ОСАГО подорожает? Для кого, почему и на сколько может вырасти цена полиса

ОСАГО подорожает? Для кого, почему и на сколько может вырасти цена полиса
Владимир Пирожков: В современном мире в людях всё больше развивается цифровой аутизм
Иван Родионов: Перевести средства в негосударственный пенсионный фонд – всё равно что пойти в казино и поставить на «красное». Может выиграть, а может и нет
Наталья Агре: Долгие годы подготовка в автошколах была направлена не на безопасность движения, а на знание ПДД. А это очень разные вещи
Владимир Собкин: Не надо относиться к молодым, как к недоумкам, ждать, когда они вырастут - они уже выросли!
Борьба с курением превращается в борьбу с курильщиками?
Реальные цифры: борьба с курением
На больничный! Представители каких профессий в нашей стране болеют чаще всего?
Россия управляет соцсетями? Американские спецслужбы уже ждут российского вмешательства в выборы
У среднего класса дела средне. Россияне со средним доходом чаще других теряют работу. И ищут дольше
Родителей, чьи дети оскорбляют учителей, накажут рублем, а самим хулиганам может грозить тюрьма
Гости
Виктор Похмелкин
председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России»
Андрей Крупнов
директор по отраслевым решениям в страховании в компании КРОК

Иван Князев: Ну а мы начнем вот с какой темы. Стоимость ОСАГО определит «умный жучок» в машине. Страховые компании смогут по своему решению устанавливать тариф на автогражданку (скорее всего, повышенный), если владелец не поставит в своей машине специальный телематический датчик – он будет сообщать страховщикам о скорости и географии перемещений клиента.

Тамара Шорникова: И именно отталкиваясь от этой информации, коммерсанты хотят определять индивидуальный тариф россиянам. Предполагается, что с Нового года стоимость страховки поднимется в среднем на 40%, а с октября 2020-го – еще на 30%. При этом законом предполагается отмена скидки на региональный коэффициент и мощность двигателя. Вот 30% и 40% – наверное, трудно сразу в уме посчитать. Это уже сделали за нас, давайте посмотрим.

Как изменится стоимость полиса легкового автомобиля для водителей в таких городах, например, как Владикавказ, Находка, Абакан, Волгодонск, кстати, в пострадавших от наводнения Тулуне и Канске, к примеру? Сейчас максимальная верхняя планка стоимости полиса для этих городов, как и в целом по России, составляет 4 942 рубля. Соответственно, с Нового года она может подняться до почти 7 тысяч рублей – 6 900, если быть прямо точными; а с октября 2020 года – до 9 тысяч рублей. То есть в городах с небольшими зарплатами, где основной парк автомобилей – это как раз старые «Жигули», впервые на 82% скакнет, таким образом, стоимость полиса ОСАГО.

Иван Князев: А вообще эксперты уже сейчас говорят, что ужесточение тарифов ОСАГО больно ударит по кошелькам автовладельцев.

А мы прямо сейчас спросим, что же из себя представляет этот телематический датчик и вообще зачем он нужен. И поможет нам в этом…

Тамара Шорникова: …Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям в страховании в компании «КРОК». Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей.

Андрей Крупнов: Добрый день, ну действительно, расскажите, что это за «умный жучок» такой. Зачем он нужен? Как его устанавливать будут и когда?

Андрей Крупнов: Это не совсем «жучок». Это устройство, которое собирает основную информацию о параметрах движения автомобиля, включая его местоположение, ускорение в различных направлениях Соответственно, он считает скорость и так далее.

Кстати, что касается того, каким именно он будет – это пока еще не известно, потому что в законопроекте написано, что должно быть установлено телематическое устройство, но технические параметры еще не определены и не определено, кто будет производителем, кто будет обслуживать всю эту систему и так далее.

В принципе, как таковое устройство вообще необязательно в машину устанавливать, потому что современные технологии позволяют собирать телематику непосредственно с мобильного телефона автовладельца, когда он едет в машине. У меня у самого стоит такое приложение, оно прекрасно справляется со своими обязанностями и информацию собирает не хуже, чем любое установленное устройство.

Иван Князев: А это законно? Это законно – с телефона собирать информацию?

Андрей Крупнов: Ну, если я сам установил это приложение, то почему незаконно? Телефон обладает всеми техническими возможностями для того, чтобы это делать. Если я сам по доброй воле это делаю, то в чем проблема?

Иван Князев: Ну понятно. Еще у меня есть вот такой вопрос. Ну хорошо, понятно, этот датчик будет показывать, например… Хорошо, если я еду со скоростью 200 километров в час по автотреку в районе Сочи – ну понятно, что я рисковый водитель. А остальная география – о чем она будет говорить?

Андрей Крупнов: Ну смотрите. По каждой дороге известен разрешенный режим, с точки зрения скорости. Плюс датчик снимает такие показатели, которые не регламентированы в Правилах дорожного движения, например: резкое ускорение, резкое торможение, резкое прохождения поворотов. Эти вещи ПДД не запрещены, но они достаточно существенно влияют на уровень риска при вождении автомобиля и, как следствие, на вероятность ДТП.

Но если говорить об увеличении тарифа после установления телематического устройства, то никакого увеличения, скорее всего, не произойдет по одной простой причине. Телематика – вещь не новая, страховщики ею занимаются уже давно. И в добровольном автостраховании телематика уже несколько лет применяется. И страховые компании даже в какой-то степени разочаровались в телематических устройствах в определенный момент, потому что телематика не давала каких-то новых данных, с точки зрения анализа риска, и никак не влияла на страховые тарифы автовладельцев. Было бы странно предположить, что в ОСАГО будет что-то другое.

Телематика нужна для сокращения уровня риска при вождении и для того, чтобы воспитывать правильное поведение у водителя, когда он поездку совершил, смотрит на результаты, которые ему выдаются на тот же самый экран смартфона, и видит, что он здесь и здесь ведет себя чрезмерно опасно. И это позволяет ему корректировать свое поведение, снижать общий уровень риска – и, как следствие, снижается аварийность.

Тамара Шорникова: Но при этом ряд экспертов говорят, что какое-то повышение тарифов может мотивировать ставить те или иные датчики в своей машине. То есть это, естественно, остается правом водителя, но таким…

Иван Князев: …но таким интересным правом: не поставил – повысили тариф. А вроде бы говорят, что заставлять никто не будет.

Андрей Крупнов: Ну, про то, что «не поставил – повысили тариф», – это же не факт, то есть это предположение экспертное, которое пока ничем не подтверждено. Я бы сказал, что, очень вероятно, будет наоборот. По крайней мере, во всем мире это работает по-другому.

Водители, которые устанавливают у себя телематические устройства, которые участвуют в этих программах, они действительно начинают вести себя на дороге по-другому, их уровень риска действительно снижается. Это подтверждается статистикой тех страховых компаний и тех операторов телематики, которые в мире есть и которых много. Соответственно, раз снижается уровень риска, то должны снижаться и страховые тарифы.

Иван Князев: Ну понятно. Если ты «под колпаком» у страховщика, то, конечно, будешь ездить по-другому.

Давайте послушаем наших телезрителей, я предлагаю вместе с вами это сделать. К нам Дмитрий дозвонился – судя по всему, автомобилист. Дмитрий, здравствуйте.

Зритель: Доброе утро, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Как вы относитесь к таким новостям?

Зритель: Я, мягко говоря, отношусь крайне отрицательно в связи с тем, что страховщики, мне кажется, аппетиты свои раздувают до непомерных размеров.

Тамара Шорникова: У вас КАСКО, ОСАГО, что-то из этого в наличии?

Зритель: Ну, у меня сейчас ОСАГО. Я за рулем 20 лет. И для меня установка прибора не имеет никакого отношения. Я, в принципе, и так знаю свои штрафные рамки. И вот эта слежка фактически, которая будет за мной, где я нахожусь, где я превышаю скорость, а где не превышаю, – это, я считаю, очень отрицательно.

Тамара Шорникова: Смотрите – 20 лет. Нам повезло, такой опытный водитель дозвонился, тем более с ОСАГО. Как за последние годы менялась стоимость полиса для вас?

