Техосмотр: фото на память. При прохождении техосмотра вводится обязательная фотофиксация процесса, соответствующий законопроект принят Госдумой. Ведь 80% всех автовладельцев на техосмотре даже не появляются, а покупают талон за пару тысяч, как правило, вместе с ОСАГО. Нововведение, а также выросшие тарифы на обязательное автострахование обсудим вместе с лидером «Синих ведерок» Петром Шкуматовым. Александр Денисов: Переходим к следующей теме обсуждения. Фото на память теперь будут делать для нас сотрудники на пункте прохождения техосмотра, что мы там действительно были, а то вот все полюбили покупать за пару тысяч техосмотр, даже не появляясь у специалистов. Приблизительно 80% автовладельцев делают это. Обязательную фотофиксацию ввели депутаты Госдумы. Обсудим это, а также другие новости автомира, с нашим гостем Петром Шкуматовым, координатором движения «Синие Ведерки». Петр, каждый раз, когда вы появляетесь, интересно, вот специалист по автомобилям, по новостям из автомира, – в прошлый раз вы на общественном транспорте приехали, сегодня как добирались? Петр Шкуматов: Нет, сегодня на машине, как положено. Александр Денисов: На машине, все-таки как положено специалисту. Петр Шкуматов: Конечно-конечно. Слушайте, ну вот по поводу того, что вы сказали, – это, конечно, прямо меня поражает. Нас в институте еще учили не думать линейно, то есть всегда… Александр Денисов: Это в каком? Петр Шкуматов: Вот, знаете, есть такая армейская поговорка «копать от забора и до рассвета» или «от рассвета и до забора»… Александр Денисов: До заката, да. Петр Шкуматов: Или траву красить. Вот на самом деле депутаты, собственно, это и делают, то есть они красят траву или копают траншею, даже не понимая, зачем она нужна, кому она нужна, почему вообще речь зашла о техосмотре, что это такое, какую функцию несет технический осмотр, как он проходит сейчас. Вот надо бы спросить было депутатов, они вообще проходят на свой личный транспорт технический осмотр сами? То есть приезжают, они вообще в глаза-то видели эту процедуру? Я вот бьюсь о заклад, что почти все депутаты, если их на детекторе лжи спросить, не в смысле вот так, так-то они, конечно, все по закону ездят, талончики эти получают. А вот если их на детекторе лжи спросить, то окажется, что никто не проходит, за них его кто-то покупает через Интернет. Александр Денисов: Даже они делают это! Петр Шкуматов: Слушайте, я абсолютно в этом уверен. Анастасия Сорокина: 3 года можно не проходить техосмотр, когда машина новая. Петр Шкуматов: Я абсолютно уверен в этом, даже не новая машина, даже старая, вдруг у депутатов есть такие. Смотрите, для чего нужен технический осмотр? Для того чтобы якобы, как считается, уменьшить число дорожно-транспортных происшествий, которые возникли по причине поломки транспортного средства в ходе его эксплуатации, то есть во время движения. Александр Денисов: Короче говоря, чтобы развалюх не было на дорогах? Петр Шкуматов: Типа того, да. Теперь давайте посмотрим на детальную статистику отказов конкретных узлов автомобилей, которые приводят к этим самым страшным дорожно-транспортным происшествиям. На первом месте у нас стоят неисправности колес, покрышек, дисков, условно говоря колес: диск разломился, колесо открутилось, покрышка лопнула, что-то в этом роде. Давайте спросим, а проверяется ли состояние шин и дисков во время технического осмотра. Я вам могу сказать, что да, визуально, снаружи. То есть специалист подходит и смотрит на колесо глазами вот так вот, говорит: «Да, можно ездить». Но дальше, даже если на той покрышке, на которой вы приехали, все нормально, то зимой же вы переобуваетесь, вы можете туда поставить на шиномонтаже совершенно другие колеса, которые приведут к дорожно-транспортному происшествию. Возникает вопрос… Анастасия Сорокина: 2 раза в год проходить техосмотр? Петр Шкуматов: Да нет, я клоню к тому, что его вообще надо сделать добровольным. Вторая причина дорожно-транспортных происшествий – это… Вот понимаете, я поражен. Я тут бесплатно все это рассказываю, а депутаты зарабатывают, сколько они там, 800 тысяч, 450, сколько у них… Александр Денисов: По-моему, 450 тысяч зарплата официальная. Петр Шкуматов: 450 тысяч зарплата, сидят, думают в Думе – ну это же просто какой-то позор, если честно. Значит, давайте вторую причину, лежат цифры на поверхности: вторая причина заключается в неисправности, как ни странно, тормозной системы. Давайте спросим, а на техническом осмотре проверяется тормозная система? Вам скажут: да, проверяется – на роликовом стенде. То есть что это означает? Это означает, что вам специалист говорит: «Вот сейчас тормози», – ты нажимаешь на педаль тормоза и тормозишь. Он говорит: «Машина тормозит, окей, можно ехать». Но в чем заключаются основные неисправности транспортного средства, которые приводят к потере тормоза? Это разрыв шлангов, то есть когда шланги уже где-то треснули, где-то они, может быть, бракованные, где-то, может быть, соединение соскочило. И вот, собственно, гидравлика – это штука такая, то есть для того чтобы посмотреть состояние тормозной системы, машину надо поднять на подъемнике, это очевидная история. Есть ли подъемник на станциях технического осмотра? Нет, там есть только роликовый стенд. То есть две основные причины ДТП по причине неисправности транспортных средств на станциях технического осмотра не проверяются или проверяются исключительно вот так вот, на глаз. Давайте третью причину назову, которая вообще не проверяется на станции ТО, вообще, – это неисправность рулевого управления. Для того чтобы диагностировать неисправность рулевого управления, вам нужно поднять машину на подъемнике, все, других вариантов просто нет. И для того чтобы вообще ее продиагностировать, вам, в общем, нужно провести, особенно для современных иномарок, такую непростую процедуру, скажем так. Я ее прохожу, я прохожу каждый раз, когда привожу свой автомобиль на техническое обслуживание… Александр Денисов: В сервис-центр. Петр Шкуматов: …в сервис-центр, не путать с техническим осмотром. Мне мастер, во-первых, смотрит состояние тормозной системы, он смотрит люфт рулевого управления, смотрит наконечники, все как положено… Александр Денисов: Масло меняет. Петр Шкуматов: Ну масло – это само собой, я имею в виду, что он проводит технический осмотр моего автомобиля, смотрит опять же колеса, нормально ли все, нет ли люфта, не открутились ли болты, все ли нормально вообще в принципе с этой частью подвески. То есть я это делаю, но это официально не засчитывается. В то же самое время абсолютно фуфловая, простите за выражение, фуфловая процедура, которая ни на что не влияет, ничего не диагностирует, она вообще не нужна. Анастасия Сорокина: Ну вы знаете, с вами тут… Тут есть логика из Рязанской области. Петр Шкуматов: Давайте. Анастасия Сорокина: «Техосмотр не пройти, операторы сделают так, что автомобиль неисправен, – заплати и пройдешь». Смотрите, есть логика в том, чтобы проходить. Петр Шкуматов: Слушайте, ну конечно. На самом деле то, что сделали депутаты… Слава богу, у них хватило разума не делать второй российский YouTube, потому что они хотели, чтобы каждая станция технического осмотра стримила 24 часа, 7 дней в неделю в видеоформате Full HD куда-то туда в надзорные органы, чтобы не дай бог эти негодяи-автомобилисты не покупали эти талончики. Но вот… То есть, условно говоря, каждая станция технического осмотра была бы такой маленькой студией вашей передачи: камеры, операторы, свет, широкий Интернет-канал с гарантированной пропускной способностью. Вот для чего? Для того чтобы не проверять то, что действительно важно? То есть это вообще абсурд. И в общем-то, знаете, такое ощущение, что Госдума реально вырыла вот эту канаву от забора и вот скоро там будет… Копать от забора до четвертого чтения или до третьего. Александр Денисов: Так уже приняли, да. Петр Шкуматов: Ну вот все, уже приняли, да. Ну это же маразм, понимаете? Госдума свалилась в маразм. Ну как же так? Это же правда маразм, потому что они даже… Они бы могли пригласить любого техника… Александр Денисов: А почему, кстати, на чтениях вот эти поправки не были внесены про тормозные шланги, про… Петр Шкуматов: Да потому что они не знают этого, понимаете? Анастасия Сорокина: Саму процедуру. Петр Шкуматов: Им это не важно, важно вынуть деньги из людей, люди у нас новая нефть, этой формуле уже несколько лет: штрафы, другие поборы, всякие ТО ненужные и так далее. Слушайте, я был бы только рад, если бы мой автомобиль проверяли действительно, чтобы я не дай бог, чтобы у меня колесо не отвалилось, или тормоза не отказали, или чтобы руль не заклинило, я был бы только рад. Но ведь этого ничего нет, понимаете? Нет. Сами техники, механики смеются в голос над вот этими вот техническими требованиями к стенду технического осмотра, который вообще ни на что не влияет. Роликовый стенд – ну что вы на нем проверите? Фары как у вас светят? Да обладатели «колхозного» тюнинга и ксеноновых фар в «Жигулях» не поедут туда, они пришлют фотографию своего автомобиля на белом фоне или на зеленом фоне в станцию технического осмотра в Тюмени и пройдут там технический осмотр, Photoshop никто не отменял. И поэтому я и говорю, что на самом деле самое лучшее, что могли бы сделать депутаты, – сделать технический осмотр автомобилей добровольным. Кстати, это везде уже назревшая история. Допустим, полис ОСАГО сейчас можно купить в электронном виде, но вы его не купите без диагностической карты. Соответственно, люди что говорят? Говорят: давайте я заплачу вам, страховой компании, повышенный риск того, что я, мой автомобиль может попасть в аварию из-за того, что у него колесо отлетело. Этот риск давным-давно посчитан и составляет, внимание, 150 рублей с каждого полиса. Вот согласитесь, я, допустим, покупаю ОСАГО, и мне говорят: «Вот ты хочешь сэкономить 150 рублей? Езжай на станцию технического осмотра. Или заплати на 150 рублей больше, и все нормально, этот риск мы учли». Александр Денисов: Давайте спросим, хочет ли сэкономить 150 рублей наш зритель, который дозвонился. Анастасия Сорокина: Игорь из Челябинской области. Игорь, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Нет, я не хочу экономить 150 рублей, и вообще техосмотр я ненавижу с 2007 года, когда проходил эту унизительную процедуру, после того как купил машину новую, из салона, пригнал ее, стоял в очереди, смотрел на эти чванливые лица, которые ходили, то у них перекур, то чаепитие, то закроется. И была нас большая толпа таких. Единственное удовольствие получил, это, сейчас скажу, наверное, в 2012 году, когда машине было, уже нужно было проходить на техосмотр, приехал в этот пункт техосмотра, сидят они грустные, никого у них нет. Вот так. Александр Денисов: Понятно. И сфотографировать им некого. Анастасия Сорокина: Спасибо вам, Игорь. Еще один звонок из Нижнего Новгорода, дозвонился до нас Евгений. Здравствуйте. Зритель: Алло. Анастасия Сорокина: Да, здравствуйте. Александр Денисов: Да, Евгений. Зритель: Алло, здравствуйте. Мне очень хотелось бы спросить, почему