О том, что по Оке может ходить общественный транспорт, жители Орла начали забывать. А ведь раньше это был самый популярный маршрут по городу. Им пользовались по 80 тысяч пассажиров в год. Речное сообщение запустили здесь в 1971-м. Орловское ТТП стало первым в Советском союзе предприятием, где прогулочные теплоходы выполняли роль автобуса Андрей Киреев, краевед: «Пустили их в Орле по единственному маршруту «Парк культуры и отдыха - парк Ботаника». Пользовались их услугами дачники в основном, в районе Ботаники только начал развиваться большой дачный массив. Также там создали большой песчаный пляж на озере. В будние дни, я ещё помню, они пользовались огромной популярностью». Костяк городского флота составляли теплоходы типа «Москвич». Их перегнали сюда из столицы и поставили на баланс трамвайно-троллейбусного предприятия. Речное сообщение работало до 2013-го года Сейчас затон, где базировались и обслуживались теплоходы, зарос и опустел. Всё из-за изменений правил эксплуатации речных судов. Их ввели 10 лет назад. По новым требованиям, для техосмотра их нужно поднять из воды на метр. Такого оборудования в Орле нет, а строить его городские власти отказались. В августе 2022-го теплоходы «Москвич» распилили на металлолом. А теплоход «Заря» выставлен на продажу. Александр Коровин, технический директор трамвайно-троллейбусное предприятия в 1989-2003 гг., генеральный директор ТТП в 2003-2019 гг.: «Я считаю, что это преступление перед городом. Их с таким трудом сюда доставляли - ведь протащить по Оке теплоходы, имея плотины... Теплоходы угроблены. Они могли служить, служить и служить». В Тюмени речной транспорт садится на мель во всех смыслах. Уровень воды в Туре опустился на 80 сантиметров - впервые в истории. Этим летом теплоходы перевозили пассажиров только вдоль набережной, а это всего четыре километра. Больше не позволяет фарватер. Анатолий Жидиков, капитан теплохода: - Скажите, есть шанс выбраться, или вот так карабкаться придётся? - Выберемся. Впервые что ль! - Вы как на машине, получается, раскачиваете туда-сюда? Да? - Постараюсь. Ищу где глубже под винтами. Разворот для капитана - не самый простой манёвр. Дно обмелевшей реки завалено мусором. Ольга Лузина заместитель директора Тюменской судоходной компании: «Нужно, конечно, почистить дно реки от топляков, поскольку река раньше была руслом, где сплавлялись деревья, и очень много подтопленных брёвен. Это первый момент. Ну, и сделать в местах, которые обмеляются более всего, сделать углубление». На днях из-за обмеления Туры Минтранс ввел запрет на судоходство вдоль набережных Тюмени до l ноября. В том числе, для прогулочных и экскурсионных теплоходов. В Якутии в теплое время года речной - самый популярный вид общественного транспорта. Летом в республике работают больше 300 маршрутов. 15 из них - социально значимые. Теплоходы и скоростные катера «Ракета» и «Метеор» - для жителей удаленных поселков единственная возможность добраться до города. Осенью и весной здесь ходят суда на воздушной подушке. Анастасия Протопопова, жительница Кобяйского улуса: «Зимой по зимнику, летом по воде. У нас и почта отправляет свои посылки, плюс продукты жизненно необходимые социальные. Без «Ракеты» мы никуда». У речного трамвая «Виктор Рукавишников» - три рейса в день. От Якутска до посёлка Нижний Бестях - на другом берегу Лены - идёт около часа. Этим маршрутом пользуют и те, кто делает пересадку с самолёта на поезд. Елена Левчик, жительница Нерюнгри: «Оформила себе трансфер через онлайн-покупку. «Рукавишников», теплоход, ну и до ЖД-вокзала». Большая часть флота была построена в советские годы. Теплоходы и катера превысили нормативный срок эксплуатации. Береговая инфраструктура тоже требует обновления Валерий Те, генеральный директор компании-перевозчика: «Сам речной порт, его как такового уже не существует. Причалы находятся в плачевном состоянии, дебаркадеры - тоже это всё старое, надо обновлять». Недавно местный флот пополнили два судна на подводных крыльях. А сейчас по заказу якутских речников в Нижнем Новгороде строят ещё один скоростной «Метеор».