Петр Кузнецов: 19:57 по московскому времени. Дело в том, что сегодня уже во втором чтении принят законопроект об ОСАГО. Поправки по умолчанию предполагают тот самый ремонт поврежденных машин вместо денежной компенсации по всем новым контрактам, которые будут заключать автомобилисты. Деньги можно будет получить только в исключительных случаях – если полное уничтожение машины, или превышение лимита по ОСАГО 400 тыс. руб. Ольга Арсланова: Ранее депутат Ярослав Нилов назвал полисы ОСАГО навязанной услугой. По его словам, как продукт, который должен был защищать автомобилистов, полис обязательного страхования автогражданской ответственности, процитирую, не работает и является пустой тратой денег. Депутат также добавил, что страховщикам нужно перестать выть о своих убытках (это тоже была цитата), нужно изменить отношение к автомобилистам, иначе система продолжит давать сбой, и в Закон "Об ОСАГО" придется такие изменения вносить постоянно. Петр Кузнецов: Да. И сегодня же "Российский союз автостраховщиков" выступил с новой инициативой. Они предложили ввести франшизу, то есть виновник аварии будет возмещать потерпевшему часть убытка. Страховщики оценили ее в 10-15 тыс. руб. Но как всегда при поступлении инициативы не пришли к единому мнению, в каких именно случаях она будет действовать. Ольга Арсланова: Такое половинчатое ОСАГО, а там, в общем, можно и полностью погашать. И зачем тогда полис – не совсем понятно. Петр Кузнецов: В общем-то, наша история, которую мы поддерживаем, так или иначе, в больших темах, сегодня обросла новыми фактами, подробностями, новыми инициативами. И отталкиваемся от второго чтения, которое сегодня принял законопроект об ОСАГО. Представляем гостей в студии. Петр Шкуматов, координатор общественного движения автомобилистов "Синие ведерки". Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Шкуматов: Добрый вечер. Петр Кузнецов: И Андрей Крупнов, независимый эксперт страхового рынка. Здравствуйте. Андрей Крупнов: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Андрей, начнем, наверное, с вашей реакции. В Государственной Думе, насколько я помню, впервые такие жесткие слова в ваш адрес за последнее время звучали. Андрей Крупнов: Жесткие слова в адрес страхового рынка звучат постоянно, поэтому привыкать уже не приходится. Что касается формулировки, то обязательное страхование и навязанная услуга – это два разных названия одного и того же, просто в одном случае это называется с более негативной интонацией, в другом случае констатируется факт. Естественно, если страхование обязательное, то его люди приобретают вне зависимости от собственного желания, поэтому с некоторой долей достоверности можно считать, что это навязанная услуга. Ольга Арсланова: Эти поправки, которые сегодня были приняты, в целом вас устраивают? Они как-то решат проблему убыточности, если вы заявляете об убыточности бизнеса, и проблему автоюристов, о которых вы тоже постоянно говорите? Я говорю "вы", подразумевая рынок под вами. Андрей Крупнов: Да, я понимаю, что в моем лице вы обращаетесь ко всему страховому рынку. Поправки хорошие. В первую очередь, все эти баталии вокруг того, можно или нельзя, нужно или не нужно натуральное возмещение, они не учитывают того факта, что задача страхования как такового – возмещать убыток. Никого же не смущает, что по медицинскому страхованию вам не выплачивают наличные, за которые вы где-то как-то лечитесь, а человек, который пользуется медицинским страхованием, обязательным или добровольным, неважно, он идет в лечебное учреждение, получает определенные медицинские услуги, восстанавливает свое здоровье. То есть задача страхования в данном случае – обеспечить восстановление того, что было до страхового события. В случае с медициной человек заболел – он выздоровел, в случае с автомобилем автомобиль получил какие-то повреждения – он восстановлен. С этой точки зрения как раз возмещение в натуральном выражении даже более логично, или возмещение в денежном, потому что избавляет людей от необходимости самостоятельного поиска сервисов, выбора, где чиниться, как чиниться, какие запчасти, что будет делаться. Что касается боязни некачественного оказания услуг, то если были долгие споры относительно того, действует ли Закон "О защите прав потребителей" в страховании, то никаких споров относительно того, действует ли этот закон в сфере услуг ремонта автомобилей, их нет и быть не может. Поэтому в любом случае и страховым юристам, автоюристам будет где развернуться – контролировать качество оказываемых услуг, и у потребителей будет полная уверенность в том, что они могут получать услуги того качества, которые им нужно, и которые будут заявлены как некий стандарт. Петр Кузнецов: Мы хотим запустить голосование. Сегодня наш вопрос по большой теме звучит так: "Пользовались ли вы полисом ОСАГО?", "да" или "нет". На самом деле, я бы поставил этот вопрос радикальнее. "Нужен ли вам полис ОСАГО или нет?". "Да" или "нет" на короткий номер. Петь… Петр, хорошо. Петр Шкуматов: Ну, мы знаем друг друга, поэтому можно, наверное, и так. Петр Кузнецов: Есть ощущение, что люди, которые привыкли к тому, что они не получают какие-то нужные деньги, они не получают качественный ремонт, они предпочитают все равно получать реальные деньги уже на дороге без всяких посредников, то есть как будто бы многие возвращаются к той схеме, которая существовала до ОСАГО. Так это или нет? То есть многие-то могут обходиться и без полиса. Ольга Арсланова: Петр, ты о ком сейчас? Петр Кузнецов: Нет, не про себя. Петр Шкуматов: На самом деле, я здесь поддержу коллегу, потому что, действительно, денежные выплаты в системе ОСАГО были самым болезненным элементом этой системы. Всегда находилось огромное количество недовольных людей, в большинстве случаев обоснованно, которые говорили, что выплаченной суммы недостаточно для того, чтобы мне отремонтировать свой автомобиль. Это было очевидно с самого начала. То есть когда только ОСАГО начинало свое победное шествие по стране, было очевидно, что на этой конверсии убыток, потом экспертиза, а сколько же этот стоит, потом выплата денег, а потом человек с этими деньгами