Виталий Млечин: Ну а теперь хорошая новость: лето все-таки наступило, хотя еще неделю назад были в этом сомнения определенные. В Центральной России тепло, в Москве сегодня просто жарко. Самое время обсудить, где можно отдохнуть, пока вновь не вернулись холода. А в нашей стране это быстро происходит. Марианна Ожерельева: К сожалению. По словам заместителя председателя Правительства Дмитрия Чернышенко, около 50 тысяч туристов в этом году смогут воспользоваться чартерными программами туроператоров, которые организованы при поддержке государства. Благодаря этому стоимость путевок значительно снизится. Вот надо обсуждать. Виталий Млечин: Да. Но всего 12 направлений, мы их сейчас вам покажем, собственно эти субсидированные чартеры. Бурятия, Владивосток, Дагестан, Чечня, Калининград, Татарстан, Тобольск, Тюмень, Сахалин, Алтай, Камчатка и Карелия – вот эти направления. Ну и давайте разбираться, кто может получить эту скидку. Где вы будете отдыхать? Пожалуйста, расскажите нам. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. И прежде чем мы начнем беседовать с экспертом, посмотрим небольшой сюжет об отдыхе летнем. СЮЖЕТ Марианна Ожерельева: Красиво. Виталий Млечин: Ну смотрите, какая красота! Да? Соответственно, давайте теперь разберемся, насколько это все доступно. С нами на прямой связи вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян. Алексан Мушегович, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Алексан Мкртчян: Здравствуйте. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, вот эти субсидированные чартеры, еще какая-то помощь государства за отдых в России – насколько это сложно реализуемо для простых людей, то есть насколько просто получить это все? Алексан Мкртчян: Ну, то, что касается кешбэка туристического, то это очень просто. Там 20 тысяч рублей. Вам надо иметь карточку МИР, прийти в любое турагентство, и вам помогут зарегистрироваться на сайте мирпутешествий.рф, и дальше выбрать тот тур, который вам нужен. Это очень просто. Но, к сожалению, эта программа… сейчас очередной этап закончился недавно, теперь мы ждем новый не раньше конца сентября. Но то, что вот сейчас мы ждем – это действительно… Единственное, что неправильно вам сказали, что 60 тысяч кешбэка на Дальний Восток. Нет, 40 тысяч. Президент подписал. 40 тысяч рублей – максимальная планка кешбэка. И, конечно, надо быстрее это внедрять, потому что президент подписал срок – до 30 сентября. И мы хотели бы, чтобы это было сделано до 30 июля, потому что люди планируют, кто живут в европейской части России, планируют путешествие на Дальний Восток за два-три месяца. То есть, чтобы в августе люди поехали, надо, чтобы они в июне уже позаботились о покупке туров. А туры, да, подешевели сильно. На Камчатку сейчас можно полететь вдвоем за каких-то 80 тысяч рублей на неделю – с перелетом, с проживанием, с питанием. Да, экскурсии в эти суммы не будут входить, надо чуть больше выделить на экскурсии, тем не менее впервые в истории России полетели чартеры на Камчатку в этом году, а в прошлом году (и в этом году будет продолжение) – на Сахалин. Марианна Ожерельева: Вот тут было заявление, что сервис не хуже зарубежного. Понятно, что сейчас такой тренд, мы все это сравниваем. А давайте по-честному. Оно стало похуже, потому что крупные корпорации уходят с рынка и так далее, или все-таки уже научили этому бизнесу своих, и можно не волноваться, и это действительно будет не суровая история на той же Камчатке или на Сахалине, в Якутии и Бурятии, где очень красиво, но тяжеловато бывает все-таки отдыхать? Алексан Мкртчян: Ну смотрите. Дело в том, что потихоньку сервис растет. И это «потихоньку» длится уже давно, мы это видим, это процесс такой постоянный и, к счастью, непрерывный. Просто есть регионы, где он уже… Ну, Сочи. В Сочи была Олимпиада, да? Марианна Ожерельева: Там за 25 тысяч в сутки. Мы удивились! Алексан Мкртчян: Подождите, Марианна, давайте я вам скажу другой совет. Цена высокая? Пожалуйста, не надо ехать в Сочи. Я точно такой же отель, такой же уровень качества, питания, сервис, он даже чуть лучше, но только за 15, даже за 13 тысяч в сутки – Крым. Вы же понимаете, что сейчас творится? Дело в том, что Сочинский аэропорт – единственный открытый на всем побережье. Все остальное закрыто: Анапа, Геленджик, Симферополь. Все закрыто. Марианна Ожерельева: Согласна. Алексан Мкртчян: И поэтому Крым резко опустил цены. Вот сейчас, я вам скажу, роскошные «четыре звезды» в Крыму стоят 5–6 тысяч рублей всего лишь, с питанием на двоих, в сутки. Это то, что в Сочи стоит десять и выше. Марианна Ожерельева: Надо добраться еще успеть. Тут такие ограничения! В последний поезд забежать и вагон тот самый. Алексан Мкртчян: Подождите! Ну никто не отменял автобусы, никто не отменял собственные автомобили. Да, действительно, вы правы, билетов на поезд на ближайшие 30–40 дней нет. Ну, можно сесть и из Москвы спокойно доехать и, кстати, намного быстрее. Поезд идет 35 часов, а автомобилем можно доехать… Марианна Ожерельева: Ладно, давайте на восток двигаться. Алексан Мкртчян: Давайте. Марианна Ожерельева: Там сервис как? Вот Крым – хорошо. Краснодарский край – хорошо. А повосточнее? Алексан Мкртчян: Повосточнее? Резко растет сервис сейчас в кавказских республиках. Мы видим, что и Карачаево-Черкесия, и Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня, Ингушетия – здесь гигантский прирост! Мы в этом году Дагестану прогнозируем плюс 70%. Отдых на побережье Каспийского моря, причем не только Махачкала, а все: Избербаш, Дагестанские Огни, Дербент. Везде будет хорошо в этом году в Дагестане. Если смотреть туда, дальше, то это, конечно, Алтай и Байкал, если еще восточнее. Это два огромных центра притяжения. К сожалению, не хватает отелей у нас. На Алтае и Байкале хватит пальцев одной руки, чтобы посчитать пятизвездочные отели. Но отели, где три и четыре звезды, уже есть в достаточном количестве. И если совсем далеко смотреть, то это Дальний Восток. В этом году жители Дальнего Востока могут спокойно отдыхать у себя на Тихом океане, в заливе Петра Великого, где созданы все условия для отдыха. Марианна Ожерельева: А если мы хотим, то это 40 тысяч, вы сказали, да? Можно слетать? Алексан Мкртчян: Да, в тот же Южно-Сахалинск… Марианна Ожерельева: И «все включено»? Алексан Мкртчян: Нет, не «все включено». Это, к сожалению, у нас не везде развито. Вот сейчас в Анапе очень хорошо, уже более 40 отелей работают по этой системе. На Дальнем Востоке пока у нас нет отелей по системе «все включено». Но перелет, проживание, завтраки, трансферт, страховка – вот это уже будет в 40 тысяч рублей на человека включено, на Сахалин. Марианна Ожерельева: И это два дня в Сочи. Как было в сюжете: 25 тысяч/сутки. И самое главное – есть же спрос. Получается, если есть такое предложение, то люди покупают. А откуда? Как? Алексан Мкртчян: Послушайте, многие люди были лишены возможности путешествовать вот так далеко, скажем, из той же Москвы на Камчатку или на Сахалин. Считалось, что это безумно дорого. И вот чартеры, да, действительно позволили резко снизить стоимость. Виталий Млечин: А почему чартеры дешевле? Ведь, казалось бы, регулярные рейсы, наверное, должны быть более выгодными. Алексан Мкртчян: Нет, не совсем. В чартерах – это то, что, во-первых, дотируется государством, то есть туроператор получает за каждого пассажира деньги. А во-вторых, авиакомпания дает совершенно другую цену, потому что неважно, сколько летит в самолете человек, туроператор платит одинаковую цену. Поэтому авиакомпании абсолютно не волнуются за загрузку. И всегда, неважно куда – за границу, по России, чартер всегда дешевле «регулярки», это априори. Марианна Ожерельева: А вот с точки зрения… Сегодня все-таки открыты границы с Турцией, те же чартеры работают. Подскажите, все-таки эта конкуренция нам в плюс или в минус – для развития внутреннего туризма? Алексан Мкртчян: Любая конкуренция всегда в плюс, Марианна, не бывает конкуренции в минус. Как только исчезает конкуренция, получаются сразу две вещи… Марианна Ожерельева: Но Турция не перетягивает на себя больше сегодня, как раньше? Или перетягивает по-прежнему? Алексан Мкртчян: У нас катастрофически не хватает перевозок в Турции, катастрофически. Сейчас спрос превышает предложение примерно на 30–40%. Билетов в Турцию нет на ближайшие 10 дней из 15 городов России. Марианна Ожерельева: Да вы что? Ну надо же, какая тенденция! Не забыли турецкое