Иван Князев: ОСАГО теперь будет стоить по-новому: если хорошо водишь, не попадаешь в ДТП и вообще на штрафы не нарываешься, то будешь платить меньше. А если ты водитель, что называется, с историей, то полис автогражданки тебе обойдется дороже. Тамара Шорникова: Минимальные и максимальные значения базовых страховых тарифов в рублях будет устанавливать ЦБ, а страховщики смогут в этих пределах назначать базовые ставки, с учетом тех самых характеристик страхователя. Иван Князев: Водителя, кому машина принадлежит. Тамара Шорникова: Также они смогут запрашивать информацию о водителе в ГИБДД. Иван Князев: Вот это интересно, то есть полный доступ ко всей нашей истории. В общем, сколько теперь будет стоить ОСАГО для порядочного водителя, а сколько для нарушителя, какие характеристики станут определяющими, мы будем выяснять вместе с экспертом. У нас на связи Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России. Максим Иванович, здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Сейчас порядочного прочитала, как-то сокращенно бросила взгляд, как порочного. И о тех, и о других поговорим. Иван Князев: Порочного порядочного, да. Максим Иванович, смотрите, во времена, когда еще в Москве вводили эту платную парковку, я штрафов нахватал достаточно много и пару раз, конечно, штрафную пересекал. Вот я теперь какой водитель? Я злостный нарушитель? В ДТП не был, сразу говорю. Я к какой категории теперь отношусь? Максим Едрышов: Учитываться будут только нарушения, которые были совершены в течение года до заключения договора страхования, и будет учитываться превышение скорости свыше, чем на 60 км/ч, выезд на встречку, проезд на запрещающий сигнал светофора и также управление автомобилем в состоянии опьянения или если водитель отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, это тоже будет учитываться. При этом, если мы говорим про скорость, встречку и красный свет, то нужно будет, по меньшей мере, дважды совершить эти нарушения. При этом данные, зафиксированные с помощью камер, вообще никак не будут учитываться. Иван Князев: О, это хорошо. Максим Едрышов: Это такой большой нюанс. Тамара Шорникова: То есть с Вани галочки сняты. Иван Князев: Ну да, это было давно. Тамара Шорникова: Что касается каждого из этих нарушений, какие это коэффициенты? Как это увеличивает или уменьшает стоимость полиса ОСАГО для каждого водителя? Иван Князев: Схема расчета какая? Максим Едрышов: Это пока загадка, потому что это рамочный законопроект. Какие-то конкретные цифры будут известны позже. Сейчас у нас в России есть тарифный коридор, согласно которому страховая компания может продавать полис ОСАГО, исходя из базовой ставки 2700 с копейками, а максимальная цена - 4200. Для тех, кто будет нарушать правила дорожного движения, для тех, видимо, будет максимальная ставка. Иван Князев: 4200? Максим Едрышов: Да, исходя из расчета 4200. А законопослушным водителям никаких скидок не предусмотрено вообще, поэтому для законопослушных водителей стоимость страховки останется, к сожалению, той же самой. Поэтому о 100% индивидуализации тарифа говорить нельзя, она у нас такая половинчатая получилась. Тамара Шорникова: Переезд от региона к региону что-то сулит водителю? Есть какие-то свои нововведения или свои нюансы? Максим Едрышов: Нет, к счастью, нет никаких нюансов. Единственное, что этим же законом депутаты приняли в обязательном порядке, что теперь до 30 сентября можно страховать свою машину без предъявления диагностической карты, то есть техосмотр проходить не надо. Но при этом в том же законе указано, что как только сняли ограничение в регионе, в течение месяца водитель обязан пройти техосмотр и показать его в страховую компанию. Если он этого не сделает, то страховая компания получит возможность взыскать выплаченную за этого автолюбителя сумму с него обратно. Иван Князев: Максим, такой вопрос, если смоделировать ситуацию. Я порядочный водитель, в ДТП не попадаю, никакие штрафы мне не приходят, машина принадлежит мне, то есть я на нее покупаю страховку, но ездит на ней, например, постоянно моя жена, которая постоянно куда-нибудь попадает. Здесь ничего учитываться не будет? То есть если машина моя, моя страховка? Максим Едрышов: Не совсем так. Будут учитываться сведения обо всех водителях, которых мы вписываем в полис, поэтому будут проверять каждого водителя и конечная стоимость полиса будет зависеть от того, вписан ли какой-то любитель понарушать или не вписан. Иван Князев: Полихачить. Максим Едрышов: Да. Если страховка без ограничений, то будут смотреть как раз на историю собственника транспортного средства, как он себя ведет - не его рейтинг, который будет создаваться с помощью баз данных ГИБДД. Иван Князев: А если в одну страховку вписано 5 водителей, какую-то среднюю величину будут выявлять? Двое из них нормальные, два лихачат. Максим Едрышов: По максимальной стоимости, то есть если 4 водителя законопослушные, а один лихач, то за страховку придется платить по максимуму. Иван Князев: Да, вот это очень важно. Тамара Шорникова: Максим, давайте вместе послушаем телезрителя. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, Алексей, Кировская область, все верно? Зритель: Да, так. Иван Князев: Слушаем вас, Алексей. Тамара Шорникова: Слушаем, у вас вопрос? Зритель: Почему у нас страхуют только на год, а не могут застраховать, например, на 5 месяцев или на летние периоды, если зимой вообще не ездим. Иван Князев: В принципе, вопрос понятен. Максим Едрышов: Можно страховать не обязательно на год, то есть договор заключается на год, но есть такое понятие «период использования транспортного средства». Можно застраховать свою ответственность даже на 3 месяца. Очень многие водители так и делают, то есть сезонно пользуются автомобилем - только летом, например. Это позволяет сэкономить, правда несущественно, там получается совершенно непропорциональная стоимость страховки. Но если вы страхуете на полгода, это не значит, что вы заплатите в 2 раза меньше, вы заплатите всего лишь на 30% меньше. Но при этом такая возможность существует. Иван Князев: А на 5 лет сразу можно застраховать? Максим Едрышов: Нет, к сожалению, только можно на год. На мой взгляд, страховщики минимизируют свои риски, потому что стоимость ОСАГО периодически меняется. Никому же не интересно будет, на 5 лет человек сразу заплатил и ездит себе спокойно. Тамара Шорникова: Максим, а возможность запросить информацию о водителе у ГИБДД. Сразу есть смс-ки от тревожных людей: «А не утекут ли данные эти в открытый доступ?» Иван Князев: Вас не смущает, что все о нас могут запросить посторонние люди, менеджер какой-нибудь страховой компании? Тамара Шорникова: Каков тут алгоритм? Максим Едрышов: Это самый большой вопрос, потому что действительно это касается персональных данных водителей: где они ездят, как они ездят. Такая вероятность есть, но здесь хочется надеяться, что МВД будет работать хорошо и не даст лишней информации в страховые компании о нас, водителях, каким-то образом все-таки защитит наши персональные данные. Иван Князев: Тут понимаете, даже не о том, что не даст лишней информации, а вообще страховщики работают... Там обычный человек закончил какое-нибудь учебное заведение, работает обычным менеджером, выдает эти полисы, и он будет запрашивать на меня всю информацию - вот это смущает. Не считаете? Он будет знать где, когда я нарушал, сколько, в какие аварии попадал, кому он эту информацию потом сможет отдать. Максим Едрышов: Это большой вопрос и здесь только одна надежда на органы полиции, что они смогут обеспечить безопасную передачу данных. Тамара Шорникова: У меня тогда как раз уточняющий вопрос по передаче данных. Это как вообще происходит? В ручном режиме? То есть какой-то страховщик запросил у какого-то конкретного сотрудника информацию о конкретном человеке, и тот ее по запросу выслал. Или это доступ к какой-то базе данных с ключом, с паролем. Как это выглядит? Максим Едрышов: Пока таких нюансов еще законодатель не предусмотрел. Только вчера приняли в 3-м чтении закон, он еще даже не прошел стадию официального опубликования. Но, скорее всего, будет создана такая ограниченная база данных, которая страховщиков интересует: грубо говоря, есть или нет без каких-то деталей. По крайней мере, я надеюсь так это будет. Иван Князев: Примерно по той же схеме, как это на некоторых сайтах о продаже машин, что да, видно: машина в ДТП не участвовала, информации немного, но все понятно. Максим Едрышов: Ну да, примерно так. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам большое. Максим Едрышов был с нами на связи, руководитель Федерации автовладельцев России. Тамара Шорникова: А у нас новая тема.