Анастасия Сорокина: Ну что же, мы действительно в прямом эфире. Александр Денисов: Смартфонов у нас нет на столах. Анастасия Сорокина: Смартфонов нет, да, поэтому звоните к нам по телефону, который указан. Обязательно высказывайте свое мнение по темам, которые будем обсуждать. А также пишите в наши социальные группы, ссылки на них вы также можете увидеть на экране. Александр Денисов: Да. Ну и напоминаем про рубрику «Реальные цифры». На этой неделе мы считаем, сколько получают жители малых и средних городов, а также обитатели сел. Напишите, укажите название вашего населенного пункта, область, ну и главное – заработок. Завтра вместе с вами подведем итоги и обсудим. Ну и переходим к первой теме. Анастасия Сорокина: Да, поговорим о туризме. 100 миллиардов рублей планируется потратить на развитие внутреннего туризма в России в ближайшие шесть лет. Идея принадлежит Минэкономразвитию. Ведомство подготовило дорожную карту, в которой выделило несколько направлений развития. Стоит задача – удвоить поступления от зарубежных гостей и привлечь российских туристов. При этом для наших граждан также подготовлены новые статьи расходов. Министерство финансов предлагает ввести гостиничный налог – правда, не сразу, а с 2023 года. Отели смогут взимать со всех туристов сбор в размере до 100 рублей с человека в сутки. Александр Денисов: Ну, министр экономического развития Максим Орешкин видит большие перспективы в развитии туризма. Если говорить о цифрах, в мировом ВВП вклад этой отрасли составляет 11%, а в России – пока 5%. То есть – есть куда расти. Туризм приносит сейчас нам 9 миллиардов рублей дохода, но через 5–6 лет, по прогнозам министерства, доходы достигнут 20 миллиардов долларов. Анастасия Сорокина: Приоритетом станет развитие так называемых точек притяжения. Туристические направления поделят на несколько категорий. Наивысший уровень получат места, узнаваемые на международном рынке: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток. Уникальный статус будет присвоен таким направлениям, как Байкал и Камчатка. А также есть еще одно направление. Александр Денисов: Да, есть так называемый национальный уровень – это регионы, интересные прежде всего нам, жителям России. Что это? Курорты Краснодарского края, Крыма, Кавказа и Алтая. Ну и какие регионы еще стоит посетить, поехать, посмотреть и отдохнуть – поговорим сегодня вместе с вами, уважаемые телезрители, а также с нашим гостем. В студии у нас – Дмитрий Львович Горин, советник руководителя Ростуризма. Дмитрий Львович, приветствуем вас. Дмитрий Горин: Здравствуйте. Александр Денисов: Прежде чем приступить к обсуждению, давайте запустим запрос… опрос, точнее. Спрашиваем вас, телезрители: отдыхаете ли вы в России? «Да» или «нет» – пишите на наш номер 5445. В конце эфира подведем итог. Дмитрий Львович, начнем. Анастасия Сорокина: Хочется спросить вас: эти инициативы помогут нашим гражданам получать достойный отдых в рамках нашей страны? Дмитрий Горин: Достойный и доступный, потому что очень важно… Александр Денисов: Вот второе интереснее, кстати говоря. Дмитрий Горин: Да. Все-таки мы все считаем свои реальные доходы. И доступные путешествия возможны как раз при поддержке туристической отрасли. У нас есть различные программы субсидирования, например, в авиации, а в туризме эти программы только стартовали в прошлом году. Туркомпании готовы инвестировать свои деньги. Как раз дорожная карта активно обсуждается непосредственно с представителями бизнеса. Минэкономразвития и Ростуризм сделали несколько таких дискуссионных групп, мы высказали свои предложения. И сумма в 100 миллиардов – она действительно очень серьезная, она будет направлена на различные в том числе направления. Мы рассчитываем… Анастасия Сорокина: Давайте поподробнее. Дмитрий Горин: Да, давайте. Анастасия Сорокина: Вот что это за направления? Как это должно практически заработать? Дмитрий Горин: Прежде всего нас интересуют, конечно, гарантированные пакетные туры с использованием специализированной чартерной перевозки, достойные гостиницы по доступным ценам. В этой ситуации мы рассчитываем дать специальные предложения по всей России. Это не только традиционные морские курорты, а это и экскурсионные, образовательные туры. И конечно, очень надеемся, что будет больше туристов, потому что в цифрах, которые обсуждаются в дорожной карте, сейчас фигурируют траты иностранных туристов в России – всего 12 миллиардов долларов. Вот задача стоит – удвоить эту цифру. И это