побережье, получается. Виталий Млечин: Но при этом регулярное авиасообщение налажено, да? Просто недостаточно самолетов летает? Алексан Мкртчян: Вот у нас сейчас летает 450 рейсов в неделю, а нам нужно примерно 550–600, чтобы удовлетворить потребности всех россиян в отдыхе в Турции. Виталий Млечин: А почему не получается? Там чьи авиакомпании летают – наши или турецкие? Ведь, казалось бы, у российских авиакомпаний должно быть достаточно сейчас свободных самолетов. Алексан Мкртчян: Нет, к сожалению. Наоборот, у нас гигантская проблема с самолетами. Вы же знаете, многие наши самолеты арестовываются за рубежом. Вот недавно в Шри-Ланке арестовали. У нас в основном сейчас перевозка, конечно, идет на турецких авиакомпаниях. Виталий Млечин: Вот в чем дело. Понятно. Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое. Виталий Млечин: Спасибо. Марианна Ожерельева: Очень интересно! Спасибо. Виталий Млечин: Алексан Мкртчян, вице-президент Альянса туристических агентств России, был с нами на прямой связи. Давайте продолжим говорить о летнем отдыхе, теперь побеседуем с Ольгой Санаевой, вице-президентом Российского союза туриндустрии. Ольга Анатольевна, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Ольга Санаева: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Вот нам пишут из Астраханской области: «Хотелось бы отдыхать: Крым, Черное море, Карелия, Питер, Алтай и Байкал». Это такие общеизвестные точки притяжения? Получается, ничего нового не появилось? Или же пандемия как-то перенаправила потоки? Ольга Санаева: Ну нет, конечно, то основное, что в спросе, оно, безусловно, осталось. И, наверное, это хорошо, что многие наши брендовые территории все более узнаваемые. Но если говорить о чем-то, что появилось нового, то любые такие программы, о чем мой коллега говорил… Предположим, на Сахалин идет массовая перевозка, и туроператоры получают дотации, чартерные. И получается туризм уже тогда более массовым, и больше людей способны куда-то выехать. Поэтому направления – это не только интерес территорий, то, чем располагает территория либо регион, а это еще и условия, которые позволяют, скажем так, за нормальные деньги туда долететь и хорошего качества получить отдых. Марианна Ожерельева: Мы как-то говорили, помнишь, про туризм на железной дороге, когда у тебя вагон – это отель на колесах. И сегодня все больше появляется таких направлений. А с чем это связано? Потому что там есть какое-то удобство, и ты в короткий срок можешь посмотреть все ключевое? То есть не самому ехать, организовывать эту поездку, а тебя привезли в Ингушетию, в Дагестан, ты день провел где-то, а ночью ты в отеле на колесах. И так далее. Или же мы понимаем, что все-таки необходимо развивать эти направления? Вот сами не едут. А тут тебе все «под ключ» – и тогда клиент на такую уловку идет. Ольга Санаева: Да, особенность нашей страны – это огромные территории и зачастую большие расстояния от одних интересных дестинаций (направлений) до других. Поэтому когда мы говорим о путешествиях, наверное, знаете, таких культурно-познавательных, где идет сочетание и исторических мест, и природы, то здесь железнодорожные круизы как нельзя кстати. И был у нас Транссиб, всегда существовал. Это такой очень притягательный способ путешествия, и не только для россиян, а сколько вообще в том числе для туристов. Поэтому, да, в этом году запускалось достаточно большое количество таких, скажем, пробных железнодорожных круизов. Они себя оправдали, показали высокую востребованность. Марианна Ожерельева: В Карелию очень интересный тур, там ретро-поезд. Ольга Санаева: Да. По Кавказу очень хороший делали. Казань, Нижний Новгород. Такие коротенькие, может быть, путешествия, когда человек живет в вагоне. Тем более что сегодня у нас есть вагоны, которые оснащены и душами, и туалетами. То есть это по сути действительно такой некий отель на колесах. Марианна Ожерельева: Звоночек? Виталий Млечин: Да, из Краснодарского края. Здравствуйте, Вугар. Слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Зритель: Я хочу добавить, что… Вот я как-то раз ехал в Краснодарский край со своей семьей и посещал я такие места, которые… Ну, как бы не особо много денег было, малоимущие. Я посещал такие