Ольга Арсланова: Это дневное «ОТРажение», в студии Ольга Арсланова. Новый формат, новые выплаты: в России остается буквально месяц на получение детских пособий по старой схеме, а с нового года вступит в силу федеральный закон о новом универсальном детском пособии. Оно заменит целый ряд уже существующих сейчас ежемесячных денежных выплат. И конечно же, у россиян уже очень много вопросов о том, как все это будет работать. Давайте покажем цифры, которые нам уже известны, и информацию, которая уже точно известна. Ежемесячное пособие с 2023 года будут получать беременные женщины и родители, усыновители, опекуны детей до 17 лет, среднедушевой доход семьи которых не превышает величину регионального промежуточного минимума. И вот важный момент: единого для всех размера универсального пособия закон не устанавливает. То есть вопросов у нас стало еще больше, и у вас, я думаю, тоже, так что звоните в прямой эфир, пишите SMS, будем все выяснять у наших экспертов сейчас. В студии у нас председатель Комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко. Сергей Игоревич, здравствуйте. Сергей Рыбальченко: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Ну вот смотрите, у нас действующая система не так давно существует, она работала. Были какие-то путинские выплаты на детей до 1,5 лет, потом их продлили до 3-летия, потом пособия на детей от 3-х до 7, для беременных и т. д., оно вроде как все неплохо работало. В последнее время выплаты, которые назначались элементарно через сайт, через приложение Госуслуг люди могли получить. Какая необходимость возникла все это вдруг менять? Сергей Рыбальченко: Ну, во-первых, давайте вспомним, в связи с чем вводились эти выплаты, – прежде всего, была поставлена задача сократить бедность в 2 раза по сравнению с 2017 годом до 2030 года. А поскольку основная категория бедных, примерно среди всех бедных 80% – это семьи с детьми, то, безусловно, основной упор был, конечно, сделан на эту категорию. Потому что родители бедны не потому, что они плохо работают или не хватает зарплаты, а потому что дети, есть дополнительные расходы. Поэтому начали вводиться выплаты, различные выплаты в зависимости от возраста ребенка. То есть прежде всего были введены выплаты дополнительные для детей в возрасте до 3-х лет, потому что наступает такая ловушка бедности: когда ребенку исполняется 1,5 года, еще в детский сад вы его не устроите, мама перестает получать пособие по уходу за ребенком... Ольга Арсланова: Ага, т. е. это минимум одна зарплата... Сергей Рыбальченко: Совершенно верно, да. Причем напомню, что был установлен повышенный порог назначения выплат для семей с одним ребенком, для того чтобы стимулировать рождение первого ребенка и предотвратить аборты, связанные с тем, что у семьи не хватает средств на то, чтобы родить первого ребенка. Этот порог был в размере двух прожиточных минимумов. Затем на второго ребенка тоже разрешили получать это пособие, но из средств материнского капитала, и не очень многие семьи этим пользовались, потому что они все-таки предпочитали расходовать средства материнского капитала на другие цели. Да, напомню, что семьи с тремя детьми в более чем 75 регионах получали как раз выплаты до 3-х лет по т. н. закону, связанному..., в размере прожиточного минимума. Это демографическая мера, т. е. эта проблема тоже была закрыта для детей в возрасте до 3-х лет. Затем ввели дополнительные выплаты для семей, воспитывающих детей от 3-х до 7 лет включительно. И последующая за этим новая мера – это помощь таким же семьям, имеющим низкие доходы, от 8 до 17 лет. То есть фактически закрыта была вся... Да, и плюс добавили еще к этому беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности. Фактически вся линейка жизненных ситуаций, связанных с рождением и воспитанием детей, была в этом смысле закрыта. Ольга Арсланова: То есть мы с вами уже 5–6 пособий насчитали. Сергей Рыбальченко: Да, мы насчитали. Вот сейчас вводится единое пособие. Его первоначально предлагали называть универсальным, но Госдума изменила это название, я считаю, что вполне справедливо, потому что оно не закрывает все ситуации, но в то же время является единым по профилактике бедствия. Вот это единое пособие фактически вводится взамен тех пособий, которые уже существуют. То есть многие семьи даже не заметят введение этого пособия, только придется еще раз обратиться за назначением выплат, могут они это сделать легко на портале Госуслуг. Ольга Арсланова: Давайте тогда разберемся, можно ли отказаться и продолжать получать в старом виде. Сергей Рыбальченко: Да. Предусмотрен федеральным законом переходный