Виталий Млечин: В финале нашей программы – очень интересные результаты одного социологического опроса. 69% россиян никогда не отдыхали за рубежом. Еще раз: 69%. А еще более шокирующая цифра: еще 30% и вовсе ни разу в жизни не выезжали на отдых в другие регионы России. Это данные исследования фонда «Общественное мнение». Почему мы так неохотно покидаем родные края? Давайте разберемся. Напишите нам, пожалуйста, на короткий номер 5445. Где вы отдыхаете? Бываете ли за границей или в других российских регионах? Предпочитаете ли вы путешествовать или дома лучше? 5445 – короткий номе для ваших SMS-сообщений. 8-800-222-00-14 – бесплатный номер телефона прямого эфира, если захотите с нами побеседовать. Давайте обсудим эти результаты. Давайте разберемся вообще в том, домоседы ли мы или нет. И самое главное – почему. У нас в гостях Галина Силласте, профессор социологии, научный руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве России. Галина Георгиевна, здравствуйте. Галина Силласте: Добрый вечер. Виталий Млечин: Галина Георгиевна, вот лично для меня это было такое очень неожиданное исследование, потому что, действительно, если с тем, что, скажем, 70% россиян не были за границей… ну, очевидно, множество причин для этого существует, но 30% вообще не выезжали за пределы собственного региона. Почему? Галина Силласте: Вы знаете, во-первых, здесь надо соотносить эти данные с конкретным периодом. Есть своя определенная традиция, которая у нас сложилась еще в советский период времени: за границу выехать – это уже мечта. Понимаете? Виталий Млечин: Да. Но это все-таки 30 лет назад завершилось, а сейчас… Галина Силласте: Ну и прошло время, в общем-то, 30 лет. А 30 лет – достаточный период времени для того, чтобы пересмотреть свою позицию. И, в общем-то, согласитесь, даже эта цифра не столь велика, потому что данные многих исследований до этого показывали, что до 60% россиян за этот период времени – считайте, тридцатилетний – хотя бы раз, но выезжали за рубеж. Поэтому я думаю, что здесь, во-первых, надо соотнести со временем, когда более активная такая туристическая потребность выехать из дома, уехать из дома. И в этом плане хочу сказать, что россиян очень трудно сравнивать с зарубежниками. Потому что очень часто тогда, когда ситуация, казалось бы, очень невыгодная для того, чтобы выезжать из дома куда-то далеко… Ну, конечно, бесстрашие россиян в этом отношение фантастическое, поэтому, где бы что бы ни было, какие бы ни были сложные условия, действует принцип: нормальные желающие отдохнуть всегда идут в обход. Поэтому всегда находится тот путь, который позволяет семье или, тем более, хозяину положения найти аргументы: «Ну, в конце концов, можно объехать, можно поехать в немножко другое место». И люди так или иначе пытаются выехать. Виталий Млечин: А как это соотносится с результатами этого опроса? Потому что если посмотреть, то курорты всегда забиты что внутри России… Галина Силласте: Совершенно правильно. Виталий Млечин: Есть у нас любимые страны, типа Турции и Египта. И там всегда не протолкнуться тоже летом. Галина Силласте: Вот здесь я хочу обратить внимание на другое. Я сама только недавно приехала из Сочи, и мне тоже было интересно именно как социологу посмотреть: в конце концов, сказалось хоть что-нибудь из нашей сложной ситуации на посещаемости Сочи? И должна сказать, что вообще есть даже само изменение динамики отдыха. Я вам приведу один интересный пример. Раньше отдых в основном был по принципу «животик кверху». Это такая стационарная форма, когда все приезжают, и, кроме загара, казалось бы, вообще ничего больше нет. А вот сейчас я, проанализировав данные, пришла к выводу, что у нас стал очень подвижный отдыхающий турист. Как правило (вот я посмотрела по Сочи, проанализировав эти данные), люди сидят спокойно первые три дня после приезда на отдых. Виталий Млечин: А потом уже невозможно сидеть. Галина Силласте: После этого у них возникает, точнее, возвращается потребность движения. И, проанализировав то, что касается сочинского ландшафта, я взяла за основу посещение театров, посещение таких культурных мероприятий и музеев. И должна сказать, что даже разговоры со многими музейными работниками показали, что они тоже удивляются: «Вы знаете, почему-то стало очень много приходить людей. Отдыхающие, отдыхающие». Приходят смотреть, в общем-то, и музеи, и