места… Я сам как бы из Краснодарского края и знаю места такие, где дешевле. Марианна Ожерельева: Это какие места? Зритель: Вот взять Темрюк, тоже хорошо: море, песок, белый песок и чистая-чистая вода тоже, теплая-теплая вода. И цены адекватные, не такие цены, которые я сейчас слышу по телевизору. Это вообще кошмар! Марианна Ожерельева: Да, космос, мы с вами согласны. Спасибо вам большое. Зритель: Нет-нет-нет. Цены, что сейчас показывают… Я могу вам сразу сказать, что если ближе к Сочи, в этих краях, цены там – космос. А если взять Темрюк, Голубицкую или Кабардинку, то вот в Кабардинке много… Там вечером можно прогуляться, там кафе. Там такие места красивые! Можно посидеть, поболтать, посмотреть. Виталий Млечин: А гостиницы есть там такого высокого уровня? Зритель: Гостиницы есть, да. Но разные гостиницы. Там же смотря какие условия вы хотите. Марианна Ожерельева: Смотря какой уровень хочется. Зритель: Разные, да. Уровень? Я не могу сказать, вот в баллах я не могу сказать. Есть средние, есть выше, есть еще дороже. Вот мы снимали гостиницу. Я скажу – вы не поверите! За полторы. Марианна Ожерельева: Это в каком году? Зритель: Это было где-то шесть лет назад. Марианна Ожерельева: Ну вот. Зритель: Где-то шесть лет назад мы ездили. Марианна Ожерельева: Спасибо вам, спасибо. Виталий Млечин: С тех пор, наверное, подорожало немножко. Марианна Ожерельева: Явно подорожало. Виталий Млечин: Спасибо большое, Вугар. Марианна Ожерельева: Еще про Калининград пишут. А сегодня на фоне сложностей с Европой это направление стало менее привлекательным? Может быть, боятся лететь? Или все-таки тоже востребованный тур? Ольга Санаева: Это очень востребованное направление. Тем более что количество самолетов, которые этим летом полетят в Калининград, увеличено, и увеличено за счет того, что есть предложения полетов не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но подключились и другие города, где есть уже прямое сообщение с Калининградом. Пусть немножко более прохладное, но это тоже море. Балтика хороша. Это такая наша маленькая Европа. Нет, туда потоки растут. Калининград был в таком увеличивающемся спросе. И опять же это потому, что инфраструктура. Возвращаюсь к собеседнику, который до этого был. Я абсолютно согласна, что у нас еще громадное количество каких-то неоткрытых таких маленьких регионов и территорий. Но все-таки очень важно, чтобы цены были разными, чтобы спрос был удовлетворен – и на низкий кошелек, и на высокий, высокое качество. Это нормально, когда есть разноуровневые отели и предложения. Марианна Ожерельева: Вот кошелек всех очень волнует, безусловно, все-таки за это же люди платят и, более того, копят. Хабаровский край: «В Сочи отдых дороже, чем в Хорватии. Зачем тогда Сочи?» Все-таки мы же часто ценник этот видели, да? Ну дорого отдыхать, дорого! Виталий Млечин: Дорого. Ольга Санаева: Не могу сказать, что абсолютно все дорого. Все-таки, знаете, надо смотреть, наверное, в большей степени не на абсолютную стоимость, а на соотношение цены и качества, что лежит в этих деньгах Виталий Млечин: Да. Марианна Ожерельева: И это тоже вопрос. Ольга Санаева: Потому что зачастую, когда мы сравниваем «все включено» и пять звезд, то говорим, что это один отдых. Или какой-то, может быть, недорогой кемпинг. Но еще раз подчеркиваю: должно быть и то, и другое. То, что нашей инфраструктуре подрастать еще надо – безусловно, и здесь никто не спорит. Ну, для этого многое делается. И надо сказать, что все-таки за последнее время достаточно много было построено уже и отелей, и гастрономический наш ресурс серьезно повысился. Транспортная проблематика существует, с этими проблемами надо работать. Но то, что государство делает и по кешбэку, и по субсидиям, и по субсидиям на детский туризм – это действительно тоже имеет место быть. И хотелось бы, ну да, чтобы этого было больше, но тем не менее инфраструктура необходима разная. И придорожный сегмент тоже важен. То есть это такой огромный комплекс задач. Виталий Млечин: Вот у людей сформировалось уже мнение. На самом деле многие пишут примерно следующее, вот из Хабаровского края: «Пять раз отдыхал в Таиланде, еще хочу. В России очень дорого. И не очень понятно, за что платишь». То