Осторожно: дети
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ostorozhno-deti-62594.html
Виталий Млечин: Сейчас будем говорить о крайне важной теме, о важнейшей без преувеличения – безопасность детей на дорогах. К огромному сожалению, сообщения о трагедиях приходят регулярно. Как уменьшить их число? Что вы думаете? Пожалуйста, сразу подключайтесь к нашему эфиру: звоните нам 8-800-222-00-14, пишите SMS-сообщения на короткий номер 5445.
А мы начинаем с небольшого сюжета о нескольких таких трагедиях.
СЮЖЕТ
Виталий Млечин: Ужасно, невозможно смотреть просто эти сюжеты... Просто кошмар. Давайте разбираться вместе, как сделать дороги безопаснее, как защитить наших детей.
Небольшая статистика от Госавтоинспекции. За 7 месяцев 2022 года общее количество ДТП с участием детей снизилось, но несильно, на 0,5%, всего 8 778 происшествий. Снижение по погибшим и раненым составило 4,5% и 3% соответственно. 304 ребенка погибли, 9,5 тысяч получили травмы.
Что вы думаете по этому поводу? Как защитить детей на дорогах? Пишите нам, звоните в прямой эфир.
С нами сейчас дорожный активист, эксперт Общероссийского народного фронта из Ярославля Темур Абдуллаев. Темур, здравствуйте.
Темур Абдуллаев: Да, добрый день, здравствуйте.
Виталий Млечин: Темур, скажите, пожалуйста, вот с точки зрения активиста, с точки зрения просто человека – как можно защитить детей на дорогах?
Темур Абдуллаев: Ну, вы знаете, как бы ни одна из этих аварий не произошла бы, если бы этих детей на дорогах не было.
Виталий Млечин: Так.
Темур Абдуллаев: И самый очевидный тезис – это давайте разведем водителей и пешеходов. Но, к сожалению, это невозможно.
Виталий Млечин: Нет, никак невозможно.
Темур Абдуллаев: Поэтому давайте попробуем понять. У нас в последнее время, несколько лет уже, очень активно практикуется тезис, который говорит о том, что пешеход всегда прав. К сожалению, если я вспомню свое детство, то нас учили о том, что, прежде чем выйти на дорогу, нужно посмотреть направо и налево. Вроде бы это говорит об одном и том же, водитель всегда должен уступить дорогу, но, к сожалению...
Вот то, как меня учили, оно предполагает, что я выхожу на дорогу, на которой могут быть автомобили, и это может быть опасно. Нынешний тезис о том, что пешеход всегда прав, предполагает какое-то очень «облегченное» ощущение от дороги, понимаете, поэтому мы должны все-таки начать с того, что мы должны учить детей по-другому. То есть мы должны всегда объяснять, что это опасно.
Виталий Млечин: Хорошо, а «мы» – это кто? Это вопрос семьи, вопрос школы? Кого? Может быть, ГИБДД как-то должно подключаться к этому?
Темур Абдуллаев: Нет. Дело в том, что ГИБДД в рамках своих полномочий ежегодно проводит мероприятия, и я знаю по собственным детям (у меня три девочки) о том, что они знают правила иногда не хуже, чем я, вот именно как пешеходы. И поэтому самая опасная ситуация – это когда я еду по дороге и вижу, как бабушка переводит своего внука в неположенном месте, не обращая внимания на движущийся транспорт, потому что ей тут удобнее и она знает, что водители ее пропустят. Вот это очень плохо. И к сожалению, вот именно этот пример взрослых некоторым детям дает понять, что так можно поступать.
Виталий Млечин: Ага. То есть свой пример необходим?
Темур Абдуллаев: Мы же понимаем прекрасно, что правила дорожного движения – это точно такое же знание, которое получает ребенок с детства, так же как и читать, писать и т. д. И именно поэтому мы должны, родители, взрослые, объяснять детям, что это опасно, как поступать в той или иной ситуации, и ребенок, смотря на нас, не только слушая то, что мы говорим, но и видя, что мы делаем, воспринимает окружающий мир таким образом.
Виталий Млечин: Очень много сообщений из разных регионов, но текст примерно одинаковый. Тамбов вот нам пишет: «Виноваты в первую очередь родители. Смотришь на некоторых родителей – очень безалаберные. Такое ощущение, что им все должны». И вот из Мурманской области: «Только родители виноваты в трагедиях. Они обязаны разъяснять детям правила безопасности, поведения на проезжей части. Зачастую родители идут уткнувшись носом в телефон». Вы согласны, что родители в основном виноваты и должны следить?
Темур Абдуллаев: Ну, давайте тогда немножко сейчас в сторону уйдем, возьмем статистику по Ярославской области конкретно, в которой я проживаю. Более 50% дорожно-транспортных происшествий, или около половины, сопровождаются неудовлетворительным состоянием дорожно-уличной сети, т. е. мы говорим о тех самых ямах на дорогах. И очень часто водители вынуждены смотреть себе под колеса, очень сильно сужая свой обзор, периферическое зрение, плоскость направляя немножко в другую сторону, и это тоже одна из причин.
Когда говорят, что виноваты родители, – да, наверное, но вместе с тем мы не должны забывать о том, что... Вот у вас был ролик, на котором фура достаточно быстро несется, я понимаю, что на «зеленый», но дело в том, что при снижении скорости хотя бы до 40 километров в час последствия у большинства ДТП будут не такими катастрофичными, такими ужасными. И необходимо активнее использовать искусственные дорожные неровности при приближении к пешеходным переходам, технические средства, успокаивающие поток, – это все необходимо делать. То есть проблема не решится каким-то одним решением – это очень сложная и комплексная проблема.
Виталий Млечин: Темур, ну вот что касается ограничения скорости, ведь неоправданное ограничение скорости вызывает еще большее озлобление у водителей и приводит только к худшим последствиям.
Темур Абдуллаев: Ну, вы знаете, я катаюсь по многим регионам России и могу вам сказать то, что, когда я приезжаю в тот регион, где ограничение 40 километров в час в городе, первое время, наверное, мне это кажется каким-то неправильным, но через некоторое время водитель привыкает. Водитель привыкнет ко всему, это первое.
Второе. Мы понимаем, что у нас цель достаточно благая. Если ставить на чашу весов жизнь детей или даже взрослых и нервное состояние водителей, то я вам могу сказать, что тут любой из водителей скажет: «Хорошо, я поеду чуть помедленнее».
И нужно не забывать о последнем. Дело в том, что во многих крупных городах средняя скорость движения как раз те самые 40–45 километров в час, быстрее мы в принципе не едем.
Виталий Млечин: Просто дело в том, что забота не только о нервном состоянии водителя как о самом факте, а о том, что человек за рулем, который нервничает, он ведет себя более агрессивно на дороге и менее внимателен. Человек спокойный за рулем представляет меньше опасности, чем человек взбудораженный.
Темур Абдуллаев: Но дело в том, что если мы все едем 40, то водитель тоже будет ехать 40, и он понимает, что мы едем со средней скоростью потока, тут нервничать вроде как и повода нет.
Виталий Млечин: Спасибо вам большое за ваше мнение, за ваш комментарий! Дорожный активист Общероссийского народного фронта из Ярославля Темур Абдуллаев был с нами на прямой связи.
Сейчас побеседуем с Валентиной из Перми, она до нас дозвонилась. Валентина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Меня знаете, что волнует?
Виталий Млечин: Что? Расскажите.
Зритель: Вот когда горит зеленый свет, ребенок выходит на дорогу, но он не должен бежать, правда? И он уже почти доходит до другой стороны, и там желтый свет загорается. Они сразу срываются с места и едут. Ну как ребенок в этот момент может отреагировать? Куда ему бежать? Водители вообще не смотрят, они сразу дают газ и поехали. Ну так нельзя тоже, надо ведь быть немножко внимательнее к детям.
Виталий Млечин: Логично. Как этого добиться, как вы считаете?
Зритель: Да водителям нужно немножко себя сдерживать, нельзя так. Они считают, что ребенок, если он уже дошел до этого, и пусть бежит уже бегом, а он не может, у него, может быть, нога у него, на физкультуре или что-то, повреждена, они летят. Да и даже взрослый идет, вот уже все, дошел до обочины, и уже слышишь, что там прямо с визгом он уже слетает с места. Так тоже нельзя водителям быть. Это надо быть очень внимательными. Тем более сейчас школьники, они же еще и... И потом, за машиной водитель может сидеть с телефоном, он спокойно разговаривает, и у него рассеянное внимание. И дети тоже, я понимаю, что родители должны учить детей, чтобы они с наушниками не ходили, закрывали свои уши.
Виталий Млечин: Да, это, кстати, очень важный аспект, спасибо вам большое, Валентина, о том, что, когда переходишь дорогу, наушники, конечно, отвлекают, это факт.
Восстановили связь с Сергеем Радько, адвокатом, экспертом партии «Автомобильная Россия». Сергей Александрович, здравствуйте.
Сергей Радько: Здравствуйте, добрый день.
Виталий Млечин: Сергей Александрович, скажите, пожалуйста, как адвокат, вот как-то юридически можно ситуацию регулировать? Потому что мы все, в общем, прекрасно понимаем, что детей надо учить, как переходить дорогу, что водителям надо было бы быть внимательнее, но это вот такие общечеловеческие ценности – а юридические?
Сергей Радько: А юридически все давным-давно урегулировано. Юридически у водителей есть обязанность ехать с той скоростью, которая обязывает их постоянно контролировать движение транспортного средства. Юридически пешеходы обязаны переходить дорогу, только оценив расстояние до приближающегося транспортного средства, и переходить только в специально оборудованных местах. То есть юридически все урегулировано: и обязанности водителей, и обязанности пешеходов, и ответственность за нарушение – все это есть.
Вопрос в том, что многие проявляют невнимательность, вот в некоторых примерах мы видели, что дети фактически переходили дорогу, возможно, они еще этих правил не знали. Тот же случай в Истре, где дети 3 и 5 лет переходили дорогу, понятно, что они еще правил не знают и знать не могут, и здесь целиком и полностью за это отвечают родители. Потому что если мама отпустила детей через проезжую часть 3 и 5 лет и они остались там без присмотра, то, безусловно, здесь целиком и полностью вина мамы, что она оставила детей в этой опасной ситуации. То есть тут надо говорить о том, что зачастую родители не понимают того, что дети находятся в опасном месте и целиком и полностью за них отвечают именно родители.
Виталий Млечин: Ага.
Андрей из Московской области нам звонит. Андрей, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Вы знаете, я вот как водитель считаю, что, по сути дела, пешеходы не правы во многих отношениях. Вот почему-то получается так, что если водитель выезжает на тротуар, его штрафуют, а пешеход переходит проезжую часть даже по переходу, не глядя по сторонам, – на его никто не обращает внимания, все хорошо, все правильно, якобы на пешеходном переходе пешеход является главным. Но это как-то было все время неправильно.
Выходя на проезжую часть, в правилах дорожного движения написано, посмотрите сначала налево, потом направо, переходите дорогу, убедитесь в безопасности ваших действий. Но пешеходы на это не обращают внимания. И я считаю, что родители во многом виноваты в гибели детей, это вина целиком и полностью родителей.
Виталий Млечин: Ага.
Зритель: А другое, то, что смотришь, идут, бананы в уши воткнули, надели эти капюшоны и прутся не пойми куда, смотрят в эти смартфоны... Везде на Западе сейчас даже знаки стоят «Осторожно, дебилы со смартфонами!».
Виталий Млечин: Хорошо. Но как с этой ситуацией быть, как ее улучшить? Кто виноват, конечно, важно, но важнее, чтобы этого не было.
Зритель: Ну, вы знаете, я, честно говоря, как водитель считаю, что нужно поставить все-таки кнопки безопасности и светофоры. Подошел к светофору, нажал кнопочку, только зажегся зеленый свет, переходи, водители остановятся, дать им какое-то время для остановки. Машину моментально остановить невозможно, даже если она едет с определенной скоростью, со скоростью 40 километров в час...
Виталий Млечин: Понятно. Андрей, но везде же нельзя поставить светофоры, это невозможно.
Зритель: Ну так... А вы посмотрите, что творится в Москве вот на том же самом Арбате – люди переходят через проезжую часть, идут, как слонопотамы прутся, не глядя по сторонам вообще, и как по Бродвею идут прогулочным шагом. Машины стоят, люди идут, не обращая ни на кого внимания.
Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое.
Сергей Александрович, а что говорят правила и, самое главное, судебная практика, у нас всегда водитель виноват?
Сергей Радько: Нет, водитель виноват далеко не всегда, хотя в большинстве случаев это так, потому что он управляет источником повышенной опасности, он обязан контролировать движение, соблюдать скорость и т. д. Но проблема-то как раз, именно в том, что пешеходы, по сути, безнаказанны в своих нарушениях.
Очень правильно сказал телезритель, что пешеходы не смотрят по сторонам, выбегают, идут где хотят. Все это от безнаказанности и от безграмотности, потому что многие взрослые правил дорожного движения не читали. Если, например, водитель правила знать обязан, он изучает, он сдает экзамены, только потом получает удостоверение, то пешеходам чтобы ходить через дорогу, ничего сдавать не нужно, как бы подразумевается, что они априори с правилами знакомы, но по факту получается, что ничего они не знают и правил не соблюдают.
И проблема именно в том, что по пешеходам ГИБДД не работает. То есть по водителям у них есть некие предпочтения, кого остановить, как наказать, есть штрафы, есть наказания, а в отношении пешеходов это практически не работает. Потому что даже если экипаж стоит и специально дежурит на пешеходном переходе или вне его, то сколько раз это было, все равно все пешеходы бегут через сплошную линию разметки и не обращают никакого внимания на инспектора.
А у инспектора тоже нет никакого реального механизма воздействия на пешехода, потому что если он его остановил, он может ему выписать штраф 500 рублей. Но у пешехода при себе может не оказаться паспорта, и тогда инспектор должен брать этого пешехода, доставлять в местный отдел и устанавливать его личность. Понятно, что, пока он бегает с одним пешеходом в местный отдел, через дорогу может перебежать или не перебежать несколько десятков пешеходов.
Виталий Млечин: Да, но, Сергей Александрович, если хотя бы одного вот так вот увезут в отдел, он больше через дорогу, наверное, не побежит, зачем?
Сергей Радько: Я думаю, здесь у нас будущее за теми самыми технологиями, о которых мы часто говорим, распознавание лиц. Вот если где-нибудь в наиболее опасных местах поставить камеры фиксации правонарушений, которые будут определять личность пешехода по его лицу и автоматом назначать штраф, наверное, это было бы абсолютно правильно. Если бы об этом сообщалось широко и люди понимали бы, что здесь, если он перебегает в неположенном месте и нет инспектора, это вовсе его не защищает от штрафа, потому что штраф наверняка будет, и, самое главное, он будет справедливым, потому что он будет назначаться не как в случае с водителем, собственнику машины, вовсе не тому, кто реальный нарушитель, а именно тому пешеходу, чья личность была установлена путем идентификации его физиономии...
Виталий Млечин: Ой, Сергей Александрович, вот это тоже очень опасный такой момент, потому что начнут штрафы приходить не тем людям совсем, а оспорить их будет невозможно фактически.
Сергей Радько: Почему? Если система идентификации лиц работает корректно... Хотя мы...
Виталий Млечин: А если не работает корректно?
Сергей Радько: Ну, такая же история и с водителями. Мы видели, когда система идентификации нарушений тоже выписывает неправильные штрафы. Но в таком случае, если мы все на дороге равны, то и пешеходы, и водители должны рисковать своим кошельком, если они нарушают правила дорожного движения.
Виталий Млечин: Это справедливо, тут спору нет, конечно.
Сергей Радько: Пешеход ничем не рискует, потому что инспектору с ним банально некогда заниматься, да и инспекторов почти не осталось, у них едва хватает сил следить за автомобилями, куда уж им там до пешеходов.
Виталий Млечин: Еще один звонок, из Твери Марьям. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Вы в эфире. Расскажите, что вы думаете.
Зритель: Я думаю о том, что нас, пешеходов, тоже надо нет-нет да наказывать.
Виталий Млечин: Так.
Зритель: Дело в том, что если даже, например, загорелся зеленый свет, мы должны, допустим, если идти по правой стороне, друг другу навстречу, одни на правой стороне и встречающиеся тоже на правой стороне, – нет, будем идти как бараны друг на друга, толкаться. Вот я вот это тоже не понимаю. Да, здесь не оштрафуешь, я понимаю, но в тот момент, тогда, когда мы совершаем не там переход, нас надо штра-фо-вать.
Виталий Млечин: Спасибо! Самокритично, но очень честно. Спасибо вам большое.
Сергей Александрович, знаете, какой еще важный, на мой взгляд, аспект? Очень много сообщений противоположных. Пешеходы пишут о том, что виноваты водители, вот вы слышали сами звонок, что вот они не дают даже перейти, сразу едут, только вот зажегся желтый свет, еще даже не зеленый, а уже газуют, пешеходы, соответственно, озлоблены против водителей. Водители пишут, наоборот, вот эти пешеходы с наушниками в ушах не смотрят, переходят в неположенном месте, ответственности нет. И вот это противостояние, оно вообще разрешимо, или вот сколько будут водители и пешеходы, столько они не смогут найти общего языка?
Сергей Радько: Я думаю, что кардинально, конечно, оно неразрешимо, потому что сколько существуют водители и пешеходы, рано или поздно их пути пересекаются, кто-то кого-то не пропускает и кто-то кем-то останется недоволен. Именно в этом и заключается наша задача, с тем чтобы людям разъяснить, что последствия такой встречи могут быть весьма печальными и лучше бы этого не произошло. Ну а те, кто этого не понимают, рискуют отделаться не только штрафом, но и какими-то травмами, потому что пешеход в столкновении с автомобилем страдает в первую очередь. И даже если он будет прав на 100%, возможно, ему это здоровье не вернет.
Поэтому каждый, кто переходит дорогу пешим образом и нарушает при этом правила, должен понимать, что эти шаги могут стать для него последними, и поэтому нужно отдавать себе отчет, что дорога – это не место для игр и для развлечений, мы ее перешли и пошли дальше по своим делам. И нам нужно понимать, что машина все-таки не имеет возможности реально быстро остановиться, остановочный путь у машины в разных случаях составляет 30, 40, 50 метров. И если водитель не успел вовремя среагировать, то происходит наезд. Да, возможно, он виноват, но от этого пешеходу-то не легче.
Виталий Млечин: Да, пешеходу явно не легче.
Спасибо вам огромное! Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия», был с нами на прямой связи.
Пора нам завершать. Сегодня в прямом эфире с нами работали переводчики жестового языка Маргарита Старцева и Мария Зизина. Большое вам спасибо за ваш труд.
Берегите себя, уважаемые зрители, будьте внимательны и переходите дорогу в положенном месте, смотрите по сторонам.
Увидимся завтра. Всего хорошего, до свидания.