машина, проходящая техосмотр, техобслуживание у официального дилера, должна ехать в техосмотр еще какой-то? Петр Шкуматов: Да, я хочу присоединиться к этому вопросу и коллективно переадресовать это депутатам, лучшим людям нашей страны, с великолепным, лучшим уровнем интеллекта, которые сидят вот там, прямо напротив Кремля. Они должны ответить на этот вопрос, у меня нет ответа на этот вопрос. Машина, которая проходит обслуживание у официального дилера, который ставит штампики в эту сервисную книжку, который эту машину просматривает, просвечивает, делает компьютерную диагностику, должна ехать в гараж к какому-то непонятному человеку, который вот так вот, значит, пальцем в небо будет ее проверять на что? Скорее всего, я думаю, что будет следующее. Ты приезжаешь в этот гараж, а тебе говорят: «Что-то у тебя машина плохо выглядит, колеса какие-то, мне не нравятся, или еще что-то. Либо езжай в следующий гараж какой-нибудь, либо полторашка или две тысячи, и все будет нормально». Александр Денисов: Тариф прежний. Анастасия Сорокина: Еще есть мнение у нас. Александр Денисов: Да, послушаем зрителя. Юрий из Оренбурга дозвонился. Зритель: Это опять Юрий, опять Оренбург, опять ОТР, все это понятно. Во-первых, я хочу просто дифирамбы спеть Петру, потому что я первый раз вижу человека, который просто на телевидении говорит о том, что техосмотр никому профессионально не нужен абсолютно. Я поэтому говорю. Я еще раз уточняю, что у меня 32 года в этом году стаж водительский. У меня друг детства, с которым мы дружим с детского сада, он занимается страхованием автомобилей, он мне всегда говорит: «Вот зачем тебе надо ехать? Я знаю тебя, я знаю, как ты относишься к автомобилю, я знаю, что ты профессионал (потому что я правда профессионал, 30 лет за рулем, на больших машинах ездил, здоровье подвело, сейчас я просто на маленькой машине езжу)». И при всем при этом он мне всегда говорит: «Так, езжай туда, дядя Петя тебе сделает карточку, приедешь ко мне, я тебе всю страховку оформлю и все. Я знаю твой автомобиль, ты возишь моих детей, я тебе доверяю». И поэтому я вот Петру просто пою дифирамбы, потому что я никогда не слышал такого человека по телевизору. Потому что… Ну все почему-то считают, что да, надо, вот этот техосмотр надо, – это просто изымание денег из кармана. Александр Денисов: Юрий, спасибо большое. Анастасия Сорокина: Юрий, спасибо вам большое. Александр Денисов: Петр, вот служебным положением пользуюсь, меня другой вопрос мучает. Каждый раз, когда мне приходит штраф за повышение скорости, вот это 20 километров в час превышение, сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Я хочу сэкономить, пытаюсь заплатить через госуслуги, где этот штраф виден. Там небольшая комиссия, 1.5 рубля, выбираю оплатить с помощью карты, платеж не проходит, висит белое поле, крутится шарик, ничего не происходит. Если то же самое делать через ресурс ГИБДД, все у тебя тут же, в одну секунду срабатывает, но комиссия там другая, почти 100 рублей. Я понять не могу, это что за злой умысел? Это уже не первый раз происходит со мной. Петр Шкуматов: Слушайте, ну на самом деле есть такое правило оплачивать штрафы спустя 5–7 дней после того, как они вообще появились, после того, как вы о них узнали, но не затягивая до 20 дней, когда эта скидка просто перестанет действовать. Александр Денисов: Скидка заканчивается. Петр Шкуматов: Почему? Дело в том, что этот штраф должен пройти через ряд бюрократических, скажем так, процедур, и у нас бывали случаи, когда человек как только увидел этот штраф, прямо мгновенно SMS человеку пришла, он тут же нажал «Оплатить», оплатил, а потом этот платеж куда-то исчез. Александр Денисов: Обычно плачу в предпоследний день, когда истекает вот эта вот скидка. Петр Шкуматов: Ну в предпоследний… Я бы не стал затягивать, могут быть какие-то сбои или еще что-то. Но вообще лучше, конечно, где-то посередине платить. Другие случаи были, когда человеку выставляли штраф, потом что-то происходило, видимо, база данных как-то откатывалась обратно, никто не знает, что это было, человек оплатил, его платеж виден, штраф виден, но вот соединить их два в одном не получается. И в итоге люди мытарились из-за этих 500 рублей, точнее из-за 250, пытались что-то доказать. Как показала практика, через госуслуги это сделать почти невозможно… Александр Денисов: Почему? Это злой умысел? Да или нет? Петр Шкуматов: Нет, госуслуги – это просто всего лишь некий веб-сайт, площадка, которая выполняет две функции. Первая функция – это интерфейс к услугам, которые оказывают на самом деле ведомства, то есть они как бы там не знают, что внутри происходит, они просто отображают информацию. Второе – это авторизация, то есть это когда вы заходите и авторизуетесь, чтобы совершать юридически значимые действия. Все остальное происходит на стороне ведомств, МВД, какие-то еще ведомства. Собственно, госуслуги за это не отвечают, то есть вам надо, если вы заплатили через госуслуги, вам все равно надо обращаться, если что-то пошло не так, в то ведомство, чьей услугой вы хотели воспользоваться. Да, вот такая как бы странная… Александр Денисов: Мне бы хотелось сэкономить, платить 1.5 рубля, а не 100, но не получается. Петр Шкуматов: Ну я не знаю, есть ли здесь умысел, потому что я все свои штрафы плачу через госуслуги… Александр Денисов: У вас проходит? Петр Шкуматов: Да, у нас проходит. И к нам стекается очень много информации от водителей, как только где-то происходит сбой – неважно, в ГИБДД, в госуслугах или еще где-то – у нас сразу возникает пик обращений какой-то, то есть мы сразу об этом узнаем. Но вот за последние несколько лет с госуслугами был один случай, когда действительно что-то там было не так. Анастасия Сорокина: Петр, подскажите, сейчас меняются правила, ужесточаются наказания для пьяных водителей, увеличивается количество камер. И у нас впереди, я так понимаю, патруль в виде дронов на дорогах? Что это вообще? Какие перспективы у водителей в будущем? Петр Шкуматов: У водителей перспектив в будущем нет никаких, я не шучу. Александр Денисов: Спасибо за прогноз. Это был Петр Шкуматов. Петр Шкуматов: Вообще никаких. Ну вот буквально сегодня вышла информация о том, что у комбайнеров тоже перспектив особо никаких. Искусственный интеллект приходит в область управления транспортными средствами, механизмами; он довольно быстро учится, это происходит прямо на наших глазах. Опять же в Госдуме рассматривается законопроект о допуске беспилотных автомобилей на дороги общего пользования. При этом если беспилотный автомобиль кого-то убьет, то никто не будет виноват, это вот наши депутаты прекрасные так придумали. То есть вот такая великая этическая проблема, над которой бьется человечество, – как быть, если робот убьет человека, кого сбивать, ребенка или бабушку, кого спасать, пассажира или 10 велосипедистов, которые, значит, встали на пути беспилотного автомобиля, – депутаты решили вот так вот, прямо отрезали, отрубили, как любят в России: миллион рублей и свободен. Никто не отвечает, никто не виноват. Спасибо за жизнь вашего ребенка, которая была, так сказать, потрачена во имя прогресса и мира во всем мире. Анастасия Сорокина: Петр, ну это прямо как-то… Удручающая картина. Петр Шкуматов: Слушайте, это не шутка, зайдите на сайт Госдумы, 15 мая, там целая шеренга депутатов внесла этот законопроект. То есть это не какой-то один безумный депутат придумал какой-то вот такой конструкт, – нет, там коллективное творчество, там прямо четко написано, что инновационное транспортное средство должно быть застраховано двукратно от ОСАГО. ОСАГО у нас 500 тысяч, соответственно миллион. Все, больше никто нести ответственность не будет. Александр Денисов: Петр, шеф-редактор просит задать вам вопрос… Анастасия Сорокина: …вы не хотели бы пойти в депутаты? Александр Денисов: Больно часто поддеваете их сегодня. Петр Шкуматов: Слушайте, честно говоря… Во-первых, давайте я честно скажу. Идти в депутаты сейчас – это, как бы это сказать… Во-первых, дорого, во-вторых… Александр Денисов: Как дорого? Зарплата 450… Петр Шкуматов: Нет, дорого избраться я имею в виду, это первое. Александр Денисов: А, избраться. Петр Шкуматов: Второе: по поводу честности избирательных кампаний у меня есть очень большие сомнения. Третье: один человек среди 449 ничего сделать не сможет. И конечно же, тут мне гораздо проще и правильнее сохранить какую-то степень свободы, нежели чем пытаться там чего-то донести до тех 449 человек. Ну будет Шкуматов против, отлично, а толку-то? Александр Денисов: Еще короткий вопрос, про ОСАГО спрашивают. Подорожал же ОСАГО в Москве на 400... Петр Шкуматов: Нет, не подорожал. Александр Денисов: Не подорожал? Петр Шкуматов: Тоже пытаюсь до всех донести. Александр Денисов: Страховые компании сегодня же объявили. Петр Шкуматов: В стране 80 или 81 страховых компаний… Александр Денисов: У кого-то подорожало, у кого-то нет? Петр Шкуматов: У кого-то подорожало, у кого-то подешевело; 3 компании подняли цены, но одновременно почему-то никто не заметил, что там больше десятка компаний некоторое время назад опустили цены на ОСАГО. Но если вам в этом магазине дорого, вы зайдите на сайт, даже не надо никуда идти, на сайт зайдите другой страховой компании и купите полис там, тем более сейчас сделано все для автовладельцев, слава Центральному банку, который это все услышал. Они сделали как? КБМ теперь не теряется при переходе из одной страховой компании в другую, водительская история сохраняется, все скидки сохраняются. Не нравится в одной страховой компании (не буду называть ее имя) – тут же зашел на сайт другой и купил там полис уже на тысячу рублей дешевле, на две тысячи рублей дешевле. Просто сегодня эта информация была подана, как будто все они, сговариваясь, подняли цены… Александр Денисов: Крупные игроки подняли. Петр Шкуматов: Ну это просто… Ну да, крупные игроки, но, может быть, они хотят стать помельче игроками, это же их выбор. Александр Денисов: Почему ОСАГО до сих пор существует, хотя вот многие покупают КАСКО? Ведь то же самое. Петр Шкуматов: Слушайте, КАСКО и ОСАГО – это вообще два самых, абсолютно разных видов страхования. КАСКО – это имущественное страхование, когда вы страхуете свое имущество, автомобиль, и неважно, виноваты вы, не виноваты… Александр Денисов: А ОСАГО? Петр Шкуматов: А ОСАГО – это когда я перед вами ответственность свою страхую. То есть если я был неаккуратен на дороге и причинил ущерб вашему имуществу или не дай бог вашему здоровью, то страховая компания за меня заплатит вам тот ущерб, который я причинил. Поэтому это два совершенно разных вида страхования. Поэтому то, что отказались от создания этого страхового мутанта, я этому очень рад. Александр Денисов: Спасибо, Петр. Анастасия Сорокина: На этой радостной ноте мы заканчиваем нашу беседу. У нас в студии был Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Петр Шкуматов: Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо, что были с нами. Ну а мы практически завершили дневной выпуск «Отражения». Расскажем, что ожидает вас вечером.