пытается в каком-то абстрактном сферическом сервисе починить свой автомобиль, было очевидно, что эти претензии возникнут. Хорошо, что сейчас, действительно, все начало уходить именно в натуральную форму возмещения. Я вообще поддерживаю эту историю. Я напомню, что буквально несколько дней назад Конституционный суд признал, что та недоплаченная часть в ОСАГО, которая была недоплачена автовладельцу, она должна быть возмещена в безусловном порядке причинителем вреда, то есть виновником аварии. Что это означает? Что если я въехал в ваш автомобиль, допустим, ущерб на 200 тыс. руб., а страховая компания выплатила 50 тыс. на ремонт, и 100 тыс., а не 150 тыс., на запчасти. Эти 50 тыс. разницы я должен буду возместить. Сейчас это безусловно. То есть автовладельцы, наоборот, должны поддерживать натуральное возмещение, потому что в этом случае вред считается возмещенным полностью, то есть машина приведена в изначально годное состояние. А дальше, если есть какие-то претензии по качеству ремонта, я думаю, что эти десятки тысяч страховых юристов, которые сейчас успешно остуживают у страховых компаний кучу денег, без работы не останутся. Но страховые компании умеют качественно ремонтировать автомобили. Я напомню, что по КАСКО большая часть клиентов, которые пострадали, выбирают не деньги, а они выбирают ремонт. В некоторых страховых компаниях эта цифра достигает 95%. То есть это означает, что, в принципе, организовать-то ремонт страховые компании могут, и, более того, у них есть уже и сервисы. Я не думаю, что это будут какие-то отдельные сервисы для бедных в ОСАГО, и отдельные сервисы для богатых в КАСКО. Конечно же, нет. Ольга Арсланова: Для бедных с богатых будут привозить бракованные детали, устаревшие. Петр Шкуматов: Нет. Слава богу, насколько я успел выяснить, все-таки будут использоваться новые запасные части. Другой вопрос в том, что могут использоваться неоригинальные запасные части, но мне кажется, что этот первый шаг к нормализации системы ОСАГО сделан, и здесь уже надо говорить о деталях, потому что дьявол, как говорится в них. Ольга Арсланова: У нас есть звонок. Давайте послушаем автомобилиста Виктора из Калмыкии. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Виктор. - Здравствуйте. Петр Кузнецов: Скажите, вы пользовались, пригодился вам полис ОСАГО? Сколько вы ездите? Расскажите. - Стаж у меня большой – больше 20 лет. Но насчет этого ОСАГО, как вы говорите, что будет хорошее обслуживание. Дело в том, что у нас есть такие крупные поселки, где договор со страховой компанией заключить практически нельзя. Если заключат, то там будет очень большое затруднение, и автомобилистам будет тяжело насчет этого ОСАГО. Ольга Арсланова: Спасибо. Понятно, о чем идет речь. Во-первых, страна большая, ехать за десятки тысяч километров абстрактно для того, чтобы найти авторизованный сервис – это для многих серьезная проблема. И раз страховщики сейчас говорят о том, что есть некие депрессивные регионы, где даже невыгодно продавать полисы, то что же будет с ремонтом? Андрей Крупнов: То же самое, что с ним происходит и сейчас. Люди получают страховое возмещение в денежной форме, они же где-то свою машину ремонтируют. Ольга Арсланова: А я вам скажу. Нам такие люди пишут. Они пишут: "Деньги беру, а ремонтирую или сам, или вообще не ремонтирую". Как есть. Петр Шкуматов: А деньги пропил, да? Ольга Арсланова: А как? Компенсация за нервный стресс. Петр Шкуматов: Это моя любимая тема. Почему я еще поддерживаю ввод натуральной формы возмещения в ОСАГО? Потому что вопрос уважаемого телезрителя о том, что сервис будет далеко. Сейчас в приобретении полиса ОСАГО все страховые компании равны, потому что выплачивают они деньгами, но после того, как этот закон вступит в силу, страховые компании будут не равны. Для того, чтобы купить тот полис, который тебя лично устраивает, чтобы тот сервис, который будет чинить твой автомобиль, был бы рядом с тобой, а не у черта на куличках, тебе, и вообще всем зрителям, которые покупают эти полисы, надо будет зайти на сайт страховой компании или на сайты страховых компаний, посмотреть список тех станций технического обслуживания, который они предлагают в твоем регионе, посмотреть, какой рейтинг у этих станций, нормально ли там чинят автомобили. И после этого принять решение о покупке полиса, причем в электронном виде. Не надо никуда ехать. Прямо в интернете нажал на кнопку, купил электронное ОСАГО. Все изменения в законодательство уже внесены. То есть выбор полиса ОСАГО после вступления в силу этого закона принудительно станет сознательным. То есть люди, которые приходят и говорят: "Дайте мне любой полис от гаишников, любой, просто чтобы был", они будут, как в пословице, "без лоха и жизнь плоха" – вот им будут впаривать сервисы за 300 км, какие-нибудь еще "Рога и копыта". А люди, которые умеют выбирать, или хотя бы хотят этому научиться, они смогут выбрать себе нормальный полис, нормальные условия, нормальные сервисы, и у них все будет хорошо. Это правильный шаг вперед. Нельзя быть в таком овощном состоянии, и говорить, что "Я овощ, я не хочу выбирать. Дайте мне что-то хорошее". В такой логике кроме как рогов и копыт тебе ничего… Ольга Арсланова: И конкуренции не будет. Петр Кузнецов: Тут как раз большинство недовольны тем, что отсутствие выбора в том плане, что натуральное возмещение. Петр Шкуматов: Он будет. Петр Кузнецов: А не натуральное возмещение или деньги. Ольга Арсланова: Вам, по-моему, местами надо поменяться просто, Андрей. Есть что добавить? Андрей Крупнов: Я хотел добавить только то, что в КАСКО сейчас именно так и происходит. То есть то, что Петр говорит – это не какая-то гипотетическая умозрительная модель. В КАСКО именно это сейчас и происходит. Когда человек выбирает компанию, где ему приобрести полис КАСКО, он смотрит в том числе на то, где он будет чинить свою машину, если с ней что-то произойдет, и это будет признано страховым случаем. Ровно то же самое будет в ОСАГО. Что касается того, что многие автовладельцы – к сожалению, их стало действительно очень много – покупают полис от гаишника: их даже полисами было бы неправильно называть, это некая