возможно. Анастасия Сорокина: Даже обсуждалась инициатива, по-моему, доплачивать туроператорам за то, чтобы они привлекали иностранцев к нам. Но не позволит ли это… точнее, не оттолкнет ли это русских туристов? Потому что я сейчас, когда выбираю путешествие, иногда понимаю, что поехать за рубеж пакетным туром гораздо выгоднее, чем отправиться, например, в то же Подмосковье или в глубинку какую-нибудь. Дмитрий Горин: Мы как раз ломаем вот эти стереотипы. За последние годы серьезно изменилось соотношение спроса. И сейчас при открытости и доступности выездных международных путешествий больше туристов предпочитают отдыхать в России. Мы не зависим от волатильности курсов валют, у нас нет языкового барьера. И самое главное то, что после Олимпиады, Чемпионата мира у нас построены новые аэропорты, новые гостиницы, и все международные гостиничные бренды есть в России. А туркомпании предлагают комплексную услугу, когда можно купить именно по доступной цене путешествие. Конечно, все зависит от категории гостиницы, которую мы выбираем. Но, если сравнивать популярные направления (Турция, Россия и другие страны), Россия здесь выдерживает здесь достойную конкуренцию. И как раз на специализированных пакетных турах цена все-таки получается ниже зарубежных путешествий. В этом году мы ожидаем продолжение роста внутреннего туризма. Операторы, которые раньше занимались только выездными направлениями, они серьезно и внимательно посмотрели на Россию, увидели возможности, в том числе и получать достойный доход. А поддержка субсидиями и финансирование будут развивать как въездной, так и внутренний туризм. Это две совершенно разные программы, они не конкурируют между собой. И в прошлом году стартовала программа «Субсидирование внутреннего туризма», 17 регионов участвуют в этой программе. Субсидия – от 1,5 тысяч до 5 тысяч рублей, которые получает непосредственно в виде скидки турист. При этом мы предлагаем маршруты не только в Сочи, Краснодарский край или Крым, а есть маршруты уже на Дальний Восток. И мы надеемся, что и въездной туризм также будет параллельно пользоваться этой субсидией. Александр Денисов: Дмитрий Львович, вопрос. При обсуждении, при разработке этой дорожной карты, понятно, участвует Правительство, министерство одно, другое. А авиакомпании участвуют в этих заседаниях? Потому что наверняка… Анастасия Сорокина: «Российские железные дороги». Александр Денисов: Да, «Российские железные дороги». Это одно из главных препятствий для развития внутреннего туризма. Люди зайдут, узнают, сколько стоит билет – так отпадет всякая охота. Почему в ту же Европу предпочитают летать люди? Потому что там дешевле перелеты, оказывается, чем по России. Хотя, как вы говорите, у нас нет волатильности, такого скачка валюты и так далее. Почему у нас с авиакомпаниями нет диалога? И что там с ценами у нас такое страшное творится-то постоянно? Дмитрий Горин: Очень хороший вопрос. Диалог налаживаться, потому что 35% пассажиров авиакомпаний – это туристы, неважно, индивидуальные или организованные через туркомпании. 70% в рамках туристической поездки занимает стоимость авиабилета. Поэтому от того, какая она будет… Александр Денисов: 70%?! Анастасия Сорокина: 70%?! Дмитрий Горин: 70%. А все остальное… Александр Денисов: Это по России именно? Дмитрий Горин: Вы знаете, на самом деле это касается и международных путешествий. Транспорт – самая дорогая составляющая в путешествии. Как раз появление чартерных компаний… А у нас пять федеральных туроператоров управляют собственными авиакомпаниями. Цена на билет в рамках турпакета на 20–30% дешевле, чем традиционный регулярный рейс. Они стали более пунктуальные, есть резервные самолеты, поэтому предвзятое отношение к чартерам постепенно уходит в прошлое. Александр Денисов: Но оно обоснованное, такое отношение. Дмитрий Горин: Было обоснованное. Александр Денисов: Уже нет, да? Дмитрий Горин: Потому что задержки рейсов два года назад составляли до 30% от всех рейсов. Сейчас этот процент задержек – всего 3–4%. И авиакомпании строго контролируются Росавиацией. А касаемо цен – мы как раз как межведомственные структуры ведем диалог и с Росавиацией, и с Минтрансом, потому что есть программа субсидирования и плоских тарифов, которые использует авиация. Мы хотим использовать наши субсидии, чтобы сделать более доступным путешествие. Еще одна мера, которая тоже реализована в прошлом году нашим государством, – это возможность налогового вычета на путешествия работодателям, и ни много ни мало, а 50 тысяч рублей. За эти деньги мы фактически можем организовать достойный тур для двух путешественников на неделю, включая перелет. Поэтому все вот эти механизмы будут способствовать, конечно, доступности. Александр Денисов: Вы знаете, тоже про транспортную доступность уточню. Может быть, авиакомпании убеждают Правительство и вас, что они пойдут навстречу, и там какая-то плоская школа, и пообещают им субсидию. А реально это в жизни так происходит. Вот люди знают, что есть дешевые билеты, допустим, в Петербург – можно уехать, ну, за 3 тысячи допустим. Какой-то дешевый перелет в тот же Крым. И как это работает на практике? Люди встают, чтобы в 8 утра открыть компьютер, когда эта система стартует. И нужно тебе оформить этот билет в течение 2–3 минут. Если ты не уложился и так далее – все, ты пролетел, жди до следующего дня. Вот так это работает. То есть фактически дешевых билетов в принципе нет, ну, доступных. Дмитрий Горин: Мало. Александр Денисов: Да. Ну, можно сказать, что их практически нет. Вроде они есть, но купить их нельзя. Вот не выйдет ли так же в этот раз? Авиакомпании пообещают… Анастасия Сорокина: Можно я подхвачу твою мысль? Потому что Министерство финансов, вот мы сказали, планирует ввести новый налог в ближайшей перспективе. Я вычитала информацию, что этот сбор предлагалось вообще сделать 300 рублей за человека в сутки, потом эта цена упала до 100 рублей. И что этот сбор будет регулироваться в зависимости от сезона. То есть сейчас мы билеты покупаем, зная, что в высокий сезон цены выше – и, соответственно, сбор тоже. Как вы относитесь к тому, что у нас хорошая инициатива вроде бы, да, мы хотим развивать внутренний туризм, но все это отразится опять на путешественниках, которые тут должны заплатить, там должны заплатить? А в высокий сезон они просто, в принципе, посчитают деньги и скажут: «Ну, остаемся отдыхать у себя дома». Дмитрий Горин: Здесь речь идет уже не об авиаперевозках, а о курортных сборах или гостиничных сборах. Сейчас идет эксперимент, он будет завершен в 2022 году. Это курортный сбор. Конечно, вы совершенно правы, невозможно в одном месте давать субсидию, а в другом месте взимать это сбором. Ведь это так кажется, что 100 рублей – небольшие деньги. В среднем наши туристы выбирают путешествие на 10–15 дней. Это семья, как минимум три человека. И если человек будет в сутки платить вот такие сборы, то тур может подорожать на 10–15%. И фактически просто наоборот будет – замедлят процесс роста туристических поездок. Поэтому как раз с авиакомпаниями ситуация… Динамический тариф мы понимаем. Я не буду их защищать, у них сложная жизнь по топливу, по лизинговым платежам. Единственный способ, как все-таки сделать более доступные путешествия? Первое – это господдержка, потому что туристы в результате в регионе тратят дополнительные деньги, в том числе на развлечения, питание, экскурсии. И эффект развития экономики региона будет значителен. А если говорить о курортном сборе, ведь давайте посмотрим. Изначально все думали, что будет он 100 рублей. Когда наши регионы, участвующие в эксперименте (а это Краснодарский край, Крым вообще отложил введение эксперимента), они сократили до 10 рублей размер этого сбора. Если деньги будут идти на развитие инфраструктуры, мы с вами как туристы будем понимать, что действительно улучшается наши сервисы. Наверное, как во всем мире такие сборы есть, и мы будем его платить. Анастасия Сорокина: Но они есть там, где переизбыток туристов. Дмитрий Горин: Да. Анастасия Сорокина: А у нас пока нет такой ситуации. Дмитрий Горин: У нас как раз проблема в том, что нам не нужно, как в Испании на Майорке, ограничивать сбором 5% въезд на Майорку. Мне кажется, все-таки это дискуссионный вопрос. Сейчас как раз идут обсуждения, в том числе общественные обсуждения. И мы будем активно и в Совете Федерации, и в Госдуме, и в профильных ведомствах доносить позицию уже бизнеса, потому что сейчас туркомпании как раз хотят больше развивать туризм, а не облагать его различными налогами. Анастасия Сорокина: Ну а чего хотят наши зрители? Давайте спросим. До нас дозвонился Сергей из Воронежа. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте, передача. Рад вас слышать. Смотрю вашу передачу. Вы знаете, у меня такой как бы и вопрос, и не вопрос. Вы знаете, у нас в Кремле два товарища очень много говорят, говорят, говорят, только вот мало делается. У нас в России очень много прекрасных мест: Алтай, Байкал… Но, вы знаете, никто не хочет вкладываться, ну никто не хочет, ничего не делает, одни только у нас разговоры. Мы говорим, говорим и говорим. Вы знаете, опять же 100 рублей. У нас всегда: как ободрать наш народ? Не вложить в заводы, фабрики, отели понастроить, а мы думаем, как ободрать наш народ. Вот давайте 100 рублей, 200 рублей. У нас в правительстве не думают, как развивать это. У нас думают, как ободрать. Второе – Египет. В принципе, посмотрите, чтобы добраться до наших курортов, билеты дорогие, самолеты дорогие, доехать проблема… Анастасия Сорокина: Сергей, а как вы из этой ситуации лично выходите? Вы где предпочитаете отдыхать? Зритель: Вы знаете, я вот летал, в Египте был, отправлял детей в Турцию, два раза у меня были, летал в Доминикану, в Мексику. Вы знаете, дешевле. Вы знаете, с повышением доллара… Наше правительство, конечно, сделал вот эту великую и могучую бумажку зеленую. До этого момента все было прекрасно, до 2014 года. Вы знаете, в Египет дешевле, наверное, и лучше, и море чище, и отдохнуть лучше, чем у нас. И опять же вопрос – доблестный наш Крым. Вы знаете, я 67-го года рождения. В 90-х отдыхал в этом Крыму, в Ялте, в Мисхоре. Там проблема одна всех времен: все сточные канализационные воды сбрасываются в море. Ничего не изменилось! По сей день это проблема – купаться в сточных водах. Анастасия Сорокина: Сергей, спасибо вам большое за звонок. Давайте мы как раз, продолжая тему… У нас просто есть материал из Крыма о том, как там идет подготовка к туристическому сезону. Вот мы сейчас и посмотрим. СЮЖЕТ Александр Денисов: Дмитрий Львович, можем вернуться к предыдущему звонку Сергея из Воронежа. Мне кажется, он две главных проблемы наметил. Первое – стремление бизнеса заработать. То есть у них в первую очередь стоит маржа. Этим они отпугивают людей. Может быть, в следующем году уже никто и не задумается: «Зачем я поеду отдыхать в Россию, если такие деньги хотят с меня содрать?» И второй момент – люди не хотят вкладываться. То есть они живут одним сезоном, думают: «А вдруг на следующий год никто не приедет? Чего мне строить гостиницу покомфортнее?» Вот вопросы к бизнесу серьезные ведь. Дмитрий Горин: Ну, это вопрос не к бизнесу. Как я услышал нашего телезрителя, он как раз осуждает введение налогов и сборов. Это сборы не для бизнеса. Мы надеемся – для развития бизнеса впоследствии. А если говорить о вложениях, то как раз федеральные наши туроператоры пришли на рынок российский туристических услуг. И после Олимпиады, например, одна из компаний «Библио-Глобус», которая сейчас объединилась с международным брендом, «Библио-Глобус» и «Интурист» вложили свои деньги, оперируют собственными гостиницами, которые достались после Олимпийских игр, построили контракт с авиакомпанией. И цена, как правильно телезрители сказали, 40 тысяч рублей на человека, она фактически опустилась в пакетном туре до 25 тысяч рублей. То есть сильная конкуренция, в том числе с зарубежными направлениями. Только как раз поддержка государства, которой нам пока еще не совсем хватает, поможет. Смотрите, ведь в дорожной карте речь идет о кредите 3%, а не о тех 15–20% зачастую, которые были ранее для бизнеса. Александр Денисов: О кредите на строительство? Дмитрий Горин: На строительство гостиниц. Во всем мире кредит для частного бизнеса – 2% максимум. У нас это в разы другие цифры. Поэтому поддержка государства, в том числе по льготному кредитованию, по временному освобождению от налогов или упрощению налоговой системы – она поможет однозначно сделать из нас такие же турдержавы морские, как это в Турции и в Египте произошло. Я хочу напомнить, что не сразу была такая инфраструктура в этих странах. В 60-е годы, например, в Объединенных Арабских Эмиратах была во многом пустыня, а сейчас это превратилось… Александр Денисов: Дмитрий Львович, простите, перебью вас. Раз уж мы заговорили про Турцию, вспомним, что творилось там в прошлом году. Они опустили цены вообще ниже, они в убыток… Дмитрий Горин: А в этом году подняли. Александр Денисов: Да-да. Ну, то есть люди привлекли к себе туристов. Вот мы с Настей разговаривали, она двоих детей отдала в подмосковный пансионат. Знаете, сколько она заплатила за 10 дней? 80 тысяч рублей! Анастасия Сорокина: Без дороги. Александр Денисов: Вы мне объясните. Что, они там черной икрой кормят с утра до вечера? А вы говорите, что не хотят ободрать. Это как объяснить? В Подмосковье – 80 тысяч рублей! Дмитрий Горин: Здоровая конкуренция как раз в свое время пыталась повысить цены на 30–40%. Это было три года назад. Отели стали менее востребованными. Если говорить о Турции, то надо вспомнить и про Египет, в котором еще до сих пор не открыто чартерное сообщение. В Турции тоже была остановка продаж в определенные годы. Турция была вынуждена сделать сокращение цен на 30–40% для возвращения не только российских туристов, но и европейских. Александр Денисов: Так, может, вам тоже скинуть цены, что людей привлечь? Дмитрий Горин: Все равно все стоит своих денег, все стоит своих денег. И, увы, те налоги и энергозатраты объектов размещения… Мы слышим такую же озабоченность со стороны отелей, когда они говорят о своих расходах на поддержание инфраструктуры, на электроэнергию, на закупку продуктов питания. Поэтому в комплексной программе при поддержке туркомпаний как раз, наверное, мы сможем все-таки создать те же цифры. Если говорить о цифрах, то у нас сейчас в Краснодарском крае и в Сочи летом отдыхает 6 миллионов туристов. Во всей Турции тоже 6 миллионов российских туристов прошлым летом отдохнуло, и это был абсолютный рекорд. Ну, в целом, например, только потенциал Краснодарского края – 14 миллионов туристов. Мы проводим опросы туристов, и действительно есть жалобы по чистоте пляжей, по оборудованию новых кафе, о дороговизне цен на питание. Что мы делаем как бизнес? Мы предлагаем отели и строим all inclusive, как это принято в Турции. И такие 64 гостиницы появились в Краснодарском крае. Поэтому бизнес как раз, я вас уверяю, не ждет. Мы привыкли сами решать вопросы. Если говорить о цифрах, то выбор на самом деле за туристами. Например, что произошло в туристической отрасли? Если два года назад у нас было 2 500 туроператоров по выездному туризму и только 700 по внутреннему, то сейчас по въездному туризму в жесткой конкуренции осталось 600 компаний, а выездом занимаются 4 700 компаний. Это говорит о том, что спрос на путешествия есть. А те недостатки, о которых мы говорим и доносим как раз до депутатов, до Совета Федерации… Ну, наверное, вот тот подход экономический, который теперь есть к нашей отрасли, он очень правильный. Переподчинение туризма в Минэкономразвития, наверное, сыграет свою роль определенную, потому что это же не только вопросы денег, а это вопросы и виз, и рекламы, и продвижения страны. Центр притяжения – как написано в дорожной карте. И в этой ситуации… Например, Дальний Восток. Все мы мечтаем побывать и посмотреть, наверное, красоты России прежде всего. Авиакомпания, например, группа «Аэрофлот» предложила плоский тариф, и этот тариф составляет от 22 тысяч рублей туда и обратно. Это не 70 тысяч, как зачастую регулярный тариф. Анастасия Сорокина: Дмитрий Львович, очень хотят присоединиться к нашей беседе зрители, давайте дадим им слово. Александр из Москвы, здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. Я представитель Ялты, меня зовут Александр. В Москве я с 87-го года. В Ялте я был помощником первого зама мэра, так что знаю, что происходит и происходило в Ялте. Мало кто знает, что Ялта был город, как Ницца во Франции. Из Ниццы приезжали в Ялту отдыхать. Но, к сожалению, после 90-х годов… В 97-м я уехал из Ялты, потому что Украина стала Крым давить просто: документы на украинском языке, из Ялты и из Крыма все Киев забирал себе, все позакрывали. Раньше в Ялте, я вам скажу, было 15 ресторанов с живой музыкой. Из гостиницы-интуриста «Ялта» сделали большую столовую, из интуриста «Ариадна» тоже сделали столовую. Александр Денисов: Александр, но сейчас-то проблему решили – Крым российский. Поэтому что теперь сожалеть, как было тогда? Зритель: Сейчас я вам скажу, что начинает Крым подниматься. Поднимается, поднимается, но, к сожалению… Вот вы говорите об этих налогах, сборах. Что такое 100 рублей по сравнению с бутылкой портвейна, которая стоит 500 рублей? И отдыхающие, кто приезжает отдыхать, они столько тратят в день, помимо того, что вы говорите. О-го-го! Я посмотрел в Ялте на все. Но я вам скажу, что Крым начинает возрождаться, и это очень приятно. И если бы была железная дорога открыта с Украиной, то и продукты были бы дешевле, и все. Со временем, может быть, если президент Украины поменяется, все наладится. Я думаю, что через три года Крым уже не узнать будет. Ну, сейчас вынуждены. Куда людям деваться? Налоги московские, продукты. Я думаю, что все будет хорошо. И крымчанам можно только пожелать развития, а россиянам – отдыхать в родных местах. Также я вам скажу, что 120 санаториев и домов отдыха, 120 на ялтинский район… Анастасия Сорокина: Александр, спасибо вам большое за звонок. Простите, у нас просто ограниченное время прямого эфира. Давайте еще выслушаем нашу зрительницу – Рузиль из Якутии до нас дозвонилась. Здравствуйте. А, Рузиль, он. Простите. Зритель: Добрый день. Я сразу извиняюсь как татарин за падежи. Я хочу рассказать свою историю. Я более 20 лет работаю на Крайнем Севере. Вот нам путевки выдают на работе в Геленджик. Мы отдыхаем по льготной путевке, платим 8–9 тысяч. Но пока мы добираемся до Геленджика на своей машине, нас обдирают вот эти гаишники: Ставрополье, Краснодарский край, Ростовская область… И ехать на машине желание уже пропадает. Александр Денисов: И сколько денег вы оставляете по дороге? Зритель: Ну, по 2–3 тысячи стабильно было в 2015–2016 годах. Александр Денисов: А за что останавливают? Превышение скорости, наверное? Зритель: Да-да-да. Типа поймал на радар, начинают по полной раскручивать. Пока не отдашь 2–3 тысячи, ты оттуда просто не уедешь. Второе. Мне вот 45 лет. Мы с семьей первый раз ездили в прошлом году в Турцию, мы заплатили 50 тысяч. Но там включено все. Во-первых, море чистое, берег песчаный. Вечером выходишь, гуляешь. За пиво, за водку, за напитки, как говорится, платить не надо, все включено. Сидишь и отдыхаешь. А в Краснодаре, в Геленджике вечером выходишь гулять, и бутылка пива 200 рублей. Посидеть – тысячу рублей надо заплатить. Александр Денисов: Рузиль, а вы просто не пейте – дешевле будет. И проблема решена. Зритель: Да. И самолет чартерный – 50 тысяч. Мы в прошлом году заплатили за 8 дней 50 тысяч рублей. За такие деньги, по-моему, в России отдыхать – это просто деньги на ветер. Во-первых, море холодное. В Геленджике, можно сказать, каменистый берег и море грязное. Анастасия Сорокина: Понятно, спасибо. Зритель: На мой взгляд, по-моему, дешевле отдыхать за границей. Александр Денисов: Спасибо, спасибо. Анастасия Сорокина: Понятна позиция, Рузиль, спасибо. Александр Денисов: Ну, очевидно, что люди отучились отдыхать в России. Который звонок уже – и нахваливают нам Турцию. Вам не обидно? Анастасия Сорокина: Даже не то что нахваливают. Вот предыдущий звонок Александра – о том, что действительно была культура отдыха в нашей стране, а потом годами она разрушалась. Вот сейчас есть ли шанс ее восстановить до такого состояния, когда будут действительно доверять и, выбирая между заграницей и курортом в России, выбирают второе? Дмитрий Горин: Конечно. Как раз эта история для туркомпаний очень позитивно может сыграть на повышение качества обслуживания. Ведь смотрите, вот доводы, которые мы слышим от телезрителей. Первый вопрос – цена. Второй вопрос – отели all inclusive, чтобы не тратить на отдыхе и не покупать напитки за какие-то дорогие наценки в общественных местах. Эта программа реализуется. Если говорить о цифрах, сколько выбирает туристов организованный выездной туризм и внутренний, то они как раз показывают, что 11 миллионов человек у нас выезжает за рубеж по организованным путешествиям, из них 6 миллионов – это только Турция. Поэтому, конечно, Турция в этом году, почувствовав, что ей нужны более дорогие клиенты, не только за 50 тысяч рублей, приняла решение скорректировать цены в бо́льшую сторону. И цены есть всегда низкие, они связаны в том числе и с горящими турами, и с отелями две-три звезды. Поэтому бюджет зависит, в общем-то, от запросов туристов. Если говорить о критике отдыха в России, то в любом случае цифры Крыма и Сочи показывают, что как минимум 6 миллионов и там, и там туристов доверили свой отдых и путешествуют в эти города. Строятся новые гостиницы в любом случае. Причем по Краснодарскому краю это гораздо проще, потому что нам помогло постолимпийское наследие. Анастасия Сорокина: Дмитрий Львович, а вы сами, когда выбираете поездку свою туристическую, вы за рубеж отправляетесь или все-таки по России? Дмитрий Горин: Нет, естественно, мы как работники туристических компаний путешествуем как за границу, так и по России. Александр Денисов: Ну, вот недавно (вы такой загорелый) где отдыхали? Дмитрий Горин: Вы знаете, можно очень хорошо покататься на лыжах. Спасибо, что у нас в Красной Поляне, в Розе Хуторе прекрасная погода… Александр Денисов: А, это вы в Сочи загорели так? Анастасия Сорокина: Слушайте, но там цены такие, что, например, выбирая между Розой Хутором и заграницей, опять-таки поедешь за границу. Дмитрий Горин: Я призываю вас посмотреть на продукты туристических компаний, потому что есть очень простая арифметика. Иногда покупка двух авиабилетов на регулярном рейсе какой-то российской авиакомпании и сравнение стоимости туристического пакета через туркомпанию, например, на курорт, в город Сочи, покататься на лыжах, два билета будут стоить столько же, сколько весь турпакет в туркомпании. Потому что есть много объектов, которые дают и доступные цены. Есть межсезонье. Есть, естественно, высокий сезон. Пока ответить на вопрос «А как сделать дешевле?» мы можем только одним: мы учимся и развиваем российский туризм, учимся в том числе у той же Турции, Египта и Объединенных Арабских Эмиратов. Те результаты, которых сейчас (я могу говорить только про туркомпании) мы достигли, нас очень вдохновляют, потому что раньше туркомпаниям было невыгодно заниматься внутреннего туризма. Все мы помним, как было 50 лет назад. Очень много телезрителей помнят, насколько был активен отдых внутри России. Если говорить о поездах и самолетах… Александр Денисов: Тогда «железный занавес» был, никакого зарубежного туризма в принципе не было. Дмитрий Горин: Сейчас у нас свобода выбора, да. Александр Денисов: Давайте опустим опять – и решим проблему раз и навсегда? Дмитрий Горин: Ну, если говорить о транспорте, давайте смотреть на тарифы авиакомпаний безбагажные, невозвратные. И сейчас все-таки, если искать и заранее покупать путешествия… Увы, мы покупаем всегда накануне, а это всегда дороже получается. Наверное, нужно планировать отдых заранее. Анастасия Сорокина: Давайте как раз узнаем, как планируют отдых наши зрители. Спрашивали у жителей Екатеринбурга, Новосибирска и Липецка, отдыхают ли они на российских курортах, и вот что они ответили. ОПРОС Александр Денисов: Вот как раз женщина пожаловалась на «таблетку», что отбила спину. Вопрос безопасности вы как-то решаете? Все мы помним недавнюю трагедию на Сямозере. Больше меня интересует, почему такой бардак творится в детском отдыхе. Туда мы тоже покупаем путевки, отправляем своих детей. И оказывается, что там работает вообще невесть кто – студенты, какие-то люди, которые тоже себе решили: «Это будет наш бизнес. Мы будем продавать путевки, поселим их в мокрых палатках, а дальше будь что будет». Вы этот вопрос как-то решаете? Дмитрий Горин: Мы призываем туристов доверять путешествие, а тем более отдых своих детей, только профессиональным компаниям. Александр Денисов: А как отличить? Дмитрий Горин: Очень легко. У нас жестко регламентируется деятельность. И кстати, вход в бизнес не такой уж и дешевый. Мы несем большие затраты на финансовое обеспечение, на страховки своего бизнеса. Мы должны присутствовать как туркомпании в реестре туроператоров как по внутреннему, так и по международному туризму. И это проверить довольно-таки легко. Есть сайт Ростуризма. Любая компания, которой вы доверяете путешествие, должна быть в реестре туроператоров внутреннего или международного туризма. Александр Денисов: Послушайте, вот та же компания, которая принимала детей на Сямозере, она была и во всех реестрах. И департамент образования отправлял туда целенаправленно детей. И чем закончилось? Дмитрий Горин: К сожалению, туризмом пытаются заниматься как раз люди, не имеющие никакого отношения к туризму, не предоставляющие страховые покрытия, инструкторов. И те трагедии, которые происходили, увы, из них сделаны выводы, закончились уголовными делами для этих людей. Но людей уже не вернуть. Поэтому мы как туристическая отрасль будем очень жестко настаивать на зачистке рынка от таких нелегальных компаний. Александр Денисов: А как? Дмитрий Горин: Это очень просто. Есть регулятор, есть Министерство экономического развития, есть Ростуризм и есть контрольно-надзорные функции Роспотребнадзора. Если вы видите, что вы работаете фактически с компанией, которая работает «вчерную», не платит налоги, не входит в реестр туроператоров… Александр Денисов: Ну а как это узнать – платит ли она налоги или не платит? Я пришел путевку купить. Дмитрий Горин: Это не наша с вами компетенция. Александр Денисов: Конечно. Дмитрий Горин: Как раз мы призываем регулирующие органы отрасли, чтобы они жестко контролировали деятельность таких компаний. Потому что есть еще другая проблема, мы ее прошлым летом с потребителями переживали, когда компании собирали деньги, как пирамиды, с туристов и исчезали. Это уже финансовая проблема. В этой ситуации ввод электронной путевки, которая сейчас будет внедряться, защитит потребителей. Мы с вами привыкли, покупая авиабилет, доверять авиакомпании, даже несмотря на то, что на компьютере бронируется билет. И бумажка формата А4 – в общем, это не какая-то даже квитанция. Александр Денисов: Да можно даже без бумажки явиться, просто с паспортом. Дмитрий Горин: Без бумажки, да. Весь мир путешествует уже в том числе по электронным документам. Вот сейчас делается все для того, чтобы размер и финансового обеспечения, и соответствие страховок контролировало наше непосредственное ведомство – Минэкономразвития и Ростуризм. Анастасия Сорокина: Давайте дадим слово зрителям. Федор из Ижевска до нас дозвонился. Федор, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, у нас самая большая страна в мире. И куда ни плюнь – везде много разных мест, что можно увидеть и посмотреть. Но есть одна большая проблема – это транспорт, как уже говорили. И пока что-либо не сделают с этим транспортом, то есть перелеты, ж/д или еще что-то, развития туризма вообще не будет. А когда народ поедет, там уже сами начнут регулировать как бы люди, что можно добавить, что можно убрать. И все вот эти таможенные сборы, все остальное – это ни к чему хорошему не приведет. Наоборот, люди как ездили по одному и тому же направлению, куда-то на юг, так на этом все и закончится. А есть красивые места на Алтае, в Карелии, на Сахалине, но возможности съездить туда нет. Выезд за границу выходит в разы дешевле, чем у нас по стране. Вот я живу в Ижевске. У нас есть аэропорт, но в этом аэропорту только два направления: зимой и летом – Москва и Питер, а летом – только на юг наш. Рядом есть аэропорты, но вылет из Казани, допустим, из Перми, из Уфы, допустим, даже до того Красноярска или Краснодара выходит дороже, чем из Москвы, хотя мы географически находимся ближе, чем другие. Анастасия Сорокина: Понятно, Федор, понятна история про транспортное сообщение. Вот в подтверждение этих слов пишут из Тульской области, что любят очень отдыхать в Краснодарском крае, но проехать могут туда только на автобусе. Дмитрий Горин: Есть пример. Например, аэропорт Воронежа сделал очень интересный эксперимент – он пригласил авиакомпании, появилась здоровая конкуренция. И теперь Воронеж стал неким таким хабом, из которого можно улететь в любую точку мира и по России. Только усиление конкуренции, развитие туристических перевозок и, наверное, все-таки поддержка субсидирования поможет нам сделать путешествия доступными. Сейчас мы внимательно следим, например, за бюджетными перевозчиками. И как бы ни критиковали, например, наших российских лоукостеров, но мы видим интерес именно к цене продукта этих авиакомпаний. И все, что происходит со стороны транспорта – это как раз предмет… Ведь если мы не будем покупать билеты и не будем путешествовать, то от этого пострадают в том числе и перевозчики. Плоскость только такая. Александр Денисов: А вы считаете, их нужно лоукостерами называть? Вот вы приводите – «как бы ни критиковали». Туда нужно заходить – руки в брюки, даже без пакета, ведь за него тоже деньги дерут. Это тоже лукавство определенное. Понимаете? Называем лоукостером, а там за каждый пакет доплата – полторы, две, три тысячи. В итоге выходит обычная цена. Анастасия Сорокина: Саша, в связи с этим у меня вопрос. Буквально минута у нас остается. Вот вкратце. Все сейчас, выбирая между отдыхом в России и за рубежом, выбирают горящие туры за рубеж, потому что так выходит дешевле. Есть ли перспективы у нашего туризма сделать горящие туры по России? Дмитрий Горин: Мы предлагаем не только горящие туры. Акции раннего бронирования позволяют за покупку за полгода туристического путешествия сэкономить 30–40%. И кстати, кто покупал дешевые путешествия международные в прошлом и этом году (а таких немало – 50%), они существенно сэкономили. Поэтому нам надо просто понимать, что планирование путешествия должно быть заблаговременным. А баланс спроса по России и зарубежных путешествий выберет сам клиент. Мы сегодня услышали в передаче очень много мнений. Анастасия Сорокина: Вот в подтверждение ваших слов. Заканчивается наше обсуждение, подводим итоги опроса. Действительно, «да, отдыхают в России» – ответили 47%, а «отдыхают за рубежом» – 53%. Александр Денисов: Спасибо. У нас в гостях был Дмитрий Львович Горин, советник руководителя Ростуризма. Дмитрий Львович, ну делайте выводы. Вам нужно воспитывать нашего туриста, чтобы все-таки отдыхал в России. И цены понижайте. Дмитрий Горин: И образовывать. Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо большое. Александр Денисов: Спасибо.