Петр Кузнецов: ОСАГО с сегодняшнего дня отвязали от техосмотра. Новые правила получения страховых полисов вступили в силу. Как утверждают авторы этого закона, это прежде всего повысит доступность обязательной страховки. Ведь пунктов техосмотра хватает далеко не во всех регионах, и в итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховаться просто, даже при всем своем желании. Ксения Сакурова: За отделение ОСАГО от ТО выступили и страховщики. Они говорят, что сейчас действительно нет существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. И приводят статистику ГИБДД, из которой следует, что доля аварий по причине технической неисправности в общей массе не превышает 0.1%. Петр Кузнецов: Так что же реально изменится в связи с упрощением правил – отношение нашего водителя к ТО или скорее цена полиса ОСАГО, причем в большую сторону. Давайте выясним. Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России, с нами сейчас на связи. А вы, уважаемые автолюбители, пишите, как давно вы проходили ТО, как это происходит, как вы получали диагностическую карту и, как вам кажется, что будет с этой отвязкой от полиса ОСАГО. Чего вы ждете? Дмитрий Викторович, приветствуем вас. Дмитрий Клевцов: Добрый день. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Объясните нам, пожалуйста, что это значит: техосмотр теперь вообще не нужен? Дмитрий Клевцов: Нет. Технический осмотр проходить в любом случае необходимо. Каждый водитель знает, что по правилам дорожного движения есть перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Вот как раз последняя инициатива ГИБДД по сокращению этого перечня требований к автомобилю как раз к этому и сводится. То есть формально с сегодняшнего дня можно оформить полис ОСАГО без прохождения технического осмотра. Но нельзя забывать, что с 1 марта 2022 года водителей смогут штрафовать за отсутствие диагностической карты через камеры автоматической фото- и видеофиксации. Поэтому предостерегаю водителей: необходимо соблюдать требования к автомобилю по техническому плану, чтобы они были безопасные, и все-таки технический осмотр делать, диагностическую карту, иначе с 1 марта можно будет получить штраф 2000 рублей. Петр Кузнецов: Да, но у него есть желание прийти, пройти, даже после того, как это отвязано от ОСАГО. А техцентр в той же ситуации находится. И он не переоборудован под новые требования техосмотра. Что это изменит в работе техцентров? Дмитрий Клевцов: Реформа самого технического осмотра достаточно давняя. Еще в января 2018 года был подготовлен законопроект по изменению самой системы технического осмотра. В свою очередь Федерация автовладельцев России давала экспертное заключение о том, что на данный момент система технического осмотра никакого отношения не имеет к безопасности дорожного движения. И мы рекомендовали отменить технический осмотр для физических лиц. А техосмотр для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские перевозки, опасные грузы – в этом плане ужесточить государственный контроль. Петр Кузнецов: По-моему, глава ГИБДД даже с этим согласился, что для частников надо отменять. Дмитрий Клевцов: Это Михаил Юрьевич Черников только в июне поддержал эту инициативу. В 2018 году ГИБДД давало положительное заключение по этому поводу. Просто хочется про эту реформу. Она откладывалась из года в год. И самая последняя инициатива (сейчас ее отложили до октября месяца). Петр Кузнецов: Потому что техцентры не успевают. Дмитрий Клевцов: Мало того, что они не успевают. Там предъявлены серьезные требования по техническому оборудованию, по регламенту. У нас вводится система фото- и видеофиксации процесса прохождения технического осмотра, с геолокацией. То есть достаточно сложная система. Нужно организовать серверы, передачу данных, сохранение. Наложено огромное количество обременений. Ну, в том числе это сказывается финансово для этих участников рынка. Если мы посмотрим сейчас на перечень станций техосмотра, которые в принципе уже подготовились или заявляют, что они к октябрю месяцу будут готовы к этим требованиям, все равно пунктов технического осмотра на всех не хватит. Потому что в том же самом регламенте заложено, что центр не может проводить больше техосмотров, чем 5%, которые изначально им определены в регламенте. То есть даже если они очень сильно захотят, они все равно даже больше 5% своего номинала не смогут сделать. И поэтому может сложиться такая ситуация, что даже если службы техосмотра будут работать 24 часа в сутки, все равно будут стоять очереди, и нынешняя техническая база просто неспособна обслужить весь автопарк. Петр Кузнецов: Замечательно. Все-таки до конца не могу понять. Эта реформа была задумана, насколько я понимаю, потому, что очень многие покупали диагностические карты на черном рынке. Ну просто не проходили, а в комплекте с ОСАГО шла. Через своего страховщика. Хорошо. Сейчас отвязали. Но неужели они надеются, что больше будут проходить техосмотры? В чем смысл перехода? Дмитрий Клевцов: Ну, смотрите. Еще какой есть аспект? Технический осмотр – он не только следит за соблюдением требований по безопасности транспортного средства. На него возложена серьезная роль по экологической безопасности: те же самые выхлопы, масло течет, прочее, прочее. Есть определенные экологические требования к автомобилю, которые никак не относятся к безопасности. Но они тоже возложены на функции техосмотра. Поэтому вполне разумно, что ГИБДД говорит, что «давайте мы уберем такие, такие определенные моменты прохождения техосмотра, которые не влияют на безопасность». Они влияют на экологию. Но, извините, у нас техосмотр для безопасности. Поэтому проблема в том, что на техосмотр возложено не только соблюдение требований безопасности дорожного движения, но и экология. Ксения Сакурова: Дмитрий Викторович, а как-то это может повлиять на стоимость страховки и как будут действовать страховщики в случае, если автомобиль, не прошедший ТО, попадет в аварию? Дмитрий Клевцов: Ну сейчас надо следить, потому что по старым правилам в случае, если у автомобиля не было технического осмотра, страховая компания имела право на регресс по возмещению ущерба, который был нанесен. Сейчас РСА, соответственно, должна убрать эту норму, как это было в свое время с предъявлением справки о дтп. В случае дтп тоже они регрессом возвращали. Сейчас Верховный суд это отменил. И вроде все это наладилось. Поэтому надо просто сейчас проследить, чтобы страховщики были честные. И если они не требуют диагностическую карту при заключении полиса ОСАГО, соответственно, они не должны требовать регресс за его отсутствие. Петр Кузнецов: О, честные страховщики. Вот это да! Давайте послушаем… Дмитрий Клевцов: У нас в любом случае никто не отменял. У нас есть ответственность для водителя. Есть перечень неисправностей. И у нас есть как административная, так и уголовная ответственность, если автомобиль попадет в дорожно-транспортное происшествие. И причиной будет являться его техническое состояние. Водителя могут оштрафовать. А если будет пострадавший, то даже посадить. Поэтому в принципе меры по контролю у нас достаточные. В любом случае на дороге автомобиль могут остановить ГИБДД со специальными аккредитованными службами и провести обследование автомобиля, если у него есть визуальные признаки нарушения этих правил. Они могут обследовать этот автомобиль и выдать предписание водителю на прохождение технического осмотра. То есть в принципе инструменты администрирования есть. Но, опять же, так как реформа буксует, поэтому было бы, наверное, самое правильное решение сейчас – ввести какой-то мораторий на техосмотр для физлиц, посмотреть, как оно будет работать с 1 марта на юридических лиц и коммерческие перевозки, а только потом уже переходить к обсуждению. Потому что мы можем создать серьезные проблемы для водителей. Мы можем водителей сделать заложниками и де-факто преступниками. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Это очень важно. Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России. «Все по-нашему, - резюмирует Москва, - реформируем не знаем чего, зачем и насколько», - Алексей подписался. Вот что вас ждет в следующих часах программы «ОТРажение».