Зритель: Для меня она снижалась в связи с тем, что, слава богу, я просто не нарушал правил дорожного движения, стараюсь не нарушать. Я думаю, население будут очень нервировать все эти обстоятельства в связи с установкой приборов и с прочим этим подорожанием.

Тамара Шорникова: Ну смотрите. Тогда, может быть, для вас действительно станет еще ниже тариф. Вы образцовый водитель…

Иван Князев: Опытный, безопасный.

Тамара Шорникова: Опытный. Датчик это еще раз докажет. И, возможно, платить будете меньше. Даже это вас не мотивирует?

Зритель: Ну, слава богу, я не так много плачу за ОСАГО. Меня, в принципе, все устраивает. И вот это лишнее, я думаю, это ни к чему. В наше трудное время это будет просто раздражать водителей.

Иван Князев: Понятно, да, спасибо.

Тамара Шорникова: Понятно. Лишняя слежка, да? Вот так воспринимают многие водители.

Иван Князев: Спасибо, Дмитрий.

Тамара Шорникова: Андрей, хотелось бы узнать ваше мнение. А как вы думаете, какое количество водителей действительно откажутся по таким этическим соображениям от установки теледатчика, даже в ущерб, например, какой-то экономии?

Андрей Крупнов: Большое количество водителей откажутся. Ну, опять же в добровольном автостраховании все это уже проходили, и статистика такая есть. Действительно, водители отказываются. Кто-то, может быть, имеет основания не желать, чтобы знали о его перемещениях и о его местонахождении. Для кого-то это просто такой уровень тревожности повышенный, связанный с установкой какого-то дополнительного устройства, которое за ним вроде бы как-то следит. Поэтому будет большое количество водителей, которые откажутся. Ну, на то установка телематики и добровольная, чтобы не принуждать всех, чтобы люди не чувствовали, что они ездят «под колпаком» у кого бы то ни было.

Иван Князев: Понятно, спасибо. Андрей Крупнов был с нами на связи. Или у тебя еще вопрос?

Тамара Шорникова: Нет. Спасибо огромное нашему эксперту.

У меня есть эсэмэски, которые хочется прочитать. Вот что думают наши телезрители по поводу нововведений. Белгородская область: «А вот мажорчики на дорогах – что с ними делать? Они неподсудные. И никакие датчики – не указ».

Иван Князев: Тем более, если ты мажорчик, цена ОСАГО тебя, наверное, тоже не особо беспокоит.

Тамара Шорникова: Да. Вот из Ростовской области пришел такой комментарий: «Поставить в гараж – тогда и цена на ОСАГО будет минимальная. Вот к чему ведут все эти изменения».

Иван Князев: Ну, это мнения наших отдельных телезрителей. А сейчас спросим мнение автоэксперта, автомобилиста. Виктор Похмелкин с нами на связи, председатель Общероссийского движения автомобилистов России. Виктор Валерьевич, здравствуйте.

Виктор Похмелкин: Здравствуйте, добрый день.

Тамара Шорникова: Смотрите, вот к нам позвонил уже телезритель, который сказал: «Я вожу хорошо, опыт большой, но датчик ставить не хочу. К чему лишние сведения обо мне кому-то сообщать?»

С одной стороны, вроде как, да, есть частная жизнь, «где хочу, там и проезжаю». А с другой стороны, почему водители у нас так боятся лишней слежки? Может быть, не так хорошо и элегантно водят?

Виктор Похмелкин: Вы знаете, мне кажется, проблема глубже. У нас, к сожалению, нет доверия к страховому рынку и к страховым компаниям со стороны подавляющего большинства водителей. Это показывают разные исследования. И виновны в этом, увы, сами страховщики, которые ведут себя совершенно не по-партнерски, свои обязательства не выполняя и пытаясь за счет автомобилистов решать свои проблемы, вместо того чтобы, допустим, воздействовать на безопасность дорожного движения, вкладывать средства туда. Все это люди знают и понимают, поэтому сейчас любые инициативы, которые усиливают контроль страховщиков или дают им какие-то дополнительные правомочия, вызывают, естественно, недоверие.

