Иван Князев: Ну а прямо сейчас время для постоянной рубрики «ЖКХ по-нашему». Ошибки в квитанциях, будем об этом говорить. Жители одного частного сектора получили платежки за воду с двойными тарифами. Что делать теперь с ними, все спрашивают, будет ли перерасчет и как его добиться. Давайте поприветствуем нашего постоянного эксперта Татьяну Овчаренко, руководителя «Школы активного горожанина», эксперта в сфере ЖКХ. Здравствуйте, Татьяна Иосифовна. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Давайте, наверное, сначала посмотрим сюжет, конкретный пример и после уже будем обсуждать его. Сюжет вот какой: в Тамбове жители частного сектора как раз вот те самые платежки за водоснабжение с двойными, увеличенными тарифами и получили. Тему продолжит Юлия Коняхина. СЮЖЕТ Иван Князев: Да, Татьяна Иосифовна, ну вот смотрите, какая история. Во-первых, надо бы все-таки понять, как так получилось, просто какие-то сведения подрядчик не отдал ресурсникам, я правильно понимаю? Татьяна Овчаренко: Ну, судя по репортажу, да. Иван Князев: Просто бывают такие истории, понимаете, когда приходит сразу две платежки, и от управляющей компании, и от ресурсоснабжающей организации, там они что-то делить-поделить не могут. Татьяна Овчаренко: Ну дело в том, что они же ни за что фактически не отвечают. Ну подумаешь, прислали две. У нас граждане бегут, зажав в потном кулаке денежки, платить. Вы же слышали, там немолодая женщина говорит: «Мы законопослушные». Значит, требования бандитов она понимает как законные, бежит и все. Вообще ситуация возмутительная. Какой Интернет, вы мне объясните, какой Интернет? Какие требования вообще могут выдвигаться потребителю? У нас вообще по закону «О защите прав потребителей» обязаны поставщики или управляющие организации подавать доступную информацию, обеспечить потребителя доступной, по-русски говорю, по Интернету это недоступная для целого ряда потребителей услуга, то есть она имеет признаки некачественной, эта услуга, это называется существенным недостатком услуги, за это надо наказывать. Иван Князев: Вопрос, как. Татьяна Овчаренко: Ну штрафы есть для этого. А потом что это за предложение? Значит, они ошиблись, а тысячи людей побегут подавать им заявления? Я совершенно не понимаю этой ситуации. Тамара Шорникова: Ну просто штраф, штрафы должны быть, это всегда звучит как-то очень абстрактно. Кто должен проверять? К кому обращаться? Кто их оштрафует, на сколько? Татьяна Овчаренко: Жилищная инспекция обязана их оштрафовать в первую очередь. Есть Роспотребнадзор, прокурор может выписать предписание. В этом смысле государственные органы должны самостоятельно по первой же жалобе действовать, начать действовать. Иван Князев: Татьяна Иосифовна... Татьяна Овчаренко: Извините, но сам этот принцип заключается в том, что это очень распространено по стране, из серии «я тебе электронный вышлю ответ», «а ты мне электронно пиши». Нет такого требования в законе, нет такой у нас обязанности, я тебе ничего не должна, уважаемый поставщик, в этом плане, нет такого. Высшие суды постановили, что электронные счета не заменяют собой бумажные при отсутствии письменного согласия моего на получение электронных счетов. И то же самое я не собираюсь писать вам электронным образом ничего, это не так просто, как думают обычные граждане. Надо иметь электронную подпись, ее оформлять месяц. Иван Князев: Татьяна Иосифовна, смотрите, я правильно вас понял, то есть надзорные органы какие-то должны включаться вообще либо по первому заявлению, либо вообще без заявления. А если, вот как там замечательный представитель, я так понял, ресурсоснабжающей организации сказал: «Да, пожалуйста, всех пересчитаем», – а если не все обратятся? А если как бы они где-то ошибутся, а люди уже заплатили? Вот здесь о чем вообще может речь идти? Татьяна Овчаренко: Да. Ну вообще в таких случаях положен штраф 50% от излишне начисленного, то есть если 800 заплатили, а ты должен 400, то 200 рублей тебе должны вернуть либо деньгами, либо пересчитать в счет будущих платежей. Иван