есть все-таки качество не всегда соответствует той цене, которая выставлена. Марианна Ожерельева: Да. Виталий Млечин: Вот скажите, пожалуйста… Понятно, что в каких-то раскрученных местах, типа Сочи того же и Крыма, прогресс налицо, что называется, ну, потому что вся страна туда смотрит и большое количество денег туда вкладывается. А в каких-то менее известных местах тоже идут эти процессы? Или не дошли еще пока туда? Ольга Санаева: Да, конечно. Мы все-таки северная страна, и территорий теплых, морских, тем более таких более круглогодичных, как приводит зритель пример Таиланда… А тем более, что эта страна формировала туристический блок достаточно давно. И самое главное, что природные рекреации и ресурсы позволяют это делать круглогодично. У нас все-таки этого меньше, поэтому это тяжелее, это экономически тяжелее, где-то менее целесообразно. Поэтому в нашей стране, наверное, никогда… Это нормально, понимаете, что не будет до конца хватать. И года не будет по погоде до конца хватать, потому что достаточно короткий сезон. Это нужно учитывать. Но то, что у нас есть, как я говорю, некие морезаменители – озера, реки, то, что у нас есть культурно-познавательный туризм, то, что у нас есть природные ресурсы какие-то уникальные, иные – это Камчатка, это Сахалин, это плато Путорана, это Сибирь наша, если хотите, и это тоже отдых, но он немного другой. Марианна Ожерельева: Спрашивают еще про круизы по воде. Где они сегодня? Развиты/не развиты? Вот слышала, что по Волге есть, но тоже опять же была оговорка, что это очень дорого. Ольга Санаева: Нет, это не очень дорого. Но, с другой стороны, речной круиз в силу того, что он включает в себя одновременно как бы и проживание, и транспорт, и, как правило, в речной круиз уже все включено, тем не менее наши традиционные круизы по Волге великолепные. Да, высокая стоимость. Например, круиз по Енисею, во-первых, и длительный, но те красоты и, в общем, то, что человек получает за эти деньги – это тоже очень ценно. И для кого-то это доступно, а для кого-то доступны, может быть, более короткие круизы. Ну, их много. Рек у нас, слава богу, много. Другое дело, что касается теплоходов, то здесь, конечно, многим нужна реновация, и нам нужно судостроением озаботиться. Но рек вполне достаточно: и Дон, и Волга, и Кама, и Амур, и Лена, и Енисей. То есть круизы есть, конечно. Марианна Ожерельева: Существуют все-таки, да? Ольга Санаева: Да. Виталий Млечин: Жалуются наши зрители на цены. Вот из Челябинской области пишут: «Купили билет на самолет до Сочи – двое взрослых и один ребенок пяти лет – за 60 тысяч рублей. Вылет из Екатеринбурга. Дороговато», – пишут нам. Ольга Санаева: Смотрите. Это то, о чем мы говорили. Если мы говорим о регулярном рейсе, то как ценообразование возникает? Сколько-то билетов есть небольшой стоимости, сколько-то – большой. И чем ближе к вылету, тем дороже билеты на регулярный рейс. Почему чартерные практически одинаковые? Потому что оператором сразу же выкупается блок, то есть самолет целиком. Поэтому, знаете, здесь нужно понимать: если хочешь, чтобы все-таки подешевле при том же качестве было путешествие, все же необходимо озаботиться заранее покупкой, в том числе билетов, например, и тогда будет другая цена. Виталий Млечин: Конечно. Марианна Ожерельева: Спасибо вам, спасибо. Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Ольга Санаева, вице-президент Российского союза туриндустрии, была с нами на прямой связи. Вот предложение из Пензенской области: «Можно было бы предусмотреть кешбэк на отдых для пенсионеров с внуками в санаториях России разного уровня». Марианна Ожерельева: Очень разумно, да? Виталий Млечин: Ну конечно. Марианна Ожерельева: Как вариант. Виталий Млечин: Пенсионерам тоже, вообще-то, надо отдыхать. Марианна Ожерельева: Хотелось бы. Приморский край: «Очень дорогой отдых в России, непозволительная роскошь». Ну и Курская область: «Надо беречь свою Родину и отдыхать за границей». С чувством юмора всегда было у наших телезрителей хорошо. Виталий Млечин: Да, с чувством юмора все хорошо. А вот практический совет, Ивановская область: «Чудесный город Кинешма. Есть гостиницы, частный сектор, красавица Волга, экскурсии и просто город красивый».