период в течение 2023 года, когда семья может продолжать получать пособия по прежней схеме. Например, я думаю, что это будет выгодно для семей, воспитывающих первого ребенка в возрасте до 3-х лет, т. е. у них этот порог нуждаемости более высокий, два прожиточных минимума, а не один прожиточный минимум среднедушевого дохода на семью, поэтому, конечно же, они эти выплаты сохранят и будет определенный переходный период. Ольга Арсланова: Ну вот из того, что вы сказали, главный плюс я вижу, намного удобнее, т. е. всего один раз одно заявление, меньше волокиты бюрократической. Сергей Рыбальченко: Удобство состоит в том, что нет этой дискретности, когда у вас 3 года ребенку наступает, 1,5, потом 3, потом 7 лет и вы каждый раз ищете вот эти вот периоды, когда вам нужно снова обратиться за пособием, причем разные условия везде возникают. То есть фактически сейчас это такая единая линейка, единая система устранения бедности семьи, если семья, допустим, не имеет возможности обеспечить доходами себя и детей. Ольга Арсланова: Ну вот нам тут пишут уже сразу из Ленинградской области: «Такое пособие надо выплачивать только самым нуждающимся, а не всем подряд». Есть такое мнение, что вот как раз вот это новое универсальное пособие очень многие не получат именно потому, что не пройдут вот этот вот ценз по бедности. Тут что-то меняется всерьез? Сергей Рыбальченко: Нет, дело в том, что... Да, меняется. Во-первых, вот этот единый принцип существует, он также распространяется и на т. н. понятие глубины бедности. Потому что у вас может не хватать немного до того уровня доходов среднедушевого, который выше прожиточного минимума. Но при этом если вы не преодолеваете, тогда вам будет выплачиваться пособие в размере половины прожиточного минимума на всех детей в возрасте до 17 лет. Но если вы не преодолеваете эту границу в расчетном варианте, то вам выплачивается тогда пособие, предоставляется пособие в размере 0,75 прожиточных минимума на ребенка. Если вы и эту не преодолеваете планку, то тогда включается следующий уровень, 1 прожиточный минимум. Если и здесь не преодолеваете, то все, здесь пособие заканчивает свою деятельность. То есть фактически то, о чем говорит наша слушательница, о том, что мы выплачиваем только нуждающимся, – здесь как раз и будет такая система, которая будет предполагать выплаты только нуждающимся. Ольга Арсланова: Понимаю, что сейчас по всем регионам мы не пройдемся и не посчитаем, будет ли это выгоднее... Сергей Рыбальченко: Да, конечно. Ольга Арсланова: Но давайте в общих чертах главное, что волнует малоимущие семьи с детьми, – не получится ли меньше в итоге? Сергей Рыбальченко: Меньше чего? Меньше того, что сейчас получают? Ольга Арсланова: Да, меньше того, что они получают сейчас. У кого-то же наверняка будет чуть больше, у кого-то будет чуть меньше. От чего это зависит? Сергей Рыбальченко: Определенные семьи, по моему мнению, все-таки пострадают. И мы должны, конечно, пока не решен вопрос окончательно о выплате пособия при рождении третьего ребенка в возрасте до 3-х лет, который выплачивается в размере прожиточного минимума в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией, – вот, на мой взгляд, здесь, конечно, могут быть проблемы. Но с другой стороны, в новом пособии учитываются все дети, фактически, поскольку у многодетных семей доля бедных семей среди всей категории выше, риски бедности выше, то эти семьи, наоборот, получат, с моей точки зрения, дополнительную защиту, не будет такого деления по регионам в зависимости от неблагоприятной или благоприятной демографической ситуации. С другой стороны, вот мое мнение экспертное, мы это отражали в наших заключениях Общественной палаты, что эти выплаты должны на третьего и последующего детей носить универсальный характер независимо от... Ольга Арсланова: От трех и больше вы имеете в виду? Сергей Рыбальченко: Да, от трех и больше. То есть до какого-то предела они должны носить универсальный характер, допустим, половина прожиточного минимума на ребенка, а уже если семья не справляется и видно, что у нее низкие доходы, они не позволяют ей преодолеть границу бедности, то тогда должен включаться механизм социальной защиты. Но это, как говорится, донастройка этого механизма, который мы как общественники предлагаем с целью демографического, с целью того, что многодетная семья является таким базовым ответом на наши демографические вызовы. Что касается других семей, я привел пример, конечно, семей, которые воспитывают первого ребенка, потому что здесь, конечно, существует более высокий уровень защиты. Ну а что касается семей с двумя детьми, а это тоже для нас важная демографическая группа, то здесь они, наоборот, получат дополнительную поддержку, потому что не все получали выплаты из материнского капитала. И плюс еще к этому я тоже дополню: фактически предусматривается сейчас новый механизм, который позволит всем семьям получать дополнительные выплаты из средств материнского капитала, что во многом снизит риск использования мошеннических схем для получения средств на текущие нужды. Ольга Арсланова: Наконец-то до этого дошло, потому что, очевидно, нужны были меры. Сергей Рыбальченко: Да, наконец-то то, о чем говорили эксперты долгое время, это становится былью. Ольга Арсланова: У нас звонок из Московской области, Ольга на связи. Здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Не Московская область, а Москва. Ольга Арсланова: Хорошо. Зритель: От 3-х до 7 лет мне прекратили выплаты. Прямо впрямую в соцзащите сказали: «Идите и работайте, мы вам уже выплачивать ничего не будем». У меня работает только муж, у меня парализованный свекор, я не могу оформиться, потому что мне нужно смотреть за, соответственно, свекром, вот. И прямо напрямую говорят: «Идите куда-то оформляйтесь, потому что по закону такому-то по минималке хотя бы», – и т. д. Сергей Рыбальченко: А в связи с чем отказали? Ольга Арсланова: Может быть, дело в зарплате вашего супруга? Она, может быть, выше вот этих нормативов? Зритель: Нет-нет, у него минимальная, у него зарплата идет 22. Ольга Арсланова: Для Москвы... Зритель: Это на троих у нас идет, прожиточный минимум на троих. Ольга Арсланова: А куда конкретно вы обращались, Ольга, расскажите. Зритель: Это у нас район Ивановское. Сергей Рыбальченко: Вы получали это пособие и вам отказали? В связи с чем вам отказали и в какой период? Зритель: Да. Вот в сентябре месяце мне уже не пришла выплата. Я позвонила, они сказали, что «все, у вас закрыта выплата». По-новому я сдавала все через mos.ru и уже непосредственно звонила, и так и не ответили, сказали, прямо вот напрямую, как я с вами разговариваю, сказали: «Идите работайте, выплаты вам прекращены». Сергей Рыбальченко: Ну, во-первых, вы можете обратиться к нам в Общественную палату Российской Федерации, написать обращение, соответственно, мы обратимся в Департамент социальной защиты. В таких случаях мы выясняем, по какой причине отказали. Вам могли отказать по той причине, что у вас не соблюдены т. н. правила нулевого дохода или имущества, которое у вас есть у семьи. Но это должно было быть обязательно указано в основаниях отказа вам в этой выплате. Ольга Арсланова: Спасибо, что разъяснили. Сейчас к нашей беседе присоединяется доктор экономических наук, профессор Финансового университета Александр Сафонов. Александр Львович, здравствуйте. Александр Сафонов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Вы знаете, не могу не поделиться тем, что у нас происходит на SMS-портале, я такого, честно, обсуждая вот эти темы не первый год, не видела никогда: «Хватит помогать семьям с детьми! Родители должны сами содержать, как это было всегда», «Почему детям стали давать столько денег? Мы своих вырастили, нам никто не давал», «Многодетные столько получают, а пенсионеры ничего», – слушайте, вот такое происходит. Давайте объясним, зачем нужны семьям с детьми эти выплаты, Александр Львович, вот самые простые вещи. Александр Сафонов: Во-первых, у нас сейчас, я бы сказал, плохая демография, т. е. у нас стареет население. Что означает старение населения и сокращение числа детей или рождений детей? Это значит, что через какой-то период времени, а мы сейчас стали ощущать эту проблему, на рынок труда будет выходить меньше трудоспособных граждан. Меньше трудоспособных граждан – меньше доходов федерального и регионального бюджетов от их заработной платы и вообще от их экономической деятельности, а это значит, меньшие возможности оказывать помощь бедным в лице пенсионеров, инвалидов и других категорий, которые сейчас возмущены поддержкой семьям с детьми. Кроме того, надо не забывать, что именно трудоспособные граждане формируют Пенсионный фонд, и во всех странах сейчас существует колоссальная проблема, когда соотношение числа работающих и числа получателей пенсий стремится вообще уже один к одному. У нас, слава богу, пока еще коэффициент 1,8, но если мы будем сохранять такую же динамику рождаемости, как сейчас, мы придем к показателям европейских стран. Это значит, что просто Пенсионный фонд не сможет справиться со своими обязательствами. Опять же, не забываем, что все мы являемся потребителями медицинских услуг и медицинские услуги у нас финансируются за счет опять же взносов с заработных плат работников, которые отчисляют работодатели. Больше работников – больше взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, больше финансирование медицинских услуг и возможностей воспользоваться этими услугами. Поэтому надо не забывать о том, что связь поколений – это не просто какая-то выдумка фантастическая или гуманитарная, а это серьезная экономическая закономерность: больше детей – значит, есть будущее для населения. Я уж не говорю о том, что любая страна, которая демонстрирует положительную динамику в демографии, является привлекательной для инвесторов, не надо об этом тоже забывать. И наоборот, страны, где население сокращается, это проблемные страны, поэтому туда желания в длительной перспективе вкладывать деньги нет. Так что надо понимать, что вложения в демографию – это вложение в наше будущее и вообще сохранение страны как таковой. Ольга Арсланова: Александр Львович, тем более, я так понимаю, мы же не о каких-то гигантских суммах сейчас говорим. Вот это новое пособие – оно сколько в среднем составит, в среднем по стране примерно? Александр Сафонов: Ну, у нас общие расходы в федеральный бюджет запланированы в 1,5 триллиона рублей. Но надо не забывать о том, что 1,5 триллиона – это то, что будет направлено, но одновременно будет и экономия, об этом Сергей говорил в своем выступлении, что часть граждан, которые раньше получали доходы, не имея вот этой связи с бедностью, в данном случае их лишатся. Поэтому в определенной степени введение этого принципа нуждаемости позволит оптимизировать расходы федерального бюджета. Хотя вот лично я как экономист категорически против этого. Все страны, которые столкнулись с демографическим кризисом, идут совершенно по другому пути: они стараются создавать как раз универсальные пособия именно потому, что подход выплаты пособий по прожиточному минимуму не учитывает кучу дополнительных обстоятельств, с которыми сталкивается многодетная семья. Например повышенные расходы на то же самое здравоохранение, лекарства мы покупаем за свой счет, а они, конечно, при расчете прожиточного минимума не учитываются в том объеме, с которым реально в покупках сталкивается семья. То же самое касается вопросов, связанных, и надо об этом не забывать, что семьи, сегодня современная молодежь ориентирована на нормальный образ жизни. Она хочет не только влачить существование на уровне прожиточного минимума, но пользоваться и другими благами, которые предоставляет цивилизация. Поэтому подход «вы сначала попадите в бедность, потом мы будем помогать вам» – это не очень эффективный подход. Да, на первом этапе его можно использовать, но, наоборот, если мы хотим устойчивую демографию обеспечивать, надо идти по пути безусловного базового дохода. Ольга Арсланова: Да. Спасибо вам большое. Александр Сафонов был с нами на связи. Сергей Игоревич, давайте такое о процедуре, что нужно сделать, для того чтобы это новое пособие получить, новое, объединяющее старое. Сергей Рыбальченко: Ну, во-первых, я хочу сказать, что я поддерживаю то, что сказал Александр Львович, во всех аспектах, в т. ч. в универсальности выплаты пособия. Ольга Арсланова: Ну да, нам тут тоже зрители пишут: «Зачем же стране необразованный голодный ребенок?» Так и... Сергей Рыбальченко: Дело в том, что политика социальная и политика демографическая немного отличаются, потому что демографическая политика прежде всего опирается на универсальность выплат независимо от нуждаемости, а социальная политика в данном случае предполагает порог бедности. Мы имеем сейчас дело с социальной политикой. Конечно, она окажет влияние и на демографическую ситуацию, но все-таки нужно стремиться к тому прежде всего, чтобы многодетные семьи, семьи с тремя и более детьми, получали универсальные выплаты независимо от нуждаемости, хотя бы с этого [начать], а вообще-то все семьи к более высоким порогам нуждаемости. Но это следующий этап, мы к нему обязательно придем. Что касается выплат, то обращаемся мы на портал Госуслуг либо в многофункциональные центры, где эти выплаты в соответствии с вашими документами будут оформлены. Фактически будет работать тот же принцип, который работает сейчас при назначении пособий. Для большинства семей ничего не изменится. С января нужно обращаться... Ольга Арсланова: Обращайтесь в МФЦ, вам все объяснят. Сергей Рыбальченко: Нужно обратить внимание на вот этот принцип нулевого дохода. Очень важно, чтобы семьи учитывали доходы начиная, если в январе обратятся, с декабря по ноябрь. Ольга Арсланова: Спасибо большое! Сергей Рыбальченко был у нас в студии. Говорили о новых детских пособиях.