Князев: То есть за то, что меня обсчитали, ресурсоснабжающую организацию оштрафуют, и эти деньги мне пойдут? Татьяна Овчаренко: Да, а она потом в тем не менее регрессном порядке взыщет это с того, кто забыл ей на минуточку представить данные, вообще система такая. Потому что потребитель за ошибки третьих лиц и действия не отвечает, третьи лица здесь в данном случае, насколько я понимаю, ресурсники. Вообще там непонятная история, кто, кому, чего неправильно подал, главное, граждане должны заплатить. Иван Князев: У нас Москва пишет, что это не ошибки, а аферисты какие-то. Татьяна Овчаренко: Ну, знаете, это мне напоминает старый-старый советский анекдот, когда следователь вызывает проштрафившегося гражданина, а тот ему говорит дрожащим голосом... Вернее следователь ему говорит: «Скажите, пожалуйста, Иванов, ну почему же у вас все ошибки против советской власти?» Вот, понимаете, вот это вот из этой оперы. Иван Князев: Ну понятно, да. Татьяна Овчаренко: Против потребителя. Я вот не видела, чтобы они себя обсчитали на пару миллиончиков. Тамара Шорникова: Если говорить об алгоритме, чтобы уже всем окончательно нашим телезрителям было понятно. Получили несколько непонятных бумажек, вот чтобы не бежать, зажимая в потных руках все деньги, что делать? На какие данные ориентироваться? Куда звонить, переспрашивать? Татьяна Овчаренко: Значит, прежде всего, как советовал Чарльз Диккенс, досчитать до 25, потом сесть, успокоиться, положить эти бумаги на сервант и какое-то время подождать, потому что, возможно, вместо тебя кто-то сбегает и узнает. Во-вторых, только письменно написать товарищам, там должны быть указаны адреса. Если адреса не указаны, не приведены всякие ИНН и счета, номера, никуда не пишите, это могут быть мошенники. А вообще напишите: «Вот получил бумагу, не могли бы вы письменно пояснить мне в установленный законом срок 3 дня». И не платить, пока не получишь ответ. Иван Князев: Ага. Тамара Шорникова: Три дня? Потому что обычно на запросы в администрацию, у них месяц есть на ответ, а платить деньги надо, там дальше штрафные санкции. Татьяна Овчаренко: Нет-нет, у нас наши вот эти вот бароны леек и метел обожают себя называть государственными органами. Между тем, даже будучи государственными бюджетными учреждениями, на них действие 30-дневное не распространяется, на них действует специальный закон, специальный закон – это «Правила предоставления коммунальных услуг», жилищных по содержанию. Три дня написано русским языком, читать надо внимательно. Желательно поинтересоваться, что делают юристы в этой организации, вот меня всегда это поражает. Если ты не слушаешь своего юриста, уволь его, в чем дело, и неси сам ответственность. Если ты его слушаешь, тогда проверь, где он купил диплом, если он таких вещей не знает. Понимаете, здесь только такой вариант, три дня написано русским языком, это максимальный ответ со дня получения, ну идти оно может 2 недели, ну хорошо, ну 3 дня на ответ. Иван Князев: Звонок у нас есть, Анна из Самарской области нам дозвонилась. Анна, здравствуйте, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие, уважаемая Татьяна Иосифовна. У меня вопрос. У нас, к сожалению, такой же карантин, многие компании, особенно по проверке счетчиков воды, пока воздерживаются от этих рейдов. И что делать нам в этом случае? Потому что у меня вот срок уже подошел поверки. Как будет, продлят ли, либо мне будет платить по среднему? И еще второй вопрос, будьте любезны. Вот 157-я статья Жилищного кодекса действует только в случае, если гражданин уже заплатил эту незаконно начисленную сумму, либо же фактически она действует, неважно, оплатил человек незаконные счета либо нет? Спасибо вам. Татьяна Овчаренко: Значит, сразу отвечаю на второй вопрос. Внимательно прочтите, там написано «штраф по начислению», там ничего не сказано, что ты должен заплатить. Как только ошибочно начислил и прислал требование, оно должно к тебе поступить, сразу пишете письменно ему назад: «Слышь, дружок, давай, я хочу штраф». Вот так он имеет право... отправить... по истечении вот этих трех дней... Естественно, он вас проигнорировал, вы радуетесь, ничего по-прежнему не платите, письменно ждете, там есть сроки, и подаете потом в суд на выплату вам штрафа, там все очень точно расписано. А первый вопрос – да никак. Сейчас условия, при которых не работает ваше и наше предприятие по поводу поверок. Никак, ничего страшного. Что-то, мне кажется, даже поверки отложены до... До конца... Тамара Шорникова: Так вопрос в том, Татьяна Иосифовна, вряд ли всех беспокоит, вовремя проверят или не проверят счетчики, а беспокоит, по какому тарифу будут считать после даты поверки, по истечении. Иван Князев: Да, по «усредненке» либо... ? Татьяна Овчаренко: Нет, это по тарифу обычно в таких случаях считают, что было вашим, стало нашим, знаете? Потому что обсчеты носят массовый характер: выдвигаются новые требования, и, если человек не сообразил, он вынужден считать. А так нет, тариф должен быть тот же самый. Например... срок в течение двух... считается по средним показателям за полгода по отоплению, за 3 месяца по горячей и холодной воде. Иван Князев: Звонок у нас есть, Николай на связи из Мордовии, давайте послушаем. Здравствуйте, Николай. Зритель: Алло, здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Вы меня слышите? Тамара Шорникова: Отлично. Зритель: У меня вопрос к Татьяне Иосифовне. Во-первых, сразу же скажу, что хорошо, что вот поднимает злободневные вопросы жизни нашей, единственный канал, который можно поблагодарить, без зомбирования населения нашего. Иван Князев: Спасибо вам. Тамара Шорникова: Спасибо. Зритель: Я хотел вот такой вопрос. Я как бывший председатель ТСЖ хотел бы вопрос Татьяне Иосифовне задать, вот какой вопрос. Значит, делали мы в доме капитальный ремонт, поставили энергосберегающие лампочки в подъездах, поставили счетчики водяные в доме, поставили все счетчики и по газу, и по воде. И когда стали оплачивать, вдруг нам еще кроме счетчиков квартирных, мы еще обязаны были платить практически к тому же общедомовому расходу, что мы потребляли, жители, еще кроме того общедомовые какие-то нам придумали графу расходов. Это и по электроэнергии, и по воде. Я ходил и в жилищную комиссию, где юрист мне ничего толком не мог объяснить, и в прокуратуру обращался, и в Горводоканал, и в фирму… по поставке электроэнергии – ничего вразумительного. Иван Князев: Так, Николай, давайте резюмируем. Сделали капитальный ремонт, поставили в каждую квартиру счетчики энергосберегающие, всякое такое, и теперь к вашим платежам еще прикрепили общедомовой территории? Зритель: Общедомовой. Иван Князев: А там счетчики стоят? Зритель: Я спрашиваю, что за излишки воды? – «а вот к вам уборщица придет, вот она воду наберет». Откуда эта вода? Если эта вода, даже я ей из квартиры налью ведро, то это с моего счетчика. Вот не понять, откуда все эти цифры брались. Я полагаю... Это во всем Саранске так, я выяснял, это, мне кажется, какая-то коррупционная составляющая. Откуда все эти необъяснимые расходы? Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: На общедомовой территории, да. Тамара Шорникова: Да, вопрос понятен, сейчас переадресуем его Татьяне Иосифовне, свяжемся с ней уже по телефону, чтобы связь была надежная. Иван Князев: Слышите нас, Татьяна Иосифовна? Татьяна Овчаренко: Да. Я вопроса не слышала. Тамара Шорникова: Да. Ты расскажешь? Иван Князев: Давай ты. Татьяна Овчаренко: Я не поняла вернее, общедомовую территорию требуют оплачивать? Иван Князев: Да-да, и непонятно, какую, непонятно, откуда там расчет и все остальное. Татьяна Овчаренко: Нет, я не поняла. Они поставили счетчики, ну хорошо, замечательно, а оплата общедомовой территории тут при чем? Тамара Шорникова: Смотрите, не очень могут понять про составляющие вот этой общей суммы, говорят, что приходит к ним уборщица убираться, из какого-то там общего котла берет воду и так далее, сомневаются в начислениях. Как это все можно узнать, как разъяснения получить? Татьяна Овчаренко: Ну как это? Председатель ТСЖ не знает, что он письменно