«Стой! Движение запрещено», - сообщают поездам на языке железнодорожников красные флаги. Послания на своих балконах жители дома в Басманном тупике адресуют не этим составам - будущим пригородным электричкам. Ради которых сюда приехал экскаватор и начал готовить почву для двух новых путей. Юрий Буряковский, участник инициативной группы жителей Басманного района: «Стройка началась без предупреждения жильцов, без собрания. В одну ночь вырубили все деревья. Хочу подчеркнуть, что стройка идёт без разрешения Главгосэкспертизы - в один день прекрасный приехали экскаваторы и началась работа». Здесь строят одну из веток МЦД - московских центральных диаметров. Масштабный проект «Российских железных дорог» и московской мэрии. По сути, наземное метро. То, что пройдёт под окнами Юрия и соседей - соединит подмосковные Нахабино и Подольск. Под девизом «Сквозь город удобнее и быстрее». А еще опаснее - добавляют жители - на этой картинке, которую они раздобыли на встрече с топ-менеджерами РЖД, видно: их дома будут ближе к рельсам, чем иные здания вокзалов. Александр Дуднев, участник инициативной группы жителей Басманного района: «В этом проекте (который до сих пор лежит) есть некие результаты обследования фундаментов жилых домов, но мы, старшие домов, которые находятся рядом с железной дорогой, точно можем сказать, что никаких обследований фундамента не проводилось за последние несколько лет, поэтому те результаты, которые находятся в проекте, они, мягко говоря, недостоверные». В ответ на запрос ОТР компания РЖД успокоила: мол, фундаменту ничего не грозит. От разрушительных вибраций защитят бесстыковые или - так называемые бархатные - пути. «При подготовке проектных решений проектировочными институтами были проведены исследования вибрационного воздействия от проходящих поездов на грунты, основания и элементы конструкций зданий. Помимо перечисленных выше мероприятий по снижению вибрационных нагрузок от движения поездов, запланировано ведение постоянного мониторинга технического состояния зданий, как на период строительства, так и на первые годы эксплуатации МЦД» (ОАО «РЖД»). Мы решили убедиться своими глазами, как обстоят дела с фундаментом внешне крепких домов - всё-таки они 30-х годов постройки. Любовь Якубова, старший по дому: «Все балки сгнили, понимаете! И любое чужое, вибрация лишняя… наш дом упадёт!». Над нами дом и двор. Подвал похож на раненого бойца - десятки ржавых опор и заштопанный потолок. Ни о каких проверках устойчивости жители не слышали. Более того, без их ведома сюда не попасть. Юрий Буряковский, участник инициативной группы жителей Басманного района: «Поскольку уже сейчас забивают сваи, уже идут активные подготовительные работы - необходимо уже на этом этапе поставить контрольные маячки - проверить все трещины». Юрий и его соседи не против нового метро. Не устраивает исполнение - в частности, они требуют отделить дорогу от жилой зоны куполом. Написали президенту, правительству и готовы идти в суд. Защищать не только свою собственность, но и исторический облик столицы. Дом, мимо которого в скором времени будут проноситься поезда, - достопримечательность и без красных флагов. Самое высокое конструктивистское здание в Москве. Больше таких на городской карте нет - объект культурного наследия регионального значения. А значит, охраняется государством. По крайней мере, должен. Как и Императорский павильон неподалеку от Каланчёвки -площади Трёх вокзалов. Впритык к нему также пройдут те самые дополнительные железнодорожные пути. Для этого придётся перекопать всю округу. Юрий Егоров, координатор: «Главной жертвой реконструкции может стать сама площадь, само её восприятие. Примерно такой подход, как если б мы строили где-то в чистом поле. Но здесь же не чистое поле. Здесь историческое место Москвы. Здесь куча памятников: это и Ленинградский вокзал, и здание таможни, и Казанский, и Ярославский вокзал, и гостиница «Ленинградская». Всё это съедается вот этими вот массивными строительными конструкциями». Проложить пути не значит добавить рельсы и шпалы. В распоряжении Юрия Егорова оказался план того, как будет выглядеть площадь после реконструкции. Про гранитные опоры и аркады, над которыми трудился выдающийся академик архитектуры Александр Щусев, придётся забыть. Юрий Егоров, координатор: «Вот эти вот опоры путепровода тоже являются неотъемлемой частью ансамбля Каланчёвской площади - это продолжающаяся работа Александра Щусева по оформлению вот этой вот насыпи Алексеевской соединительной ветви. Вместо вот этих гранитных блоков будет обычный бетон а-ля «Третье транспортное кольцо». Кто после Щусева впишет своё имя в историю площади Трёх вокзалов, да и всей столицы, в связи с масштабным строительством, москвичи не знают - картинки будущего проекта достаются им окольными путями. Но прежде жители готовы вписать свои имена - пойти не только в суд, но и выйти на рельсы. Анна Тарубарова, Андрей Быстров, Борис Репин. Москва, ОТР.