Ловушка ОСАГО
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/osmotr-na-meste-52422.html Дмитрий Лысков: С 22 августа оформить полис ОСАГО можно без прохождения техосмотра. Но давайте внимательно изучим все детали. Что там написано мелким шрифтом?
Тамара Шорникова: С 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты составит 2 тысячи рублей. Разберемся, кому и когда следует пройти ТО. Его, кстати, то и дело пытаются сделать добровольным. Вы как считаете – нужен техосмотр? Какие транспортные средства можно от него освободить? Пишите, звоните, высказывайте свое мнение в прямом эфире. Подключаем экспертов.
Дмитрий Лысков: К нам присоединяется Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России. Здравствуйте.
Дмитрий Клевцов: Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Поясните нам наконец. Вот я чувствую, что все запутались, в том числе по сообщениям на нашем SMS-портале. Техосмотр теперь, получается, вообще не нужен?
Дмитрий Клевцов: С 22 августа можно оформлять полис ОСАГО без прохождения технического осмотра и без предоставления диагностической карты для получения ОСАГО. Но с 1 марта 2021 года у нас будет введена ответственность для физических лиц в размере 2 тысяч рублей за отсутствие диагностической карты.
Это будет фиксироваться с помощью автоматических систем фото- и видеофиксации. Камеры будут контролировать поток. И если на определенный автомобиль нет информации о наличии диагностической карты в Государственной системе технического осмотра (в ЕАИСТО так называемой), то будет выписываться штраф – 2 тысячи рублей. Правда, есть одна поправочка: штрафовать смогут не более одного раза в день.
Дмитрий Лысков: Дмитрий Викторович, что у нас за чехарда непрерывная идет со всей этой системой? Я помню еще времена, когда только ввели ОСАГО. Нужно было наклейки на лобовое стекло клеить. К счастью, уже эти машины, видимо, ушли совсем. Еще недавно, кстати, на улице я видел: половина стекла заклеена этими наклейками. Потом ОСАГО с техосмотром совместили, и пока ты не пройдешь техосмотр, ты не получишь ОСАГО. Теперь какие-то очередные нововведения. Зачем все это? Неужели нельзя один раз установить правила и жить по ним?
Дмитрий Клевцов: Ну смотрите. Последняя громадная реформа в нашей стране проходила в 2018 году. В свое время Федерация автовладельцев делала заключение под этот проект, в котором мы указали свое мнение на тот момент: система технического осмотра никакого отношения к безопасности дорожного движения не имеет, это просто взимание денег с водителей. Поэтому мы в свое время делали предложение по отмене техосмотра для физических лиц и ужесточению системы контроля за автомобилями, осуществляющими грузопассажирские перевозки.
Мы, кстати, очень рады, что те инициативы 2017 года, которые мы предлагали, были услышаны главой ГИБДД Михаилом Черниковым, и сейчас он в том числе предлагает введение добровольной системы техосмотра для физических лиц. В принципе, технически все это можно реализовать, если с 1 марта 2021 года камеры будут сверять автомобиль с базой, и если он принадлежит физическому лицу, то штраф не будет выписываться.
Кстати, по поводу ловушки. На данный момент… Во-первых, водителям не стоит ничего бояться, с 22 августа никто их штрафовать не будет. На данный момент ответственность в размере от 500 до 800 рублей за отсутствие техосмотра распространяется только на такси, автобусы или автомобили, занимающиеся коммерческими перевозками. На данный момент санкции на простое физлице в виде 500–800 рублей не существует, и ее в принципе невозможно осуществить, поэтому бояться ничего не стоит.
Но хочется сразу водителей определенной категории предупредить: на данный момент у нас технический осмотр проходится новым автомобилем через четыре года после ввода его в эксплуатацию. Поэтому всем водителям, у кого на 1 марта будет автомобиль по возрасту подходить к четырем годам, необходимо будет пройти технический осмотр, чтобы он появился в базе ЕАИСТО, чтобы потом в дальнейшем уже можно было спокойно ездить.
Опять же эта система ставит такую сложность… Непонятно, как она будет работать. До 1 октября станции технического осмотра должны будут отработать всю эту систему, чтобы новые автомобили каким-то образом получали виртуальную диагностическую карту (до четырех лет), чтобы не получать штраф. То есть здесь еще предстоит посмотреть, как начнет эта система работать. Причем времени много до 1 марта, опасаться сильно не стоит.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: У нас Сергей из Белгородской области, если я не ошибаюсь. Сергей, добрый день.
Зритель: Здравствуйте. Я хотел как бы сказать свое такое мнение по поводу техосмотра. Мне кажется, что для физических лиц вообще техосмотр можно бы и отменить как обязаловку. Просто, скажем, станции лицензированные, дать им возможность проводить техосмотры пусть даже с выдачей диагностической карты. Это для тех, кто, например, не может сам заниматься ремонтом машины. Есть много водителей, которые прекрасно могут справиться своими силами и содержать автомобиль в исправном состоянии. Почему им нельзя это предоставить?
Дмитрий Лысков: Сергей, скажите, пожалуйста, но ведь есть люди, которые не могут самостоятельно обслуживать свой автомобиль. Может быть, лень будет пойти в сервис. Лень будет, если необязательно.
Зритель: Станции техобслуживания, им предоставить эту возможность. Не можешь – пригнал на станцию, все, провел. Но в случае ДТП, конечно, вот здесь нужно штрафы вводить. Попал в ДТП по неисправности автомобиля – будь добр заплатить, но не 500 рублей даже, именно за непрохождение, а, скажем…
Тамара Шорникова: Да, спасибо.
Дмитрий Лысков: Положа руку на сердце, не страшно будет ездить по дорогам, где вы не уверены, что у машин вокруг вас есть техосмотр?
Зритель: Вы знаете, а сейчас у нас все гарантированы, что все проходят техосмотр и не пользуются какими-то лазейками, так скажем?
Тамара Шорникова: Не покупают где-то эти техосмотры. Спасибо, спасибо.
Дмитрий Лысков: Спасибо, спасибо.
Дмитрий Викторович, вот очень разные мнения у нас на SMS-портале.
Тамара Шорникова: Давай почитаем.
Дмитрий Лысков: Из Краснодарского края пишет человек: «35 лет – стаж водителя. Техосмотр всем нужен». Вологодская область: «Техосмотр нужен, иначе только расслабляемся. И так ездим на машинах не лучшего состояния». С другой стороны, вот из Рязанской области: «Что такое техосмотр? Узаконенный сбор денег». Из Астраханской области: «Побитые машины однозначно должны проходить техосмотр». Из Свердловской области: «Техосмотр для физлиц вообще не нужен». Вот настолько разные позиции.
Тамара Шорникова: Да. А меня вот какие цифры заинтересовали. Сейчас у нас в Российском реестре операторов техосмотра 5 тысяч компаний. Но эксперты говорят, что реально работают от тысячи до двух. При этом весной водителей, которые направятся на прохождение техосмотра (те, кто с отсрочкой, те, кому в принципе надо), будет около 20 миллионов. Что же мы получим весной-то?
Дмитрий Клевцов: Нет, ну у нас на протяжении уже двух лет переносят всю эту реформу, требования к операторам. Как раз она в первую очередь связана с тем, что физически, если люди действительно начнут приезжать и проходить технический осмотр, то операторы не справятся. Сейчас, насколько я понимаю, по регламенту порядка 40 минут уходит на один автомобиль, потому что сейчас внедряется система фото- и видеофиксации с геолокацией, указанием времени и прочее, и прочее.
Но есть, кстати, очень важный момент. На данный момент у нас существует ответственность для водителей за эксплуатацию транспортного средства, не отвечающего требованиям безопасности. То есть она есть как административная, так и уголовная в случае дорожно-транспортного происшествия, если у нас кто-то там пострадал. Поэтому ответственность на данный момент за отсутствие ТО у нас все равно есть – как административная, так и уголовная.
Плюс никто не отменял право инспектора в случае визуального установления нарушения требований по безопасности автомобиля остановить этот автомобиль и направить его на обследование в сертифицированный центр. Система вообще, в принципе, работает. Ничего нового придумывать не надо.
И надо всем честно признаться, что на протяжении более десятка лет порядка 80% всех технических осмотров у нас просто покупалось. И если мы посмотрим на статистику ГИБДД по аварийности, мы не увидим никаких скачков, всплесков, связанных с аварийностью. И это говорит нам, подтверждает тот тезис, что в нынешней системе технического осмотра, даже с этой фото- и видеофиксацией, никакого отношения к безопасности дорожного движения эта система не имеет.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще один телефонный звонок, Валентин из Тамбова дозвонился. Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Валентин, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Вы знаете, что подвох для автомобилистов России состоит в том, что добровольное прохождение государственного технического осмотра противоречит нормам, изложенным в 40-м федеральном законе «О страховании», где четко написано: наличие диагностической карты при наступлении страхового случая. То есть если водитель становится участник ДТП, виновников ДТП и у него отсутствует диагностическая карта, то эта норма применяется в отношении виновного – регрессный иск со стороны страховой компании.
И вот когда я еще работал в свое время, участвовал в обсуждении проекта 40-го федерального закона, как раз эта норма была поставлена во главу – наличие диагностической карты. А вот техническая составляющая во всех ДТП, которая была еще в 90-е годы, она составляла менее 5%. Сейчас ее – не знаю, искусственно или не искусственно – поднимают, пытаются показать, что у нас большое количество автомобилей неисправных.
Но вопрос в том, что у нас сейчас парк значительно обновился, и большое количество автомобилей – так называемой классики, которая сейчас просто находится на учете, – их физически нет. После смерти человека наследники вступают в наследство: дом, квартира, еще что-то. А машина, которая старая-старая, она не представляет никакого интереса для них. И они ее, попросту говоря, на себя не переоформляют, не вступают в наследство, и эти машины искусственно висят. Поэтому заявлений со стороны ГАИ у нас 40 миллионов.
Нужно просто разобраться: взять и наложить базу умерших на базу зарегистрированного транспорта. И они увидят, какое количество у нас так называемого «мертвого» транспорта. Это все старые машины, все старые «Жигули», «Запорожцы»…
Тамара Шорникова: Да, понятно.
Дмитрий Лысков: Валентин, спасибо за информацию, действительно, за пояснение. Очень интересно!
Дмитрий Викторович, еще немножечко сообщений с нашего SMS-портала. Из Чувашии: «60 лет, шофер с 80-го года, мотоциклист с 84-го, тракторист с 93-го. Техосмотр нужен однозначно, как в СССР. В авто бывают скрытые неисправности и так далее». Очень много апелляций к советскому опыту, и говорят, что вот тогда был техосмотр, и тогда все было действительно нормально. Может, действительно советскую практику возродить?
Дмитрий Клевцов: Нет, ну смотрите. Любитель водитель – он же не самоубийца. Если он не покупал водительское удостоверение, проходил все исследования у психологов и психиатров – значит, он точно не самоубийца. Ни один нормальный человек не будет осознанно садиться в автомобиль, который находится в неисправном состоянии, если он может в этом автомобиле причинить вред себе и окружающим.
Поэтому все эти отсылки в советское прошлое, что все водители такие неосознанные, за нас надо что-то думать… Михаил Черников правильно предлагает ввести систему добровольную и в качестве «пряника» за прохождение техосмотра давать скидку по ОСАГО. И надо вводить экономические меры стимулирования, для того чтобы люди делали технический осмотр. И говорить о том, что у нас все водители идиоты, все хотят погибнуть – ну, неправильно.
Тамара Шорникова: Дмитрий Викторович, а как вам новые правила фотографирования? Тоже вызывают споры и обсуждения среди водителей. Потому что, кажется, с марта должна быть четко сфотографирована машина на техосмотре, чтобы была видна геолокация, время и так далее. Как подтверждается, при этом факт самого техосмотра – непонятно. Машину же можно просто пригнать. Но сейчас хотят якобы добавить, чтобы виден был на фотографии еще и мастер, который этот техосмотр проводил. Это для чего?
Дмитрий Клевцов: Нет, это все переносят. На самом деле не в марте, а как раз до 1 октября операторы должны подготовить эту систему. И там есть определенные требования, чтобы был виден государственный регистрационный знак перед заездом автомобиля с указанием геолокации и времени, и после окончания. Наличие мастера самого – это глупость. И физически не смогут операторы осуществить такой массив данных.
Да и сейчас серьезная проблема есть, потому что эти данные надо будет операторам хранить в течение пяти лет. И там сложная ситуация. Если потом окажется, что это была подделка, то ГИБДД будет вправе аннулировать твою диагностическую карту, если ты попадешь на камеру. То есть ты можешь об этом знать. Причем аннулироваться могут все карты, которые выдал этот оператор.
Тамара Шорникова: Ух ты!
Дмитрий Клевцов: Предположим, ты приезжаешь, по-настоящему проходишь технический осмотр. Не знаю, система работает целый год замечательно. Ты на новом автомобиле прошел и четыре года ездишь свободно. А потом кто-то из сотрудников…
Дмитрий Лысков: Кто-то один недобросовестный обнуляет всю базу целиком!
Тамара Шорникова: И вся компания скомпрометирована.
Дмитрий Клевцов: Полностью могут удалить, все диагностические карты аннулировать. А ты едешь потом… Ты об этом узнаешь, когда получишь «письмо счастья», проезжая под камерой.
То есть проблем очень много в этой системе. Как обычно, у нас все торопятся Именно поэтому мы и говорим: «Ребята, давайте не будем торопиться для физических лиц, сейчас ее введем для юридических, обкатаем эту систему, а потом уже будем расширять ее и масштабировать».
Тамара Шорникова: Понятно.
Дмитрий Лысков: Дмитрий Викторович, спасибо вам огромное за разъяснения. Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России, разъяснял нам, что делать с диагностической картой, техосмотром и ОСАГО.
Ну а сейчас переходим к другой теме.