запросы подает? Он подает письменный запрос тому, кто выставил ему счета, и может заодно подать запросы с требованием предоставления исходной документации по месяцу, сколько воды выпито, пролито и так далее, какова площадь придомового участка. И главное, по кадастровой карте, главное, платежи за земельные участки, за придомовые территории, они вообще отсутствуют, мы не платим за собственные земельные участки, мы не платим, это бред какой-то, если вы... Либо я его не понимаю. Такой сложный вопрос вот так вот... Тамара Шорникова: Но тем не менее мы оплачиваем свет в подъезде, например, и уборку? Татьяна Овчаренко: Да, общедомовые нужды, конечно, оплачиваем, а как же? Иван Князев: Вопрос только в том... Татьяна Овчаренко: Если у них нет общедомового счетчика, из которого они высчитывают показания остальных энергетических установок, то мне трудно сказать. Вообще правила такие, там цепочки счетчиков, одно высчитывается из другого, и остаток – это общедомовые расходы. Иван Князев: Да. Татьяна Иосифовна, в итоге я так понимаю, что председателю ТСЖ можно как минимум запросить полную выписку вообще всех затрат, всех расходов и так далее? Татьяна Овчаренко: Да, совершенно верно. Иван Князев: И там чтобы уже разобраться в этом. Татьяна Овчаренко: И вообще в принципе они должны ежемесячно запрашивать и складывать, изучать и делать выводы. Иван Князев: Да, спасибо. Звонок у нас есть, Светлана из Московской области дозвонилась, давайте послушаем. Зритель: Алло? Иван Князев: Слушаем вас, здравствуйте. Зритель: Да, алло, добрый день. Скажите, пожалуйста, вот такая ситуация. Значит, показания счетчика, я сразу цифры назову, например, 235, водосчетчики, мне записывают, приходит в извещении 265, это 30 кубометров. Начинаю разбираться, пишу заявление, все. Значит, перерасчет тут они не могут сделать прямо в самом МФЦ, «мы не можем, потому что там проблемы», начинают, в общем, вплоть до того, что «нам некогда вообще с вами говорить». Понимаете, такое идет впечатление, и это повсеместно, вот видите, передача идет, столько жалоб. Я считаю, такое впечатление, что дается просто негласное указание просто обсчитывать людей, просто другого впечатления не создается. Никто за это не пострадает, никого не наказывают за это, понимаете? Значит, такое впечатление... Неспокойно, и даже объяснять не хотят. И я вот ходила несколько дней, по 3 часа сидела в МФЦ, вплоть до того, что «ой, нам некогда с вами заниматься», когда, знаешь, уже начинаешь, чувствуется, что уже кипит в человеке, вот тогда они вроде бояться начинают. Татьяна Овчаренко: Ну я уже неоднократно... Я поняла. Зритель: Вот как-то надо привести в порядок это безобразие. Татьяна Овчаренко: Я уже неоднократно говорила... Зритель: Это будет постоянно... Татьяна Овчаренко: Какие разговоры? Зачем вы тратите время? Письменно потребуйте объяснений, письменных, письменно, тогда есть, о чем разговаривать. А ваше сидение, ваше с ними общение... Это все люди, которые переводят все на положение лавочек, где бабушки друг с другом ссорятся. А потом в Москве, в Московской области – ну чему тут удивляться? Если вам отказывают на письменное ваше требование в предоставлении ответа, вам придется требовать, чтобы Роспотребнадзор Московской области отреагировал, либо подавайте в суд за то, что вам не предоставляют информацию по закону «О защите прав потребителей». Там положены штрафы, и вам моральный вред выплатят, только так. Да, конечно. А какие вам нужны сверху указания, чтобы вас обсчитывать? Это инициатива вполне на местах, так ровным слоем разлито. Не нужно для этого команды Воробьева. Иван Князев: Тамбовская область спрашивает по поводу комиссии. Человек пишет: «Почему так получается, платим за воду за 1 кубометр 34 рубля, а комиссию берут 25 рублей?» Это что вообще за комиссия, о чем речь? Татьяна Овчаренко: А я вам скажу, в чем дело, – потому что ваши водопроводчики, так сказать, «водоподаватели», ваши «управляйки» договорились с таким банком, где такая комиссия, вот и все. А между тем вам дано право выбирать