концертные залы. То есть это интересная особенность. С одной стороны, ничто не может остановить желание поехать в отпуск. И я думаю, что здесь всех нас, россиян, можно понять, потому что, проживая в такой системе и атмосфере, в которой мы с вами живем, и понимая, что все совсем не так просто, тем не менее хочется выехать и стряхнуть с себя, и вообще приобрести немножко больше оптимизма. А отдых это дает. Это первое. То есть в этом отношении люди стали… вернее, они и были достаточно рациональными, но сейчас, когда есть возможности… А потом, некоторые все-таки откладывали свои деньги, некоторые знали, что это будет именно посвящено отпуску. В общем-то, россияне, как правило, от этого удовольствия в силу даже очень сложных обстоятельств не намерены отказываться. Второй очень интересный фактор – то, что государство стало больше реагировать на туристические и креативные потребности россиян. Потому что если взять даже основные туры, которые в этот раз у нас в России были предложены, а среди них было предложено очень много туров именно внутри России, вы знаете, статистика показала, что востребованность почти в 1,3 раза больше, чем это было раньше. И мне думается, знаете, это тоже такой очень интересный и позитивный сдвиг. Я понимаю, может быть, это с точки зрения вынужденности: не поехали, так сказать, осваивать зарубежные курорты, а поехали в этом плане на свои отечественные. Но нет худа без добра. Я думаю, что вот это познавание, которое сейчас идет в России, своих собственных возможностей, может быть, каким-то образом и даст толчок более активному развитию все-таки нашей культуры отдыха, которая, мне кажется, еще достаточно не отработана. И есть третье, и третья причина состоит в следующем. У нас есть определенная группа людей, которым очень нравятся такие туристические маршруты, как Турция. И я вам должна сказать, что отнюдь не по каким-то познавательным и духовным потребностям, а по таким, так скажем, больше меркантильно-бытовым возможностям: отдыхать, не ездить, иметь обеспеченные, в общем-то, я считаю, почти халявные на все три случая жизни завтраки, обеды и ужины. То есть, понимаете, вот это потребительское отношение, безусловно, есть. И эта группа ориентируется конкретно именно на подобные виды отдыха. Ну, это тоже право людей. Нравится так отдыхать – пусть люди так отдыхают. Но анализ показывает, что в этот год культура обслуживания на тех же самых турецких курортах подвергается очень жестокой критике. И я думаю, что эта критика – это не только то, что дают наши россияне, которые возвращаются, но это критика, которая дается и внутри Турции. Поэтому, понимаете, начинается складываться такая мозаичная картина плюсов отдыха в своей родной стране, что она волей-неволей начинает менять всю эту маршрутизацию. И в этом плане мы еще раз сегодня, еще и еще раз сталкиваемся с тем, что при наших колоссальных возможностях отдыха и такого креативного проведения свободного времени мы никак пока еще не можем сравниться, конечно, с теми нормами курортного обслуживания, которые у нас в России есть. То есть мы имеем колоссальный неосвоенный рынок. Виталий Млечин: Послушаем Лидию из Курска. Лидия, здравствуйте. Где вы предпочитаете отдыхать? Зритель: Добрый вечер, студия! Я считаю, что лучший отдых дома. В Сочи я прожила 30 лет. Купилась на море только первые два года, а потом только работа, больше ничего. Я переехала в Курс. Вот здесь я отдыхаю по полной программе! Я люблю отдыхать на полях, на лугах, но с пользой для дела – собирать землянику, луговую клубничку. У меня просто прекрасное настроение все лето. Только что я пришла из леса, принесла целую корзину грибов: подберезовиков, подосиновиков. У меня свои места есть. И меня даже никуда не тянет. Ни берег турецкий мне не нужен, и Африка мне не нужна. А вот семья сына отдыхала в Турции, им понравилось. В этом году они поедут в Сочи, они уже забронировали места, всей семьей поедут в Сочи. А я отдыхаю здесь, на курской земле. И мне никуда не нужно, мне здесь прекрасно. Виталий Млечин: Лидия – наша постоянная зрительница, у нее всегда хорошее настроение. Лидия, скажите, пожалуйста, ведь все-таки если с вашим темпераментом, с таким позитивным отношением к жизни еще куда-то за границу поехать, еще что-то интересное увидеть – представляете, сколько впечатлений привезли бы? Зритель: Ой, вы знаете, меня не тянет. Я люблю одна ходить кругом. Просто хожу, пою рок-музыку, читаю стихи, о чем-то разговариваю. Меня не тянет за границу, мне все нравится. Я радуюсь каждой березке, каждому васильку. Принесла букет шикарный, ромашки. Виталий Млечин: Понятно, Лидия. Спасибо, спасибо. Совершенно поразительная дама! У нее всегда хорошее настроение. Галина Силласте: Всегда? Ну слушайте, это замечательно. Я хочу сказать, что есть еще одна причина, почему так меняется маршрутизация наших курортных или вообще летних отпусков. Дело в том, что раньше был очень большой тормоз, и этим тормозом являлись дети. И, как правило, с маленьким ребенком до определенного возраста… Никому, в общем-то, раньше в голову не пришло, что можно его повесить в рюкзачок – либо спереди на животик, либо сзади на спину – и спокойно тронуться в любой маршрут. А сейчас, если анализировать эту возрастную характеристику людей, которые выезжают и за рубеж, и тех, которые очень активно пытаются и находят возможности проводить свой отпуск, то я должна сказать, что возрастная планка понизилась почти на десять с лишним лет. То есть это совершенно другой возрастной пласт людей, уже молодых людей, особенно в возрасте до 35–40 лет, которые очень подвижные, для которых то, что у вас имеется маленький ребенок, отнюдь не является проблемой, что ради этого надо сидеть пять лет дома. Это очень интересное смещение! Виталий Млечин: Вот про это смещение я хочу у вас спросить, но сначала послушаем Надежду из Брянской области. Надежда, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Виталий Млечин: Где вы путешествуете? Расскажите, где вы бываете. Зритель: Путешествую? Это не то слово. Я очень люблю путешествовать! Вы знаете, сколько своих знакомых убеждаю: «Выберите время, выберите место и куда-нибудь хотя бы раз, хотя бы на несколько дней». Это ведь такой положительный опыт! Люблю путешествовать. За границей, правда, не была, если не считать Прибалтику, на сегодняшний день это уже заграница. Центральную часть России объездила всю – с севера и до юга. Вот опять планирую в ближайшее время, где-то за середину августа – это юг, как раз район Сочи, где ваша гостья была и рассказывает. Ну а попозже немножко – север. Виталий Млечин: А почему? Почему так важно путешествовать, по-вашему? Зритель:Я уверена, что это очень положительно сказывается на состоянии внутреннем человека – смена места жительства. Знаете, раньше говорили, что даже поменять мебель в комнате – это уже полезно. Человек испытывает какие-то новые эмоции, новые ощущения, он отдыхает, его глаза, душа, сердце, он сам, все. Столько впечатлений, столько эмоций – любых, даже если какие-то негативные бывают, ничего страшного. И это положительно. Это нужно делать! Виталий Млечин: Спасибо, спасибо огромное за ваше мнение. Галина Георгиевна, вы знаете, нельзя игнорировать один аспект очень важный, и очень много таких сообщений. Нам пишут, что просто у людей денег нет. «Если бы зарплаты наших граждан были достойными, то они бы каждый отдыхали за границей». Скажите, пожалуйста, все настолько просто? Действительно только потому, что денег нет? Галина Силласте: Вы знаете, я думаю, что сегодня это несколько преувеличенное или гипертрофированное представление, потому что… Дело в том, что, конечно, это очень важный мотив. Согласитесь, если тем более ориентироваться на зарубежную поездку, то, в общем-то, сама дорога чего стоит. И далеко не все страны, если тем более мы возьмем Западную Европу – это отнюдь недешевый туризм, безусловно. Но при этом надо учитывать, что и население у нас уже настолько сильно дифференцировано, что практически каждый выбирает свой сегмент туристический, причем курортный (я бы так уже его теперь называла, потому что и такой сегмент тоже уже образовался). Поэтому, конечно, ни в коем случае нельзя отрицать, что в целом для общей массы россиян, тем более не мегаполисов, хочу это подчеркнуть, а средних городов, малых городов (а их у нас в России абсолютное большинство), этот мотив, безусловно, важен. И отрицать его ни в коем случае нельзя. Виталий Млечин: Он важен, несомненно. Но он решающий? Он единственный, который важен? Галина Силласте: Вы знаете, я не думаю, что он является абсолютным, стопроцентным мотивом, потому что за этим мотивом, конечно, стоит еще и определенное желание. Любая такая поездка, вообще поездка за рубеж или по России – это, вы знаете, склонность к динамике. Либо вы в таком состоянии, когда вы любите просто сидеть, созерцать и никуда не двигаться. Либо у вас просто такая динамика, которая позволяет вам находить маршруты. И, вы знаете, с этой точки зрения, я хотела бы сказать еще о двух интересных резервах, которые меняют маршрутизацию нашего летнего отдыха. Меняет еще один очень конкретный факт, о чем только что у вас была беседа с вашим гостем: люди не являются больше пришитыми или не сидят на якорях около своего дома. Наличие индивидуального транспорта практически раскрепостило и эту сторону дела, поэтому поехать куда-то, посмотреть что-то – это сегодня на самом деле для россиян, в общем-то, такая вещь, которая стала уже естественной. Но опять хочу сказать, что, конечно, отрицать стратификацию между жителями мегаполисов, больших городов и доминантной частью российского населения, куда входят 80%, малых городов России, конечно, тут было бы наивно и некорректно. И вот отсюда еще один момент. Я поинтересовалась в последнее время, каким образом у нас используется в России наш водный транспорт. Виталий Млечин: Так? Галина Силласте: Водный транспорт – это все, что относится у нас к очень интересному туризму и отдыху одновременно. И посмотрела динамику востребованности у нас водного отдыха, то есть то, что у нас имеется теплоходный туризм по российским нашим водам, начиная от Соловок и кончая Астраханью, или наоборот – поездки уже по Лене. И, вы знаете, это тоже еще один очень интересный аспект, потому что динамика последних десяти лет показывает, что россиян… В частности, допустим, я посмотрела то, что касается Москвы. Из Москвы очень много, все-таки у насимеется конкретная точка отправления от канала имени Москвы и куда угодно. И в результате – идет постоянный рост людей, которые все больше и больше ориентируются обязательно на такой вид отдыха. А этот вид отдыха, конечно, совершенно замечательный, потому что он вообще сам по себе отдых активный, с одной стороны, потому что у вас каждый день другие города, каждый день у вас новые экскурсии. Вы познаете свою страну изнутри так, как вы не прочтете ни в каком учебнике, ни в каких воспоминаниях. Это очень потенциальный и интереснейший вид и отдыха, и познания. Поэтому, понимаете, вот тоже еще очень большой ресурс, который в нашей стране. И если его освоить, то потом можно предлагать эти маршруты да любому Западному миру. Я не включаю здесь только Западную Европу, а намного шире смотрю. Поэтому это тоже колоссально интересный ресурс, который может быть еще дополнительно разработан. И если мы, допустим, имеем…. Я посмотрела, допустим, по каталогам. Да, очень интересные маршруты имеются по рекам во Франции. Я, конечно, неволей задалась вопросом: а почему, допустим, такую же красивую маршрутизацию не составить, замечательные туристические маршруты по рекам России? То есть предложения, и не только самим россиянам, но и более активные, коммерческие предложения российских маршрутов, познание России, понимание России через такие замечательные туристические рекламные агентства, которые могут способствовать развитию нашего речного транспорта, – я считаю, это тоже очень интересный ресурс. Поэтому, в общем-то, вывод, к которому мы сегодня, безусловно, можем прийти, как вывод один из самых первых, с точки зрения изменений и всего рынка, и востребованности этого рынка отдыха, рекреации, – это то, что у нас россиян стали намного подвижнее, многократно. И с этой точки зрения, изменение интереса к маршрутам – как западноевропейским, так и своим – оно проходит последние три-четыре года очень интенсивно. Даже я посмотрела 2019 год. Ну куда мы могли тогда поехать? Но, в общем-то, люди и в этот период времени, когда разрешало, конечно, государство двигаться, естественно, не нарушая правила, люди старались куда-то выехать. Виталий Млечин: Спасибо огромное вам. К сожалению, время наше уже закончилось, к огромному сожалению. Галина Силласте: Поэтому я хочу пожелать нашим другим зрителям: познавайте свою страну, познавайте свой край, потому что здесь кладезь того, что мы с вами еще не знаем. И, безусловно, море удовольствия от отдыха семейного. Виталий Млечин: Да, страна у нас большая, мягко говоря. Спасибо, спасибо вам огромное. Галина Силласте, профессор социологии, научный руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве России.