Мне кажется, для того, чтобы этого не было… В целом идея с такими датчиками не так уж и плоха. Но для того, чтобы ее приняли более спокойно и более рационально, надо, чтобы страховые компании шагнули навстречу и показали, что они партнеры, а не те, кто живет за счет автомобилистов, что они со своей стороны готовы выполнять свои обязательства, и выполнять их качественно.

Иван Князев: Виктор, еще один вопрос, вот смотрите. А вам страховщики объясняли, кто будет принимать решение именно о тарифе? Какой-то отдельный человек, основываясь на том, что показала ему телематика, насколько безопасно едет водитель? Или все-таки это какая-то система будет?

Виктор Похмелкин: Это вообще, мне кажется, совершенно… Вот второе, о чем я хотел сказать. Я понимаю, когда есть объективные критерии рискованной езды. Скажем, человек попал в ДТП. В конце концов, выявлено нарушение с его стороны – например, он выехал на встречку пьяным за рулем и так далее. Нет вопросов. По таким случаям, конечно, можно и нужно принимать определенные меры, в том числе связанные с повышением тарифов.

Но что такое манера вождения? Вот это уже настолько субъективно! Человек быстро разгоняется и быстро тормозит, если он гонщик, например, у него такая манера езды. Он в ДТП сроду не попадает, никогда. То есть это все очень надумано. Такого субъективизма быть не должно. В основу тарифа должны быть положены четкие и объективные критерии, которые можно формализовать и можно, что называется, пощупать руками, а не отдавать это на усмотрение страховым компаниям, кто бы там ни принимал решения.

Тамара Шорникова: Давайте вместе послушаем телефонный звонок. Джамал на связи, здравствуйте.

Зритель: Да, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Слушаем ваше мнение. Коротко, если можно.

Зритель: Ну, коротко это будет так. Что касается ОСАГО. Я считаю, что повышение тарифа одностороннее – этого не должно быть. Почему? Потому что машин стало больше, нарушений стало меньше и аварий стало меньше, разметка стала хорошей. Ну, в целом все улучшается, а ОСАГО почему-то растет. Я понимаю, что у них там… Это бесконечные поборы.

Второй вопрос – по поводу слежки и всего прочего – вообще не имеет смысла, потому что через каждые 500 метров стоят камеры наблюдения и все прочее. Да, штрафы надо, может быть, и увеличить за опасные повороты, заезды на встречную и все прочее. Вот это возможно, да, увеличить штрафы возможно. Но, по большому счету, слежка вот эта не нужна никому.

Тамара Шорникова: Понятно.

Иван Князев: Понятно, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Виктор, и вопрос еще такой: как-то это повлияет на статистику, возможно, отказов от страховых выплат? Кому-то покажется, что вы слишком рискованно вели, и это создало определенную ситуацию на дороге.

Виктор Похмелкин: Вы знаете, и так сейчас растет число людей, которые уклоняются от приобретения полисов ОСАГО из-за высоких тарифов и многих других вещей. Боюсь, что здесь тоже в лучшую сторону эта статистика не изменится. А вот это очень плохо. На самом деле институт ОСАГО крайне важный, он защищает участников дорожного движения. Я знаю случаи, как люди, например, сталкивались – и выясняется у водителя-виновника нет полиса ОСАГО. И большие проблемы возникают.

Но я боюсь, что если мы будем продолжать на водителей давить, и это будут делать страховые компании, то как раз число людей, которые уклоняются от приобретения полисов ОСАГО, будет не сокращаться, а наоборот – увеличится.

Иван Князев: Да, спасибо. Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского движения автомобилистов России, был с нами на связи.

И вот еще несколько SMS в завершение темы. Ленинградская область: «Нельзя в каждом видеть нарушителя и все контролировать». Челябинская область: «Подорожания коснутся только простых россиян. А что, содержать большие конторы, раздутые ОСАГО, не на что?» И Краснодарский край: «Страховые компании придумали новый отъем денег у нас». Вот так считают наши телезрители.

Тамара Шорникова: А мы переходим к следующей теме.

Иван Князев: К следующей теме.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски