Осторожно, фальшивка!
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ostorozhno-falshivka-38825.html Александр Денисов: «Банкнота, да не та». Поговорим про рекордное число фальшивок, которые выявил в первом полугодии Центробанк. За первое полугодие регулятор обнаружил почти 70 миллионов поддельных рублей. Изъял из оборота на 2% больше, чем за такой же период в прошлом году. Где больше всего фальшивок изъяли? В Центральном федеральном округе. Меньше всего – на Дальнем Востоке. Кстати, зарубежную валюту подделывают меньше всего. ЦБ насчитал за первое полугодие 890 фальшивых долларовых купюр, 245 евро, 34 юаня и всего 2 британских фунта. То есть фунты вообще никого не интересуют.
Анастасия Сорокина: Как и монеты. Там, по-моему, был только один подделанный рубль, 10 пятерок. Монеты вообще уже давно никого не интересуют.
Александр Денисов: Кстати, на рынке они дороже всего и ценятся. Поддельные железные монеты.
Анастасия Сорокина: Саша, откуда ты знаешь? Я понимаю, если бы об этом рассказывал наш эксперт. Хотя его мы сейчас и спросим. Роман Васильевич Леонов, эксперт Союза бонистов, член Центра изучения памятников бумажно-денежного обращения. Роман Васильевич, здравствуйте.
Роман Леонов: Здравствуйте.
Александр Денисов: Здравствуйте. Роман Васильевич, действительно ли фальшивые поддельные купюры, особенно металлические, дорого ценятся у нумизматов, что за это готовы заплатить хорошо?
Роман Леонов: В принципе фальшивых поддельных монет для оборота на сегодняшний день фактически нет. Их отлавливается, может быть, десяток в год по стране. Поэтому они и ценятся у людей, которые собирают в том числе и фальшивые монеты. Чтобы иметь в коллекции полный набор, надо иметь подлинную монету и на всякий случай фальшивую. По поводу фальшивых банкнот я тут прочитал в интернете, что Центробанк нашел поддельных банкнот за первое полугодие 70 млн купюр. Это, конечно, ошибка, как часто бывает в интернете. Центробанк по своему сообщению поддельных купюр на 69 млн рублей.
Александр Денисов: Мы так и сказали, что почти на 70 млн рублей. Мы не говорили про купюры.
Роман Леонов: Но в интернете уже гуляет, что 70 млн купюр, это такая огромная сумма, и так далее. В среднем это порядка 14-15 тысяч поддельных купюр за полугодие, что в принципе укладывается в среднегодовую статистику за последние 10 лет. Да, конечно, подделывают в основном пятитысячные и тысячные купюры, потому что, сами понимаете, прибыль на этих купюрах достигается максимальная. Потому что подделать, допустим, более-менее нормальную купюру в обычной типографии – это 60-70 рублей за бумажку, а реализуете вы ее за 5000. Вот прибыль можете посчитать.
Анастасия Сорокина: Роман Васильевич, вот была информация по поводу того, что российские деньги обладают какими-то уникальными защитными свойствами, как минимум 5 отличий, и подделать очень сложно. Откуда сейчас такие растущие суммы поддельных банкнот?
Роман Леонов: Я уже сказал, что растущих сумм нету. Если вы посмотрите статистику выявления поддельных банкнот за хотя бы последние 10 лет, то в среднем это порядка 35-40 тысяч купюр за год. В зависимости от года, они где-то бывают больше, бывают меньше. Но в среднем это все укладывается в статистику нахождения.
Александр Денисов: Роман Васильевич, а кто подделывает? Чья это сфера бизнеса? Оргпреступность этим занимается, или какие-то художники? Как, помните, в «Джентльменах удачи» - «художник десятку за ночь нарисует».
Роман Леонов: Я думаю, что на сегодняшний день этим занимается, естественно, преступный бизнес, потому что объемы отлавливаемых фальшивых купюр у отдельных граждан достаточно значительный. Изымают по 300-400 купюр, бывает. Рисованных поддельных купюр, по-моему, с начала 1930-х годов я лично в обороте не встречал. И в коллекциях бонистов тоже. В 1920-е годы рисовали червонцы. Особенно пользовались популярностью 5 червонцев. Очень много было рисованных. Но сейчас я лично таких купюр в коллекциях и по разговорам с коллегами просто не встречал.
Александр Денисов: Роман Васильевич, а это не опасно держать в коллекции фальшивую купюру? Допустим, у вас есть. Могут вас прищучить за это?
Роман Леонов: Я фальшивые купюры не собираю. Сразу скажу. Если вы ее не пускаете в обращение, то есть не ходите с ней по улице и в коллекции, допустим, вы можете поставить на ней штампик резиновой печати «фальшивая», то претензий к вам никаких не будет.
Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Роман Васильевич Леонов, эксперт Союза бонистов, член Центра изучения памятников бумажно-денежного обращения.
Александр Денисов: Кстати, Настя, не признался Роман Васильевич, есть у него или нет. Ушел от ответа.
Анастасия Сорокина: Спросим сейчас у звонящего. У Юрия из Магадана. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Анастасия Сорокина: Юрий, вы коллекционируете деньги? Может быть, у вас есть поддельные купюры в коллекции?
Александр Денисов: Или, может быть, подделываете?
Зритель: Я не коллекционирую, я не подделываю. У меня вопрос другого рода. У меня тут такая ситуация получилась, что купюра оказалась фальшивой. Я тут рассчитывался, и одна из тысячных купюр оказалась фальшивой. И когда я девушке сказал: «И что дальше делать?» Она говорит: «Я вам рекомендую ее выбросить. Потому что вы крайний товарищ, который при заявлении милиции о нахождении у вас фальшивой купюры вы оказываетесь крайним».
Александр Денисов: Да. И вас будут пытать на признательные показания: «Где вы подделывали? Где вы взяли? И с кем?»
Зритель: Конечно. Дело в том, что я завтра окажусь в той же ситуации – что мне делать? Мне выбросить несколько поддельных купюр, или как?
Александр Денисов: Коротко: а как вы определили, что купюра поддельная? Прямо сразу наощупь?
Зритель: Нет. Дело в том, что девушка, которая на кассовом аппарате сидела в магазине, где я рассчитывался, она сказала, что купюра поддельная.
Анастасия Сорокина: Давайте как раз вопрос ваш адресуем эксперту. Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей. Алексей, вот в ситуации, когда поддельные деньги попали в руки, как правильно нужно себя вести?
Александр Денисов: На допросе, как мы уже поняли.
Алексей Егармин: Прежде всего нам очень сложно определить, какая купюра поддельная, а какая нет. Мы все не являемся специалистами в области банковского дела и контроля купюр. Если кто-то вдруг понял, что она у него поддельная, наверное, самое правильное – пойти написать заявление в милицию, что вот случайно обнаружил в выданных деньгах («не помню, при каких обстоятельствах») поддельную купюру. Это так по закону должно быть.
Александр Денисов: Но они ведь захотят, чтоб вы вспомнили, и долго будут вас пытать. Это очевидно. Я оказывался в такой ситуации.
Алексей Егармин: Это как раз тот случай, когда законодательство очень несовершенно. Потому что мы все понимаем, что это достаточно абсурдно – вспомнить, откуда она взялась. Особенно если вы каждый день что-то покупаете, получаете сдачу и так далее. Это есть повод подумать над совершенствованием законодательства, чтобы если кто-то обратился, то его заявление брали в основу и проводили какое-то расследование. Потому что, конечно, абсурдно, каждого человека, который обладает этой купюрой, считать изначально преступников. Это неправильно. Потому что они появляются из ниоткуда буквально – из магазинов, из каких-то расчетов. Подавляющее большинство людей, которые становятся обладателями такого рода псевдоденег, они не подозревают об этом и не имеют никакого злонамеренного умысла в этом вопросе.
Анастасия Сорокина: Алексей, сейчас коротко, подводя итог. В принципе все системы расчета переходят в электронный вид. Все расплачиваются виртуальными деньгами с карточек. Но как-то же эти фальшивые деньги попадают. Каких мест стоит избегать, чтобы максимально себя обезопасить?
Алексей Егармин: В том-то и дело, что максимально себя обезопасить можно, если мы получаем эти деньги где-нибудь в банкомате или в банке. Но мы же не только их там получаем. Поэтому мы здесь крайне не защищены. Более того, есть случаи, когда из банкомата они попадают к нам. Поэтому, к сожалению, здесь я не могу обнадежить наших потребителей в том, что есть какой-то алгоритм защиты от этого.
Александр Денисов: Коротко. Алексей, я могу обнадежить потребителей и сказать, что их нужно нести к нумизматам или к бонистам. Они с удовольствием заплатят. Спасибо вам большое.
Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи был Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей.