкий пункт есть – нарушение эксплуатации автомобиля. Допустим, приезжает человек к официальным дилерам и проводит официальный ремонт. В этом случае официальные дилеры передают информацию страховым? Есть ли такой механизм? Максим Едрышов: Нет, на самом деле не передают. А вот что такое нарушение эксплуатации автомобиля, правил эксплуатации? Если честно, тоже не совсем понятно. Потому что если мы посмотрим в Правила дорожного движения, то правильная эксплуатация автомобиля – это езда на нем. То есть предполагается, что человек будет не ездить на автомобиле, а что-то другое делать. Иван Гостев: А, не ездить? Максим Едрышов: Вот это нарушение эксплуатации. Иван Гостев: Отлично! То есть если ездит – уже нарушает? Максим Едрышов: Я не знаю, плавать он, летать собрался, может, на нем. Ну, других вариантов у меня нет. Как можно нарушить правила эксплуатации, когда эксплуатация автомобиля – это движение автомобиля? Ольга Арсланова: Слушайте, самое главное я лично не уточнила и не поняла. Вы говорите о том, что коридор расширяется. Ну, по сути, повышается верхняя граница, верхняя планочка. А что с нижней происходит? Максим Едрышов: И нижняя тоже. Ольга Арсланова: Да. Но нижняя же не становится ниже. Правильно? Если человек очень хорошо ездит, соблюдает правила, он же не станет платить меньше, чем он платит сейчас, какой-то базовый тариф ОСАГО. Максим Едрышов: Скорее всего, не станет. Ольга Арсланова: Вот! Максим Едрышов: Поэтому этот закон об индивидуализации, а с другой стороны, он однобокий, потому что он четко прописывает, что должен делать страховщик, если человек нарушает правила дорожного движения. А вот если человек не нарушает ПДД, то в законе про это ничего не сказано. И страховщики могут отказывать всем в скидках, говоря о том, что это законом не предусмотрено. Иван Гостев: Знаете, что меня удивило? В числе правил, которые надо будет соблюдать, фото въезда и выезда из техсервиса при ТО, при техосмотре. Вот это меня просто удивило. А что, можно как-то ТО пройти, не въезжая в сервис? Максим Едрышов: Ну, это совершенно другие правила, они не связаны со страховкой. Ольга Арсланова: Ваня, а как? Ты проходишь ТО сейчас? А как можно пройти ТО? Иван Гостев: Я прохожу. Приезжаешь… Ольга Арсланова: Можно заплатить тому же страховщику за эту транспортную карту и ничего не проходить. Иван Гостев: И даже не появляться там, да? Ольга Арсланова: И такое ощущение, что страховщики об этом не знают, им самим это не выгодно, и они придумывают еще дополнительный путь себе, чтобы второй раз с человека взять эти деньги. Иван Гостев: Максим, так ли это? Максим Едрышов: Ну, не совсем. Фотографирование при техосмотре – это совершенно другие поправки, которые у нас должны вступить в силу чуть попозже. Это связано именно с тем, чтобы люди не покупали техосмотр, как сейчас в 90% случаев происходит… Ольга Арсланова: А то и в 95%. Максим Едрышов: …а все-таки ездили на станции диагностики и честно проходили свое техническое обслуживание. Ольга Арсланова: Понятно. Ну что же, давайте послушаем наших автомобилистов. Пара эсэмэсок и звонок у нас. Смотрите. «Все это печально закончится в нашей стране», – пишет автомобилист из Карелии. «Почему люди платят по 15 тысяч в год за ОСАГО, но по факту страховка мало защищает водителя? На виновника ДТП подают в суд как пострадавший, так и сама страховая с требованиями возместить убытки». Иван Гостев: Вот интересно из Ленинградской области: «А при чем тут семейное положение? Может, еще профессию и образование?» А вот это уже дискриминация. Там четко прописано. Ольга Арсланова: Чем более образованный человек, тем он, наверное, внимательнее читал Правила дорожного движения. Иван Гостев: Это интересно. Максим Едрышов: К чему это может привести на самом деле? Это может привести к тому, что человек в очередной раз придет страховать ОСАГО или через Интернет «забьет» всю эту информацию, увидит, что его полис подорожал, и он подумает: «А не буду страховать!» И, к сожалению, таких водителей, по разным неофициальным подсчетам, как минимум четверть сейчас, каждый четвертый. Ольга Арсланова: Послушаем Евгения из Тольятти. Здравствуйте, Евгений. Вы автомобилист? Сразу вопрос. Зритель: Здравствуйте. Да, автомобилист с большим стажем. У меня вопрос к эксперту. Вот новые правила игры… Вы меня слышите? Ольга Арсланова: Слушаем. Иван Гостев: Слушаем вас, да. Максим Едрышов: Конечно. Зритель: Вроде бы раньше хотели привязать ОСАГО к ответственности водителя. Если у человека две-три машины, он не может ездить на трех одновременно. Ответственность водителя здесь получается, а не автомобиля. Техосмотр, я согласен, проходит каждый автомобиль. А ответственность-то водителя. Ответьте, пожалуйста. Ольга Арсланова: Мы, по-моему, с этого и начали. Ну давайте подробно поговорим. Максим Едрышов: Это был самый такой тяжелый вопрос в 2002 году, 18 лет назад. Когда принимали закон об ОСАГО, думали, к чему привязать и как привязать. Мое личное убеждение, что все-таки надо привязывать полностью к водителю, чтобы я как водитель шел и страховал свою ответственность. Учитывались бы все параметры – нарушаю я, не нарушаю. И мне давали бы полис, который дает мне право управлять абсолютно любым автомобилем. Вот это, на мой взгляд, была бы самая справедливая система. Ольга Арсланова: Вот смотрите, спрашивают: «Нет машины у меня, – я в то же ситуации, что и наш зритель, – но есть права. Пользуюсь каршерингом. Как будет решать вопрос ОСАГО с каршерингом?» Придумают что-то для таких водителей? Максим Едрышов: Тариф на ОСАГО уже «вшит» в тариф каршеринга, вернее, стоимость ОСАГО, поэтому никак не будет решаться. Потому что мы когда говорим об автомобилях юридических лиц, то там полис без ограничений действует. То есть теоретически, если каршеринг начнут зажимать, может стоимость минуты чуть вырасти. Но это тоже в теории. Вряд ли пока на это пойдут операторы каршеринга. Иван Гостев: Максим, как вы считаете, будет ли реальная возможность сэкономить у автомобилистов? Максим Едрышов: Я боюсь, что нет. Все-таки мы не первый день с вами все живем и понимаем, что при всех видимых понижениях и расширениях тарифного коридора как-то практически все автовладельцы меньше за ОСАГО с каждым годом не платят и не платят. Так, к сожалению, получилось. К тому же сами страховщики всегда нам говорят о том, что им не хватает денег, просят повысить тарифы. И очень часто Центробанк, Госдума идут фактически у них на поводу – и тарифы эти повышаются и повышаются. Ольга Арсланова: Максим, а страховщики же тоже, как вы говорите, не первый год замужем. Они чего хотят добиться этим? Максим Едрышов: Страховая компания – это нормальная коммерческая организация, цель которой – это извлечение прибыли. И здесь нет никакой социальной функции какой-то у операторов ОСАГО тех же самых. Если мы вспомним всю восемнадцатилетнюю историю автострахования в нашей стране, то примерно с первого года начались разговоры о том, что денег не хватает, но с рынка добровольно ушла только одна страховая компания. Сделала это достаточно красиво… Ольга Арсланова: Максим, я прошу прощения, что перебиваю. Все время страховщики говорят, что ОСАГО – это как раз для них навязанная услуга. Иван Гостев: Да, невыгодная услуга. Ольга Арсланова: Сродни социальному обременению. Максим Едрышов: Они говорят, что это убыточно, да. Они говорят, что это убыточно, но никто не перестает страховать. Ольга Арсланова: Вы тоже говорите, понятно. Максим Едрышов: Такая интересная история. Иван Гостев: Спасибо большое, Максим, спасибо за ваше мнение. Давайте сейчас пообщаемся с нашим следующим экспертом – Виталием Бегезой, председателем Волгоградского областного регионального отделения Судебно-экспертной палаты России. Виталий Васильевич, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Виталий Бегеза: Добрый день. Иван Гостев: Виталий Васильевич, подскажите, пожалуйста, а с чем связаны такие разные тарифные коридоры на ОСАГО, например, для физлиц, для юрлиц, для машин, которые используются как такси? Ну, с такси еще более или менее понятно. А почему физлица и юрлица – такая разница? Виталий Бегеза: Ну, Максим уже сказал сейчас, что привязывают к автомобилям. То есть у юридического лица есть несколько автомобилей – грубо говоря, десяток. И у них есть водители разные. Сегодня они работают, завтра они не работают, нарушают на них ПДД. А получается, что оплачивает ОСАГО юридическая организация. То есть сегодня водитель уволился, а завтра директор компании платит по повышенному тарифу, получается. Там все полисы страховые без ограничений используются, как правило, поэтому повышенный тариф будет всегда. Ольга Арсланова: По вашим наблюдениям профессиональным, новые правила юридически обоснованы? Там есть возможность для злоупотребления со стороны страховщиков и со стороны ДПС? Виталий Бегеза: Ну смотрите. С моей точки зрения, новые правила разумные, можно их использовать. Злоупотреблений здесь я, скорее всего, не вижу, потому что здесь будет наверняка программа определять расценку, как это будет, то есть будут какие-то данные, сведения. Только надо понять, откуда эти сведения будут браться, откуда они будут подгружаться. Либо им будет предоставлять ГИБДД информацию по штрафам, либо это должен предоставлять сам автовладелец. Я думаю, что злоупотреблений здесь не будет. Здесь будет все-таки систематизировано и без проблем. Ольга Арсланова: Хорошо. Нас и многих наших зрителей интересует, почему страховщики так щепетильны, каждую копеечку высчитывают, все факторы, чуть ли не вплоть до цвета волос, как иронизируют наши зрители, учитывают, для того чтобы правильно рассчитать ОСАГО, а когда встает вопрос выплат, то всегда возникают проблемы? Я не знаю ни одного автомобилиста, который был бы доволен тем, как с ним страховая компания расплатилась после аварии. Виталий Бегеза: Все правильно. Хороший вопрос. Всегда, когда приходится выплачивать автовладельцу, страховая компания всегда неправильно себя ведет. У них есть определенная методика, которая всем автомобилистам сейчас не нравится, и они от этого реально страдают, потому что рассчитывается… Вот я попал на автомобиле в ДТП. Пусть этот автомобиль будет пятилетним, пять лет назад я его купил. Попал в ДТП. Мне нужно было заменить бампер. Грубо говоря, бампер оригинальный стоит 10 тысяч рублей на рынке. Страховая компания по своей методике делает выборку и находит аналоги, то есть некачественные аналоги за 2 тысячи рублей, за 5 тысяч рублей. И выплачивают человеку не 10 тысяч рублей, а 5 тысяч. То есть он получает эти деньги и не может купить оригинальную запчасть для этого автомобиля. Он вынужден ездить, искать эти запчасти на каких-то разборках где-то, на каких-то, грубо говоря, помойках, чтобы починить свой автомобиль. Иван Гостев: Виталий Васильевич, извините, пожалуйста, а что, нет никакой нормы, которая бы регулировала такую процедуру? Виталий Бегеза: Нет, ну как сказать? Есть прямое возмещение. Либо страховая дает направление на ремонт в станцию технического обслуживания, где полностью ремонтируют автомобиль, либо… Иван Гостев: Официальная, правильно? Официальная станция? То есть в этом случае обязательно с официальной сотрудничать? Виталий Бегеза: Да, заключены договора со страховыми компаниями, они им дают направление. Но эти компании, станции технического обслуживания не всегда чисты на руку. Где-то автомобиль идет под замену… вернее, запчасть идет под замену, а они просто закрашивают, замазывают, ставят обратно. И человек не знает, не видит, заменили ли ему эту запчасть либо не заменили, и едет, скажем так, с поломанной. Иван Гостев: Вы знаете, пишут нам телезрители, что не хотят иметь автомобиль, проще пользоваться услугами такси. Столько сложностей получается. Ольга Арсланова: Тут вопрос в другом. Если ты понимаешь, что это дань, которую ты должен платить страховщикам, но тебе за эту дань не гарантируют нормальный ремонт, то проще не покупать полис ОСАГО и платить штраф. Кстати, что за такое положено по закону, если не купил человек ОСАГО, а его поймали? Виталий Бегеза: Если человек не застраховал, то 500 рублей штраф у нас. Ольга Арсланова: Ну, всяко выгоднее, чем покупать полис, да? Виталий Бегеза: Конечно. И люди, которые… Если сейчас подорожает, то многим это не по карману, и, конечно, будут закрывать глаза и ехать без страхового полиса. Он скажет: «Поймают – лучше отдам 500 рублей. Не поймают – ну и слава богу, хорошо доеду». То есть, конечно, люди, обычные потребители не думают о том, что если он попадет сейчас в ДТП, в серьезное ДТП, то ему самому придется выплачивать за ущерб, если он будет виновников этого ДТП, восстанавливать автомобиль другой стороне. А этот автомобиль может быть дорогостоящим. Поэтому люди об этом не думают. Конечно, им легче заплатить 500 рублей и ехать дальше. Ольга Арсланова: Давайте вместе послушаем нашего зрителя – это Валерий из Иваново. Валерий, добрый вечер. Иван Гостев: Валерий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Иван Гостев: Как вы относитесь к инициативе? Зритель: Меня попросили выключить телевизор, я вас не слышу. Вопрос такой у меня. Вот смотрите. У меня уже стажа лет сорок примерно, вот так. У меня ОСАГО. Я порядочный, я плачу, я всегда прохожу техосмотр, все есть. На перекрестке я еду по главной. Меня бьет с боковой дороги человек, который купил машину позавчера. Вот это ситуация, которая была год назад. Он меня бьет. Мы приезжаем в ГАИ, оформляем все это ДТП. И получается так, что он меня бьет – он виноват, я не виноват. Я порядочный и честный, то есть ОСАГО у меня есть. Потом я приезжаю в ОСАГО, а они говорят: «Это ваши проблемы, у него машина не застрахованная». А он в течение пяти или десяти дней может ездить. Ольга Арсланова: То есть получается, что он вам лично должен напрямую компенсировать ваши убытки. А как это сделать без страховой компании? Видимо, это суд. Давайте прямо сейчас… Зритель: Нет, я понимаю, как это сделать. Можно через суд судиться и так далее. Но я ОСАГО для чего тогда выбрал, если я могу просто так ездить? Ольга Арсланова: А это, чтобы компенсировать в тот момент, когда вы перестанете быть честным и порядочным, как вы говорите. Знаете ли, такое случается на дорогах иногда. Иван Гостев: Давайте уточним, действительно. Виталий Васильевич, вы слышали? Как в этой ситуации быть? Виталий Бегеза: Хороший вопрос, актуальный на сегодняшний день. Здесь, конечно, страховая компания не очень правильно себя повела. Если у человека есть полис ОСАГО, он попал в ДТП и он не виноват, то есть он пострадавший в этом ДТП, ему страховая компания должна возместить все эти расходы, потому что его автомобиль застрахован. А потом страховая должна в гражданском порядке взыскать с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО. Если бы у него было ОСАГО, то страховая компания потерпевших взыскала бы с его страховой компании. А так как у него нет, то будут как с физического лица взыскивать. Ольга Арсланова: Понятно. Виталий, с юридической точки зрения, как можно объяснить это повышение цены на ОСАГО? Конечным бенефициаром кто будет, кроме страховой компании? Поможет ли это автомобилистам, которые пострадали, например, в ДТП, будучи честными и порядочными, как сказал наш зритель? Виталий Бегеза: Мое личное мнение: не поможет. Я не далек от той мысли, что люди думают о том, что у них подорожает ОСАГО, и перестанут садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения, хотя за это есть более жесткие санкции и меры, перестанут превышать скорость, потому что они об этом не думают. А конечным бенефициаром… Ну правильно Максим сказал до этого, что это коммерческая компания, они нацелены на получение прибыли, на извлечение прибыли. А мы, потребители, платим из своего кармана, дабы закрыть все финансовые вопросы. Иван Гостев: А вот интересно, лимиты ответственности до полумиллиона рублей доходили на возмещение ущерба? Нет ли каких-то предложений эти лимиты расширить, раз идет такой коридор, повышение процентов? Ольга Арсланова: Раз у нас тренд на расширение. Иван Гостев: Ну да. Почему бы и не соответствовать ему? Виталий Бегеза: Если они сейчас расширят эти коридоры, то, конечно, расширится опять же плата за саму страховку, за полис. Если человек ДОСАГО использует, дополнительно себе докупает, если происходит ДТП дороже, чем 500 тысяч рублей… Ольга Арсланова: То есть любое расширение оплатит автомобилист, как ни крути, не страховая компания? Иван Гостев: Ну, как обычно, в общем. Ольга Арсланова: У нас Наталья из Краснодарского края. Иван Гостев: Да, давайте послушаем звонок. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Иван Гостев: Как вам новая инициатива? Зритель: Вы знаете, я вам сейчас случай расскажу. У нас знакомый попал в аварию. Так ему ОСАГО заплатили даже… То есть они мне как сказали: «Если бы мы продавали, мы бы за машину не получили такие деньги», – как они получили по ОСАГО. Поэтому я даже удивлена. Все почему-то… Ольга Арсланова: Слушайте, вы нам потом расскажите, пожалуйста, после эфира, что за страховая. Мы запомним. Иван Гостев: Да, действительно, прямо редкий случай. Видите как? Ольга Арсланова: Спасибо. Тут шутят: «У меня рост – 177. У меня полис подорожает?» А вот смотрите. Вся эта история с цветом автомобиля, с семейным положением – это законно вообще? Понимаете, когда коридор расширяется по каким-то параметрам, человек должен больше заплатить, должны быть для этого какие-то исследования, обоснования. То есть с чего вдруг он платит больше, если это не прямая взаимосвязь с его поведением на дороге? Виталий Бегеза: Ну конечно, должно быть какое-то исследование, должна быть какая-то методика выработана, какие-то формулы расчетов. То есть это все должно быть прописано. Я этого еще, конечно, не видел. Я не могу сейчас сказать, как это планируется, как это будет работать, как это будет на практике применяться. Посмотрим. Иван Гостев: Спасибо большое. Ольга Арсланова: Посмотрим. Спасибо. Иван Гостев: Действительно, посмотрим. Спасибо большое, Виталий Васильевич. Ольга Арсланова: Виталий Бегеза был с нами на связи, председатель Волгоградского областного регионального отделения Судебно-экспертной палаты России. Юридические нюансы новых правил продажи полиса ОСАГО мы обсудили. Ну и, естественно, новую цену, которая, как мы выяснили… Иван Гостев: …скорее всего, вырастет. Ольга Арсланова: Причем для всех, вне зависимости от вашего поведения на дороге. Иван Гостев: После новостей вернемся и поговорим об отоплении.