бумага, которая в принципе не подразумевает выплаты возмещения ни в денежной, ни в натуральной форме, это просто имитация полиса, которая никаким полисом на самом деле не является. Мы же понимаем, о чем мы говорим в данном случае. Ольга Арсланова: Кстати, этот рынок серьезно вырос, когда подорожал настоящий полис ОСАГО. Андрей Крупнов: Да, этот рынок серьезно вырос, люди голосуют ногами в данном случае, что вполне логично. Но, к сожалению, проблема в том, что финансовые показатели ОСАГО… Когда у нас критикуют российскую систему ОСАГО, очень часто ее сравнивают, допустим, с аналогами где-то на развитых рынках, например, в Европе. Я специально смотрел европейскую статистику по страхованию ОСАГО, причем в разбивке по странам. У нас один из самых дешевых полисов, то есть дешевле, чем в России, полисы только в Латвии и в Венгрии, во всех остальных странах дороже, среднеевропейский уровень – 250 евро, даже чуть больше, а в отдельных странах доходит до 500 евро. Что касается средней страховой выплаты, то она у нас, кстати, тоже не сильно отстает от европейского уровня. Средний уровень, за исключением самых дорогих стран, находится между 1 и 2 тысячами евро (в среднем 1,5 тыс. евро). У нас сейчас средняя выплата по ОСАГО дошла до 1000 евро, если пересчитывать в единую валюту. То есть показатели сопоставимы. А еще надо учесть, что у нас автопарк, который состоит из иномарок только на 55%, порядка 40% – это "Жигули", и еще 10% – это другие отечественные марки. Это раз. Плюс, у нас средний возраст автомобиля на 2,5 года больше, чем в Европе. В Европе средний возраст 9,7 года, в России 12,4 года. То есть, если еще учесть эти факторы, то система ОСАГО в России работает ровно на тех же самых параметрах, что и, допустим, европейская. Кроме того, если посмотреть тот же самый показатель уровня выплат, который очень любят сравнивать, сейчас общий показатель уровня выплат у европейских страховых компаний по ОСАГО выше, чем у нас. Но если смотреть отдельно выплаты именно ущерба, причиненного "железу", то есть самому транспортному средству, то в России сейчас этот уровень выплат уже выше, чем в Европе. У нас абсолютно мизерные выплаты по жизни и здоровью, они меньше 1%, в то время, как европейский уровень доходит до 20% от общей суммы выплат по ОСАГО, но это уже совершенно другая история, ведь мы сегодня больше говорим про автомобили. Это еще к заявленному вопросу в теме о необходимости ОСАГО, о том, насколько эта система эффективна, насколько она работает или не работает. Ольга Арсланова: Комментарии от наших зрителей на СМС-портале. "Пока ни разу полис не пригодился" (Алтайский край). "Если честно, хочется, чтобы данная услуга была добровольной, а не принудительной". "Страховщики в огромной прибыли, привыкли получать деньги, когда кризис, а нужно убавить аппетит" (Санкт-Петербург). "Страховка должна быть добровольной" (Воронежская область). Петр Кузнецов: "Зачем нужно ОСАГО, если есть КАСКО?" Ольга Арсланова: "Если страховщикам невыгодно страховать, откройте двери для иностранных компаний. Посмотрим, выгодно им или нет". Петр Шкуматов: Allianz-то ушел. Это немецкая. Ольга Арсланова: Да. Не особо рвутся. Петр Кузнецов: А страховщики, я так понимаю, заявляют об убыточности ОСАГО, но при этом где-то данные в открытом доступе не публикуются, что за убытки и откуда они. Петр Шкуматов: Тот человек, который придумал термин "убыточность страхования" – это гений нейролингвистического программирования. Когда вам говорят, что убыточность ОСАГО составила 50%, это означает, что страховая компания собрала 100 руб., а выплата от них 50%. Ольга Арсланова: То есть недособрали желаемых 50%. Не оставили себе. Петр Шкуматов: Смысл в том, что когда на неподготовленную почву специалисты начинают говорить о том, что "Убыточность ОСАГО 70%", "Убыточность ОСАГО 60%", сразу возникает ощущение, что страховые компании работают на жуткий минус. -60% – это же ужасно! Сколько денег они нам, автовладельцам-то, дают? Конечно, убыточно. Но, на самом деле, это сугубо специфический термин из мира страхования, и означает он совсем другое. Если мы посмотрим на расклад по основным игрокам страхового рынка, то мы увидим, что единственная компания, у которой есть реально серьезные проблемы – это Росгосстрах. У нее, действительно, очень большое превышение выплат над сборами, и что с этим делать, пока, видимо, никто не знает. Но сейчас она сменила владельцев, как, наверное, знают многие в узкой среде, и, возможно, у нее все нормализуется. Все остальные страховые компании, для них ОСАГО в обычном, бытовом понимании – это прибыльный вид страхования. Нельзя говорить о том, что продажа полиса заставляет страховщиков нести какие-то убытки. Да, есть регионы, где страховщиков разувают так называемые автоюристы. Это в основном Юг России, не буду перечислять. Но здесь как бы немножко другая ситуация. За прошлый год, по разным оценкам, от 25 до 30 млрд. руб. с помощью судебных механизмов было изъято из рынка ОСАГО, но часть этих судебных решений – я их видел – являются прямо уголовным делом для тех людей, которые эти решения, эти документы собирали. Просто там папочку надо поменять, название. Убрать "судебное дело", и поменять на "уголовное дело". Все. Людей можно просто судить по статье мошенничество, потому что, действительно, огромные суммы денег с помощью схем, когда автоюристы, лжеэксперты и судьи… Ольга Арсланова: Которые все-таки появились на такой щедро сдобренной почве недостаточных выплат. Петр Шкуматов: Конечно, не доплачивали. Ольга Арсланова: Не всегда это мошенники. Петр Шкуматов: Да. Но в итоге-то мы что получили? Мы хотели, чтобы людям нормально выплачивали деньги. Но чтобы обычные люди, как человек звонил, чтобы он получал нормальную выплату, если его кто-то подобьет. Вместо этого оказывается, что с помощью механизмов Закона "О защите прав потребителей" на этом стали наживаться какие-то организованные преступные группы. Это неправильно. А люди остались в итоге, как всегда, с носом. То есть что здесь с носом, что там с носом. Кстати, я бы хотел обратить внимание на следующий момент. В случае с ремонтом человек не сможет остаться с носом, его нельзя будет прокинуть. То есть ты приехал, сдал автомобиль. Через какое-то время, максимум 30 дней, получил его в восстановленном, отремонтированном виде с новыми запчастями. Что здесь может быть не так? Да, может быть, покрасили что-то, какие-то есть претензии к качеству ремонта. Несет ответственность страховая компания. Привлек тех же самых юристов, если они нормальные люди, а не жулики, и они пошли в суд, соответственно, решили все твои вопросы, еще и денег на этом заработали. То есть схема-то хорошая. И в итоге она отжимает эти организованные группы, которые зарабатывают на этом миллиарды, потом страховые компании берут на себя ответственность по качеству ремонта, и, самое главное, по полному восстановлению автомобиля. Соответственно, застрахованные люди, автомобилисты, не несут никакой дополнительной ответственности перед пострадавшим в свете решения Конституционного суда. Мне кажется, здесь только плюсы. А дальше мы будем уже смотреть детали, потому что, конечно же, если люди будут покупать полис по-прежнему не глядя – к сожалению, нас к этому приучили, – то там будет очень много проблем. Естественно, есть страховые компании, которые, мягко скажем, наплевательски относятся к своим клиентам. Ольга Арсланова: Вернемся к нюансам проблемы. Давайте послушаем Михаила. Петр Кузнецов: Михаил у нас есть из Москвы. Если мы правильно понимаем, то тоже страховщик. Здравствуйте, Михаил. - Добрый вечер. Во-первых, я бы хотел сказать о том, что на рынке в данную минуту существует очень много фальшивых брокеров, которые продают заранее те полисы, которые не числятся в базах. Из-за них возникает очень много проблем. Второе. Я бы хотел затронуть тему ремонта. Тема ремонта, что сейчас предлагают по ОСАГО – это, как правило, до 90% восстановления тех поврежденных элементов, которые невозможно использовать в дальнейшем. Что вы можете сказать на это? Петр Шкуматов: Немножко не понял, что значит восстановление. Можете пояснить? - Если дверь, грубо говоря, подлежит под замену, то при рассмотрении страхового случая внутри страховой компании принимается решение при экономической целесообразности ремонта. Петр Шкуматов: Так всегда и было. Немного не понял. - Я вас прекрасно понимаю. Если деталь подлежит под замену, то ее, несмотря ни на что, все равно ремонтируют. Петр Шкуматов: Объясните, как в КАСКО, допустим. Ольга Арсланова: Я так понимаю, что простой автомобилист может не понять, отремонтированная эта деталь или новая. Петр Шкуматов: Нет, там все будет в наряд-заказе. Андрей Крупнов: Критерий того, когда именно деталь ремонтируется, когда именно она подлежит замене, во-первых, он очень часто регламентируется компанией-производителем – раз. И в случае с ремонтом КАСКО чаще всего обратная ситуация. То есть там любая царапина – деталь сразу же заменяется. Поэтому здесь я, честно говоря, не вижу такой проблемы и такой серьезной угрозы. Петр Шкуматов: Я тоже могу добавить. В соответствии с новым законом гарантия на выполненные работы и на запчасти – 6 месяцев. Гарантия на лакокрасочные покрытия и кузовные работы – год. Понятно, почему год, потому что дефекты покраски вылезают, как правило, не сразу, а после того, как проходит этот зимний или летний сезон, реагенты. Здесь, конечно, год. Самое интересное, что в новой концепции ответственность за качество несет страховая компания. Если деталь была восстановлена… Мало ли, у страховой компании какие-то свои критерии, мы же не знаем. Мало ли, вы купили полис страховой компании под названием "Любитель восстановленных запасных частей". Продали вам такой полис, ну, не посмотрели на название – ну, всякое бывает. Если вдруг эта запчасть пришла в негодность в течение гарантийного срока, то вы предъявляете претензию страховой, и, самое главное, в той концепции, которая сейчас есть – это чистый Закон "О защите прав потребителей". То есть машину вам должны будут отремонтировать заново. Зачем страховой компании такие иски? Причем там же еще будет взыскан штраф, неустойка, моральный вред. Ольга Арсланова: Наши зрители подозревают, что раз гарантия 6 месяцев, можно будет сделать какой-то дешевый ремонт, чтобы хватило как раз на эти 6 месяцев, а потом никто не будет ни за что отвечать. Прямо подгадать ровно 6 месяцев, а потом все развалится. Андрей Крупнов: Это распространенное мнение о том, что вообще все новые изделия, которые выпускаются, и автомобили, и все остальное, оно рассчитано на какое-то количество лет эксплуатации, после какого оно обязательно начинает ломаться. Петр Шкуматов: Так и есть. "Запланированное устаревание" называется. Андрей Крупнов: Если деталь ломается, то мы же говорим сейчас об автомобиле, который эксплуатируется в процессе движения. Если какая-то деталь придет в негодность в силу того, что она была некачественной – это с большой вероятностью приведет к еще одному дорожно-транспортному происшествию, и, соответственно, к еще одним убыткам со стороны страховой компании. Поэтому даже экономического интереса в том, чтобы делать одноразовые детали какие-то… Петр Кузнецов: Все равно приедут, да? Второй раз. Ольга Арсланова: Потом я про экономику хотела поговорить. Петр Кузнецов: Да. По поводу мелких деталей. Из Санкт-Петербурга: "30 дней мне будут менять бампер. А кто оплатит, что я месяц без машины нахожусь?". Что делать, если незначительное повреждение? Ольга Арсланова: "Новая машина, царапина на бампере, крыле. Насчитали 15 тыс. Покрасил сам. Зачем мне ремонт?". "Вы о нас не думаете. Ближайший город в 100 км. Какие там сервисы страховщиков? Кто и что будет там делать? Заранее кидают людей". Петр Шкуматов: Если сервис дальше, чем 50 км, то страховая компания должна будет выплачивать деньгами. Здесь никаких вопросов. Ольга Арсланова: Это как раз тот самый случай? Петр Шкуматов: Конечно. Никто человека не погонит за 1000 км от места ДТП или от места жительства. Ольга Арсланова: В общем, ответили на ваш вопрос. "Почему я, общаясь с врачами, должна разбираться в медицине, обращаясь в ЖЭК, в коммунальном хозяйстве, а сейчас должна разбираться и в техобслуживании? Это очень сложно, хотим денег, и не ждать 30 