банк, через который вы будете платить. Тамара Шорникова: Так, и как его поменять? Татьяна Овчаренко: Вот поинтересуйтесь в округе, у кого поменьше проценты. Ну что я вам могу сказать... Тамара Шорникова: Как поменять банк? Иван Князев: Заявление написать? Что там сделать? Татьяна Овчаренко: Нет, надо потребовать ответ сначала, почему такая комиссия, и у банка, на основании чего, совета банка, чего они решили-то. Иван Князев: Нет, ну у банка-то бессмысленно требовать, наверное, такое, он скажет... Тамара Шорникова: «Такие тарифы». Иван Князев: Да, «у нас так и все, не хотите – идите в другое место». Вопрос, почему управляющая компания... Тамара Шорникова: ...именно с этим банком дружит. Татьяна Овчаренко: Потому что это сговор. Я вам могу сказать, что в Московской области, например, по очереди граждан подключали к банкам, которые потом лопались, удрав за границу с миллиардами, и как-то вот так вот сходило с рук, а люди ходили платили. Это банк Пушкино, например... Иван Князев: Ладно, поменять банк можно? Татьяна Овчаренко: Можно, конечно, и нужно. Иван Князев: И нужно, да? Еще один вопрос, Ленинградская область: «Должны ли делать перерасчет по воде, если не поданы сведения по счетчикам? Татьяна Овчаренко: Есть решение Верховного суда совсем недавнее, который постановил, что даже если не поданы, можно требовать перерасчета. Тамара Шорникова: Понятно. Давайте слушать телефонный звонок, Юрий, Брянск. Иван Князев: Здравствуйте. Зритель: Алло? Тамара Шорникова: Да, слушаем, говорите. Татьяна Овчаренко: Так, да-да-да. Зритель: Будьте добры, вот у нас такая ситуация. Управляющая компания несмотря на то, что у меня стоит электронный счетчик по отоплению, то есть выдает гигакалории, я плачу по этому счетчику, плюс мне каждый месяц начисляют, всем нам, еще дополнительно корректировку каждой квартире, и чем меньше топят, то есть сезон уже кончается, тем больше корректировка. Татьяна Овчаренко: Ну вы можете потребовать типовой договор с поставщиком теплоэнергии. У вас же, наверное, еще подъезды отапливаются. Это по принципу, сколько поставили, столько и оплатишь, не как сэкономил, а это абсолютно... Это может быть в типовом договоре между вашей управляющей и теплоснабжающей организациями, и все, и ваши все экономии, электронные счетчики, все это забавы наивных потребителей, а мы по-простому, по-пещерному. Вот и все, что я вам могу сказать. Требуйте объяснений, требуйте документы, требуйте тепловые графики ежедневные, там 30 показаний на одной страничке помещаются. Обращайтесь к специалистам за расчетом. Тамара Шорникова: Давайте SMS еще почитаем. Вот Воронежская область, город Воронеж: «Почему не отключают отопление? Приходится окна открывать настежь». Понятно, что есть там нормативы определенные, но если уже невмоготу, можно обратиться и сказать: «Перестаньте, горшочек, не вари!» Иван Князев: «Хорош топить», да? Татьяна Овчаренко: Это связано с тем, что «горшочек» очень старой системы, 1956 года, и он очень медленно остывает, 3 дня он гаснет, так сказать, охлаждается, и 3 дня надо, чтобы он опять затопил, когда точно в мае ударят холода. Иван Князев: Да, если морозы придут. Да, понятно. Татьяна Иосифовна, короткий вопрос и, если можно, короткий ответ. Иркутская область: «Помогите нам, «Иркутскэнерго» берут несмотря на счетчики, ссылаясь на ОДН за отопление. Имеют ли они право брать ОДН за отопление, или это управляющая берет?» Татьяна Овчаренко: Ну ОДН за отопление мы не платим, я первый раз об этом слышу. Они вообще в «Содержании и ремонте» внутри сидят, в тарифе, ну общедомовые расходы, нужды. Но вы должны посмотреть акт местной администрации, как устанавливается оплата за общедомовые нужды. А говорят, что кур доят, вот ваш «Иркутскэнерго» в курятнике как раз бродит. Иван Князев: Понятно. Тамара Шорникова: Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина», наш эксперт в сфере ЖКХ, и это была рубрика «ЖКХ по-нашему». Иван Князев: Спасибо вам. Тамара Шорникова: В следующую среду ее внимательно смотрите, ждите, готовьте вопросы.