суток, пока отремонтируют". Андрей Крупнов: Когда человек получает возмещение деньгами, и после этого, если все-таки мы рассматриваем, что он добросовестный пользователь страховой услуги… Петр Шкуматов: И он все равно же идет ремонтироваться, а не пропивает эти деньги. Андрей Крупнов: … что он не воспринимает страхование как источник дополнительного заработка, что, вообще говоря, незаконно, а если он действительно добросовестный страхователь, и он потом собирается ремонтироваться, то как раз именно в этом случае он должен разбираться в том, какие сервисы оказывают качественные услуги, какие некачественные, где и какие запчасти ему покупать, к какому мастеру ему обращаться, как контролировать весь этот процесс, и так далее, и тому подобное. Как раз возмещение в натуральной форме избавляет людей от большинства этих проблем, и учитывая, что у него есть гарантия, которую берет на себя страховая компания за то, что ремонт будет проведен в соответствии с определенными стандартами, он может быть на эту тему спокоен, ровно в той же степени, в которой он способен, приходя в поликлинику, и зная, что там есть дипломированные врачи, и что они ему оказывают медицинские услуги в соответствии с тем регламентом, который, допустим, в системе ОМС по каждой услуге прописан. Это же то же самое. Петр Шкуматов: 30 дней. Конечно же, 30 дней – это предельный максимальный срок. Я абсолютно уверен, что страховые компании… Еще раз, почему мне нравится эта реформа, естественно, с определенными нюансами? Страховые компании поделятся на тех, которые просто грубо кидают на тех, которые будут 30 дней делать, 50 дней делать, будут задерживать это все, и страховые компании, которые дорожат своими клиентами, своим именем, своим брендом. Поэтому для того, чтобы купить полис, человеку, который опасается, что царапку на бампере его автомобиля будут ремонтировать 30 дней, ему надо будет зайти в интернет, и почитать отзывы о страховых компаниях, о сервисах. Зайдите, почитайте. Уже сейчас вы можете видеть. Заходите: страховая компания "А" не доплачивает, не доплачивает, задерживает, плохой ремонт и так далее. Так я не покупаю эти полисы. Ольга Арсланова: А там сотрудники компании наняли всяких людей, и пишут о себе хорошие отзывы. Петр Шкуматов: Есть вполне поверенные отзывы. Это уже в интернете можно отделить, что называется, черный PR от такого. Потом другая компания: выдерживает сроки, мелкий ремонт ставит в приоритет, наливает кофе клиентам, и еще бесплатный Wi-Fi. Покупайте полис там. Основная проблема сейчас и основные вопросы заключаются в том, что люди боятся выбирать. У нас 80 страховых компаний. Конечно, среди них есть отъявленные жулики, по которым тюрьма плачет, но есть нормальные компании, которые действительно заботятся о своих клиентах. Есть одна из страховых компаний, не будем называть ее имя всуе, которая уже 15% обращений по ОСАГО закрывает ремонтом. Мы попытались найти человека, недовольного ремонтом в этой страховой компании, назовем ее "А". Так вот в страховой компании "А" не оказалось недовольных ремонтом. То есть все люди, которые приехали туда, дали ключи, и потом получили отремонтированный автомобиль, оказались довольны. И это же подтверждается отзывами в интернете довольно большого количества людей. Я с большой долей вероятности, поскольку я разумный потребитель, следующий полис куплю у этой страховой компании. Давайте возьмем страховую компанию "Б", которая не доплачивает, к которой куча претензий, очень много судебных исков. Зачем мне их полис покупать? Я его не буду покупать. И такой сознательный выбор потребуется сейчас от каждого автомобилиста. Люди должны наконец-то включить голову и понять, что вы платите свои кровно заработанные денежки не за какую-то обязаловку, а вы платите эти деньги за то, что вам предоставляют, во-первых, какие-то гарантии, и еще будут предоставлять сервис. Обратите внимание, полис ОСАГО теперь не совсем полис ОСАГО. То есть он уже давно стал не совсем ОСАГО, а сейчас уже совсем не ОСАГО. Он разделился на две части. Первая часть – это ваша гражданская ответственность перед другим человеком или другими людьми. То есть, если вы кому-то нанесли вред, то этим людям страховая компания отремонтирует автомобиль, и, возможно, возместит ущерб, вред здоровью. Но если вам причинили вред другие люди, то ремонтироваться вы будете на сервисах вашей страховой компании. Таким образом, покупая полис ОСАГО, вы покупаете еще и сервис, и впоследствии, не дай бог, станете их клиентами. Почему тогда люди так нервно реагируют на необходимость выбора? Это же нормально. ВЫ приходите в магазин, и вы же не покупаете колбасу с закрытыми глазами. Ольга Арсланова: "Почему при обязательности страхования на государственном уровне я должен еще и выбирать, исследовать рынок?" – возмущается человек из Москвы. Петр Шкуматов: Потому что это капитализм, детка. Ольга Арсланова: Капитализм все-таки с выбором. Могу вообще уйти в свой мир эскейпизма и социализма, а тут меня заставляют покупать. Андрей Крупнов: Я бы добавил еще по поводу сознательного выбора. Петр говорил о том, что до того, как будет принято решение по натуральному возмещению, людям было, в принципе, все равно, в какой страховой компании приобретать полис. Ольга Арсланова: Все одинаковые, да. Андрей Крупнов: Да. Но если мы посмотрим на статистику продаж и на долю рынка разных страховых компаний, то мы увидим, что все совсем неодинаково, есть лидеры, есть аутсайдеры. То есть, если бы было все одинаково, то продажи бы распределялись плюс-минус поровну. Вопрос в том, как именно люди выбирают ту страховую компанию, которую они по факту выбирают. И та модель, которую изложил Петр, она, безусловно, прекрасна, но она пока очень сильно далека от реальности, потому что прямого контакта между страховыми компаниями и клиентами, как правило, нет. На этапе продаж-то уж точно, потому что весь рынок ОСАГО, как почти весь розничный страховой рынок, контролируется посредниками, и кого они предлагают клиенту, того клиент и покупает. И действительно, если у клиента появится желание, и он найдет время ознакомиться с предложениями разных страховых компаний, как-то понять их и сделать сознательный выбор – это самым благоприятным образом отразится на перспективе того, как он будет пользоваться этим страховым продуктом. Что касается отзывов, честно говоря, я испытываю некоторый скепсис в отношении качества и достоверности тех отзывов, которые публикуются, не только относительно страховых компаний, а вообще относительно всего. Здесь еще нужна некая авторитетная экспертиза, которая бы не была ангажирована ни одной, ни другой стороной, которая позволяла бы оценивать качество сервиса, качество предложения страховых компаний, те потенциальные проблемы, с которыми могут их клиенты столкнуться, оценивать объективно, и давать обзоры. Допустим, как профессионалами делаются обзоры какой-нибудь бытовой техники, то же самое можно делать и в части страховых продуктов. Мне кажется, необходимость в этом уже давно назрела, чтобы переводить со страхового языка на русский и обратно. Петр совершенно правильно сказал, что термин "убыточность" – правда, здесь нет никакого злого умысла, это буквальный перевод англоязычного термина, который используется на всех страховых рынках – действительно может быть понят превратно, хотя, на самом деле, это всего лишь одна из компонент тех расходов, которые несет страховая компания при осуществлении своей деятельности. Если у нее 70% убыточность по данному виду страхования, то это не значит, что 30% рентабельность, что 30% она кладет себе в карман, потому что есть еще и расходы на продажи, есть расходы на поддержание штанов, что называется, и итоговая рентабельность будет совершенно не та. Ольга Арсланова: Об этом и речь. Если, как заявляется, будут ставить новые детали на автомобиль без учета износа, не вырастет ли в итоге стоимость полиса? Ведь это же получится намного дороже, чем сейчас не доплачивать автомобилистам, как жалуются наши зрители? Андрей Крупнов: Теоретически она может вырасти. Здесь все зависит от тех условий, на которых будут работать сервисы. Я постоянно здесь привожу аналогии с медицинским страхованием. Мне кажется, эти области действительно близки. Страховые компании же активно в свое время развивали собственные сети клиник, потому что стоимость лечения в независимых клиниках была высокой, и было очень сильное давление именно с точки зрения убыточности бизнеса по медицинскому страхованию. То же самое будет и сейчас. Будет борьба за скидки, будут какие-то варианты оптимизации этих самых расходов. Но зато существенно сократится доля выплат по мошенническим судам. И я в данном случае очень рад, что коллега не считает, что все выплаты по суду – это правовое дело, и что действительно согласен, что очень большая доля выплат, которые проходят по судам – это выплаты, носящие чисто мошеннический характер, и должны они проходить совершенно по другой статье, а не по статье "Страховое возмещение". Петр Кузнецов: Уважаемые гости, у меня такой вопрос. А не открывает ли новый полис какой-то новый простор для злоупотреблений именно на самих дорогах? Не могу сейчас просчитать варианты, просто накидаю. Например, не будет ли выгодно с этой новой натуральной формой подставляться водителю запорожца под Mercedes? Петр Шкуматов: Наоборот. Петр Кузнецов: И будет ли попадать водитель "Жигулей" на десятки миллионов рублей за то, что он разбил какую-нибудь раритетную "Победу"? Петр Шкуматов: Наоборот. Петр Кузнецов: Или, наоборот, как пишут нам из Ульяновской области, меньше будут бить машины специально? Петр Шкуматов: Бить машины специально, скорее всего, будут, потому что все-таки ремонт должен будет произвести страховая компания. Но именно владельцу Mercedes выгоднее подставиться под "Запорожец". Ольга Арсланова: Ему, наверное, все равно, под кого подставиться. Петр Шкуматов: Неважно, да, под что угодно. Потому что его отремонтируют, тоже, что называется, приведут в то состояние, в котором он был до аварии. Здесь такой вид бытового страхового мошенничества никуда не уйдет. Безусловно, он останется. Он был. Сейчас, допустим, очевидно же – вам нужно, допустим, отремонтировать ваш автомобиль, который попал в столб. Берете "Жигули", въезжаете в него. Это же классическая схема. Правда, если вас поймают, то посадят надолго. Если не поймают, то почините машину. Каждый взвешивает это сам для себя. Я бы здесь все-таки немножко делал акцент даже не на том, что будет какое-то мошенничество, а на том, что сейчас, если все сделать правильно, если все пойдет правильно, то система ОСАГО начнет тратить деньги не на юристов, не на суды, непонятно на что, а наконец-то начнет тратить деньги, то есть произойдет существенное перераспределение этих самых финансовых потоков в сторону автовладельцев. Да, действительно, расходы на ремонт вырастут – новые запчасти, еще что-то. С другой стороны, где вы получите у официального дилера стоимость нормо-часа 800 руб.? Да нигде. Вы туда придете, вам скажут: "4000", если вы с улицы придете. А если вы приходите как страховая компания, и говорите: "У меня за спиной 200 клиентов, да и вообще гарантированный поток клиентов к тебе", они говорят: "800". Страховая компания говорит: "Слишком много" – "700". То есть, на самом деле, страховые компании за счет формирования оптовых пакетов заказов на ремонты действительно сбивают цены на услуги автосервисов очень серьезно. Опять же, в чем проблема? Когда мы как физические лица приходим со своей денежкой в сервис, мы для сервиса розничный покупатель. А когда страховая компания приходит в сервис, она является уважаемым оптовым клиентом. И за счет этого цена ремонта для страховой компании иногда в два раза меньше, нежели та цена, которую нам объявляют в документах автосервиса. Андрей Крупнов: Причем это один и тот же ремонт, что важно. Петр Шкуматов: Один и тот же ремонт, один и тот же сервис. Андрей Крупнов: Одни и те же запчасти, одно и то же качество. Петр Кузнецов: Ивана послушаем. Иван, здравствуйте. - Здравствуйте. Я вам хочу рассказать про ваше высказывание. Вы говорите очень правильные вещи, но вы это говорите про Москву, про мегаполисы. Вы спуститесь в регионы. Взять Краснодарский край. Есть такой город Лабинск. Здесь нет ни одного официального представительства страховой компании. Есть непонятные люди, страхуют, делают страховки. Что из этого вытекает? Я прихожу к этому человеку. Если я у него не застрахую свою жизнь… Накрутки. До 9 тыс. руб. обходится страховка на отечественный автомобиль "ВАЗ-2107". Петр Шкуматов: Можно вам сразу вопрос? Вы интернетом умеете пользоваться? - Попробуйте, приедьте к нам в Лабинск, и по электронному полису попробуйте что-нибудь сделаем. Я вам гарантирую 99%, что у вас это не получится. Петр Шкуматов: А что, вы пробовали? - Приедьте в регионы. Я лично нет, но у меня знакомые пробовали, и все бросают все эти дела, и идут к этим людям, потому что деваться некуда, выехать нельзя. А также знаю многих, кто пользуется неофициальными, потому что 9-10 тыс. за страховку на обычное "Жигули" у людей нет. Вы понимаете, куда вы людей запихнули с этими страхованиями жизни? Я даже не могу воспользоваться той поправочкой, чтобы написать официальное заявление, и мне бы эти деньги вернули в течение двух недель. По-моему, есть такое в законодательстве, если не ошибаюсь. Петр Шкуматов: Да, период охлаждения, есть такое. - Но у нас нет ни одного официального представительства, где я это могу сделать. Мне придётся ехать либо в город Краснодар, либо куда-то. Петр Шкуматов: Есть вторая проблема. Я хотел обмануть судьбу, поехать в город Ростов. Я часто езжу в командировку. Приезжаю в город Ростов в страховую компанию. До этого я у нее год страховался в Ростове. Я говорю: "Ребята, продлите мне, пожалуйста, страховочку". Они говорят: "Нет, дорогой. Мы с Краснодарским краем никаких дел не имеем. Все. Вы у себя в Краснодарском крае все свои вопросы решайте". Решите эти вопросы сначала, чтобы полис был доступен, а потом уже… Ольга Арсланова: Иван, простите, перебью. Из многих регионов нам жители жалуются на то, что не могут… Петр Кузнецов: Многие пишут: "Приезжайте к нам". Ольга Арсланова: Нет. Что не могут онлайн купить, то есть не получается. Петр Шкуматов: Если вы не можете купить полис онлайн, то вы что делаете? Вот смотрите, у каждого есть такой телефон, наверное. Ольга Арсланова: Нет, не у каждого. Петр Шкуматов: Ну, хорошо. Зубная щетка с камерой, любой телефон с камерой, возьмите у соседа, если вообще денег нет. Открываете сайт любой страховой компании, которая вам интересна, включаете запись. Начинаете покупать электронный полис. Если у вас не получается купить электронный полис, вы пишете электронную жалобу уже на сайт Центрального банка России. В "Яндексе" набираете "Центральный банк" – все, первая же страничка. И эту страховую компанию штрафуют на очень большие деньги. Дальше, еще один рецепт. У вас уже, скорее всего, есть полис ОСАГО. За 30 дней до его истечения вы приходите в свою страховую компанию, или отправляете туда на ее адрес почтой ваше заявление о том, что вы хотите продлить полис ОСАГО в установленном законом порядке. Через 30 дней они обязаны вам продлить полис ОСАГО, обязаны. Я думаю, что вы подтвердите. Просто обязаны, иначе там будет просто катастрофа, колоссальные штрафы. И если вы будете делать так, как я говорю, то никаких проблем с полисами ОСАГО у вас не будет, и ни с какими посредниками, жуликами вам общаться не надо будет. То есть вы можете сами решить все эти проблемы, только надо немножко проявить активность. Ольга Арсланова: А как проявлять активность человеку, когда ему не продают полис? Петр Шкуматов: За 30 дней пишешь заявление, 1 лист А4. Ольга Арсланова: Но нужно завтра. Петр Шкуматов: 1 лист А4. Если нет принтера – берешь ручку. Если нет ручки… Ольга Арсланова: Надо завтра. Петр Шкуматов: В том-то и дело. Ольга Арсланова: Надо заранее? Все понятно. Петр Шкуматов: Да. Если человек заранее написал эту бумагу в страховую компанию. Если нет ручки, можно к соседу пойти, можно на почту пойти, попросить взаймы ручку, если нет уж денег на чернила. Написать эту кляузу. В интернете есть готовые формы, ребята. Написали, переписали свои данные, запечатали в конверт, отправили заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Стоит это копейки. Ольга Арсланова: Андрей, то есть я правильно понимаю, что то, что по-прежнему страховщики продают такими схемами пользоваться и продолжают так работать – это происходит только потому, что на них мало жалуются? Андрей Крупнов: Грубо говоря, да, потому что если есть возможность работать таким образом, то люди работают таким образом. Если эта возможность становится слишком дорогой с точки зрения санкций со стороны Центрального банка и так далее – естественно, от этой практики отказываются. Все же просто, действительно. Петр Шкуматов: Кстати, могу сказать. Сейчас система штрафов в отношении страховых компаний устроена следующим образом. Если только каждый десятый будет писать обоснованную жалобу на то, что ему не продали полис, страховой компании будет вообще невыгодно не продавать полисы. Только каждый десятый. А в итоге мы видим, что каждый тысячный только пишет жалобы в Центральный банк. Причем сделано все для того, чтобы эти жалобы можно было делать, что называется, не вставая с дивана: электронная форма, прикрепление фото, видео-, аудиозаписей, упрощенный порядок идентификации человека. Все сделано. Жалуйтесь, разоряйте страховые компании, которые к вам относятся наплевательски. Это можно сделать элементарно. Но почему же вы это не делаете? Ольга Арсланова: Потому что нам из Краснодарского края очень много СМС-ок пишут, пока вы выступали. "Такое ощущение, что мы все дебилы. Ребята, здесь реально не работает ничего из того, что Шкуматов говорит. Все куплены. Сколько жалоб еще отправлять?" Петр Шкуматов: Но Центральный банк не куплен. Центральному банку на этот Краснодарский край наплевать и растереть. Я сколько ни общался с представителями Центрального банка, они достают такой талмуд и говорят: "Слушайте, а нам из Краснодарского края пришло 225 жалоб", на весь Краснодарский край. Слушайте, друзья, эти жалобы не идут через посредников, это вы напрямую с компьютера отправляете от своего лица в Центральный банк. Почему же? Ее никто не перехватывает, ее никто не уничтожает. Вам надо всего лишь задокументировать факт отказа от продажи полиса на любую зубную щетку с камерой, и отправить эту жалобу в Центральный банк. Поверьте, страховые компании, которые начнут получать штрафы – один, второй, десятый, сотый, тысячный, – в какой-то момент времени это для них станет абсолютно невыгодным бизнесом, то есть они начнут продавать полисы. Петр Кузнецов: У нас звонок. Здравствуйте, Евгений. - Доброй ночи. У нас ночь, я звоню из Кемерово. Я частый гость в вашей программе, неоднократно к вам дозванивался. Хочу сказать свое мнение. Мне, например, это ОСАГО не нужно, потому что у меня хотя и права с 1980 года, но не нужно мне это навязанное обязательное страхование. Почему? У меня было порядка 6 автомобилей, которые я брал с рук, восстанавливал по кузову, по мотору и все прочее. И поскольку я своими руками его делал, я к нему хорошо относился, я аккуратно ездил на дорогах, я старался и другие машины таким образом беречь, потому что, как мне говорил мой инструктор, еще когда я учился в автошколе, что "Ты не один на дороге. Уважай других". Получается, автомобили сейчас не роскошь, это не то, что было в наше время, 1980-е годы. А сейчас, получается, роскошь. И тем, кто не может за ним следить, не может управлять, те пускай и идут в эти страховые компании, страхуются. Ольга Арсланова: Понятно. То есть хорошо вожу, мне не нужно. Петр Кузнецов: Очень много вопросов по называнию дополнительных страховок и так далее. Ольга Арсланова: Это о чем мы говорили. Петр Кузнецов: С новым полисом изменится как-то эта ситуация? И как раз человек про шесть автомобилей сказал. Допустим, у человека несколько автомобилей, и сейчас он на каждый должен оформлять сам полис. Андрей Крупнов: Что касается навязывания услуг, это никак не связано с выплатой в натуральной форме или денежной форме. Петр Кузнецов: То есть не связано. Просто все ждут с новым полисом ликвидацию каких-то еще дополнительных проблем. Петр Шкуматов: Не-не-не. Покупайте полис в электронном виде. Ольга Арсланова: Разобрались. Андрей Крупнов: Покупайте напрямую в страховых компаниях. Кстати, человека сроста выплат и роста той самой убыточности, о которой вы говорили. Ведь помимо того, что, действительно, страховая компания имеет оптовые скидки при работе с сервисами, и зависит от объема ремонтного потока – в два раза, это уж совсем оптимистичный сценарий, но они есть, действительно, – у страховых компаний есть другой способ сокращать количество своих выплат и повышать экономическую эффективность и этого вида страхования в том числе, которым сейчас страховые компании в принципе не пользуются. Я имею в виду, что сейчас вся эта убыточность, количество ДТП и прочие вещи, для страховых компаний являются внешним фактором, с которым они имеют дело как есть. Но страховые компании, и во всем мире так происходит, они имеют возможность и средства влиять на сокращение убыточности, сокращение аварийности на дорогах. Классический пример. Дорожные службы чем-то прекрасным полили дорогу, как у нас происходит регулярно, каждую осень. На ней массовое ДТП – 10-12 автомобилей. Соответственно, все это убытки, которые страховые компании должны будут выплачивать. Хоть одна страховая компания подала потом иск в отношении тех, кто является реальным виновником в этой ситуации? Петр Шкуматов: Нет. Андрей Крупнов: Нет, и никогда. Петр Шкуматов: И это странно. Почему? Андрей Крупнов: Это очень хороший вопрос, но я лично на него ответить не готов. Но это действительно парадоксально, потому что у страховых компаний есть реальный инструмент снижения убыточности. Это называется "предупредительная функция страхования", которая везде является одной из основных. Это не только подача этих самых регрессных исков, а это в принципе работа по комплексному сокращению аварийности. Во всем мире страховые компании финансируют институты, которые занимаются изучением систем безопасности, организации перекрестков, организации дорожного движения, и так далее. У нас страховое сообщество стоит где-то в стороне, и к подобным вопросам вообще никакого отношения. Петр Шкуматов: Кстати, это удивительно. Я тоже хотел про это сказать. Мы воспринимаем количество ДТП, происходящих на наших дорогах, как некоторую данность. А 3 млн. аварий каждый год – это ужасно. Это огромное количество. Сейчас вы подняли отличную тему. Действительно, почему страховые компании не предпринимают ничего для того, чтобы сократить аварийность, и, соответственно, сократить свои выплаты? Страховые компании не финансируют ни образовательные курсы, ни какие-то общественные организации, которые работают в области безопасности движения, они не работают с автопроизводителями в части модернизации автопарка, уменьшения аварийности, смертности и так далее. Если мы посмотрим на Европу, то там практически все организации, которые занимаются безопасностью движения, финансируются именно страховым бизнесом. Там не государство финансирует, это именно страховые. Ольга Арсланова: Это все-таки немного другая тема, как функционирует страховой бизнес у нас. Петр Шкуматов: На самом деле, это все одна и та же большая тема – искажение страхового рынка в целом в нашей стране. То есть он как-то стоит вместо ног на голове. Мы получаем какую-то странную конфигурацию. Люди это, естественно, чувствуют, понимают, что что-то здесь не так. И мы сейчас как раз все это обсуждаем. Я понимаю скепсис людей по поводу ремонта в ОСАГО, но я очень искренне надеюсь на то, что это будет первым шагом к реформе системы страхования, которая наконец-то поставит эту систему в нормальное положение, то есть на ноги. Ольга Арсланова: У нас есть небольшой опрос. Жителей разных российских городов спрашивали, пригодился ли им полис ОСАГО, и что может стать его альтернативой. Давайте посмотрим. (ОПРОС.) Петр Кузнецов: Времени не остается у нас, уважаемые гости. Подводим итоги голосования, прощаемся, но к этой теме обязательно вернемся. Пригодился ли вам полис ОСАГО? 16% – "да", 84% – "нет". Петр Шкуматов, координатор общественного движения автомобилистов "Синие ведерки". И Андрей Крупнов, независимый эксперт страхового рынка. Спасибо, уважаемые эксперты. Ольга Арсланова: Спасибо. Андрей Крупнов: Спасибо.